Историко-просветительская конференция «Полигон " Жаналык " — Алма-Атинская Голгофа» прошла в Алма-Ате 10 марта 2014 г. 14:07 9 марта 2014 года по благословению главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Алма-Ате прошла историко-просветительская конференция «Полигон " Жаналык " — Алма-Атинская голгофа». Мероприятие, состоявшееся в Зале церковных собраний Никольского собора, было посвящено памяти жертв репрессий ХХ столетия и 150-летию со дня рождения священномученика Порфирия (Гулевича), епископа Крымского. Организаторами мероприятия выступили Издательский отдел Казахстанского митрополичьего округа, Отдел внешних связей Округа и приход святого праведного Иоанна Кронштадтского поселка Жетиген (Николаевка). В работе форума приняли участие благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, руководители отделов Казахстанского митрополичьего округа и комиссий Астанайской епархии, представители историко-просветительского общества «Адилет», клирики храмов Алма-Аты, преподаватели и студенты Алма-Атинской духовной семинарии, учителя и воспитанники воскресных школ города, историки, краеведы. Приветствие организаторам и участникам конференции направил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. В обращении, которое огласил руководитель Издательского отдела архимандрит Иосиф (Еременко), в частности, говорится: «Святой апостол Павел призывает нас: «Поминайте наставников ваших, и… взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…» (Евр. 13:7). Всякое мероприятие, посвященное памяти мучеников и исповедников имеет для всех нас большое значение. Размышляя над уроками истории нашей Церкви и Отечества, слушая повествования о подвигах страдальцев за истину Христову, мы убеждаемся в непреложности евангельских обетований, вдохновляемся на новые труды ради Бога и ближнего. Духовенство и верующие Казахстанского митрополичьего округа свято чтят память подвижников прошлого века. В каждой области нашей страны известны имена небесных покровителей и заступников, прошедших скорбный путь крестоношения. Но многие места массовых захоронений жертв богоборческого режима до сих пор остаются неизвестными. Нашим долгом перед Богом, призвавшим «нас к участию в наследии святых во свете» (Кол. 1:12), перед историей, перед мучениками и исповедниками, является труд по открытию и прославлению новых имен людей, страдавших и убиенных за родное Православие.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

10 сент. 1928 г. стал настоятелем собора во имя свт. Иоанна Златоуста. В это время усилились притеснения верующих со стороны властей. Община храма была обложена повышенными налогами, подвергалась унизительным проверкам и штрафам. Проповеди Д. сплачивали и поддерживали прихожан, к-рые в свою очередь всеми силами помогали сохранять храм. Так, добровольные пожертвования дали возможность оплатить непомерно тяжелые денежные взыскания со стороны властей. Д. постоянно подвергался преследованиям, его неоднократно приговаривали к принудительным работам и штрафам. 9 марта 1932 г. он был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» среди прихожан, а также в проведении незаконных денежных сборов. Предъявленные обвинения Д. категорически отверг. В подготовленных следствием обвинительных материалах особо подчеркивалось, что настоятель Иоанно-Златоустовской ц. является «ярым противником обновленчества в церкви» и придерживается «старо-православной патриаршей ориентации», «борется за линию митрополита Сергия». 4 июня Д. был приговорен к ссылке в Казахстан на 3 года. Отбыв срок ссылки, Д. возвратился в Ялту, где стал настоятелем Александро-Невского собора. Им был организован фонд материальной помощи арестованным церковнослужителям, членам общины и их родственникам. 20 окт. 1937 г. Д. был арестован как связанный с «контрреволюционной группировкой духовенства», якобы возглавляемой осужденным ранее Симферопольским еп. сщмч. Порфирием (Гулевичем) . В предъявленных обвинениях Д. виновным себя не признал. 1 дек. 1937 г. Особой тройкой НКВД Крымской АССР приговорен к расстрелу. Прославлен к местному почитанию решением Синода УПЦ от 11 июня 1997 г. Архиерейский юбилейный Собор РПЦ 2000 г. внес имя Д. в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Арх.: Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 010202, 014823. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 567; Доненко Н. , прот. Претерпевшие до конца. Симферополь, 1997. С. 36-40. Прот. Николай Доненко Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/178041.html

