1Фес.5:14 . Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Укрепляйте ваши души посредством божественных благодатных сил, подаваемых вам Святыми Таинствами и добродетелями. Вразумляйте бесчинных, чтобы воцарился в душах их Христос и принес в них порядок и святость. Вы исполнились утешением Благаго Утешителя, Который утешает во всех несчастьях сей жизни, поэтому и вы утешайте тем же утешением малодушных, боящихся противных Христу сил мира сего. Вы через Господа Иисуса Христа стали сильными, сильнее всякой смерти, всякого греха и зла, диавола и антихриста. Поэтому и вы укрепляйте немощных, когда они впадают в искушения. Помните ваши падения в грехи, прежние и настоящие, – и как мудро и терпеливо Всеблагой и Всемилостивый Господь изводит вас от всех грехов и вводит в Царство любви! Поэтому и вы показывайте великодушие и долготерпите к каждому, стараясь спасти его от грехов, страстей и падений! 1Фес.5:15 . Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, поскольку так этот мир может превратиться в мучения. Лечат ли слепоту глухотой, чуму проказой или голод жаждой? Конечно, нет. Так и зло не может быть излечено злом, но от зла только возрастает. В нашем человеческом мире зло питается злом! И самое маленькое зло по своему существу всегда связано со всем злом мира. Делая зло, человек прежде всего погружается в океан зла, а когда воздает злом за зло, то вдвое сильнее подвергает себя мукам адским, поскольку своим злом подталкивает ко злу и других. По своей природе каждое зло человекоубийственно, поскольку убивает в человеке все божественное и святое. Таким образом человек, делая зло ради зла, постепенно убивает себя, поскольку злом он удаляется от Бога, источника жизни и добра. Конечная цель всякого зла состоит в том, чтобы убить человека, поэтому неложные уста Спасителя разъясняют эту истину: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин. 8:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Фес.5:23 . Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Церковь Христова есть не что иное как божественная мастерская, в которой люди превращаются из плохих в хороших, из грешных в праведных, из несвятых в святых. В этом подвиге освящения человека непрестанно участвует Сам Бог со Своими божественными силами, поскольку только Он может соделать нас святыми, изгоняя всякое зло и грех и исполняя божественным добром посредством Святых Таинств и добродетелей. Богочеловек является единственным источником святости, поскольку Он единый Безгрешный, а безгрешность есть источник святости. Поэтому человек может стать святым, только соединившись с единым Святым. Воплотившийся Бог Слово, Богочеловек Господь, как единый Безгрешный в человеческом роде, – непосредственный источник святости для всей человеческой природы и для каждого человека в отдельности. Посредством благодатного единения с Ним освящаются люди, убивают смерть, грех и диавола и становятся служителями Бога Живого. Только Бог в совершенстве знает, что такое человек, из чего он состоит и ради чего называется человеком. Бог соединил в человеческой личности ангельскую, божественную и человеческую материи, так что в человеческом существе выражены все миры посредством таинственных сил и материальных начал. Что есть человеческая душа? Никто другой, кроме Бога, не знает, из чего она создана. Что есть человеческое тело? Никто, кроме Бога, не знает, из каких земных материй оно так благолепно составлено. Что есть человеческая совесть? Никто, кроме Бога, не знает чудесного и чудодейственного таинства ее. Что есть дух человеческий? Соборное название для всего небесного, невидимого и божественного, находящегося в человеке, для всего, что есть в человеке от духовного мира. Хоть дух человека по своей природе духовен, но с ним человек живет в материальном мире. А где находятся границы души, совести, духа? Не в нашем теле, созданном из праха земного, не в материальности, поскольку они своим существом превосходят видимый мир и погружены в духовное и божественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

