Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому ( Ин. 9:6 ). Ну здесь, конечно, нужно посмотреть сначала термин «πηλς» – то, что у нас переведено как «брение», потому что это очень интересный греческий термин. Он может означать глину, а может означать грязь. И в современных переводах, как правило, переводится так: «Он плюнул на землю, сделал грязь из слюны и помазал грязью глаза слепому». Но вот тем-то и интересно, что это может значит и грязь, и глину, потому что здесь усматривают толкователи отсылку к Книге Бытия, когда Бог творит человека из праха земного, тоже вот из грязи, и дает ему имя Адам – человек, и в имени Адам усматривают аналогию с «адама», именно вот глина. То есть как в Ветхом Завете Бог творит человека из глины, так и в Новом Завете Господь Иисус Христос из этой глины делает то, что глаза слепому раскроет и помазывает глаза. «И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный» ( Ин.9:7 ). Здесь такую интересную этимологию термина «Силоам» приводит Иоанн Богослов, что Господь послал этого несчастного слепого в ту купальню, которая называется «Посланный», то есть купальня словно как предназначена для этого посланного. Он пошел и умылся, и пришел зрячим ( Ин.9:7 ). Встаёт вопрос: зачем столько действий производит Господь Иисус Христос? Мы с вами знаем, что в других случаях Он исцелял словом, без каких-либо дополнительных действий, в том числе и слепых. Вероятно, это происходит потому, что день субботний, о чём скажет Иоанн Богослов чуть позже. И Господь Иисус Христос не хочет провоцировать фарисеев, ревностных иудеев, которые, как мы сейчас с вами увидим, всё равно усмотрят в этом исцелении нарушение субботы. Ведь, по сути дела, в момент, когда Он помазал глаза грязью или глиной, ещё не исцелился слепой. Слепой идёт в купальню Силоам. А купальня Силоам для чего предназначалась? Для ритуальных очищений, ритуальных омовений, то есть он омылся, погрузился и прозрел. Тем самым Господь хочет сказать, что раз ты пошёл религиозный акт совершить, то тебя исцеляет Бог. А раз Бог исцеляет в субботу, значит, так оно и должно быть. Ведь какой смысл термина «суббота»? Давайте немножечко сразу забегая вперёд это обсудим. Вот сейчас Христа начнут обвинять в том, что Он нарушил субботу. Но, опять же, здесь будет именно инструментально – представляешь, что чтобы исцелить, нужен какой-то труд, это что-то такое тяжёлое, медику нужно разложить какие-то там скальпели, таблеточки, порошочки, микстурки – это всё работа. А ведь на самом деле: «Помни день субботний, чтобы святить его», это день для Господа Бога твоего  ( Исх.20:8, 10 ).

http://azbyka.ru/video/kto-sogreshil-on-...

