Паисий Святогорец (Езнепидис, 1924–1994) – старец-схимонах Афонской Горы. Ушел на Афон в 1950 г., в 1954 г. принял рясофор, в 1956 г. пострижен в малую схиму. С мая 1978 г. поселился в келье монастыря Кутлумуш, куда к нему за советом приходили тысячи паломников. С 1993 г. – в монастыре Иоанна Богослова в Суроти (Греция), где и скончался. Один из самых уважаемых православных греческих старцев XX века, широко почитаемый и в России. Симеон Дайбабский (Попович, 1854–1941), архимандрит, учился в России, в Киевской Духовной семинарии и академии, в Киево-Печерской лавре пострижен в монашество (1887). В 1897 г. в нескольких километрах от Подгорицы основал Дайбабский монастырь. Канонизирован в 2010 г. в лике преподобных. В мае 2012 г. состоялся Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, одним из главных решений которого стало прославление в лике святых 42 Момишских мучеников, сожженных турками в 1688 г. Имеется в виду владыка Николай (Велимирович).  Презентация книги «Люди Сербской Церкви» состоится 17 апреля 2015 года в Сербском посольстве. Начало – в 18:00 (при себе иметь паспорт) Адрес: ул. Мосфильмовская, 46 (от м.Киевская и Университет до остановки «Мосфильмовская улица, д.13») Участники: Светлана Луганская, посол Сербии в России Славенко Терзич, викарий Святейшего Патриарха Сербского, епископ Антоний, тележурналист Дмитрий Менделеев, протоиерей Николай Балашов, протоиерей Алексий Уминский. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 сентября, 2021 29 мая, 2021 23 октября, 2011 19 мая, 2013 28 июля, 2012 5 мая, 2023 3 мая, 2023 12 августа, 2022 14 декабря, 2021 5 сентября, 2021 29 мая, 2021 23 октября, 2011 19 мая, 2013

http://pravmir.ru/mitropolit-amfilohiy-i...

Хилместир, 1985) Н. дает толкование пророчеств Исаии применительно к новейшей истории серб. народа. Постреволюционные испытания России он сравнивает со страданиями прав. Иова, подчеркивая, что русские более постоянны в молитве, а греки превосходят всех в милостыне. Приверженность идеям панславизма сменила уверенность, что объединение славян (прежде всего южных) возможно только во Христе. Святитель критикует равнодушие и бездействие христ. Церкви по отношению к мученическому свидетельству об Истине. В кн. «Агония Церкви» он говорит: «Ни одна из Церквей не отказалась делать то, что от нее требовали. Напротив, все они вместе со своими правительствами вступили в войну противно учению Господа Иисуса Христа и тому, что через страдание утвердили апостолы» (The Agony of the Church. L., 1917). Особое значение имели произведения Н., призванные воодушевить человека на молитву. Сб. «Молитвы на озере» (Молитве на jeзepy. Београд, 1922; рус. изд.: М., 1995) признан вершиной его молитвенно-богословской прозы. В него входят 100 небольших глав, каждая из к-рых включает молитву, молитвенно-философское размышление и прославление Бога. В предисловии к сборнику прп. Иустин (Попович) называет автора «чудотворцем молитвенных рифм», к-рый «молитвой думает, молитвой философствует». Стихотворные произведения Н. «Духовная лира» (Духовна лира. Ckonje, 1925) и др. отличаются покаянной смиренностью, каждое из них словно малый стихотворный Символ веры, малая догматика. В народном стиле написаны «Молитвенные стихи монаха Фаддея» (Песме молитвене мон. Taдuje//Собрана дела. Хилместир, 1978. 11), поэтому они часто исполнялись членами Богомольческого движения. В книгу включено неск. песен для гусляров; по красоте они не уступают лучшим образцам серб. народного эпоса. Широкое распространение получили сборники поучений святителя, составленные из его проповедей (бесед): «Беседы под горой» (Беседе под Гором. Београд, 1912), «Мысли о добре и зле» (Мисли о добру и злу. Београд, 1923), «Новые беседы под горой» (Нове беседе под Гором.

http://pravenc.ru/text/Николая ...

