Е.В. Герцман Беседа VII. За пределами храма Это произошло во второй год 210-й олимпиады или в 815 году от основания Рима, на восьмой год правления Нерона и за два года до ужасного пожара в «вечном городе». В том году Нерон, обвинив в прелюбодеянии свою первую жену, добродетельную Октавию, дочь покойного императора Клавдия и его третьей жены Валерии Мессалины, выслал ее из Рима. Затем она по его приказу была убита. Женой Нерона стала лицемерная и развратная красавица Поппея Сабина. В том же году умер глава преторианцев Афраний Бурр – сподвижник Нерона во многих его преступлениях, и самым влиятельным человеком в Риме стал Софроний Тигеллин, «который провел молодость в грязи, а старость – в бесстыдстве» (Тацит. История I 72). Тогда же Нерон приказал отравить некогда всемогущего своего вольноотпущенника Паланта, всеми силами способствовавшего приходу Нерона к власти. В том же году Нерон лишил милости своего наставника и воспитателя Сенеку, и тот удалился, чтобы вести уединенную жизнь. Мудрому Сенеке осталось жить всего три года, так как именно через три года он получит приказ своего воспитанника покончить счеты с жизнью и послушно вскроет себе вены на обеих руках. Тот год был девятым годом правления в Северной Палестине Агриппы II, сына Агриппы I и Кипры, и первый год служения в Иерусалиме первосвященника Анана, сына первосвященника Анны – того Анны, который настоял на казни Иисуса Христа. Уже целый год апостол Павел томился в римской тюрьме, куда его отправил прокуратор Иудеи Порций Фест. Очевидно, в том же году Павел написал послания Колоссянам, Ефессянам и Филимону, отправив их с «возлюбленными братьями» Тихиком и Онисимом ( Кол.4:7–9 ). Именно в этот год первосвященник Анан велел разъяренной толпе ортодоксальных иудеев забить камнями первого епископа Иерусалимской церкви апостола Иакова. В течение 35 лет тот был епископом Иерусалимской церкви. Сами евреи называли его праведным, а христиане удостоили Иакова имени «Брат Господень». После смерти Иакова главой Иерусалимской церкви стал Симеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста Суриков Василий Иванович (1848-1916) Сюжет Перед нами эпизод из жизни и деяний ученика Христа — апостола Павла, который вместе с апостолом Петром основал христианскую церковь. За праведные высказывания Павел был схвачен и казнен римским императором Нероном. Описание Рассмотрим картину Сурикова, которая представляет для нас неподдельный интерес. Местом действия здесь избран дворец римского проконсула в Кесарии. В большом зале на постаментах мы видим стоящие мраморные изваяния римских богов и императоров, которым обычно поклонялись римляне. Возле них на возвышении установлен трон для Ирода Агриппы и кресла для Феста и Береники. Основную группу картины образуют четыре фигуры. Сидящий слева Агриппа и стоящий справа Павел обращены друг к другу и изображены почти в профиль к зрителям. Поэтому создается впечатление, что Павел излагает свои взгляды Ироду Агриппе, отвечает на его вопросы. Между Агриппой и Павлом сидят Порций Фест и Береника, обратив свои взоры к Павлу. Они не принимают участия в споре, будучи лишь сторонними наблюдателями. Такое расположение фигур художник выбрал не случайно. Его задачей было показать взгляды присутствующих. Для этого он гениально выстраивает нужную композицию. Как известно из Писания, вызывая Апостола Павла для выяснения его позиции,  Фест заявил, что сам он не в курсе религиозных разногласий иудеев, тогда как иудейский царь, напротив, был знатоком Писаний. По этой причине Апостол, излагая свои взгляды, обращается к Агриппе, как к лицу компетентному, и даже в конце речи воззвал к Агриппе, прося его подтвердить перед Порцием Фестом правильность своих ссылок на тексты Писания. Как известно, Агриппа на справедливые аргументы Апостола Павла ответил отрицательно. Противопоставив царя Ирода Агриппу и апостола Павла, Суриков в их образах показывает лукавство иудаизма и правоту христианства, которое нисколько не отвергает ветхозаветных Писаний.

