Архив Пн Проект документа «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси» 16 июня 2011 г. 15:00 Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви в период с 29 января по 01 октября 2010 года. 14 апреля 2011 года проект был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Рассмотрев проект 15 июня 2011 года, президиум Межсоборного присутствия постановил разослать его в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. Пояснительная записка к проекту изменений в Уставе Рассматривая тему «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси», комиссия Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви изучила доклады и предложения членов комиссии, а также отзывы, поступившие из епархий, духовных академий и церковно-общественных объединений 1 . Внесенные в комиссию предложения сводятся к следующим вариантам: 1. Патриарх избирается Поместным Собором из кандидатов, представленных Архиерейским Собором, но Поместный Собор не имеет права выдвигать своих кандидатов. 2. Патриарх избирается Архиерейским Собором (или Архиерейским Совещанием в составе Поместного Собора) из кандидатов, представленных Поместным Собором. 3. Патриарх избирается Архиерейским Собором из кандидатов, определенных на самом Архиерейском Соборе. 4. Патриарх избирается Поместным Собором из кандидатов, представленных Архиерейским Собором, согласно процедуре Соборов 1990 и 2009 гг. Иные вопросы, затронутые в отзывах и в заседаниях комиссии О форме голосования В пользу тайного голосования указывалось, что оно не только соответствует сложившейся исторической практике, но и ярче подчеркивает проявление воли Божией через участников Поместного Собора, по слову Священного Писания: «Изволися Духу Святому и нам» (Деян. 15. 18). При открытой форме голосования выборы становятся уязвимыми в отношении возможного влияния внешних сил на решение Собора, давления на отдельных делегатов, что недопустимо.

http://patriarchia.ru/db/text/1542557.ht...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie II. Поместный Собор 1. Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом. 2. Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом. 3. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых, в соответствии с Положением о составе Поместного Собора. Положение о составе Поместного Собора, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором. 4. Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора регламент заседаний, программу, повестку дня, структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора. В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о регламенте заседаний, программе, повестке дня и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору. 5. Поместный Собор: а) служит выражением вероучительного и канонического единства Русской Православной Церкви и имеет своей главной задачей его сохранение; б) принимает решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви;

http://mospat.ru/ru/documents/87533-pome...

Епископ Воскресенский Савва. Фото Ю. Маковейчук, pravmir.ru ЖМП 6 июнь 2012 /  14 июня 2012 г. 10:30 Епископ Воскресенский Савва: Публикация документов Поместного Собора 1917–18 гг. – жизненно важная задача В 2012 году Новоспасский монастырь объявил о начале работы над большим издательским проектом – публикацией материалов исторического Московского Собора 1917-1918 гг. Новое фундаментальное издание введет в научный оборот уникальные, зачастую еще совершенно не исследованные материалы Поместного Собора 1917-1918 гг. Эта публикация может стать существенной вехой в изучении истории Русской Православной Церкви и  Российского государства XX века, а также позволит осмыслить происходящие сейчас в Русской Церкви преобразования, источником которых послужили, в том числе, и решения Поместного Собора.   – Ваше Преосвященство, в 2012 году Новоспасский монастырь объявил о начале работы над большим издательским проектом – публикацией материалов исторического Московского Собора 1917-1918 гг. Мы хорошо помним, что несколько лет назад монастырь уже осуществил подобное издание. С чем связано ваше решение вернуться к материалам Поместного Собора? - Действительно, в 1994 – 2000 гг. Новоспасский монастырь выпустил в свет издание материалов Собора 1917 – 1918 годов, которое вышло по благословению покойного Святейшего Патриарха Алексия II. Первое издание состояло из 12 томов, 11 из них - соборные Деяний и один том - определения и постановления Собора. Часть соборных Деяний была выпущена репринтом по изданию, предпринятому еще в годы революции самим Собором. Уже через несколько лет эти тома стали библиографической редкостью и потому даже их репринтное воспроизведение было бы весьма ценно. К сожалению, Собор не смог завершить свою работу. Из-за последовавших гонений издание его Деяний также не удалось завершить. Поэтому выпуск неизданных Собором 1917 – 1918 гг. Деяний Новоспасский монастырь осуществлял уже по архивным материалам, хранящимся в Государственном архиве Российской Федерации в Москве. Первое издание Деяний Собора, предпринятое в 1994 – 2000 годах, имеет целый ряд недостатков, восполнить которые призвано наше новое издание.

http://e-vestnik.ru/interviews/pomestnyi...

