Жизнь будущего века является «постоянным и неизреченным покоем в Боге». Эта жизнь «не имеет конца или изменения». Телесная активность там заменяется умственной деятельностью, которая есть «усладительный взгляд и нерассеянное видение». Ум человека в Царстве Небесном будет занят созерцанием красоты Божией в состоянии непрестанного изумления. В будущее блаженство никто не войдет по принуждению: каждый должен сделать свой собственный выбор в пользу Бога. Этот выбор делается людьми в земной жизни и выражается в отказе от страстей и в покаянии. Христианские нормы нравственности Декалог и его новозаветное осмысление Декалог, или Десять заповедей – это религиозно-нравственные предписания, которые пророк Моисей получил от Бога на горе Синай. Как свидетельствует ветхозаветная книга Исход, эти десять заповедей Бог Сам начертал на двух каменных скрижалях, которые называются также в Библии «скрижалями откровения» ( Исх. 31:18 ) и «скрижалями завета» ( Втор. 9:9–11 ). Священное Писание говорит, что заповеди были даны пророку Моисею после его 40-дневного пребывания на горе Синай. Эти установления были своего рода договором, заветом между Богом и Его народом: «...Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19:5–6 ). Десять заповедей суть следующие ( Исх. 20:2–17 ): 1 . Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов предлицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:20 ), возвестил сам Господь. И какую пользу принесет нам чтение слова божественного! В слове Божием каждая мысль, каждое слово животворит душу и невольно заставляет человека сосредоточиться в себе, обратить на себя внимание, и затем, сознать неправильный образ жизни и возбудить потребность исправления. Дочитаешься ли до того, что «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело» ( Пс.45:1 ), сейчас же легче покажется для тебя собственное твое несчастье, и блеснет тихая и покойная надежда на Господа; произнесешь ли слова: «смерть грешников люта» ( Пс.33:22 ), тотчас дрогнет сердце и лихорадочное состояние охватит наше тело, a ведь подобные ощущения благодетельны для души, и не без доброго следа на ней проходят, Усмотришь ли еще изречение слова Божия: «возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает» ( Пс.54:23 ), или: «приидите ко Мне вси труждающиися и обременении и аз упокою вы» ( Мф.11:28 ), или: «просите и дастся вам» ( Мф.7:7 ), – не прольют ли эти слова в душу крепкое упование на Бога, и не доведут ли до преданности вол Божией? А какое впечатление произведут следующие слова! «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела свои; а день седьмый суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них: а в день седьмый почил. По сему благословил Господь день субботний и освятил его» ( Исх.20:8–11 ). «Соблюдайте субботу; ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из народа своего» ( Исх.31:14 ). Задумается и на долго всякий прочитавший это Божественное прещение, за нарушение святости дня праздничного, который мы исключительно должны посвящать, по заповеди, Господу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

«И снисшел Ты на гору Синай... и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу» ( Неем.9:13–14 ). «Все прежде названные праведники (Адам, Авель, Енох, Лот, Мельхиседек) угодили Богу, – говорит святой Иустин, философ и мученик , – не соблюдая субботы , и после них Авраам и все потомки его до времени Моисея, при котором народ ваш явился неправедным и неблагодарным пред Богом, сделав в пустыне тельца. Посему Бог, снисходя к слабости народа, повелел приносить и жертвы только во имя Его... повелел вам также соблюдать субботу для того, чтобы вы помнили Бога, как на это указывает изречение Божие: чтобы вы знали, что Я – Бог, избавитель ваш. 663 ( Иез.20:12, 20 ). Обрезание началось с Авраама, а суббота, жертвы, приношения и праздники со времен Моисея. 