Помни день субботний, чтобы освящать его; шесть дней работай и делай в продолжение их все дела свои, а день седьмой, субботу (отдых), – посвящай Господу Богу твоему. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. . Чтобы – еже; освящать – святити; шесть дней работай – шесть дней делай; делай в продолжение их – сотвориши в них; покой, отдых – суббота. Четвертою заповедью повелевается людям шесть дней в неделю заниматься каждому своим делом, а седьмой день посвящать на служение Богу. В ветхом завете из семи дней в неделе праздновали субботу; христиане же, вместо субботы, стали праздновать следующий за нею день, в который Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Кроме того, как в ветхом, так и в новом завете служение Богу посвящены еще некоторые дни, называемые праздниками. Все эти дни Господь заповедует святить, т. е. проводить свято и воздерживаться от обычных наших занятий, а делать только дела Божии: идти в храм Божий к богослужению; читать дома Священное Писание или другую полезную для спасения души книгу; навестить больного; помочь бедному. Против четвертой заповеди грешит тот, кто ленится работать в будни, кто без крайней нужды работает в праздник сам, или других заставляет работать, кто не ходит в праздник в церковь , и кто проводит праздник в лености, пьянствует. Если же бывает необходимая потребность в работе, как например, (…) 69 На великие праздники в конце вечерни бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (масла). (Это благословение в древности совершалось в средине всенощного бдения. По благословении все это раздавалось присутствующим для подкрепления сил на продолжительное стояние во время всенощного бдения и в воспоминание насыщения Иисусом Христом пятью хлебами 5000 человек). 69 В отсканированном варианте книги текст отсутствует – примечание электронной библиотеки. Читать далее Источник: Закон Божий для начальных школ/сост. протоиерей Иоанн Богоявленский. - Ревель : [б. и.], 1927. - XI, 361 с. : ил., порт.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Появились разные животные, большие и малые. Наконец в тот же день Бог сотворил человека, мужа и жену, от которых произошли все народы земли. Человеком творение кончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел Своих. От сего седьмой день назван субботою, что с еврейского языка означает покой. Господь благословил этот день, освятил, т.е. постановил, чтобы человек особенно помнил о Боге в этот день, чтил его и прославлял. Помни день субботний, говорит Господь Израильтянам, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седьмый, суббота, Господу Богу Твоему... Зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и ночи в день седьмый: сего ради благослови Господь день седьмый, и освяти его ( Исх.20:8–11 ). Если Сам Бог делал в продолжении шести дней, и соверши в них вся дела своя, яже сотвори ( Быт.2:2 ), то и мы должны, по Его примеру, делать и трудиться в продолжении шести дней каждой недели, должны развивать и укреплять данные нам Богом силы и способности, употребляя их на благо себе и ближним, и таким образом совершая в шесть дней все дела свои. Если, далее, Сам Бог почил в седьмой день от дел Своих и благословил этот день, и освятил, то и мы, успокоившись от трудов своих, должны святить его, т.е. посвящать на служение Богу. Таким днем до пришествия Спасителя была суббота, а после Его – воскресение. Вместе с воскресным днем мы должны посвящать на служение Богу другие дни, которые Он Сам освятил особенными своими благодеяниями роду человеческому, и которые св. Церковь отделила от других дней и посвятила на служение Ему и святым Его. Размышляя, братие, о шестидневном творении мира, будем трудиться в будние дни, а праздничные посвящать на служение Богу, нашему Создателю, Творцу неба и земли, всего видимого и невидимого. Аминь. 1 Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа Читать далее Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Не сотвори себе кумиров. Не поклоняйся им и не служи им. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Почитай отца своего и мать. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай владеть домом ближнего твоего и ничем, что есть у него. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. ЧТЕНИЕ ПИСАНИЯ Песнь Пресвятой Богородице Богородица Дева, радуйся; благодатная Мария, Господь с Тобою! благословенна Ты среди жен, и благословен Плод чрева Твоего, ибо родила Спасителя душ наших. Молитвенное призывание святого, имя которого носишь Моли Бога о мне, святой угодник Божий ( или: святая угодница Божия) (имя), ибо я усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику (или: скорой помощнице и молитвеннице) о душе моей. Молитва о живых Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя) , родителей моих (имена), родственников (имена) , начальников, наставников, учителей, благодетелей, помощников, врагов и друзей (имена их) и всех православных христиан. Об усопших Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: (родителей моих (имена), родственников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им все согрешения вольные и невольные, и даруй им Царство Небесное. МОЛИТВА УТРЕННЯЯ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

http://blog.predanie.ru/article/domashny...

