Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОНЫ (правила), основополагающие церковные законы, относящиеся к церковному устройству и дисциплине. Значение Термин многозначный, употребляется также в библеистике (см. ст. Канон библейский ) и литургике (см. ст. Канон мессы ). В церковно-правовой практике термин «канон» в широком смысле обозначает отдельный нормативно-правовой акт либо часть крупного систематизированного правового сборника. Эти К. могут иметь различный статус (так, не имеют общеобязательного значения К., помещенные в Номоканон при Большом Требнике , К. поместных Соборов, не включенные в состав общецерковного законодательства, напр. К. Эльвирского Собора или Арелатских Соборов , а также К., составляющие свод основных законов католич. Церкви,- включенные в средневек. «Corpus juris canonici» или Codex juris canonici ). В узком смысле слова К., часто с уточняющей характеристикой «священные каноны», называются те основополагающие нормативно-правовые акты (законы), к-рые действуют во всей Вселенской Православной Церкви и в своей совокупности составляют фундамент законодательства Поместных Церквей. Это Апостольские правила , правила соборные и святоотеческие. Во 2-м прав. Трулльского Собора , содержащем наиболее полный (по сравнению с др. нормативными документами древней Церкви) перечень авторитетных церковных К., сформулировано положение об обязательности их исполнения и об их неотменяемости: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей Святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя, именем святых и славных апостолов, осмьдесят пять правил (καννες)... Согласием нашим запечатлеваем и все прочия священныя правила, изложенныя от святых и блаженных отец наших, то есть, трех сот осмьнадесяти богоносных отец, собравшихся в Никеи: такожде от отец, собиравшихся во Анкире, и в Неокесарии, равно и в Гангре… (далее в приблизительной хронологической последовательности приведен перечень Вселенских и Поместных Соборов, издававших К.- В. Ц.)… такожде правила Дионисиа, архиепископа великаго града Александрии… (следует перечень отцов Церкви - авторов правил.- В. Ц.)… Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти, или отменяти…» Известный серб. богослов архим. Иустин (Попович) давал такое определение К. в перспективе богословского сознания Церкви: «Святые каноны - это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов - солнцезрачных небесных истин, присутствующих в земном мире благодаря Богочеловеческому телу Церкви Христовой» ( Jycmuh архим. Догматика Православне Цркве. Београд, 1978. С. 257). Состав канонического корпуса

http://pravenc.ru/text/1470259.html

В Московской духовной академии состоится вечер памяти епископа Василия (Родзянко) 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " 26 апреля 2010 года в большом актовом зале Московской православной духовной академии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится вечер памяти епископа Василия (Родзянко) «Жизнь как проповедь», посвященный 95-ти летию со дня рождения владыки. 26 апреля 2010 года в большом актовом зале Московской православной духовной академии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится вечер памяти епископа Василия (Родзянко) «Жизнь как проповедь», посвященный 95-ти летию со дня рождения владыки. Епископ Василий (Родзянко Владимир Михайлович (1915-1999) – известный миссионер, внук председателя Государственной Думы М.В. Родзянко. В 1920 году семья была вынуждена эмигрировать в Югославию, где в 1937 году Владимир окончил богословский факультет Белградского университета. В 1941 году рукоположен в сан священника Сербской Православной Церкви. Во время Второй мировой войны отец Владимир был настоятелем сельского прихода. В 1949 году осужден на восемь лет за «превышение допустимой религиозной пропаганды». Его наставниками были митрополит Антоний (Храповицкий), святители Иоанн (Максимович) и Николай (Велимирович), преподобный Иустин (Попович). Будучи священником Сербского Патриархата в Англии, в 1953 году организовал и в течение нескольких десятилетий вел религиозные передачи на радио Би-Би-Си для слушателей в Советском Союзе. В 1978 году, после смерти матушки и пострижения в монашество, был рукоположен в сан епископа Вашингтонского, в том же году стал епископом Сан-Францисским и Западно-Американским. С 1988 года неоднократно приезжал в Россию. Одним из первых был награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом Святителя Иннокентия. В 1998 году стал деканом богословско-философского факультета Академии Натальи Нестеровой. Около полугода жил в Троице-Сергиевой лавре, читая лекции по апологетике в Московской духовной академии и работая в библиотеке. Автор книги «Теория распада Вселенной и вера Отцов» (1996) — о соотношении веры и научного знания. В один из приездов в Москву говорил: «Пока могу стоять перед престолом, служить литургию — буду жить, а иначе жить незачем».

http://pravmir.ru/v-moskovskoj-duxovnoj-...