664 «То, что человек не оправдывался этими установлениями (обрезан. и суббот.), – замечает святой Ириней Лионский , – а они даны были народу в знамение, – показывает то, что сам Авраам без обрезания и соблюдения субботы поверил Богу и это вменилось ему в праведность, и назван другом Божиим ( Иак.2:23 ). И все прочее множество праведных до Авраама и патриархов, бывших до Моисея, оправдывались без вышеупомянутых установлений». 665 5) Выражение 4 запов. «помни» показывает, что празднование субботы существовало и раньше Моисея, а у горы Синайской о нем лишь напоминается. Слово «помни» может указывать не только на прошедшее, а и на будущее время; в последнем значении, несомненно, оно и употреблено в рассматриваемом месте. Если же в этом слове видеть указание на пошедшее, то, очевидно, отнести нужно к событию, описанному в кн. Исход ( Исх.16:23–30 ), когда евреи праздновали первую субботу. 666 «Особое значение субботнего дня, – говорит П. Горский-Платонов , – в ряду других дней недели не могло быть неизвестно евреям до времени получения заповеди о субботе. И значение седьмого дня при творении мира ( Быт.2:2–3 ), и недавние события в пустыне Син ( Исх.16:22, 23:30 ) должны были выделять субботу из ряда других Дней. Заповедь помнить этот день относится только к памятованию о том, чтобы святить этот день, или свято хранить его, как сказано в кн. Втор. ( Втор.5:12 ). Закон точно определяет, на кого простирается действие закона: на самих евреев с их семействами, на рабов их и на рабынь, на скот и на пришельца, который в жилищах, т.е. на чужеземцев, которые придут в то или другое место жительства евреев, чтобы наняться на ту или другую работу». 667

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Да, если не перестанете так вести себя, особенно в праздники, которые по заповеди Господней нужно святить, то не увидите царствия Божия. Братия! нам крайне необходимо в праздники Господни держать себя благоразумнее и внимательнее к самим себе. С нас строго взыщет Господь за неблагоразумное празднование. Не по плоти, как идолопоклонники, а по духу должно нам праздновать свои праздники, хотя и телесное празднование, если оно бывает вместе с духовным, позволено и не противно Господу, но в этом случае оно никогда не должно выходить из границ умеренности. Бог есть Дух ( Ин. 4:24 ; 2Кор. 3:17 ); душа наша, искупленная Спасителем, есть дух: потому и праздники у нас должны быть больше духовные, чем плотские. Кто празднует только по плоти, тот празднует не Богу, а своему идолу, чреву, или, что все равно, – бесу невоздержания. Избави Бог всякого от таких праздников! Обилие плотских брашен разрешено христианам в праздники во славу Божию для того, т.е., чтобы мы ели и пили с умеренностью, благодаря Бога, Который с радостию духовною посылает нам и утешение телесное в различии и сладости брашен и питий, чтобы радость наша не имела недостатка. Но радость духовная в праздник должна быть всегда выше телесной; а у нас – наоборот. Сказано в заповеди Божией: помни день субботный, еже святити его ( Исх. 20:8 ); на нашем новозаветном языке это значит: помни воскресный день, не забывай его святости и своими добрыми делами старайся и сам освящать его. Господи! даруй нам помнить всегда заповедь Твою о праздновании праздников, свято хранить ее и благоугождать Тебе празднованием духовным. Аминь. Поучение в неделю о Фоме «Глаголаху же ему (Фоме) друзии ученицы: видехом Господа. Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» ( Иоан. 20:25 ). Возлюбленные! святый апостол Фома своим неверием и последовавшею за ним самою искреннею верою в воскресшего Господа поучает маловеров и всех неверующих – искренней вере в Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Христос Господь почтил нас Своим именем, омыл нас Своею кровью, сделал нас людьми избранными, языком святым; а мы дерзко, безумно пренебрегли милостью Божиею и сами бесчестим себя разными непотребными делами. Не льстите себе, братия, ни пияницы, ни татие, ни досадители, ни блудницы, ни прелюбодеи, царствия Божия не наследят 163 . Да, если не перестанете так вести себя, особенно в