22 ст. На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Т. е. опять на том же краеугольном камне Христе и вы, т. е. ваша Эфесская церковь , также созидается в жилище Божие тем же Духом; но выражение вы можно понимать несколько иначе – вы, т. е. каждый верующий созидается в храм Божий, жилище Божие. Таким образом, апостол говорит, что как Церковь вселенская созидается чрез веру в Господа Иисуса Христа в святой храм Богу, так и всякая частная церковь , – как часть вселенской, чрез ту же веру в Господа созидается в жилище – храм Богу, так и каждый верующий чрез ту же веру, как член истинной церкви, и чрез таинства церкви, становится жилищем, храмом Божиим. Это созидание в жилище Божие как Церкви вселенской, так церквей поместных, так и всякого верующего совершается Духом Святым. Глава 3-я Во 2-й главе ап. изобразил, чем были Эфесяне до обращения к вере во Христа и как они были далеки от Бога и чем они стали, уверовав во Христа, т. е. как они теперь стали близки к Господу и как каждый из них Духом Божиим устрояется в жилище Божие. В 3-й же главе раскрывает пред Эфесянами чем он, апостол Павел, был по отношению к ним, в деле созидания их спасения и устроения из них жилища Божия Духом и объединения их язычников с иудеями чрез веру во Христа Иисуса. 1 ст. Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Т. е. для того, чтобы вы, язычники, стали близки Господу, я Павел, сделался узником Иисуса Христа, т. е. за веру в Него, за проповедь Его учения, и терплю узы за призыв вас язычников ко спасению. 2 ст. Дак вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас. Вы уже знаете о домостроительстве благодати Божией, т. е. что мне соответственно божественным планам по особому откровению (смотрению), поручена проповедь среди язычников, а потому и среди вас. Посему вам должно быть понятно, почему я именно за вас язычников в узах. 3 ст. Потому что мне чрез откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко. Вы слышали, что мне чрез откровение возвещена тайна. Какая? Чтобы и язычникам быть сонаследниками, и сопричастниками обетования во Христе Иисусе (ст. 6), о чем я кратко писал пред сим, впереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Причащение апостолов. Роспись собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря, Москва. Haч.XVII в. Отвечая на призыв диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите», хор поет: Благословен Грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам. Благословен Грядущий во имя Господне! Бог Господь, и явился нам. Этими словами, заимствованными из Пс.117:26–27 , толпа (а по версии евангелиста Луки, «всё множество учеников») встречала Иисуса Христа при Его торжественном входе в Иерусалим. Этими же словами верующие встречают Христа, выходящего к ним в Святых Дарах 1037 . Священник, стоя на амвоне, читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». В храмах некоторых Поместных Православных Церквей эти молитвы читаются вслух всей общиной; в последнее время такой обычай начал входить в употребление и в некоторых храмах Русской Церкви. Лжица. Посл. четв. XVII в. (ГВСИАХМЗ) Во время причащения мирян хор многократно поет: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите. Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите. Причащая мирянина, священнослужитель произносит: Пречистаго Тела и честныя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащается раб Божий (имя) во оставление грехов своих и в жизнь вечную+ Аминь. Раб Божий такой-то причащается драгоценного и Святого Тела и Крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, в оставление грехов своих и в жизнь вечную. Аминь. И лжицей вкладывает в уста причащающегося частицу Тела Христова вместе с небольшим количеством Крови Христовой. Изначально способ причащения для священнослужителей и мирян был одинаковым: и те, и другие принимали в правую руку Тело Христово и испивали Кровь Христову из чаши. Об этом свидетельствуют, в частности, слова Василия Великого : «Ибо и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее; и таким образом собственной рукой подносит к устам» 1038 . Подробные инструкции мирянам, принимающим в руки Тело Христово, дает Кирилл Иерусалимский :

