В 1992 г. бывший Киевский митрополит Филарет был лишен сана из-за его впадения в раскол и доказанных личных нравственных прегрешений, а позднее он был отлучен от Церкви. Его низвержение из-за множества канонических нарушений было абсолютно основательно. Но своим решении от 11 октября сего года в полном противоречии со священными канонами Константинопольский Патриархат восстановил этого человека в духовном сане. — Какой, во-Вашему, должна быть позиция Болгарской Православной Церкви? — Три митрополита Священного Синода высказались в своем заявлении по ситуации на Украине, в котором, исходя из опыта Всеправославного Собора 1998 г., преодолевшего раскол у нас, мы предложили и в этом случае поступить так же — поставить вопрос о ситуации на Украине на всеправославное обсуждение. — То есть снова созвать Всеправославный Собор? — Это нужно сделать по разным причинам. Во-первых, возобновить диалог между Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью после того, как Русская Православная Церковь приняла решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Возобновление диалога между двумя Церквами при участии представителей других Поместных Церквей — способ излечить рану на Украине. Всякое решение, которое касается Поместных Православных Церквей, не может быть принято и быть действительным без их согласия и поддержки. — 15 декабря в Киеве состоится «объединительный собор», созванный Константинопольским Патриархом. Каким, по Вашему мнению, будет его результат? — Я вам отвечу словами одного архиерея канонической Церкви, которыми он ответил на приглашение Патриарха Варфоломея принять участие в этом соборе: «Я твердо верую и исповедую, что остаюсь верен Православной Церкви, а мое присутствие на этом соборе будет противоречить псалму Давидову «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2). Каким может быть результат собора, который созван в нарушение канонического порядка и в котором участвуют люди, находящиеся вне Церкви? По моему мнению, этот собор не исцелит разделение верующего народа на Украине, а лишь углубит его. Во всей этой прискорбной ситуации есть одно утешительное обстоятельство — готовность православного народа этой страны сохранить единство Святой Православной Церкви, которое находит отклик и поддержку всего православного мира.

http://patriarchia.ru/db/text/5324102.ht...

Заметим, что Евсевий вовсе не отрицает вражьих наваждений. Он говорит о злодеях-императорах и о стоящем за их спинами сатане. Но руки сатане развязывает Бог, и, таким образом, косвенно Он наказует Церковь за нравственную деградацию. Аналогичные рассуждения о гонениях можно найти и у свт. Киприана Карфагенского: «Христиане заслужили страдания своими грехами. Долгий мир подточил нравственную чистоту. У священников не было благочестия, в учреждениях – справедливости, в делах – милосердия, в нравах – строгости» («О Заблуждениях», цит. по/14:32/). Позже гонения прекратились, Церковь связала себя «симфонией» с государством и вопрос о причинах и смысле гонений надолго перестал волновать верующих. III Так говорит нам церковное предание. Однако, о том, что Господь судит свою Церковь, нам повествует и само Писание Нового Завета. Имеется в виду знаменитое «послание ангелам семи церквей» в Откровении Иоанна Богослова. Ангелу Ефесской церкви Господь говорит: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Отк.2,4-5). Ангелу Сардийской церкви сказано: «Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Отк.3,2-3). С требованием «покайся» Господь обращается к пяти церквам из семи. В том же фрагменте Апокалипсиса Господь заявляет Свое право судить их: «и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (Отк.2,23). «Каждому из вас» – каждому из ангелов церквей, символизирующих церковные общины. Откровение Иоанна Богослова – книга, полная загадок. Но как бы ни понимать «семь церквей» – как реальные поместные общины, или как периоды церковной истории, или как типы религиозной жизни, – но остается непреложным, что в их лице Господь судит и наказывает Церковь.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/03/...

