5. Бюллетени изготавливает специальная техническая группа. 6. В конце каждого дня работы Собора неиспользованная бумага для изготовления бюллетеней, а также бюллетени, подлежащие хранению после подсчета голосов, помещается в упомянутое хранилище председателем счетной комиссии в присутствии ее членов, председателя и секретаря Комиссии по подготовке к Поместному Собору. Об этом составляется соответствующий акт. Рабочая инструкция мандатной комиссии Поместного Собора Русской Православной Церкви  1. В начале каждого рабочего дня Поместного Собора в фойе Зала церковных Соборов располагаются столы с литерными обозначениями для регистрации участников Собора. Для архиереев выделяются отдельные столы. В помощь членам мандатной комиссии выделяются сотрудники секретариата Собора. За каждым столом имеется список участников Собора для регистрации участников. 2. Члены Собора по прибытии в зал заседаний обращаются к сотрудникам мандатной комиссии, находящимся за столом, соответствующим первой букве названия епархии. Члены Собора, не представляющие епархии, регистрируются за отдельным столом. 3. Члены Собора, по предъявлении удостоверения участника Собора, регистрируются в списке участников Собора. 4. К концу первого заседания мандатная комиссия завершает регистрацию участников Собора. 5. Члены мандатной комиссии подсчитывают число подписавшихся членов Собора и составляют протокол по приложенной форме. 6. Председатель мандатной комиссии, испросив слово у председательствующего в заседании Собора, оглашает протокол, который утверждается Собором открытым голосованием.     Рабочая инструкция счетной комиссии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1. Счетная комиссия, ее председатель в архиерейском сане и секретарь избираются Поместным Собором в составе 17 членов. 2. Для счетной комиссии заготавливается отдельное помещение (далее - основное помещение), ключ от которого хранится у председателя комиссии. В данном помещении ведется подсчет голосов. В этом помещении должен иметься компьютер и печатающее устройство. Комиссия также располагает рабочим помещением, где располагаются компьютер, сейф, печатающее и множительное устройство. Членам комиссии раздаются одинаковые письменные принадлежности. При переходе в основное помещение средства мобильной связи оставляются членами комиссии в ее рабочем помещении.