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вначале низведение Духа Святого после крещения совершалось через возложение рук. Апостолы, пришедшие в Самарию, помолились о самарянах, «чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:15–17 ). Затем возложение рук было заменено помазанием святым миром, то есть особым маслом, составленным из драгоценных веществ и освященным в Великий Четверг предстоятелями поместных Церквей. «Миро» по-гречески значит «благовонное масло». Помазание маслом всегда было образом посвящения и посылания на служение. Сам Христос есть Помазанник, так как слово «Христос» по-гречески означает «помазанник»: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» ( Лк.4:18 ). Это духовное помазание верующих во Христе и совершается через Таинство Миропомазания. Молитва О даровании этой жизни, освящения и благодати для духовного возрастания и молится священник сразу после облачения новокрещеного в белую одежду. «Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, Источниче благих, Солнце правды, воссиявый сущим во тьме свет спасения явлением Единородного Твоего Сына и Бога нашего, и даровавый нам, недостойным, блаженное очищение во святой воде и Божественное освящение в животворящем помазании. Иже (Ты, Который) и ныне благоволивый и паки родити (снова родить) раба Твоего новопросвещеннаго водою и Духом, и вольных и невольных грехов оставление тому даровавый. Сам, Владыко, Всецарю благоутробне, даруй тому (ему) и печать дара Святого и всесильного и поклоняемого Твоего Духа и причащение Святого Тела и честныя Крове Христа Твоего. Сохрани его в Твоем освящении. Утверди в православной вере. Избави от лукавого и всех начинаний его, и спасительным Твоим страхом в чистоте и правде душу его соблюди; да во всяком деле и слове благоугождаяй Тебе, сын и наследник будет Небесного Твоего Царствия». Миропомазание И затем помазывает новокрещеного святым миром, делая крест на лбу, на веках, на ноздрях, на рту, на ушах, на груди, на руках и на ногах, говоря каждый раз: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Печатью это помазание называется потому, что через него Господь ставит печать на нас: мы Ему принадлежим, Его народ составляем в этом мире, и Он наш Царь и Господь не только на Небе и в будущей жизни, но здесь, на земле, и в каждый момент нашей жизни. И эта печать ставится на всем теле, на всех его членах, так как вся наша жизнь – и духовная и телесная – освящена, то есть отдана на служение Богу: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:19–20 ). Образ круга

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Некоторые же иногда считают, что если кто-то пошел пожаловался, рассказал что-то про него, то поступил плохо. Бывает, конечно, кто-то сделает так и из желания досадить той или иной сестре, но по большей части, я думаю, это делается у нас ради того, чтобы не оставить сестру в неведении о ее греховных поступках. Ведь порой со стороны бывает виднее, так как поступки и слова других людей мы способны оценить более трезво, чем свои собственные. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:16-17). Святые отцы так и поступали: если человек не слушался всего церковного собора - чаще всего это был собор епископов той или иной Поместной Церкви или даже всех Церквей, Вселенский Собор, - такого человека отвергали. А в монастырях это бывает так: если человек не хочет внимать тому, чего требует от него все общество, все сестринство какого-либо монастыря, то такого человека нужно из этого общества извергнуть, чтобы он не отравил других, а также для того, чтобы это отторжение от общества послужило ему самому ко спасению, чтобы оно заставило его опомниться и понять - хотя бы такой ценой - какой страшный поступок он совершил, понять, что он погибает. Тут применяется жестокость, но жестокость с целью исцеления. Если же мы будем к такому человеку снисходить и все ему прощать, то скорее всего этот человек будет все более и более развращаться. Так советует поступать, например, преподобный Нил Сорский: неисправляющегося брата из монашеского общества изгонять. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф.18:18). Эти слова, конечно, более всего относятся к апостолам и их последователям, наследникам их благодати: епископам, в значительной мере к священникам, - но вообще это можно отнести и ко всему христианскому обществу, не в том смысле, что все, что бы мы не связали на земле, будет связано на небе, а в том, что, если мы будем действовать по Евангелию, слова наши будут иметь столь великую силу, что они будут действительны, значимы и на Небесах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Прощаясь с пастырями Ефесской Церкви, Апостол говорил: «Вы знаете, как я жил с вами во все время с первого дня, в который пришел я в Асию: служил Господу со всем смирением, со многими слезами, и не пропустил ничего полезного, о чем бы не сказал вам и чему не поучал вас при народе и по домам. И вот, ныне иду я в Иерусалим и знаю, что вы уже более не увидите лица моего. Итак, берегите себя и все стадо, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями (епископами) пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Кровью Своей. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. Итак, бодрствуйте, помня, что я три года непрестанно день и ночь со слезами поучал каждого из вас. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами вы знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне служили сии мои руки. Ибо Господь сказал: “Более блаженства в том, чтобы давать, нежели брать”». Сказав сие, он пал на колена и помолился со всеми присутствовавшими. Тогда они пролили обильные слезы и, повергаясь на выю Павлову, целовали его. Скорбели же они более о том, что более не увидят его. И провожали его до корабля. В Иерусалиме он встретился с враждебными ему иудеями из всех стран и был спасен из их рук только римской стражей, которая препроводила его в Кесарию на суд к римскому наместнику Феликсу. Феликс хотя и нашел Павла невинным, но, домогаясь от него подарка за освобождение, продержал его в узах целых два года. Не освободил его даже и тогда, когда передал должность свою заступившему его место Фесту. Фест, желая угодить иудеям, готов был даже выдать им Павла, но Павел по праву римского гражданина потребовал перенесения своего дела на суд кесаря. Он отправлен был в Италию вместе с другими узниками на одном купеческом корабле. Корабль был выброшен бурей на мель у острова Мальта, и Апостол, вынужденный прожить на острове три месяца в ожидании другого корабля, успел и здесь насадить Церковь . В Риме он провел целых два года под легким надзором приставленного к нему воина, уча о Господе Иисусе Христе всех приходивших к нему, и простер свою проповедь даже до дома кесарева 7 . В 68-м году меч Нерона положил конец его апостольской деятельности 8 . Памятником ее остался целый ряд основанных им Церквей от Антиохии на Востоке – до отдаленных пределов Запада. 8. Благовестнические труды прочих Апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, слово Мое соблюдет ( Ин.14:21, 23 ). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их (то есть исполняет их в своей жизни), тот любит Меня; кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (учение Мое). И у апостола любви – Иоанна читаем: Сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем ( 1Ин.5:3 ). Это есть (то есть в том состоит) любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. Наша любовь к ближним должна проявляться как в сочувствии, так и в деятельной помощи им в их духовных и телесных нуждах и немощах. Ап. Иоанн пишет: Не любим словом, ниже языком, но делом и истиною. ( Ин.3:18 ). Станем любить не словом или языком, но делом и истиною 200 . 34 Греческое слово символ имеет два значения: во-первых, «собрание», отсюда символ православной веры есть собрание или краткое изложение всех тех главных истин, в которые должны веровать все православные христиане, во-вторых, «знак», поэтому символ православной веры есть знак веры, указывающий, что исповедающее этот символ лицо принадлежит к православной христианской Церкви. С апостольских времен до IV в. в христианской Церкви существовало несколько символов веры ; одинаковые по содержанию, они разнились по форме и полноте изложения. С IV века был введен повсюду один символ, доныне употребляющийся у православных христиан. 35 Когда на собор собираются пастыри и учители одной или нескольких частных церквей для рассуждения о местных делах известной церкви, то такое собрание получает название поместного собора. 36 Христовы слова да будет он тебе, как язычник и мытарь значат: прекрати с ним христианское братское общение, считай его для себя потерянным, чужим, как евреи считали чуждыми для себя мытарей и язычников. 