20–21). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Так апостол сказал, «потому что в любви к ближнему скрывается учение, как должно достигать любви к Богу. Итак, братие, давайте любить того, кто подле нас, дабы иметь возможность достигнуть любви к Тому, Кто выше нас» (свт. Григорий Двоеслов) . «Любовь ко Христу разветвляется на любовь к ближнему, любовь к истине, любовь к святости, к миру, к чистоте, ко всему Божественному, ко всему бессмертному и вечному. Все эти виды любви Божественны, святы и вечны, потому что корень их Божественен, свят и вечен. И корень этот, – любовь ко Христу. Все эти виды любви являются естественными проявлениями любви ко Христу. Христос есть Богочеловек и любовь к Нему значит всегда: любовь к Богу и любовь к человеку. Любовь к Богу проявляется в любви к человеку, как к богоподобному существу, то есть как к одухотворенному брату» (прп. Иустин Попович) . Пятая глава 1). Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. В этом стихе апостол «соединил любовь с верой, потому что без любви вера напрасна. Если (поступают) по любви, – это вера христиан, а без любви, – вера демонов. Но те, кто не верит, хуже демонов» (св. Кесарий Арльский). «Всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него, а отвергающий Рожденного причиняет оскорбление Родившему. Когда же ты слышишь о Боге рождающем, не впади в помышления плотские, не разумей рождения тленного, чтобы не сделаться нечестивым. Бог есть Дух и рождение духовное. От тел тела и рождаются, и для рождения телесного потребно известное продолжение времени. Напротив, рождение Сына от Отца, – без посредства времени. Притом рождаемое там рождается несовершенным, Сын же Божий родился совершенным. Ибо, какой Он есть теперь, такой есть от начала, быв рожден безначально» (свт. Кирилл Иерусалимский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

21. Страдание – это отрицание жизни, отрицание смысла; страдание отрицает жизнь, человека, – так говорят все Петровы ученики, не ведующие воскресения (ср.: Мф.16:22 ). Достоевский в страдании видит утверждение, самое глубокое, человеческое – жизни. Оправдание жизни. («В пытке корчусь, но я есмь»). Оправдание страдания возможно только воскресением; воскресение – единственное око, провидящее тайну смерти; вхождение в вечность. Как возможно оправдание страдания для тех, которые завершаются гробом, не идут далее, все сливаются в него? (Оксфорд, 1917). 22. 10 мая 1917. Полночь (Оксфорд). Крайности все более размыкаются, бежит берег от берега, оком человек их отодвигает; зло огромно, добро огромно, человек в бездне между ними; не настолько он широк ни духом, чтобы их охватить, ни телом, чтобы их привлечь, – и отчаяние растет, и крайности разрастаются, и человек в великом вопле умаляется, умаляется, умаляется; о – ничто, о, облеченное в свет отчаяние, о, зрячая болезнь, о, глубокая смерть, немощь, ничтожество, собрат червю. Господи, помилуй мя... и Бог придвигает берег к берегу, Добро воплощается, неся на Себе человеческое зло; только Бог, только Христос, только Он соединяет разъединенное... 23. Ин.3:8 : «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Дух неизмерим, не подпадает под какую-либо категорию. «Не мерою дает Бог Духа» ( Ин.3:34 ). «Всякий рожденный от Духа» – неизмерим, выше логики и знания, недосягаем, выше любого определения; Дух и Духовное выше всякого человеческого выражения: юродство; жизненность – жизнь – «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ): «Где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ). Жизнь не выражается единой формулой: всякая формулировка жизни означает схематичность, отсечение, частичность, усеченность, обрубок – «Я есмь жизнь» ( Ин.14:6 ). – Крещение Духом Святым: всего человека: ума, рассудка (разума), сердца, духа, тела: «Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый» ( Деян.19:2 ). Смотри 2Кор.3:5 : «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога». – «Дух Истины» ( Ин.15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