праздники, которые по заповеди Господней нужно святить, то не увидите царствия Божия. Братия! нам крайне необходимо в праздники Господни держать себя благоразумнее и внимательнее к самим себе. С нас строго взыщет Господь за неблагоразумное празднование. Не по плоти, как идолопоклонники, а по духу должно нам праздновать свои праздники, хотя и телесное празднование, если оно бывает вместе с духовным, позволено и не противно Господу; но в этом случае оно никогда не должно выходит из границ умеренности. Бог есть Дух 164 ; душа наша, искупленная Спасителем, есть дух: потому и праздники у нас должны быть больше духовные, чем плотские. Кто празднует только по плоти, тот празднует не Богу, а своему идолу, чреву, или, что все равно, – бесу невоздержания. Избави Бог всякого от таких праздников! Обилие плотских брашен разрешено христианам в праздники во славу Божию для того, чтобы мы ели и пили с умеренностью, благодаря Бога, Который с радостью духовною посылает нам и утешение телесное в различии и сладости брашен и пития, чтобы радость наша не имела недостатка. Но радость духовная в праздник должна быть всегда выше телесной; а у нас – наоборот. Сказано в заповеди Божией: помни день субботний, еже светити его 165 ; на нашем новозаветном языке это значит: помни воскресный день, не забывай его святости и своими добрыми делами старайся и сам освящать его. Господи! даруй нам помнить всегда заповедь Твою о праздновании праздников, свято хранить ее и благоугождать Тебе празднованием духовным. Аминь Чем мы можем послужить Господу? Поучение в неделю святых жен мироносиц и праведного Иосифа Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется, и еже сотвори сия, в память ее ( Мф.26:13 ) В нынешнюю неделю, возлюбленные, святая матерь наша Церковь воспоминает святых жен мироносиц и благообразного Иосифа, снявшего с креста тело Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот Кай забыл о Боге – о Добре и о Любви – и поверил обманщице. И разве был он счастлив со всеми своими ледяными игрушками и драгоценностями в замке Снежной Королевы? Только когда любовь Герды растопила его заледеневшее сердечко, он вспомнил о Боге, и снова стал живым человеком. Поэтому будем всегда более всего земного любить Бога, помнить о Нем, хранить Ему верность – и тогда вся жизнь наша будет освящена свыше. Третья заповедь – «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» – требует от нас внимания и серьезности в разговорах с Богом и о Боге: нельзя это делать с хихиканьем, или с ругательством, или просто второпях, чтобы поскорей отделаться. Тебе, возможно, приходилось слышать, как глупо, бывает, ругаются во дворе мальчишки: «Вот тебе истинный крест, я тебе великто поломаю!», или: «ЕйБогу, ты у меня в лоб получишь!» Или насмешничают: «Пусть тебе боженька помогает!» Или просят у Бога чегонибудь плохого: «Пусть Бог сделает, чтобы эта тетка ногу сломала!» Или – что чаще всего бывает – говорят всякие ск”верные грязные слова, иногда даже рядом с именем Господа или Его Пречистой Матери. Все это очень, очень плохо. Это грех богохульства, и за это Бог всегда строго наказывает людей. Однако не только это является нарушением третьей заповеди. Если ты, например, с родителями молишься в церкви или дома, а при этом думаешь о чем угодно, только не о Боге (об игрушках, о зверушках, о подушках); если ты тараторишь молитву (быстрей бы дочитать!); если ты небрежно крестишься или плохо ведешь себя в церкви – ты нарушаешь заповедь Божию. Помни, Бог всегда рядом, все видит. Бойся оскорбить Его своей небрежностью или глупостью! Четвертая заповедь – «Помни день субботний, чтобы святить его» – говорит о том, что нужно жить не только для себя, но и для Бога. Ты ведь понимаешь, что в семье все живут друг для друга: любят, заботятся, помогают. Что это за семья, в которой мама не хочет накормить ребенка, а папе лень с ним погулять? Где ребенок не слушается папу и издевается над мамой? Это не семья, а семьврагов!

http://azbyka.ru/deti/detjam-o-boge-zapi...

