ГАРФ. Ф. Р-3696. Οп. 1. Д. 1. Л. 57–60 об. Подлинный черновой экземпляр проекта – автограф Е. Махароблидзе. Заверительные подписи – автографы. Исправления внесены другими чернилами протопресвитером Г. Шавельским . Поправки внесены в ходе заседаний Собора, вероятнее всего, во время работы отдела о ВВЦУ. Нумерация позиций подлинника сохранена, большинство номеров исправлено. На л. 57 об. рядом с п. 4 на левом поле проставлена цифра 2; рядом с п. б на левом поле проставлена цифра 3; рядом с п. 7 на левом поле проставлена цифра 4, крестообразно перечеркнута; рядом с п. 8 перечеркнутая цифра б и цифра 5. На л. 58 на левом поле, напротив вычеркнутого п. 9, цифра 6. Рядом с п. 10 на левом поле проставлена цифра 7. 48. Черновые записи к проекту Положения о Временном высшем церковном управлении Юго-Востока России мая 1919 г.]  8) Временное в[ысшее] церк[овное] управление ведает и решает все те дела, которые подлежат ведению и решению возглавляемых Свят[ейшим]  Патриархом Свящ[енного] Синода и Высшего Церковного Совета но с исключением из сего дел: 1) о канонизации святых, об образовании новых епархий, 2) наградных 181 . Ст. 8 (4). Местный правящий епископ, в епархии которого находится Временное высшее церковное управление, имеет право присутствовать на всех заседаниях Временного высшего церковного управления с правом совещательного голоса. (Предложение гр[афа] Апраксина.) 3 . Необходимые на содержание Временного высшего церковного управления в течение б месяцев испрашиваются суммы из средств казны с тем, однако, чтобы для дальнейшего обеспечения названного управления были обращены также и доходы, определенные Всероссийским Поместным Священным Собором на содержание Высшего церковного управления. Примечание. Установленные Всероссийским Поместным Священным Собором на содержание Высшего церковного управления должны быть увеличены 182 . Прим[ечание] к [п.] 8. 1) В случае освобождения от большевиков врагов территории, не могущей сноситься с своей епархиальной властью, ВВЦУ поручает эту территорию попечению соседней епархиальной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До 1961 года эти функции полностью принадлежали настоятелю; с 1961 года по 1988 год Настоятель был полностью отрешен от хозяйственного управления; с 1989 года, почти до 1996 года, господствовала тенденция совмещения этих функций в лице настоятеля, но после 1996 года Святейший Патриарх Алексий II стал требовать разделения функций вследствие обнаружившихся некоторых злоупотреблений и малоэффективности руководства хозяйством в ряде Приходов. Некоторые обязанности и права Настоятеля не сформулированы в «Уставе Прихода 1998»; например, опущено указание на то, что Настоятель назначает лиц на богослужебные должности (кроме клириков) в соответствии со штатным расписанием. Исключено указание на обязанность настоятеля заботиться о благочинии в приходском Храме. В целом можно выделить следующие сферы деятельности Настоятеля: – взаимоотношения с епархиальным архиереем; – задачи в управлении приходом как частью Церкви (а не как организацией); – функционирование Приходского Собрания и контроль за Приходским Советом; – административная деятельность (журналы, отчеты, архивы); – отношения с внешним миром. Именно по этим направлениям надо было бы строго формулировать права и обязанности настоятеля прихода – ничего не упускать и не делать мелочных регламентаций. Приходское Собрание Смысл понятия «Приходское Собрание» претерпел существенное изменение от понимания его Поместным Собором 1917–1918 гг. до нынешнего уставного истолкования. Приходской Устав, принятый Поместным Собором 1917–1918 гг. (см. Приложение 23), под Приходским Собранием понимал представительный орган прихожан храма, живущих в границах Прихода, обозначенных Епископом. Об этом ясно свидетельствует 51-я статья Устава: «В многолюдных Приходах, в которых записано в приходскую книгу более 500 полноправных прихожан, Приходское Собрание может быть составляемо из уполномоченных от прихожан. Для выборов уполномоченных Приход разделяется на участки, причем число уполномоченных определяется применительно к величине Прихода и к количеству участков в Приходе. Установление такого состава Приходских Собраний и числа уполномоченных в каждом Приходе подлежит утверждению епархиальной власти по ходатайству Прихода».