24. «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир». – Святой апостол Павел ( Рим.8:6 ). 25. Христианство – новая гносеология, ибо новый дух, новая душа, новое сердце – новая психология. «Не вливают вина молодого в мехи ветхие» ( Мф.9:17 ). Дух Христианства не вмещается ни посредством какой бы то ни было категории в тленные сосуды ограниченного сознания и ума. 26. Где Христос (в Европе): Где родится Христос? В железной ли колыбели, в которой родилось немецкое детище – европейская война? Христианство здесь, христианство там; в пустыне и в городе; в пушках и убийствах, – но Христа моего нет. «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» ( Ин.20:2, 13 ). Многие пришли одетые в одежды Христовы, но неся волка в себе. Многие пришли ко мне под именем Христовым, говоря: «Я – Христос», и я познал их, что любви Христовой не имеют в себе... (8. VIII. 1916. – Millis Hotel, Лондон). 27. Дети – это Царствие Божие на земле. Если бы нас вели дети, мы давно бы уже пришли в Царство Божие. И не дастся нам Царство, пока ведут нас книжники и буквоеды. Если бы не было детей, нас давно бы уже поглотила могила. Дети нас оправдывают пред Богом, дети и цветы... Стяжать детский дух в себе, ибо только детский дух взыскует Духа Отеческого, чтобы он вел его и поддерживал. И отсюда: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ). (17. VIII. 1916). 28. Пища моя – книги; буквы поедаю, буквами питаюсь. Книжник и буквоед – отсюда всегда меня терзают голод и жажда. Как будто уши мои убежали от меня, чтобы не слышать Его слова: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 )... Буква убивает, дух животворит. Вся мудрость человеческая, вся наука не суть ли лишь цепочки букв? Человек распался на буквы, человек стал азбукой, и он считает, что стал азбукой всего мира и Бога. Наша культура родилась в типографии. И все культурное поклонствует буквам, этим мелким идолам. И буквы суть ценность и мерило всякой ценности; и даже Бога начали печатать буквами, ибо Он перестал жить для людей и переживаться ими. Типографии стали храмами; царство буквы – вот наша культура. И воцарилась буква, и сейчас она убивает Европу, ибо «буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор.3:6 ). (20. VIII, 1916).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

28). Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь. " Возрастайте в благодати, то есть в вере крещения; и познании, то есть в труде веры» (св. Иларий Арльский). «Первое послание (апостол) заканчивает молитвой, так и во втором просит им возрастания в вере Господней» (блж. Феофилакт). Первое послание апостола Иоанна Первая глава 1). О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – «Как можно осязать руками Слово, если не, потому что Слово стало плотью и обитало с нами? ( Ин.1:14 )… только сердцем можно увидеть Слово, плоть же видна и телесным очам. Нам было чем увидеть плоть, но нечем увидеть Слово, – и Слово стало плотью, которую мы можем видеть, чтобы исцелилось в нас то, чем мы можем увидеть Слово» (блж. Августин). 2). Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – Ибо жизнь явилась, – апостол «имеет в виду ту жизнь, о которой говорится в Евангелии: Я есмь воскресение и жизнь» ( Ин.11:25 ), которая была явлена Божественными чудесами во плоти» (св. Беда). «Только одна жизнь достойна своего названия, – та, которая не прекращается, которая не умирает, но господствует над смертью и через воскресение возводит к вечности. И эта жизнь впервые появилась в человеческом мире с Богочеловеком Христом» (прп. Иустин Попович) . И мы свидетели, – «Может быть, некоторым неизвестно, как по-гречески будет свидетели, потому что это слово μρτηρες (мученики). Вот что, значит, сказал Иоанн, – мы видели и мы мученики. Ибо те, кто нес свидетельство на основании виденного собственными глазами и те, кто нес свидетельство на основании слышанного от видевших, из-за того, что их свидетельство было неугодно тем, против кого оно звучало, претерпели все, что претерпели мученики. Мученики, – свидетели Бога. Бог пожелал взять в свидетели людей, чтобы и у людей Бог был свидетелем» (блж. Августин).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