В 1930-х годах в Свято-Троицкой церкви служили — Порфирий (Гулевич, †1937), епископ Симферопольский и Крымский, и протоиерей Николай Мезенцев (†1938), активным членом церковной общины был Димитрий Спиридонов (†1938), впоследствии причисленные к лику святых новомучеников Крыма. В 1946–1961 годах архиепископом Крымским был Лука (Войно-Ясенецкий). Стены Свято-Троицкго храма помнят молитвы и проповеди этого угодника Божия, святые мощи которого были обретены в 1996 году и перенесены сюда с одного из симферопольских кладбищ. В 2001 году мощи святителя Луки были помещены в серебряную раку, присланную в дар из Греции. В Греции святитель так же почитаем, как и на крымской земле: почти в каждом храме, в каждой больнице сохраняется частица его мощей. Профессор медицины и духовный пастырь , Святитель Лука оставил богатое научное и духовное наследие: 55 трудов по хирургии и анатомии, 10 томов проповедей, богословский труд «Дух, душа и тело». Ежегодно 11 июня Симферопольская и Крымская епархия торжественно отмечает день памяти исповедника Луки. Студенты медики и врачи освящают в этот день свои белые халаты на раке с мощами святителя и хирурга. Современное состояние [ править править код ] Стараниями настоятельницы обители игуменьи Евсевии (Пальчик) и сестер в одном из монастырских зданий открыт музей святителя Луки. Монастырские святыни и уникальный музей ежедневно посещают многочисленные православные паломники, которые приезжают поклониться святителю и исповеднику Крымскому Луке со всех концов света. В монастыре работает пекарня, швейные и рукодельная мастерские. Открыта воскресная детская школа. Архиерейский хор монастыря хорошо знают и любят в Крыму и за его пределами. Святые [ править править код ] См. также: Свт. Лука Крымский. Фотовикторина Святыни [ править править код ] В Соборе находится особо чтимая икона Богородицы «Скорбящая». В 1998 году прихожанка одного из храмов Кировского района Крыма передала тусклую икону в храм. Спустя 2 недели прихожанка через открытые Царские Ворота заметила, что икона «обновилась». Аналогов данной иконе среди православной иконописи не было. Священный Синод УПЦ своим поставновлением благословил почитание иконы. В 1999 году с иконой прошли весь полуостров.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Ближайшим помощником епископа Порфирия (Гулевича) был протоиерей Николай Мезенцев (1863—1938). Протоиерей Николай Мезенцев родился в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в малоимущей семье псаломщика. Он рано лишился родителей, духовное образование получил за казенный счет. В 1891 году приехал в Симферополь и был принят преподавателем в Таврическую духовную семинарию. В 1903 году отец Николай стал настоятелем храма Рождества Богородицы при больнице Таранова-Белозерова и оставался им до своего ареста в 1923 году. Установление Советской власти повлекло немало трагических событий как в личной, так и в церковной жизни отца Николая. Его старший сын Сергей Николаевич — офицер Добровольческой армии — прятался некоторое время в Симферополе, затем уехал в Севастополь, где был арестован и расстрелян. В 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей для борьбы с голодом в Крыму. Отец Николай старался сохранить серебряные утварь и сосуды, необходимые для совершения богослужений, икону Тихвинской Божией Матери, пожертвованную при учреждении больницы, и иконы, оставленные прихожанами в храме на хранение. Собрание прихожан решило выдать в помощь голодающим лом серебра и восемь риз с икон. Но властям казалось, что священник укрывает огромные церковные богатства, поэтому отец Николай был арестован. Ему предъявили обвинение в расхищении, сокрытии и небрежном хранении церковных ценностей, а также в оказании сопротивления при их изъятии. Протоиерея Николая Мезенцева осудили на три года концлагерей и отправили в нижегородскую тюрьму, откуда его выпустили досрочно спустя десять месяцев. По возвращении в Симферополь отец Николай служил в Петропавловском соборе, затем перешел в Свято-Троицкую греческую церковь, ставшую позже кафедральным собором. Свято-Троицкий храм закрыли в феврале 1933 года, отца Николая вновь арестовали, обвинив в сокрытии ценностей теперь уже Петропавловского собора. Несколько месяцев он провел в тюрьме, заплатил 640 рублей штрафа, после чего его отпустили.