- Я где-то читал, что жили в деревне две соседки. Их картофельные огороды лежали рядом. Одна женщина была молитвенницей и по воскресеньям ничего не делала, а вторая трудилась не покладая рук... А когда наступила осень и пришло время собирать картошку, оказалась, что у той, которая по воскресеньям не работала, картошка выросла и крупнее, и чище. - Так и бывает, потому что Господь даёт нам дни и говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его... Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвящённая Господу» (Исх.20:8; Исх.31:15). А мы воскресный день посвящаем Богу. Поэтому если нет храма, то можно у часовенки собраться, акафист всем вместе прочитать - или Матери Божией, или Спасителю, - всё хорошо. Когда человек настроен на спасительную жизнь, он становится с каждым днём всё крепче и духовно он уже обоготворён Господом. - Батюшка, сейчас появилась возможность выезжать за границу, в том числе и в православные страны, например в Грецию. Я бывал на греческих службах, но там трудно молиться: не понимаешь ни слова. К тому же мучает вопрос: можно ли русскому православному причащаться в Греции: ведь там причащаются без исповеди... - Можно, можно... Да, греки исповедь совершают отдельно... Но я помню один греческий монастырь: там матушки и на славянском пели... Так было чудно!.. Даже в наших храмах я не получал такой благодати, как было у матушки Никодимы и старца Эмилиана. Этот старец с Афона пришёл и обустроил маленькую девичью обитель. Конечно, и в наших монастырях много благодати, но наши монахи не умеют дать того, что греческие. Там всё с какой они любовью: чашечка чая, чашечка супа, - с каким благоговением к паломнику - как к посланцу Божиему!.. Смотришь и удивляешься, как у них Христова любовь во всём проявляется. - Я давно думаю об этом: нам нужно многому поучиться у греческого Православия. - Не только у греческого. Я и в Сербии был, и в Болгарии был - везде можно получить духовную пищу, если ты сам этого хочешь... - Я на Фаворе помню: бумажная иконочка Божией Матери, на плохой бумаге напечатана... Но она очень многим помогла исцелиться от рака. А как быть, если человек поехал отдыхать в одну из католических стран? В Париже, например, в соборе Парижской Богоматери, недалеко от входа, кто-то из русских повесил на одной из колонн две большие православные иконы - Владимирскую и Спасителя. И русские возле них молятся - правда, я не знаю, когда они там собираются.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

С нею вместе удостой и нас явления Твоего, Владыка Господи . По ее словам, задача сохранения порядка слов являлась первостепенной и имела целью показать всю красоту и богодухновенность церковнославянского языка: «Изменение этого порядка, распутывание стихотворных инверсий, несомненно, облегчает чтение текста. В церковнославянском переводе мы не встречаем попыток передать регулярный метр, который встречается в греческих текстах. Но то, что создается при этом, — не голый подстрочник, а особый тип стиха, который принято называть молитвословным» . Мариины слезы Сюжет восьмой евангельской стихиры отсылает нас к важнейшим событиям новозаветной истории, а именно к Воскресению Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Апостол и евангелист Матфей в последней главе своего повествования описывает это событие так: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф. 28, 12). Постановления закона запрещали иудеям трудиться и совершать какую-либо работу в субботний день. Суббота, именуемая евреями ‏ («шаббат»), в переводе на русский буквально означает «день покоя, прекращения деятельности» . Это связано с двумя местами Священного Откровения. Во-первых, в книге Бытия говорится, что именно в субботу, то есть в седьмой день недели, Господь почил от своих дел создания вселенной (ср. Быт. 2, 2), а во-вторых, это подтверждает десятисловие, данное Богом пророку Моисею: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20, 8–11).