http://azbyka.ru/art/apostol-pavel-obyas...

А.А. Бобринский (1859–1930) Из эпохи зарождения христианства. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе и христианах Источник Посвящаю эти страницы моей дорогой племяннице Графине Ольге Георгиевне Бобринской. А. Б. Содержание Иосиф Флавий Тацит Светоний Плиний Секунд Младший Лукиан Цельс Приложение Письмо Императора Адриана (117–138) к проконсулу Азии Фундану Приложение 2 Отзыв Имп. Марка Аврелия (161–180) о христианах 11:3     Нам, христианам, может показаться непонятным тот факт, что столь великие исторические события, как проповедь , осуждение и крестная смерть Спасителя, внесшая коренной переворот в мировоззрение, этику и идеалы народов, населявших Римскую Империю, прошли почти незаметно для современников нехристиан, и оставили так мало следов в современной литературе, несмотря на то, что события эти развернулись в стране, обладавшей древней культурой и входившей в состав великой Империи. Но, если принять в соображение некоторые условия общественной жизни того времени, а также и психологию современников, то обстоятельство это найдет себе, быть может, достаточное объяснение. Не говоря уже о том, что, при отсутствии быстрых н правильных сообщений между отдельными частями огромного государства, вести о событиях, происшедших в какой либо из них, распространялись в те времена крайне медленно и в превратном виде, следует заметить, что сам факт предания в Иерусалиме смертной казни Иисуса, простого ремесленника 1 , которого обвиняли в честолюбивых замыслах и в возбуждении народа против римских властей, являлся в глазах современников настолько заурядным и незначительным, что не мог привлечь к себе, за пределами Иудеи, особого внимания. И, действительно, со времени завоевания Иудеи римлянами, волнения среди евреев повторялись неоднократно. Так, из главы 5-ой Деяний Апостолов 2 мы узнаем о двух восстаниях, вспыхнувших в Иудее, незадолго до осуждения Христа, под предводительством Февда и Иуды Галилеянина и закончившихся гибелью обоих вождей. Однако, римские историки об этих событиях не упоминают, либо считая их маловажными, либо потому, что о них и не слыхали. Равным образом, прибывая в Иудею в 60-м году новый римский правитель Порций Фест еще ничего не знал о личности и проповеди Спасителя, как это явствует из главы 25-ой Деяний. Сообщая царю Ироду Агриппе об обвинениях, предъявленных Иудеями к Апостолу Павлу, Фест говорит следующее: «Обступив его (т. е. Павла), обвинители не предъявили ни одного из обвинений, какие я предполагал: но они имели некоторые споры с ним об их богопочетании и о каком-то Иисусе, умершем о котором Павел утверждал, что он жив». (25:19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф Флавий Книга 2 Предисловие В этой книге описываются события истории Иудеи от смерти Ирода (4 г. до н.э.) и последовавшей после нее борьбы за власть до первого года Иудейской войны (66–67 гг. н.э.). Материал этой книги позволяет проследить процесс превращения Иудеи в римскую провинцию. Иосиф Флавий приводит множество фактов угнетения и грабежа населения Иудеи римлянами, пытаясь, однако, свести объяснения причин Иудейской войны к чрезмерной алчности и надругательству над религией местного населения со стороны римских наместников. В то же время его сведения о группировках среди повстанцев позволяют более глубоко выяснить причины этого восстания, в котором национально-освободительное движение тесно переплелось с социальной борьбой внутри иудейского общества. В этой книге содержится немало ценных сообщений о движениях мессианского характера в Палестине. Это имеет важное значение для выяснения той конкретной обстановки, в которой зародилось и возникло христианство . Перед нами проходит целая галерея исторических лиц, чья деятельность так или иначе нашла отражение в христианской литературе (Понтий Пилат, Феликс, Порций Фест, Агриппа и др.). Более пристальное знакомство с их деятельностью позволяет точнее осмыслить отношение к ним в первохристианской литературе. В этой книге, повествуя о непосредственных событиях начала Иудейской войны, Иосиф Флавий вводит в качестве персонажа повествования и свою собственную фигуру. Оценки своим действиям в качестве военачальника повстанцев в Галилее он дает весьма обтекаемые, хотя нередко прорывается откровенная позиция приверженца «партии мира», выражавшей интересы иудейской аристократии. Глава 1 Архелай дает народу траурный пир по поводу смерти Ирода. – Скоро после этого происходит восстание, и он отправляет против восставших войско, которое убивает около 3000 человек. 