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр Израилев , публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 89. Ответ на 73., Анатолий Степанов: Лечить вас Господь уже и не пытается Тут ведь палка о двух концах, Анатолий Дмитриевич. На свете множество народов, на чью долю испытаний выпало поболее, чем русским. Афганцы, китайцы, индусы, да и евреи те же. Так что в рейтинге Господних фаворитов, согласно Вашей теории, Россия где-то глубоко по серединке (и даже ближе к концу). 88. Ответ на 87., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: См. п. 80. Ответ в п.85. 87. Ответ на 85., Лебедевъ: Что ли Декларация 1927-го была принята Поместным Собором? А " Гаванскую Декларацию " 2016-го тоже призовете чтить и исполнять? А слова: " Выразим всенародно нашу благодарность Советскому Правительству за … внимание к духовным нуждам православного населения...! " , - Вас не смутили? А слова из Декларации: " Всякий удар, направленный в Союз...просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас. " ,- был застрелен Пинхуса Лазаревича Вайнера (псевдоним - Пётр Лазаревич Войков), убийца Царской Семьи - тоже вызвали скорбь о Войкове? См. п. 80. 86. Ответ на 85., Лебедевъ: А " Гаванскую Декларацию " 2016-го тоже призовете чтить и исполнять? Она УЖЕ исполняется. 85. Ответ на 80., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: Лебедев, Вы не невежественны, глупы и лживы. ??? Что ли Декларация 1927-го была принята Поместным Собором? А " Гаванскую Декларацию " 2016-го тоже призовете чтить и исполнять? А слова: " Выразим всенародно нашу благодарность Советскому Правительству за … внимание к духовным нуждам православного населения...! " , - Вас не смутили? А слова из Декларации: " Всякий удар, направленный в Союз...просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас. " ,- был застрелен Пинхуса Лазаревича Вайнера (псевдоним - Пётр Лазаревич Войков), убийца Царской Семьи - тоже вызвали скорбь о Войкове?

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/24/er...

112 Упомянем и Сильвестра (Лебединского) , ректора казанской академии († архиеп. астраханск. 1808), который в своем Compendium theologiae classicum didactico-polemicum, doeteinae orthodoxae ehrissiianae maxime eonsonmn (Petropoli 1799; Mosquae 1805), исходя из признания слова Божия единственным и собственным принципом богословия (cum sacra scriptura sitimicum et proprium theologiae principium), значение святоотеческой письменности формулирует в тезисе: testimonia patrum non sunt eioquiis Dei comparanda, adeoque nec principium theologiae primarium apodycticum, ingenerans fidem divinam, sed tantum ratio secundaria et probabilis, humanam fidem generans; et quae potius illustrationis gratia usurpanda, quam ad confirmandum. 113 Что здесь однако мы далеки от протестантизма и по мысли самого Филарета, об этом свидетельствует следующее место из трактата – академических лекций Филарета “Историко-догматическое обозрение учения о таинствах (1819)“: „Вообще новые греческие и ваши богословы, разделяя таинства на важнейшие и менее важные и относя к последним пять таинств, отвергаемых протестантами, занимают как бы середину между католическими богословами, кои говорят, что таинства все равны, и протестантами, кои принимают только два таинства“. 114 И. Н. Корсунский О подвигах Филарета М. М. в деле перевода Библии на русский язык, стр. 242–246. 115 Этим исчерпывается сказанное в обозреваемом отрывке о слове Божием; но в виду важности вопроса о соборах приводим и последующее. ,,3) Есть ли в постановлениях Поместного Собора находится статья, несогласная с прочими, всею православною Церковью принятыми Соборами: то должно повиноваться постановлениям, принятым всею церковью, преимущественно пред статьею, не многими составленною. 4) Есть ли в постановлениях Поместного Собора находится статья, которая отменена последующим большим и важнейшим Собором: то постановлению большего и важнейшего Собора повиноваться должно преимущественно пред статьею меньшего Собора. Истина сих правил довольно очевидна. Есть ли бы ты усомнился: может ли последующий Собор поменять, положение предшествовавшего: сие сомнение не трудно разрешить примерами из древних Соборов. Поместного Анкирского Собора правило 10 позволяло диакону вступить в брак, если он прежде рукоположения объявил, что он расположен вступить в оный. Но сие отменено 6 правилом шестого Вселенского Собора, как именно сказано в Кормчей книге, в толковании сего последнего правила: се же правило таковое отвращаем и отнюдь упражняем. Также и 15 правило Новокесарийского Собора, о семи диаконах для города, отменено 16 правилом шестого Вселенского Собора. В толковании сего последнего правила даже сделано замечание, что не добре разумеша того Собора отцы”.