Этими указаниями переполнены как евангелия, так и Деяния апостольские и все апостольские послания, как и апокалипсис. Перечислять их нужды нет (напр. Откр. гл. 2 и 3; Тит.3:9–10 ; 2Тим.4:14 и т.п.). Стоит прочитать послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, чтобы видеть, как стойко, бодрственно и неусыпно стояли св. апостолы на страже, оберегая чистоту Христова евангелия. «Есть лжеапостолы, – предостерегает св. Павел коринфян, – лукавые делатели, которые принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела светла; неудивительно, если и служители сатаны принимают вид служителей правды» ( 2Кор.11:13–15 ). «Есть люди, смущающие вас, – предостерегает св. Павел галатийцев, – желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь опять говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли от нас, да будет анафема. Это потому, что евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:7–9, 11–12 ). «Аще кто приходит к вам, и сего Христова учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите», – заповедует и Иоанн Богослов ( 2Ин.1:10 ). «Блюдитеся от псов, – предостерегает св. Павел филиппийцев, – блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от разделения. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова» ( Флп.3:2, 17–18 ). Святые апостолы даже друг над другом бодрствовали, чтобы предусмотрительное приспособление их к обстоятельствам и к терпимым воззрениям людским, по апостольскому правилу – «всем быть вся, да всяко некие спасут» ( 1Кор.9:22 ), – чтобы такое приспособление не причиняло соблазна и вреда немощным ( Гал.6:11–15 ; Деян.21:15–25 ); чтобы даже истинная, но таинственная, неудоборазумеваемая апостольская проповедь не была искажаема и превращаема в пагубное заблуждение ( 1Пет.3:15–17 ; Иак.2:14–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Этими указаниями переполнены как евангелия, так и Деяния апостольские и все апостольские послания, как и апокалипсис. Перечислять их нужды нет (напр. Апок, гл. 2 и 3; Тит.3:9–10 ; 2Тим,4:14 и т. п,). Стоит прочитать послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, чтобы видеть, как стойко, бодрственно и неусыпно стояли св. апостолы на страже, оберегая чистоту Христова евангелия, «Есть лжеапостолы», – предостерегает св. Павел коринфян ( 2Кор.11:13–15 ), – «лукавые делатели, которые принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела светла; неудивительно, если и служители сатаны принимают вид служителей правды. Есть люди, смущающие вас», –      предостерегает св. Павел галатийцев ( Гал.1:7–12 ), – «желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь опять говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли от нас, да будет анафема. Это потому, что евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа, Аще кто приходит к вам, и сего Христова учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите », –заповедует и Иоанн Богослов (2Ин. ст. 10). «Блюдитеся от псов», – предостерегает св. Павел филиппийцев, – «блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от разделения, Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова» ( Фил.3:2–17–18 ). Святые апостолы даже друг над другом бодрствовали, чтобы предусмотрительное приспособление их к обстоятельствам и к терпимым воззрениям людским, по апостольскому правилу – всем быть вся, да всяко некие спасут, – чтобы такое приспособление не причиняло соблазна и вреда немощным ( Гал.6:11–15 ; Деян.21:15–25 ); чтобы даже истинная, но таинственная, неудоборазумеваемая апостольская проповедь не была искажаема и превращаема в пагубное заблуждение ( 1Петр.3:15–17 ; Иак.2:14–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Ис. 66:15 и сл.; Дан. 7:9 ; Мф. 3:11; 25:41 ; 2Фес. 1:8 ), сберегаемые огню на день суда и погибели нечестивых, когда мир будет также преобразован и обновлён (3:13). 