Священный Синод вынес предложения по проведению Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви Москва, 25 декабря 2008 г. Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заседании от 24 декабря 2008 года рассмотрел результаты работы первого пленарного заседания Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, сообщает Служба коммуникации ОВЦС .   Священный Синод, в частности, одобрил проекты документов, подготовленных Комиссией: повестки дня, программы, регламента Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви; процедуры избрания кандидатов на Патриарший Престол от Архиерейского Собора; процедуры избрания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Поместным Собором; проекты ряда рабочих документов Соборов. Окончательное утверждение эти документы получат на Архиерейском и Поместном Соборах.  Среди прочего, было предложено, чтобы Архиерейский Собор определил тайным голосованием трех кандидатов на Московский Патриарший Престол (из числа архиереев старше 40 лет, имеющих высшее богословское образование и опыт управления епархией). Кроме того, кандидаты на Патриарший Престол могут быть выдвинуты и на Поместном Соборе, причем кандидатуры также определяются посредством тайного голосования. Священный Синод предложил, чтобы выборы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на Поместном Соборе проводились тайным голосованием. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2008 года Журнал 101   СЛУШАЛИ: Сообщение Местоблюстителя Патриаршего Престола Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, о работе Комиссии с предложениями по регламенту, программе, повестке дня Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (25-26 января 2009 года) в городе Москве и по процедуре избрания Архиерейским Собором кандидатов на Московский Патриарший Престол.  ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/28810.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Николай: «По-другому я поступить не мог» Удмуртские клирики, выступившие с обвинениями в адрес Патриарха Кирилла, запрещены в служении 01.04.2011 2561 Время на чтение 4 минуты Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай выступил с обращением к духовенству, монашествующим и верующим епархии в связи с появившимся в Интернете обращением трех удмуртских клириков к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу . «С большой скорбью принял я решение об освобождении от занимаемых должностей и увольнении за штат с запрещением в священнослужении бывших штатных клириков Ижевской и Удмуртской епархии протоиерея Сергия Кондакова, протоиерея Михаила Карпеева и священника Александра Малых. Но по другому я поступить не мог, потому что эти священнослужители, самочинно прекратив поминовение за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, дерзновенно попрали Определение Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви о избрании его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и поставили себя, по существу, вне Русской Православной Церкви», - говорится в обращении правящего архиерея, опубликованном на сайте епархии . «В своем обращении к Святейшему Патриарху они ссылаются на 15-е правило Двукратного Собора и 3-е правило 3-го Вселенского Собора, якобы дающие им такое право. О чем же говорят эти правила? В 3-м Правиле Третьего Вселенского Собора говорится: " ...повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и вселенским собором члены клира, отнюдь никаким образом, не были подчинены отступившим, или отступающим от православия епископам " . Во-первых, прежде всего, необходимо особо подчеркнуть слова правила " …единомудрствующие с православным и вселенским собором... " , то есть речь идет о неподчинении епископам, отступившим, или отступающим от православия в ересь, уже осужденную собором, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не осужден собором, а избран им на высокий и ответственный свещник церковного служения», - пишет архиерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/01/mi...

Владимир Легойда: Мы не видим возможности считать это Всеправославным Собором 10 июня, 2016. Новостная служба Статус Всеправославного Собора при отсутствии трех Поместных Церквей для Русской Церкви неясен 10 июня. ПРАВМИР. В повестке Всеправославного Собора, который запланирован на вторую половину июня на Крите, нет многих актуальных тем, заявил представитель Русской Церкви Владимир Легойда. Статус Всеправославного Собора при отсутствии трех Поместных Церквей для Русской Церкви неясен, заявил в интервью «России 24» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда. Ранее, напомним, Болгарская, Сербская и Антиохийская Церкви заявили о необходимости отложить Собор по причине нерешенности ряда вопросов. В пятницу также о своем намерении не принимать участие в Соборе на Крите 16-27 июня заявила Грузинская Православная Церковь. Вот что конкретно сказал Владимир Легойда. «Важно подчеркнуть, что мотивы, по которым сделала такое заявление Сербская Церковь, совпадают с заявлениями, которые мы слышали от других Поместных Церквей, и они указывают на то, что процесс подготовки к Собору не прошел через все стадии, чрезвычайно важные. Не решены те вопросы, которые должны были быть решены. Это связано с поправками к содержанию документов и с рядом других моментов. Русская Церковь изначально делала акцент на том, что подготовка должна быть чрезвычайно тщательной, скрупулезной и учитывать все озабоченности всех Церквей. К сожалению, по целому ряду причин, поскольку эти проблемы не сняты, мы слышим вот такие голоса. После того как Болгарская Церковь выступила с таким заявлением, Синод Русской Православной Церкви обратился к Патриарху Константинопольскому с предложением провести предсоборное всеправославное совещание, которое давало бы нам возможность внести необходимые поправки и развязать те узлы, которые сейчас завязаны. Но, к сожалению, на наше предложение, абсолютно реалистичное, совершенно четко позволявшее эти проблемы решить, мы не получили прямого ответа. А ответ, который был дан, демонстрирует совершенно иное понимание Константинополем сложившейся ситуации: никаких проблем нет, приезжайте, будем заседать.

http://pravmir.ru/vladimir-legoyda-myi-n...

