Но есть один абсолютный предел послушанию: отступление пастыря от чистоты исповедания истины, потому что в нем — самое великое непослушание, может быть, худшее, чем непослушание первого человека. Потому Христос и говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). И апостол Павел пишет: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). В отличие от католиков, наша Церковь не делится на учащих и учащихся. Каждый христианин принял в крещении и миропомазании полноту даров Духа Святого. Если епископ или священник неправильно учит об истине, то мирянин не освобождается от ответственности за свой выбор. «Подобает более слушаться Бога, нежели человеков». Крайне опасным представляется весьма распространенное заблуждение о том, что миряне слишком малые величины, чтобы заниматься вопросами веры. Такое умаление себя странным образом может сочетаться с непослушанием Церкви в вопросах, давно решенных на Вселенских и Поместных Соборах, которые начинаются словами: «Изволися Духу Святому и нам». Хотя странного здесь нет ничего, потому что в том и другом случае совершается упразднение христианства — непослушание Христу Богу. И есть нечто худшее, чем все ереси вместе взятые, — сознательная и открытая ненависть ко Христу. Знаменитый философ талмудист XII века Маймонид, именем которого названа сегодня в Москве высшее учебное заведение, говорил: «Подобает убивать и бросать в ров погибели Иисуса из Назарета и всех Его последователей». Сам Христос отвечает ему в Евангелии: «Вы ищете убить Меня, потому что отец ваш диавол». Какое может быть общение у христиан с диаволом? И святые отцы двенадцати соборов разных веков особыми определениями призывают «святителей, священников и всех людей (т.е. мирян), как говорит преподобный Иосиф Волоцкий, не входить ни в какие сделки с противниками истины и совести». Неужели после этого кто-то, ссылаясь на благословение своего духовного отца, дерзнет вменить ни во что слово Христа и всей Церкви?

http://moral.ru/dom_0408.html

О значении догматов говорит тот факт, что, с древних времен и поныне, перед вступлением в церковную общину крещаемый должен во всеуслышание прочесть Символ веры, т. е. засвидетельствовать свою веру в догматические истины Православия. Апостол убеждает уверовавших твердо держаться евангельского учения, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). Кто отступает от однажды принятой апостольской веры, тот лишает себя спасения. История Православной Церкви знает множество примеров, когда ради сохранения чистоты своей веры святые подвижники шли на жестокие страдания и смерть. Христова Церковь прославляет их, как поборников православной истины. Догматы — незыблемые законы нашей веры. Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними — строгое единство. Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения. Мы имеем строгое указание Апостола: « Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10-11). Аналогично, против отвергающих основной христианский догмат — о Богочеловечестве Христа Спасителя, свидетельствует Апостол Иоанн: « Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин. 4, 3). Если любой грех — следствие слабости воли, то ересь — «упорство воли» [ 45 ]. Ересь — упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна. В постановлениях Шестого Вселенского Собора говорится: «Аще кто не содержит и не приемлет догматов благочестия и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема по определению, прежде составленному святыми и блаженными отцами» [ 46 ]. 3. Богословское мнение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

О значении догматов говорит тот факт, что, с древних времен и поныне, перед вступлением в церковную общину крещаемый должен во всеуслышание прочесть Символ веры, т.е. засвидетельствовать свою веру в догматические истины Православия. Апостол убеждает уверовавших твердо держаться евангельского учения, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). Кто отступает от однажды принятой апостольской веры, тот лишает себя спасения. История Православной Церкви знает множество примеров, когда ради сохранения чистоты своей веры святые подвижники шли на жестокие страдания и смерть. Христова Церковь прославляет их, как поборников православной истины. Догматы - незыблемые законы нашей веры. Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними - строгое единство. Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения. Мы имеем строгое указание Апостола: " Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден " (Тит. 3, 10-11). Аналогично, против отвергающих основной христианский догмат - о Богочеловечестве Христа Спасителя, свидетьльствует Апостол Иоанн: " Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста " (1 Ин. 4, 3). Если любой грех - следствие слабости воли, то ересь - " упорство воли " Ересь - упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна. В постановлениях Шестого Вселенского Собора говорится: " Аще кто не содержит и не приемлет догматов благочестия и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема по определению, прежде составленному святыми и блаженными отцами " 3. Богословское мнение Опыт Церкви шире и полнее догматических определений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/7/fb...