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в международном богословском конгрессе в Бухаресте 9 сентября 2016 г. 12:49 В рамках объявленного в Румынской Православной Церкви Года религиозного образования православной молодежи 3-7 сентября 2016 года в Бухаресте прошел богословский конгресс. В конференции, посвященной теме «Религиозное образование молодежи в контексте сегодняшней секуляризации», приняли участие гости из многих Поместных Православных Церквей, румынские архиереи и клирики, представители Министерства образования и научных исследований, члены Академии наук, преподаватели и деканы высших учебных заведений Румынии. По благословению митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, в мероприятии участвовал аспирант ОЦАД священник Константин Лазукин. Началась богословская встреча Божественной литургией на площади перед строящимся кафедральным собором, которую совершил Предстоятель Румынской Православной Церкви. В числе сослуживших Блаженнейшему Патриарху Даниилу были гости из Поместных Православных Церквей. После богослужения в Патриаршей резиденции был дан прием в честь открытия конгресса. Там же прошла первая рабочая секция, на которой председательствовал Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил. В ходе конференции состоялись заседания восьми секций, темы которых охватили многие аспекты просветительской деятельности среди детей и молодежи. Не остались без внимания и темы, касающиеся вопросов семьи. Представители Поместных Церквей поделились опытом организации просветительской работы в своих регионах. Помимо практических дискуссий были затронуты также фундаментальные темы молодежной политики и образовательного процесса. Конгресс предварял Международный молодежный съезд, который проходил в рамках тематики года. В этой встрече участвовало более 2500 человек. Участники конгресса ознакомилось с программой и результатами съезда, а также подчеркнули важность регулярного проведения подобных мероприятий. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4610501.ht...

Полагаю весьма важным обращение к историческому контексту функционирования церковных правил, связанному с выборностью епископата и клира, более тесными связями епископата, клира и мирян. Но можем ли мы говорить, что выборность епископати и клира служила эффективным механизмом общецерковной рецепции принимаемых иерархией решений? Согласно тем же каноническим установлениям, избрание епископа происходило Собором епископов (I Всел.4, VII Всел.3, Ант. 19, Лаод. 12) под председательством митрополита, но никак не клиром и мирянами. Таким образом, у епископата не было ни прямой зависимости, ни отчетности перед клириками и мирянами. Такой механизм избрания (епископов - Собором епископов, а клириков - мирянами)не обуславливал достаточно высокий уровень эффективности рецепции принимаемых иерархией решений, поскольку наличествовала определенная граница между епископами с одной стороны, и клириками и мирянами - с другой. Со временем разделение это все больше углублялось. Нельзя не согласиться, что сегодня нашей Церкви не хватает более тесной связи между иерархией,клиром и мирянами, открытости и высокого уровня информированности о происходящих внутренних процессах, цивилизованной дискуссии по актуальным темам церковной жизни. Преодолевая замкнутость, келейность в принятии церковных решений, что является наследием не только советского периода, сегодня есть возможность и клирикам и мирянам доносить свою озабоченность проблемами современной церковной жизни, вступать именно в цивилизованную дискуссию с использованием хорошего научного и публицистического материала. Вспомните дискуссию конца XIX-haчaлa XX века по вопросу созыва Поместного собора. Во-многом благодаря напряженной мысли ученых, церковных и общественных деятелей, были продуманы положения, ставшие основой для проектов предсоборных органов, а затем и решений Собора 1917-1918 гг. Вот этой-то дискуссии сейчас очень не хватает. Категорически не согласен с термином бюрократизации церковного управления. Что под ним понимать - явление, связанное с иерархическим всевластьем, исключающим влияние клира и мирян на церковную политику, или косность и неповоротливость самого управления? Даже при всех возможных минусах современной системы высшего церковного управления говорить об иерархическом всевластии не обосновано.

