Среди аргументов, подтверждающих необходимость частого причащения для христианина, можно усмотреть сущностные, то есть вытекающие из самых основ христианской веры; исторические, подтверждающие, что подобная практика существовала с апостольских времен у всех поместных церквей по всему миру во все времена; практические, имеющие важное непосредственное значения для ведения христианином правильной духовной жизни. 1. Завет Спасителя. Господь Иисус Христос призывает нас в Своем Благовестии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. ( Ин.6:53-58 ). Из этих слов Спасителя ясно следует, что Господь обращает наше внимание на непрестанность Божественного Причащения, поскольку иначе сказал бы, вкусивший и испивший , а не как в Писании ядущий и пиющий . Также Господь при установлении Таинства говорит: « Сие творите в Мое воспоминание » ( Лк.22:19 ; 1Кор.11:24 ), то есть не просто вспоминайте, перебирайте мыслью и чувством, а именно творите, т.е. каждый день и всегда выявляйте делом, совершайте не один, или два, или три раза, но ежедневно (как то объясняет божественный Златоуст 4 ) в воспоминание Моих страданий, Моей смерти, Моего Воскресения и всего Моего домостроительства спасения. К тому же, когда Господь предавал это Таинство Своим ученикам, Он не сказал им в форме совета: «Кто хочет, пусть ест Мое Тело, и кто хочет, пусть пьет Мою Кровь», как Он сказал: Если кто хочет идти за Мною ( Мф.16:24 ) и « если хочешь быть совершенным » ( Мф.19:21 ). Но Он провозгласил повелительно: « Приимите, ядите, сие есть Тело Мое », и « пейте из нее все, сия есть Кровь Моя » (см. Мф.26:26-28 ). То есть непременно вы должны есть Мое Тело и обязательно должны пить Мою Кровь (так толкуют преп. Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский).

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-postoya...

Согласно православному вероучению, ясно выраженному в Священном Писании, « Христос Глава Церкви , и Он же Спаситель тела » (Еф. 5: 23). Он является « главою Церкви , которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем » (Еф. 1: 22–23). Все христиане, включая предстоятелей Поместных Церквей, – это члены духовного тела Христова. Первенство во всей Церкви принадлежит не кому-либо из людей, но только Христу, ибо « Он есть глава тела Церкви ; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство » (Кол. 1: 18). Во время земной жизни Господь осудил стремление к первенству у Своих учеников и навсегда дал им совет: « Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою » (Мк. 9: 35), поэтому жажда первенства – это серьезный признак духовной деградации и богоборчества. Жажда первенства – это серьезный признак духовной деградации и богоборчества Участникам Собора и всему мировому Православию необходимо определиться с принципиальным вопросом: кто является главой Православной Церкви – Господь Иисус Христос или Константинопольский патриарх? – и в зависимости от ответа будет ясно, кто мы: Церковь Христова или тоталитарная секта под управлением обожествленного лидера Фанара. При таком ракурсе обсуждений главными деяниями Собора могли бы быть следующие. Обозначив эти позиции, Иорданский Собор мог бы обратиться ко всем Поместным Церквам с требованием созыва Вселенского общеправославного Собора для преодоления кризиса, вызванного словами и деяниями патриарха Варфоломея. Поскольку обвинения будут выдвинуты против патриарха Варфоломея, то он не будет иметь право созывать такой Собор, но должен быть приглашен на него и предстать на нем ответчиком. Если кто переживает, что в случае смещения фокуса соборного внимания с Украины на патриарха Варфоломея украинский кризис останется неразрешенным, то напрасно. Именно при таком подходе украинский вопрос может быть сдвинут с мертвой точки по существу. Ибо в случае признания патриарха Варфоломея еретиком он не только низлагается, но обнуляются все его решения и деяния, обусловленные папизмом.

