Ирод старался предотвратить опасности чрез убийства. Из его 9-ти сыновей Александр и Аристовул были убиты в 7-ом году до Рождества Христова. Старший Антипатр пал жертвою подозрения своего отца за несколько дней до его кончины. Согласно его завещанию, Архелай (4-6 по Р.Х.) получил в управление Иудею, Самарию и Идумею с титулом этнарха. Антипа (4-39 г.), был поставлен над Галилеей и Переей в звании тетрарха. Филипп (4-34 г.), с титулом также тетрарха завладел Батанею, Трахонитскою областью и Авранитскою. Антипа был царем страны, где жил Иисус . Он разделял со своим отцом страсть к роскошным постройкам, пирам, женщинам и королевской пышности. В последние годы он подпал под влияние Иродиады , внучки Ирода Великого, которая в первом браке была замужем за его сводным братом; жену же свою отослал к её отцу Арефе. Антипа сделался жертвою интриги своего шурина Arpunnы I. Филипп — единственный из сыновей Ирода, о ком потомство сохранило добрую память (Иосиф Флавий. Древности XVIII, 6-4). На короткое время царство объединилось в руках уже упомянутого Arpunnы I , сына Аристовула (41-44 г.). Он заключил союз с фарисеями и в угоду им преследовал христиан (Ср. Деян. 12 гл.). После его внезапной смерти (Деян. 12.23) император Клавдий подчинил Иудею Риму. Иудея под Римским господством Август ввел в Иудее ту же самую форму управления, какая была применена в Египте. Во главе стоял прокуратор (επτροπος, ηγεμν), который, бывши самостоятелен в своем округе, был, однако, подчинен штатгальтеру в Сирии. Первым штатгальтером был Колоний (Coponius, 6-9 г.), Понтий Пилат (26-36), Антоний Феликс (52-60), Порций Фест (60-62), Альбин (62-64), — последний Гессий Флор (64-66). Окончательное подчинение Иудеи Риму императором Клавдием вызвало в иудеях большое раздражение. Неспокойное состояние, энергично поддержанное националистическими шовинистами — зилотами (ветвь фарисеев), усиленное неспособностью или подлостью отдельных прокураторов — повело к кровавому усмирению непокорных. Раздражение возросло, когда Калигула велел поставить свои статуи в Иерусалиме, в Храме...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Книга Н.Д.Протасова открывается «словом к читателю», где автор дает очень краткое изложение первой и второй половины кесарийских уз Св. ап. Павла и определяет свою собственную задачу – «рассмотреть дивный отрывок со стороны культурно-исторической, юридической и чисто-богословской» (с. VII). В следующем затем «введении» автор опять очень кратко или, как он сам выражается, – «самым поверхностным образом» (?) (с. 2) устанавливает ту «культурно-политическую почву, на которой основано содержание Деян. глл. 25 и 26» (с. 2). Он говорит об эллинизации Иудеи при Ироде Великом, о потере Иудеей политической самостоятельности при Архелае и о состоянии ее под властью римских прокураторов (6–41 г.г. по Р. Х.). Несколько подробнее автор останавливается на последнем вопросе, рисуя государственное положение римского прокуратора, внешние условия его жизни и его судебные полномочия, и устанавливая наряду с этим размеры дарованного римлянами иудейскому народу самоуправления и права Иерусалимского синедриона. – Введение написано, как я сказал, очень кратко, почти конспективно, почему и пострадало в ясности и обстоятельности. После введения автор дает постишный комментарий 25 и 26 глав книги Деяний, подразделяя их содержание, в свою очередь, на пять глав. В первой главе – «Новый прокуратор Иудеи Порций Фест в Иерусалиме. Отказ иудеям в заочном решении дела ап. Павда. Деян. 25:1–5 » – автор, прежде всего, дает очень краткую характеристику личности и политики Феликса, предшественника Феста, а потом – самого Феста, изображая его человеком высоких нравственных качеств и тактичным администратором, и затем решает вопрос о хронологии кесарийских уз Св. ап. Павла в пользу даты более позднейшей (56–60 г.