" Бывали ли вы почти в пустой церкви за ранней обедней и в зимний день, когда почти весь храм тонет во мраке, и грошовые восковые свечи еле означают очертания иконостаса того алтаря, где происходит служба; слыхали ли вы дребезжащий голос дьячка, одиноко выводящего напевы Херувимской, и в этой убогой обстановке изумлялись ли вы величию жертвы Христовой и происходящего среди этого убожества чуда?.. ...Присутствие Бога в уединении чувствуется еще сильней в храме, чем когда он полон толпой " (Е. Поселянин. Идеалы христианской жизни). Вот именно ради этого особого присутствия Божия церковь всегда требовала и требует благоговейного отношения к храму и к происходящему в нем Богослужению. " Аще кто учит невозбранно пренебрегати дом Божий, и бывающия в нем собрания: да будет под клятвою " , — определяет Гангрский собор пятым своим правилом. Древние христиане, отправляясь в храм к общественному богослужению, чрезвычайно строго к нему готовились и наблюдали за собой, чтобы, насколько возможно, достойно предстать пред алтарем Господним и приступить к святым таинствам; заботились не просто о том, чтобы вознести свои молитвы Творцу, но и о том, чтобы молитвы эти были благоугодны Богу. Требовалось, прежде всего, внутреннее очищение от вражды, злобы, зложелательства. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой, — завещал Спаситель (Мф. V, 23-24). Поэтому христиане стремились к тому, чтобы с умиротворенной душой прийти в храм и здесь " святое возношение в мире со всеми приносити " . К этому призывал и диаконский возглас: " Миром Господу помолимся " . К этому же приглашали нередко и надписи, начертанные на вратах или на фронтоне храма: " Мир тебе, кто бы ты ни был, если ты в мире, с чистым сердцем входишь в сей дом " . В знак этого внутреннего очищения при входе в храм совершалось омовение, для чего у церковных дверей помещалась умывальница.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

В день тезоименитства Государя императора. Вчера (29-го августа) мы вспоминали празднественно Усекновение главы и нисшествие во ад для проповеди сущим во аде о Боге, явльшемся плотию, Иоанна, Предтечи Господня, больше коего, по свидетельству Самого Спасителя, не воставало ни одного человека между рожденными от жен; а ныне торжественно празднуем день тезоименитства благочестивого Государя нашего, больше коего в гражданском мире в настоящее время также нет, потому что он есть глава всего обширного и могущественного в свете государства, отец миллионов православных и неправославных, правоверных и неправоверных подданных. Но, как ни велик был на земле еще живой Предтеча, а меньший в Царстве Небесном был больше его, по свидетельству Самого же Господа; так и о тезоименитом ныне Государе следует сказать, что меньший в Царствии Небесном больше его: двенадцатилетний отрок, сын простого поселянина, праведный Артемий Веркольский или такой же отрок Иаков Боровицкий – больше его; соименный царствующему Государю святой благоверный князь Александр Невский – также болий его. А это располагает нас говорить о небесном величии и славе святых Божиих, которая вечна и повсеместна, о едином истинном величии веры, добродетели и святости – и о преходящем величии и славе мира сего: всякая слава человеческая – как цвет на траве [ 1Пет. 1,24 ]. Но мы не опасаемся, что величие и слава православного Государя нашего есть только величие и слава мира сего – величие и слава преходящая, потому что ныне царствующий Государь православной христианской державы есть первый сын и покровитель Церкви, зиждущий благо христиан. Испросим же молитвою у Господа, чтобы величие и слава его не прешли с его земною жизнью, но последовали за ним и в вечность; чтобы Господь укрепил христианскую душу его в царственных добродетелях и на страшном и праведном испытании всех человеков дал ему с дерзновением сказать о своих бывших подданных: вот я и дети, которых дал мне Господь [ Ис. 8,18 ]. Помолимся и благоверному князю Александру, чтобы он молитвенным предстательством своим у Царя царей укреплял его в тяжелом подвиге народоправления и в подвигах веры и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В самом деле, кровь животного есть как бы душа его: выпустите кровь его, и оно верно умрет. (17 глава – о заколении жертвенных животных не в ином месте, а пред скиниею. О неядении крови.) 18 глава и 19. Законы нравственные и судебные: о запрещенных для брака степенях родства; о непринесении детей Молоху 49 и противоестественном разврате. 