8. От вас 397 же, возлюбленные, не должно быть сокрыто одно то, – объясняет теперь апостол христианам видимое замедление исполнения обетования Господа Бога, возвещённого пророками и Господом Иисусом Христом, – что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день 398 , для дел и управления Божьего миром не применима мера времени для дел и деятельности людей: Бог в один день может создать то, что человек только в тысячу лет, и наоборот: тысячелетний период – для Бога не есть долгий период, пред Богом не дольше дня; и, следовательно: 9. Не медлит Бог исполнением обетования, как это видимое неисполнение Богом Его обетования некоторые слабые в вере, нетерпеливые христиане считают медлением, но долготерпит ради вас 399 , не желая, чтобы кто-нибудь из тех, кому проповедуется евангелие, погибли, но чтобы все пришли к покаянию, переменили свой образ мыслей и обратились ко Христу 400 . Бог по своей любви не только послал Сына Своего единородного в мир, чтобы верующих в Него спасти и сделать блаженными ( Ин. 3:16 ), но и не допускает, чтобы наступил конец мира, пока не будет проповедано евангелие о царстве Его всем народам ( Мф. 24:14 ). В 10–13 ст. апостол, наконец, в противоположность отрицанию насмешников пришествия Господа, утверждает, что день Господень придёт, и мир будет преобразован, и присоединяет наставление христианам, чтобы в ожидании этого страшного и желанно-радостного для них дня они жили свято и благочестиво (ср. 1:3), чтобы войти в царство Господа (ср. 1:4, 11). 10. Придёт 401 день Господа Иеговы, придёт Господь наш Иисус Христос 402 , неожиданно, внезапно, как тать ночью 403 , и тогда (ν  – в этот день) небеса прейдут, исчезнут с быстротой молнии 404 ( Исх. 34:4 ; Откр. 6:14 ), стихии же, небесные тела 405 , разгоревшись, в сильном огне и жаре, разрушатся, и земля и дела, принадлежащие и существенно свойственные земле, сгорят 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Примеры суда Божия ( Иуд.1:5–8 ). Архангел Михаил и дальнейшее изображение лжеучителей ( Иуд.1:9–13 ). Грядущий на них суд Божий ( Иуд.1:14–15 ). При виде лжеучителей читатели, по наставлению апостольскому, сами должны стоять в вере и любви ( Иуд.1:16–20 ) и увлеченных лжеучителями возвращать к вере ( Иуд.1:21–23 ). Славословие Богу Спасителю ( Иуд.1:24–25 ). Иуд.1:1–3 .  Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. По глубокому смирению, св. Иуда называет себя не братом или сродником Господа по плоти, но рабом Его. Вместе с тем, именует себя братом Иакова-Праведного, первого епископа Иерусалимского, пользовавшегося высоким уважением в Церкви Христовой и даже у неверующих иудеев. «По моему мнению, – замечает блаж. Феофилакт, – для настоящего Апостола достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как он назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому Апостолу доставить большое доверие от слушателей слова». Читателей послания Апостол именует «освященными» ( ηγιασμνος) или, по более заверенному (в код. Синайск., Ватиканск., Парижск., Сирск., Вульг. и др.) чтению, «возлюбленными» ( ηγαπημνοις), «званными» ( κλητος), т. е. обычным апостольским приветствием в обращении к общинам, христианам (ср. Иак.1:1 ; 1Пет.1:1 ; 1Кор.1:2 ). «Говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собою пришли, но привлечены и призваны Отцом. Он желает, чтобы им умножились милость, и мир, и любовь: «милость» потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; «мир» потому, что и его даровал нам Сам Бог и Отец: примирив с Собою нас, оскорбивших Его, через Сына Своего Иисуса Христа; «любовь» потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Истина по апостолу есть сила, имеющая значение не только для человеческого ума, но являющаяся нормой всего поведения и всего существования человека, как это видно из выражений: быть от истины, иметь в себе истину, творить истину, ходить, стоять, быть в истине ( 1Ин. 1:6, 8; 2:4, 21; 3:19; 4:6; 5:6 ; 3Ин. 1:3, 8, 12 и др.). Она по апостолу освобождает человека от греха ( Ин. 8:32, 34 ). Это есть всё, что Бог открыл роду человеческому в Иисусе Христе и чрез Него о спасении, чтобы он, веруя в Сына Божьего, имел жизнь вечную. „Аз на сие родихся и на сие приидох, – говорит Господь, – да