XV. Учением о наивысшем видимом главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и ею управляющее. XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только епископ Римский Каллистрат I (217–222). в) О свойствах Церкви 402. Каковы главные свойства Церкви? Главные свойства Церкви таковы, что она есть: 1) Единая; 2) Святая; 3) Соборная (вселенская) и 4) Апостольская. 1. Церковь есть только одна 403. Почему может быть Церковь только одна? Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь . Пояснение: Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести... И будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:14, 16 ). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого. 404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять? Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство. 405. В чем состоит внутреннее единство Церкви? Внутреннее единство Церкви состоит в том: 1) что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своему общему главе, вместе с Которым составляют одно тело; 2) что они исповедуют одно учение; 3) что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же Святые Таинства; 4) что они соблюдают одни и те же общие правила. 406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?» Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Про Дионисия, епископа Коринфского (вторая половина II века), мы знаем, что он написал ряд посланий различным Поместным Церквам, увещая и одобряя их в связи с различными смущениями и опасностями, которые они переживали, особенно в связи с еретической опасностью. «Он свою ревность по Боге, – говорит Евсевий, – распространял не только на паству, но в обильной мере на верных и других Церквей». И так далее! Примеры радения о делах Церкви вообще или близкого участия в делах другой Поместной Церкви со стороны предстоятелей отдельных церковных общин могут быть умножены до бесконечности. Следует ли напоминать о том, как в эпоху великих догматических споров отдельные Поместные Церкви принимают живейшее участие в догматической жизни всей Церкви вообще и других частей Церкви – других Поместных Церквей – в частности, особенно в лице представителей своих, которые боролись с ересями, поддерживали, одобряли, увещали или обличали братьев по служению во исполнение слова апостольского: страждет ли один член, с ним страждут все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены 90 . Таким образом, роль вселенского учительства выпала на долю великих отцов – Афанасия, Василия, Григориев, Илария, Кирилла и других, учительская деятельность которых, распространяясь на всю Церковь , далеко за пределы собственных их Поместных Церквей, касалась непосредственнейшим образом всей Церкви. Это были светильники, поставленные высоко на подсвечнике и светящие всем в доме 91 . Но не только великие носители пастырского служения Церкви – и великие подвижники жизни христианской, не облеченные пастырским служением, являлись учителями жизни и веры для всей Церкви христианской – так, отцы египетские и сирийские, к которым стекались за словом поучения со всех концов христианского мира. Сознание ответственности за судьбы Церкви вообще, это сознание, которое горело в апостоле Павле (кроме посторонних обстоятельств, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? 92 ), – оно жило и горело во всех этих великих светочах Церкви – борцах за чистоту и неповрежденность веры во всем теле церковном. Это не было привилегией Римских епископов (хотя в лучших из них это сознание было развито очень сильно), это было действием Духа Божия, живущего в Церкви и направляющего судьбы Церкви через избранные Свои сосуды путем соборности, в соборном единении всех частей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

XV. Учением о наивысшей видимой главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и её управляющее. XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только Римский епископ Каллистрат I (217–222). в) О свойствах Церкви 402. Каковы главные свойства Церкви? Главные свойства Церкви таковы, что она есть: 1. Единая, 2. Святая, 3. Соборная (вселенская) и 4. Апостольская. 1. Церковь есть только одна 403. Почему может быть Церковь только одна? Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь . Пояснение: Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит мне привесть... И будет одно стадо и один Пастырь» (Иоанн 10, 14 и 16). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого. 404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять? Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство. 405. В чем состоит внутреннее единство Церкви? Внутреннее единство Церкви состоит в том, 1. что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своей общей главе, вместе с которой составляют одно тело, 2. что они исповедуют одно учение, 3. что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же святые Таинства, 4. что они соблюдают одни и те же общие правила 406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?» Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Ср. ( Втор.6:4–6 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей)». 