Интронизация патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). Фотография. 1971 г. Интронизация патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). Фотография. 1971 г. В 1952-1953 гг. была создана канцелярия Московского ЕУ при митрополите Крутицком и Коломенском. В 1954-1955 гг. впервые упоминается секретарь Московского ЕУ игум. Тарасий (Мишин) из братии Троице-Сергиевой лавры, скончавшийся в 1957 г. В 1957-1960 гг. секретарем ЕУ и личным секретарем митр. Николая (Ярушевича) был преподаватель Московской ДС В. И. Талызин. В 1960-1964 гг. секретарем являлся прот. Павел Соколовский, в 1964 г. его сменил прот. Виктор Ипполитов. Функции ЕУ по Москве фактически исполняло Управление делами Московской Патриархии. В последние годы Патриаршества здоровье Алексия I серьезно слабело. 4 февр. 1970 г. исполнилось 25 лет его Первосвятительского служения, а уже в праздник Сретения, 15 февр. 1970 г., патриарх Алексий I перенес инфаркт. 17 апр. 1970 г. патриарх скончался. Местоблюстителем Патриаршего престола, согласно Положению об управлении Русской Православной Церковью, стал старейший постоянный член Синода митр. Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), который вступил и в управление М. е. Он же возглавил отпевание патриарха Алексия I, совершенное 21 апр., в Великий вторник, в Успенском соборе ТСЛ. На отпевание прибыли Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II , митр. Варшавский и всей Польши Василий , митр. Пражский и всей Чехословакии Дорофей , Верховный патриарх и Католикос всех армян Вазген I , кард. архиеп. Иоанн Виллебрандс . Власти долго не давали разрешения на проведение Поместного Собора и избрание нового Предстоятеля, Собор открылся только 30 мая 1971 г. под председательством местоблюстителя. 2 июня, в заключительный день работы Собора, открытым голосованием митр. Пимен единогласно был избран патриархом Московским и всея Руси. Интронизация состоялась 3 июня в московском Богоявленском кафедральном соборе. Прот. Всеволод Шпиллер. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Прот. Всеволод Шпиллер.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Таким же открытым духом оптимистического участия в подготовке Великого Собора пронизаны и многие другие публикации или мероприятия, имевшие место в 1971 г. Так, 9 Января 1971 г. по инициативе Критской Православной Академии состоялось на Крите совещание богословов, священнослужителей и мирян, на котором обсуждался вопрос: Собор и паства Церкви. Было же подчеркнуто тогдашним Высок. Митрополитом Киссамским и Селиносским, ныне Митрополитом Германским Иринеем, а также Ген. Директором Академии Александросом Пападеросом, необходимость подготовить паству Церкви к личному участию каждого в этом великом событии для Церкви 110 . Отец Антониос Алевизопулос в своей статье под названием Элладская Церковь и Всеправославный Собор 111 , в которой высоко оценил положительный подход Элладской Церкви к Собору и его миссии, т.е. встречу Православия с современным человеком, подчеркнул, прежде всего, необходимость приспособления литургических Текстов Православной Церкви к современному ритму жизни. Особо выделяются, так как выражают своеобразную проблематику Православной Диаспоры, Съезды франкоязычной Православной Молодежи в Annecy (1 Ноября 1971 г.) и в Марселе (20 Мая 1972 г.) 112 . Из них, первый выразил великие надежды, которые молодежь связывает с Собором, второй же выдвинул и конкретные предложения, напр., чтобы 8 правило Первого Вселенского Собора применялось и по отношению к Диаспоре, чтобы избегать присутствие в одном городе больше одного Православных Митрополитов. Соответствующие надежды выразили также Генеральная Ассамблея Всемирной Федерации Православной Молодежи Синдесмос в Бостоне в 1972 г. 113 Ее рабочая комиссия, которая собралась в Шамбези 24 Августа 1972 г., выразила пожелание, чтобы будущий Собор занимался вопросом Православной Экклезиологии, особенно Церкви, и как она ощущается в союзе Святого Духа с поместными православными общинами. Тем не менее, были и голоса, которых со временем становилось все больше и больше, выражающие свое несогласие с поспешностью процедур и шествию к Собору