http://sobory.ru/article/?object=09016

В 1930-х годах в Симферополе, как и по всему Крыму стали закрываться храмы и другие культовые сооружения. В те годы были закрыты соседний собор Петра и Павла, а Александро-Невский кафедральный собор в ночь с 26 на 27 сентября 1930 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, был варварски взорван. Опасность нависла и над Свято-Троицким храмом. Из собора уже были изъяты церковное имущество и особо ценная утварь, а так же оклады из драгоценного металла и ризы с образов. Священники, в лице епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича)(возглавлял кафедру в 1931-1937 гг.) и протоиерея Николая (Мезенцева), вставшие на защиту собора и способствовавшие сокрытию церковных ценностей, были репрессированы. После подрыва Александро-Невского собора и закрытия Петропавловского собора, статус кафедрального перешёл к Свято-Троицкому храму. В 1933 году власти города хотели закрыть и его, переоборудовав под детский интернат, но греческая община города, в большинстве своём состоявшая из подданых Греции, ходатайствовала в Москву об отмене этого решения, и для храма сделали исключение, так как властям было крайне невыгодно вступать в конфликт с их государством. В результате Троицкая церковь через год вновь открыла свои двери для верующих. С 1946 года и до самой смерти в 1961 году здесь служил священник Лука (Войно-Ясенецкий), который впоследствии был причислен к лику святых. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в Керчи в 1877 году. Блестяще окончив Киевский медицинский университет, занимался научной деятельностью и мог бы стать всемирно известным медиком. Но Господь распорядился иначе. В 1921 году он принял сан диакона, а в 1923-м постригся в монахи с именем апостола и евангелиста Луки, одновременно получив от патриарха Тихона наказ не оставлять медицину. Три ареста, 11 лет тюрем и ссылок и Сталинская премия 1-й степени за монографию " Очерки гнойной хирургии " (1943), тяжелейшая работа госпитального хирурга и параллельное служение в храме - таковы вехи удивительной биографии святителя Луки. Скончался архиепископ Лука в 1961 году, а 22 ноября 1995 года, УПЦ причислила архиепископа Луку к лику местночтимых святых. 20 марта 1996 года мощи святителя были торжественно перенесены в Свято-Троицкий собор, а в 2000 году РПЦ причислила святителя к сонму новомучеников и исповедников. Так как Свято-Троицкий собор был кафедрой будущего исповедника святителя Луки, то с 20 марта 1996 года в храме пребывают его мощи. В 2002 году греческие священнослужители подарили монастырю серебряную раку для хранения мощей святителя Луки, от которых верующие люди до сих пор получают исцеления после молитв к святителю.

http://sobory.ru/article/?object=08801

В 30-е годы XX века церковь была разграб­лена, а во время Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников и находилась под обстрелом фашистов. После войны в храме был ресторан: его закрыли в 1960-е годы после того, как шах Ирана, путешествовавший по Крыму в сопровождении Н. С. Хрущева, отказался войти в него, посчитав это кощунством. После этого церковь использовалась как склад до тех пор, пока там не произошел пожар. Храм забросили окончательно и вернули Православной Церкви только в 1990 году, а в 2004 году он был полностью восстановлен и открыт для посещения. Место почитания самого известного крымского святого Фото NoPlayerUfa/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0 История собора Святой Троицы в Симферо­поле уникальна: в советские годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском полуострове, стал кафедральным собором Симферополя и получил широкую известность благодаря служившему здесь в последние 15 лет своей жизни святителю Луке (Войно-Ясенецкому). Улица, на которой находится собор, до 1946 года именовалась Греческой, так как здесь жило много греков. И именно потому, что большинство прихожан храма были подданными Греции, собор, который в 1933 году уже было начали перестраивать под детский интернат, все же не был упразднен. Однако за спасение храма отдали жизнь два его служителя: в 1937 и 1938 годах были расстреляны епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев. Недавно священномученики были причислены к лику местночтимых святых. В 70-летнем возрасте архиепископ Лука — великий диагност, врач-хирург и профессор медицины, за свои ученые труды удостоенный Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем и ссылок, — стал архиепископом Симферопольским и Крымским. До конца жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не оставлял медицинскую практику. Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе, в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был учрежден  женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом музей святителя Луки. Крымское чудо света Фото eltpics/Flickr/CC BY-NC 2.0

http://foma.ru/6-interesnyih-mest-pravos...