свидетельствую истину, и всяк, иже от истины, послушает гласа моего» ( Ин. 18:37 ). И ещё: Аз есть путь и истина и живот ( Ин. 14:6 ). Познание истины не ограничивается по апостолу только теоретическим познанием, усвоением известных положений евангельского учения, но должно быть всецелым проникновением истиной, так чтоб она сделалась внутренней силой, заправляющей всей жизнью человека, которая и свидетельствует о том, что человек – от истины и пребывает в ней, по ней думает, чувствует и ходит, что бывает, когда человек находится в тесном личном благодатном общении с Истиной, Господом нашим Иисусом Христом. 2. Ради истины 666 , заключает апостол приветствие, пребывающей в нас; и 667 с нами будет она вовек. 3. Будет 668 с нами благодать, милость, мир 669 от Бога Отца 670 и Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви 671 . Христиане, говорит апостол, пребывают в истине (1 ст.) и истина пребывает и, заверяет он, пребудет в них вовек. Она, сделавшись в них внутренней действующей силой, проявляется в них в любви друг к другу, объединяя их в одно общество (ср. 1Ин. 1:7 ), в Церковь Христа, причём и дары им от Бога Отца во Христе: благодать, милость и мир, которые пребудут у них, заверяет апостол, вечно, будут открываться и характеризоваться в них истиной и любовью, хождением их в истине и любви. 2. Наставление ходить в истине и любви с предостережением от влияния со стороны лжеучителей 4–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Но что же тогда хочет сказать Апостол в этом стихе? По мысли святых отцов-толкователей Священного Писания, здесь речь идет о ходатайстве Святого Духа, изливающегося в наших молитвах, «дабы действием Своим укрепить немощь нашу и непредусмотрительность и ходатайствовать перед Богом о том, что полезно для нас» (Св. Амвросий Медиоланский ) 28 . Это вполне подтверждается следующим местом из Послания Апостола Павла к Ефесянам: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» 29 ( Еф.3:20 ). В Апостольских Посланиях под силою Божиею вполне определенно понимается благодать Божия, т.е. действие Святого Духа (См., напр. 2Кор.12: 9 ). Поэтому «ходатайство неизреченное» – это помощь благодати Святого Духа при совершении молитвы (См.: 1Кор.12:3 ), она выражается в укрепление духовных и телесных сил молящегося, в принятие нашей молитвы по ходатайству Духа Отцом Небесным и исполнение того, что нам действительно необходимо для спасения 30 . В этом заключается промыслительное и освящающее для верующих действие Третьего Лица Святой Троицы в Церкви, после её возникновения в День Пятидесятницы. Весьма странно звучит утверждение «пророка обновленного христианства» о том, что молитва на иных языках «стимулирует веру» (См.: Причина При этом, как обычно, совершенно не по теме, приводится новозаветная цитата: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым» ( Иуд.1:20 ). Почему именно это место из Послания из Апостола Иуды стимулирует веру, становится ясно из его толкования К. Хейгиным: «Если Святой Дух сверхъестественно направляет слова, которые я говорю, то для того, чтобы говорить на языках, нужно проявить веру. Потому что я не знаю, какое слово будет следующим – я доверяю в этом Богу». То есть мы опять сталкиваемся с ложной духовностью неопятидесятников – опять видим утверждение о том, что молитва должна совершаться помимо ума и воли молящегося, что совершенно не соответствует Библейскому пониманию текста, как это было показано ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Три отрока в Вавилоне были брошены в печь, растопленную в семь раз сильнее, чем обычно ( Дан. 3:19 ). Персидский царь Артаксеркс имел семь приближенных князей ( Есф. 1:14 ). К Есфири он приставил семь девиц ( Есф. 2:9 ). Пророчество Захарии: «Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день» ( Зах. 3:9 ). Господь Иисус Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов ( Лк. 8:2 ). Нечистый дух возвращается с семью злейшими в человека, не занявшего сердце свое Божией благодатию ( Мф. 12:43–45 ). Притча о семерых братьях, бравших одну жену ( Мк 12:20–25 ). «Семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» ( Притч. 