без надлежащей подготовки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такой состав епархиальных делегаций на избирательных соборах Русской Церкви существовал не всегда. Так, на Соборе 1917-1918 гг. эти делегации состояли из шести членов: епархиального архиерея по положению и избранных епархиальным собранием двух священнослужителей, один из которых был обязательно в священническом сане, и трех мирян. Тем самым представители духовенства и мирян входили в состав делегации в равном числе: по трое с обеих сторон. Характерно, что в своем Определении о порядке выборов Московского патриарха, принятом летом 1918 г., Собор 1917-1918 гг. сузил состав делегации, направляемой епархиями (всеми, кроме Московской) на избирательный собор, до четырех человек: епархиального архиерея, одного священника и двух мирян. (Подробнее см. нашу статью " Выборы Московского патриарха в актах Собора 1917-1918 гг. и в современной практике Русской Православной Церкви " : http://www.bogoslov.ru/text/377198.html .) На избирательных соборах советского периода этот состав был сужен еще больше. На всех трех соборах, 1945, 1971 и 1990 гг. делегации состояли, помимо епархиального архиерея, из одного клирика и одного мирянина. Фактически речь шла о возвращении к норме проекта, подготовленного в 1906 г. Предсоборным присутствием. Он как раз предусматривал такой состав епархиальной делегации. Перед нынешним собором состав епархиальной делегации был расширен за счет включения в нее представителей от монастырей епархии. При этом клирики и миряне на собор 1945 г. назначались епархиальной властью, а на соборы 1971 и 1990 гг. избирались на епархиальных собраниях. Перед нынешним собором в епархиях также прошли собрания по выборам участников собора, причем в ряде епархий выборы прошли на альтернативной основе. Миряне на соборе: общие данные В результате каждую епархию Русской Церкви на соборе будет представлять один мирянин. Всего в составе избирательного собора будет работать 164 мирянина, что составляет 22,9% от числа всех соборян. Нужно сказать, что из всех соборов ХХ века только на Соборе 1917-1918 гг. мирян было больше. Тогда в работе собора принимали участие 299 мирян, что составляло более половины (53,0%) от общего числа соборян. Понятно, что это объяснялось особой структурой соборного представительства, выработанной накануне собора, и описанной нами выше. В соборах 1945, 1971 и 1990 гг. участвовало 38, 78 и 88 мирян соответственно, а в долевом отношении они занимали 18,6%, 33,1% и 27,8% от всех участников соответствующих соборов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года, после доклада Высокопреосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Рогова) «Об отмене клятв на старые обряды», Собор архипастырей вынес эпохальное за всю историю существования старообрядческого раскола постановление об упразднении клятв ш старые обряды и на придерживающихся их. В Деянии Собора от 2 июш 1971 года, кроме всего прочего, говорилось: «Освященный Поместны? Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделённой Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения» (Поместный СоборРусской Православной Церкви 30 мая — 2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. М., 1972. С. 129-131). Оценивая на пороге грядущего тысячелетия опыт трехвекового разделения русских православноверующих людей по содержанию ими того или иного обряда, можно с грустью констатировать, что былая увлеченность принципами, доведенными до абсурда, — есть черта раздраженного и запутавшегося сознания. Одержимость принципами приводит к невменяемости и провоцирует совершение неоправданных действий под лозунгом «во имя того или другого». В мире духовном нет изолированных принципов, но есть внутренне связанные узлы Единого. Сопряженные друг с другом разноименные полюса дают меридиан, а система меридианов — глобус, как образ целого, которое мудрость никогда не должна терять из вида. Станиславский не был философом, когда сказал «если играешь злого, ищи, где он добрый», то есть смотри не на выпирающую черту, а на целое характера, проведи через это целое линию, наподобие меридиана и потом уже подчеркни то, что выпирает.