19 глава. О святости жизни; о почитании родителей; против идолослужения; о благодарной жертве; о жатве и собирании винограда; против воровства, ложной клятвы, обмана, жестокости над наемниками, глухими и слепыми; пристрастия в суде, клеветы, мстительности; смешения разнородных животных; насилия с рабыней, обрученной кому-либо постороннему; о плодах новонасажденного древа; о волхвовании; нестрижении бороды и волос вокруг головы; ненадрезывании тела во время плача об умерших; об уважении к старости; о справедливости к чужеземцам; о верности в мере и весах. Глава 21. Законы о жрецах: а) о их чистоте, и 22 гл. – их пропитании и принесении в жертву чистых и без недостатков [животных]. 23 глава. Законы о праздниках. 10 ст. Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение. Господь все произращает, поэтому долг благодарности со стороны человека требует, чтобы начатки всякого плода приносить пред Господа и исповедать пред Ним Его благость и благодеяния к нам, грешным. Если поселяне наши делают это – прекрасно: они исполняют заповедь Божию. Так приносятся Господу начатки винограда и виноградного вина и других плодов; первенцы животных, человека и пр. Здесь везде мы исповедуем Бога Творцом и благодетелем нашим и всего мира. 24 гл. Закон о елее для светильника: елей от маслины чист, исцежен. 25 глава. Законы о субботе и юбилее. 18 ст. и далее. Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта... Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ведь — не тот мой, кто на словах распространяется о любви ко мне, а на деле действует во всем совершенно противоположно моей воле. Мой тот, кто настойчиво творит самые дорогие и близкие мне дела. И Христу близок не тот, кто пустосвятно твердит на людях, — быть может, наедине и не упоминаемое им никогда — имя «Христос, Христос» и ничего не делает из заветов Христовых; а дорог тот, кто молча, не ожидая и не требуя себе за то небесной награды, как нечто простое и естественное, с горящим сердцем и веселым видом соблюдает величайшую заповедь любви… Нельзя не задуматься над словами Христа о том, что спросится с нас, главным образом, на страшном суде. Тогда Господь Христос скажет: — Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царствие, уготованное вам от сложения мира. Ибо Я алкал, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, наг был, и вы одели Меня, болен и в темнице, и вы также посетили Меня. И они спросят: — Господи, когда мы видели Тебя алчущим, и накормили Тебя, жаждущим и напоили Тебя, нагим, и одели Тебя, больным или в темнице, и послужили Тебе? И скажет им: — Так как вы сделали это для одного из братьев Моих меньших, то для Меня сделали. Итак, из этого следует, что Христос принимает всякое добро, оказанное человеку другим человеком, так, как будто это добро было оказано непосредственно Ему Самому, причем даже не сказано тут, чтоб это добро должно было быть сделано во имя Христово: просто только сделано. Равным образом, отсутствие любви к ближнему, проявленное человеком в воздержании от деятельной помощи ближним, — принимается Христом, как преступное равнодушие к Нему Самому, как измена и отречение от Него Самого. И выходит, что первый, с лицемерным образом своего благочестия, был изменником Христу. Второй, со своей кажущеюся далекостью от Него, был Христов верный раб и работник. «Дух дышет идеже хощет», часто бессознательно для самого человека, и чудом Божией мудрости и промышления, человек, считающий себя неверующим, прославляет Бога делами, которые внушает ему Бог, и он покорно слушает внушений этого тайного гласа Божественного…

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

«Вертоград заключенный» Никиты Павловца Никита Павловец. Богоматерь Вертоград заключенный. Около 1670 г. Государственная Третьяковская галерея Никита Павловец — один из известнейших иконописцев Оружейной палаты второй половины XVII в., мастерство которого высоко ценилось русскими государями и современниками . Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю). Возможно, икона имела ряд повторений — списков, однако ни один из них, по всей видимости, не дошел до наших дней. Имеющиеся упоминания о чудотворных иконах «Вертоград заключенный» (в сочинениях С. Моховикова, Д. Ровинского и Е. Поселянина) не содержат описаний, на основании которых можно было бы говорить о существовавшей иконографической традиции. Источником для иконографии композиции «Вертоград заключенный», имевшей особую популярность в западноевропейском средневековом искусстве под названием hortus conclusus , является библейская Песнь песней, а точнее следующие ее стихи: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15) По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии .

http://pravoslavie.ru/615.html

Взглянув на жену свою, блаженный Филарет с кротостью ответил ей: — Послушай, что говорит Сам Бог, богатый милостью: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26); ужели не пропитает Он нас, несравненно более дорогих Ему, чем птицы? Он сторицею обещает воздать тем, кои ради Его и Евангелия раздают свое имущество бедным. Итак, подумай: если за одного вола мы приобретем сто, то зачем нам скорбеть о том воле, которого я во имя Господа отдал нуждающемуся? Говорил же сие милостивый муж не потому, что он утешал себя надеждою на воздаяние сторицею в земной жизни, но для того, чтобы успокоить свою малодушную жену. И она замолкла, не находя возражений на благоразумные слова своего мужа. Не прошло после того и пяти дней, как и тот вол, которого подарил поселянину блаженный Филарет, наелся ядовитого растения и пал. Это привело в недоумение поселянина и, снова придя к Филарету, он сказал ему: — Господин! согрешил я пред тобою и перед детьми твоими, что разлучил пару волов твоих; верно, потому и не допустил меня праведный Бог получить пользу от вола твоего, ибо он объелся какого-то зелия и издох. Не промолвив ни одного слова, блаженный Филарет быстро привел своего последнего вола и, отдав его поселянину, сказал: — Возьми брат, этого вола и уведи его; я же должен отбыть в дальнюю страну и не хочу, чтобы рабочий вол оставался без меня в дому моем праздным. Сказал же сие блаженный ради того, чтобы человек тот не отказался принять от него и другого вола. Поселянин же, приняв вола, возвратился в дом свой, удивляясь великому милосердию блаженного мужа. Между тем в доме Филарета скоро все узнали об его поступке. Дети принялись плакать вместе с матерью и говорили: — По истине немилосерден отец наш и не любит детей своих, потому что расточает наше последнее имущество; только и осталось у нас, что два вола, чтобы нам не умереть с голода, и тех отдал он чужому человеку. Видя скорбь и слёзы детей своих, блаженный Филарет обратился к ним с такими словами:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Видишь ли, сколько отсюда может произойти благ? Село будет свободно от всякого дурного нарекания; никто не станет обвинять его ни в убийстве, ни в воровстве, ни подозревать в чем-нибудь подобном. Будут иметь (поселяне) от этого и другое утешение, когда приключится с кем болезнь или смерть. Не без пользы и не как случилось будут там вести дружбу посещающие друг друга; и собрания будут гораздо приятнее, нежели на (народных) праздниках. И не только со­брания, но и сами старейшины будут более уважаемы ради свя­щенника. Ты, конечно, слышал, что Иерусалим у древних был почитаем более остальных городов, – и не без причины, но потому, что (в нем) тогда господствовало благочестие. Где по­читают Бога, там нет ничего худого; а напротив, где не почитают Его, там нет ничего доброго. Так будет (там) великое благосостояние и по отношению к Богу, и по отношению к людям. Поэтому увещеваю вас – не небрежно, но усердно приняться за это дело. " Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста " (Иер.15:19), то приносящий пользу и спа­сение столь многим душам, которые теперь существуют и которые еще будут до пришествия Христова, какого благоволения не удостоится от Бога! Устрой твердыню против диавола: это и есть церковь. Оттуда пусть простираются руки (поселян) на труд; прежде пусть они простирают их на молитвы, а потом идут на работу. Таким образом, будет у них и телесная сила, и земледелие будет успешно, и все бедствия будут им чужды. Невозможно выразить словом происходящего отсюда удовольствия, пока оно не будет испытано на деле. Не на то смотри, что церковь не приносит никакого дохода. Если так смотришь, то лучше совсем не приступай