http://pravoslavie.ru/127371.html

Применительно к историческим условиям единая вселенская Церковь существует в форме отдельных частных Церквей, единых по духу, разделенных по месту. Вселенский собор, по смыслу сказанного, есть средоточие вселенской Церкви. Поместный собор – временно ли то созываемый или постоянный (каковы суть Синоды) – средоточие частной Церкви. Будучи непосредственными преемниками апостолов, пастыри Церкви „относительно употребления или применения к жизни членов Церкви богодарованных средств спасения наделены особыми полномочиями, сущность которых состоит в праве вязать и решить, или в том, что они по усмотрению могут сообщать средства спасения людям и отказывать в них, допускать к ним и запрещать пользование ими» (Архиеп. Амвросий Харьковский). Основанием такому праву и руководством в проведении его в жизнь служат известные слова Божественного Основателя Церкви. „Если, говорил Он, согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15–17). Истинный смысл приведенных слов Христовых таков: „если твой единоверец, ближний твой, твой брат по духу, согрешает против вашего единоверия умом, мыслью, словом и соблазнительным примером, – осторожно обличи его по-братски наедине. Если тебя одного не послушает, обличи его кротко и благоразумно при двух или трех свидетелях-единоверцах, ближних братьях. Если не послушает и всех вас, – поведай Церкви, пусть предстоятели Церкви обличат его кротко и отечески. Если же, наконец, преслушает и Церковь , то на земле больше суда для него нет. Предоставь дальнейший суд над ним, над его упорством суду Божию. А для вас он пусть будет чужд, отделен, отлучен от вас” (Никанор, Архиепископ Херсонский и Одесский). Руководствуясь данным ей Божественным Основателем правом, Церковь в духе его и поступала с первых дней своих со всеми, отрицавшими основы её жизни, лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Молясь о единстве «святых Божиих Церквей», или, как говорит древнейшая анафора, о том, чтобы Господь собрал Свою Церковь от четырех ветров, мы на самом деле молимся о том, чтобы каждый из нас и все вместе стали этим новым творением. Как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино . Едины – не только в догматах, церковной структуре, в поместной общине и даже не только в Евхаристии, хотя она и позволяет нам немного «вкусить» от этого единства. Едины «в Нас». Это означает, что единство возможно только – и нужно понять все значение этого «только» в Боге, во взаимном проникновении Лиц Троицы. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Тема взаимной любви Отца и Сына, которую Дух Святый изливает в сердца учеников, возникает и дальше: И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. Что это за Имя? В Ветхом Завете Бог открылся как Сущий – Тот, Кто есть (ср. Исх. 3, 14); во Христе Он открывается как Бог Спасающий (Йегошуа). Но лишь явление Духа доводит познание до совершенства, потому что через Третью Ипостась мы узнаем, что Бог наш есть Единство и Любовь. Это единство и любовь поселяется в человеке, когда Троица творит в нем Свою обитель (Ин. 14, 23). Ученики, получившие этот дар, уже «совершены воедино». Они окончили школу и получили аттестат. Но пока мы еще не достигли единства – мы учимся, проваливаемся, остаемся на второй год. И это может длиться столетиями… Еще Христос говорит, что единство – это слава: Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира… Слава царит внутри Святой Троицы как абсолютное Единство, которое лишь подчеркивает и раскрывает уникальность и своеобразие каждой Ипостаси. Каждое Лицо полностью устремлено к Другому: Отец – к Сыну и Духу, Сын – к Отцу (ср. Ин. 1, 1 и Слово бе к Богу более точный перевод оригинала), Дух – к Сыну (ср. Ин. 16, 14), Каждый к Каждому, круговое движение Любви…

http://pravoslavie.ru/113234.html

Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор 12:12). Она — община чад Божиих, “род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел некогда не народ, а ныне народ Божий” (1 Пет 2:9–10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего (Евр 13:14). Духовная родина всех христиан — не земной, но “вышний” Иерусалим (Гал 4:26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян 2:3–11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы “пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (Фил 2:10–11). II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф 8:20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу” (Ин 4:21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: “Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев” (Ин 4:22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф 22:16–21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — “Еврей от Евреев” (Фил 3:5), а по гражданству — римлянин (Деян 22:25–29).

http://pravmir.ru/osnovyi-sotsialnoy-kon...

