И реально было ожидать, что на Соборе архиепископ Павел выступит с предложением об отмене решения Архиерейского Собора 1961 г. о приходах. (Власть не дала возможности архиепископу добраться до Москвы в дни Поместного Собора. По официальной версии он не смог приехать из-за болезни, обварившись кипятком). Позицию Новосибирского архиерея разделяли и митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), и архиепископ Иркутский Вениамин (Новицкий), и архиепископ Уфимский Иов (Кресович). Известно, что Комиссия по подготовке Поместного Собора получила от владыки Вениамина большое письмо, в котором он доказывал необходимость отмены решения о приходах. Но эта проблема волновала не только епископат Русской Церкви. Среди писем, присланных в Комиссию, выделяется письмо протоиерея Трубецкого из Риги, в котором он не только ставит вопрос о поправке к соборному решению 1961 г., но и подчеркивает, что этого желают многие: “Предлагая внести эту поправку в Соборное постановление 1961 г., я исхожу из чистосердечных нравственных побуждений чем-то и как-то помочь нашей Церкви выйти с честью и достоинством из создавшейся неувязки в этом деле. В заключение считаю необходимым отметить, что вышеизложенное мнение всецело разделяют со мной все мои собратья нашей Рижской епархии, а также и весьма многие собратья других епархий нашей Церкви” 10 . Об этих настроениях 5-е управление КГБ было осведомлено лучше других структур. В той же аналитической записке, речь о которой шла выше, предстоящий Собор оценивался как важнейшее событие: «В настоящее время внимание зарубежных религиозных организаций, особенно Ватикана, а также церковников внутри страны, приковано к предстоящему в мае 1971 года Поместному Собору Русской Православной церкви, на котором должен быть избран новый патриарх. Наиболее реакционная часть духовенства и верующих связывает с Собором свои надежды на возможное расширение прав церкви и, в частности, на отмену решений Архиерейского Собора 1961 года, согласно которым духовенство лишилось административных прав в общинах.

http://pravmir.ru/pomestnyiy-sobor-1971-...

1) " коренную перестройку церковного управления, отстранение духовенства от административных, финансово-хозяйственных дел в религиозных объединениях, что подорвало бы авторитет служителей культа в глазах верующих; 2) восстановление права управления религиозными объединениями органами, выбранными из числа самих верующих; 3) перекрытие всех каналов благотворительной деятельности церкви, которые ранее широко использовались для привлечения новых групп верующих; 4) ликвидация льгот для церковнослужителей в отношении подоходного налога, обложение их как некооперированных кустарей, прекращение государственного социального обслуживания гражданского персонала церкви, снятие профсоюзного обслуживания; 5) ограждение детей от влияния религии; 6) перевод служителей культа на твердые оклады, ограничение материальных стимулов духовенства, что снизило бы его активность " . Идеологи " церковной реформы " отчетливо представляли себе, что " перестройка церковного управления " может оказаться делом " сложным и деликатным " . Решение было найдено быстро: " Для того, чтобы не вызвать каких-либо осложнений в отношениях между церковью и государством, многие мероприятия проводить церковными руками " . Так само отстранение священнослужителей от финансово-хозяйственной деятельности в приходе было проведено по " государственной рекомендации " решением Синода Русской Православной Церкви с дальнейшим утверждением его Архиерейским Собором 1961 г., постановления которого мог отменить только Поместный Собор. И неотвратимость его приближения волновала власть все сильнее. Комитет госбезопасности, точнее, его 5-е управление, в январской 1971 г. аналитической записке, посвященной религиозной обстановке в стране, тоже не скрывало своего беспокойства: среди архиереев не было единства во взглядах. Одни, такие как архиепископ Казанский Михаил, Ташкентский Гав-риил, Иркутский Вениамин, поддерживали взгляды и деятельность Краснова-Левитина и Талантова, которые призывали священноначалие пересмотреть решения 1961 г. Другие настойчиво искали пути в рамках законности " укрепления позиций церкви и расширения ее влияния на население " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЕВСКИЕ деятели РПЦ. Из старинного рода священно- и церковнослужителей Вятской губ. Алексей Иванович А. И. Георгиевский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. (ЦАК МДА) А. И. Георгиевский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. (ЦАК МДА) (14.01.1904, с. Черкизово Московского у. и губ.-4.12.1984, Москва), педагог, литургист. В 1918 г. окончил Перервинское ДУ по первому разряду, в 1926 г.- Гос. ин-т слова, получил степень канд. словесных наук. До 1943 г. преподавал рус. язык и лит-ру в средних и высших учебных заведениях Москвы. С 40-х гг. активно участвовал в церковной жизни страны, в 1943 г. стал помощником и личным секретарем Киевского митр. Николая (Ярушевича) , входил в состав Комиссии по подготовке к открытию духовных школ в Москве. 6 июня 1944 г. назначен доцентом кафедры литургики, членом Совета и ученым секретарем Правосл. Богословского ин-та, открытого в зданиях Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря и преобразованного в 1946 г. в Московскую духовную академию (МДА). В 1958 г. Совет МДА присвоил А. И. звание профессора, в 1974 г.- почетное звание заслуженного профессора по кафедрам литургики и стилистики рус. языка. А. И. оставался профессором, а затем научным консультантом в МДА до конца жизни. Его учениками были мн. буд. архиереи и клирики РПЦ и др. Поместных Церквей, в т. ч. иером. Илия (Шиолашвили; впосл. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II ). Помимо преподавательской деятельности А. И. работал в синодальных отделах и др. учреждениях МП. С 1950 по 1953 г. он являлся ответственным секретарем редакции «Журнала Московской Патриархии» , редактировал ежегодные выпуски «Православного церковного календаря» и сб. «Богослужебные указания». В 1954-1959 гг. работал в Иностранном отделе (затем в ОВЦС) РПЦ. Избирался членом Поместных Соборов РПЦ 1945 и 1971 гг. Собор 1945 г. назначил А. И. председателем Мандатной комиссии по выборам Патриарха, Собор 1971 г. избрал его членом такой же комиссии. На совещании Глав и представителей автокефальных правосл. Церквей в июле 1948 г. в Москве А. И. выступил с докладом «О церковном календаре». В 1951 г. была выпущена кн. А. И. «Чинопоследование Божественной литургии», к-рая впосл. переиздавалась. В «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах» , берлинском «Голосе Православия» и др. изданиях публиковались статьи А. И. по литургическо-богословской и церковно-исторической проблематике.

