Поселянин Е. [Е. Н. Погожев]. Детская вера и старец Амвросий. 1е издание, СПб., 1901; 2е издание, СПб., 1913. Вельяминов Николай Александрович (1855–1920) — русский хирург, один из первых начал применять светолечение, сделал немало ценных наблюдений о лечебных свойствах света и ультрафиолетовых лучей. Основал и издавал журнал «Хирургический вестник» (1885–1894). Спасокукоцкий Сергей Иванович (1870–1943) — хирург, академик. Работал заведующим хирургическим отделением Смоленской губернской больницы (1898–1909), затем Саратовской городской больницы (1909–1911). С 1912 г. — профессор Саратовского университета. В 1926–1943 гг. – зав. кафедрой хирургической клиники 2го Московского медицинского института. Сабанеев Иван Федорович (1856-?) — хирург, приобрел известность пластическими операциями. «Операция Сабанеева», описанная хирургом в 1890 г., — ампутация бедра на уровне бедренной кости. Туберкулезное воспаление брюшины — инфекционная, хроническая болезнь, сопровождающаяся болью в животе, похуданием, утомлением. При этой болезни воспаляется брюшина — тонкая оболочка, выстилающая внутреннюю поверхность брюшной стенки. Видимо, имеется в виду книга «Оправдание добра» (1894–1897), глава 19, главка XII. См.: Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996, с. 384. Отк. 3:14 -16: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Эмфизема — растяжение органа воздухом или образовавшимся в тканях газом. Апоплексический удар — старинное название инсульта. “Троицкие листки”. Сергиев Посад, 1879–1917 — периодическое издание с духовно-нравственным чтением для народа. 8011000 (т.5, вып.21–25) составили “Троицкое толковое Евангелие от Матфея”. Автора книги установить не удалось. Св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский — один из «мужей апостольских». Во время гонений на христиан казнен в Риме в 107 г. Память 29 января и 20 декабря.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Посему-то и глаголет нам Сама Истина: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Петр. Для меня очень удивительно, отче, как же могли оклеветать пред папою столь великого человека? Григорий. Чему дивиться, возлюбленный Петр? Не, все ли мы как люди подвержены греху? Неужели ты не знаешь, что и Давид, этот муж, исполненный духа пророческого, осудил Ионафанова сына по наветам раба? (2Цар 16.3–4). Ведь мы веруем, что распоряжение царя Давида, по неведомому суду Божию, было справедливо, но в то же время не знаем, как согласить этот поступок со справедливостью по понятиям человеческим. Что же после этого удивительного, что мы, не будучи пророками, иногда дозволяем языку льстецов вводить нас в грех? Тем более неудивительно, если подвергнется искушению кто-либо из верховных пастырей, на котором лежит так много забот. Внимание, рассеявшееся по многим предметам, тем менее останавливается на чем-нибудь одном; и чем обширнее круг предметов для наших занятий, тем легче ввести в обман ум наш по отношению к какому-либо одному из них. Петр. Совершенно справедливы слова твои, святый отче. Григорий. Не могу также не передать тебе, что я узнал из рассказов некоего достопочтенного мужа Валентина об этом святом настоятеле. По словам Валентина, тело св. Эквиция было положено в храме блаженного мученика Лаврентия. Случилось однажды, что на гроб этого святого один поселянин поставил сосуд с хлебом, ибо он не позаботился ни узнать, какой великий угодник тут покоится, ни поклониться его гробу. Тогда вдруг поднялся сильный ветер и, между тем как все прочее в храме оставалось неподвижно на своем месте, сосуд, поставленный на гробнице, был сброшен и далеко откинут, так что всем стало очевидно, сколь великого угодника Божия тело покоилось на том месте. Еще я тебе скажу нечто, что узнал из беседы с прежде упомянутым почтенным Фортунатом, которого я вполне уважаю как по его возрасту, так и по духовным подвигам и простоте сердца. На Валерийскую провинцию напали лонгобарды; тогда иноки монастыря св. Эквиция скрылись в упомянутый храм ко гробу угодника. Когда неистовые лонгобарды вторглись в храм и повлекли иноков вон, чтобы предать их мучениям и смерти, один из братии с воплем и глубокою скорбью воззвал: «О святый Эквиций! Неужели тебе угодно оставить нас на волю мучителям?