http://pravoslavie.ru/150241.html

Следовательно, заключают они, он не мог оставаться в без известности касательно седьмого дня, как субботы. Заповедь о соблюдении субботы Авраам передал далее своему потомству, ибо в Св. Писании о нем говорится: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господень 4 , творя правду и добро» ( Быт. 18:19 ). Нельзя думать, говорят адвентисты, что суббота установлена Богом лишь при Синае. Этому противоречить выражение четвертой заповеди, данной на Синае: «помни день субботний», где слово «помни» показывает, что, празднование субботы существовало и раньше и теперь о ней лишь напоминается и внушается исполнять ее. Кн. Исход, глава 16, ст. 28–30 свидетельствует также, что евреи еще несколько раньше Синайского законодательства праздновали субботу и проводили этот день в покое. Наконец, из кн. Бытия (гл. 8, ст. 10–12; гл. 22, ст. 27) ясно видно, по мнению адвентистов, что еще при Ное и Иакове употреблялся счет семидневными неделями, а это служить доказательством, что уже и тогда праздновали субботу. Но самым главным и наиболее ясным доказательством святости субботнего дня и необходимости посвящения его Богу является четвертая заповедь. На горе Синае, говорят адвентисты, Господь Бог снова напоминает о субботе и требование о соблюдение ее облекает в форму непреложного закона или заповеди. «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела свои; а день седьмой суббота Господу, Богу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» ( Исх. 20:8–11 ). Обращая внимание на самый способ дарования этой заповеди, адвентисты говорят, что Господь дал человечеству Свой закон не посредством божественного вдохновения, как другие места Св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

Евангелист Лука повествует здесь о том, как жены-мироносицы пришли ко гробу Спасителя, чтобы, согласно иудейской традиции, помазать Его Тело специальными благовониями. Однако они встретили во гробе ангела, который возвестил им радостную весть. Раннее утро у гроба Спасителя Начинается стихира с указания времени пришествия жен-мироносиц ко гробу Христа: «Утро бе глубоко». «Бе» – форма глагола «быти», представленная аористом с имперфектной основой . Аорист – время, которое «обозначает целостный акт в прошлом, единичное, однократное, быстрое, неповторяющееся действие в прошлом, которое завершено и никак не соотносится с настоящим» . Церковнославянское «глубоко» – наречие, образованное от прилагательного «глубокий», в данном случае обозначающее раннее время . Таким образом, эта фраза означает, что жены пришли ко гробу ранним утром, как и сказано в Писании: «В первый же день недели, очень рано» (Лк. 24: 1). Почему же мироносицы приходят ко гробу в такое время и именно в этот день? Христос был распят на Кресте в пятницу, как свидетельствует евангелист Марк: «Была пятница, то есть день перед субботой» (Мк. 15: 42). Христос и Его ученики соблюдали иудейские законы и традиции. Жены-мироносицы не могли прийти и помазать Тело Господа на следующий день после Распятия, поскольку в субботний день находились в покое: «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исх. 20: 8–9). Только субботним вечером после захода солнца они купили необходимые масла и ранним утром следующего дня отправились ко гробу. Своим поступком мироносицы явили пример любви и верности к Иисусу Христу: они еще не знали о Воскресении, но спешили воздать последний долг своему Учителю. Но, придя ко гробу, жены не нашли Тело Господа. Примечательно словосочетание «темже недоумевающымся». Оно состоит из наречия и причастия в дательном падеже множественного числа мужского рода. Кроме того, перед нами специфический церковнославянский оборот, который носит название «дательный самостоятельный» . В данном случае на русский язык он может быть переведен придаточным предложением времени .