Непосредственно рядом со святителями Тихоном и Петром стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. Эти два иерарха были названы в “Завещании” Патриарха Тихона кандидатами в Местоблюстители Патриаршего Престола. По своему положению в Церкви, мудрому и подвижническому противостоянию воинствующему безбожию они занимают выдающееся место в сонме святых этого времени. За ними следуют ряды иерархов, также мужественно и самоотверженно защищавших паству – фактически, основную часть русского народа. Среди них – замечательные подвижники, великие молитвенники, глубокие богословы. Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский; Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; Гермоген (Долганев), епископ Тобольский; Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий (Гулевич), епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 годов. Однако святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов. Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой, далее – священноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник Марфо-Мариинской обители, священномученики протоиерей Констатин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

Вскоре в пределах викариатства прекратилась деятельность обновленцев, а к марту 1930 г. количество действующих храмов возросло до 161. В марте 1933 г. О. был вновь арестован и пробыл в заключении в старооскольской тюрьме 2 недели, после чего был этапирован в воронежскую тюрьму, где провел более 3 месяцев. В июне 1933 г. освобожден и отправлен в Курск. 27 июня уволен на покой, но уже 11 авг. назначен епископом Белгородским, временно управляющим Курской епархией. С 22 нояб. того же года - епископ Курский. 30 янв. 1934 г. возведен в сан архиепископа Курского и Обоянского. Ему был предоставлен для богослужения только один храм, запрещены посещения городских и сельских храмов епархии. Весной 1935 г. в Курске приняла монашеский постриг мать О. 23 июля 1935 г. он был вновь арестован с группой духовенства, в т. ч. с прот. сщмч. Ипполитом Красновским и со свящ. сщмч. Виктором Каракулиным по обвинению в контрреволюционной деятельности, заключен в тюрьму. Виновным себя не признал. 9 дек. специальная коллегия Курского обл. суда приговорила О. к 10 годам ИТЛ. Из Курска был переведен в орловскую тюрьму, а оттуда в марте 1936 г. отправлен по этапу на Дальн. Восток. Отбывал срок в Среднебельском совхозе Дальневосточного ИТЛ на ст. Среднебелая Амурской обл. Дальневосточного края (ныне Амурской обл.). В февр. 1938 г. против О., Белгородского еп. сщмч. Антония (Панкеева) и др. находившихся в лагере священно- и церковнослужителей было начато следственное дело. О. категорически отверг предъявленные ему обвинения в создании контрреволюционной организации из числа заключенных священнослужителей и в проведении антисоветской агитации. В марте того же года отправлен в тюрьму в г. Благовещенск. 17 марта 1938 г. постановлением Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю приговорен к высшей мере наказания, расстрелян в благовещенской тюрьме. Прославлен Архиерейским юбилейным собором РПЦ 2000 г. В 2013 г. в Кривом Роге установлен памятник О. и Симферопольскому и Крымскому еп. сщмч. Порфирию (Гулевичу).