29. Рим.10:10 : «Сердцем веруют», – это означает, что оно – орган веры, и потому им человек или спасается, или губит себя. Вся наша судьба – в сердце нашем. Сердцем и не веруют, – это значит: сердцем выбирают Бога или дьявола, живут тем или другим, живут ради Одного или другого. От этого зависит наш рай или наш ад. 30. Грех? – Человек захотел и попытался стать с помощью дьявола Богом. Обманул самого себя: сознательно оставаясь на богоустановленной цели – обожение, становление богочеловеком, он практически стал причастен дьяволу, дьяволочеловеком – внес в себя силу смерти, соделывающую дьяволом . Отсюда распад человеческой личности: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф.12:30 ). 31. «Удостой меня, Господи, истинным светом Твоим и просвещенным сердцем творити волю Твою» (Канонник). 32. «Просвещение во тьме сидящих, спасение отчаянных, Христе, просвети мя, осиянием Твоим» (Акафист Иисусу Сладчайшему). 33. «Церковность: мир разума, сердца; это – новая жизнь, над-разумная». – Свящ. П. Флоренский «Столп и утверждение Истины». 34. Святой Нил: начало веры – презрение себя, оставление себя, умирание в невидимом. «Пойди, продай имение твое, и раздай нищим» ( Мф.19:21 ). Переход из Ветхого в Новый Завет . Граница между верой и умом – Иоанн Креститель. Ин.1:27 : «Я недостоин развязать ремень у обуви Его». Переход из Ветхого в Новый Завет : принять все как свет, не отрывать сердце от ока Христова: страх и покаяние; не искушением, но бесконечным сознанием ничтожества нашего и мессианством ремня от обуви Христовой. Ремень Христов: Мессия больше Иоанна. Иоанн: переход из Ветхого в Новый Завет. Коленопреклоненно, окаивая себя, обожаясь, не меряя самого себя. Ко Христу подходи, не ища знамения, а будучи жаждущим, алчущим и нищим. 35. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Вера – Крест; уверовать – распять себя всего: и тело, и душу, и ум, и волю: креститься «во имя отца и Сына и святого Духа» ( Мф.28:19 ): соединиться со Святой Троицей, выйти из своего естества и войти в Божие; распять себя во имя Христа (ср.: Рим.6:3 )... Атмосфера и граница веры: Святая Троица: весь смысл и цель Христова – возвести людей верой в догматическо-этическую Троичность: Мк.16:16 ; Мф.28:19–20 . (Афины, 1920).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

2). Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; «Исповедание пришествия Христова во плоти должно совершаться не на языке только, но и в делах… Поступающий по обычаю человеческому не имеет Духа Христова; а кто не имеет Духа Христова, то есть не живет по учению Христову, тот не есть Христов» (блж. Феофилакт). 3). А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. «Всякий дух может быть или личностью, или учением, или идеей, или мыслью. Так что каждое учение, каждая идея, каждая мысль, которая не признает, что Иисус есть Бог и Спаситель, происходит от антихриста. Человек в этом мире должен разрешить проблему: быть со Христом или быть против Него. И каждый человек, желая того или не желая, решает эту проблему. Или он будет христолюбцем, или христоборцем. Третьего не дано» (прп. Иустин Попович) . «Господь сказал: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей ( Ин.15:13 ). А как мог бы Сын Божий положить душу Свою за нас, если бы не облекся во плоть, в которой Он мог умереть? Поэтому всякий, кто нарушает любовь, – что бы ни говорил он своим языком, – жизнью своей отрицает Христа, пришедшего во плоти и такой человек, – антихрист, где бы он ни был» (блж. Августин). «Антихрист уже в мире; разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие. А сам антихрист будет человек, носящий в себе сатану» (блж. Феофилакт). 4). Дети! Вы от Бога и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. «Когда дьявол со своими слугами строит козни, то мир так терзается неисчислимыми искушениями, что устремленного к высотам человека либо неудачи гнетут, либо успехи вводят в соблазн. Но Больший есть Тот, Кто с нами, чем тот, кто против нас и если мы имеем мир с Богом и всегда говорим всем сердцем Отцу: «Да будет воля Твоя», то не смогут слуги дьявола одержать верх ни в одном сражении с нами, либо причинить нам вред» (свт. Лев Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