П. А это какой смысл имеет? К. Конечно, умозрительный и духовный, превосходнейший образов и лучший прежней тени. Он повелевает субботствующим во Христе переставать от дела, обращенного и направленного к порочности, и не возлагать на плечи никакой тяжести. Ибо разве не вполне бессмысленно, если те, которые однажды чрез веру свергли с себя поистине неудобоносимое бремя греха, опять поднимают его на себя и решаются снова подпадать игу порочности? А что должно сидеть в Иерусалиме, этим Он изображает то, что нам не следует удаляться из святого города, и запрещает странствовать вне его и ускользать из него, уклоняясь к чему-либо иному. Под святым городом ты будешь разуметь Церковь : ибо некоторые, уже просвещенные верою во Христа, снявшие с себя бремя нечистоты греховной и ставшие внутри святых врат дома Божия, перешли к отступничеству, хотя, быть может, и не к явному, Но все же они выступили из святых врат, почтивши обычаи идолопоклоннические. Итак, Бог изрек, чтобы умственно субботствующие сидели внутри врат; этот образ означает непоколебимость и постоянство и то, что не надобно никогда отпадать от верности Ему. А что город Божий есть Церковь , об этом громко возопиет и Давид, говоря: «Славное возвещается о тебе, град Божий!» ( Пс.86, 3 ); удостоверит же и Сам Спаситель, говоря о нем: «здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» ( Пс.131, 14 ). П. Итак, несомненно, что, по воле Законодателя, в субботу мы должны переставать от всякого дела. К. Не от всякого без исключения, Палладий; потому что непохвально было бы перестать думать и делать то, что приятно Богу и что приносит немалую пользу. Ибо не напрасно, как мне кажется, Священное Писание присовокупило, что день субботний должен у нас святиться: " помни, – сказано, – день субботний, чтобы святить его» ( Исх. 20, 8 ). Но мы исполним это весьма пристойно, если, мысленно субботствуя, явимся заботящимися о святых делах; ясным образом этого может быть то, что в субботу священники во храме нарушали субботу, неукоризненно занимались священными делами, совершали жертвоприношения, закалали овец и беспрепятственно делали все, служащее во славу Божию. И разве не за это самое Христос подвергся порицаниям со стороны иудеев, когда Его, исцелившего расслабленного в субботу, они обвиняли в нарушении закона ( Ин. 5, 16 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

1) Воскресение есть день для прославления Господа. Для почитания и прославления Бога всё сотворено, следовательно, и человек. Хотя люди должны славить Бога каждый день, но Богу угодно, чтобы один день недели был преимущественным и всеобщим днём славословия Бога. В один определённый день недели должно совершаться это всеобщее славословие, потому что человек по природе своей склонен к лености и равнодушию и мог бы легко забыть эту обязанность. Этот день богопочитания Бог Сам установил, когда Он на Синае, между прочим, заповедал: «Помни день субботний, чтобы святить его» ( Исх.20:8 ). В Ветхом Завете эта заповедь повторяется очень часто: «Субботы Мои соблюдайте» ( Лев.26:2 ). Именно в субботу, то есть седьмой день в Ветхом Завете положено почитать, потому что Творец в этот день почил от дел Своих, благословил и освятил его. Поэтому для израильтян субботний день был днём праздника, который напоминает о благодеяниях Бога. Апостолами впоследствии был установлен вместо субботнего воскресный праздник, потому что в воскресенье Христос восстал из мёртвых и в этот же день послал Святого Духа. Воскресный день есть поистине приснопамятный день Всесвятой Троицы, ибо в первый день недели, следовательно, в воскресный день Бог Отец начал творение мира, Бог Сын совершил искупление, а Бог Дух Святый – освящение. Воскресный день есть потом торжество для Ангелов и человеков, если он празднуется надлежащим образом. Из медных уст колоколов раздаётся в этот день по всей земле призыв, чтобы все, кто имеет веру, собрались в храм Божий для хвалы и благодарения Тому, перед Которым все должны преклоняться. Когда затем все верующие собираются перед лицом Всевышнего, их многочисленные молитвенные голоса сливаются в один гармоничный стройный аккорд – какая слава для Всевышнего, какая радость и торжество для Ангелов и человеков! Не на самом ли деле это тот день, «который сотворил Господь»? Можно ли представить себе что-нибудь более прекрасное и возвышенное, как христианское празднование воскресного дня? День Господень есть тень того грядущего праздника, который наступит в вечном отечестве. «Благодаря празднованию этого дня мы освежаем в себе памятование о том вечном радостном торжестве» (святитель Григорий Богослов ). Почти у всех народов, даже у язычников, находим мы один день в неделе, посвященный торжеству. И если языческие писатели приводят вообще так много жалоб на зло своего времени, то нигде не встречаем мы у них жалоб на то, чтобы приносили какой-нибудь вред дни, посвященные богам. Такое неблагоговение и нечестие впервые видим мы, к сожалению, только у христиан, которые имеют лучшее понятие о Боге и обязаны Ему большей благодарностью, чем язычники. Но народ, называющий себя христианским и не свято проводящий воскресный день, даёт ясно понять, что он утратил веру в Триединого Бога и из мира сделал себе кумира, которому теперь и поклоняется. Какое заблуждение, какая скорбь, какое бедствие!