Всюду сея семена добра… К 10-летию со дня кончины владыки Василия (Родзянко) Епископ Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. В 1920 году семья эмигрировала в Югославию. Фото: Юрий Кавер Владимир Родзянко закончил сербско-русскую классическую гимназию в Белграде и богословский факультет университета. Его учителями и наставниками были великие подвижники ХХ века святитель Иоанн (Максимович), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Николай (Велемирович), а также глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). В 1938 году Владимир Родзянко вступил в брак с дочерью русского священника Марией Кулюбаевой и через год был рукоположен во священника Сербской Православной Церкви. Во время Второй мировой войны участвовал в сербском сопротивлении, а в 1949 году был осужден на восемь лет титовским судом «за превышение дозволенной религиозной пропаганды». Отсидел в лагерях два года, после чего был выслан из Югославии. С 1955 года в течение 26 лет вел религиозные передачи радиостанции Би-Би-Си на Россию. В 1978 году овдовел и через несколько месяцев после пострижения в монахи был рукоположен во епископа Вашингтонского. В течение четырех лет управлял Сан-Францисской епархией, после чего был отправлен на покой за непримиримую борьбу с обновленчеством. Первый раз после изгнания приехал в Россию в 1981 году. После 1986 года приезжал на Родину по несколько раз в год, подолгу жил в Троице-Сергиевой лавре, читал лекции по апологетике в духовной академии, написал книгу «Теория распада Вселенной и вера отцов». Скончался в Вашингтоне в ночь на 17 сентября 1999 года. Прошло десять лет со дня кончины владыки Василия Родзянко. Как быстро бежит время. Кажется, еще недавно мы говорили с владыкой по телефону. Он был, как всегда, бодр, живо интересовался всем, что происходит в России, переживал из-за взрывов в Москве и войны в Дагестане, сожалел, что не может приехать сюда сейчас.

http://pravoslavie.ru/31960.html

епископ Василий (Родзянко) (22.05.1915–17.09.1999) Книги Беседы, проповеди, статьи епископ Василий (Родзянко) Иерарх Православной Церкви в Америке, проповедник, богослов, педагог, публицист. Биография В миру Владимир Михайлович Родзянко, родился  в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. В 1920 году семья эмигрировала в Югославию. Владимир Родзянко закончил сербско-русскую классическую гимназию в Белграде и богословский факультет университета. Его учителями и наставниками были великие подвижники ХХ века - святитель Иоанн (Максимович), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Николай (Велемирович), а так же глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). В 1938 году вступил в брак с дочерью русского священника Марией Кулюбаевой, а через год был рукоположен во священника Сербской Православной Церкви. Во время Второй мировой войны участвовал в сербском сопротивлении, а в 1949 году был осужден на восемь лет титовским судом " за превышение дозволенной религиозной пропаганды " . Отсидел в лагерях два года, после чего был выслан из Сербии. С 1952 года в течение 26 лет вел религиозные передачи по Би-Би-Си на Россию. В 1978 году овдовел и через несколько месяцев после пострижения в монахи был рукоположен во епископа Вашингтонского. В течение четырех лет управлял Сан-Францисской епархией, после чего был отправлен на покой за непримиримую борьбу с обновленчеством. Первый раз после изгнания приехал в Россию в 1981 году. После 1986 года приезжал на Родину по несколько раз в год, подолгу жил в Троице-Сергиевой лавре, читал лекции по апологетике в духовной академии, написал книгу " Теория распада вселенной и вера отцов " . Скончался в Вашингтоне в ночь на 17 Сентября 1999 года. Ещё две недели назад мы говорили с владыкой по телефону. Он был, как всегда, бодр, живо интересовался всем, что происходит в России, переживал из-за взрывов в Москве и войны в Дагестане, сожалел, что не может приехать сюда сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Верхнее Водяное. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1893. Адрес: Закарпатская обл., Раховский р-н, с. Верхнее Водяное Координаты: 48.00243, 23.95895 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Храмовый комплекс стоит на возвышенности, на горе. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село существовало уже в XIV веке. В 1751 году здесь была деревянная церковь Св. Арх. Михаила с башней, украшенная всеми образами. В 1893 году мастер Василий Тафий построил небольшую грациозную деревянную церковь. В 1924 году гонтовое покрытие ее крыш заменили на бляху. В 1978 году отштукатурили стены срубов, в 1983-1984 годах до главного фасада церкви пристроили односкатную крышу на двух металлических трубах, а на стройный шпиль посадили шарообразную главку. На протяжении 2009-2010 годов башня получила большой цибулястый луковичный купол, покрытый ослепительной «золотой» жестью, крыши покрасили в ядовито-синий цвет. Архитектурная характеристика Памятник Верхнего Водяного, деревянную часовню, сфотографировал Петер Балог в 1910 году, эта фотография хранится в фототеке Этнографического музея в Будапеште. Не удалось установить, где именно стояла часовня, происходившая, предположительно, из XIX в. Способ разрушения И часовня, очевидно, не существовала уже в 1920-х годах, поскольку не попала в объектив чешских исследователей. Памятниковедческий материал Петер Балог, 1910. Néprajzi múzeum (NM F331901); Попович Василий. Храмы Раховщины. Ужгород, 2013, с. 122-123. Источник: М. Сирохман " Утраченные церкви Закарпатья " ; Добавить комментарий Комментарии и обсуждение http://youtu.be/v0KfWANXf30 видео сюжет о церкви --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59203