37 Арий, живший в IV в., был священником Александрийской церкви. Он отвергал Божественное достоинство второго лица Св. Троицы – Сына Божия. Арий утверждал, что Сын Божий не предвечно рождается от Отца, а сотворен во времени, что Он есть только первое и совершеннейшее творение Божие, но не Бог, и если называется Сыном Божиим, то не по существу, а по милости Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однако, в Кол, и Еф. Церковь как Тело Христово означает поместную общину лишь в исключительных случаях (напр. Кол. 4:15–16). Термин Церковь обозначает здесь чаще всего Церковь во вселенском смысле, понимаемую не как совокупность всех поместных Церквей, а как богословский феномен, Церковь как таковую, которая может быть отождествлена с любой поместной Церковью (Кол. 1:18; Еф.1:22 и др.). В Кол, и Еф. появляется один немаловажный нюанс. В обоих посланиях Христос предстает как « Глава Тела Церкви» (Кол. 1:18), «Глава Тела, которое есть Церковь Его» (Еф. 1:22), термин Глава является здесь переводом греческого κφαλ. Некоторые современные экзегеты истолковали образ Церкви в Кол. и Еф. в карикатурном смысле: взяв на вооружение тот факт, что в этих посланиях сделан особый акцент на теме небесного воцарения Христа, они решили, что земная Церковь предстает таким образом отделенной от своей небесной Главы; они даже употребляли по отношению к Церкви термин «туловища» («ein Rumpf», Holzmann). Подобное понимание, однако, противоречит текстам: в Кол. мы читаем, что от Главы «все тело составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:19; то же в Еф. 4:15–16). Жизненные связи между Христом и Его Церковью не нарушены. Нужно заметить, что тот же термин κφαλ употребляется в Кол. по отношению к Христу для обозначения Его не только как главы Церкви, но и как главы ангельского мира: Христос «есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:10). 22 В Послании к Ефесянам, а там идеи, высказанные в Кол., часто рассматриваются глубже, мы читаем следующий известный текст: «(Он) открыл нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1:10). «Все небесное и земное соединить под главою Христом» это довольно несовершенный перевод греческого глагола νακφαλαισασθαι, произведенного от κφαλ. В свете вышесказанного, мы понимаем, что в конце времен все будет подчинено Христу: люди Христу как главе Церкви, ангелы Христу как Победителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

«Прозелитизм, ведущийся в уже христианских странах, и во многих случаях даже православных, с помощью либо материальных соблазнов, либо различных форм принуждения отравляет отношения между христианами и разрушает их путь к единству» (Послание Предстоятелей Поместных Православных Церквей). Апостолы всячески старались избегать такого нарушения единства. Ап. Павел так пишет: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе» ( 2Кор. 10.15–16 ). Прозелитизм использует самые разные средства для достижения своих целей, такие как открытая проповедь своего исповедания через средства массовой информации, через выступления в концертных залах и на стадионах, распространение литературы, организация издательств и основание газет, создание приходов и епархий, финансирование образования молодежи, оказание широкой гуманитарной помощи, которая сопровождается проповедью своего учения, и т. д. Практикуется и форма скрытого прозелитизма – через организацию профессионального обучения, обучение иностранным языкам, медицинскую помощь и т. д. Часто проповедь таких «миссионеров» носит агрессивный характер и построена в духе превосходства в культурном, политическом и экономическом отношении, а также сопровождается намеренной дезинформацией людей. Она способствует отчуждению людей от родной церковной и культурной традиции, в то время как истинная миссия наполняет национальную культуру христианским содержанием, тем самым одухотворяя ее, и этот динамический процесс идет на протяжении всей истории. Прозелитическая деятельность современных вероучительных систем осуществляется в насыщенном различными религиями культурном пространстве, в котором продекларирована свобода совести. Это зачастую приводит к тому, что данная деятельность более похожа на борьбу за рынок сбыта религиозной продукции между различными системами, а сами «миссионеры» являются если не «продавцами» духовных «товаров», то, по крайней мере «агитаторами» в сфере ритуальных «услуг».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