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Надо раз и навсегда понять: если мы хотим увековечить память какого-то человека, это можно сделать по-православному. Если это православный человек – за него можно молиться, записать его имя в храме – сделать какую-то памятную надпись, как это делали раньше на Руси. Вспомните храм Христа Спасителя, в котором все стены были расписаны именами воинов, чтобы за них молились и поминали. Четвертая заповедь: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя ( Исх.20:8–10 ). В этой заповеди Господь учит нас чтить праздничные дни. Особо выделенный день в каждой седмице – это седьмой, воскресный день. Древние израильтяне праздновали субботу, потому что еще не было Воскресения Христова. Но они так ревностно относились к своим праздникам, что если кто-то нарушал субботний покой, то за это его могли побить камнями насмерть. А что такое суббота по отношению к воскресенью? Суббота – это тень будущих благ ( Евр.10:1 ; см. также Кол.2:17 ), а блага, дарованные в Иисусе Христе, – это уже осуществившаяся благодатная реальность. И как возвеличено воскресенье перед древней субботой, точно так возрастает и глубина ответственности за то, что нарушаем воскресный день. Если за нарушение субботнего дня человека предавали страшной, безжалостной смерти, то как же нас надо наказывать за то, что мы нарушаем святость воскресного дня. Православный человек должен понять раз и навсегда, что есть шесть дней для того, чтобы работать, делать свои обычные дела, а седьмой день, воскресный день, принадлежит Господу, и в этот день надо пребывать в молитве, надо посещать храм и помнить о том, что богослужебный день начинается с заходом солнца, накануне, то есть уже и в субботу вечером нужно пойти в церковь , и в воскресенье утром быть в храме, постараться в этот день сводить детей в воскресную школу. Четвертая заповедь также говорит нам вообще о всех праздничных днях, в первую очередь о двунадесятых и великих праздниках, которые мы должны почитать.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Воздадим же и мы славу Триединому Богу, всё совершившему для нашего спасения, ибо Ему и подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу всегда, ныне и присно и во веки веков. Слово в субботу пред Богоявлением О почитании субботы, Крещении Господа на Иордане и о нашем Крещении Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Ин.3:3, 5 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы с вами, вместе со Святой Православной Церковью, празднуем субботу, которая предшествует великому дню Богоявления Господня. На первый взгляд, праздник это довольно странный. Ведь мы уже отмечали предпразднство Богоявления, скоро будем отмечать и Крещенский сочельник (навечерие) – зачем же нам еще одно «предваряющее» торжество? И почему именно суббота, а не воскресенье? Может показаться, что это совершенно два разных вопроса – но на самом деле ответы на них тесно связаны между собой. И начинать лучше всего со второго из них. Все мы помним, как звучит четвертая из десяти заповедей, дарованных Господом пророку Моисею на горе Синай и с тех самых пор по сей день составляющих одну из основ Закона Божиего: Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему, не делай в оный никакого дела ( Исх.20:8-10 ). Да, суббота в те времена была именно седьмым, последним, а не шестым днем недели; на седьмом месте она по-прежнему стоит во многих странах мира, а до революции была седьмым днем и в России (начинать неделю с понедельника впервые в мире начали в Советском Союзе). Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, как знаем мы из Евангелия, совершилось в первый день древней недели, «единый от суббот», то есть первый после субботы (или, как мы бы сейчас сказали, в ночь с седьмого на первый день – ведь отсчет дней в те времена начинался не с утра, как у нас, а с вечера предыдущего дня, и именно так до сих пор считает дни Православная Церковь). Поэтому впоследствии у христианских народов этот день, вместо прежнего «первый», получил название «день Господень» или «воскресенье». И, естественно, день этот приобрел особенное значение для христиан, именно в воскресенье стали совершаться еженедельные праздничные службы и собрания (хотя они могли проводиться и в другие дни, но воскресенье всегда выделялось особо), и вообще всячески подчеркивалась святость воскресного дня.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010