1. Поездка в Рим, которую должен был совершить Архелай, дала повод к новым волнениям. Оплакав своего отца семь дней и дав народу богатый траурный пир (обычай иудеев, вследствие которого многие разорялись; наследники бывают почти вынуждены угостить участников в похоронах, в противном случае они рискуют прослыть неблагодарными к умершему), он в белом одеянии отправился в храм, где был восторженно встречен народом. Он приветствовал народ, сидя на золотом троне, воздвигнутом на высокой трибуне, благодарил его за усердное участие в похоронах его отца и за выражение ему верноподданнических чувств, точно он уже в действительности был царем; но, прибавил он, он удерживается пока не только от проявления власти, но и от принятия титула, пока не будет утвержден в престолонаследии императором, которому завещанием предоставлен решающий голос во всем. Он и в Иерихоне не принял диадемы, которую солдаты хотели возложить на него. Но когда он высшей властью будет утвержден царем, тогда он отблагодарит народ и войско за их добрые чувства к нему. Все его стремления будут направлены к тому, чтобы быть к ним во всех отношениях милостивее, чем его отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостола Петра, если бы тот не был спасен чудесным образом от смерти ( Деян. 12:1–10 ). Впрочем, Палестина не долго находилась под его правлением. После немного более чем трехлетнего царствования он был внезапно поражен свыше и умер страшной смертью (съеден червями) в 44 году по Р. X., в то самое время как сидел однажды в Кесарии на возвышенном месте во всей царской одежде и был приветствуем народом за некоего бога ( Деян. 12:22,23 ). 5. Куспий Фад По смерти Агриппы сын его, Ирод Агриппа казался еще слишком молод для того чтобы самостоятельно вступить на престол, а потому и управление всей Палестиной снова было передано правителю из Римлян Куспию Фаду, находившемуся под главным ведением правителя Сирии. В то время Римские правители, даже лучшие из них, вместо того чтобы действовать с кротостью и терпимостью, по отношению к Иудеям предпринимали единственно крайние меры жестокости и строгости, для того чтобы подавить всякое движение народной жизни. Это особенно видно из образа действий Куспия Фада (44 – 46 по Р.Х.), Тиверия Александра (46 – 48), Вентидия Кумана (48 – 52), и Феликса (52 – 60 по Р. X.). Правление Александра, отступника из Иудеев, было более жестокое, чем даже самих Римлян. Феликс, по свидетельству Тацита, действовал в качестве правителя со всевозможною жестокостью и развратом, в духе раба, возвысившегося до высшей степени почести. Такое правление естественно возбуждало в Иудеях горькое чувство ненависти и негодования против Рима. В тоже самое время раздоры и несогласия между самими священниками, смертельная борьба между Иудейской аристократией и народом и крайности со стороны отчаянных фанатиков еще более усиливали и умножали народное бедствие. 6. Порций Фест Порций Фест был послан Императором Нероном наследовать Феликсу в 60 году по Р. X. Воодушевленный добрыми намерениями, преемник Феликса совершенно был не в силах исправить и загладить злоупотребления, сделанные сим последним. После краткого, двухлетнего, управления он умер в Иудее. Два наследовавшие ему Римские правители, по-видимому, делали с своей стороны все возможное не для успокоения, а для усиления ожесточенной внутренней борьбы между чужеземцами и Иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Книга Деяний апостольских, как можно с достоверностью полагать, написана во время пребывания апостола Павла в узах в Риме. Этим оканчивается книга, и это пребывание в узах может быть причиною, заставившею писателя прекратить свое повествование, чего, конечно, он не сделал бы, если бы написал после освобождения апостола из уз или после смерти его. Но вся трудность состоит