http://bogoslov.ru/article/381112

Вопрос этот решено предложить на разрешение Собора. IX. Засим генер[ал] Левшин читает составленный им проект послания Собора Терскому казачьему войску, которое комиссией единогласно принимается для передачи соборному отделу по составлению воззваний. X. Возбужден вопрос о том, как именно именовать созываемый Собор. По обсуждении комиссия постановила Собор именовать «Южно-русским Поместным церковным Собором». Следующее заседание комиссии назначено в том же помещении на 14 мая 1919 г. в 4 1/2 ч[аса] по местному времени. Председатель комиссии Протопр[есвитер] Г. Шавельский Члены Протоиерей А. Рождественский свящ[енник] В. Свенцицкий  свящ[енник] Гр. Ломако Делопроизводитель Е. Махароблидзе ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 5–7. Рукописный подлинник – автограф Е. Махароблидзе.Чернила. Подписи – автографы. 6. Протокол 5 заседания Предсоборной комиссии 14 мая 1919 г. Присутствовали: протопресвитер военного и морского духовенства Г. И. Шавельский, протоиерей-профессор А. П. Рождественский, председатель Кубан[ского] епарх[иального] 138 священник Г. П. Ломако, священник-проповедник В. Свенцицкий , генерал-лейтенант Г. М. Ванновский, генерал-майор Д. Ф. Левшин, граф В. В. Мусин-Пушкин и член Кубан[ского] епарх[иального] совета И. Н. Терещенко. Заседание открылось под председательством о. протопресвитера Г. И. Шавельского в 4 1/2 ч[аса] чтением протокола предыдущего заседания. Протокол по исключении некоторых подробностей утвержден. Комиссия выдвинула вопрос о том, избирается ли председатель Высш[его] церк[овного] управления Поместным Собором или Высшим церк[овным] управлением из числа членов-епископов. По обсуждении постановлено, что председатель Времен[ного] высш[его] церк[овного] управления избирается Собором. В случае смерти или тяжкой болезни председателя в Высш[ем] цер[ковном] управлении председательствует до созыва нового Собора старейший член управления из епископов. Засим комиссия переходит к чтению воззваний проектов посланий Пом[естного] Собора. Читается составленное о. протопресвитером послание Главнокомандующему генералу Антону Ивановичу Деникину и предводимому им Христолюбивому Воинству, каковое единогласно одобряется для передачи в комиссию Собора по составлению воззваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 . Жалобы на Патриарха подаются в Священный Синод чрез старейшего из присутствующих в Синоде иерархов. 10 . В случае нарушения Патриархом прав или обязанностей его служения вопрос о признании в его действиях наличности поводов, могущих повлечь за собою его ответственность, разрешается соединенным присутствием Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Самое же предание его суду и суд над ним совершается Всероссийским Собором епископов с приглашением по возможности других Патриархов и предстоятелей автокефальных Церквей, —117— причем как для предания суду, так и для обвинительного приговора требуется не менее наличных голосов. 11 . Прошение об увольнении по болезни и иным причинам Патриарх подает в Священный Синод. Синод передает его в соединенное присутствие Синода и Высшего Церковного Совета, которое и выносит по этому делу свое постановление. 12 . В случае кончины Патриарха или нахождения его в отпуске или под судом, его место в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете заступает старейший из присутствующих в Синоде иерархов; права же и обязанности Патриарха, как епархиального архиерея, переходят к архиепископу Коломенскому и Можайскому. 13 . Единственным наследником имущества Патриарха после его кончины является Патриарший Престол. III. Определение о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете 7 декабря 1917 года 1 . Управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно с Священным Синодом и Высшим Церковным Советом. 2 . Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет ответственны пред Всероссийским Поместным Собором и представляют ему отчет о своей деятельности за междусоборный период. 3 . Председательствует в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете Патриарх, а за болезнью или отсутствием его председательствует старейший из иерархов, присутствующих в Синоде. 4 . Священный Синод состоит из Председателя-Патриарха и двенадцати членов: Киевского митрополита, как постоянного члена Синода, шести иерархов, избираемых Поместным Всероссийским Собором на три года, и пяти иерархов, вызываемых по очереди на один год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преемник Деникина на посту главнокомандующего барон Петр Врангель, проводя реорганизацию ведомств и учреждений, запросил Временное высшее церковное управление (ВВЦУ), председателем которого на тот момент был епископ Вениамин (Федченков), о ведомственном подчинении Управления исповеданий. В ответ на письмо управляющего делами совета при Врангеле епископ Вениамин выразил мнение, что учреждения самостоятельного управления исповеданий не требуется. По мнению преосвященного Вениамина, функции этого управления в соответствии с определениями Поместного Собора 6 вполне могло взять на себя Временное высшее церковное управление. Постановлением Совета при Главнокомандующем Русской армией 14 июня 1920 года Управление исповеданий оказалось упразднено, а решение всех церковных дел возложено на Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России. Инославные исповедания передавались в ведение гражданского управления по Отделу внут­ренних дел. Три дня спустя это постановление утвердил глава правительства Юга России Александр Кривошеин. Не удовлетворившись этим документом вполне, ВВЦУ попросило Врангеля внести в постановление поправку, что председатель ВВЦУ участвует в заседаниях совета при главнокомандующем не с совещательным, а с решающим голосом. Врангель с этим согласился 7 . Краевые правительства несколько иначе смотрели на взаимоотношения с церковным управлением. Гражданские власти занятых белогвардейцами Кубани и Крыма признали местные епархиальные советы государственными учреждениями. При этом Крымское краевое правительство ссылается в своих постановлениях по церковному вопросу на документы, выработанные Поместным Собором. В частности, в постановлении Совета министров от 21 февраля 1919 года говорится: «Утвердить прилагаемые при сем штаты Таврического епархиального совета на основании принятого Поместным Всероссийским Собором положения о епархиальном управлении, признав за этим учреждением значение правительственного... С упразднением Духовной консистории оставить в силе действующего закона те статьи устава Духовной консистории, кои не отменены постановлением Поместного Всероссийского Собора...» 8 . Таким образом, на Юге России наряду с выстраиванием новых государственно-церковных отношений проходила и реорганизация епархиального управления — также на основаниях, выработанных Поместным Собором.

http://e-vestnik.ru/analytics/grazhdansk...