Важную роль в сохранении слав. книжности и культуры на болг. и серб. землях играли слав. монахи на Афоне. С кон. XV в. насельники Зографа и Хиландара открывали школы в болгарских и сербских городах. На Св. Горе трудились историки мон. Спиридон из Габрова и архим. Паисий Хиландарский . В XVIII в. болгарские и сербские монахи составляли заметную часть братии афонских мон-рей и скитов. Но к кон. XIX в. авторитет Зографа в Болгарии снизился из-за неопределенной позиции его братии по отношению к вопросу о церковной независимости болгар от К-польской Патриарии, а после учреждения Болгарского Экзархата и начала т. н. болг. схизмы (см. в ст. Болгарская Православная Церковь ) роль центра болг. М. перешла к Рильскому мон-рю. Освобождение от османского владычества не способствовало возрождению монашеской жизни у юж. славян. В Болгарии, несмотря на получение долгожданной церковной независимости, этому препятствовали новые власти в лице протестанта кн. Александра Баттенберга и католика царя Фердинанда I, к-рые способствовали усилению светского характера общества. Мн. правосл. мон-ри в Болгарии и Сербии в тот период стали активно заниматься просветительской и социальной деятельностью, при них открывались больницы и дома для сирот. Для поднятия уровня образования монахов в нескольких серб. мон-рях (в Дечанах и Раковице ) открылись т. н. монашеские школы, в к-рых учились послушники и молодые монахи. В 1922 г. при Куриловском монастыре в Болгарии было создано жен. монашеское об-во «Белый крест», к-рое занималось книгоизданием и готовило монахинь и учительниц к миссионерской работе. Деятельности немногочисленных мон-рей и возрождению среди их насельников аскетических традиций способствовало появление в 20-х гг. XX в. в Болгарии и Югославии многочисленных монахов и священников из России. В Югославии рус. монахи восстановили мн. закрытые обители (напр., более 40 насельников Валаамского мон-ря расселились по пустым мон-рям Македонии), а рус. монахини фактически возродили жен. М. (см. статьи Кувеждин и Хопово , а также ст. Екатерина (Ефимовская) , игум.; † 1925). На болг. М. в до- и послевоенные годы оказало влияние служение еп. Лубенского свт. Серафима (Соболева ; впосл. архиепископ Богучарский; † 1950) и схиигум. Марии (Дохторовой; † 1978). Рус. монахи способствовали распространению традиций старчества. Духовными старцами в Сербии считались еп. Жичский свт. Николай (Велимирович ; † 1956), прп. Иустин (Попович ; † 1979) и Фаддей Витовницкий († 2003), а в Македонии - еп. Величский Гавриил Святогорец (Парнаджиев; † 1990).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Иоанн Златоуст , свт. Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа//Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 6. Кн. 2. СПб., 1900. Иоанн Златоуст , свт. Беседа в день Рождества Спасителя нашего//Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1899. Слова иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, Чудотворца. Сост. прот. Петр Перекрестов. Сан-Франциско, 1994. Иустин (Попович) , преп. Собрание творений. Т. 1. М., 2004. Лев Великий , свт. Слово пятое на Рождество Христово//Журнал Московской Патриархии. 2000. 1. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), святитель. Проповеди годового круга. М., 2009. Блаженнаго Петра Хрисолога , сирень Златослова, архиепископа града Равенны, Поучительныя слова. Т. 1–2. М., 1794. Прокл, Патриарх Константинопольский, свт. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа//Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы и поучения святых отцев и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Ч. 2. Составил П. Смирнов . Киев, 1904. Сергий Мечёв , сщмч. Слово на Рождество Христово//«Друг друга тяготы носите…»: жизнь и пастырский подвиг сщмч. Сергия Мечёва . М., 2012. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонскаго . Т. 1. М., 1889. Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. 1. СПб., 1907. Феолипт Филадельфийский , свт. Оглашение 9-е. Научение к монахиням о том, что таинство Рождения Христа вполне соответствует монашескому житию//Альфа и Омега. М., 2006. 3 (47). Филарет, Митрополит Московский. Слова и речи. Т. 2. СПб., 1874. Филарет, Митрополит Московский. Слова и речи. Т. 3. СПб., 1877. Ambrosius, sancti. Opera Omnia//Patrologiae cursus completus. Series Latina/Ed. J. P. Migne. Paris, 1845. T. 17. Amphilochii Iconiensis opera. Ed. Datema C. Corpus Christianorum. Turnhout, Leuven, 1978. Hieronymus, s. Homiliae. Ed. Morin G.//Corpus Christianorum. Series Latina. Vol. 78. Turnhout, 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Богатыри надеются на свою силу, воинскую доблесть и удаль, но перед боем они уже призывают на помощь Бога и святых, и их молитвы " доходны " к Богу. Приведем только один пример из былины об Алеше Поповиче: Тут Алеша всю ночь не спал, Молился Богу со слезами: " Создай, Боже, тучу грозную, А и тучи-то с градом дождя! " Алешины молитвы доходны ко Христу. Дает Господь Бог тучу с градом дождя, Замочила Тугарина крылья бумажныя, Падает Тугарин, как собака, на сыру землю… (Кирша 1977:104) Алеша Попович (Картина В.М. Васнецова " Три Богатыря " ) Богатырям покровительствуют святые и являются им наяву или во сне; так например, " гостю " Садко неоднократно является свт. Николай Чудотворец (Кирша 1977:180-181). И ездят богатыри не просто по Руси, а по Святой Руси, и сражаются они уже не просто за родную землю, а " за святорусскую землю " (Былины 1986:57,110,119,368,369,413,414 и др.). Значительное место в древнерусской литературе (летописи, жития, воинские повести) занимает описание ратного служения князей. В сведениях об этом служении уже гораздо меньше легендарного, они более конкретны, точны, исторически верны, хотя нельзя не учитывать, что былины в прозаическом, переработанном виде стали источником некоторых летописных рассказов и сообщений. Образ князя Святослава (964-972) довольно близок к образам былинных богатырей. В повествовании о Святославе говорится о храбрости, доблести, военном искусстве, самопожертвовании князя. Он много воевал, он специально отбирал для дружины храбрых воинов, он легко снимался с места и отправлялся в поход, он не возил за собой кухню, брал с собой лишь запас вяленого мяса, не имел шатров. Спал он вместе с дружинниками на потнике с седлом под головой. Особенно подчеркивает летописец воинское и полководческое благородство Святослава: он предупреждал противника о начале похода (знаменитое " иду на вы " ), в то время как неожиданность нападения считалась и считается поныне одной из самых важных военных хитростей. Князь любил оружие и презирал богатство, но дань брал большую, чтобы дружина не испытывала недостатка в оружии и в прочем снаряжении. Полная самоотдача Святослава ратному делу имела и свою обратную сторону, вынудившую киевлян написать ему: " Ты, княже, чюжея земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабивъ (покинув), малы бо (чуть было) насъ не взяша печенези, и матерь твою и дети твои " (Повесть 1978:79-89). Этот упрек князю – напоминание о том, что главная его задача защищать земли, на которых он княжит, а не отвоевывать новые, хотя, конечно, следует иметь в виду, что Святослав был мало привязан к Киеву, о чем свидетельствует его желание перенести столицу на юг. Сравниться со Святославом как в количестве походов, так и в любви к ратному делу может, пожалуй, только Владимир Мономах.