Успенский собор Московского Кремля за XIV-XV века однозначно утвердился как кафедральный для всей Руси. За этот же период Москва определилась как духовный, церковно-административный центр новообразующегося общерусского государства, как место проведения Русских Поместных Церковных Соборов, место хиротонии и поставления во Епископы большинства епархиальных Святителю Петру, Московскому Чудотворцу, русское церковное предание усваивает первое, наиболее древнее наречение Москвы Новым Иерусалимом. Святитель Петр пророчествовал: «яко по Божию благословению Всемогущия и Живоначальныя Троицы и Пречистыя Его Богоматери и церквей Божиих будет и монастырей святых безчисленное множество и наречется сей град Вторый Иерусалим и многим державством обладает не токмо всею Россиею, но и во вся страны прославится в восточныя и южныя страны и северня, и пообладает многими ордами до теплаго моря и до студенаго окияна, и вознесется Богом державство десницы его отныне и до скончания мipy Для строящегося Успенского собора Московского Кремля Святитель Петр собственноручно создал список иконы Божией Матери «Владимирская». Апостольский образ «Владимирской» на время создания списка торжественно доставляли в Москву. Вероятнее всего, именно Иерусалимское, Апостольское происхождение иконы Божией Матери «Владимирская» как Первопрестола Церкви Христовой послужило поводом для этого мистического деяния Святителя Петра, предвидевшего в Москве достоинство Второго - Нового Иерусалима, места снисхождения апокалипсического Небесного Иерусалима на землю: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа. И услышал я громкий голос с Неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр. 21, 2-3). Владимирская Божия Матерь почиталась Великими Князьями, Царями, воинством и простым народом именно как Заступница, Защитница Москвы и всея Руси, в XIV-XV столетиях ее неоднократно доставляли из Владимира в Москву в связи с различными внешними угрозами. Так в 1395 году «Владимирская» была доставлена во время нашествия Тамерлана, который после страшного ночного видения ему грозной Царицы Небесной отказался от взятия Москвы. Знаменательно и то, что в Утвержденной грамоте Московского Собора 1598 года в кратких характеристиках Великих Княжений, в которых, по моему наблюдению, в частности последовательно отображается историческое накопление державных регалий, Великое Княжение Василия I Димитриевича Московского характеризуется так: «По великомъ Государе Дмumpie Ивановиче Донскомъ, bocnpiuмъ въ coдepжahie хоругви великаго Pociйckaro государьства сынъ его Князь Beлukiй Василей Дмитреевичъ, и добродетельнаго ради его жumiя прослави его Богъ, а Рускую землю все npabocлabie помилова отъ haxoжehiя безбожнаго Темираксака, npuшecmbieмъ чюдотворнаго образа пречистыя своея Матери, его же богогласный Лука

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она — община чад Божиих, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан — не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3-11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 10-11). II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф. 8. 20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4. 21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4. 22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф. 22. 16-21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — «Еврей от Евреев» (Фил. 3. 5), а по гражданству — римлянин (Деян. 22. 25-29).

http://patriarchia.ru/db/text/419128.htm...