Думается, настало время разработать механизм более активного, чем сейчас, участия епископата Русской Церкви в формировании органов ее центрального управления, прежде всего Священного Синода. Это было бы возможно, если бы Священному Собору Русской Православной Церкви в составе епископов было бы возвращено право избирать часть членов Священного Синода (не менее одной трети) на межсоборный период. Это способствовало бы лучшему осуществлению «обратной связи» между епископатом и центральным церковным управлением, формировало бы у епископов уверенность в причастности к деятельности центральной церковной власти, делало бы Священный Синод подлинным представительным органом иерархии. Можно предложить несколько вариантов возможного нового соотношения постоянных, избираемых и временных (вызываемых от групп епархий) членов Синода. а. Число членов Синода просто увеличивается на шесть членов — до 19-ти (нечетное общее число членов Синода обусловлено необходимостью предоставить решающий голос при возможном конфликтном голосовании Святейшему Патриарху). Однако такому громоздкому Синоду будет сложно стать эффективным органом церковного управления. б. Общее число членов Синода остается неизменным, но пересматривается нынешний состав постоянных членов Синода. Например, группу постоянных членов покидают митрополиты Санкт-Петербургский и Крутицкий, а также председатель ОВЦС и управляющий делами Московской Патриархии. Наличие последних в составе Священного Синода вызывает вопросы особенно после создания нового органа — Высшего церковного совета, в который и входят все руководители синодальных учреждений. Освободившиеся места как раз и занимают избранные собором члены Синода. в. Наконец, при том же общем количестве членов Синода возможно возвращение к тому его составу, который проектировался чрезвычайным Собором 1917–1918 годов. Тогда постоянными членами Синода остаются только Святейший Патриарх и Киевский митрополит, шесть членов избираются Поместным Собором в составе епископов, пятеро — вызываются по очереди от групп епархий, в которые входят и епархии автономных Церквей. Тем самым в составе Синода автоматически остается Предстоятель Украинской Церкви как имеющей наибольшую степень автономии из всех самоуправляющихся частей Московского Патриархата. Иные автономные Церкви получают свое представительство в высшем коллегиальном органе управления через делегируемых по очереди епископов, а также — возможно — через епископов, избранных Священным Собором.

http://e-vestnik.ru/analytics/sobor_i_si...

Закрыть itemscope itemtype="" > Народ служит, епископы управляют Об «антидемократических» изменениях в уставе Русской православной церкви рассказывает заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов) 14.05.2013 813 Время на чтение 21 минут Архимандрит Савва: «Реально соборность живет тем, что миряне являются активными служителями церкви» Фото: Алексей Майшев «Ну и где же теперь ваша хваленая соборность?» - с таким злорадным вопросом один католик обратился к журналистам, присутствовавшим на Архиерейском соборе Русской православной церкви 2013 года. Речь шла о принятых собором изменениях в уставе РПЦ. Сообщившая об этом «Независимая газета», а также некоторые другие СМИ вслед за католиком оценили новую редакцию устава как «триумф церковной номенклатуры» и конец соборности. Изменения касаются полномочий Поместного собора - второго высшего органа церковного управления наряду с Архиерейским собором: власти у него стало меньше. Поскольку в Поместном соборе кроме архиереев участвуют клирики, монахи и миряне, получается, что ущемлены права церковного народа - в пользу собора архиереев. Но не только. Некоторые наблюдатели усматривают опасную связь между смещением центра власти к Архиерейскому собору и идущей сейчас полным ходом епархиальной реформой: растет число новых епархий и епископов, лично преданных рукоположившему их таким образом, внутри Архиерейского собора создаются условия для роста влияния одного человека. На церковном языке это называется угрозой папизма, то есть отказа от вековых устоев управления церковью, завещанных Святыми апостолами. Для светского же сознания это выглядит лишним подтверждением антидемократичности церковной организации, а также, возможно, существования неких тайных замыслов у руководства РПЦ относительно участия во власти политической. времени Поместного собора 2009 года в РПЦ образовано 88 новых епархий, или 36% от их общего числа (247); здесь и далее - примечания «Эксперта». За ответами на все эти волнующие вопросы мы обратились к архимандриту Савве (Тутунову) - замуправделами Московской патриархии и секретарю комиссии Межсоборного присутствия, которая разрабатывала новую версию полномочий Поместного и Архиерейского соборов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Переходя к характеристике взаимоотношений РПЦ со старообрядчеством, митр. Кирилл отметил, что, несмотря на отмену Поместным Собором 1971 г. клятвы на старые обряды и признание их равноспасительными и равночестными новым обрядам, на подтверждение этого решения Поместным Собором 1988 г., а также на определение Свящ. Синода РПЦ, осуждающее «имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви», разделение не было преодолено. До сих пор в повседневной жизни не имеется фактов, которые подтверждали бы возможность полноценного существования двух обрядов в лоне РПЦ. Митр. Кирилл предложил ряд мер, направленных на установление доверительных взаимоотношений со старообрядцами. В частности, было указано на необходимость совместных действий в области возрождения культурных и духовных традиций, общих проектов в области книгоиздания, проведение научных мероприятий, духовных концертов, научно-исторических конференций, направленных на совместное осмысление и выверенную оценку причин и последствий раскола XVII в. Кроме того, митр. Кирилл указал на необходимость оказания действенной помощи старообрядцам в паломничествах к общим национальным святыням, в издании богослужебной и иной литературы, в подготовке специалистов в области старого обряда, традиционного пения и иконописи. В заключение доклада митр. Кирилл предложил учредить при Свящ. Синоде постоянно действующий орган, ведающий делами старообрядных приходов и взаимодействием со старообрядчеством. Третий день работы Собора был посвящён обсуждению вопросов внутренней жизни Церкви. В начале заседания был заслушан доклад святейшего патриарха, в котором затрагивались острые вопросы жизни епархий и приходов. Затем выступил секретарь Собора митр. Калужский и Боровский Климент (Капалин), который посвятил свой доклад требованиям, предъявляемым к ежегодным епархиальным отчётам. Митр. Климент также представил на утверждение А. С. принятое Свящ. Синодом «Положение о наградах Русской Православной Церкви». Затем Собором были заслушаны отчёты о заседаниях рабочих групп.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