О значении догматов говорит тот факт, что, с древних времен и поныне, перед вступлением в церковную общину крещаемый должен во всеуслышание прочесть Символ веры , т.е. засвидетельствовать свою веру в догматические истины Православия. Апостол убеждает уверовавших твердо держаться евангельского учения, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4, 13 ). Кто отступает от однажды принятой апостольской веры, тот лишает себя спасения. История Православной Церкви знает множество примеров, когда ради сохранения чистоты своей веры святые подвижники шли на жестокие страдания и смерть. Христова Церковь прославляет их, как поборников православной истины. Догматы – незыблемые законы нашей веры. Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними – строгое единство. Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения. Мы имеем строгое указание Апостола: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит. 3, 10–11 ). Аналогично, против отвергающих основной христианский догмат – о Богочеловечестве Христа Спасителя, свидетельствует Апостол Иоанн: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин. 4, 3 ). Если любой грех – следствие слабости воли, то ересь – «упорство воли» 45 . Ересь – упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна. В постановлениях Шестого Вселенского Собора говорится: «Аще кто не содержит и не приемлет догматов благочестия и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема по определению, прежде составленному святыми и блаженными отцами» 46 . 3. Богословское мнение

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

О том же самом идет речь и в 92-м правиле этого Собора. Правило 68 (59) Еще следует просить императоров, чтобы они благоволили вынести определение о том, что, если кто-либо, по апостольскому праву, принадлежащему Церквам, захочет судиться по какому-нибудь делу в Церкви, и одной из сторон, быть может, решение клириков не понравится, в таком случае да не будет позволено вызывать в суд для дачи свидетельских показаний того клирика, который разбирал это же дело прежде или присутствовал при его разбирательстве, и да не обязывают давать показания того, кто состоит в родстве с лицом церковным. (Апост. 75; I Всел. 2; Карфаг. 38,140.) Толкование Ал. Павел словами смеет кто у вас судиться у нечестивых, а не у святых? ( 1Кор.6 :l) повелевает, чтобы христиане судились во внутрицерковных судах, а не в светских. Итак, если клирики, согласно этому апостольскому праву и привилегии, будут разбирать в Церкви какое-либо дело, но одна из тяжущихся сторон не удовлетворится их решением, настоящее правило просит императоров вынести определение, чтобы недовольный не имел права вызывать в другой суд для дачи свидетельских показаний по этому делу того клирика, который разбирал его или присутствовал на судебном разбирательстве, и чтобы не имел права привлекать к свидетельству того, кто приходится клирику родственником. С одной стороны, потому, что священнослужители и клирики не дают свидетельских показаний против воли, а с другой – потому, что тому, кто разбирал дело, запрещено давать по нему показания [ 267 ] . Смотри также Апост. 75. Правило 69 (6о) Подобает просить христианских императоров и о следующем: поскольку вопреки божественным повелениям во многих местах устраиваются пиршества, происходящие от языческого заблуждения, так что вместе с язычниками на их празднество тайно собираются даже христиане, то пусть императоры повелят запретить это и в городах, и в частных владениях, в особенности потому, что в некоторых городах даже в самые дни рождения блаженных мучеников и притом в самих священных местах обнаруживается это беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Обратись, Иаков, и возьми ее... ( Вар. 4:2 ). Обратитесь, патриархи, архиереи, иереи, клирики, монахи и все прочие духовные отцы и братья во Христе, и возьмитесь за эту книгу обеими руками [ 284 ] . Ходите при сиянии света ее (см. Вар. 4:2 ), чтобы просветиться вечным светом знания. Возрадуйтесь о словесах ее больше, чем те, которые находят большую добычу (см. Пс. 118:162 ). Ибо словеса ее чисты, серебро расплавленное, испытанное в земле, семикратно очищенное ( Пс. 11:7 ) – или суждением семи Вселенских Соборов, или множество раз Соборами Поместными и отдельными отцами, так как число семь Писание часто употребляет вместо «много раз». А взявшись, будьте не только читателями и слушателями этих божественных законов, но и исполнителями – потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут 285 , – чтобы не послужило к смерти нарушение этих правил, ведущих к жизни, если их соблюдают. Прибавлю же и следующее изречение Варуха: Счастливы мы, Израиль, потому что нам известно то, что благоугодно Богу 286 . Вы счастливы, братья христиане, потому что через эту книгу