Ч. редки: резная каменная иконка предположительно из Новгорода, датируемая не ранее XV в. (собрание А. С. Уварова, ГИМ), с композицией «Гроб Господень» на одной стороне, с полуфигурой святителя с надписью:             - на другой, облачен в фелонь, с омофором, в левой руке - Евангелие, правой двуперстно благословляет; для облика Г. Ч. нетипична средней длины окладистая борода ( Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня, XI-XV вв. М., 1983. 160). Живописный образ Г. Ч. представлен на столбике царских врат (Москва, 2-я пол. XVI в. (ГТГ)) - прямолично, в рост, рядом с образом свт. Василия Великого. В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота - облик святителя описан следующим образом: «Старец кудрявый, с короткою бородою» (Ч. 3. § 8. 17); в рус. традиции, согласно иконописным подлинникам XVIII в., он «сед, плешив, брада проста, подоле Николины (свт. Николая Мирликийского), риза кресты багор, испод вохра, амфор и Евангелие» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 49; то же см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 193). В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) о Г. Ч. сказано: «Типом славянин г. Неокесарии; великий старец, сед, с небольшой кругловатой бородой, почти средней величины; плешив; лицом худощав, но приятен, кроток и любвеобилен; одежда - фелонь и омофор. В руках посох, как у старика». В день памяти Г. Ч. вспоминается также явление Богоматери святителю, когда по Ее велению ап. Иоанн Богослов изложил Г. ч. краткий Символ веры. В своде чудотворных икон Божией Матери, собранном Е. Поселянином, под 17 нояб. приведены история Ее явления и текст Символа веры, однако прямого указания на существование иконы с таким сюжетом нет ( Поселянин. Богоматерь. С. 717-718). В ц. во имя свт. Григория Неокесарийского в Дербицах в Москве за правым клиросом находилась икона «Символ веры», а за левым - парная к ней икона «Отче наш» (обе - 1668-1669, ныне в ГРМ). В сборнике Поселянина упомянуто еще одно явление Богоматери со ссылкой на Г. Ч. как на рассказчика о чуде с блж. отроковицей Музой; повествование отнесено ко дню памяти святой - 16 мая (Там же. С. 281-282). Лит.: Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 76-77; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 488. С. 106; Ritter A. M.//LCI. Bd. 6. Sp. 453-454; Менолог. С. 193, 195, 198, 200, 201, 326; Этингоф О. Е. Византийские иконы VI-1-й пол. XIII в. в России. М., 2005. Кат. 15. С. 595-599. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

http://pravenc.ru/text/168083.html

701 ЦГАМО. Ф. 4997, оп. 1,д. 414, л. 98; тоже: Ф. 690, оп. 1, д. 8, л. 113. Протоколы. ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 65. Организационный план хозяйства артели «трудовая община Зосимова пустынь» на 1921 год. 703 ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1, д. 150, л. 51. О распределении покосов на 1924 год. В 1928 году в Зосимовой пустыни насчитывалось 7 хозяйств [ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1, д. 287, л. 61], включая отдельное хозяйство священника Димитрия Розанова и, видимо, аналогичное о. Михаила Виноградова. 704 ЦГАМО. Ф. 4997, оп. 1, д. 717, л. 1 – 15. Формуляр общей части хозяйств Зосимова пустынь 1920 года. 705 На Рудневском волостном съезде Совета крестьянских депутатов 4 декабря 1921 г. «поручили избранным на съезд представителям ходатайствовать перед съездом о принятии экстренных мер для разгружения Рудневской волости от рабочих Москвотопа ввиду их антисанитарного состояния и невозможности решить вопрос на местах» [ЦГАМО. Ф. 689, оп. 1, д. 100, л. 1. Протоколы]. Начало 1922 года ознаменовалось необходимостью расширять бараки в Зосимовой пустыни для тифозных больных Москвотопа [ЦГАМО. Ф. 689, оп. 1, д. 112, л. 15об. Протоколы. ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1, д. 218, л. 63. Докладная записка в Президиум Московского совета из Звенигородского исполкома]. 706 ЦГАМО. Ф. 689, оп. 1, д. 38, л. 125–127. Протоколы. В 1924 году для артели Зосимова пустынь были выделены покосы на участках Ломтиха и Отчина [ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1, д. 150, л. 51]. Также «выдано разрешение на сенокошение 28 десятин, по билету побочного пользователя от Нарского лесничества» в июле 1924 г. [ЦГАМО. Ф. 719, оп. 1, д. 222, л. 192об.]. 707 ЦГАМО. Ф. 4997, оп. 1, д. 1057, л. 28. Анкета 1921 г. Летом 1923 года распространение сельскохозяйственных знаний путем лекций, бесед и докладов проводилось агрономическим подотделом Звенигородского уездного земельного управления. Беседа на тему «Обследование озимого поля» в Архангельской, Зосимовой проводилась 9 августа агрономом Четвериковым [ЦГАМО. Ф. 719, оп. 1,д. 163, л. 135, 137об.]. 710 ЦГАМО. Ф. 719, оп. 1, д. 465, л. 5. Список госземимуществ Звенигородского УЗО уездного значения на 1 октября 1928 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