http://bogoslov.ru/article/304763

Продолжение 2 следует 15 сентября 2011г. 21:55 Продолжение 2 –  5-й Проект Положения об избрании Патриарха Московского и всея Руси 10. Кандидат на Московский Патриарший престол считается избранным Поместным собором, если за него проголосовало более половины от числа поданных голосов, выраженных в действительных бюллетенях. 11. При не избрании кандидата, набравшего наибольшее число голосов на 1-м туре выборов, члены Поместного Собора заслушивают выступление другого кандидата, набравшего наибольшее, после 1-го кандидата, число голосов избирателей, с программой действий, обсуждают, предлагают и корректируют содержание программы кандидата, избирают или не избирают кандидата, в результате открытого голосования, на Московский Патриарший престол. 12. При не избрании второго кандидата, члены Поместного Собора заслушивают выступление третьего, четвертого, если имеется,    кандидата, набравшего наибольшее, после неизбранного кандидата, число голосов избирателей, с программой действий, обсуждают, предлагают и корректируют содержание программы кандидата, избирают или не избирают кандидата, в результате открытого голосования, на Московский Патриарший престол. 13. Если члены Поместного Собора не изберут, из кандидатов 2-го тура выборов, Патриарха на Московский Патриарший престол, тогда Священный Синод составляет новый список кандидатов на Московский Патриарший престол. в который не включает  избранных ранее на 1-м туре голосования кандидатов 2-го тура голосования, и повторно выполняется вся описанная выше последовательность действий по избранию Патриарха. 14. Патриарх, срок избрания которого закончился и не избранный на новый срок, остается, пожизненно, членом Священного Синода и принимает на себя обязанности председателя Межсоборного присутствия. Если несколько Патриархов не будут переизбраны, то они принимают на себя обязанности сопредседателей     Межсоборного присутствия. Продолжение 3 следует 15 сентября 2011г. 21:57 Продолжение 3 –  5-й Проект Положения об избрании Патриарха Московского и всея Руси

http://bogoslov.ru/article/1762766

Признание ранними соборами. Это были всего лишь поместные соборы, и их постановления не обязательны для Церкви в целом. Поместные соборы нередко ошибались в своих решениях, которые были затем отменены Вселенской Церковью . Некоторые католические апологеты настаивают на том, что постановления собора, даже если он не был экуменическим, могут оказаться обязательными, если были утверждены римским папой. Тем не менее они признают, что нет безошибочного способа определить, какие высказывания папы непогрешимы. В самом деле, признано, что иные установления пап были даже еретическими, как, например, монофелитская ересь папы Гонория I (ум. 638). Важно также помнить, что эти книги не были христианскими (новозаветного периода) произведениями. Поэтому решения о них не входят в компетенцию христианской церкви. Это компетенция иудейского сообщества, в котором они были созданы и которое спустя много столетий не признало их частью канона. Состав апокрифов, принятых этими христианскими соборами, в каждом отдельном случае мог быть уже другим. Поэтому на ранние соборы нельзя ссылаться в обоснование строго определённого состава канона, непогрешимо утверждённого Римской католической церковью в 1546 г. На поместные соборы в североафриканских городах Гиппоне и Карфагене сильное влияние оказал Августин, чей авторитет был в древности одним из самых весомых; Августин признавал именно те апокрифические книги, которые позднее были канонизированы Тридентским собором. Однако позиция Августина недостаточно обоснована: 1) сам Августин признавал, что иудеи не считают эти книги составной частью своего канона (Augustine, 19.36–38); 2) О книгах Маккавейских Августин говорил: «они расцениваются как канонические, но не иудеями, а церковью, по причине чрезвычайных и исполненных чудесами страданий ряда мучеников в них» (Augustine, 18.36). На таком основании к канону следовало бы причислить Foxe " s Booh of Martyrs («Мартиролог Фокса»). 3) Августин был непоследователен, так как отвергал книги, написанные не пророками, но всё же принял книгу, которая сама отказывается от притязаний на свою пророческую сущность ( 1Мак. 9:27 ). 4) Ошибочное признание Августином апокрифов, вероятно, связано с его верой в богодухновенность Септуагинты, в позднейших греческих рукописях которой апокрифы содержатся. Августин позже признал превосходство еврейского текста, используемого Иеронимом, над греческим текстом Септуагинты. Это должно было бы заставить его признать также превосходство еврейского канона, принятого Иеронимом. Иероним полностью отвергал апокрифы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Изменения в устройстве приходского управления, которые внёс Архиерейский Собор 1961 года, были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 года. Тем не менее, их негативное влияние на приходскую жизнь сказывалось очевидным образом. Духовенство и церковный народ сознавали необходимость участия настоятелей и клириков в управлении приходскими делами, включая и административно-хозяйственные. 