24:16 ). Семь в значении полного и всегдашнего прощения: «И если семь раз в день согрешит (брат – Г. Ф.) против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, –прости ему» ( Лк. 17:4 ). В другом месте Господь говорит о прощении до «седмижды семидесяти раз» ( Мф. 18:21–22 ). В Новом Завете – семь Соборных посланий (Иакова, 1–2 Петра, 1–3 Иоанна, Иуды). Семь посланий всей Соборной Кафолической Церкви. – Число семь в тварном мире (природе) Семь как число полноты, встречается в тварном мире, в природе. Так, по представлению Талмуда, существуют семь небес. Велон – занавес, который поднимается и опускается над солнцем. Ракиа – место, к которому прикреплено солнце. Шехаким – местонахождение кухни для праведников. Зебул – небесный храм, где архангел Михаил приносит жертву Богу Яхве. Меон – место пребывания ангелов. Маком – кладовая града и дождя, снега и тумана. Аработ – сокровище справедливости, благоволений и росы Воскресения. И над всеми этими семью небесами с их населением «царит Сам Великий Царь» (Хагига, 11б). По-видимому, от талмудистского представления и в народе говорят о «седьмом небе». Оптический спектр, т. е. весь видимый свет, образует семь основных цветов или, как говорят, семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все семь цветов и есть весь свет. Семь цветов радуги могут быть собраны призмой в белый цвет, а белый цвет может быть разложен на семь цветов. В мистике и созерцательном богословии существует учение об онтологическом значении каждого из этих цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

16. Если кто увидит, что брат его согрешает грехом не к смерти 639 , то он будет просить, и своей молитвой даст ему жизнь (ср. Славянский перевод) 640 , как и всем, согрешающим 641 не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы видящий согрешающего брата молился о нём 642 . 17. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти. Всякое нарушение (δικα) праведности (δυχαιοσυνης) хотя бы это и не было явным нарушением определённо выраженного закона Божьего (νομα), есть грех, и, таким образом, – беззаконие (3:4), говорит апостол, и христианин не должен легко относиться к своим падениям, но всё же, как есть грех к смерти, удаляющий человека из общения со Христом безвозвратно, есть и грех не к смерти, не ниспровергающий до основания христианства согрешающего грех, поэтому могущий найти прощение (ср. 1:9). Об этом грехе верующий брат должен молиться. 18–20 ст. представляют заключение послания. Каждый стих начинается торжественным указанием на христианское сознание верующих: οδαμεν – мы знаем, на их уверенность в спасении. 18. Мы знаем, заключает апостол послание, что всякий рождённый (γεννηϑες) от Бога, как сын Бога, не грешит 643 ; но (λλ) всякий рождённый (γεννηϑες) от Бога, всякий, кто в рождении от Бога получил семя новой жизни, соблюдает себя, всегда старается соблюдать себя в общении с Ним и праведной жизни 644 ; и лукавый ( πονηρς) не может коснуться его, не прикасается к нему, чтоб держать его в своей власти 645 . 19. Мы знаем, что, мы от Бога, а 646 мир весь во зле (ν τ πονηρ) лежит 647 , и находится в общении с лукавым и во власти его. 20. Мы знаем, что Сын Божий 648 пришёл 649 и дал (перфект) нам разум 650 , чтобы мы знали Истинного (τν ληθινν) 651 ; и мы пребываем (σμν) в Истинном 652 , (пребывая) в Сыне; Его Иисусе Христе; Сей 653 есть истинный Бог и жизнь вечная. Утвердив истину о Боге Отце и Сыне Его в сознании читателей против еретиков, отрицавших Божество Иисуса Христа и необходимость Богосыновства Его 654 , апостол вспоминает ещё опасность для читателей от окружающего их идолопоклонства и заканчивает послание увещанием к ним хранить себя от идолов:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

