Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКОЕ ПРЕДСОБОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 МАЯ 1971 Г. Состоялось в Успенском храме Новодевичьего московского мон-ря под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) . После кончины 17 апр. 1970 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церкви» началась подготовка к созыву Поместного Собора для избрания нового Патриарха (см. Поместный Собор РПЦ 1971 г. ). 15 мая 1970 г. Свящ. Синод РПЦ установил годовой траур по почившему Патриарху, 25 июня на расширенном заседании Синода было принято решение о созыве Поместного Собора для избрания нового Патриарха по истечении срока траура - с 30 мая по 2 июня 1971 г. Решение Синода противоречило 14-й статье 1-го разд. Положения, согласно к-рому выборы нового Патриарха должны были состояться не позднее 6 месяцев после кончины Предстоятеля. Отсрочка выборов была связана с тем, что Поместному Собору предстояло помимо избрания нового Главы Церкви утвердить постановление Архиерейского Собора РПЦ 1961 г. о внесении изменений в 4-й разд. «Положения об управлении Русской Православной Церкви» - о приходском управлении, принятое под жестким давлением властей. КГБ опасался возможных выступлений архиереев на Поместном Соборе против постановления 1961 г. и потому вынудил Синод отсрочить созыв Собора, чтобы гос. органы имели время для проведения предварительной работы по организации соборных решений. В том, чтобы архиереи единодушно выступили по всем вопросам на Поместном Соборе, был также весьма заинтересован Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Пимен, об этом он говорил с заместителем председателя Совета по делам РПЦ В. Г. Фуровым 5 апр. 1971 г., накануне А. п. с. (ГАРФ. Ф. 6891. Оп. 6. Д. 441. Л. 31). На А. п. с. обсуждалась повестка дня буд. Поместного Собора, кандидатура Патриарха, порядок его избрания, а также содержание решений, к-рые предстояло принять Собору.

http://pravenc.ru/text/76526.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Поместный собор 1971 г.: Вопросы и размышления... История добывает для юности разум стариков 26.07.2007 739 Время на чтение 24 минут За последние двадцать лет написано много работ, освещающих различные недоступные ранее для читателей периоды церковной истории ХХ века. Но есть события, которые еще ждут своего исследователя. К этим важным вехам государственно-церковной истории следует отнести 70-е годы прошлого столетия, наполненные масштабными событиями: это - и дарование автокефалии Православной Церкви в Америке, и укрепление позиций Православия в Японии, и, конечно, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года. Одним из бесценных источников для осмысления этого события являются воспоминания владыки Василия (Кривошеина) о Соборе, участником которого он был. Данная статья, написанная по материалам ГАРФа (Государственный архив Российской Федерации) и РГАНИ (Российский Государственный архив новейшей истории), освещает иные стороны этого важнейшего события в истории Церкви двадцатого столетия. 17 апреля 1970 года на 93-м году жизни почил Святейший Патриарх Алексий (Симанский), один из выдающихся архиереев ХХ столетия. Власть в лице А. Н. Косыгина выразила свое соболезнование. Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), ставший Местоблюстителем Патриаршего Престола, пытался выразить слова благодарности советскому правительству через газету " Известия " и для этого обратился в Совет по делам религий при Совете Министров СССР , который, в свою очередь, написал докладную записку в ЦК КПСС. Переписка продолжалась с 8 по 20 мая 1970 г. Митрополиту в публичной благодарности отказали, разрешив только " направить Председателю Совета Министров СССР товарищу А. Н. Косыгину телеграмму, в которой он выразил благодарность за выраженное правительством соболезнование по случаю кончины патриарха Алексия " . Я специально привожу этот пример в начале повествования, ибо нам, живущим сегодня в иных условиях, трудно себе представить такое, а еще сложнее понять...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления… Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 27 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 История добывает для юности разум стариков. За последние двадцать лет написано много работ, освещающих различные недоступные ранее для читателей периоды церковной истории ХХ века. Но есть события, которые еще ждут своего исследователя. К этим важным вехам государственно-церковной истории следует отнести 70-е годы прошлого столетия, наполненные масштабными событиями: это — и дарование автокефалии Православной Церкви в Америке, и укрепление позиций Православия в Японии, и, конечно, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года. Одним из бесценных источников для осмысления этого события являются воспоминания владыки Василия (Кривошеина) о Соборе, участником которого он был 1 . Данная статья, написанная по материалам ГАРФа (Госу­дарст­вен­ный архив Российской Федерации) и РГАНИ (Российс­кий Государственный архив новейшей истории), освещает иные стороны этого важнейшего события в истории Церкви двадцатого столетия. 17 апреля 1970 года на 93-м году жизни почил Святейший Патриарх Алексий (Симанский), один из выдающихся архиереев ХХ столетия. Власть в лице А. Н. Косыгина выразила свое соболезнование. Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), ставший Местоблюстителем Патриаршего Престола, пытался выразить слова благодарности советскому правительству через газету “Известия” и для этого обратился в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который, в свою очередь, написал докладную записку в ЦК КПСС. Переписка продолжалась с 8 по 20 мая 1970 г. Митрополиту в публичной благодарности отказали, разрешив только “направить Председателю Совета Министров СССР товарищу А. Н. Косыгину телеграмму, в которой он выразил благодарность за выраженное правительством соболезнование по случаю кончины патриарха Алексия” 2 . Я специально привожу этот пример в начале повествования, ибо нам, живущим сегодня в иных условиях, трудно себе представить такое, а еще сложнее понять…

http://pravmir.ru/pomestnyiy-sobor-1971-...

