«…и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил  — то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2Пет 2:5-9). Отсюда объяснение того, что касается близости воззрений Достоевского к «монашеству IV-IX вв.» и вообще к отцам того времени (как утверждает Флоровский с подачи Розанова). В тот период (то есть во времена Вселенских соборов, в эпоху борьбы с ересями и догматического формулирования Церковью православного христианства) многие вероучительные вопросы были еще, как теперь говорят, дискуссионными, и идеи оригенизма, в частности. И, действительно, существуют такие мнения некоторых Отцов, которые до того, как эти спорные вопросы были соборно осуждены Церковью как однозначно еретические, разделяли общий богословский «оптимизм» Оригена (например, Григорий Нисский в вопросе о конечности адских мук), но после постановлений Соборов исповедовали истинное учение Церкви (если доживали до того; если же нет, то таковые мнения обличались другими отцами, как неправославные). Таким образом, попытка возвращения к якобы дискуссионности этих вопросов после их осуждения Вселенскими и Поместными соборами – это чистой воды богословская спекуляция, которая должна быть осуждена с той же самой строгостью, с которой Церковь осудила сами эти ереси. И то, что процесс этого «возвращения» (оригенизма и пелагианства) и развития на этой волне экуменических настроений уже весьма продвинулся вглубь нашей Церкви, в сознание мирян и даже духовенства, – это прямая «заслуга» таких новоявленных «святых отцов», как Вл.Соловьев и Ф.Достоевский. И в другом смысле сравнение воззрений Достоевского с патристикой и монашеством «златоустных» веков христианства не выдерживает богословской критики, вернее – оказывается не на руку самому писателю.