В частности, изменения богословской терминологии. Немало положений в догматическом учении ЕХБ идет вразрез с Православием. Семь основных принципов деятельности ЕХБ: 1. Священное Писание – основа вероучения. 2.Учение о Церкви. 3. Заповедь крещения и хлебопреломления принадлежит исключительно возрожденным людям. 4. Независимость каждой поместной общины. 5. Полноправие всех членов общины. 6. Свобода совести для всех. 7. Отделение Церкви от государства. О Священном Предании По первому принципу следует сказать, что кроме Св. Писания существует Св. Предание, которое есть учение Самого Иисуса Христа и апостолов, преподанное ими устно, а позже записанное. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21:25 ). О том, что многое из учения Христова передавалось устно, есть и другие свидетельства в Священном Писании : «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна ( 2Ин. 12 ); «…три лета день и ночь не переставал учить со слезами каждого из вас» ( Деян. 20:31 ), Итак, мы видим, что апостол Павел три года трудился среди ефесян, но до нас дошло всего одно небольшое послание. Могло ли такое послание охватить все, чему учил апостол? Апостол Павел хвалил коринфян, которые «хранят предания» ( 1Кор. 11:2 ), и настаивал на том, чтобы предания хранились в христианских Церквах: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес 2:15 ). «Какие предания, – говорят баптисты, – если в Библии все сказано! И если кто прибавит к тому что или отбавит что, у того отнимет Бог участие в книге жизни...» – ссылаются они на Откровение ( Откр. 22:19 ). Действительно ли в Библии обо всем уже сказано? В послании Иуды ( Иуд. 1:9 ) мы читаем о споре архангела Михаила с диаволом о теле Моисея. Подстрочно идет сноска на соответствующий текст Ветхого Завета, но мы нигде не найдем – ни в Ветхом, ни в Новом Завете – параллельных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

По Иоанну, заповедь Божия та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. Во всяком пребывающем в любви и исповедующем, что Иисус есть Христос, Сын Божий, так в рождённом от Бога и знающем Бога, Бог пребывает и он в Нём. Рождённый же от Бога и пребывающий в Нём, имеющий данного Им духа, побеждает мир и тот грех-зло, в котором мир лежит=«такой не грешит, а хранит себя, и лукавый не прикасается к нему». И эта победа, победившая мир, и есть наша вера в Иисуса Христа именно как Сына Божия ( 1Ин.2:14 = 1Ин.3:6, 9, 3:23–2, 4:7, 15–16 и далее, 1Ин.5:1, 4–5 ). В Нём наша жизнь и спасение от мира, лежащего во зле ( 1Ин.5:13, 18–19 ); Он пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе, истинном Боге и жизни вечной ( 1Ин.5:20 ). А всё евангелие Иоанна так проникнуто этой мыслью о Христе, как свете, духе, истине, пути и жизни, о том, что познание истины нас свободит, что излишне указывать отдельные места. То же и в Апокалипсисе ( Откр.2:13, 3:8 и т. д.). Мысль о делах тьмы и света пронизывает всю эту книгу, и победа света над тьмой всегда и везде выставляется в ней, как достойный плод веры. Мученики побеждают клеветника братии наших кровью Агнца и словом свидетельства своего ( Откр.12:10–11, 14:12–13 ), «острым мечом, исходящим из уст Спасителя, т. е. Его словом» ( Откр.19:15 ), облёкшим Его воинствующую церковь -невесту в белый и чистый виссон ( Откр.19:13–14 , ср. Откр.19:8 ), т. е. праведность. Это герои, цари, судьи и священники в борьбе за веру и с помощью веры, в борьбе до крови ( Откр.20:4, 6, 21:7–8, 27, 2:3–5, 14–15 ), подобные героям веры в ( Евр.11 ) гл. Этим героям (ср. Зах.10:5 ) с кровью на челе, со всеми признаками победы, доставшейся кровавой борьбой с мировым злом=мученикам, как осуществителям веры на деле, и достаётся царство и участие в вечери Агнца. То же и в послании Иуды: увещание подвизаться за веру ( Иуд.1:3 ), назидать и созидать себя на ней, как на фундаменте, и ожидать милости от Господа Иисуса Христа для вечной жизни ( Иуд.1:20–21 ), чрез Которого может соблюсти верующих от падения и поставить пред Своей славой непорочными в радости Единый премудрый Бог , Спаситель наш ( Иуд.1:24–25 ). Везде, таким образом, подвиг, спасение от падения и непорочность являются результатами веры, её произведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010