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

В новейшей истории Русской Православной Церкви было 5 Поместных Соборов – 1917–1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годов. Собор 1917–1918 годов восстановил патриаршество в Русской Церкви, избрал патриарха Всероссийского Тихона (Белавина) и принял множество других важнейших для церковной жизни решений. Собор 1945 года избрал патриарха Алексия I (Симанского), Собор 1971 года избрал патриарха Пимена (Извекова). Собор 1988 года был посвящен 1000-летию Крещения Руси, он принял новый Устав Русской Церкви. Поместный Собор 1990 года избрал ныне здравствующего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). На Поместном Соборе 1990 года каждая епархия Русской Православной Церкви была представлена правящим архиереем, одним священнослужителем и одним мирянином (мирянкой). Кроме того, в Соборе участвовали викарные архиереи, ректоры духовных школ, руководители синодальных подразделений, представители монастырей. Архиерейский Собор Высшим органом иерархического управления в Русской Православной Церкви является Архиерейский Собор. Согласно Уставу, принятому в 2000 году, Архиерейский Собор не подотчетен Поместному Собору и его решения не нуждаются в утверждении более высокой церковной инстанцией, за исключением решений, относящихся к вероучению и каноническому устройству, которые утверждаются Поместным Собором. Согласно предыдущему Уставу, принятому в 1988 году, Архиерейский Собор был подотчетен Поместному Собору. А Собор 1917–1918 годов вообще не предусматривал какой-либо иной высшей церковной власти, кроме Поместного Собора в составе епископов, клириков и мирян. Изменение устава в 2000 году было обусловлено как практическими соображениями, так и стремлением возвратиться к более древней практике, согласно которой высшая власть в Церкви принадлежит именно Собору архиереев, а не какому-либо церковному органу с участием мирян. Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Архиерейский Собор созывается патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных Уставом Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

313 . Незабытые могилы=Незабытые могилы: Российское зарубежье. Некрологи, 19712001. Сост. В.Н. Чуваков. М., 19992007. Т. 15; Т. 6. Вып. 13. 314 . Непримиримые противоречия=Непримиримые противоречия в современном молоканстве. ВСС. 1928. 5 (28). С. 811. 315 . Несмелов= Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Православный собеседник. 1912. 26. 316 . Нестор=Божией милостию архиерей Русской Церкви: Три жизни Нестора Камчатского. Моя Камчатка. Расстрел Московского Кремля. Русский Харбин. На Родине. Сост. С. Фомин. М., 2002. 317 . Нивьер=Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе, 19201995: Биографич. справочник. Москва-Париж, 2007. 318 . Никандр. Архипастырское=Архипастырское послание к пастырям Церкви литовской архиеп. Никандра [Молчанова]. ПЦВ. 1905. 43. С. 18091822. 319 . Никандр. О свободе=О свободе вероисповедания (Слово на праздник Преображения Господня, сказанное архиепископом Литовским Никандром [Молчановым] в Виленском Свято-Духовском монастыре, 6 августа 1905 г.). ПЦВ. 1905. 37. С. 15611565. 320 . Никанор. Киевский собор=Киевский собор 1884 года. Из записок архиепископа Никанора [Каменского]. Русский архив. М., 1908. Т. 46. 9. С. 86138. 321 . Никанор. Мое прошлое= Никанор (Каменский) , архиеп. Мое прошлое отношение к миссионерству и настоящее. Казань, 1910 [Оттиск из «Известий по казанской епархии»]. 322 . Никанор. Переписка=Переписка К.П. Победоносцева с епископом Никанором [Каменским]. Публ. прот. С. Петровского. Русский архив. М., 1915. Кн. 2. 5. С. 68111; 6. С. 244256; 7. С. 335383; 8. С. 501528. 323 . Никелл=Никелл У. Смерть Толстого и жанр публичных похорон в России. Новое литературное обозрение. 2000. 44. С. 4361. 324 . Никодим 1971=Об отмене клятв на старые обряды. Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима [Ротова] на Поместном Соборе 31 мая 1971 г. ЖМП. 1971. 7. С. 6373. 325 . Никодим Милаш III=Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша) , епископа Далматинско-Истрийского. СПб., 1911 Т. III. [Репринт: ТСЛ, 1996].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Реформа приходского управления 1964, 14 октября Пленум ЦК КПСС, смещение Н. С. Хрущева. Во главе страны Л. И. Брежнев и А.