http://bogoslov.ru/article/3442603

Ибо мы, говоря испытуемому: «Веруешь ли, что получишь вечную жизнь и отпущение грехов?», утверждаем не что иное, как то, что это может быть дано в Кафолической Церкви, а у еретиков, у которых Церкви нет, получить оставление грехов невозможно. И поэтому защитники еретиков обязаны или изменить это вопрошание, или защитить истину, если только они не приписывают еретикам какую-то Церковь . Кроме того, необходимо, чтобы крещеный был помазан, дабы, получив помазание, он стал причастным Христу 43 . Но еретик, не имеющий ни алтаря, ни церкви, освятить елей не может. У еретиков помазания не может быть вообще. Ибо для нас совершенно очевидно: никак невозможно, чтобы елей у них был освящен для благодарения [ 44 ] . Мы не должны пребывать в неведении, но должны знать, что написано: Елей же грешника да не помажет головы моей ( Пс.140:5 ), – на это еще в древности Дух Святой указал в псалмах, дабы никто, потеряв след (ξιχνιασθες) [ 45 ] и сбившись с прямого пути, не был помазан еретиками, враждебными Христу. Да и как совершит молитву о крещеном не иерей, а святотатец и грешник? Ведь Писание говорит: Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает ( Ин.9:31 ). Через Святую Церковь мы мыслим отпущение грехов [ 46 ] . Кто же может дать то, чего не имеет сам? Или как может совершать что-либо духовное тот, кто отверг Духа Святого? Поэтому приходящий в Церковь и должен обновиться, дабы внутренне сделаться освященным через святые таинства. Ведь написано: Будьте святы, как Я свят, говорит Господь (см. Лев.11:44; 19:2; 20:7 ). Поэтому и тот, кто был введен в заблуждение обольщением, пусть в истинном и Церковном крещении совлечется и самого этого [ 47 ] , – всякий человек, который шел к Богу и искал иерея, но, оказавшись в заблуждении, попал к святотатцу. Выказывать снисходительность к тем, кто крещен еретиками, значит признавать крещение еретиков [ 48 ] . Ведь оно не может иметь силу отчасти. Если кто-либо смог крестить, значит, он имел силу и подать Святой Дух. А если не смог дать, так как не имеет Духа Святого, потому что пребывает вне Церкви, то не может и крестить приходящего. Ибо крещение одно, и Дух Святой один, и Церковь , Христом Господом нашим на единстве основанная (как говорил с самого начала ап. Петр), одна. Потому совершаемое еретиками – все негодно как ложное и пустое. Богу не может быть приятно и угодно ничто из совершаемого теми, кого Господь в Евангелии называет врагами и противниками: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает ( Мф.12:30 ). И блаженный ап. Иоанн, соблюдая заповеди Господни 49 , в своем Послании прежде всех писал: Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши ( 1Ин.2:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Из сих свидетельств Священного Писания для всякого ясно, что Церковь Христова, т.е. Вселенские и Поместные Соборы, пастыри и учители, столпы и светила Церкви имеют полномощную власть устанавливать законы для исправления верных чад своих, побуждать их к соблюдению оных законов, вменяя им в грех их неисполнение, и всеми мерами исправлять непокорных. Всякий, кто непокорен им, является непокорным не человеку, но Богу, Который дал им Духа Святого, по слову апостольскому, или, лучше сказать, по слову Христову: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10, 16). 3. Святые Соборы о посте и трапезе Отцы Апостольского Иерусалимского Собора написали для первенствующих христиан таковой устав: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян. 15, 28-29). Из сих слов видно, что апостолы сами устанавливали новые законы, например, относительно употребления в пищу мяса. Вот как рассуждает об этом святитель Иоанн Златоуст. Христос ничего не установил и не заповедал касательно удавленины и крови. Следовательно, апостолы и их преемники имеют власть устанавливать законы. А что сей апостольский закон обязывал тогда совесть православных христиан исполнять его, почитая нарушение оного закона грехом, это открывается из последующих слов: 1. Оный закон называется бременем (тяготою): Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более (Деян. 15, 28). 2. Закон сей называется необходимым законом. 3. Апостолы Павел и Сила, проходя по городам, побуждали первенствующих христиан соблюдать законы, установленные апостолами и пресвитерами (Деян. 16, 4). Шестьдесят третье апостольское правило тоже подтверждает запрет апостолов: " Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Какова лексика архиепископа Памфилийского! На вопрос, не слишком ли поторопились экзархи Константинополя с проведением «объединительного собора», он ответил ни много ни мало: Понимаете, есть два пути работы. Первый - путь выжидания, малого прогресса. Но я верю в своеобразную шоковую терапию. Когда мы работали, я руководствовался именно этой логикой - шоковой терапии . Одним словом, архитекторы раскола изначально предполагали методы самые что ни на есть радикальные, революционные. Таковы, видимо, инструкции их скрытого от посторонних глаз руководства. В ходе дальнейшей беседы иерарх из Штатов допускает, что называется, оговорку по Фрейду. Вот полюбуйтесь: Как ребенок растет и с этим ростом начинает вести себя тем или иным образом, так же произойдет с церковью. Сейчас это маленький ребенок: были болезненные роды, мы его родили, а теперь это дитя будет расти на наших глазах. И, конечно, мы и все остальные поместные церкви будем ему подсказывать, советовать, но не вмешиваться во внутреннюю жизнь этой церкви . Прекрасно: создали «церковь» по своему образу и подобию. Апостол Павел, никогда не строивший на чужом основании, выражался иначе: «Кто Павел, кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3, 5-7). В другом месте святой Павел говорит о муках духовного рождения: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19). Христа ли силятся изобразить в раскольниках «многострадальные отцы» экзархи Варфоломея? Их образец вообще какая-то тайна, которую можно выразить кратко следующим образом: что угодно, только чтобы русского духа не осталось ни капли: я оптимист, потому что на Украине есть достаточно молодого духовенства, молодых парней и женщин в лоне церкви, стремящихся к тому, чтобы церковь вышла на другой уровень, чем тот, который мы имеем сегодня. Ведь и УПЦ КП, и УАПЦ, и УПЦ МП - это всё модель РПЦ, только с измененными титулами. А мы не можем быть моделью РПЦ на территории Украины.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/14/ar...

Календарь Материалы 28 марта 2013 г. [Интернет-журнал/Культура] Людмила Ларкина Иконы, писанные Арсением Иосифовичем Савицким, есть во многих русских храмах Австралии, но его имя до сегодняшнего дня многим неизвестно. [Интернет-журнал/Культура] Марина Вологжанина После Рахманинова были великие, замечательные композиторы, но такой мощной фигуры, личности такого масштаба больше нет. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Ольга Рожнёва Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться. [Документы истории] Анна Кропоткина Прежде всего общества трезвости стремились занять воскресный день трезвенников. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Один из воинов схватил упавший меч и ударил им Мануила, однако не смог отрубить ему головы [Встреча с Православием/Православная библиотека] 14 марта (по ст. ст.) 1613 г. в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) Пожалуй, каждому христианину приходилось слышать от людей малоцерковных или вовсе незнакомых с Православием: «Подумаешь, это же не такой страшный грех. Вот если бы я кого убил или украл миллион!». Что ответить на такое утверждение? Может ли грех вообще быть нестрашным? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. Диакон Илья Маслов Так ли сильно разнятся выводы «правдолюбовской» и Синодальной богословской комиссий между собой? Игумен Даниил (Гридченко) Священное Писание парадоксально, полно антиномий. Вот и первый Богослов - святой Иоанн – апостол любви призывает… к нелюбви, - не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:15-17). English Edition