Не без причины Иаков называет язык поджигателем. Необузданный язык сеет раздор. Несдержанный язык становится наиболее смертельным оружием, разрушающим единство в общине верующих. И вновь мы обращаемся к словам апостола Павла, чтобы услышать обратное тому, что эта заповедь запрещает. Вероятно, это его слова: «Почитайте один другого высшим себя» ( Фил.2:3 ). Подобная позиция удержит от искушения быть лжесвидетелем. Десятая заповедь: «Не пожелай». Совершенно очевидно, что эта заповедь отличается от предыдущих девяти или, по крайней мере, от предыдущих пяти хотя бы в двух отношениях. Во- первых, она, очевидно, запрещает даже внутреннее, субъективное отношение, в отличие от других заповедей, которые обращены к конкретным, видимым поступкам. Во-вторых, она касается средств, с помощью которых можно установить вину, а затем обвинить в пожелании. Первые девять заповедей не представляют никакой проблемы. Первая: «Да не будет у тебя других богов». Сравните Исход (22:20): «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен». Вторая: «Не делай себе кумира». Сравните почти гибельный результат в случае с золотым тельцом (32-я глава Книги Исход). Третья: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». Сравните со второй половиной стиха: «Ибо Господь не оставит без наказания того». Четвертая: «Помни день субботний, чтобы святить его». Сравните Исход (31:15): «А в седьмый – суббота покоя ... кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти». Пятая: «Почитай отца твоего и мать твою». Сравните Исход (21:15:17): «Кто ударит (или проклинает) отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Шестая: «Не убивай». Сравните Исход (21:12): «Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти». Седьмая: «Не прелюбодействуй». Сравните Второзаконие (22:22): «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих». Восьмая: «Не кради». Сравните Исход (22:1–3): «Если кто украдет вола ... то пять волов заплатит за вола...» Смотрите также Исход (21:16): «Кто украдет человека ... то должно предать его смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Вопрос. Сами штундисты, когда они занимаются своими житейскими делами в субботу, т.е. седьмой день недели, остаются ли они верными Св. Писанию, как единственному источнику вероучения, и не следуют ли они свидетельству Св. Предания? Ответ. В этом случае они основываются только на свидетельствах Св. Предания. Занимаясь житейскими делами в субботу, они нарушают ясную заповедь Бога, об отмене которой нигде в Св. Писании ясно не говорится: «Помни день субботний, чтобы святить его» ( Исх.20:8 ). Вопрос. Празднование воскресного дня, как дня покоя, который должно посвящать Богу, ясно ли указывается в Св. Писании? Ответ. Нет; и однако штундисты празднование этого дня признают существенно необходимым для спасения. Сказать, что мы празднуем воскресный день, потому что в этот день Иисус Христос воскрес из мертвых, это значит сказать, что мы поступаем так не основываясь на Св. Писании. Равно можно утверждать, что мы должны праздновать четверг, потому что в этот день Иисус Христос вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца, совершив дело нашего спасения. Вопрос. Не сказано ли в Апокалипсисе (1:10), что Иоанн был в духе в день воскресный и не есть ли это доказательство из Св. Писания, что этот именно день в Новом Завете должно посвящать Богу? Ответ. Что св. Иоанн был в духе в день воскресный, это не подлежит сомнению; но отсюда никак не следует, что мы должны праздновать этот день. Говорит ли приведенный текст, что в этот день не должно заниматься житейскими делами, а также, что заповедь о праздновании субботы отменена? Вопрос. В деяниях сказано: «В первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними» (20:7). Эти слова не достаточно ли доказывают празднование воскресного дня? Ответ. Но этот текст отменяет ли празднование седьмого дня, т. е. субботы, и разрешает ли он штундистам в этот день заниматься житейскими делами? Конечно, нет. Следуя этому тексту, должно праздновать два дня: седьмой и первый. Приведенный текст не говорит, что Апостол проповедывал, или что веруюшие собирались в первый день каждой недели; он говорит о чрезвычайном собрании верующих в первый день недели и указывает причину этого собрания в том, что в следующий день Павел намеревался отправиться в путешествие. Известно, что Апостол Павел проповедывал каждую субботу в синагоге, убеждая иудеев и еллинов ( Деян.18:4 ), и нет ничего удивительного в том, что верующие собрались в первый день недели, так как они собирались для слушания проповеди и преломления хлеба каждый день ( Деян.2:24, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance День рождения воскресного дня 6 мин., 06.03.2017 Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах? Воскресенье – день субботний? У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу. Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3) . Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10). Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42) . Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду . И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9). Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

http://foma.ru/den-rozhdeniya-voskresnog...

— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло! Паломник миролюбиво ответил: — Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог? Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами. Четвертая заповедь Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.      Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3). В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы. Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие. Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.