II.13. Отношения со старообрядчеством «Деяние об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их» (принято Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их. Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа: 1.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им. 2.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались. 3.      Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: объединение невозможно, если одна из сторон считает другую «еретической» Митрополит Иларион рассказал в интервью изданию «Коммерсантъ» о перспективах воссоединения Русской Православной Церкви и старообрядцев. – Пятьдесят лет назад состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором было принято решение отменить «клятвы» на старые обряды, наложенные Большим Московским Собором 1667 года. Что поменялось для староверов после Собора 1971 года? – Решения Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года носят исторический характер. Они знаменуют собой серьезную настроенность Русской Церкви на диалог со старообрядчеством, имеющий, конечно, своей конечной целью преодоление многовекового разделения. Это очень непростой и небыстрый путь, который предстоит нам всем пройти. Но решения Собора помогли снять взаимную отчужденность. Появились возможности наладить диалог, участвовать в совместных проектах, выставках, фестивалях. Сейчас развивается сотрудничество во многих областях общественно-культурной жизни. Например, представители Русской Православной Старообрядческой Церкви во главе с митрополитом Корнилием ежегодно участвуют во Всемирном Русском Народном Соборе и других форумах, организованных Русской Православной Церковью. Некоторые из представителей старообрядческих согласий закончили духовные учебные заведения Русской Православной Церкви или продолжают в них учиться. Развивается паломничество старообрядцев к общерусским святыням, находящимся в православных храмах или монастырях. Имеются многочисленные примеры делового сотрудничества православных и староверов на местном уровне. – Некоторое время назад Вы заявили, что в Русской Православной Церкви не видят препятствий для воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Старообрядческой Церкви в лоне единой Церкви. На каких условиях это может произойти?

http://mospat.ru/ru/news/87823/

Мониторинг СМИ Краткая справка об истории Поместных Соборов Русской Православной Церкви 22.01.2009 12:52 Согласно Уставу Русской церкви, Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения Церкви. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. Поместный Собор, в частности, утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству, канонизирует святых, избирает патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания, определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством, выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности. Поместный Собор как канонический термин обозначает Собор поместной Церкви (тем самым подразумевается его противопоставление Вселенскому Собору). Однако более распространено восприятие Поместного Собора как Собора широкого состава, в который входят не только епископы, как в случае с Архиерейским Собором, но также клир и миряне. Исходя из этого, более распространенного, значения, можно сказать, что в истории Русской церкви было всего пять Поместных Соборов, и все они проходили в XX веке: в 1917-1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годах. Все Соборы (за исключением Архиерейских Соборов), которые проводились прежде, были скорее прообразом этих Поместных Соборов. В то же время важно иметь в виду, что единая модель участия клириков и мирян в Поместных Соборах XX века отсутствовала. Соборы на Руси созывались, начиная с Крещения Руси в 988 году. Однако о Соборах Киевского периода исторической науке почти ничего не известно. Более подробные сведения начинают поступать, начиная с периода татаро-монгольского ига и Московской Руси. Выборов на т.н. Поместные Соборы, которые проводятся в XX веке, до этого не проводилось. Существовала традиция (жесткой регламентации не было) приглашать на Собор видных московских священников (обычно их представляли настоятели кремлевских соборов и церквей), настоятелей крупных монастырей Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов. Кроме того, присутствовал царь со своей свитой. Подписи под деяниями Соборов ставили обычно только епископы, что придавало им качество скорее Архиерейских Соборов. Великие князья и цари сами указывали предметы соборных рассуждений, они же нередко публиковали соборные постановления от своего собственного лица.