г.), на основании Шюрера и Тернера. После этого автор приступает к —627— экзегетическому истолкованию первых 5-ти стихов 25-ой главы. Во второй главе – «Суд над Св. ап. Павлом в Кесарии перед Фестом. Апелляция Апостола к Кесарю. Деян.25:6–12 » – автор после подробного анализа обвинений, возводимых на апостола иудеями, решает вопрос, чем была вызвана апелляция Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На другой же день после заточения Павла под стражу некоторые из иудеев, в числе 40, опасаясь, чтобы узник не ускользнул от их мести, составили против него заговор, с целью убить его, и поклялись не вкушать хлеба до исполнения заговора. Синедрион, извещённый о сем заговорщиками, должен был содействовать им в исполнении заговора. Но сын сестры павловой, случайно узнавший о сем заговоре, тайно известил о нём Павла, который через него же дал знать 1000-начальнику; а сей в ту же ночь под стражей в 470 человек отправил Павла, при особом препроводительном письме к прокуратору Феликсу , в Кесарию, как римского гражданина. Но искавшие смерти павловой не успокоились. Через 5 дней сам первосвященник со старейшинами и с ритором Тертуллом явились к прокуратору, требуя суда над Павлом. Ритор выставил Павла перед Феликсом язвой общества, возбудителем мятежа между иудеями, представителем Назорейской ереси, который отважился даже осквернить храм, за что будто бы и был судим синедрионом, но силой отнят у них Лисием военачальником. В опровержение сего обвинения Павел указал на то, что он не более 12-ти дней назад пришёл в Иерусалим для поклонения, что ни в городе, ни в храме и нигде ни с кем на вступал в споры и никого не возмущал, что если он действительно служит Богу по учению Назорейскому, называемому ими ересью, ожидая воскресения мёртвых , то и они (то есть иудеи – Ред.) того же (то есть воскресения – Ред.) ждут; что, наконец, если кто мог обвинять его, то разве асийские иудеи, которые однако ж не явились сюда, а перед иерусалимскими иудеями он не признаёт себя виновным. Феликс отложил дело до прихода Лисия. Сам он с женой Друзиллой – иудеянкой – слушал Павла отдельно о вере в Иисуса Христа и пришёл в страх, когда апостол раскрыл ему учение о правде, о воздержании и о будущем Суде. Он повелел не стеснять апостола, оставляя к нему свободный доступ всем близким к нему, но не выпускал из-под стражи в надежде, что Павел даст ему денег за свою свободу. Так прошло два года, пока Феликса сменил Порций Фест.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Намереваясь прямо отсюда отправиться в Сирию, чтобы представить собранную милостыню в Иерусалим, Павел между тем узнает о наветах на него иудеев и потому находит нужным возвратиться в Македонию тем же путем, которым пришел, а оттуда отправиться в Азию ( Деян. ХХ. 3, 4 ). После дней опресночных, Павел садится на корабль в Филиппах и приходит в Троаду, где воскрешает Евтиха. Прошедши различные страны Греции, он достигает Милита, куда призывает пресвитеров Церкви трогательно убеждает ревностно совершать свое служение ( Деян. ХХ, 6 ). Павел приходит в Иерусалим; его схватывают во храме, но тысячник спиры спасает его. Пользуясь правом Римского гражданина, он избегает телесного наказания ( Дeяh. XXI ). Павел защищает свое дело пред Ананиею Первосвященником. Начальник Римской стражи, узнав, что более сорока иудеев поклялись не прикасаться к пище и питию, пока не убьют Павла, отсылает его к Феликсу, правителю области, который заключает Павла в темницу в Кесарии ( Дeяh. XXII, XXIII ). 62г. по Р.Х. Павел обвиняется пред Феликсом от Тертулла оратора; Феликс выходит из своей должности, но в угодность иудеям, оставляет Павла в темнице. Ему наследует в правлении Порций ?ест ( Дeяh. XXVI ). Иудеи приходят в Кесарию и обвиняют Павла пред Фестом. Он отвечает за себя и требует суда Кесарева. Агриппа приходит в Кесарию и Фест открывает ему дело ( Дeяh. XXV ). 63 г. по Р.Х. Павел защищается в присутствии Агриппы, который почти готов сделаться Христианином, и все собрание объявляет его невинным ( Дeяh. XXVI ). Павел приходит в Рим и, будучи узником, проповедует там два года. ( Дeяh. XXVIII ). Здесь оканчивается история деяний Апостольских, описанных Лукою, возлюбленным спутником Павла (Христ. Чт. 1842 г. ч. I, стр. 279). Поучительные уроки из книги Деяний Апостольских Благочестивый читатель книги Деяний св. Апостолов без труда может найти в ней много поучительных уроков как для укрепления своей веры, так и для назидания себя в святой жизни по вере. Представим некоторые, более общие из сих уроков.