http://pravoslavie.ru/jurnal/05030312130...

489 . Поляковская М. А. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989. 490 . Попова О. С. Аскеза и Преображение. Milano, 1996. 491 . Попова Т. В. Классицистическая литература в эпоху Палеологов//Фрейберг Л. А., Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета (IX–XV вв.).М., 1978. 492 . Попович К. Патриарх Иерусалимский Софроний как богослов, проповедник и песнописец. Киев, 1890. 493 . Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. 494 . Поторжинский М. А., прот. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах пастырей-проповедников с первой половины IX–XIX вв. Киев 3 , 1901. 495 . Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в.//1) ТОДРЛ. 1968. Т. 23; 2) Его же. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. СПб.: Алетейя, 2000. Т. 2. Статьи. (Византийская библиотека). 496 . Прохоров Г. М. К вопросу об отождествлении «хион»//Actes du XIV е Congrès International des Études Byzantines. Bucarest, 6–12 septembre 1971. Bucarest, 1975. Vol. 2. 497 . Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература ( Иоанн Лествичник , Авва Дорофей , Исаак Сирин , Симеон Новый Богослов , Григорий Синаит ) в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря с XIV по XVII в.//Монастырская культура: Восток и Запад. 498 . Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература ( Иоанн Лествичник , Авва Дорофей , Исаак Сирин , Симеон Новый Богослов , Григорий Синаит ) в библиотеке Троице-Сергиевой лавры с XIV по XVII в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. 499 . Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ. 1972. Т .27. 500 . Прохоров Г. М. Корпус сочинений с именем Дионисия Ареопагита в древнерусской литературе: (Проблемы и задачи изучения)//ТОДРЛ. 1976. Т. 31. 501 . Прохоров Г. М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы//Его же. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. СПб.: Алетейя, 2000. Т. 2. Статьи. 502 . Прохоров Г. М. Литературно-общественное движение в византийско-славянском мире в XIV веке//Чтения по древнерусской литературе. Ереван, 1980.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Протопресвитер Михаил Помазанский (1888–1988) – родился 7 ноября 1888 г. в с. Корысть (Волынская губерния) в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1912). Преподаватель в ровенских гимназиях (1916–1934). Священник (1936), зачислен в клир Варшавского кафедрального собора (до 1944 г.). После эвакуации из Варшавы 4 года жил в лагерях для Ди-Пи в Германии. С 1949 г. вместе с семьей переехал в США. Преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии г. Джорданвиль (шт. Нью-Йорк, США) греческий и церковнославянский языки, а также догматическое богословие (в 1960-х – 1980-х гг. упом. как проректор семинарии). В 1950-х – 1980-х гг. упомянут как священнослужитель, приписанный к Свято-Троицкому монастырю в г. Джорданвиль в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) (в 1955 г. – как митрофорный протоиерей, с 1962 г. – как протопресвитер). Член редакционной комиссии Свято-Троицкого монастыря (упом. в 1955 г.). Скончался 4 ноября 1988 г. в возрасте 100 лет. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле. Архимандрит Иустин (серб. Jycmuh; в миру Благое Попович, серб. Благове 1894–1978) – священнослужитель Сербской православной церкви, доктор богословия, архимандрит. Родился 6 апреля 1894 года в Варне в семье священника. В честь рождения в день Благовещения Пресвятой Богородицы при крещении был наречён именем Благое. В 1905–1914 годы обучался в семинарии святого Саввы Сербского в Белграде. 1 января 1916 года принял монашеский постриг с именем Иустин в честь священномученика Иустина Философа . После принятия монашества был направлен в Санкт-Петербург для обучения в Духовной академии. В июне 1916 года Иустин уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет (обучался в нём до 1919 года). Из Англии Иустин уехал в Афины где на Богословском факультете Афинского университета работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому » (защитил её в 1926 году). С 1921 года преподавал в семинарии в Сремских Карловцах Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОНЫ (правила), основополагающие церковные законы, относящиеся к церковному устройству и дисциплине. Значение Термин многозначный, употребляется также в библеистике (см. ст. Канон библейский ) и литургике (см. ст. Канон мессы ). В церковно-правовой практике термин «канон» в широком смысле обозначает отдельный нормативно-правовой акт либо часть крупного систематизированного правового сборника. Эти К. могут иметь различный статус (так, не имеют общеобязательного значения К., помещенные в Номоканон при Большом Требнике , К. поместных Соборов, не включенные в состав общецерковного законодательства, напр. К. Эльвирского Собора или Арелатских Соборов , а также К., составляющие свод основных законов католич. Церкви,- включенные в средневек. «Corpus juris canonici» или Codex juris canonici ). В узком смысле слова К., часто с уточняющей характеристикой «священные каноны», называются те основополагающие нормативно-правовые акты (законы), к-рые действуют во всей Вселенской Православной Церкви и в своей совокупности составляют фундамент законодательства Поместных Церквей. Это Апостольские правила , правила соборные и святоотеческие. Во 2-м прав. Трулльского Собора , содержащем наиболее полный (по сравнению с др. нормативными документами древней Церкви) перечень авторитетных церковных К., сформулировано положение об обязательности их исполнения и об их неотменяемости: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей Святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя, именем святых и славных апостолов, осмьдесят пять правил (καννες)... Согласием нашим запечатлеваем и все прочия священныя правила, изложенныя от святых и блаженных отец наших, то есть, трех сот осмьнадесяти богоносных отец, собравшихся в Никеи: такожде от отец, собиравшихся во Анкире, и в Неокесарии, равно и в Гангре… (далее в приблизительной хронологической последовательности приведен перечень Вселенских и Поместных Соборов, издававших К.- В. Ц.)… такожде правила Дионисиа, архиепископа великаго града Александрии… (следует перечень отцов Церкви - авторов правил.- В. Ц.)… Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти, или отменяти…» Известный серб. богослов архим. Иустин (Попович) давал такое определение К. в перспективе богословского сознания Церкви: «Святые каноны - это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов - солнцезрачных небесных истин, присутствующих в земном мире благодаря Богочеловеческому телу Церкви Христовой» ( Jycmuh архим. Догматика Православне Цркве. Београд, 1978. С. 257). Состав канонического корпуса