http://pravoslavie.ru/104777.html

Формирование седмичного богослужебного круга Истоки формирования седмичного богослужебного круга христианской Церкви следует искать в Ветхом Завете. Четвертая заповедь Моисеева законодательства гласит: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу Твоему ( Исх. 20:8–10 ). Суббота воспринималась, прежде всего, как день покоя, отдохновения от трудов, в память о том, что в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. В то же время суббота – это день, который Господь благословил... и освятил ( Исх.20:11 ). В субботу совершается священное собрание ( Лев. 23:3 ); в этот день в жертву Господу приносятся всесожжения (см.: Чис. 28:9 ) и хлебы предложения (см.: Лев. 24:8 ). В эпоху после вавилонского плена суббота становится основным богослужебным днем недели: в этот день иудеи собираются в синагогу для молитвы и чтения Священного Писания. В христианстве ветхозаветное предписание о соблюдении субботы подверглось радикальному пересмотру. Христос не отвергал это правило и Сам посещал синагогу по субботам (см.: Лк. 4:16 ), однако позволял Себе нарушать предписание о субботнем покое, доказывая иудеям, что Сын Человеческий – господин и субботы ( Мк. 2:28 ). Ученики Христа после Его вознесения продолжали посещать храм по субботам, однако основным днем христианского богослужения, днем совершения Евхаристии, становится первый день недели, «день солнца». После того как христиане окончательно отошли от Иерусалимского храма и в особенности после того, как двери Церкви открылись для язычников, соблюдение субботы в том виде, в каком оно предписывалось в Ветхом Завете, потеряло смысл. Постановления Апостольского Собора (см.: Деян. 15:6–29 ) фактически узаконили отмену ветхозаветных предписаний о субботе. Раннехристианские писатели говорили о субботе как об одном из иудейских обычаев, который отмирает после пришествия в мир Христа. На смену «субботствованию» приходит «жизнь Воскресения», чему соответствует и перенос центра богослужебной жизни с субботы на первый день недели, который стали называть «днем Господним». Нередко этот день называли «восьмым днем» – как прообраз вечности:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Божественной субботы хлебнули мы глоток. От празднеств и работы закрылись на замок. Ни суетная дама, ни улиц мельтешня нас не коснутся, Зяма, до середины дня. Еще придут заботы, но главное в другом: божественной субботы нам терпкий вкус знаком! Б. Окуджава Четвертая заповедь подытоживает обязательства человека по отношению к Богу: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Как ясно следует из самой заповеди, здесь человеку дается определенный принцип отношения к самой жизни. Нельзя человеку не работать — ибо он умрет с голода. Нельзя ему и не отдыхать — иначе он сорвется и погибнет. Но четвертая заповедь устанавливает определенный ритм жизни, который наполняется особым, священным смыслом. Здесь сердцевиной становится то время, когда изгнанный Адам словно возвращается в райский сад, где не было нужды в изнуряющем труде, где весь мир радовался человеку и был ему послушен. Да, это было дано даром — но не отнято совершенно и сегодня. Шесть дней труда — но ради того, чтобы вернуться в Эдем. Шесть дней труда — как свидетельство готовности выполнить повеленное Богом, чтобы исправить роковую ошибку. И каждый раз день седьмой — экзамен, или свидетельство правильности пути. Когда прекращается работа, и праздник открывает свои двери. Когда человеческое, житейское упраздняется — чтобы дать место Богу. Уже готовит старость свой непременный суд. А много ль нам досталось за жизнь таких минут? Но с Воскресением Христовым в жизни человечества появляется новый рубеж, новая точка отсчета. И если первое время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения, то уже в начале II века акцент субботнего дня постепенно переходит на следующий день — воскресный. Ведь именно в этот день, первый после субботы, христиане собирались для молитвы и причащения. Обращая язычников в христианство, апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день. Постепенно воскресный день стал отмечаться повсюду, а равноапостольный император Константин Великий узаконил этот день как государственный выходной.

http://azbyka.ru/bozhestvennye-poveleniy...