Н. Косыгин     1970, 10 апреля Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке и восстановление канонического общения с Японской Автономной Церковью. Причисление к лику святых равноап. Николая (Касаткина), просвятителя Японии 1970, 17 апреля Кончина Святейшего Патриарха Алексия I 1970, 18 апреля — 1971, 3 июня Местоблюститель патриаршего престола митр. Крутицкий и Коломенский Пимен 1971, 30 мая — 2 июня Поместный Собор Русской Православной Церкви. Избрание Святейшего Патриарха Пимена 1977, 6 октября Канонизация свт. Иннокентия Московского 1979, декабрь — 1989, февраль Война в Афганистане с участием советских войск 1982, декабрь Смерть Л. И. Брежнева 1982–1985 Ю. В. Андропов и К. У. Черненко — генеральные секретари ЦК КПСС 1985, 11 марта Избрание М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС 1986, 27 апреля Авария на Чернобыльской АЭС     1983, май Передача Церкви московского Свято-Данилова монастыря   1987 Возобновление иноческой жизни во Введенской Оптиной пустыни   1988, 5–12 июня Празднование 1000-летия Крещения Руси. 1988, 6–9 июня Поместный Собор Русской Православной Церкви. Принятие Устава об управлении Русской Православной Церкви. Канонизация святых 1988 Возобновление иноческой жизни в Киево-Печерской Успенской лавре 1989, 26 марта Выборы Съезда народных депутатов СССР 1989, декабрь Легализация униатской Церкви на Украине. Начало униатской агрессии   1989, 9–11 октября Архиерейский Собор. Канонизация свв. Патриархов Иова и Тихона 1990, 30–31 января Архиерейский Собор 1990, март Избрание М. С. Горбачева Президентом СССР   1990, 1 октября Принятие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» 1990, 25 октября Принятие закона РСФСР о свободе вероисповеданий   1990, 3 мая Кончина Святейшего Патриарха Пимена 1990, 6–10 июня Поместный Собор Русской Православной Церкви. Избрание Святейшего Патриарха Алексия II. Канонизация св. прав.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

— Вы, Владыко, сейчас уже некоторое время в Москве и видели, конечно, много народу. Скажите, пожалуйста, что говорят о выборах Патриарха? Кого желают и кого предвидят? Я удивился такому вопросу. — Владыко, это я должен Вас спрашивать об этом! Ведь это Вы здесь постоянно живете, а я приезжий. — Нет, именно поэтому, что Вы не здешний... и Вы можете больше видеть и свободнее разговаривать с людьми, Вам много рассказывают. А мы, особенно синодальные архиереи, очень оторваны. Целый день на работе, с народом встречаемся только на богослужениях, но и там не поговоришь. Что Вы слыхали? Мне пришлось ответить, что большинство людей, с которыми мне пришлось разговаривать, считают и хотят видеть Патриархом митрополита Пимена и думают, что он будет избран. Есть сторонники и у митрополита Никодима, но их меньше, большинство считает, что он слишком молод, а некоторые резко против него. Митрополит Алексий был явно доволен моим сообщением. — Да, это, правда, — сказал он, — такого молодого Патриарха народ не хочет, а кроме того, митрополит Пимен пользуется всеобщим доверием за благочестие и любовь к богослужению. Ценно также, что он монах старой школы, в нем жива монашеская традиция, а таких сейчас очень мало. — У меня, — вспоминал владыка Василий, — осталось общее впечатление от беседы с митрополитом Алексием, что он будет всецело поддерживать кандидатуру Пимена». К началу работы Поместного Собора 1971 года было уже ясно, что к возможному избранию митрополита Пимена Патриархом одобрительно относится большая часть епископата, духовенства и мирян. Кандидатуру митрополита Пимена поддержала и государственная власть. 26 мая 1971 года в Успенском соборе бывшего Новодевичьего монастыря в Москве состоялось Архиерейское совещание. На нем от имени Предсоборной комиссии была выдвинута и поддержана участниками совещания единственная кандидатура на Патриарший Престол — митрополита Пимена, и определен порядок избрания — открытым голосованием. Поместный Собор открылся 30 мая 1971 года в Троице-Сергиевой лавре. Среди 236 членов Собора было 75 архиереев, 85 клириков и 78 мирян. Гостями Поместного Собора были Патриархи Александрийский, Грузинский, Румынский; наместник-председатель Священного Синода Болгарской Церкви , митрополиты Варшавский, Пражский.