Петр. Бесспорный же факт близкого сходства, не только по мысли, но часто и по выражению, отдела 2Пет.2:1–3:3 с посланием Иуды породил в библиологической и толковательной литературе многочисленные попытки установить факт литературной зависимости одного послания от другого с признанием одного оригинальным, а другого компилятивным, заимствованным. Причем в новое время западная библейско-критическая наука чаще всего склонялась к признанию самостоятельности за посланием Иуды, а заимствования – в послании 2 Петра. Но в действительности оба послания вполне самостоятельны, и о рабской литературной зависимости одного из этих посланий от другого, с православно-церковной точки зрения, не может быть речи. Все же более приемлема мысль, что послание Иуды написано после послания 2 Петра, как видно, что собственное предсказание Ап. Петра по ( 2Пет.3:3 ) о появлении «ругателей» воспроизводится у Ап. Иуды ( Иуд.1:17–18 ), именно как прежнее речение апостолов. Если же послание Иуды написано после послания 2 Петра, то оно могло появиться не раньше 66–67 гг., хотя и недолго спустя, – несомненно, до разрушения Иерусалима (70 г.), на какое событие, как на разительное проявление суда Божия, Апостол, несомненно, указал бы читателям (наряду с другими явлениями Божественного суда, приводимыми им), если бы он пережил катастрофу Иерусалима. Место написания послания Иуды определить невозможно по отсутствии необходимых для того данных. В русской литературе, кроме перевода толкований блаженного Феофилакта и толкования Преосвящ. Михаила на послание Ап. Иуды («Толковый Апостол» II), имеются два обширных и весьма обстоятельных ученых трактата критико-библиологического содержания – проф. прот. Д. И. Богдашевского: один – в «Богословской Энциклопедии» (Спб. 1906) т. VII, столб. 520–527: «Иуда и его послание»; другой – в «Опытах» по изучению Священного Писания Нов. Завета» вып. I (Киев 1909), с. 241–269. Глава I Увещание верующих подвизаться за веру и блюсти ее в чистоте и святости против соблазна лжеучителей ( Иуд.1:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Писатель третьей книги Маккавейской не более известен, чем писатели первых двух. В древних изданиях латинской Библии эта книга приписывается первосвященнику Симону II-мy, о котором говорится во 2-й главе книги 1089 , и который жил в период времени от 233, до 177 г. до Р. X. Но – это лишь одно предположение, основывающееся, очевидно, на современности Симона с описанными событиями, и на том соображении, что он был самым авторитетным и образованным лицом своего времени. Иосифу Флавию неизвестны были, как вторая, так и третья Маккавейские книги 1090 . Цель написания книг Маккавейских – усматривается в том, чтобы продолжить историю народа Божия после времен персидского владычества и передать памяти потомства дивные опыты покровительства небесного над сим народом в самых несчастиях его, а также указать образцы геройской веры и преданности отечественным законам избранных сынов Израиля. Читая книги Маккавейские, можно наблюдать, как постепенно оскудевал князь от Иуды, и как Господь, сокрушая политическую мощь своего народа и омертвевшие формы ветхозаветной обрядовой религии, руководил сынов Своих к религии духа и веры в наступающие времена великого примирителя народов, Обетованного Мессии. Обозрение содержания книг Маккавейских Первая книга Маккавейская, сделав краткое замечание о завоеваниях Александра Македонского и распадении его монархии, и предложив картину страшного гонения Антиоха Епифана на религию и национальность иудейскую (гл. 1), повествует далее о восстании Маттафии священника на защиту веры и отечества (гл. 2), затем излагает подвиги сыновей его: Иуды Маккавея (гл. 3–9), Ионафана (гл. 9 (ст. 23)-11), Симона (гл. 12–16) и заключает общим примечанием о заслугах сына и преемника Симонова – Иоанна Гиркана (гл. 16–18). Вторая книга Маккавейская не есть продолжение первой, а лишь прибавление к оной, или наиболее подробное изложение некоторых событий из времен Иуды Маккавея. В первых двух вступительных главах ее содержатся два послания к египетским братьям по вере, от лица палестинских Иудеев, касательно претерпенных ими страданий за веру, а также предуведомление автора книги о своем труде (гл. 1–2). Затем идет повествование о кровавых междоусобиях и изменничестве недостойных первосвященников иудейских – Симона, Иасона, Менелая и Лизимаха, и, как бы, в дополнение к ним рисуется страшная картина неистовств Антиоха Епифана над Иудеями и их святыней (гл. 3–5). После этого, предлагаются высокие образцы нравственно-религиозной доблести и преданности вере отцов своих, в возвышенных примерах старца Елиазара, Саломии и семи ее сыновей (гл. 6–7). В остальных же главах книги, описываются воинские доблести Иуды Маккавея в борьбе его с сирийскими гонителями – до победы над Никанором, военачальником царя Дмитрия 1-го Сотера (гл. 8–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Побуждением к написанию послания Иудина, по указанию самого писателя, послужило то обстоятельство, что в общество христиан вкрались нечестивые люди, которые благодать Божию обращали в случаи к распутству и, под видом христианской свободы, дозволяли себе всякие мерзости; через что соблазняли верующих и религию христианскую в глазах язычников делали предметом посмеяния ( Иуд. 3:4 ). Сходство обличений у Апостола Иуды с обличениями у Петра ( 2Петр. 3:1; 2:15; 3:9 ) и Иоанна ( Апок. 2:9,14,20 ) дает право с вероятностью заключать, что здесь разумеются одни и те же лжеучители, о коих предсказывал Петр и на появление коих указывают Иоанн, и Иуда. С вероятностью также можно полагать, что здесь по преимуществу разумеются евиониты, которые, по замечанию св. Епифания, 168 усвояли все худое из всех сект, или николаиты, в секте коих проповедовали разврат, как средство самоумерщвления. Против сих то и подобных еретиков Апостол Иуда почел за нужное написать верующим увещание с тою целью, дабы они подвизались за веру, однажды преподанную святым ( Иуд. 3 ). § 89. Время написания Поскольку Апостол Иуда в 17 и 18 стихах своего послания упоминает о предсказаниях св. апостолов касательно появления еретиков, показывая, что эти предсказания исполнились (т. е. во время написания послания), а поскольку под этими предсказаниями преимущественно разумеет предсказание Апостола Петра, находящееся во втором его послании ( Иуд.18 ; сн. 2Петр.3:3 ; сравни также 2Тим.3:1 ), то нет сомнения, что послание Иуды явилось после 67 года по Р. Х. около которого явилось второе Петрово послание. Сличая содержащиеся в этом послании Иуды облечения состояния Церкви в первом веке, обыкновенно приходят к заключению, что послание Иуды написано в последних годах века апостольского, по мнению Миллия, около 90 года по Р. X. (Proleg. S 147), когда Иерусалим был разрушен и народ иудейский рассеян по всему лицу земли; на что указывается в следующих словах этого послания: воспомянути же вам хощу, ведущим и вам единою сие, яко Господь люди от земли Египетския спасе, последи невтеровавшия погуби ( Иуд.5 ). § 90. Содержание и разделение

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Содержание послания соответствует цели его. После надписания послания, Апостол Иуда излагает побуждения к написанию послания и показывает главный предмет как послания, так и деятельности тех христиан, к которым пишет – подвизаться за святую веру, издревле им преданную (ст.3); далее Апостол показывает, почему необходимо христианам подвизаться за веру: потому что вкрались в среду их опасные лжеучители, причем дает краткое описание их свойств, лжеучения, действий, жизни и судьбы, подобной судьбе неверовавших Иудеев, злых Ангелов и жителей Содома и Гоморы (ст. 4–16). В заключительной части послания дается наставление, как предохранить себя от лжеучителей, и как христиане должны поступать в отношении к себе самим и к другим (ст. 17–23). Наконец, воссылается слава Богу, могущему соблюсти христиан (ст. 24–25). Подлинность послания Одно из преданий, указанных в этом послании (относительно предсказания Еноха), вошло в апокрифическую книгу «Еноха», а другое (о борьбе Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея) – в книгу «Восхождение Моисея»; поэтому подлинность послания Иуды подвергалась сомнению. Но упоминание о том или другом предмете апокрифических книг не может делать недостойными те богодухновенные книги, в которых говорится о том, что действительно было, и о чем сохранилось предание, которое лить нескоро вошло в богодухновенное писание, поэтому и упоминание в послании Иуды о предсказании Еноха и борьбе о теле Моисея не может быть достаточным основанием для отвержения подлинности сего послания, так как эти события несомненно были, но сохранялись в предании, и потом вошли в писания отреченные (апокрифические), а после и в канонические. Первое упоминание о послании Иуды находится у писателей еще II-ro века: Климента, епископа Римского, у Тертуллиана и потом у Оригена . В каталоге Муратория это послание относится к соборным Апостольским посланиям. Церковное употребление послания. В Православной Церкви из послания Апостола Иуды читается за богослужением: 1–10 стихи во вторник Сырной недели;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1057–1060. Краткий комментарий на 2 Петр помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. А. Сгатег’а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 1017–1024. Комментарий на избранные стихи из 1 Петр и Иуд. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125. col. 1253–1288 (2 Петр). PG 126. col. 85–104 (Иуд.ж). Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 222–238 (2 Петр); 276–284 (Иуд). Соборные послания Иоанна Климент Александрийский , авт. PG 9, col. 733–740. Очень краткий комментарий к 1 и 2 Ин, только на латинском. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1059–1062. Краткий комментарий на 1 Ин. Помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. А. Сгатег’а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 1021–1024. Комментарий на избранные стихи из 1 Ин. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 126. col. 9–84. Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 239–275. Подробный, последовательный комментарий на 1, 2 и 3 Соборные послания Иоанна. Исследования, комментарии Богдашевский Д., (еп. Василий). Лжеучители, обличаемые в посланиях ап. Иоанна. Киев, 1890. Богдашевский Д., (еп. Василий). Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета. Т. I: Соборные послания. Киев, 1909. Сагарда Н. Первое соборное послание ап. Иоанна Богослова. Полтава, 1903. Ярошевский Г. Соборное послание апостола Иакова. Киев, 1901. Соборное послание Иакова План Иак Смысл скорбей (искушений) (1, 4, 5) Вера и дела по Посланию Иакова (2) Бедность и богатство, отношение к миру (1, 2, 5) Проблема учителей. Два вида мудрости (3) О Таинстве Елеосвящения (5) Семинар 20. Общие сведения о Соборных посланиях. Иак Домашнее задание Найти две основные версии, почему послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды называются Соборными (см. Приложение 3). Сопоставить высказывания Иак и Евр о вере и делах. Дать объяснение имеющимся параллелям (см.: Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М„ 2001. С. 355–356).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Характерная черта этого послания, определяющая его исключительное положение среди книг Нового Завета, состоит в использовании апокрифической иудейской литературы. На этом основании некоторые исследователи приходят к выводу, что Иуда адресовал свое послание еврейской аудитории, но материалы, к которым обращается автор, свидетельствуют скорее о его культуре, чем о культуре его читателей. Цитаты из Вознесения Моисея и Книги Еноха в ст. 9 и 15 и, возможно, других апокрифов в ст. 6 и 8 поставили это послание под сомнение в тот период, когда церковь устанавливала священный канон (список книг, подлежащих включению в Новый Завет). Однако возвышенное учение о богодухновенности Писаний не мешает библейским авторам цитировать не только Библию , но и другие источники. Сам Павел делает это в 1Кор. 10:7 ; 2Тим. 3:8 и Тит. 1:12 (ср.: Деян. 17:28 ). Несмотря на то что перед включением в канон некоторые подвергали это послание сомнению, его цитация раннехристианскими авторами доказывает, что оно имело хождение по меньшей мере с начала II в. (См.: Апокрифы и апокалиптика/Новый библейский комментарий: В 3 ч. СПб., 2000. Ч. 2. С. 562–569.) Какое значение имеет Послание Иуды для нас? Как и мы, Иуда жил в эпоху, когда терпимости отдавали предпочтение перед верой и считали все религии одинаково законными средствами поиска высшего существа. Поэтому он призывает подвизаться за веру в единого Бога, однажды преподанную святым (3,4). Автор решает свою задачу четырьмя путями: 1 . Он напоминает об опасности, бесплодии и предрешенном конце лжеучителей (5–16). 2 . Он призывает народ Божий молиться и возрастать в христианской вере (20,21). 3 . Он заверяет верующих в неизменности Божьих замыслов (24). 4 . Он призывает не упускать возможности проповедовать Евангелие (22,23). Эти предостережения и призывы полезны современным христианам не меньше, чем первым читателям Иуды. См. также главу «Читая послания». Дополнительная литература Kelly J. N. D. The Epistles of Peter and Jude, BNTC (A. and С Black, 1969).