2). Он есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира. Он есть умилостивление за грехи наши, – «за грехи не тех из нас, которые живут беспечно, роскошествуют и смеются, но которые плачут, приносят покаяние, вопиют к Нему день и ночь; они приимут утешение от Утешителя. А кто согрешил и забыл грех свой, и в таком состоянии переселяется из тела, на того падет гнев Божий» (прп. Ефрем Сирин ). И за грехи всего мира, – «Господь есть умилостивление не только жившим тогда людям, но и всей Церкви, простирающейся во весь мир, обнимающей от первого избранного до последнего, имеющего родиться в конце времен, итак, Господь ходатайствует за грехи всего мира, ибо на весь мир простирается Церковь , Которую Он создал ценой Своей крови» (св. Беда). 3). А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. «Сверься с Евангелием, не в этом ли Его заповедь: заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин.13:34 )… Что такое совершенство в любви? Люби своих врагов так, чтобы ты желал сделать их братьями; люби своих врагов так, чтобы они вняли призыву быть в общении с тобой. Ибо так любил Тот, Кто вися на кресте, сказал: Отче, прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Он отгонял от них вечную смерть всемилосердной молитвой и все превосходящей властью. Многие из них уверовали и прощена им была пролитая ими кровь Христова. Сперва в неистовстве они ее пролили, теперь с верой причащаются ей» (блж. Августин). 4). Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нем истины; «Исполнением заповедей Христовых всякий достигает познания Его легко и одинаково, – как образованный, так и неграмотный, богатый и бедный, царь и раб. Однако для исполнения заповедей Его необходима любовь ко Господу. Истина о Христе растет и увеличивается только с исполнением заповедей Христовых. Поэтому и истину о Христе Господе знают только те, которые бывают исполнители слова, а не только слышатели» ( Иак.1:22 ) (прп. Иустин Попович) . 5). А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась; из сего узнаем, что мы в Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

2). По предвидению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. «Словом Апостола внушается, что спасение каждого бывает не иначе, как действом Пресвятой Троицы… Прозревая того, кто уверует, Бог Отец встречает его благоволением Своим и призывает ко спасению благодатью Святого Духа. Дух Святой, призвав к вере и укрепив в ней, окропляет уверовавшего кровью Господа Спасителя в таинстве крещения и получив чрез то вход в него, Сам вселяется в него и содействует ему в устроении спасения» (свт. Феофан Затворник . МНКДГ, 31). «Словом Кровью также предсказывает мучение за Христа верующих в Него. Ибо кто с покорностью идет по следам Учителя, тот и сам не откажется пролить собственную кровь за Того, кто пролил Свою за весь мир. Благодать, потому что мы спасаемся даром, не привнося ничего от себя. Мир, потому что оскорбив Владыку, мы были в ряду врагов Его» (блж. Феофилакт). 3). Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, «Он возносит благословения Богу Отцу таким образом, дабы показать, что Господь, наш Спаситель, является и Богом, и человеком… Мы по праву благословляем Бога, Который по Своей милости возродил нас к жизни и сделал это через воскресение Сына Своего. Ибо Он умер, дабы мы не боялись смерти и воскрес, дабы и мы через Него уповали на свое воскресение» (св. Беда). «Только Его Воскресением возрождена и мысль, и душа наша, и вера, и любовь, и все наше, ибо все сие приобщилось Воскресшему, совоскресло с Ним; так мы преодолеваем смерть и все смертное, и становимся бессмертными всем, что наше, всем, – кроме греха» (прп. Иустин Попович . Подвижнические главы, 2:15). 4). К наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, " Нетленному, – потому что жизнь на небесах не затрагивают ни старость, ни болезнь, ни смерть, ни иная печаль; чистому, – потому что никто нечистый не может войти в нее; неувядаемому, – потому что в самих душах блаженных она за давностью наслаждения не может когда-либо стать менее ценной, подобно тому как роскошь века сего обычно вызывает пресыщение от длительного наслаждения ей» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010