  После свержения Юстиниана за 6 лет сменилось 3 императора. Лишь в 717 г. на трон взошел самый удачливый узурпатор Лев III Исавриец (родом из малоазийской провинции Исаврия, 717–741 гг.). Он был по рождению крестьянин, в молодости оказавший важную услугу опальному Юстиниану II. Тот щедро наградил его и поставил на государственную службу. Лев проявил выдающиеся способности и сделал блестящую карьеру. В 717 г. положение Империи вновь было критическим. Лев совершил великий исторический подвиг спасения Империи и христианской цивилизации вместе с ней. С севера и запада ее теснили болгары. С востока подошли арабы. По существу, в Империи оставался один Константинополь, и тот осажденный со всех сторон. Осада длилась год (с августа 717 г. по август 718 г.), после чего арабы отступили, потеряв до 150 тысяч, и вернулись в Сирию лишь с жалкими 5-ю судами. Следующая их кампания была сухопутной. Война продолжалась почти все правление Льва, и лишь в 740 г. он окончательно разбил противника. В течение своего правления Лев реорганизовал всю Империю, построил новую армию, создал новую экономику, так что победа его не была случайной. Лев проводил много времени в Малой Азии, а среди тамошних епископов создался целый иконоборческий кружок. Они получили доступ к императору, и тот нашел их идеи вполне созвучными своим. Поэтому когда в 726 г. случилось извержение вулкана на дне морском возле Крита, Лев счел это знаком Божественного гнева за идолопоклонство Империи. Император созвал Тайный совет и сделал на нем сообщение о своих новых антииконных идеях. Однако патриарх Константинопольский святитель Герман отказался предпринимать какие-то действия без решения Собора. Поэтому Лев решил действовать постепенно. Вначале, в виде опыта, он приказал поднять иконы в церквах повыше, чтобы народ их не лобызал и не кланялся. За этим последовали другие полумеры. Но во многих частях Империи иконоборчество было воспринято в штыки. Особенно воспротивились его введению на Западе. Повсюду начались восстания. Еще папа Григорий II писал императору: “Тут находились коммерсанты из Рима, Галлии, из вандалов, из Мавритании, из готов, словом из всех внутренних стран Запада. Прибыв на родину, они рассказали каждый в своей стране о твоих ребяческих поступках, тогда повсюду стали бросать твои портреты на землю, попирать их ногами и уродовать твое лицо…”. Папа собрал в Риме Собор в 727 г. и подтвердил на нем законность иконопочитания.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