вы удостоились познать благоугодные Богу отеческие и соборные повеления. Божественный Давид сказал, что после многих молний и смятений показались источники вод и открылись основания вселенной: И умножил молнии и привел их в смятение, и явились источники вод, и открылись основания вселенной ( Пс. 17:15–16 ). Эти слова можно с большим удобством аллегорически истолковывать в отношении предмета нашей речи. Во-первых, после того как Господь умножил святые Соборы, словно некие молнии, и ими привел в смятение и погубил зломысленных еретиков, явились эти источники духовных и животочных вод и открылись эти умопостигаемые основания вселенной, то есть Кафолической Церкви. Во-вторых, сначала божественные Соборы собирались ради ниспровержения нечестивых ересей; но, собравшись, они выносили постановления и о христианской жизни, назовет ли кто их небесными источниками, так как они напояют все лицо Церкви, или духовными основаниями, на которых созидается всякое христианское здание. Но тогда они явились и открылись, однажды придя в бытие. Сейчас же явились и открылись, как мы сказали, через толкование на более простом языке и еще больше – с помощью издания в печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Они собирались по примеру св. апостолов, «ко­торые держали Собор в Иерусалиме» ( Деян.15:6 ). Мы придаем такое важное значение решениям соборов Церкви на основании слов Госпо­да Иисуса Христа: « если церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф.18:18-17 ). Вселенских Соборов в наше время насчитывается семь ; 1й – Никейский ( 325 г.); 2й – Константинопольский ( 381 г.); 3й – Ефесский ( 431 г.); 4й – Халкидонский ( 451 г.); 5й – Константинопольский второй ( 553 г.); 6й – Константинопольский третий ( 680 г.); 7й – Никейский второй ( 787 г.). До середины XV века православные не ограничивали число Вселенских Соборов семью. Св. Марк Эфесский называет Собор 880 года Восьмым Вселенским, а последующие отцы придавали вселенское значение и другим поместным Соборам – 1156–1157, 1341, 1348, 1351 гг. и пр. Тема 12: О Никео-Цареградском Символе веры В основе Никео-Цареградского Символа веры лежат древние крещальные символы , которые восходят к учению апостолов. Отцы I Вселенского Собора в Никее составили первые семь членов (пунктов) Сим­вола веры. На II Вселенском Соборе они были пере­работаны, и добавлены еще пять членов . Первый Вселенский Собор был созван против ложного учения александрийского священника А рия . Называется также собором 318 отцов, составивших 20 правил (или канонов); Второй Вселенский Собор был созван для утверждения учения о Боге Духе Святом против ложного учения константинопольского епископа Макед о ния; называется также собором 150 отцов, составивших 7 правил. Тема 13. О первом члене Символа веры Определение веры Веровать в Бога – значит быть уверенным в том, что Бог существует и заботится о спасении сотворенного им мира. Апостол Павел пишет, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». ( Евр.11:6 ). Христианин всегда должен быть готов дать исчерпывающий ответ на вопрос «как веруешь?» «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пт.3:15).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Откуда же, как не через устное предание (или письменное вне Библии ) знает об этом апостол? В своем Послании к коринфянам апостол Павел пишет: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Апостолы не столько были писателями, сколько проповедниками. Но то, что они говорили и о чем говорили, – не менее важно, чем то, о чем они писали. Надо учесть еще и тот факт, что не все Апостольские писания дошли до нас, но могли сохраниться в сочинениях их преемников или же в церковной практике, что видно из Послания к колоссянам, где апостол Павел говорит: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской Церкви, а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» ( Кол. 4:16 ). К нашему сожалению, прочесть Послание к лаодикийцам мы не можем, так как оно не сохранилось. Да только ли оно? Особенно если учесть, что эти послания писались в одном экземпляре, а не тысячными тиражами, а язычники, как известно, жгли не только христиан и их храмы, но и книги. Поэтому живая традиция и предания Древней Церкви для нас так же важны, как и послания святых апостолов. Итак, предания утверждались Соборами. Посему, отвергая предания, надо отвергнуть и авторитет Соборов. Но ведь первый Поместный Собор был созван апостолами: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» ( Деян. 15:6 ). Как часто мы можем видеть: собрались вместе представители разных христианских деноминаций – баптисты, харизматы, члены Церкви Христа, свидетели Иеговы, адвентисты, мормоны и проч. И какая бы тема ни обсуждалась, но всегда ясно, что по одному и тому же богословскому вопросу приводятся