к делу, если ты не думаешь получать доход выше всякого селения. Если не так думаешь, то и не делай, если не считаешь этого дела выше всего. Что выше этого приобретения – возводить души в житницу не­бесную? Жаль, что вы не знаете, как важно приобретать души. Послушай, что говорит Христос Петру: " Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вновь заболел великий подвижник, и в этот раз болезнь его была весьма тяжкая. Он лежал без движения и ничего не чувствовал. Когда разнесся слух, что Иаков тяжко заболел и находится при смерти, из окрестных мест собрались во множестве жители, чтобы взять его к себе и по кончине погребсти его труженническое тело. И жители ближайшего города, и воины, и простые, говорит бл. Феодорит, стеклись к подвижнику; одни с воинским оружием, другие, имея, какое случилось, оружие, и начали стрелять, не для того, чтобы умертвить кого-либо, а чтобы устрашить и прогнать этих сторонних людей. Потом возложили победоносного борца на одр и принесли в город. Он ничего происходившего с ним не чувствовал, не чувствовал даже и того, как поселяне вырывали у него волосы. Дошедши до храма Святых пророков, несшие одр оставили его в находившемся здесь монастыре. Некто, пришед в Верию, где я тогда находился, рассказал, что случилось, и передал весть о смерти праведника. Я тотчас же побежал и, всю ночь употребив на путешествие, поутру пришел к Божию человеку. Он уже не говорил и не мог узнать никого из присутствующих; но когда я приветствовал его и сказал, что его приветствует и великий Акакий, он вдруг открыл глаза и спросил: как я здоров и когда пришел к нему, и лишь только я дал ответы, он опять сомкнул глаза. По прошествии трех дней он спросил, где он находится. Узнавши об этом, очень огорчился и желал тотчас же быть отнесенным на гору. Я, послушный ему во всем, немедленно приказал поднять одр и перенести его на прежнее место. Тогда я увидел, как бесстрастна была в отношении к почестям досточтимая для меня душа праведника. На следующий день я принес ему зеленого ячменя, смоченного водою, так как он не позволял себе принимать ничего вареного, отказавшись совершенно от употребления огня. Старец не хотел принять моего приношения; но я сказал: ради всех нас, отче, умерь свое воздержание. Мы твое здоровье считаем общим для всех нас благом, потому что ты не только служишь для нас образцом в делах полезных для души, но и помогаешь нам своими молитвами и привлекаешь к нам Божие благоволение. Если же тебе тяжело отступить от обычного порядка, то потерпи и это, отче; ведь и это также есть вид подвижничества. Как в состоянии здоровья ты, когда возникла потребность пищи, побеждал желание терпением, так теперь, когда нет у тебя ни малейшего желания вкусить пищи, покажи терпение, приняв её. Когда я говорил это, был тут и Божий человек Полихроний, который, одобряя мои слова, сам первый решился принять пищу, хотя еще было утро и хотя он часто чрез семь дней только питал свое тело. Убежденный, наконец, Иаков принял одну горсть смоченного ячменя, прищурив глаза, как мы обыкновенно делаем, когда пьем что-нибудь горькое. Отшельник поправился и выздоровел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во всем этом, как видите, нет ничего манихейского; поэтому церковные историки новейшего времени, доверчиво относясь ко всеми обвинениям Петра Сицилийца против павликиан и сопоставляя дуализм их и отвержение ими священных книг Ветхого Завета, равно как их по внешности строго-нравственную жизнь и особенное благоговение к апостолу Павлу, со свидетельством блаженного Феодорита , епископа Киррского, что при нем, в его епархии, между невежественными поселянами было много последователей Маркиона, не знавших даже, чему собственно учил этот еретик-философ половины второго христианского столетия, держатся обыкновенно предположения, что павликианство могло быть отраслью древней маркионовой секты, и стараются сводить все свидетельства об учении павликиан так, чтобы еретические понятия их, по возможности, казались читателю следом древних маркионовских преданий. Петр Сицилиец, как и все другие греческие писатели его времени, весьма легко, говорят, мог смешать, маркионовское учение с манихейским по некоторому внешнему сходству между ними, так как древние греки, не зная восточных языков, вообще имели очень смутное понятие о манихействе, – и с этим замечанием я совершенно согласен. Тем не менее мне думается, что и маркионовского ничего не было в учении павликиан. В самом деле, за что Петр Сицилиец, а за ним и другие, обвинил павликиан в дуалистических понятиях о Божестве? – Раскрывая полемический трактат его на эту тему, читаем: «возражая против нас, они говорят: вы веруете в мироздателя, бога века сего; а мы в Того, о Ком св. Евангелие учит, что вы ни гласа Его никогда не слыхали, ни лица Его не видали, и не имеете слова Его, пребывающаго въ васъ ( Ин. 5:37–38 ), – и в доказательство того, что иной есть бог века сего и иной – Бог века грядущего, указывают на изречение Апостола: богъ века сего ослепил умы неверующихъ, чтобы для нихъ не возсиялъ светъ благовествования о славе Христа ( 2Кор. 4:4 ), и еще: по воле князя, господствующаго въ воздухе ( Ефес. 2:2 ); приводят также изречение Господа в святом Евангелии: идет князь мира сего, и въ насъ ничего не найдетъ ( Ин. 14:30 ), говоря, что в других местах Господь часто называл князем мира отступника-диавола ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/o...

Вскоре жители селения, расположенного на другом берегу, где ранее спасался преподобный, пришли ночью к новому его жилищу и услышали, что он творит такую молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня и всех служащих имени Твоему и поклоняющихся Тебе, Истинному Богу нашему». Поселяне разобрали келию и отвели святого к себе, блаженный молчальник и на этот раз нисколько не противился и не требовал, чтобы его оставили. Соделав, таким образом, себя мертвым для сей жизни, он в самом точном смысле мог повторись апостольское слово: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20). В такой высокой степени, как никто другой, умертвив в себе плотское человека, блаженный Саламан до конца совершил свой подвиг и, ликуя, переселился в небесные обители [ 2 ]. VI Вселенский собор был в 680 году при императоре Константине Погонате [ 1 ] в Константинополе, против монофелитов, которые, для примирения монофизитского учения с православным, признавали в Иисусе Христе два естества подобно православным, но, подобно монофизитам, допускали в нем лишь одну волю — Божественную [ 2 ]. Распространение этого учения вызвало большие смуты в Церкви и вызвало со стороны православных ревностных защитников православия, которые открыто выступили против монофелитства, видя в нем лишь прикрытое монофизитство [ 3 ]. Эдикты государей, явно признававшие во Христе одну волю, но в то же время, для прекращения смут, предписывавшие избегать выражений и об «единой» и о «двух волях» во Христе [ 4 ] и даже наистрожайше повелевавшие прекратить безусловно все прения о спорном вопросе, под опасением гражданского преследования ослушников [ 5 ], дали только повод к большему раздражению и произвели со стороны доблестных защитников православия даже мучеников [ 6 ]. При этом восточные и западные отцы и представители церквей разделились, так как среди первых было много монофелитов, а западная церковь открыто заявила себя против ереси и выступила в защиту православного учения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010