В.В. Болотов вообще считает, что главные причины иконоборчества были политическими, вызванными антиклерикальной политикой воинов-императоров. Не отрекаясь от христианства и Церкви, они хотели довести обрядность, внешние формы благочестия до минимума: они чествовали св. Крест и отметали св. иконы. 2. После свержения Юстиниана II за 6 лет сменилось три императора. Лишь в 717 г. на трон взошел самый успешный узурпатор Лев III Исавриец (т.е. родом из малоазийской провинции Исаврия) (717-741). Крестьянин по рождению, в молодости он оказал важную услугу опальному Юстиниану II. Тот щедро наградил его и поставил на государственную службу. Лев проявил выдающиеся способности и сделал блестящую карьеру. В 717 г. положение Империи вновь было критическим. Лев совершил великий исторический подвиг спасения Империи и христианской цивилизации вместе с ней. С Севера и Запада Империю теснили болгары. С Востока подошли арабы. По существу, в Империи оставался один Константинополь, и тот осажденный со всех сторон. Осада длилась год (с августа 717 г. по август 718 г.), после чего арабы отступили, потеряв до 150 тыс., и вернулись в Сирию лишь с жалкими пятью судами. Следующая их кампания была сухопутной. Война продолжалась почти все правление Льва, и лишь в 740 г. он окончательно разбил их наголову. В течение своего правления Лев реорганизовал всю Империю, построил новую армию, создал новую экономику. Так что победа его не была случайной. Лев проводил много времени в Малой Азии, а среди тамошних епископов создался целый иконоборческий кружок. Они добились доступа к императору, и тот нашел их идеи вполне созвучными своим. А когда в 726 г. случилось извержение вулкана на дне морском возле Крита, Лев счел это знаком Божественного гнева за идолопоклонство Империи. Император созвал тайный совет и сделал на нем сообщение о своих новых антииконных идеях. Однако патриарх Герман отказался предпринимать какие-то действия без решения собора, поэтому Лев решил действовать постепенно. Вначале, в виде опыта, он приказал поднять иконы в церквах повыше, чтобы народ их не лобызал и не кланялся. За этим последовали другие осторожные полумеры.