именно в том, чтобы определить время пребывания Павла в узах в Риме. Для определения времени пребывания Павла в Риме, нужно принять в соображение следующие указания: апостол Павел был заключен под стражу при римском правителе Феликсе и пробыл в заключении два года. На место Феликса заступил Порций Фест ( Деян.24:27 ), который и отправил апостола в Рим на суд кесаря. Сам же Феликс истребован был в Рим и приговорен к казни. Феликс сменен в 61 году, в седьмой год правления Нерона. В этом же году, зимою, Павел был отправлен в Рим и прибыл туда в начале 62 года. На протяжении 62 и 63 годов он находился под стражей, и именно в это время могла быть написана книга Деяний апостольских. Место написания. Определив время написания, мы тем самым определяем и место написания книги Деяний, а именно – Рим. В этом еще более утверждают некоторые соображения. Так, писатель, говоря о происходившем в Риме, указывает с подробностью частные места вечного города (например, Деян.28:15 ). Из послания к Колоссянам, написанного, как известно, в Риме, видно, что Лука был тогда рядом с Павлом ( Кол.4 – Флм.стих.23) в Риме. Цель написания. Книга Деяний есть только продолжение Евангелия Луки и написана, конечно, с той же целью – утвердить Феофила в том учении, в котором он был наставлен от евангелиста. Кроме указанной выше прямой, так сказать, частной цели написания Деяний, именно утверждении Феофила в христианском учении, можно открыть другую, высшую и общую цель написания книги Деяний, как и всего Нового Завета, цель Святого Духа – открыть людям божественное происхождение Церкви Христовой, как из иудеев, так и язычников, указать ее истинных основателей и распространителей, представить в живых примерах ее силы, действия и борьбу с врагами; словом, доказать и показать на деле, что основанная Христом Церковь действительно получила от него обетованные ей дары и силы и, несмотря на все усилия врагов, стоит непоколебимо, обнимая собою целые народы и все страны мира. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КНИГИ ДЕЯНИЙ АПОСТОЛЬСКИХ Вознесение Господне (Деян.1:1–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Новый прокуратор Иудеи Порций Фест совместно с иудейским царем Агриппой решает переправить Павла в Италию на суд императору. Здесь Павел в качестве пленника отправляется в свое последнее путешествие. Его корабль минует Сидон, Кипр, Миры Ликийские, Крит, Адриатическое море и терпит крушение близ острова Мелит. Оттуда на корабле «Диоскуры» Павел прибывает сначала в Сиракузы, потом в Ригию и затем около 60 года в Рим, где прожил еще два года. Из Рима апостол Павел написал послание к Филиппийцам, к Ефесянам, к Колоссянам и к Филимону. Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. К этому же времени, возможно, относится и написание апостолом Послания к Евреям. Согласно преданию, в Риме апостол был освобожден и совершил еще одно путешествие (которое иногда называют четвертым миссионерским путешествием). На востоке он посетил ранее основанные им церкви. На острове Крит он рукоположил Тита во епископа Критского, затем в Малой Азии около 64-65 годов написал к нему послание (Послание к Титу). Затем апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа Ефесского, после посетил Македонию, откуда написал Первое послание к Тимофею (65 г.). В Коринфе Павел встретил апостола Петра, с которым пришел в Рим в 66 году. Из Рима Павел осуществил путешествие в Испанию ( Рим.15:24, 28 ), по возвращении из нее был схвачен в Риме и помещен в узы. Считается, что из тюрьмы около 67 года Павел написал Второе послание к Тимофею. Четырнадцать посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета. Эти послания являются одними из главных текстов христианского богословия. Послания апостола Павла (а также Деяния св. Апостолов и семь посланий соборных) входят в священно-богослужебную книгу Апостол. Апостол Павел не входит в число двенадцати и семидесяти апостолов. Между тем вместе с апостолом Петром, который является одним из двенадцати апостолов, он называется «первоверховным» апостолом. Именуя их первоверховными, Церковь указывает на то, что они больше других потрудились в деле распространения на земле Христова учения.