разные цитаты и даются разные толкования одних и тех же цитат. Сектант заявляет: «Мы живем только по Библии ». Но по чьей Библии – баптистов, свидетелей Иеговы или харизматов? Ведь Библия в руках православных и сектантов действительно чаще всего одного и того же издания, но как узнать, кто же действительно понимает ее правильно? Как ни пытаются протестанты доказать, что только Писание – Слово Божие, они часто забывают, что само Писание – это не Божьи «диктанты», написанные в разное время, что в Новом Завете есть книги (ряд Апостольских посланий), которые писались как личные духовно-отеческие наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Отрицание Вселенских Соборов означает однако, отрицание церковного сознания, выразившегося в церковно-соборных постановлениях, ибо эти Соборы являются верховным церковным органом деятельного раскрытия голоса Церкви. В Апостольском Соборе, созванном в 51 г. в Иерусалиме, мы имеем первообраз всех дальнейших церковных Соборов — Вселенских и Поместных. Имея св. Евангелие, в котором содержится все необходимое для спасения, св. апостолы нашли нужным принять соборное решение по возникшему вопросу — должны ли крещающиеся язычники предварительно обрезываться? Апостолы, собравшись вместе для рассмотрения этого вопроса ( Деян. 15, 6 ), единодушно постановили освободить язычников от бремени ветхозаветного обрезания, которое стало ненужным с наступлением Нового Завета благодати Христовой ( Гал. 6, 15 ). Решение было принято по внушению свыше, при содействии Св. Духа, руководяющего судьбами Церкви. Потому св. апостолы написали уверовавшим язычникам: «угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоло-жертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян. 15, 28—29 ). Формула «Изволися бо Святому Духу и нам» ( Деян. 15, 28 ) повторялась с тех пор на всех Вселенских и Поместных Соборах как их незыблемое основание. Св. апостолы провозгласили принятое соборное постановление как Богодухновенное определение, обязательное для всех членов Церкви. Смело можно сказать, что оно является первым правилом создавшегося отныне кодекса церковных канонических правил. Как повествует Дееписатель св. ап. Лука, свв. апп. Павел и Сила, обходя малоазийские церкви, учили всех обращающихся ко Христу «соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» ( Деян. 16, 4 ). С тех пор Поместные и Вселенские Соборы, созываемые по образцу Апостольского Собора, ссылаясь на авторитет Св. Духа, обязывают всех православно верующих строгого соблюдения принятых ими решений догматического и канонического характера.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Отцы и святые Апостолы Первого Иерусалимского Собора при содействии Свя­того Духа создали устав для первых христиан, написав следующее: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: возде­рживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, него себе не хотите ( Деян. 15, 28–29 ). В этом новизна закона, установленного Апостолами, как считает Златоуст, ибо Христос не устанавливал такого закона и не давал заповеди не есть удавленины и крови. Итак, у Апостолов и их восприемников есть власть устанавливать законы. А то, что этому Апостольскому закону должны были следовать верные по зову совести, ясно из следующих слов. Во-первых, из того, что этот закон назван бременем: угодно (...) не возлагать на вас никакого бремени более. Во-вторых, из того, что закон назван необходимым. В-третьих, из того, что Павел и Сила, проходя же по городам, передавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами ( Деян. 16, 4 ). Но и 63 Апостольское правило также устанавливает эти запреты: «Если кто-либо из Епископов, пресвитер, диакон или имеющий священнический чин съест мясо с кро­вью, то есть удавленину, нарушит закон, ибо в крови животного находится душа. Тот, кто ест удавленину, звероядину или мертвечину, да извержен будет из сана. Так полагалось и по закону Моисея. Если же это съест мирянин, да будет отлучен». Кормчая книга, лист 18. Не только на Апостольском Соборе, но и на других Вселенских и Поместных со­борах богоносные Отцы одно запрещали под угрозой анафемы, другое устанавливали и обязывали верующих соблюдать установленные ими законы, в противном случае нака­зывать кого извержением, кого отлучением, многих же анафемой. Ясно, что Церковь Христова (то есть Соборы, Вселенские и Поместные, и все со­словие пастырей и Церковных учителей, восприемников Апостолов, единодушно благо­честиво исповедующих святую кафолическую веру) имеет власть устанавливать законы. Поэтому Церковь благочестиво и свято, этой же властью, данной ей Христом, установи­ла и святые посты, и обязала нас к их соблюдению по совести, то есть утвердив, что их несоблюдение является грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010