http://pravenc.ru/text/162159.html

На архиерейском собрании обсуждалась, естественно, и кандидатура Патриарха. Выступившие высказались за митрополита Крутицкого Пимена. Против открытого голосования возражал Брюссельский архиепископ Василий (Кривошеин) : " Я говорю все это не потому, что я против кандидатуры митрополита Пимена. Я много ломал голову над календарем с портретами наших иерархов и никого, кроме владыки Пимена, подходящего не нашел. Один слишком стар, другой слишком молод, а третий мне недостаточно известен. Считаю митрополита Пимена достойным кандидатом в патриархи и заявляю, что будет ли тайное, будет ли явное голосование, я буду голосовать за митрополита Пимена... Думаю, что так мыслят все. Но тогда тем более не нужно делать открытых выборов, раз и при тайном голосовании проявится единодушие " . Его мнение не было принято членами совещания, утвердившими открытое голосование при избрании патриарха. Митрополит Никодим по вопросу о порядке избрания Патриарха сказал: " Предсоборная комиссия внесла рекомендацию, чтобы для избрания на престол патриарха Московского и всея Руси был предложен один кандидат. Осуществление этого предложения выразит братское единомыслие наше в очень важном для Русской Православной Церкви вопросе, тем более что в отношении имени кандидата среди нас не может быть значительного разномыслия " . Митрополит Никодим назвал имя кандидата в патриархи — митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена , особо отметив, что последние десять лет жизни патриарха Алексия владыка Пимен был одним из его ближайших помощников. Ход Собора Поместный Собор открылся 30 мая 1971 года в Троице-Сергиевой лавре Божественной литургией, которую совершил местоблюститель патриаршего престола митрополит Пимен в Троицком соборе. Членами Соборами были по должности все архиереи Русской Церкви, а также клирики и миряне, представлявшие 67 внутренних и 14 зарубежных епархий, монастыри и духовные школы. Представлена была на Соборе и Японская Автономная Церковь . Среди 236 членов Собора было 75 архиереев, в том числе 9 митрополитов, 30 архиепископов и 36 епископов; 85 клириков и 78 мирян. Гостями Поместного Собора были представители православных автокефальных Церквей, инославных Церквей, экуменических организаций, среди них: Александрийский патриарх Николай VI , католикос-патриарх Грузии Ефрем II , Румынский патриарх Юстиниан ; наместник-председатель Священного Синода Болгарской Церкви митрополит Максим (Минков) , митрополиты Варшавский Василий (Дорошкевич) , Пражский Дорофей (Филип) ; кардинал Виллебрандс, генеральный секретарь ВСЦ Ю.К. Блейк.

http://drevo-info.ru/articles/26015.html

Но в 1961 г. произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены, и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба, так чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками». Как впосл. вспоминал архиеп. Василий, в частных беседах согласие с его позицией выразили митр. Алма-Атинский Иосиф (Чернов) , архиепископы Иркутский Вениамин (Новицкий) , Уфимский Иов (Кресович) . А. п. с. подтвердило намерение принять на Поместном Соборе изменения 1961 г. В докладе митр. Никодима от имени Предсоборной Комиссии был предложен порядок избрания нового Предстоятеля РПЦ - открытое голосование по одному кандидату. «Осуществление этого предложения,- сказал митр. Никодим,- выразит братское единомыслие наше в очень важном для Русской Православной Церкви вопросе, тем более что в отношении имени кандидата среди нас не может быть значительного разномыслия». Против открытого голосования возражал архиеп. Василий (Кривошеин). Его мнение не было принято участниками А. п. с., утвердившими открытое голосование при избрании Патриарха. При обсуждении кандидатуры Патриарха выступившие на совещании высказались за митр. Крутицкого Пимена, имя к-рого в канун совещания называлось на приходских и епархиальных собраниях, созывавшихся для избрания членов Поместного Собора от клириков и мирян. В соответствии с предложением митр. Никодима на совещании решено было выдвинуть единственного кандидата в Патриарха Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого Пимена, к-рого и избрал Поместный Собор 1971 г. На А. п. с. возникла полемика по вопросу о взаимоотношениях с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ) . Митр. Никодим предложил дать в соборном постановлении жесткую характеристику деятелям РПЦЗ как раскольникам. Сурожский митр. Антоний (Блум) высказался за более мягкий подход, за то, чтобы постановление лишено было компрометирующей Собор политической окраски.

http://pravenc.ru/text/76526.html

Из этого разговора можно заключить, что покойный Патриарх желал, чтобы преемником ему был митрополит Пимен. Во-вторых, на приеме архиереев в Троице-Сергиевой Лавре в праздник преп. Сергия Радонежского председатель Совета по делам религий В. А. Куроедов в своей речи, обращенной к присутствующим архиереям, очень хорошо охарактеризовал деятельность покойного Патриарха и выразил пожелание, чтобы линия правления церковью и патриотической его деятельностью была бы продолжена и впредь при новом патриархе. Он, в частности, одобрил и деятельность митрополита Пимена " . Подтверждение этому желанию можно найти и в более ранних документах. Так, в беседе с В. А. Куроедовым еще в июле 1966 г. сам Патриарх Алексий высказался о преемнике так: Патриарх: " Я думаю, что на это место лучше всего подходит митрополит Пимен " . Председатель (Куроедов В. А. - О. В.): " Что-то на него многие архиереи плохо смотрят, считают, что он не имеет богословского образования " . Патриарх: " Это, конечно, так. Но все же он церковный деятель, его знают. Да и по виду он, - шутливо замечает Патриарх, - хорошее производит впечатление. Но, если не Пимен, то тогда, кто еще? " . Председатель: " У вас много хороших помощников " . Патриарх: " Вы имеет в виду Никодима. Но он еще молод. Пожалуй, это не поймут. Пимен на пост патриарха больше подходит; патриарху совсем не нужно быть активным путешественником по другим странам. Он может быть как бы в стороне, а выступать патриарху следует тогда, когда это нужно " . Председатель: " А Вы, что, Ваше Святейшество, думаете о завещании? " . Патриарх: " По правилам о преемнике будет решать Собор " . (беседу записывал зам. Куроедова В. Г. Фуров). Что касается самого митрополита Пимена, то с таким раскладом накануне Собора он был вполне согласен, но считал при этом, что власть должна более серьезно подойти к нейтрализации любой инициативы со стороны митрополита Никодима. Так, на приеме в Совете по делам религий 5 апреля 1971 года в разговоре с В. Г. Фуровым митрополит Пимен высказал ряд своих соображений: " Хорошо, чтобы на архиерейской встрече выступил с докладом " Об итогах работы Предсоборной комиссии " как старший по хиротонии в Синоде и первый заместитель Председателя Предсоборной комиссии митрополит Никодим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими/стр.7/на старые русские обряды и на придерживающихся их православно-верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения. Всесвятая и Живоначальная Троица – Отец, Сын и Святый Дух – да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, и да пребывает среди всех нас любовь Христа Господа, Который умер за всех нас, дабы мы примирились с Богом и, примирившись, спаслись (Рим. 5, 8,10). Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Как и за три века до этого, в Соборе 1971 года принимали участие представители других Поместных Церквей, что подчеркивало некую параллель с московскими Соборами конца XVII века. За тем лишь исключением, что русскую церковную старину в 1971-м году в Троице-Сергиевой лавре не проклинали, а полностью реабилитировали, утверждая торжество христианской любви и исторической справедливости, открывая объятия всем старообрядцам, пребывающим до того момента вне общения с Вселенской Церковью и тяготившимся клятвами, которые с той поры отменены «яко не бывшие». Рейтинг: 9.8 Голосов: 231 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Владимир Б. 12 июня 2021, 21:57