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Воспоминания. Поместный собор Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре и избрание Патриарха Пимена Источник Скачать epub pdf май-июнь 1971 года (По личным впечатлениям и документам) После кончины Святейшего Патриарха Алексия (17 апреля 1970 г.) вопрос о том кто будет его преемником по патриаршеству, естественно занял главное место в мыслях и чувствах всех живущих жизнью Русской Православной Церкви, как в самой России, так и на Западе. На Западе, особенно у карловчан и у римо-католиков, сложилось убеждение, что Патриархом будет избран обязательно митрополит Никодим. У католиков это предположение было основано на том, что они хорошо знали митрополита Никодима по его неоднократным посещениям Ватикана и думали поэтому, что он стоит во главе всех церковных дел. Но в основном, потому что они ему симпатизировали и считали наиболее к себе близким из русских иерархов. А карловчане, в силу своих предвзятых и твёрдо сложившихся взглядов рассуждали просто: современной Русской Церковью всецело правит правительственный совет по делам Церкви и КГБ, Никодим – агент правительства и КГБ. Ко всему прочему он наиболее динамичная личность среди иерархов, а значит власти в своих целях поставят его Патриархом. Такого рода рассуждения и мысли можно было встретить в карловацкой среде и прессе (в «Православной Руси» особенно) почти накануне созыва Собора, хотя всем следящим за жизнью Русской Церкви, было уже ясно, что Патриархом будет избран митрополит Пимен. Карловчане показали лишний раз свою неосведомлённость и оторванность от тогдашней Церкви в России. А между тем уже летом 1970 года лица посещавшие СССР (как например группа молодёжи из Бельгии) рассказывали, что называют имена митрополита Пимена и Никодима, но более вероятным считают кандидатуру митрополита Пимена. Эта группа молодёжи приезжала по приглашению Патриархии и в качестве курьёза они говорили, что на одном из ужинов в Киеве, устроенном в честь их приезда, один из киевских батюшек, слегка подвыпивший, в присутствии митрополита Филарета Киевского, «поднял бокал» и пожелал ему быть выбранным в Патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Скачать epub pdf ГЛАВА IX. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990) После блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия I Местоблюстителем патриаршего престола стал в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью» старший по хиротонии из постоянных членов Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). На своем заседании, состоявшемся 15 мая 1970 г., Синод постановил «призвать епископат, клир и всех верных чад Русской Православной Церкви творить заупокойное поминовение почившего Святейшего Патриарха Алексия в храмах Патриархата в течение года со дня кончины» 600 . 25 июня 1970 г. Священный Синод, заседавший под председательством митрополита Пимена, постановил «созвать Поместный Собор Русской Православной Церкви для замещения вдовствующего Московского патриаршего престола по истечении этого года, с 30 мая по 2 июня 1971 г.» 601 На этом же заседании была образована синодальная Комиссия для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви во главе с Местоблюстителем митрополитом Пименом. Комиссия, взяв за образец практику Поместного Собора 1945 г., выработала квоту представительства клириков и мирян на Соборе (по одному клирику и мирянину от епархии, наряду с представителями духовных школ и монастырей) и процедуру их избрания, разработала программу соборных деяний и утвердила кандидатуры докладчиков, приняла чинопоследование интронизации Патриарха. В епархиях под председательством правящих архиереев проходили съезды духовенства и мирян, избиравшие членов Собора и обсуждавшие кандидатуру Патриарха. Большая часть епархиальных съездов высказывалась за то, чтобы Собор избрал Патриархом Крутицкого митрополита Пимена. Впрочем, были сторонники и других кандидатов: митрополитов Ленинградского Никодима и Алмаатинского Иосифа, исповедника и архипастыря святой жизни, старшего по хиротонии в российском епископате и одного из старейших по летам, он родился в 1893 г. и был хиротонисан во епископа в 1932 г., его лагерный стаж насчитывал 25 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Недавно в Шамбези в Женеве состоялась " Первая Предсоборная конференция " (21-28 ноября 1976 года). Прочитав и изучив протоколы и решения этой Конференции, изданные " Секретариатом по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви " в Женеве, ощущаю насущную необходимость по своей совести, как член Святой и Соборной Православной Церкви, хотя только скромный ее служитель, обратиться с данным прошением к Вашему Преосвященству и через Вас к Архиерейскому собору Сербской Церкви, чтобы изложить свои грустные соображения, печальные констатации и беспокойство относительно подготовки будущего Собора. Прошу Ваше Преосвященство и Преосвященных Архиереев выслушать меня с евангельской ревностью и рассмотреть этот крик православной совести, которая, слава Богу, в наши дни не одинока и не изолирована в Православном мире, когда речь идет о Соборе. 