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Но чтобы много не утруждать тебя, прошу тебя выслушать нас кратко, со свойственным тебе снисхождением. Нашедши сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем назорейской ереси, который отважился даже осквернять храм, мы взяли его и хотели судить его по закону нашему. Но тысяченачальник Лисий, пришедши, с великим насилием взял его из рук наших и послал к тебе, повелев и нам, обвинителям его, идти к тебе. Ты можешь сам, разобрав, узнать от него о всем том, в чем мы обвиняем его». И иудеи подтвердили сказанное Тертуллом. Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: «Зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело. Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения. И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение, и не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня. Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми. После многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения. При сем нашли меня, очистившегося в храме не с народом и не с шумом. Это были некоторые асийские иудеи, которым надлежало бы предстать пред тебя и обвинять меня, если что имеют против меня. Или пусть сии самые скажут, какую нашли они во мне неправду, когда я стал пред синедрионом. Разве только то одно слово, которое громко произнес я, стоя между ними, что за учение о воскресении мертвых я ныне судим вами» ( Деян.24:3–21 ). Выслушав обвинителей и самого Павла, Феликс отсрочил дело, не найдя вины в Павле, но ожидая, что тот предложит ему деньги. По прошествии же двух лет его сменил Порций Фест.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти царя Arpunnы I вся страна его как римская провинция снова подчинена была непосредственно власти римских прокураторов, которые, в свою очередь, находились в полной зависимости от власти сирийских наместников. Из них наиболее известны и заслуживают упоминания два: Антоний Феликс (52–60 гг.) и Порций Фест (60–62 гг.), пред ними иудеи и обвиняли св. апостола Павла ( Деян.24 ). Только в 50 году Палестина снова переходит в управление потомка Ирода Великого: сын Агриппы I-ro, Агриппа II-й, получил в свое управление небольшую область – Халкиду на Ливане, а в 53 году, с титулом царя, прежнюю область четверовластника Филиппа, к которым в царствование императора Нерона была присоединена еще часть Переи и Галилеи, именно Тивериада. Из книги апостольских Деяний мы знаем, что явившись однажды вместе с сестрой своей Вереникой в Кесарию Палестинскую с поклоном к Фесту, Arpunna II велел привести к себе скованного в узах апостола Павла ( Деян.25:13 и далее). Arpunna II, вполне преданный и покорный Риму, царствовал над всеми предоставленными ему областями до самой своей смерти, последовавшей около 100 по Р. Х. Но участь Палестины была уже решена Тем, в руках Которого находятся судьбы всех царств и народов. Приблизилось время, когда ужасные бедствия должны были постигнуть иудеев, которые не уразумели дня посещения своего и с безумным упорством отвергли своего Избавителя; приблизилось время, когда надлежало исполниться и слову древнего великого пророка Моисея, устами которого говорил Бог Своему избранному народу: «За то, что ты не служил Господу, Богу твоему, с веселием и радостию сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. Пошлет на тебя народ издалека, от края земли; как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши. И будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Последующее участие Феликса в деле Павла в основном сводится к тому, что он постоянно откладывал решение его вопроса на более поздний срок. В итоге разбирательство будет длиться два года, в течение которых Феликс неоднократно встретится с Павлом. Однако эти встречи не будут иметь результата ни для одной из