http://pravenc.ru/text/2578455.html

В 1881 году закончились строительные работы, и собор предстал во всей своей обновленной красе. Внутренняя отделка храма была великолепна. Стены, окрашенные в охристый цвет, чудесно гармонировали с позолотой иконостаса, риз, с золотистым опенком дубового паркета. Симферопольцы гордились своим кафедральным собором, называли его «Исаакиевским» и, конечно же, считали, что он в самом деле нисколько не хуже настоящего Исаакиевского собора. В Александро-Невском соборе имелись священные и исторические реликвии: подаренные Екатериной II золотые потир, дароносица, лжица, два копия, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца, звездица. На престоле хранилась копия чудотворного образа Божией Матери Касперовской, ее подарил храму архиепископ Иннокентий в 1857 году. Долгие годы в соборе находился важный документ — Высочайшая грамота императора Александра II, в которой он благодарил жителей Таврической губернии за услуги, оказанные Отечеству во время Крымской войны 1853—1856 гг. Еще одна реликвия — большое напрестольное Евангелие, украшенное сребровызолоченными досками с изображением Воскресения Христова и четырех евангелистов на верхней доске и Благовещения и четырех херувимов — на нижней. На Евангелии была сделана надпись: «С молитвою веры и благодарности ко Христу Спасителю, за сохранение драгоценной жизни Благочестивого Императора Александра II 4 апреля 1866 г., приношение в Александро-Невский кафедральный собор от духовенства и дворянства Таврического». К Александро-Невскому собору были приписаны греческая церковь во имя Святой Троицы, Петропавловский собор, часовня во имя святого князя Александра Невского на Базарной площади, часовня на военном кладбище, построенная над могилами защитников Севастополя, умерших в Симферополе от ран. В Александро-Невском соборе служили многие замечательные священнослужители: священномученики Никодим (Кротков) и Порфирий (Гулевич). Один из них Николай Федорович Казанский (1874-1942), еще при жизни прихожане почитали его святым за высоту духовной жизни. А до революции его жизнь была спокойной, Господь уготовил ему тернистый путь страданий после установления советской власти. Отец Николай в своих проповедях обличал новую власть в беззакониях, выступал против раскольников и обновленцев, стараясь сохранить истинное православие, мир и порядок в церкви. В тревожные времена он оставался спокойным и благодушным, личным примером учил прихожан стойко, с молитвой на устах переносить все испытания, ниспосланные Богом. За каждым богослужением священник призывал молиться о всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в тюрьмах. Отца Николая неоднократно арестовывали: бесстрашный, твердый в своих взглядах священник был неугоден советской власти.

http://sobory.ru/article/?object=50184

Также и в последующие голодные 1932-1933 годы на улицах Алма-Аты, как и на улицах других городов Казахстана, валялись трупы людей. Но это не беспокои-ло руководителей республики. Напротив, за оказание помощи ссыльному духовен-ству, приравненную к к/р деятельности, протоиереи Николо-Кучугурской церкви священномученики Александр, Стефан и Филипп в конце 1932 года были аресто-ваны и в январе 1933 года скончались в тюрьме от сыпного тифа. Ссылка в Казахстан чаще всего заканчивалась новым арестом. Но, начиная с 1937 года, приговаривали в основном уже к смертной казни. Так, в Талды-Курганской области в 1935 год отбывал ссылку епископ Екатеринославский Мака-рий (Кармазин). Он проживал на станции Уш-Тобе Каратальского района. В фев-рале 1937 года НКВД направило в ссылку в Уш-Тобе и епископа Симферопольско-го и Крымского Порфирия (Гулевича). 20 ноября 1937 года епископ Порфрий и епископ Макарий были арестованы и 2 декабря того же года оба священномучени-ка были расстреляны в г. Талды-Кургане. Но, пожалуй, самая трагическая страница времен гонений, вписанная в марти-ролог Казахстанской церкви – это история города Караганды, которая состоит из тесно связанных между собой истории крестьян-спецпереселенцев 30-х годов и ис-тории Карлага – Карагандинского лагеря НКВД. Для освоения целинных земель Центрального Казахстана и разработки Кара-гандинского угольного бассейна летом и ранней осенью 1931 года на территорию будущей Караганды и области были привезены 52 тыс. крестьянских семей и бро-шены под открытым небом на произвол судьбы – ни жилья, ни хлеба в достатке, ни воды. Люди поселились в ямах, которые копали себе сами. И знойным летом 1931 года в наскоро образованных поселках-обсервациях от дизентерии и голода погибли почти все дети до 6-летнего возраста. А суровой зимой 31-32 гг. прошла волна массовой смертности. Главными губителями людей были холод, голод, по-вальный тиф, цинга. В результате в поселках вымерло более половины от общего количества крестьян. А в 1933 году, когда почти на всю страну обрушился голод, по спецпереселенцам прошла новая волна смертей.

http://pravicon.com/info-2623

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010