http://pravoslavie.ru/archive/130328

Календарь Материалы 6 апреля 2007 г. [Документы истории] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Эти торжествующие, полные ликования слова обращаю ныне к каждому из вас, Преосвященные собратья архипастыри, всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне нашей Святой Православной Церкви. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Сердечная вера необходима человеку потому, что светоч ума нашего очень ограниченный, не много вмещает в себя света умного; а Господь Бог есть беспредельный Свет, и мир есть бездна Его всемогущества и премудрости, тогда как в нас только ничтожная, так сказать, капля Его силы и мудрости, потому что столько, а не больше вместить их могли в своем бренном уме. Помни это. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Анатолий Холодюк Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или оповещения паломников, а также, не приурочивая это событие к каким-либо праздникам, служители собора разрешают молящимся войти в часовню-святилище, где с соблюдением строжайших условий хранится хитон Господа нашего Иисуса Христа. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. [Поместные Православные Церкви/Иерусалимская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Расцвет монастыря Святого Креста начался в конце XII века: около 1185 года, во время правления в Иберии благоверной царицы Тамары, в Иерусалим прибыл поэт Шота Руставели, посланный иберийским двором с ответственной миссией – реорганизовать иберийскую братию Иерусалима и отремонтировать монастырь Святого Креста, пострадавший от крестоносцев в годы их пребывания в Иерусалиме. Новости 6 апреля 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070406

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский патриарх утратил свое первенство во Вселенском Православии// http://www.patriarchia.ru/db/text/5361350.html . «Константинопольская патриаршая кафедра обладает первенством чести на основании священных диптихов, признаваемых всеми Поместными Православными Церквами. Содержательное же наполнение этого первенства определяется консенсусом Поместных Православных Церквей, выраженным, в частности, на всеправославных совещаниях по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви». – Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви// http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексий Родионов 23 февраля 2021, 21:56 Выводы в конце статьи совершенно верные. Но дезавуировать прежние документы нужно публично, а не просто забыть о них. Юлия 2 апреля 2019, 18:09 Сообщению Владимира от 12.03 Речь, возможно, об этих документах http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html Вадим К. (продолжение) 18 марта 2019, 13:52 " Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов " , - внушает Моисей сынам Израилевым в кн. Второзакония и продолжает, - " Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов " . Пределы народов, т.е. границы. А что говорит ап. Павел эллинским мудрецам в Ареопаге? " Бог сотворил от одной крови всякий язык людей, чтобы населить по всему лицу земли, определив сроки и границы их поселения, дабы взыскали Господа " . Из всего этого следует давно известная истина: разделение человечества на народы и обитание каждого народа на своей земле было сделано Самим Богом, хотя и не без сожаления. Он же и соберет их воедино и уже собрал в 50-цу верующих в Троицу. Вадим К. 18 марта 2019, 13:15 " мы, конечно же, признаем, что идея национальных государств является поздней и имеет массу отрицательных сторон, но система автокефалий сложилась задолго до нее " . Но кто это " мы " ? И какие основания нам делать такие признания? Идея нац. государств имеет древнейшее происхождение и является идеей не чьей-то, а Самого Бога. " И сказал Господь: вот один народ и один у всех язык... сойдем же и смешаем там их язык... И рассеял их Господь оттуда по всей земле " . 10-я глава Бытия посвящена целиком родословию народов и там же сказано: " от сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих "

http://pravoslavie.ru/119831.html

Невозможно переоценить добродетель послушания. За непослушание человек лишился рая, за свое послушание он вводится паки в рай. Святые отцы говорят, что даже если священник в своем пастырском руководстве неправ, Промысл Божий может устроить послушание ему во спасение. Но есть один абсолютный предел послушанию: отступление пастыря от чистоты исповедания истины и чистоты жизни по заповедям Христовым, потому что в этом – самое великое непослушание, может быть, худшее, чем непослушание первого человека. Потому Христос и говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). И апостол Павел пишет: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). И другой апостол: «Ангелу Сардийской Церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1). В отличие от католиков, наша Церковь не делится на учащих и учащихся. Каждый христианин принял в Крещении и Миропомазании полноту даров Духа Святого. Если епископ или священник неправильно учит об истине, то мирянин не освобождается от ответственности за свой выбор. «Подобает более слушаться Бога, нежели человеков» (Деян. 5, 29). Крайне опасным представляется весьма распространенное заблуждение о том, что миряне слишком малые величины, чтобы заниматься вопросами веры. Такое умаление себя странным образом может сочетаться с непослушанием Церкви в вопросах, давно решенных на Вселенских и Поместных Соборах, которые начинаются словами: «Изволися Духу Святому и нам». Хотя странного здесь нет ничего, потому что в том и в другом случае совершается упразднение христианства – непослушание Христу Богу. И обратим еще раз внимание на второе доказательство «полезности» пособия диакона Илии – одобрение его некоторой частью православного народа. Но какова эта часть, и что это за часть? Церковь не может быть не озабочена, как донести благовестие Христово даже до отравленной современной субкультурой молодежи. Здесь возникает вопрос: можно ли делать это всеми возможными способами – вплоть до участия священнослужителей в рок-концертах, как это приходится теперь наблюдать? Призыв распахнуть все окна, открываясь миру, в то время как воздух мира отравлен, не может быть уместным. Иначе не Церковь войдет в мир, а мир со всем, что в нем есть, – в Церковь. Не будет ли это напрасным сеянием при дороге?