102 «Mip» – сотворённый Мир Божий (Вселенная), в отличие от „мира“, как состояния покоя, умиротворения. 103 Благое стояние Церквей – нерушимое стояние местных Церквей в Христовой истине перед лицом враждебного Христу міра сего. 104 О единении в местных Церквах всех Людей – всего Народа Божьего. Церковь , как Евхаристическое Тело Христово – одна, хотя в міре являет себя как Семья Поместных Православных Церквей, объединенных одной истинной верой во Святую Троицу и Господа Иисуса Христа, одной богоустановленной трехчинной Иерархией (диаконы, пресвитеры, епископы) и Святыми Таинствами (Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Соборования, Венчания, Священства). 105 В древности все ектении и молитвословия Литургии произносились вслух при всеобщем коленопреклонении народа. См. статью в приложении «О древней традиции...» 106 В древности иподиаконы разносили чаши со св. водой между рядами верующих для омовения и освящения всех 5 чувств. Во дворах храмов сооружались бассейны или фонтаны со святой водой. Остаток обычая – омовение рук иереев на литургии и стояние иподиакона с чашей у царских врат до херувимской песни на хиротонии. 107 «Молящиеся с нами» – члены иных общин епархии (диоцеза), находящиеся в молитвенном общении с епископом диоцеза. Возможно это верные, отсутствующие в храме по извинительной причине или те члены общины, которые согласно древней покаянной дисциплине, хотя и исполнили епитимью, но ещё не получили от епископа разрешения причащаться с верными. (В более поздние века, видя нерадение многих верных о причащении, святитель Иоанн Златоуст воскликнет: «Напрасна (евхаристическая) Жертва наша: никто не причащается!»). 111 Сын Божий воплотился „недвижимо“, не покидая Отца и Небес, пребывая везде и оставаясь второй Ипостасью святой единосущной и нераздельной Троицы. 112 В ипостаси Христовой божественная природа Сына Божьего не претерпела никакого изменения, смешения или разделения. 114 ( Лк.22:17–19 ): «И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою; ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За некоторыми из этих христианских обществ церковный обычай и богословие сохраняют историческое имя «церквей», именно за теми, которыя были некогда поместными церквами и имели непосредственное или посредственное, через другие церкви, апостольское происхождение, т. е. преемственное епископское рукоположение. Кроме исторического основания, это имя сохраняется из уважения к славному прошлому некоторых из них, в частности, к Римской церкви – ради памяти многочисленных и великих мучеников и мучениц древней церкви, ради славного ее прошлого веков гонений и катакомб; далее, это имя оставляется в неумирающей надежде на возвращение этих церквей к православию и воссоединение с Церковью вселенской; наконец, и потому, что в недрах этих церквей находятся лица, а может быть и массы, христианский душевный строй которых, сознательно или подсознательно, очень близок к православному: примером этого могут служить группы духовных лиц, а с ними и мирян, Римской церкви, выступавших против догматических и других нововведений этой церкви почти на каждом из позднейших ее общих соборов; то же можно сказать и о некоторых ее монастырях с древним уставным строем и т. под. Об отшедших от Церкви Православной нам можно сказать, применяя слова апостола: «отцы наши все были под облаком» первенствующей Церкви, и «все крестились» во Христа, «и все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного... камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:1, 2, 3–4 ) 48 . Далее идут христианские общества, или исповедания, потерявшие апостольское преемство церковное. Из них одни стоят ближе к Церкви, сохраняя многие основные догматы христианства; некоторые же другие настолько удалились от учения Церкви, что отвергли и крещение водой и веру в Иисуса Христа как Единородного Сына Божия. Православная Церковь пережила много тяжелых испытаний и скорбей из за враждебных и наступательных действий со стороны исповеданий неправославных, ставящих целью отторжение православных от Церкви и разрушение православия; бывало, что эти действия шли вперемежку с тяжелыми ударами со стороны мира антихристианского, магометанского, не раз в сопровождении военной силы. Новонарождающиеся секты также ищут для себя сбора в среде тех православных, для кого кажется обременительным и тяжелым иго Христово, хранимое Церковью, и кто ищет «легкой веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец ( Ин.10:11 ). И овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его ( Ин.10:3–4 ). С тайнодействием непосредственно связано и пастырство, то есть душепопечение, а из него вытекает и учительство. Иерархическое строение Церкви, имеющее основание в самом существе благодатной жизни и любви церковной, в соответствии с вновь возникающими нуждами развертывается в целую систему канонического законодательства, имеющего для себя основу в прямом повелении Господа (избравшего апостолов по Закону Божественному), но развивающегося в систему в церковной истории, по закону церковному. В настоящее время эта система определяется совокупностью постановлений, содержащихся в Правилах