была проведена ревизия серб. школ с целью изъятия книг на кириллице. Митр. Дионисий II выступал против перехода епархии из юрисдикции К-польского Патриарха в юрисдикцию Карловацкой митрополии , находившейся под контролем Австро-Венгрии, и изъятия рус. богослужебных книг, что привело к его отставке. Администратором митрополии в 1891-1892 гг. был архим. мон-ря Тавна Александр (Симич). При митр. Николае (Мандиче ; 1892-1896) в епархии строились церкви, в школах было введено преподавание Закона Божия. Митр. Григорий (Живкович ; 1897-1909) боролся за церковно-образовательную автономию Боснии и Герцеговины, к-рая была предоставлена в 1905 г., уделял много внимания просвещению в епархии. В правление митр. Илариона (Радонича ; 1910-1922) в условиях военного времени на территории епархии было запрещено использование кириллицы, мн. священники попали в тюрьмы или были убиты. В 1920 г. Зворникско-Тузланская кафедра вошла в состав восстановленной Сербской Патриархии в ранге епархии, до назначения в 1929 г. еп. Нектария (Круля) адм. управление епархией осуществляли еп. Шабацкий Михаил (Урошевич), митр. Баня-Лукский Василий (Попович) и еп. Захумско-Герцеговинский Иоанн (Илич) . В 1921-1941 гг. в З.-Т. е. было построено 29 церквей, 17 обновлено, восстановлены мон-ри Озрен, Тавна и Папрача. В начале второй мировой войны епархия оказалась на территории фашистского Независимого гос-ва Хорватия, в к-ром правосл. сербы подвергались гонениям. В 1941-1945 гг. было убито 46 священников, 54 храма разрушено (в т. ч. 17 полностью), повреждено 25 приходских домов и 20 церковных объектов, уничтожено 62 церковных архива, 49 приходских и монастырских б-к. После войны, вернувшись из изгнания, еп. Нектарий начал восстанавливать епархию, но ему мешали новые коммунистические власти - в послевоенные годы в З.-Т. е. было убито 10 священнослужителей. В 1951 г. владыка был перемещен на Сараевскую кафедру, но продолжал адм. управление З.-Т. е. В 1955 г. епархию возглавил еп. Лонгин (Томич) , при к-ром все церкви и мон-ри были восстановлены, построено 30 храмов. В кон. 1976 г. епархия делилась на 6 наместничеств, действовали 4 мон-ря и 131 церковь, служили 75 священников и 22 монаха. После краткого адм. управления епархией еп. Шабацко-Валевского Иоанна (Велимировича) 16 июля 1978 г. главой З.-Т. е. стал еп. Василий (Качавенда), который продолжил восстановление храмов и мон-рей, но во время гражданской войны 1991-1995 гг. был вынужден перенести кафедру из Тузлы в Биелину. Из епархий СПЦ в Боснии и Герцеговине в ходе гражданской войны больше всех пострадала З.-Т. е. Было разрушено 38 и повреждено 60 церквей, полностью уничтожен мон-рь Сасе, разрушены (31) и повреждены (19) приходские дома и др. церковные здания. По окончании войны восстановлены церковные здания, а также основано несколько новых монастырей. Особое внимание уделяется воспитанию молодежи, 16 марта 2006 г. в Зворнике был основан Святосавский молодежный союз.