http://pravenc.ru/text/1470259.html

В Московской духовной академии состоится вечер памяти епископа Василия (Родзянко) 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " 26 апреля 2010 года в большом актовом зале Московской православной духовной академии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится вечер памяти епископа Василия (Родзянко) «Жизнь как проповедь», посвященный 95-ти летию со дня рождения владыки. 26 апреля 2010 года в большом актовом зале Московской православной духовной академии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится вечер памяти епископа Василия (Родзянко) «Жизнь как проповедь», посвященный 95-ти летию со дня рождения владыки. Епископ Василий (Родзянко Владимир Михайлович (1915-1999) – известный миссионер, внук председателя Государственной Думы М.В. Родзянко. В 1920 году семья была вынуждена эмигрировать в Югославию, где в 1937 году Владимир окончил богословский факультет Белградского университета. В 1941 году рукоположен в сан священника Сербской Православной Церкви. Во время Второй мировой войны отец Владимир был настоятелем сельского прихода. В 1949 году осужден на восемь лет за «превышение допустимой религиозной пропаганды». Его наставниками были митрополит Антоний (Храповицкий), святители Иоанн (Максимович) и Николай (Велимирович), преподобный Иустин (Попович). Будучи священником Сербского Патриархата в Англии, в 1953 году организовал и в течение нескольких десятилетий вел религиозные передачи на радио Би-Би-Си для слушателей в Советском Союзе. В 1978 году, после смерти матушки и пострижения в монашество, был рукоположен в сан епископа Вашингтонского, в том же году стал епископом Сан-Францисским и Западно-Американским. С 1988 года неоднократно приезжал в Россию. Одним из первых был награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом Святителя Иннокентия. В 1998 году стал деканом богословско-философского факультета Академии Натальи Нестеровой. Около полугода жил в Троице-Сергиевой лавре, читая лекции по апологетике в Московской духовной академии и работая в библиотеке. Автор книги «Теория распада Вселенной и вера Отцов» (1996) — о соотношении веры и научного знания. В один из приездов в Москву говорил: «Пока могу стоять перед престолом, служить литургию — буду жить, а иначе жить незачем».

http://pravmir.ru/v-moskovskoj-duxovnoj-...

Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви: Эсхатология. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005 25 октября 2005 г. 15:30 «Эсхатология» (учение о конечных судьбах мира) — первый перевод на русский язык одного из трех разделов последнего тома «Догматики Православной Церкви». Над этим фундаментальным трудом преподобный Иустин (Попович)  работал всю жизнь. Первые два тома были изданы в 1932 и 1935 годах, когда он преподавал догматику, а заключительный — в 1978 году, незадолго до кончины автора. Этот последний том, наиболее оригинальный по сравнению с прочими догматическими курсами, впервые публикуется на русском языке в трех книгах. «Догматика» давно стала классическим учебником, по которому учатся во многих странах мира — в частности, в Сербии, Болгарии, Греции, США и Франции. Помимо глубокого знания Священного Писания, святоотеческих творений и деяний церковных Соборов, преподобный Иустин широко использует богослужебные тексты. Автор не сухо излагает некую «сумму догматов», но, прежде всего, учит жить по-евангельски, раскрывает сам дух христианства. Накопленные знания он доносит сквозь призму собственного аскетического опыта своеобразным поэтическим языком, что придает текстам особую жизненную силу и духовную убедительность. См. также: Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви: Экклесиология. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. — 288 с. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/54536.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010