http://azbyka.ru/test/apostol-pavel

Таким образом Палестина мало по малу по частям поглощалась римлянами. Но благодаря одной случайности, она временно опять полу­чила некоторую самостоятельность. При римском дворе среди других Иродианских князей был внук Ирода Великого Агриппа, сын умерщвленного Аристовула. Он сумел особенно сойтись с Каем Калигулой, оказал ему важную услугу при самом восшествии на римский престол, за что и был награжден предоставлением ему в управление бывших областей Филиппа четвертовластника с титулом царя. Поль­зуясь своим влиянием при римском дворе, он затем добился и того, что ему отданы были и области, находившиеся под управлением Ирода Антипы, т. е. Галилея и Перея; а по восшествии на престол императора Клавдия – ему отданы были и Иудея с Самарией, так что он сделался царем всей Палестины и стал на­зываться Агриппой I. Чтобы удержать за собой это положение, он всячески старался заискивать у сильной фарисейской партии; будучи в душе язычником, лицемерно исполнял все законы Моисеевы и в угоду фа­рисеям сделался гонителем христиан. При нем именно потерпели мученичество ап. Иаков ( Деян. 12:2 ) и ап. Петр был ввержен в темницу, из которой получил чудесное освобождение. После непродол­жительного царствования, Агриппа I неожиданно получил ударь, бу­дучи поражен ангелом в театре, в Кесарии, где он по примеру римских императоров хотел принять боготворение от народа. Подобно своему деду, он страдал омерзительною болезнью и был изъеден перед смертью червями ( Деян. 12:20–23 ). После его смерти вся Палестина опять сделалась римской провинцией и управлялась прокураторами. Среди них наиболее известны Антоний Феликс (с 56–64) и Порций Фест (64–66), – те проку­раторы (четвертый и пятый по порядку), пред которыми ап. Павел защищался от обвинений иудеев (см. гл. XLu XLI «Руководства»). В 54 году сын Агриппы I, Агриппа II получил в управление неболь­шую область Халкиду, на Ливане. Три года спустя он добился ти­тула царя, а также присоединения к своему владению бывших областей Филиппа, а с восшествием на престол Нерона – и некоторых частей Галилеи и Переи, включая и город Тивериаду. Этот-то Аг­риппа II во время своего официального визита прокуратору Фесту, сделанного им вместе с своей сестрой Вереникой, выразил желание вы­слушать дело узника Павла, который и получил возможность произ­нести великую проповедь о христианстве пред блестящим собранием высших представителей языческого и иудейского мира. Агриппа II всецело был предан Риму, и когда началось великое восстание иудеев, повед­шее к истребительной войне и разрушению Иерусалима, он держал сторону римлян. После разгрома иудейского народа и его столицы, он удалился в Рим, где и умер в третьем году царствования Траяна, около 104 года по Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

В ответной защитительной речи ап. Павел показал пред прокуратором всю несостоятельность предъявленных к нему обвинений: во-первых, к мятежам он отношения не имел и не имеет, равно как и к лицам, производящим возмущение; во-вторых, из числа обвинителей отсутствуют малоазийские иудеи, которые должны были быть здесь, как очевидцы возводимого на него обвинения; следовательно, обвинение голословно, и, наконец, та назорейская ересь, в принадлежности к которой его обвиняют, есть истинная вера его отцов, то есть иудеев, представляя собой подлинную веру в то, что написано в Законе и Пророках ( Деян.24:10–21 ). Речь ап. Павла в соединении с письмом Клавдия Лисия возымела свое действие; прокуратор Феликс отложил приговор и оставил дело по обвинению ап. Павла для