http://pravoslavie.ru/139562.html

25 июня 1970 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о созыве Поместного Собора для “замещения вдовствующего Московского Патриаршего Престола 30 мая 1971 года” 3 . По его решению была также образована Комиссия по подготовке Поместного Собора в составе 16 человек: 1. Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, председатель. 2. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. 3. Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий. 4. Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины Филарет. 5. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф. 6. Архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин. 7. Архиепископ Львовский и Тернопольский Николай. 8. Архиепископ Минский и Белорусский Антоний. 9. Епископ Тульский и Белевский Ювеналий. 10. Епископ Волоколамский Питирим. 11. Епископ Дмитровский Филарет. 12. Епископ Астраханский и Енотаевский Михаил. 13. Профессор-протоиерей М. Сперанский. 14. Протоиерей Н. Никольский. 15. Профессор Н. Д. Успенский. 16. Профессор А. И. Георгиевский. Обязанности Комиссии Священный Синод определил так: “разработать представительство клира и мирян на Соборе, процедурные правила Собора и подготовить все необходимые материалы к Поместному Собору” 4 . (Положительное решение ЦК КПСС на прошение Совета по делам религий об открытии Собора было дано двумя неделями раньше, 12 июня 1970 года…) Обнародование даты открытия Собора сразу же вызвало вопросы как в Советском Союзе, так и на Западе. По Положению об управлении Русской Православной Церковью 1945 года избрание Патриарха должно было состояться не позднее шести месяцев после смерти предшественника, а в данном случае избрание переносилось на год. Позже в своих воспоминаниях архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) приведет различные услышанные им версии отсрочки: и поиски единодушной для власти и Церкви кандидатуры Патриарха, и суровые зимние погодные условия, и “ленинский 1970 год”, который власть не хотела омрачать ничем. Реальность же была более прозаична… Шел одиннадцатый год так называемой “церковной реформы”, одобренной специальным Постановлением Совета Министров СССР 16 января 1961 г. “Об усилении контроля за деятельностью церкви” и включавшей в себя шесть пунктов, о которых много писалось в последнее время. Но их стоит напомнить:

http://pravmir.ru/pomestnyiy-sobor-1971-...

Общие сведения о Поместных Соборах Русской Православной Церкви Справка составлена по материалам сайта patriarchia.ru Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви. Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха — Местоблюститель Патриаршего престола. Как сказано в Уставе Русской Православной Церкви, Поместный Собор «служит выражением вероучительного и канонического единства Русской Православной Церкви и имеет своей главной задачей его сохранение». Поместный Собора по предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной полноты по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, взаимоотношений с другими Поместными Церквами, с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, взаимоотношений между Церковью и государствами, а также Церковью и обществом. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха — Местоблюститель Патриаршего Престола. Все архиереи — члены Поместного Собора составляют Архиерейское Совещание. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Поместного Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. С 1917 года в Русской Церкви состоялось шесть Поместных Соборов: 1917-1918 гг., 1945 г., 1971 г., 1988 г., 1990 г., 2009 г. Главным деянием Поместного Собора 1917-1918 гг. стало восстановление 28 октября/10 ноября 1917 года Патриаршества в Русской Церкви. 5 (18) ноября 1917 года Патриархом Всероссийским был избран святитель Тихон (Белавин). Интронизация состоялась 21 ноября (4 декабря), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля.

http://foto.patriarchia.ru/church/pomest...

Однако большинству решений единоверческого съезда не удалось претвориться в жизнь. Репрессии против духовенства и верующих вплоть до их физического уничтожения, закрытие храмов и запрет на соборную молитву сделали свое дело. 11 марта 1937 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий издал определение 31, предписывающее из-за отсутствия (ареста) единоверческого епископа Вассиана (Веретенникова) «управление единоверческими приходами в каждой епархии впредь до новых распоряжений передать местным архипастырям на общем основании». Число единоверческих приходов в виду подобного решения, усиливающегося гонениями, резко пошло на убыль. Синодальное решение от 1929 года было подтверждено Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 года, который указал также на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века и окончательно утвердил тождественность Православию не только единоверия, но и старообрядчества: «Освященный Поместный Собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру». Более того, собор дозволил преподавать Святые Тайны не только единоверцам, но и старообрядцам, «как имеющим с нами единство в таинствах». На Поместном Соборе 1988 года определения Собора 1971 года были повторены. К закату советской эпохи на территории СССР действовало всего три единоверческих прихода 25 сентября 1974 года Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви также постановил «запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как положенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими». К закату советской эпохи на территории СССР действовало всего три единоверческих прихода (в Нижегородской области, в Латвии и в Украинской ССР). Однако уже в постсоветский период мы видим, что по инициативе «снизу» за 25 лет народилось уже несколько десятков общин, что, безусловно, не может не радовать хранителей святой старины.

http://pravoslavie.ru/103005.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010