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Где именно написано это послание, определить нет возможности за недостатком данных. Глава 1. Приветствие и вступление (1–3). Лжеучители: примеры Божия суда (4–8). Архангел Михаил (9). Дальнейшее изображение обольстителей (10–13). Пророчество Еноха и апостолов (14–19). Увещание (20–23). Заключительное славословие (24–25). 1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: 2 милость вам и мир и любовь да умножатся. 1–2. Иуда: см. предисловие к посланию. – Раб Иисуса Христа: см. прим. к Иак. 1:1 .– Брат Иакова: праведного, первого епископа Иерусалимского (см. предисловие к посланию Иакова и Иак. 1:1 ; Иуд. 1:1 ). Делает это прибавление апостол, может быть, для того, чтобы отличить себя от Иуды Искариота и от другого известного ученика апостольского Иуды, прозванного Варсавою ( Деян. 15:22 ). Апостол Иаков праведный, по глубокому своему смирению, не пожелал сказать, что он брат по плоти (названный) его Учителя и Господа, а наименовал себя рабом Его. Так же поступил и брат его апостол Иуда, не назвав себя братом Христа по плоти и еще по смирению поставив себя и ниже брата своего Иакова, отдавая ему предпочтение пред собою. Может быть, указанием на апостола Иакова имелось в виду обратить особенное внимание читателей на послание, так как Иаков праведный пользовался особенным уважением в Церкви Христовой. – «По моему мнению, для настоящего апостола, достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому апостолу доставить большее доверие от слушателей к учению слова» (Феофилакт). – Призванным: к вере во Христа, чрез проповедь Евангелия, из царства греха и смерти ( 2Сол. 2:14 ; Деян. 26:18 ) в Царство благодати и жизни, призванным как из иудеев, так и из язычников, без различия ( Рим. 8:28 ), которые вняли гласу божественному ( Ин. 6:44 ) и обратились от тьмы к свету и от заблуждения к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

После приветствия (1–2 ст.) апостол указывает цель своего послания: увещание читателей подвизаться за веру (3 ст.), и повод написания его: появление среди них нечестивых людей, прелагавших благодать Божью в распутство и отрицавшихся единого Владыки Бога и Господа Иисуса Христа (4 ст.). Далее апостол указывает на суд Божий, древле постигавший нечестивых (5–7) и в трёх отделах (8–11, 12–15 и 16–23 ст.) изображает современных нечестивцев, причём в заключении каждого из первых двух отделов возвещает суд им (в 11 ст. и 15 ст.), а в заключении последнего даёт наставление христианам, как они должны вести себя в отношении к ним (23 ст.). В 24 и 25 ст. апостол заканчивает послание славословием Богу. Время написания послания с точностью определить нельзя, вероятно оно было написано после смерти ап. Иакова (62 г.), несколько ранее 70 года или несколько позднее 422 , ибо по приведённому рассказу Егезиппа ко времени царствования Домифана оставались в живых только дети или внуки апостола. Если он писал к Малоазийским христианам, то очевидно он писал уже после смерти апостолов Петра и Павла, насадивших там христианство и писавшим к ним свои послания, т. е. после 67 года. Если он писал к христианам Палестины и отчасти Сирии, то – тогда, когда, по другому рассказу Егезиппа (Евсевий, Ц. Ист. IV, 22), там после смерти ап. Иакова появились развращённые люди с задатками в своём учении позднейшего гностицизма, на что содержится ясное указание в самом послании ап. Иуды, т. е. опять в конце 60-х или в 70-х годах. На основании предания, что ап. Иуда был после брата своего ап. Иакова епископом в Иерусалиме, можно предполагать, что и послание он написал также из Иерусалима. Характер послания хорошо определяет уже Ориген (в комментарии на ев. Мф.) „Иуда написал послание, – говорит он, – содержащее мало стихов (25 ст.), но исполненное речами, сильными небесной благодатью, во введении послания говоря: Иуда Иисуса Христа раб, но брат Иакова». Образ выражения мыслей в послании сильный, картинный, связь мыслей – глубокая и ясная. По резким краскам и полным силы чертам в изображении, по обилию сравнений и библейских изречений послание представляет вид пророческого словами, как и все апостольские произведения, полно указаний на ветхозаветные писания, как на откровение непреложной воли Божией о новозаветном царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Примечание. Многие западные толкователи, считая ап. Иакова, Иуду, Симона и Иосию сыновьями Алфея или Клеопы и отожествляя ап. Иакова, брата Господа, с Иаковом Алфеевым, апостолом из 12, и ап. Иуду, брата Господа, отожествляют с Иудой, апостолом из 12, который по ним в евангелии Лк. 6:16 и Деян. 1:13 называется Иудой Иаковлевым, а в