http://radonezh.ru/2021/10/20/protoierey...

Нельзя ни на минуту упускать из вида, что древние каноны были вызваны к жизни в целях сохранения чистоты учения Христова и вне связи с этим учением они являются обычными памятниками мертвого права. На основании буквы канонов можно устроить управление еретической общины, но это управление еще не обеспечивает появления в ней истинного учения. Поэтому нельзя, преклоняясь раболепно перед священною силою древних канонов как в XVII веке староверы пред буквою богослужебных книг, применять поместные и даже вселенские постановления к текущей жизни, если такое их применение к русскому быту вне прежних условий греко-римской жизни, грозит хотя бы малейшему отклонению нашего учения от важнейшего в законе ( Мф. 23:23 ). Стремясь к оживлению православной религиозной жизни, следует помнить слова апостола: «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8–9 ). А мы знаем, что Христос благовествовал людям, что суббота для человека, а не человек для субботы. Христос сказал фарисеям: «Неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому кроме священников, и дал бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк. 2:24–27 ). Точно также: каноны создавались для того, чтобы направлять церковную жизнь по правильному руслу, а не жизнь создавалась для того, чтобы во всей строгости подчиняться канонам, даже в ущерб сохранению учения Христова. Никого так сильно не обличал Христос, как книжников и фарисеев, которые исполняли букву закона, и оставляли важнейшее в нем: «суд, милость и веру» ( Мф. 23:23 ), забывая истинный дух закона. И мы знаем, что вселенская церковь также опасалась обнаруживать пристрастие к букве. После иконоборческого собора (754 года), на котором присутствовало 338 отцов, патриарх константинопольский Тарасий, обсуждая вопрос о новом соборе, спрашивал: «да разве какое постановление может связывать истину?» ( Деян. 7:76–77, 57–59 ; Лебедев, История вселенских соборов, М. 1876, вып. II, стр. 279.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Никакая ложь оттого не свойственна Церкви, не терпима в Ней. Не может быть поэтому в Ней ни разномыслия, ни разногласия, ни разделений. Об этом ясно говорит св. Апостол Павел, наставляя первых христиан: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим. 16,17 ). «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» ( Фил. 2, 2–3 ). Как же выглядит теперь столь модное ныне движение «экуменизма», с точки зрения такого вполне ясного и категоричного учения Слова Божия? Не есть ли оно – сплошная ложь, несвойственная истинной Церкви и нетерпимая в Ней? Требуя от христиан полного единомыслия и единодушия в своей среде, Слово Божие столь же ясно и категорично говорит о том, как истинные христиане должны относиться к искажающим истинное учение Церкви лжеучителям-еретикам: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит. 3, 10 ). Так ли поступают современные «христиане» – или они «стыдятся» требований Слова Божия, как «устарелых», «отставших от века», недостаточно «прогрессивных»? Вот почему лгут на Истину все эти «экуменисты» и всякого рода современные «объединители», стремящиеся соединить несоединимое: «Правду с беззаконием, Свет со тьмою, Христа с велиаром, вернаго с неверным» ( 2Кор. 6, 14–15 ). Что сказать нам после этого о иерархах, возглавителях и духовных руководителях современных Поместных Православных Церквей, которые вступили в «экуменическое Движение» и стали полноправными членами и активными деятелями «Мирового Совета Церквей»? Вправе ли они еще считать себя православными? Мы не говорим уже о целом ряде канонических правил Православной Церкви, воспрещающих молитвенное общение с еретиками, за что полагается отлучение от Церкви, а епископам и клирикам – извержение из сана (см. Апостольские правила 45, 46 и 65 и Лаодикийского собора 32, 33 и 37), ибо многие сейчас считают, что каноны вообще «отстали» от далеко «ушедшей вперед» жизни и надо все их отменить или переделать так, чтобы ни для кого не было стеснений и каждый мог делать все, что ему заблагорассудится в свое удовольствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010