Надо раз и навсегда понять: если мы хотим увековечить память какого-то человека, это можно сделать по-православному. Если это православный человек – за него можно молиться, записать его имя в храме – сделать какую-то памятную надпись, как это делали раньше на Руси. Вспомните храм Христа Спасителя, в котором все стены были расписаны именами воинов, чтобы за них молились и поминали. Четвертая заповедь: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя ( Исх.20:8–10 ). В этой заповеди Господь учит нас чтить праздничные дни. Особо выделенный день в каждой седмице – это седьмой, воскресный день. Древние израильтяне праздновали субботу, потому что еще не было Воскресения Христова. Но они так ревностно относились к своим праздникам, что если кто-то нарушал субботний покой, то за это его могли побить камнями насмерть. А что такое суббота по отношению к воскресенью? Суббота – это тень будущих благ ( Евр.10:1 ; см. также Кол.2:17 ), а блага, дарованные в Иисусе Христе, – это уже осуществившаяся благодатная реальность. И как возвеличено воскресенье перед древней субботой, точно так возрастает и глубина ответственности за то, что нарушаем воскресный день. Если за нарушение субботнего дня человека предавали страшной, безжалостной смерти, то как же нас надо наказывать за то, что мы нарушаем святость воскресного дня. Православный человек должен понять раз и навсегда, что есть шесть дней для того, чтобы работать, делать свои обычные дела, а седьмой день, воскресный день, принадлежит Господу, и в этот день надо пребывать в молитве, надо посещать храм и помнить о том, что богослужебный день начинается с заходом солнца, накануне, то есть уже и в субботу вечером нужно пойти в церковь , и в воскресенье утром быть в храме, постараться в этот день сводить детей в воскресную школу. Четвертая заповедь также говорит нам вообще о всех праздничных днях, в первую очередь о двунадесятых и великих праздниках, которые мы должны почитать.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Воздадим же и мы славу Триединому Богу, всё совершившему для нашего спасения, ибо Ему и подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу всегда, ныне и присно и во веки веков. Слово в субботу пред Богоявлением О почитании субботы, Крещении Господа на Иордане и о нашем Крещении Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Ин.3:3, 5 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы с вами, вместе со Святой Православной Церковью, празднуем субботу, которая предшествует великому дню Богоявления Господня. На первый взгляд, праздник это довольно странный. Ведь мы уже отмечали предпразднство Богоявления, скоро будем отмечать и Крещенский сочельник (навечерие) – зачем же нам еще одно «предваряющее» торжество? И почему именно суббота, а не воскресенье? Может показаться, что это совершенно два разных вопроса – но на самом деле ответы на них тесно связаны между собой. И начинать лучше всего со второго из них. Все мы помним, как звучит четвертая из десяти заповедей, дарованных Господом пророку Моисею на горе Синай и с тех самых пор по сей день составляющих одну из основ Закона Божиего: Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему, не делай в оный никакого дела ( Исх.20:8-10 ). Да, суббота в те времена была именно седьмым, последним, а не шестым днем недели; на седьмом месте она по-прежнему стоит во многих странах мира, а до революции была седьмым днем и в России (начинать неделю с понедельника впервые в мире начали в Советском Союзе). Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, как знаем мы из Евангелия, совершилось в первый день древней недели, «единый от суббот», то есть первый после субботы (или, как мы бы сейчас сказали, в ночь с седьмого на первый день – ведь отсчет дней в те времена начинался не с утра, как у нас, а с вечера предыдущего дня, и именно так до сих пор считает дни Православная Церковь). Поэтому впоследствии у христианских народов этот день, вместо прежнего «первый», получил название «день Господень» или «воскресенье». И, естественно, день этот приобрел особенное значение для христиан, именно в воскресенье стали совершаться еженедельные праздничные службы и собрания (хотя они могли проводиться и в другие дни, но воскресенье всегда выделялось особо), и вообще всячески подчеркивалась святость воскресного дня.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Однако труд не богоугоден , если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ , а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти » (« Основы социальной концепции Русской Православной Церкви », гл . VI, п . 12) . Что можно отнести к такому труду ? Прежде всего , труды , положенные на производство и распространение табака , наркотиков , секс - индустрию и тому подобное . Что ещё можно сказать о труде ? Господь не только даёт человеку заповедь трудиться , но и задаёт работам особый ритм . Четвёртая заповедь , данная духовному предводителю древних израильтян пророку Моисею , гласит : « Помни день субботний , чтобы святить его . Шесть дней работай и делай всякие дела твои ; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему : не делай в оный никакого дела ни ты , ни сын твой , ни дочь твоя , ни раб твой , ни рабыня твоя , ни скот твой , ни пришлец , который в жилищах твоих » ( Исх . 20, 8–10) . В христианской традиции с апостольских времён днём свободным от работы стала не суббота , а воскресенье — день , в который вспоминается Воскресение Христово . Почему в этот день Церковь призывает воздержаться от работы ? Грех ли работать в воскресенье ? Трудолюбивым людям , не воспитанным в церковной традиции , эта заповедь кажется абсурдной или , по крайней мере , малозначительной . Но почему же Господь даёт человеку такое указание ? У Бога ничего малозначительного нет . А ес ли что - то нам и кажется таковым , то это лишь от нашего непонимания Его благого промысла . « Бог отделил шесть дней для твоих дней и работы , а Себе благоволил оставить только один — седьмый » ( Исх . 20, 9–10) . Господь знает повреждённую грехом природу человека , которая ни в чём не знает меры и за пов седневными заботами склонна забывать об Источнике всего благого . Седьмой день недели нужно посвящать не безделью , а Богу , побывать на воскресном богослужении , помолиться о родных и близких , испросить благословение на последующие труды , почитать душеполезные книги . Нужно в тишине и спокойствии сверить свою жизнь с Богом , провести ревизию в своей душе . Это не значит , что всего этого не нужно делать и в другие дни , но воскресенье для христианина день особый . Воскресенье — это начало новой жизни , победа над смертью и тленом , это — распахнутые двери в Царство Небесное , в то блаженство , куда призывает нас Господь по прошествии земного бытия . Посвящая этот день Богу , мы как бы постоянно откликаемся на Его призыв .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010