евангелии Мф. 10:3  – Леввием, и в ев. Мк. 3:18  – Фаддеем (и оба раза вместе с братом своим Иаковом Алфеевым), который, наконец, в евангелии Ин. 14:22 отличается от Иуды предателя. То обстоятельство, что он, как и его отец, имел несколько имён, говорят, было обычным явлением. Православная Церковь признаёт ап. Иуду за одного из 70 апостолов и память его празднует 19 июня. 2. Читатели послания Своих читателей апостол называет „возлюбленными Богом, званными и сохранёнными для Иисуса Христа» (1 ст.), но не указывает страны, где они жили. На том основании, что изображаемые в послании лжеучители описываются апостолом частью подобно тому, как изображаются лжеучители и хулители во втором послании ап. Петра, частью, как изображаются Николаиты и Валаамиты в Апокалипсисе ( Откр. 2:14 ), некоторые толкователи думают, что ап. Иуда писал своё послание к тем же христианам, что и ранее ап. Пётр, а впоследствии ап. Иоанн, т. е. христианам из язычников в Малой Азии. Другие же думают, что послание было написано к христианам Палестины и отчасти Сирии, так как 1) лжеучители с характером антиномистическим, – считавшие для себя всё позволительным и христианской свободой прикрывавшие свою безнравственность, служение плоти, – были в то время не только в Малой Азии, но и в Македонии (см. Фил. 3:17 ), а следовательно, могли быть и в других церквах, в Палестине и Сирии, 2) так как ап. Иуда говорит о лжеучителях, уже появившихся в Церкви 420 , и, следовательно, мог речи ап. Петра применить также и к другим лицам 421 , и 3) наконец, так как вероятно, что ап. Иуда проповедовал, главным образом, в Палестине, где у него и остались дети и внуки. 3. Содержание послания, время и место написания, характер и подлинность его

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

«Апостольские постановления» называют И., брата Господня, 3-м епископом Иерусалима (Const. Ap. VII 46). Предание о том, что И. возглавлял христ. общину Иерусалима, отразилось и в апокрифических «Деяниях ап. Павла» (II в.): «...вступил я в Церковь великую с благословенным Иудой [во главе], братом Господним, который первый преподал мне благую любовь веры [нашей]» (New Testament Apocrypha/Ed. W. Schneemelcher. Louisville, 1992. Vol. 2. Р. 264 (рус. пер.: Скогорев А. П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское евангелие детства Спасителя. СПб., 2000. С. 234). Эти сведения противоречат Деян 9. 10, где ап. Павла в Церковь вводит ап. от 70 Анания . Один из апостольских списков , ошибочно атрибутируемый свт. Епифанию Кипрскому (т. н. список Псевдо-Епифания, V-VI вв.), сообщает, что ап. И., брат Господень, был епископом Иерусалима в течение 7 лет, «благовествовал Евангелие Христово по всей Иудее и Самарии, написал Соборное Послание, имел двух сыновей - Иакова и Зокира, умер в Иерусалиме славно» ( Schermann. 1907. P. 113). Однако в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского 3-м Иерусалимским епископом назван Иуст ( Euseb. Hist. eccl. III 35; IV 5). Получившая широкое распространение во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. гипотеза о том, что И., брат Господень, является одним лицом с Иудой Варсавой, отвергнута большинством совр. комментаторов НЗ (см. подробнее в ст. Иуда Варсава ). О проблеме отождествления И., брата Господня, с автором Послания Иуды см. в ст. Иуды Послание . Ап. Иуда Иаковлев Отождествление И., брата Господня, с ап. Иудой Иаковлевым было сделано блж. Иеронимом Стридонским в «Книге о знаменитых мужах» ( Hieron. De vir. illustr. 4//PL. 23. Col. 613) и прочно вошло в церковную лит-ру и литургическую традицию, однако не носило в древности повсеместного характера (напр., в сир. сборнике Lond. Brit. Mus. Add. 14601 (IX в.) среди 12 апостолов назван И. Иаковлев, а в числе 72 апостолов указаны И., брат Господень, и Иуда, автор Послания ( Esbroeck. 1994. P. 116-117)). Болландисты также считали И., брата Господня, и ап. Иуду Иаковлева одним и тем же лицом (ActaSS. Oct. T. 12. P. 437). Против их идентификации выступили мн. исследователи XIX-XX вв. (В. Эрмони, Дж. Г. Таскер, архиеп. Димитрий (Самбикин), К. М. Керр, Р. Браун, Л. М. Перетто, К. Л. Бломберг, А. Главинас, Р. Обер и др.), поскольку в НЗ братья Господни упоминаются наряду с апостолами, а не в их числе (Ин 2. 12; Деян 1. 14) и в отличие от апостолов они не верили в Спасителя во время Его земной жизни (Ин 7. 5) (см. подробнее в ст. Братья Господни ).

http://pravenc.ru/text/1237747.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010