43.6. Приходское управление по «Уставу об управлении Русской Православной Церкви» 380 1988 года «Устав об управлении Русской Православной Церкви», изданный Поместным Собором 1988 года, в значительной мере, но не вполне, возвратил то положение, которое существовало на приходах до 1961 года. Приходскую общину, в соответствии с «Уставом» 1988 года, могли образовать не менее двадцати верующих православных граждан. Указание на минимальное число прихожан соответствовало действовавшему в то время законодательству. В «Уставе» предусматривалось существование трёх коллегиальных органов приходского управления: приходского собрания во главе с настоятелем, приходского совета и ревизионной комиссии. Настоятель назначается архиереем и призван нести ответственность за исправное, согласное с церковным уставом, совершение богослужений, за церковную проповедь , религиозно-нравственное состояние и воспитание прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям церковных канонов и «Устава». В круг его обязанностей было включено руководство причтом, наблюдение за состоянием храма и богослужебной утвари, соблюдением требований богослужебного устава; ответственность за исполнение указаний правящего архиерея, представление благочинному или непосредственно архиерею ежегодных отчётов о состоянии прихода, ведение официальной переписки, хранение приходского архива, выдача удостоверений о крещении и венчании брака. Членами приходского собрания, по «Уставу» 1988 года, могли быть клирики и совершеннолетние миряне, не находящиеся под церковным или гражданским судом. Председателем собрания по своему положению является настоятель прихода. Председателем собрания, по формулировке «Устава», избирался настоятель прихода. Парадоксальная формула об избрании председателем исключительно настоятеля прихода содержала в себе идею двойной санкции на поставление настоятеля – председателя собрания: и со стороны архиерея, который настоятеля назначает, и со стороны приходского собрания, которое своим решением это назначение подтверждает. Решения принимаются приходским собранием большинством голосов, а в случае равенства голосов перевес даёт голос председателя. В круг обязанностей приходского собрания входят хранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно-нравственному возрастанию, ответственность за сохранность имущества прихода, забота о состоянии храмового пения, утверждение годового бюджета прихода, изыскание средств на нужды прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На VII вселенском соборе кроме «отцов» и представителей государственного управления в числе заседающих членов мы встречаем множество «благоговейнейших» архимандритов, игуменов и монахов. Из представленных справок ясно, что вселенские соборы были не только (как и поместные соборы) сосредоточением лучших сил церкви, представляемых иерархиею, клиром, монахами, мирянами, но и совмещением в себе всех государственных элементов. О них можно сказать, что они были моментами, когда все византийское государство вмещалось в церкви. В последующей истории поместные соборы этого канонического типа, как всецерковные собрания, встречаются реже и реже. Вместо них выступает в жизнь новая форма соборов – именно патриарших, которая может быть характеризована как коллегия иерархически-клерикальная, в составе которой были: сам патриарх, случайно проживавшие в городе его епископы, или им по усмотрению вызываемые, и клир его кафедры, составлявший преимущественно канцелярию собора, или синода. Различное значение членов собора Но как согласить приведенные справки об участии клириков и мирян с нашим катехизическим понятием о соборе, как именно собрании только иерархов, епископов? Не все члены собора имеют одинаковое значение. Председательствующие на соборе епископы имеют голоса не только совещательные, но и решающие и определяющие, тогда как все прочие лица: заседающие пресвитеры, предстоящие диаконы и весь народ – монахи и миряне – только голоса совещательные 33 . Поэтому-то и говорится в деяниях соборов и во всех церковных актах, о догматических вероопределениях, о правилах церковной дисциплины, о судебных приговорах, что они постановлены собором 318 святых отец или собором 630 св. отец, хотя в действительности на этих соборах присутствовали и весьма деятельно участвовали в выработке этих определений даже византийские императоры со своими министрами, со своим сенатом. Этим же объясняется и тот всюду наблюдаемый в деяниях древних канонических соборов факт, что число епископов почти всегда обозначается точною цифрою и что определения соборов подписываются только епископами. О прочих членах собора говорится обще; еще число пресвитеров и диаконов иногда точно обозначается, но что касается мирян, то точной цифры их нигде не встречается. Вывод для настоящего времени

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010