«Тотчас после этой молитвы нечистый дух напал на неистовых лонгобардов, поверг их на землю и дотоле мучил, пока не сделалось это известно и прочим лонгобардам, находившимся вне храма. После сего ни один из них не дерзнул уже так нагло нападать на святое место. Св. Эквиций, защитивший таким образом своих учеников, и после того многим, прибегавшим к его гробу, оказывал помощь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Потому и ты, брат, когда, во славу Божию, истратишь то, что имеешь, говори с пророком: « Буду умножать всякую хвалу Тебе» ( Пс. 70:14 ). И вот сделает тебя наследником Своего небесного имения и исполнит на тебе Свое обещание: « Прославляющего Меня – прославлю!» ( 1Цар. 2:30 ). Лучше для тебя, брат, достоянием своим украсить Дом Божий, чем хранить его для того, чтоб когда-нибудь им был украшен притон воров и разбойников; лучше отдать добровольно Богу любви и мира, чем когда-нибудь против своей воли лишиться этого через пламя пожара или ратные раздоры. Ты дал обет иноческого нестяжания; послушай же слов писания: « Делайте и воздайте обеты Господу Богу вашему, лучше не обещать, нежели обещать и не исполнять!» ( Пс. 75:12 ; Эккл. 5:4). Если же случится то, о чем я говорил, что прежде чем ты добровольно отдашь Богу твое имущество, оно, как неполезное тебе (ибо Бог лучше видит), будет отнято у тебя насилием, например различными людьми или ворами – то ты не смей ни отчаиваться, ни смущаться, ни хулить. Но похвали за то Бога с преподобным Иовом, говоря: « Господь дал, Господь и взял» ( Иов. 1:21 ) – и не лишишься ты так награды своей. Но твое благодарение о похищенном вменится тебе в милостыню, как вменено было блаженному Арефе, черноризцу Печерскому, имение которого было украдено ворами. Ибо, если бы для души было не важно перенести с благодарением похищение имущества, то тот блаженный старец, который вспоминается в Отечнике, не побежал бы сам к разбойникам с оставшимся платьем, которое они, взяв у него все, забыли захватить. Также и впоследствии, упоминаемый выше старец, прочтя об этом, сам молился Богу, чтоб пришли к нему разбойники и взяли все его имущество; и он был услышан, и передал в руки их все. Таких может похвалить апостол: « Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» ( Евр. 10:34 ). Вот уже, брат, поучил я тебя наставлениями во всем; итак, проси Бога принять кончину жизни твоей в честной Лавре Печерской, прожив в покаянии и послушании, потому что эти три вещи важнее всех добродетелей, как свидетельствовал блаженный Афанасий затворник, восстав из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пр. Исаия возвещает, что Спаситель грешного мира произойдет от семени Давида и явится в то время, когда прежде благополучно царствовавший дом Давида возвратится к первоначальному состоянию родоначальника Иессея. Происхождение Царя царствующих, таким образом, не будет отличаться блеском и знатностью, но скорее станет напоминать скромное происхождение поселянина Давида. Как отрасль происходит от корня и цвет появляется на ветвях дерева, так Мессия происходит от корня Иессеева. И как отрасль со временем достигает размеров величественного дерева, так и бедный потомок Давида с течением времени достигает необыкновенной славы. Главной причиной чудного величия служат дары Святого Духа, которые постоянно почивают и пребывают на Мессии. Хотя Спаситель постоянно остается действительным человеком, однако Дух Господень никогда не покидает Его. Хотя душа Мессии и духовные способности являются безусловно тожественными со всеми людьми, однако Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости постоянно пребывает на Нем. Дух ведения и благочестия никогда не разлучается с Ним. При помощи этих благодатных дарований Мессия является идеальнейшим царем, побеждающим врагов и доставляющим действительное счастье членам нового царства. Как истинный теократический Царь, Он проникнут страхом Господним и священные обязанности исполняет самым совершеннейшим образом. Не по взгляду очей Своих Он судит людей и не по слуху ушей решает дела их; Он судит бедных по правде и дела страдальцев решает по истине. Жезлом уст Своих Он поражает грешную землю и духом уст убивает беззаконника. Высочайшая правда является препоясанием чресл Его и святая истина препоясанием бедр Его. Беспредельный мир и чистая любовь наполняют пределы Его обширного царства. Ненависть, вражда и коварство бесследно исчезают в Его блаженные времена и непримиримые народы вселенной, соединяются узами братских отношений. Не делают больше зла на святой горе Господней, ибо земля наполняется ведением Господа, как воды наполняют море. И обращаются в тот день все язычники к корню Иессееву, который становится величественным, знаменем для народов и покой которого является величайшей славой для всего человечества (1–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