1. Из протоколов и решений так называемой " Первой Предсоборной Православной Конференции " , которая, неизвестно почему, состоялась в Женеве, где с трудом наберется несколько сот православных верующих, видно, что она подготовила и определила новый каталог тем для будущего " Великого Собора " Православной Церкви. Это уже не была одна из так называемых " Всеправославных Конференций " , как на Родосе и следующие за ней; это также не был так называемый " Просинод " , о котором до сих пор все шла речь, а " Первая Предсоборная Конференция " , открывающая стадию непосредственной подготовки к созыву Вселенского Собора. Кроме того, эта Конференция не стала работать, исходя из " каталога тем " , определенного на первой Всеправославной конференции в 1961 г. на Родосе и разрабатывавшегося до 1971 г., но произвела " ревизию " его и выдвинула свой новый " каталог тем " для Собора. Но., по-видимому, этот каталог еще не закончен, а будет еще изменен и дополнен. Конференция также пересмотрела принятую до сих пор " методологию " разработки и окончательной подготовки тем для Собора: она сократила весь этот " процесс " из-за спешки некоторых, желающих созвать свой Собор как можно скорее. Ибо, по словами председательствовавшего на этой Конференции митрополита Мелитона, Константинопольская Патриархия и некоторые другие " спешат созвать " и провести будущий Собор: Собор должен быть " кратковременным " и заняться " ограниченным количеством тем " ; кроме того, по словам Мелитона, " Собор должен углубить жгучие вопросы, которые препятствуют действию целого ряда систем - tou suneirmou tou sustematos - поместных Церквей, как одной единственной Православной Церкви... " (Прот. стр. 55). - Это вызывает у нас вопрос: что все это значит, к чему эта спешка и куда она приведет?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/273/...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98999.html 14 января 2013 Антонина Мага Литургия древним чином впервые за 350 лет совершена в Успенском соборе Кремля Источник:  вестник Впервые за 350 лет в Успенском соборе Московского кремля сегодня была совершена Божественная литургия древним чином. Историческое богослужение, приуроченное к столетию Первого единоверческого съезда, возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении члена Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей епископа Гомельского и Жлобинского Стефана и единоверческих священников Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской и Екатеринбургской епархий. Собор, вмещающий не менее 500 человек, был заполнен, причем среди молящихся было немало не только единоверцев, но и старообрядцев. После Литургии был совершен молебен у мощей святителя Макария Московского, память которого отмечается сегодня. Служение и подвиг святителя Макария неразрывно связан с духовным подъемом, который переживала Русь в XVI веке. " Нынешнее богослужение в этом соборе глубоко символично: именно святитель Макарий послужил когда-то делу собирания сведений о русских святых, оставив нам высокий пример жизни во Христе, по образу подвижников древней Руси. Пусть и дальше усиливается наше церковное единство, пребывая в том многообразии, которое способно укреплять православную веру и Церковь, а вместе с ними и общее национально-историческое достояние " , – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем послании участникам богослужения, зачитанном митрополитом Ювеналием. " Русская Православная Церковь после Поместного Собора 1971 года, которым была признана равночестность и равноспасительность древних и новых русских богослужебных обрядов, неоднократно свидетельствовала о том, что древнее русское литургическое наследие – это часть нашей общей церковной сокровищницы. Все вместе мы должны беречь это наследие, ставшее неотъемлемой частью вселенского православного Предания " , – особо отметил Патриарх Кирилл.

http://religare.ru/2_98999_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010