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Но можно ли тех старообрядцев, которые не признали господствующую Церковь, называть не единоверцами? Можно сказать, что они старообрядцы. А как же их можно не единоверными, если они исповедуют те же самые догматы, которые и мы исповедуем – о Троице, о двух природах Христа… они продолжали исповедовать и особо ничего не нарушали. Есть, конечно, какие-то огрехи, они известны, например, о Боге говорили как о трехсущном, в Триоде у них было… но сами старообрядцы тоже разобрались с такими текстами. В 1971 году Русская Православная Церковь Московской Патриархии провела Поместный собор, на котором были сняты все клятвы, которые были наложены на старые обряды. Дело в том, что Никон добивался еще и того, чтобы восточные патриархи еще и прокляли всех, которые придерживаются старых обрядов. А в 1971 году было постановление, что обряды равноблагодатные, но де факто это произошло уже сразу после разделения, особенно, когда император подписал указ, благословляющий единоверие в 1800 году, а на Соборе 1971 года наши Церкви уже де-юре это подтвердили – все клятвы, все эти запреты сняли и признали, что это равноблагодатные обряды. Поэтому, что мы имеем на настоящий момент? Мы имеем единоверцев – они поминают нашего патриарха, они рукополагаются от наших епископов. Известно, что митрополит Ювеналий – старец нашей Церкви, человек пожилой, когда он совершает рукоположение для единоверцев по их книгам, он даже одевает облачения, соответствующие единоверию. И митрополит Илларион сейчас очень активно участвует в диалоге со старообрядцами, он навещал митрополита Корнилия в Рогожской заставе. И митрополит Илларион высказал очень интересную мысль, что когда произошел этот трагический раскол, то как бы был нарушен код духовно-религиозной самоидентификации, т.е. люди были дезориентированы. С одной стороны, им говорили: «Вот, надо теперь креститься по-новому, надо теперь молиться по-новому, а с другой стороны, у них сохранялись книги, по которым молились древнерусские святые. Например, когда на Соловки привезли вот эти исправленные книги, то соловецкие старцы сказали: «А у нас сохранились книги, которые написаны святыми руками Зосимы и Савватия. Мы сейчас сравним с вашими печатными». Ну и сравнили и сожгли на костре все эти книги, которые к ним привезли.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-pravos...

Поместный Собор Русской Православной Церкви проходил с 30 мая по 2 июня 1971 года в Троице-Сергиевой Лавре. На нем присутствовало 234 человека — членов Собора; архиереев Русской Церкви — 72, представителей православного духовенства — 84, верующих мирян — 78. Среди членов Собора было 25 иностранных граждан, представлявших 124 прихода Русской Православной Церкви заграницей. Кроме того, на Собор прибыли гости — представители Православных автокефальных Церквей, инославных Церквей, экуменических организаций. Главное событие — избрание Патриарха Московского и всея Руси состоялось 2 июня. Епископы голосовали от своего имени, имени клира и мирян своей епархии, начиная с младшего по хиротонии и заканчивая Заместителем Председателя Собора митрополитом Ленинградским и Новгородским. Патриархом стал митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), чья судьба и по сей день окутана дымкой тайны. Довольно достоверно известно, что он был очень талантливым инженером, он командовал полковой разведкой; он остался в памяти верующих молитвенником-аскетом. По сей день его биография не написана полно. Но не только предстоящее избрание Патриарха обсуждалось в подготовительный период. Осенью 1970 года были сделаны попытки вынести на будущее обсуждение и другие вопросы церковной жизни: “карловацкий раскол”, “отмена клятв на старые обряды и придерживающихся их”, оценка решения Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 16 декабря 1969 года, согласно которому священнослужители Московского Патриархата получили разрешение преподавать благодать святых таинств католикам и старообрядцам в случае крайней духовной необходимости и при отсутствии на местах их священников. Что-то удалось вынести на Собор, а что-то так и осталось в проектах… Проблема “карловацкого раскола” была и остается одной из самых острых и нерешенных по сей день. И тридцать лет назад этот вопрос нуждался во всеобщем церковном обсуждении. Предложение о его внесении в повестку Собора поступило от митрополита Никодима (Ротова) в октябре 1970 года.

http://pravmir.ru/pomestnyiy-sobor-1971-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010