доследования. «Рассмотрю дело, – сказал Феликс, – когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении» ( Деян.24:22 ). Два года продолжались кесарийские узы ап. Павла: с мая – июня 58 года по май – июнь 60 года. За это время Феликс часто призывал к себе ап. Павла, интересуясь не столько религиозно-нравственными вопросами, сколько корыстными соображениями ( Деян.24:24–26 ). Через два года место Феликса занял другой прокуратор – Порций Фест. Льстивый Феликс, желая угодить иудеям, так и оставил ап. Павла в узах ( Деян.24:27 ). Фест был опытный и тактичный администратор. По прибытии в Кесарию Фест учинил суд над ап. Павлом, для чего в Кесарию были вызваны представители из Иерусалима от синедриона. Представители синедриона обвиняли ап. Павла на основании национального (иудейского) права, как осквернителя храма Иерусалимского, и требовали применения к нему смертной казни. Фест же вёл судебное разбирательство по нормам римского права. В результате судебный процесс мог закончиться только оправданием ап. Павла. Иначе не могло и быть: что было страшным преступлением в глазах фанатичного еврея, то в глазах римлянина, терпеливого и снисходительного ко всем религиям, было дело безразличным и во всяком случае непреступным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

А также во второй части введения, которая носит название «О главных свойствах и достоинстве», характеризуя людей того времени, римлян и иудеев, к которым писал святой апостол Павел, архиепископ Мефодий дает следующее определение: «были такие люди, кои в хитростных ума оборотах до самого высшего дошли степени» 1 . Отсюда делается закономерный вывод, что и апостол Павел пишет послание «хитрословесным и многообразного любомудрия исполненным слогом» 2 . Здесь автор приводит ссылку на 17 книгу Иосифа Флавия «Иудейские древности». «Иудейские древности», равно как и «Иудейская война», давали христианской мысли богатый и уникальный материал характеристики многих персонажей, которые в Новом Завете обрисованы весьма фрагментарно. Это – Ирод I (Великий), Ирод-Антипа, Ирод-Филипп, Иродиада, римские прокураторы Иудеи Понтий Пилат, Феликс, Порций Фест, наместник Сирии Квириний и другие, в описании о той ситуации в Палестине, да и в других регионах Римской империи, где жили и действовали Иисус и апостолы. Иудея – родина христианства и это, несомненно, вызывало у христиан повышенный интерес к ее истории, особенно новозаветного времени. В соответствии с главной целью Иосифа его труд «Иудейские древности» был написан на греческом языке. Он состоит из двадцати книг. Свое повествование Иосиф Флавий начинает с момента сотворения мира. Текст первых десяти книг параллелен библейскому тексту. Но Иосиф подробно не пересказывает содержание Библии и строго ему не следует. Его повествование более краткое и если можно так сказать, более историзованное – он скрупулезно прослеживает в Библии линию именно человеческой истории. В одиннадцатой книге он доходит до времен Александра Македонского. С двенадцатой книги содержание «Иудейских древностей» перекликается с содержанием «Иудейской войны», но события раскрываются более подробно, более широко, порой в иной версии. Как и в первой своей книге, Иосиф Флавий излагает историю евреев на фоне всемирной истории. Вернемся к мыслям владыки Мефодия. Далее он говорит, что именно из-за высокой образованности населения апостол излагает «все главные догматы веры и нравоучения назидательнейшие» 3 . И поэтому церковные учителя почитают это послание сокращением всего христианского богословия 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010