Избрание Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Архиерейский собор Русской Православной Церкви 25 января 2009 г. 25 января 2009 года в Храме Христа Спасителя состоялся Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В нём приняли участие 198 архипастырей. Перед началом заседания в Зале церковных Соборов участники Собора молились о упокоении приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за ли­тиёй, которую совершил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Члены Архиерейского Собора утвердили повестку дня, программу и регламент, предложенные Священным Синодом. Участ­ники заседания избрали также секретаря Собора, про­голосовали по составу редакционной, мандатной и счётной комиссий и утвердили порядок избрания Собором кандидатов на Московский Патриарший Престол. В этот же день состоялось тайное голосование; бюллетени для голосования содержали полный список возможных кандидатов. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви кандидатами на Патриарший Престол могут быть епископы Рус­ской Православной Церкви старше 40 лет, обладающие высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления. По итогам голосования кандидатами стали Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калинин­градский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Архипастыри приняли также Определения “О подготовке Поместного собора Русской Православной Церкви” и “О кандидатах на Патриарший Престол”, одобрили Грамоту о созыве Поместного собора Русской Православной Церкви, утвердили Положение о составе Поместного собора, рассмотрели и предварительно одобрили для последующего утверждения Поместным собором ряд документов, касающихся организации работы Собора. Поместный Собор Русской Православной Церкви

http://pravmir.ru/izbranie-svyateyshego-...

поиск:   разделы   рассылка Вера Краснова Народ служит, епископы управляют Источник:  Эксперт Об " антидемократических " изменениях в уставе Русской православной церкви рассказывает заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов) у и где же теперь ваша хваленая соборность? " – с таким злорадным вопросом один католик обратился к журналистам, присутствовавшим на Архиерейском соборе Русской православной церкви 2013 года. Речь шла о принятых собором изменениях в уставе РПЦ. Сообщившая об этом " Независимая газета " , а также некоторые другие СМИ вслед за католиком оценили новую редакцию устава как " триумф церковной номенклатуры " и конец соборности. Изменения касаются полномочий Поместного собора – второго высшего органа церковного управления наряду с Архиерейским собором: власти у него стало меньше. Поскольку в Поместном соборе кроме архиереев участвуют клирики, монахи и миряне, получается, что ущемлены права церковного народа – в пользу собора архиереев. Но не только. Некоторые наблюдатели усматривают опасную связь между смещением центра власти к Архиерейскому собору и идущей сейчас полным ходом епархиальной реформой: растет число новых епархии и епископов, лично преданных рукоположившему их времени Поместного собора 2009 года в РПЦ образовано 88 новых епархий, или 36% от их общего числа (247); здесь и далее – примечания " Эксперта " .); таким образом, внутри Архиерейского собора создаются условия для роста влияния одного человека. На церковном языке это называется угрозой папизма, то есть отказа от вековых устоев управления церковью , завещанных Святыми апостолами. Для светского же сознания это выглядит лишним подтверждением антидемократичности церковной организации, а также, возможно, существования неких тайных замыслов у руководства РПЦ относительно участия во власти политической. За ответами на все эти волнующие вопросы мы обратились к архимандриту Савве (Тутунову) – замуправделами Московской патриархии и секретарю комиссии Межсоборного присутствия, которая разрабатывала новую версию полномочий Поместного и Архиерейского соборов.

http://religare.ru/2_101328.html

II.13. Отношения со старообрядчеством «Деяние об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их» (принято Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их. Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа: 1.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им. 2.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались. 3.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

К сожалению, первая попытка стала неудачной. Документы, которые должны быть вынесенными на рассмотрение Собора, после изучения их нашими верными, не выдержали критики. Целым рядом Поместных Церквей были вынесены свои предложения по совершенствованию этих документов. С подобными предложениями выступил и Священный Кинот Святой Горы Афон. Наша Церковь пыталась сделать все, чтобы откорректировать соборные документы, но, к сожалению, этого так и не произошло. Поэтому мы присоединились к предложениям тех Церквей, которые считают, что Собор надо перенести на более поздний срок и провести его тогда, когда будут доработаны документы, которые должны на нем рассматриваться и приниматься. Если соборные документы не будут иметь разногласий с Православным вероучением, которое подтверждено на семи Вселенских Соборах и на всех благочестивых Соборах, о которых знает наша история, тогда Собор, который будет созван для принятия этих документов действительно покажет миру красоту и величие Православной веры и продемонстрирует всем наше единство в Истине. Была ли у Священного Синода надежда на то, что всеправославный консенсус все же будет найден перед началом Собора? Да, наш Священный Синод надеялся на то, что православный консенсус (т.е. согласие) будет найден и наша Церковь до последнего делала все возможное, чтобы это произошло. К сожалению, случилось так, как случилось. Но мы не теряем надежды. Процессы по сохранению Божией Истины и объединения всех вокруг этой Святой Истины являются долгими и кропотливыми, но с Божией помощью все можно сделать. Хотя сам Константинопольский Патриарх и не делал никаких официальных заявлений, но отдельные клирики этой Церкви уже говорят, что остальные Поместные Церкви все же соберутся на острове Крит 19 июня. Можем ли мы считать это собрание Великим и Святым Собором, как это ожидалось изначально? Возможно будет именно так, что соберутся представители только отдельных Православных Церквей, но это собрание будет уже не Великим и Святым Всеправославным Собором, а просто конференцией отдельных Православных Церквей и, соответственно, их решения не будут иметь всеправославного значения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4539807...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010