– Праведное солнце, свет наш пресветлый, Владыка Человеколюбче, Иисусе Христе! Ты, Господи, претерпел такое великое страдание: и распятие, и поругание, и оплевание, и по ланит ударение, и оцта и желчи напоение, и для нашего спасения все претерпел сие от Своего же создания, от неразумного и беззаконного сборища иудейского и от зависти людей сих! Ныне, Господи, открой, как мне грешному и неразумному поселянину спастись и тебе единому Иисусу Христу, Сыну Божьему, распятому и нераздельно со Отцом и Святым Духом в Троице славимому, угодить! Да будет воля Твоя, Владыко, надо мною! И в тот же час от Владычного образа было Иринарху извещение: – Иди в келью свою, будь затворником и не исходи: так и спасешься Иринарх отправился к строителю Варлааму и просил у него благословения на затвор, то есть неисходно молиться в кельи, по евангельскому слову Господню: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22). «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк.8:35).«Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» ( Лк.6:21). Строитель Варлаам благословил его на затвор молиться неисходно из кельи. – И прославил Бог российскую землю и дом великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и преподобных отцов наших Феодора и Павла в нынешнее время! – восклицает составитель жития, ученик Иринархов инок Александр, – прославил досточудными мужами, и страдальцами, и учителями, и наставниками! С тех пор Иринарх с дерзновением принялся за новый подвиг: стал молиться в келье неисходно, поминая иноков древних и первых времен, как они по дебрям по островам и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его. Начав свой подвиг, Иринарх сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковал ею себя к стулу деревянному. Все движение его ограничивалось только размерами этой цепи. Кроме этой цепи, он наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. Много претерпел он поругания и посмеяния от братии, но переносил сие с кротостью и молился за них Богу:

http://pravoslavie.ru/118853.html

– Праведное солнце, свет наш пресветлый, Владыка Человеколюбче, Иисусе Христе! Ты, Господи, претерпел такое великое страдание: и распятие, и поругание, и оплевание, и по ланите ударение, и оцта и желчи напоение, и для нашего спасения все претерпел сие от Своего же создания, от неразумного и беззаконного сборища иудейского и от зависти людей сих! Ныне, Господи, открой, как мне грешному и неразумному поселянину спастись и тебе единому Иисусу Христу, Сыну Божьему, распятому и нераздельно со Отцом и Святым Духом в Троице славимому, угодить! Да будет воля Твоя, Владыко, надо мною! И в тот же час от Владычного образа было Иринарху извещение: – Иди в келью свою, будь затворником и не исходи: так и спасешься! Иринарх отправился к строителю Варлааму и просил у него благословения на затвор, то есть неисходно молиться в келье, по евангельскому слову Господню: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк.8:35 ). «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» ( Лк.6:21 ). Строитель Варлаам благословил его на затвор, молиться неисходно из кельи. – И прославил Бог российскую землю и дом великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и преподобных отцов наших Феодора и Павла в нынешнее время! – восклицает составитель жития, ученик Иринархов инок Александр, – прославил досточудными мужами, и страдальцами, и учителями, и наставниками! С тех пор Иринарх с дерзновением принялся за новый подвиг: стал молиться в келье неисходно, поминая иноков древних и первых времен, как они по дебрям по островам и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его. Начав свой подвиг, Иринарх сковал себе железную цепь в три сажени длины и приковал ею себя к стулу деревянному. Все движение его ограничивалось только размерами этой цепи. Кроме этой цепи, он наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. Много претерпел он поругания и посмеяния от братии, но переносил сие с кротостью и молился за них Богу:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Представьте, возлюбленные, что вы уже на поле и подумайте, не похожа ли и жизнь наша на наше поле? На поле мы сеем зерна, которые вырастают и созревают: и в мире Божием рождаются и живут люди. И эти люди не похожи ли бренным телом своим на то зерно, которое бросили мы в землю и которое принесло нам плод? Не возвещает ли нам это зерно о нашей смерти и о нашем будущем воскресении, после которого настанет всемирная жатва для всего рода человеческого? Да, братие, в этой истине уверяет нас само слово Божие. Св. Апостол Павел говорит: «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет“. ( 1Кор. 15:36 ). «Так и при воскресении мертвых. Сеется тело в тлении, восстает в нетлении: сеется в уничижении, восстает в славе“ (ст. 42, 43). Поучительное изъяснение этой истины мы можем найти на нашей же ниве. Не вдруг наша нива принесла нам жатву. Сначала бросили мы в землю зерна; они истлели, но не остались навсегда в земле. Они ожили, пустили от себя ростки и принесли нам плод в лучшем, обновленном виде. Вот образ и нашей смерти, и нашего будущего воскресения! И мы также помрем, – тело наше зароют в землю, и оно истлеет там, как брошенное зерно. Но настанет конец века сего, и мы всемогущею силою Божиею оживем и восстанем из земли. Тела наши соединятся со своими душами, и мы пойдем на всемирную жатву – на Божий суд. И как на поле, во время жатвы, мы видим чистые колосья и сорные травы, так и на всемирной жатве, т. е. на всеобщем Божием суде, открыты будут все наши дела – добрые и худые. Тогда праведники, как Божия пшеница, наследуют Божие царство, а нераскаянные грешники, как сорная трава, изгнаны будут на вечное мучение. Отсюда урок для нас такой: взирая на нивы наши, всегда будем памятовать о нашей смерти и о нашем будущем воскресении и приготовлять себя к ним. А это приготовление состоит в хранении истинной веры и обогащении себя добрыми делами. Чем больше приготовим мы добрых дел, чем светлее будет наша вера, тем лучше будет нашей душе в час нашей смерти, тем отраднее будет нам в день общего воскресения мертвых и Божия суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Преподобный Амвросий уже не со своего легендарного диванчика в скитской хибарке, а из Небесного райского дворца напоминает нам, чтобы мы не губили свою жизнь, уподобляясь навозной мухе, которая собирает грязь, нечистоты и скверные слухи. Нам нужен мед и нектар! Крестьянин бросает в землю семена не просто так, а чтобы вырос колос, из которого можно испечь хлеб. Спортсмен напрягает свои мышцы, чтобы добиться рекорда. Художник готовит краски и холст, чтобы с их помощью родился восхитительный пейзаж. Мы постимся не для того, чтобы сбросить лишний вес и поправить фигуру. Приходим в храм не для того, чтобы наслаждаться красивым пением. Вся наша духовная жизнь, которую апостол Павел сравнивал с соревнованиями атлетов, – это не культурная программа! Это пот и кровь тех, кто бежит на ристалище! Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить (1 Кор.9:24).      Наши многочасовые службы, наши домашние молитвы, наши посты, все наши подвиги – всё это для того, чтобы в сердце родился плод: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23). А это возможно лишь тогда, когда душа, по выражению преподобного Амвросия, «как колесо, лишь на секунду будет касаться земли, а потом снова будет воспарять вверх, к Небу!» Для преподобного старца Амвросия не было ни одного человека – ненужного, пустого, бесполезного, забытого, лишнего и никчемного. «Мрамор и металл – всё пойдет», – в шутку говорил он о людских душах. Он обещал не покидать нас, помогать своими молитвами, когда душой отойдет ко Господу. Через год после его успения, в 1892 году, Евгений Поселянин записал в своем дневнике: «Ночью на Введение я видел, что стою перед Чашею у открытых Царских врат, а у алтаря, лицом ко мне, в золотых ризах и в золотой шапочке, стоит он, сияя светом!» Преподобный Амвросий Оптинский и сегодня молитвенно предстоит пред Престолом Всевышнего за Россию и за весь мир, воздыхает за каждого из нас. «Золото прошло через огонь испытаний, – сказал один мыслитель о нем, – и не потускнело!»