http://pravenc.ru/text/199675.html

Литература: 1. Вакаров, Д. О. Сочинения/Д. О. Вакаров; редкол.: В. И. Данканич [и др.]; вступ. ст. В. С. Попа. – Ужгород, 1986. 2. На дорадянського Закарпаття/упоряд., вст. ст., прим. О. А. Мишанича. – Ужгород, 1984. 3. Лукиных, Г. И. «Закарпатский Есенин» звучит на пермской земле/Г. И. Лукиных//Русин. Международный исторический журнал. –2007. – 1 (7). – С. 139–144. 4. Энциклопедия Подкарпатской Руси/сост. И. И. Поп. – Ужгород, 2001. 5. Шевченко, К. В. Славянская Атлантида: Карпатская Русь и русины в XIX – первой половины ХХ в./К. В. Шевченко. – М.: Regnum, 2011. 6. Скунць, П. М. На епох/П. М. Скунць. – Ужгород, 1968. 7. Fedinec, C. A karpataljai magyarsag torteneti kronologiaja: 1918–1944/С. Fedinec. – Galánta – Dunaszerdahely: Fórum Intézet; Lilium Aurum Könyvkiadó, 2002. 8. Magocsi, P. R. The Shaping of a National Identity. Subcarpathian Rus’, 1848–1948/P. R. Magocsi. – Cambridge (Mass.): Harvard Ukrainian series, 1978. 9. Вакаров, Д. О. Избранные стихи/Д. О. Вакаров ; вступ. ст. М. И. Попович. – Ужгород, 1955. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2023/06/24/tvorch...

Реальный комментарий распределен между В.М. Лурье (« Церковь одна», раздел «Полемические сочинения на французском языке», «Письма к В. Пальмеру»), священником Николаем Балашовым («Новозаветные переводы»), Н.В. Серебренниковым ((«О свободе и необходимости»), «О Святой Троице»), В.А. Черняковым ((«О церковно-административных вопросах»)). В дополнение к сокращениям, принятым в I томе (С. 534–535), приведем следующие: Андреев – Андреев Ф. Московская Духовная Академия и славянофилы//Богословский вестник. 1915. Т.3. С. 563–644. Бартенев – (Бартенев П.) Первый визит Вильяма Пальмера в Россию. 1840–1841. (Из его Записок.)//Русский архив. 1894. Кн. 3. С. 78–98. Бр. I – Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси. Бр. II – Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа. Бр. III – Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу разных сочинений латинских и протестантских о предметах веры. Бродский 1904, 1905 – Бродский Л. Письма протоиерея Е. И. Попова о религиозных движениях в Англии//Христианское чтение. 1904. Апрель. С. 596–613; Май. С. 730–747; Июнь. С. 878–893 (к гр. Н.А. Протасову, 1842–1854). 1905. Июнь. С. 888–905; Июль. С. 112–132; Сентябрь. С. 393–408 (к гр. А.П. Толстому, 1856–1862). Гиляров – Кн. Ш(аховской) Н.В. Н.П. Гиляров-Платонов и А.С. Хомяков. По сочинениям и письмам Гилярова//Русское обозрение. 1895. С. 14–27. Добротолюбие – Добротолюбие в русском переводе. Изд. 2-е. М., 1900. Тт. 1–5. Догматика – Иустин Попович , архим. Др. Православна философиа истине. Догматика Православне Цркве. Београд. Кн. I; 1980. Кн. 1978. Кн. III; 1978. Образцов – Образцов П. О попытках к соединению английской епископальной церкви с православною//Православное обозрение. 1866. Янв. С. 41–70; Февр. С. 169–201. ОГ – Письмо к редактору «L» Union Chrétienne». По поводу речи отца Гагарина, иезуита. Пальмер – Бартенев П. К истории сношений с иноверцами. III. Вероисповедание Пальмера. IV. Письмо Пальмера к графу А.П. Толстому//Русский архив. Кн. 2. С. 16–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Сразу после нашего ответа читается Символ веры, перечисляется то, во что именно мы веруем. В частности, в Символе веры есть и такие слова: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Это необходимо осмыслить: наряду с верой в Бога мы исповедуем и свою веру в Церковь. Ни в одной другой религиозной системе, кроме христианства, нет такого понятия — «вера в Церковь». По катехизису святителя Филарета Дроздова (1782/1783 — 1867), Церковь — это общество людей, объединенных единой верой и едиными обрядами. Впрочем, то же самое можно сказать о любом религиозном объединении, например, о мусульманском или иудаистском. К такому обществу можно принадлежать и заниматься исполнением обрядов, исходя из постулатов веры, но веровать в само это общество невозможно. Ни одно из них не является тем, чем становится Церковь для христиан. Так что же это такое — веровать в Церковь? Мы же не исповедуем обязанность посещать храм по воскресеньям и праздникам, не обещаем Богу держать пост, исповедоваться и причащаться. Церковь для христиан — это не только место, где они общаются с Богом, потому что с Ним можно общаться и дома, и в метро, и в лесу — в любом месте и в любое время. Веровать в Церковь — означает исповедовать, что она — есть Тело Христово, часть которой — мы с вами. Апостол Павел так пишет об этом: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12: 12–13) и добавляет: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12: 27). Отсеченная часть тела самостоятельно жить не может. Когда говорят о живом организме, имеют в виду единое и неделимое тело, в котором соединяется человеческое и Божественное. Церковь — это таинственное собрание людей, где происходит единение Бога с человеком, где рождается единый богочеловеческий организм. Мы приходим в Церковь для того, чтобы стать ее частью, стать ее существом, ее естеством. Церковь делает нас соприродными Христу, потому что мы являемся ее телом, а Он — ее Главой. При этом, как сказал новопрославленный сербский святой, величайший богослов Иустин Попович (1894–1978), сама Церковь — это Богочеловек Иисус Христос. Это мы со Христом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