http://pravoslavie.ru/149866.html

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя верующим в Бога человеком и не поступает так, как учил Господь Бог, бесславит имя Божье. 4-я заповедь " Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои, А день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его " (Исход 20:8-11). Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утвержденный при творении. Мы должны помнить о нем и соблюдать его в память о делах Творца. 5-я заповедь " Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе " (Исход 20:12). Эта заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы. 6-я заповедь " Не убивай " (Исход 20:13). Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать ее, т.е. убивать. Создатель имеет определенный замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего – значит вмешаться в план Божий. Лишить жизни себя или другого – значит попытаться встать на место Бога. Все действия, сокращающие жизнь, – дух ненависти, мести, злобные чувства – являются также убийством. Такой дух не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно. Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и ее нельзя бездумно расточать и сокращать, чтобы на Страшном суде (в Судный день) не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

http://religare.ru/2_92304.html

Исх.20:8 .  Помни день субботний, чтобы святить его; Исх.20:9 .  шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, Исх.20:10 .  а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; Исх.20:11 .  ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Предписание о субботе было уже известно народу еврейскому ( Быт. 2:3 , Исх. 16:23 и др.), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона. Израиль должен помнить об освящении субботы ( Исх. 31:13–14 , Лев.19:3, 30, 26:2 , Втор. 5:12 ), т.е. о выделении ее из ряда других недельных дней. Это выделение выражается в том, что шесть из них посвящаются работе разного рода ( Исх. 31:15, 34:21 , Лев.19:3 ), а седьмой Господу. Шесть первых дней – время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела ( Лев.23:3 ), – собирания манны ( Исх. 16:26 ), приготовления пищи в вареном и печеном виде ( Исх. 16:23 ), сеяния и жатвы ( Исх. 34:21 ), возжигания огня ( Исх. 35:3 ), собирания дров ( Чис. 15:32 ), ношения тяжестей ( Иер. 17:21 ), торговли ( Ам. 8:5 ), работы в точилах, перевозки снопов и товаров ( Неем. 13:15 ). Работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. В противном случае, т.е. при работе раба, хозяин-еврей невольно бы переносился мыслью к его труду, не отрешился бы, следовательно, от забот о земном. Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом ( Исх.20:11 ): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода ( Исх. 31:16–17 ). По указанию Втор. 5:15 , суббота празднуется также в воспоминание исхода из Египта. Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однако установление праздников, связанных с ними богослужений и жертвоприношений и подробная регламентация поведения народа Божия в эти дни относится уже ко времени его исхода из Египта. Так, в дарованном избранному народу Декалоге заповедь о субботе 2-й главы Книги Бытия конкретизируется: Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20. 8-11). Таким образом, первый в истории человечества праздник имел в основе своей божественное установление, но вместе с тем он носил и естественный характер как необходимый для трудящегося отдых. То, что Сам Господь установил праздничный календарь, говорит о важности праздника в нашей жизни. Ведь совершая праздник, народ Божий не только вспоминает какое-либо событие своей истории, но и свидетельствует о том, что он помнит о делах Божиих, живет этим воспоминанием, актуализирует его в современности. Но праздник — не только обращение к памяти народа. Это и обращение к «памяти» Бога, «напоминание» Ему о Его любви к Своему народу, призыв сохранить и возобновить те милости, которые Он даровал отцам. Важно отметить, что заповедь о субботе, как и о других, позднейших праздниках, содержит в себе два аспекта: служение Богу и отказ от земных забот и дел. Важнейшими ветхозаветными праздниками были Пасха и Пятидесятница. А важнейшей частью любого празднования являлась трапеза. И первая Евхаристия, совершенная Самим Христом, была продолжением и развитием праздничной пасхальной трапезы, имевший священный характер, потому что на ней доминировали религиозные переживания, и традиционные праздничные блюда были подчинены религиозной идее. Вправленная в формат ветхозаветной пасхальной вечери, содержавшей воспоминания об исходе Израиля из Египта, Новая Пасха своим смысловым центром имела распятие и воскресение Сына Божия. И Спаситель заповедал ученикам совершать Пасху не в воспоминание об исходе из Египта, а в воспоминание о Нем — о Его исходе от смерти к жизни. Пасхальный агнец был одновременно и жертвой благодарения за избавление от египетского плена, и жертвой прошения в умилостивление за грехи народа, и главной частью праздничной трапезы. Все эти три элемента — благодарение, прошение и трапеза — присутствуют в Евхаристии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1286085...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010