http://pravoslavie.ru/124933.html

При последних словах старца поселянин проснулся, поблагодарил Бога за вразумительный сон и с того времени никогда больше не роптал на Бога. Выступление на учёном симпозиуме Как-то раз на один симпозиум приехал учёный с научным докладом. Там собралось много любителей острых дискуссий. Как только коллега вышел на трибуну и открыл рот, из зала раздались возгласы учёных мужей: - Неверно! Неправильно! Докладчик поспешил закрыть рот, и снова раздались крики: - Это тоже неправильно! Тогда докладчик не удержался и воскликнул: - Так я же ещё ничего не сказал! - Вот это правильно! - услышал он из зала. " Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас " (Мф. 7:6). Выступление старого профессора Одного старенького профессора любили и студенты, и коллеги. Но особенное признание он получил после одного выступления перед многочисленной аудиторией, где также присутствовали учёные, придерживавшиеся иных научных воззрений. Один за другим, они находили слабые места в докладе профессора и язвительными репликами довели старика до того, что слёзы побежали по его щекам. Тем не менее, он нашёл в себе силы и прерывающимся голосом поблагодарил коллег за их ценные замечания, пообещав внести их поправки в свою работу. Позже, когда удручённый профессор шёл по коридору, к нему подходили разные люди и пожимали руку. В их глазах он был настоящим победителем. " Торжествуйте, все правые сердцем " (Пс. 31:11). Вяз и виноград Однажды, когда Ерм, прогуливаясь по полю, увидел вяз и виноградное дерево, и размышлял о плодах их, явился пастырь ему и сказал: - Что ты думаешь об этом виноградном дереве и вязе? - Думаю, как они пригодны друг для друга. И сказал он Ерму: - Эти два дерева представляют рабам Божьим глубокий смысл. Виноградное дерево имеет плод, а вяз - дерево бесплодное; но это виноградное дерево не может приносить обильного плода, если не будет опираться на вяз. Ибо лёжа на земле, оно даёт гнилой плод; но если виноградная лоза будет висеть на вязе, то даёт плод и за себя и за вяз. Итак, видишь, что вяз даёт плод не меньший, даже гораздо больший, чем виноградная лоза, потому что виноградная лоза, будучи подвешена на вязе, даёт плод и обильный и хороший; но лёжа на земле, даёт плод плохой и малый. Это служит уроком для рабов Божьих, для бедного и богатого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

При этой молитве Симон приписал следующее: «Помяни мя Господи егда приидеши во Царствии Твоем, воздать каждому по делам его, тогда, Владыко, и рабов твоих Симона и Георгия сподоби стать во славе Твоей одесную Тебя, и услышать благий глас Твой: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). И сказал опять Симон: «Помолись еще, отче, чтоб были отпущены грехи и родителям моим и ближним моим». Преподобный же Феодосий, воздев руки свои, сказал: « Да благословит вас Господь с Сиона и увидите благоденствие Иерусалима во все дни жизни нашей» ( Пс. 127:6 ). Симон же принял благословение и молитву от святого как некий многоценный бисер, и желал не расставаться с писанием этим, отходя и во гроб, как впоследствии и сбылось. И так как он прежде был варяг, с тех пор благодатью Божией и наставлениями святого Феодосия, оставил латинскую ересь и принял истинную православную Христову веру со всем домом своим, в котором было до трех тысяч душ, и с иереями своими; и сделал так ради чудес преподобных отец наших Антония и  Феодосия Печерских . По немалом времени, когда соорудилась святая Печерская церковь , первым положен в ней был Симон, по откровению свыше и по предсказанию преподобного Антония. Этот достохвальный Симон ясно показал благодатными явлениями, что создание святой Печерской церкви, прежде чем совершилось на земле, изобразилось и предначерталось на небе, так что здесь исполнилось слово псалма. « Сам Вышний укрепил ее» ( Пс. 86:5 ). Ходатайством Царицы Небесной это впоследствии подтвердилось еще явственнее таким образом. Когда прошло несколько лет с того дня, как Симон дал пояс и венец, пришли из Царьграда мастера, четверо очень богатых церковных зодчих, к преподобному Антонию и  Феодосию Печерским , и сказали: «Где хотите начать строить церковь ?» Они отвечали: «Где Господь укажет это место». Мастера сказали на это: «Чудная вещь; вы узнали время своей смерти, а еще не назначили места для церкви, дав нам за работу столько золота».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010