апостольских, Вселенских и Поместных Соборов, а в подробностях – в постановлениях Поместных Православных Церквей. Полномочия иерархии касаются священнодействия и молитвы, пастырства и учительства. Пастырь – тайноводитель ко Христу Священнодействие и тайнодействие составляют особенно важное и преимущественное служение Священства и, прежде всего, совершение Таинства Тела и Крови Христовых. Приближение к алтарю – это вхождение в сферу огня, который попаляет непосвященных, как некогда Озу, ведшего колесницу, на которой волы везли Ковчег Завета из дома его отца в Кириафиариме на Сион. Оза пал мертвым потому, что прикоснулся к святыне, когда волы наклонили Ковчег ( 2Цар.6:3–8 ). Священнодействующий для того, чтобы войти в святилище, должен облечься в священные одежды, чтобы быть благодаря этому как бы изъятым от мира. Служение священника в тайнодействии – это служение ангела, предстоящего престолу Божиему. И как священные предметы, например сосуды, уже не могут быть изъяты для обычного употребления, так и совершители Таинства через посвящение выделяются из числа людей. Они, хотя и сохраняют свои человеческие немощи и грехи, получают особую природу: священники становятся святы Богу, ибо через них совершается освящение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И в апостольских Посланиях имеются ясные указания об авторитете Предания: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Фесс.2:15). Обратим внимание: научены посланием (Писание) и научены словом (Предание), а слово передается устами и воспринимается слухом. В другом послании св. апостол пишет: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 . Из приведенного места видно, что св. апостол Павел многое преподавал не в письменной форме. Рассматривая Предание как установленный Божественным Промыслом способ хранения Откровения, мы не можем допустить мысли о том, что в Священное Предание могли вкрасться ошибки. Такое понимание полностью согласуется с учением о Церкви. Сам Господь Иисус Христос является главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:22–23 ). Принципиальным является вопрос о границах Предания, ибо не все во внутренней жизни Церкви мы должны рассматривать как Предание. «Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то что ты принял, а не то, что ты выдумал, дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. Предание, говорит, сохрани. То есть талант веры кафолической сбереги неповрежденным и неиспорченным» (Преп. Викентий Лиринский ). Предание скристаллизовалось в древних Литургиях, восходящих к апостолам, Символах веры древнейших поместных церквей (Иерусалимской, Антиохийской и др.), в Правилах апостольских, деяниях Вселенских и Поместных соборов, древнейших мученических актах, в которых записано исповедание христианской веры, в творениях святых отцов, в которых они изъясняли символы веры и излагали церковное учение, в древней практике Церкви (священные времена, обряды и т. д.). Православная Церковь стремится бережно хранить апостольское наследие.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Для того, чтобы выдавить из себя несколько слов, вам вовсе не нужно упражнять свой разум, и нет никакой необходимости думать над тем, что вы читаете!.. Нам лучше закрыть свой разум!… Вам не нужно придумывать предложения и составлять молитву. Просто молитвенно читайте Слово. Молитесь теми словами Библии, какие вы читаете. В конце концов, вы увидите, что вся Библия – это молитвенник! Вы можете открыть любую страницу Библии и начать молиться любой частью Слова... Нет нужды объяснять или толковать Слово! Просто молитесь Словом. Забудьте о чтении, исследовании, понимании и изучении Слова. Вы должны молитвенно читать Слово " 29. Библия полностью осуждает подобное отношение. В Евангелии от Матфея 6:7 «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». 2 Послание Тимофею всех христиан: «Старайтесь представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины». В Деяниях о прилежном изучении Слова жителями Верии: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». К сожалению, члены Поместной Церкви поступают так, будто опыт является критерием истины и способом обретения прочных знаний. Рассуждения, логика и интеллект не имеют ничего общего со знанием; если какой-то логический довод противоречит личному опыту членов Поместной Церкви, этот довод отвергается. Структуре и организации Поместной Церкви присущи некоторые черты культа. Однако, опять же, следует повторить, что многие члены Поместной Церкви – обычные христиане, которых увели из истинно христианских церквей и завлекли в ложную систему Поместной Церкви. Давайте теперь рассмотрим учения Поместной Церкви, которые также попадают под определение культовых. Учение Поместная Церковь извратила некоторые основополагающие учения христианства. Претендуя на принадлежность к библейскому христианству, Поместная Церковь , в то же время, неправильно толкует библейское учение о Троице, природе Иисуса Христа и человека, неправильно понимает библейский путь спасения и учение о Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pomest...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010