Сославшись на свидетельство Ап. Павла, Ап. Петр одновременно и утверждает великое церковно-каноническое значение посланий великого Апостола языков ( «по данной ему премудрости») и вместе с тем предостерегает против неправильного понимания этих посланий и возвышенных вероучительных и нравоучительных предметов (напр., о законе, благодати и христианской свободе и под.), замечая: в них «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания». Известно, что и сам Ап. Павел жаловался, что некоторые лжеучители для оправдания своего лжеучения искажали смысл его посланий ( 2Сол.2:2 ). Таким образом, святое желание Ап. Петра послужить общему делу спасения христиан побудило его упомянуть об Ап. Павле и его писаниях. Совершенно превратно усматривали некоторые (представители новотюбингенской школы) в этом упоминании Ап. Петра об Ап. Павле намерение поддержать свое достоинство, будто бы униженное заметкою Ап. Павла об Ап. Петре в Гал.2:11 и сл. Уже самое название «возлюбленный брат», усвояемое Ап. Петром великому Апостолу языков, говорит о совершенном отсутствии какой-либо борьбы между двумя первоцерковными апостолами, о полном братстве обоих апостолов во Христе и о совершенном согласии и взаимном содействии в деле проповеди Евангелия. Что Апостол Петр знает все послания Павловы (кроме, быть может, второго послания к Тимофею, написанного Ап. Павлом в самом конце жизни), это не удивительно при взаимообщении обоих апостолов, и фактическое сходство первого послания Ап. Петра с Павловыми посланиями к Римлянам и Ефесянам «объяснимо только при предположении знакомства Петра с писаниями Апостола языков» (проф. прот. Д. И. Богдашевский). Вполне понятна и известность Павловых посланий читателям посланий Ап. Петра при широком обмене отдельных поместных церквей апостольскими произведениями, свидетельство о чем имеется в послании к Колоссянам. ( Кол 4:16 ). 2Пет.3:17 .  Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, 2Пет.3:18 .  но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого... вы знаете» ( Ин. 14, 16–17 ). «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края, земли» ( Деян. 1, 8 ). – Так Господь наш Иисус Христос утешал Своих учеников и так завещал им, когда оставлял их на земле, в мире. Свое обетование Господь исполнил. В пятидесятый день после Его вознесения на небо Дух Святой в виде огненных языков сошел на богоизбранных Апостолов, вселился в их чистые души, стал их Утешителем и Помощником, Хранителем и Руководителем. Кто мог подвигнуть св. Апостолов, людей простых, неискусных в слове не только возвещать высочайшее евангельское учение, но и защищать его перед самоуверенными книжниками и перед гордыми своим внешним благочестием фарисеями?! Как они могли убедить человечество, что их проповедь есть истинное слово Божие, что их дело есть дело неземное?! – Только силой Духа Истины, Того Духа, Который наставил бы их «на всякую истину» ( Ин. 16, 13 ), напомнил бы им все, чему учил их Сам Господь ( Ин. 14, 26 ), дал бы им и «уста и премудрость» ( Лк. 21, 15 ), и облек бы их Божественным могуществом творить знамения и чудеса. Дух Святой просветил св. Апостолов, укрепил их, неясное для них до сих пор сделал ясным. Осенённые благодатью Св. Духа, они возвестили истинное боговедение, преобразовали нравы, обычаи падшего человечества, всю его жизнь. Прежде слабые, колеблющиеся, св. Апостолы теперь явились столь твердыми в своих упованиях на Божие благоволение, что никакие скорби не могли поколебать их мужества в исповедании Христа Распятого и Воскресшего или хотя бы на одно мгновение увести их ум и сердце от устремлений к миру Горнему. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? – спрашивали они и отвечали: «Ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8, 35, 38–39 ). Под водительством Св. Духа Божественные ученики во всю землю пронесли слово веры и спасения, основали ряд Поместных Церквей, привели к Богу тысячи, десятки тысяч погибавших, обратили в прах вековую языческую религию Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. Духа истины, Которого... вы знаете ( Ин.14:16–17 ). И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Так Господь наш Иисус Христос утешал Своих учеников и так завещал им, когда оставлял их на земле, в мире. Своё обетование Господь исполнил. В пятидесятый день после Его вознесения на небо Дух Святой в виде огненных языков сошёл на богоизбранных апостолов, вселился в их чистые души, стал их Утешителем и Помощником, Хранителем и Руководителем. Кто мог подвигнуть апостолов, людей простых, неискусных в слове не только возвещать высочайшее евангельское учение, но и защищать его перед самоуверенными книжниками и перед гордыми своим внешним благочестием фарисеями?! Как они могли убедить человечество, что их проповедь есть истинное слово Божие, что их дело есть дело неземное?! Только силой Духа Истины, Того Духа, Который наставил бы их на всякую истину ( Ин.16:13 ), напомнил бы им всё, чему учил их Сам Господь ( Ин.14:26 ), дал бы им и уста и премудрость ( Лк.21:15 ), и облёк бы их Божественным могуществом творить знамения и чудеса. Дух Святой просветил апостолов, укрепил их, неясное для них до сих пор сделал ясным. Осенённые благодатью Святого Духа, они возвестили истинное боговедение, преобразовали нравы, обычаи падшего человечества, всю его жизнь. Прежде слабые, колеблющиеся, апостолы теперь явились столь твёрдыми в своих упованиях на Божие благоволение, что никакие скорби не могли поколебать их мужества в исповедании Христа Распятого и Воскресшего или хотя бы на одно мгновение увести их ум и сердце от устремлений к Миру Горнему. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? – спрашивали они и отвечали: – Ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.8:35,38–39 ). Под водительством Святого Духа Божественные ученики во всю землю пронесли слово веры и спасения, основали ряд Поместных Церквей, привели к Богу тысячи, десятки тысяч погибавших, обратили в прах вековую языческую религию Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010