сторон. О содержании разговоров между прокуратором и узником мы узнаем из скупого отчета Луки: Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его; посему часто призывал его и беседовал с ним. Ho по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах ( Деян. 24:24–27 ). Таким образом, na следующую встречу c Павлом пροкуратор приходит вместе со своей второй женой, иудейкой по вероисповеданию. Возможно, она сама пожелала послушать Павла, либо Феликс посчитал, что ее участие поможет прояснить суть вопроса. Лука обозначает «веру во Христа Иисуса» в качестве главной темы, на которую Павел беседовал с Феликсом и Друзиллой. To, что составляло подлинную сердцевину его веры и о чем он не захотел упомянуть на допросе у Феликса в присутствии иудеев, он мог теперь раскрыть перед прокуратором в приватной обстановке. Главная тема распадается на три побочные: «о правде, о воздержании и о будущем суде (περ δικαιοσνης κα γκρατεας κα το κρμα­τος το μλλον­τος)». Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус Христос в последней беседе с учениками обещал им, что Утешитель, «придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде (περ μαρτας κα περ δικαιοσνης κα περ κρσεως)» ( Ин. 16:8 ). Литературную зависимость Деяний от Евангелия от Иоанна проследить крайне сложно: более вероятна обратная зависимость (по всей видимости, Иоанн писал свое Евангелие позже, чем были написаны другие Евангелия и Деяния), Однако, с нашей точки зрения, близость двух текстов объясняется не столько зависимостью одного от другого, сколько тем, что в обоих обозначены магистральные темы христианского нравственного учения: «правда» (праведность, справедливость), «суд» и «воздержание» (или «грех» как антоним воздержания).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святой Павел обратился к народу по-арамейски, добился тишины и рассказал о своем обращении. Но едва он упомянул о том, что был послан к язычникам, толпа стала кричать: «Истреби от земли такого! Ибо ему не должно жить» (Деян. 22: 22). Тысяченачальник приказал подвергнуть его бичеванию, но когда апостол сказал, что он – римский гражданин, его не стали пытать. На следующий день его привели к синедриону, и святой Павел сказал, что был заключен в тюрьму за веру в воскресение. Эти слова вызвали распрю между саддукеями и фарисеями, которые не были согласны между собой именно по этому вопросу. Тогда апостола отвели обратно в крепость. На следующую ночь ему явился Господь и сказал: «Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23: 11). Тысяченачальник же, узнав, что иудеи согласились убить Павла, перевел его под конвоем в Кесарию, бывшую резиденцией прокуратора Феликса. Вскоре туда пришел первосвященник и несколько старейшин свидетельствовать против Павла, но апостол показал, что не сделал ничего предосудительного ни в отношении римских законов, ни в отношении Закона иудейского. Феликс отложил разбирательство до прихода тысяченачальника Лисия, а сам тем временем пришел вместе с женой слушать слова узника о Господе Иисусе. Но когда апостол заговорил о воздержании и о будущем суде, Феликс испугался и отослал его. Святой Павел провел в кесарийской тюрьме два года, пока преемник Феликса, Порций Фест, не отослал его на суд в Иерусалим (60). Тогда Павел, как римский гражданин, потребовал кесарева суда. Он предстал перед царем Агриппой, прибывшим из Кесарии приветствовать Феста. Агриппа выслушал его оправдание и сказал, что можно было бы освободить этого человека, если бы он не требовал суда у кесаря. Тогда святого Павла и его спутников вместе с конвоем посадили на корабль, и они поплыли сначала в Миры Ликийские, где пересели на корабль, отправлявшийся в Италию. С большим трудом они добрались до южной оконечности Крита, но не хотели зимовать там и, невзирая на предостережения святого, снова отправились в путь. Вскоре корабль попал в сильную бурю. Спутники Павла потеряли всякую надежду на спасение. Но апостол рассказал им о явлении ангела, возвестившего, что Господь дарует жизнь ему и всем плывущим с ним, ибо он должен прибыть в Рим.