Богатыри надеются на свою силу, воинскую доблесть и удаль, но перед боем они уже призывают на помощь Бога и святых, и их молитвы " доходны " к Богу. Приведем только один пример из былины об Алеше Поповиче: Тут Алеша всю ночь не спал, Молился Богу со слезами: " Создай, Боже, тучу грозную, А и тучи-то с градом дождя! " Алешины молитвы доходны ко Христу. Дает Господь Бог тучу с градом дождя, Замочила Тугарина крылья бумажныя, Падает Тугарин, как собака, на сыру землю… (Кирша 1977:104) Алеша Попович (Картина В.М. Васнецова " Три Богатыря " ) Богатырям покровительствуют святые и являются им наяву или во сне; так например, " гостю " Садко неоднократно является свт. Николай Чудотворец (Кирша 1977:180-181). И ездят богатыри не просто по Руси, а по Святой Руси, и сражаются они уже не просто за родную землю, а " за святорусскую землю " (Былины 1986:57,110,119,368,369,413,414 и др.). Значительное место в древнерусской литературе (летописи, жития, воинские повести) занимает описание ратного служения князей. В сведениях об этом служении уже гораздо меньше легендарного, они более конкретны, точны, исторически верны, хотя нельзя не учитывать, что былины в прозаическом, переработанном виде стали источником некоторых летописных рассказов и сообщений. Образ князя Святослава (964-972) довольно близок к образам былинных богатырей. В повествовании о Святославе говорится о храбрости, доблести, военном искусстве, самопожертвовании князя. Он много воевал, он специально отбирал для дружины храбрых воинов, он легко снимался с места и отправлялся в поход, он не возил за собой кухню, брал с собой лишь запас вяленого мяса, не имел шатров. Спал он вместе с дружинниками на потнике с седлом под головой. Особенно подчеркивает летописец воинское и полководческое благородство Святослава: он предупреждал противника о начале похода (знаменитое " иду на вы " ), в то время как неожиданность нападения считалась и считается поныне одной из самых важных военных хитростей. Князь любил оружие и презирал богатство, но дань брал большую, чтобы дружина не испытывала недостатка в оружии и в прочем снаряжении. Полная самоотдача Святослава ратному делу имела и свою обратную сторону, вынудившую киевлян написать ему: " Ты, княже, чюжея земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабивъ (покинув), малы бо (чуть было) насъ не взяша печенези, и матерь твою и дети твои " (Повесть 1978:79-89). Этот упрек князю – напоминание о том, что главная его задача защищать земли, на которых он княжит, а не отвоевывать новые, хотя, конечно, следует иметь в виду, что Святослав был мало привязан к Киеву, о чем свидетельствует его желание перенести столицу на юг. Сравниться со Святославом как в количестве походов, так и в любви к ратному делу может, пожалуй, только Владимир Мономах.

http://pravoslavie.ru/jurnal/05030312130...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010