По мнению архиеп. Евлогия, «была какая-то политика, чтобы опередить меня и чтобы я не попал к началу Съезда. Может быть, кому-то было нежелательно, чтобы меня выбрали в товарищи председателя, а может быть, были какие-нибудь другие соображения». На 3-м общем заседании (25 нояб.) состоялось обсуждение предполагаемых Наказом ВЦУЗ особых прав и особого, отдельно от делегатов-мирян, порядка голосования для делегатов-пресвитеров. Товарищ председателя отдела высшего и окружного церковного управления гр. П. Н. Апраксин от имени 16 членов отдела внес предложение об отмене соответствующих статей Наказа, нарушающих, на их взгляд, положения, утвержденные Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В свою очередь прот. О. Г. Ломако расценил подобное предложение как посягательство на права пресвитеров и нарушение церковной дисциплины. В защиту предложения выступил А. В. Васильев, он призвал поддерживать порядок обсуждения и решения соборных дел, установленный Поместным Собором. Вносимые же в него Наказом ВЦУЗ изменения, по мнению Васильева, нарушали соборность работы Собрания: «Не умалить достоинство и авторитет пастырей хотят инициаторы заявления, а просить их о руководстве и общем с ними соборном делании». Еп. Вениамин (Федченков) заметил, что «обсуждаемый вопрос с практической точки зрения представляется мало значащим, но с психологически-религиозной он велик», и дал подробные разъяснения по поводу причин имеющихся в Наказе ВЦУЗ отступлений от постановлений Поместного Собора, «допущенных как по практическим, так и по каноническим, религиозным и соборно-психологическим основаниям». В новом выступлении во время прений гр. Апраксин призвал следовать каноническому авторитету Поместного Собора, заявляя, что «правила, вводимые обсуждаемыми статьями Наказа, прямо противоречат установленному Всероссийским Собором порядку соборного суждения и голосования». По мнению гр. Апраксина, главный недостаток варианта, предусмотренного Наказом, в том, что «вносимые им новшества ведут к уменьшению епископского влияния на решения Собрания, вводят нежелательные заявления большинства пресвитеров на их меньшинство, могут даже оказывать моральное давление на Епископское совещание и, несомненно, внесут рознь в соборную работу».