http://sedmitza.ru/lib/text/434784/

Напротив, если год выдался урожайный и цена на хлеб на рынках падала, то они не хотели, чтобы крестьяне рассчитывались с ними по низким рыночным ценам, а требовали большего. С арендаторами помещики поступали также самовольно: они по произволу надбавляли арендную плату и даже удваивали ее. Если арендаторы обязаны были доставлять хлеб в какое–нибудь отдаленное место, переправлять через море и если на пути к месту назначения хлеб погибал вследствие кораблекрушения, то помещики ни во что ставили такую беду и преспокойно требовали от арендаторов, чтобы они снова доставили полное количество подати. Словом, помещики старались притеснять поселян, сколько можно было. Церковь не оставляла без внимания бедственной участи колонов и арендаторов и употребляла зависящие от нее меры к улучшению положения сельского населения. Златоуст обличает бесчеловечных помещиков. Он взывает: «Как помещики злоупотребляют поселянами! Они обращаются с последними не лучше варваров! На претерпевающих голод, всю жизнь проводящих в трудовом поту они не страшатся налагать непосильные подати, и с каждым разом тягчайшие. Принесло ли плод поле или нет, они все–таки требуют свое». Блаж. Феодорит также возвышает голос в пользу поселян. В одном письме он умоляет помещиков о сострадании к колонам. «Умилосердитесь над крестьянами, которые не щадили труда и, однако, мало нажали». Августин энергично говорит против одного помещика, который вздумал притеснять колонов, требуя от них удвоенной подати; он взывает к его совести и грозит ему Страшным судом. Письма папы Григория Великого показывают, с какой заботливостью он относился к итальянским поселянам и какие наставления он давал духовным лицам, имевшим соприкосновение с тем или другим поселком. К иподиакону Анфиму Григорий так писал: «Не только в письмах, но, помнится, и лично я увещевал тебя, чтобы ты при исполнении своей духовной должности как наш наместник не столько заботился о временных (материальных) пользах Церкви, сколько о том, чтобы облегчить стесненное положение поселян и всячески охранять и защищать их против чьих бы то ни было несправедливостей». Тот же Григорий дает такой прекрасный наказ иподиакону Петру, который заведовал церковными имуществами в Сицилии: «Я желаю, чтобы ты с почтением относился к лицам благородным и мужам, известным своими заслугами, и не возбуждал гордостью нерасположение к себе с их стороны. Однако же если ты заметишь, что они позволяют несправедливость к бедным, то перестань быть смиренным и поднимай главу, так что будь покорен им, пока они поступают справедливо, и будь их врагом, если они начнут делать зло». Нет сомнения, заступничество Церкви не оставалось без успеха, ко благу угнетенных поселян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Становой пристав прибыл в монастырь 15 мая, прочитал им указ Областного Правления от 8 мая 1869 г. за 2419, коим предписывалось 30 семейств обязательно переселить для постройки ограды, и требовал от них, чтобы они исполнили приказ начальства, и переселились на отведенные земли в Урсою, сняв свои дома. Но поселяне кричали, что они никогда не оставят и не разорят своих жилищ. Пристав составил протокола, и препроводил к Бендерскому исправнику. Бессарабское Областное Правление, получив донесение, особым журналом представило дело о кицканских поселянах, изложив ход его от 1862 г. и до последнего события, на благоусмотрение генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии Коцебу. В апреле 1870 г. в монастырь прибыл губернатор Бессарабской области Генгардт, и увещевал духом кротости поселян снять свои дома с того места, которое занято будет оградою. Но поселяне упорствовали, о чем губернатор 1 июня 1870 г., приказал составить протокол на месте об упорстве и нежелании поселян подчиняться распоряжениям начальства. По возвращении в Кишинев губернатор выслал в Кицканы две роты солдат, которые и выселили поселян, разрушив и жилища упорных. Так было очищено место около нового храма, вследствие упорства непослушных поселян для монастыря. Между тем постройка храма, не взирая на эти неприятности, и на другие, возникшие среди братии монастыря по причине непослушания некоторых из младших к старшим во время пребывания игумена Феофана в Петербурге, в период времени с октября 1869 г. по апрель 1870 г. по делам монастыря, приближалось к концу. Видя это и радуясь духом, о. Феофан 26 мая 1870 г. заключил контракт с лучшим художником Петербурга Сергеем Верховцевым на устройство иконостаса для нового храма, и на написание для него местных икон в византийском стиле, и других икон и крестов всего на 24 252 руб. В августе 1871 г. иконостас, иконы, киоты и кресты и другие вещи, заказанные Сергею Верховцеву прибыли в монастырь. Постройка храма была закончена снаружи. Оставалось только поднять кресты на купола, установить иконостас, настлать полы. О. Феофан решил расписать стены храма масляными красками, и потому леса продолжали еще оставаться в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