http://pravoslavie.ru/54792.html

Сегодня мы говорили об обретении совершенной радости. Но что это такое? Только ли скорейшее и полное исполнение наших прошений? Нет, не в этом, вернее, не исключительно в этом заключается счастье. Совершенную радость нам, верующим в Бога, дает любовь. Мы радуемся о Том, Кого действительно любим. Насколько человек ощущает в сердце своем теплоту Божественной любви, настолько сам готов радоваться о Боге, радоваться, что все в его жизни определено Вседержителем. Ощущение сопричастности и своего Божественного родства дают человеку неимоверные силы, терпение и смирение, порождают в сердце истинное ликование — совершенное, духовное, небесное. И тогда никакие тяготы и неприятности бытия не способны испугать и сломить нас, потому что мы, как и Сын Божий перед Крестными Своими страданиями, не будем чувствовать себя покинутыми и одинокими и сможем повторить вслед за Господом: «Но мы не одни, потому что Отец Небесный с нами!» Преподобный Исаак Сирин пишет: «Радость о Боге сильнее здешней жизни. И кто обрел ее, тот не только не посмотрит на страдания, но даже не оглянется на жизнь свою, и не будет там других чувств, если действительно была эта радость». Будем же во все дни жизни нашей, через познание Бога и любовь к Нему, стремиться снискать совершенную радость о Господе, дающую неизреченные блага земные и духовные. Аминь. Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) …Здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его. ( Деян.25:14 )-15 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении нашему вниманию было предложено повествование о том, как новый прокуратор Порций Фест представил царю Ироду Агриппе II дело апостола Павла (см. Деян.25:13-19 ). Прежний прокуратор Феликс, хорошо зная и понимая невиновность апостола, отомстил заключенному благовестнику и проповеднику за его нравственное превосходство тем, что оставил в узах.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Следующая за Евангелиями книга Деяний святых Апостолов приводит данные о жизни и деятельности непосредственных учеников Христа – апостолов и о возникновении первых христианских общин, причем она излагает историю христианства в тесной и органической связи с историей тогдашнего мира. Попутно с историей Церкви, она точно описывает нравы и обычаи жителей Палестины, Малой Азии, Греции и Италии того времени; говорит и о том, как управлялись провинции Римской империи. Исторические открытия нашего времени подтверждают правдивость этой книги. В ней описываются подвиги личных учеников Иисуса Христа – апостолов Петра, Иоанна, Иакова и в особенности апостола народов – Павла. Вся жизнь этого удивительного и неутомимого в своих проповеднических путешествиях человека проходит среди вполне исторических лиц: иудейские первосвященники и афинские философы, городские правители и начальники иудейских синагог, ефесские ремесленники, поднимающие против него целый бунт, когда в результате его проповеди упали их доходы, и привыкшие к взяткам римские чиновники. Апостолу Павлу приходится иметь встречи с такими историческими лицами, как хитрый первосвященник Анания; всеми уважаемый в то время член иудейского Синедриона Гамалиил; присланный из Рима в Грецию в качестве проконсула брат известного философа Сенеки – Галлион; правители Иудеи Порций Фест и Феликс с его женой Друзиллой; Иудейский царь Агриппа и его сестра Береника. Все это люди, хорошо известные нам из гражданской истории. Неужели же между всеми этими лицами бродит мифическая личность – Павел? В поведении его нет ничего мифического. Он разговаривает, вступает в пререкания, арестовывается, освобождается, неоднократно получает побои, произносит зажигательные речи, снова и снова привлекается к ответу, апеллирует к суду как римский гражданин. Наконец его на основании римских законов для кесарева суда везут на корабле в Рим. И здесь удивительно точное описание корабельных маршрутов того времени, климатических условий, а также большое число бытовых мелочей. Такая книга могла быть написана лишь в то время, когда происходили все описываемые в ней события.

http://azbyka.ru/o-smysle-zhizni-bogoslo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010