http://pravenc.ru/text/1681087.html

Итак, первым деянием русского поместного собора и должно быть торжественное исповедание со стороны „отцов собора“, что они ничего не постановят противного и чуждого духу и принципам канонического кодекса Восточно-православной церкви. При бесспорности этого положения в идее, или принципе, в приложении своём оно может однако же повести к весьма большим затруднениям. Беда в том, что у нас, в русской Церкви, нет одного официально признанного текста этого канонического кодекса, а существуют следующие его редакции, различающиеся и составом статей, и текстом: 1) Кормчая Книга, редактированная Патриархом Никоном и одобренная собором при нём бывшим в 1653 г. и в течении XVIII и XIX вв. несколько раз издававшаяся. 2) Книга Правил Св. Апостолов, Св. Вселенских и поместных соборов и св. отцов, в первый раз изданная Св. Синодом в 1839 г. и потом несколько раз переиздававшаяся. 3) Кормчая Книга, редактированная и изданная патриархом Иосифом в 1649-м году и в 1885 году переизданная без перемены Московским Богоявленским Единоверче- —6— ским монастырём. Что и текст этого канонического кодекса должен быть принимаем во внимание на соборе русской церкви – это не может подлежать сомнению, как скоро единоверцы мыслятся полноправными членами русской православной церкви. 4) Епитимийный номоканон. В нашей церкви он имеется в двух церковно-официальных изданиях – полном, печатаемом в конце Большого Требника, и сокращённом – в конце малого требника. Первые три из этих кодексов весьма сильно рознятся и в составе канонических статей и в тексте одних и тех же правил. Что же касается 4-го кодекса, то состав статей его так случаен и последние так разнообразны по качеству, что официальная ревизия его – настоятельно необходима – даже и для обычного употребления. Это печальное состояние нашего церковно-официального канонического кодекса, долженствующего служить краеугольным камнем для деяний поместного собора, конечно, должно значительно охладить горячую ревность о скорейшем созвании поместного собора. Оно естественно приводит к другому вопросу: не следует ли предварительно заняться возможным усовершением нашей канонической кодификации, прежде чем заводить речь о созыве поместного собора? Ибо как можно прийти к соглашению на счёт универсально церковных принципов церковного устройства и дисциплины, когда и сами положительные источники, содержащие эти принципы, ведут не к единству, а к разделению? Какая может последовать гармония между членами собора, когда одни из них будут читать церковные правила по Кормчей Иосифовского издания, другие – по Кормчей Никоновского и Синодального, третьи – по Книге Правил 1839-го года?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Верующие Казахстана призвали Вселенский Патриархат к диалогу с другими Поместными Церквями 1 мин., 07.06.2016 Союз православных граждан Казахстана выступил с призывом к Вселенскому Патриархату наладить конструктивное взаимодействие с Русской Православной Церковью и другими Поместными Церквами. Соответствующее заявление появилось на сайте организации после того, как Синод Вселенского Патриархата выступил с заявлением о проведении Всеправославного Собора, несмотря на возникшие к нему замечания у ряда Поместных Церквей. «Подобная диктаторская позиция Вселенского Патриархата   не может не вызывать опасений у верующих Казахстана. Мы все воспитаны в духе, как мы полагаем, единственно истинной православной экклезиологии,  согласно которой Вселенскому Патриарху в православном мире принадлежит  первенство чести, а не  административная власть. Он первый среди равных ему Предстоятелей других Поместных Церквей.   Содержательное же наполнение этого первенства Вселенского Патриархата определяется  консенсусом  Православных Церквей.  Если этого консенсуса нет,  то его  нужно достигать: проводить переговоры, а не разговаривать с другими Церквами посредством окрика.  Это тем более актуально в настоящий момент, когда  до открытия Всеправославного Собора осталось так мало времени». Союз православных граждан Казахстана также напомнил, что позиция Священноначалия Русской Православной Церкви в связи с предстоящим Собором была предельно открытой: проекты всех соборных документов были заранее опубликованы, их обсуждение прошло на представительных богословских конференциях. В связи с этим Союз выразил особую поддержку стремлению священноначалия Московского Патриархата достичь консенсуса во всех вопросах, связанных с подготовкой Собора. «Православные граждане Казахстана убеждены в необходимости предпринять все возможные усилия для  проведения запланированного Всеправославного Собора на основе консенсуса всех Православных Церквей и призывают Константинопольский Патриархат к конструктивному сотрудничеству с Русской Православной Церковью и другими Поместными Церквами» - говорится в заявлении Союза православных граждан Казахстана.   Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/veruyushhie-kazahstana-pr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010