732 ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1,д. 257, л. 13–14. Список лиц, не имеющих права избирать и быть избранными в Наро-Фоминский волостной совет, составленный 18 декабря 1925 г. 733 ЦГАМО. Ф. 719, оп. 1, д. 465, л. 2. Список госземимуществ Звенигородского УЗО уездного значения на 1 октября 1928 г. 735 ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1, д. 324, л. 19, 23–25. Список лишенных избирательных прав по трудовой земледельческой артели Зосимова пустынь, составленный 11 декабря 1928 года. Об атмосфере внутри бывшей обители после подселения Инвалидного дома можно судить и по такому документу от 15 мая 1928 года: «До настоящего времени в Инвалидном доме 9 средством борьбы с пьянством инвалидов и бродяжничеством являлось лишение их возможности выхода из дома путем отобрания обуви...» [ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1, д. 301, л. 130]. 736 ЦГАМО. Ф. 66, оп. 19, д. 345-А, л. 126, 128об.; также д. 343-Б, л. 165об.; Постановления Президиума Московского совета РК иКДза 1928 год. 739 ЦИАМ. Ф. 2303, оп. 1, д. 280. Протокол собрания трудовой земледельческой артели Зосимова пустынь о реорганизации артели (1928 г.). 740 Огаркова – трудница Мария Григорьевна Огаркова (род. ок. 1885 г.), в монастыре занималась рукоделием, в артели на общих работах. Устинова – трудница Ольга Устиновна Устинова (род. ок. 1888 г.), в артели на общих работах. 741 ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1, д. 301, л. 250, 253. Протоколы заседаний Наро-Фоминского ВИК-а за 1928 год. 742 ЦГАМО. Ф. 66, оп. 19, д. 346-А, л. 1,2. Постановления Президиума Московского совета РК и КД за 1928 год. 744 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 776, д. 580. Метрическая книга храма преподобного Марона в Панех за 1868– 1886 гг. Запись 5 о рожденных в 1875 году. 745 ЦИАМ. Ф. 2076, оп. 1, д. 12 и д. 11. Подробнее см. ссылку 95 в разделе Примечаний к части II, с. 216. 748 Усачевско-Чернявское женское училище было основано в 1833 году на капитал купца Чернявского в доме Усачева на Покровке. С 1859 по 1866 год размещалось на ул. Маросейке (совр. дом 11), а затем в собственном доме на Девичьем Поле (Зубовская ул., 14). Дом сохранился в сильно перестроенном виде. Число учениц здесь достигало 500. Рядом была элементарная школа, носившая имя Сергиевской (в честь великого князя Сергея Александровича), где воспитанницы Усачевско-Чернявского училища проходили практику. Училищем руководили в разное время такие люди, как журналист, поэт и переводчик С. Е. Раич, известный юрист и педагог М. Н. Капустин, профессор Московского университета, основатель Высших женских курсов В. И. Герье [Власов П.В. Обители милосердия. М., 1991. С. 215. Тоже: Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001. С. 323–324].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Король Эгфрид, высоко оценив (с. 718) – «добродетели, трудолюбие и благочести» (с. 718) Бенедикта, пожаловал монастырю еще 40 фамилий земли. Упоминание об этом становится точкой отсчета времени в истории монастыря св. Павла, но дата не приводится. Ведь новооснованный монастырь не самостоятелен, а является частью монастыря свв. апп. Петра и Павла. К тому же, земля сама по себе не имела сакрального значения до тех пор, пока на ней не заложили новые храм и кельи. ...Годом позже, по совету Эгфрида, или, более точно, по его приказу, Бенедикт избрал семнадцать монахов и препозита и пресвитера Кеолфрида и основал монастырь «св.Павла»... (с. 718). С момента основания второго «дома», монастыря св. Павла, время в «Жизнеописании» начинает течь двумя параллельными потоками. Одновременно, «в то же время» (с. 718) – Бенедикт назначает препозита и в монастырь св. Петра. История Эостервине, которого Бенедикт назначил управлять монастырем в свое отсутствие, выделена в тексте упоминанием времени. Начиная рассказ о деятельности препозита монастыря св. Петра, Беда пишет: Итак, упомянутый муж принял управление монастырем в девятый год от его основания и оставался па своем посту до самой смерти, четырьмя годами позже ... (с. 719). Течение времени в истории Эостервине незаметно на всем его протяжении. Беда рассказывает о его трудах так, словно они уложились в один долгий день. В жизни Эостервине нет особых событий, выходящих за рамки обязанностей препозита, нет упоминаний о том, каков он был как пресвитер. Единственное указание на время – указание на частоту повторяемости одних и тех же действий в течение четырех лет: Часто, когда он ходил по монастырским делам, он встречал работающих братий и имел обыкновение тотчас же помогать им в труде ... (с. 719). Время замедляется и конкретизируется к концу жизни Эостервине. Беда рассказывает о его предсмертной болезни: почувствовав приближение смерти, Эостервине еще два дня жил так, как он привык, и спал в одном дормитории с братией. Оставшиеся пять дней он провел «в более тайном месте» (с. 720). Наконец, последний день Эостервине на земле изображается автором как зарисовка из монастырской жизни:

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

560-565 ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы, посвященные поминовению всех без исключения усопших правосл. христиан 565-566 566-571 571-580 580-588 588-597 597-616 616-628 628-645 645-660 ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО БУДДИСТОВ крупнейшее неправительственное объединение буддийских школ и орг-ций, созданное 25 мая 1950 г. 660-661 661-662 ВСЕМИРНЫЙ ПАРЛАМЕНТ РЕЛИГИЙ встреча представителей различных религ. конфессий, проходившая 11-27 сент. 1893 г. в Чикаго (США) 662-663 663-668 ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета 668-680 «ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ КОНГРЕСС» самоназвание проходившего в К-поле 10 мая - 8 июня 1923 г. совещания представителей ряда Поместных Православных Церквей 680-683 683-685 685-686 ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН [Всероссийский союз православного демократического духовенства и мирян], создан 7 марта 1917 г. в Петрограде по инициативе части бывш. членов «группы 32-х» 686-687 687-688 ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ [ВООПИИК], добровольная самоуправляемая общественная орг-ция, занимающаяся проблемами изучения и сохранения исторических памятников 688-690 ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ (между ок. 1010 и 1035 - 1101), кн. полоцкий (1044-1101), сын полоцкого кн. Брячислава Изяславича († 1044), правнук равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича 690-692 692-693 693-694 694-695 695-704 «ВСЕХ РАДОСТЕЙ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ келейный образ прп. Серафима Саровского - см. Серафимо-Дивеевская «Умиление» икона Божией Матери 705-706 ВСЕХ СВЯТЫХ НЕДЕЛЯ 1-я неделя (воскресенье) после праздника Пятидесятницы, в к-рую совершается память всех святых 706-707 707-717 717-718 718-719 ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации св. мощей в 1918 - кон. 20-х гг. XX в. 719-721 ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения

http://pravenc.ru/vol/ix.html

264] теми же словами, что и второе минейное сокращение; в ркп. 466: «бе бо некто муж в Ростове Кириил именем с супружницею своею Мариею именем благоверна и боящася Бога». В 466 сокращение помещено в службе преподобному Сергию на 25 сентября как чтение по 2-й кафизме, а в 264– отдельно и не при службе. Второе проложное сокращение, назначенное для чтения по 6-й песни канона,– в рукописях л. 412; 136, л. 555, и 599, 640, 641, 643, 699, 717 и 718. Начинается: «Сей преподобный и богоносный отец наш Сергие родися в граде Ростове...» В 136, 599, 641, 643 и 718 сокращение помещено в самой службе преподобному Сергию как чтение после 6-й песни канона, а в 116, 640, 699 и 717– отдельно, вслед за службою. Кроме Пахомиевых проложных сокращений принадлежащего Епифанию жития преподобного Сергия, известно еще краткое житие его, читаемое в первой части «Софийского Временника» Строева (398) или во второй Софийской летописи «Полного собрания русских летописей» (т. VI, с. 120); начинается: «Сей блаженный Сергей родися в Ростове от блаженну родителю». Когда и кем составлено это житие, остается неизвестным, но в нем находим мы несколько новых, из неизвестного нам источника взятых сведений против Епифания и Пахомия. Наконец, в Никоновской летописи помещено под 1392 годом, о чем мы упоминали уже выше, обширное извлечение из Епифаниева жития преподобного Сергия, надписанное: «Повесть о преподобном Сергии» (т. IV, с. 203–239 нач.). Если бы извлечение было сделано из жития в редакции Пахомиевой, то оно не имело бы для нас никакого значения, но необходимо думать, что оно сделано из подлинника самого Епифания, ибо о некоторых событиях говорится в нем иначе, чем в редакции Пахомиевой, или же лишнее против сей последней. Таким образом, с одной стороны, оно дает нам, хотя и в неполном виде, подлинного Епифания и сообщает из последнего несколько известий, которых нет в редакции Пахомиевой или которые читаются в этой редакции иначе, нежели как читались в подлиннике; с другой стороны, дает нам возможность видеть, насколько Пахомий при своем редактировании жития Епифаниева исправлял и переделывал последнее, именно, как сказали мы выше, дает возможность видеть, что, за исключением вышеуказанного, исправление-переделывание было очень незначительно.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010