86 Ктитор (от греч. κττωρ — «собственник», «основатель», «создатель») — лицо, выделившее личные средства на строительство, ремонт или украшение православного храма или монастыря. 87 Чéрмное море (ивр. — букв, «море камышей») традиционно принято отождествлять с Красным морем, тем не менее, возможно, это был его залив или одно из озер, расположенных между Египтом и Израилем. 88 Догматик гласа 7, посвященный величайшему событию в истории человечества – воплощению Сына Божия. На русский язык эту фразу можно перевести так: «Если Бог хочет, Он побеждает законы естества». 89 Мф.16:1: И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба , а также Мф.12:38 , Лк.11:16 . 90 Акриды – съедобная саранча, водящаяся в Палестине и Аравии. 91 Так называемых «неканонических» или «второканонических» книг Ветхого Завета в еврейской Библии нет. Впервые эти тексты появились на греческом языке, были внесены в Священное Писание в разное время и до сих пор считаются неканоническими и в иудаизме, и в протестантизме. Так же относятся к ним и большинство поместных Православных Церквей. Однако, не приравнивая их к каноническим, Церковь, между тем, признает их назидательными и весьма полезными. 92 Мф.12:29: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его». 93 Сотериолóгия (от греческих слов σωτηρα — «спасение» и λγος — учение, слово) — богословское учение об очищении, спасении души. 94 Флп.3:21: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все. 95 Мф.21:18–22 ; Мк.11:12–14 . 96 Ересиáрх (от древнегреческих слов αιρεσις — «учение», «секта» и αρχ — «власть») — идеолог ложного учения, ереси. 97 Иом Кипур — День Искупления; на русский язык обычно переводится как «Судный День» – важнейший праздник в иудаизме; день поста, покаяния и отпущения грехов. 98 Имя Азазéлло восходит к падшему ангелу Азазéлю (ивр.), упоминавшемуся в апокрифической ветхозаветной книге Еноха: «Азазель научил людей делать мечи, ножи, щиты, брони, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения, так что земля развратилась».

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Характеризуя такое религиозное состояние, Откровение Господа обращается с увещеванием к предстоятелю Лаодикийской церкви. В наши времена, быть может, подобное увещевание относится к протестантской, вообще, и англиканской церкви, в частности. Англиканская церковь , в общем, хотя и сохранила кое-что на память о своей принадлежности к вселенской Восточной Церкви, но в вопросе об Евхаристии ушла далеко назад, даже от лютеранства. Поэтому не к ней ли отчасти обращены слова Откровения Господа, изреченные к Лаодикийской церкви: «Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное (учительное слово св. отцов Церкви), чтоб тебе обогатиться, и белую одежду (ходатайство Богоматери и святых угодников), чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазной мазью (нестяжательность предстоятелей) помажь глаза твои, чтобы видеть» ( Откр. 3:17–18 ). Отсюда видим основы обновления церковной жизни в англиканской церкви: а) возвращение к апостольскому и отеческому преданию св. отцов Церкви; б) общение в молитвах с Церковью, торжествующей на небесах; в) восстановление иерархии церковной в простоте времен апостольских. Все остальное придет постепенно, если учение о таинствах будет православное, и восстановится предание. «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии» ( Откр. 1:4 ). Легко догадаться, что семь церквей есть образ вселенской Церкви, состоящей из определенного числа престолов апостольских, или митрополий, и поместных епископских. В данном случае митрополией был Ефес – апостольский престол св. Иоанна Богослова, впоследствии перенесенный в Константинополь. Остальные шесть: Смирна, Пергам, Фиатир, Сардис, Филадельфия и Лаодикия – поместные епископские кафедры. Во времена Иоанна Богослова, в исходе первого века, упоминаемым церквам угрожало отступление многих, увлекшихся гностицизмом, легко переходившим в отрицание воплощения Бога и едва соглашавшимся только на призрачность воплощения. Отсюда же произошли николаиты, которые, для вящшего торжества духа над презираемой ими плотью, предписывали, как лечебное средство – разврат. Это глубины сатанинские, сделавшиеся впоследствии достоянием тамплиеров, иезуитов и некоторых протестантских и раскольнических сект. Это есть полнота отступления от Церкви, быть может, та самая, которая предвозвещена св. Апостолом Павлом во втором послании к Фессалоникийцам, отступление, имеющее в полноте своего развития ускорить явление сына погибели и кончину века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010