Собор 1917–1918 годов осознавал, что единоверие – это единственное средство, которым Российская Православная Церковь располагает для нейтрализации старообрядчества, с 1905 года получившего право на открытое и легальное существование. Соборное постановление усилило позиции единоверия, учредив новые единоверческие кафедры, сохранив все особенности старого обряда и способствовав формированию особого единоверческого клира. Однако в статусе единоверцев наблюдается некоторая двусмысленность, прежде всего в используемых по отношению к ним терминах: соборное определение называет единоверцев православными, но тем не менее делает повсеместно различие между «единоверческими» и «православными» епископами 612 . Это свидетельствует о том, что единоверие и православие остались, несмотря ни на что, двумя разными мирами. Эта двусмысленность является, без сомнения, одной из причин упадка, которому подверглось единоверие именно в то время, когда полностью было признано Православием 613 . Православная Церковь в Польше, на Украине и в Грузии. Война и Революция привели к изменениям границ Российской империи, что обязало Собор уточнить церковное положение на периферии страны. Польскую и Украинскую Церкви 614 Собор наделил автономией, продолжая считать их «частями» Православной Российской Церкви. Грузинская же Церковь приняла одностороннее решение об автокефалии, что оправдывалось ее историей и удаленностью от Москвы. Временное высшее церковное управление Украинской Церкви. В январе 1917 года на Украине была создана Украинская Народная Рада, которая провозгласила сначала автономию, а позднее, в январе 1918 года, полную независимость Украины 615 . Вследствие политических изменений в Украинской Церкви появились два течения: одно, стремящееся к автономии в лоне Российской Церкви, другое –к автокефалии. Рада учредила украинский церковный Комитет, который предложил созвать на Украине Поместный Собор. Предложение это было положительно встречено Всероссийским Собором 1917–1918 годов и получило благословение патриарха 616 . Украинский Собор был созван 7(20) января 1918 года и принял 9(22) июля 1918 года, вопреки автокефалистам, проект Положения о временном высшем управлении Православной Церкви на Украине. Проект был включен Всероссийским Собором в список постановлений с некоторыми пояснениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1917 г. в монастыре пребывали 17 монахов и один послушник. Монастырь был закрыт в 1918 г., на его территории располагался до 1922 г. концентрационный лагерь для бывших офицеров и тех, кого считали политическими противниками новой власти, затем колония для беспризорников и т. д. В 1947 г. по инициативе академика И.Э. Грабаря было принято решение о создании на монастырской территории историко-архитектурного заповедника им. А. Рублева. В 1989 г. Спасский собор монастыря был освящен и в нем возобновлены богослужения. 1 В сборнике речь идет в первую очередь о Православной Российской Церкви – название официально использовалось Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гт. Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь . В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г. разъясняла, что в декрете имелись в виду «православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская...» церкви (см.: Постановление НКЮ РСФСР о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (инструкция) 30 августа 1918 г. (Док. II.1.49)). Большевики подходили к понятию « церковь » со светских позиций, в своих документах они писали это слово со строчной буквы. В заголовках законолательно-декретивных актов Советской власти, а также в названиях соответствующих государственных структур составители сборника приводят их историческое написание. 1 В сборнике речь идет в первую очередь о Православной Российской Церкви – название официально использовалось Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гт. Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь . В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 сентября 1917 г. он был арестован и находился в тюрьме г. Быхова Могилевской губернии, из которой был освобожден 18 ноября 1917 г. 6 декабря 1917 г. Корнилов прибыл в Новочеркасск, где вместе со своими сторонниками приступил к формированию Добровольческой армии. Был убит 13 апреля 1918 г. при штурме Екатеринодара. Событиям 25–31 августа 1917 г. (названным корниловским мятежом) были посвящены закрытые заседания Собора 30, 31 августа и 1 сентября ( Деяния 12,13:14 ) под председательством митрополита Московского Тихона. В архиве Собора не сохранились полные записи этих Деяний, и в выпущенных изданиях они не публиковались, в архиве Собора остались только протоколы заседаний, на которых обсуждались «чрезвычайные события, происходившие в стране». 30 августа была образована «Комиссия для составления обращения Священного Собора к Временному правительству по поводу переживаемых событий». В состав Комиссии вошли князь Е. Н. Трубецкой , архиепископы Сергий (Страгородский) и Анастасий (Грибановский) , протоиереи П. А. Миртов, П. Н. Лахостский, Н. П. Добронравов и профессор С. Н. Булгаков. 31 августа после обсуждения на заседании Собора была послана телеграмма Временному правительству, в которой говорилось: «Совершив Господу Богу моление об избавлении нашего Отечества от междоусобной брани, Поместный Всероссийский Церковный Собор твердо верит, что внутренняя распря вызвана небывало скорбными событиями в жизни нашей дорогой Родины, а посему Собор от имени всех православных сынов России, во имя Божие и Христовой любви к ближним призывает победителей щадить жизнь побежденных, ибо никакой кровавой мести не должно быть в настоящей тяжкой междоусобице» (Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний: в 3 кн. Первая сессия/Сост. А. Г. Кравецкий, А. А. Плетнева, Г. Шульц. М.: Крутицкое Патриаршее подворье; О-во любителей церковной истории, 2002. Т). На следующий день Собор обсудил текст своего воззвания к Временному правительству. Архиепископ Анастасий разъяснил те соображения, которыми руководствовалась Комиссия при редактировании обращения, и князь Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

На прошедшем под председательством Ленина 21 ноября 1917 г. заседании СНК был заслушан доклад Д. П. Боголепова о запрещении выдачи средств церковным учреждениям. Первая публикация проекта концептуального документа, характеризовавшего религиозную политику большевиков, появилась в статье «Первые шаги на пути отделения церкви от государства» (Правда. 1917. 3/16 декабря. (205)), статья, подписанная М. Г., с примечанием редакции, что «автор данной статьи священник» (это был Михаил Галкин). Через день после публикации «Правды» несколько иная редакция галкинского проекта была напечатана в газете «Раннее утро», а затем (6 декабря) в газете «Утро России» под заголовком «Проект отделения церкви от государства» (Утро России. 1917. 6 декабря; Раннее утро. 1917. 5 декабря. в публикации газеты «Раннее утро» материал имеет заголовок «Проект отделения церкви» ( Историю появления декрета см.: Кравецкий А. Г. К истории появления «декрета об отделении церкви от государства»//Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний/Сост. Кравецкий А. Г., Плетнева А. А., Шредер Г. А., Шульц Г. М., 2002. Т. 1. С. 424–435. Более подробно см.: Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917–1918 г.: Сборник документов/Отв. ред. прот. Владимир Воробьёв, отв. сост. Л. Б. Милякова. М., 2016). – Примечание. 571 Имеется в виду убийство Великого князя Сергея Александровича в 1905 г. террористом Каляевым. – Примечание. 574 Это был один из распространявшихся слухов, Владивосток был взят в январе 1918 г. – Примечание. 575 61-е и 62-е Деяния Собора (7/20, 8/21 декабря 1917 г. Председатель: Патриарх Тихон. Повестка дня: 1. Текущие дела. 2. Доклад Редакционного отдела «Положение о Священном Синоде и Высшем Церковном Управлении». Докладчик И. И. Соколов . 3. Избрание 10 членов Священного Синода и 10 их заместителей. 4. Сообщение Комиссии по обследованию делопроизводства Хозяйственного управления. 5. Избрание 12 членов Высшего Церковного Совета: 5 клириков, 1 монашествующего и 6 мирян и стольких же их заместителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Доктор церковной истории, проректор по международной работе ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов в докладе «Статистика Поместного Собора 1917-1918 гг. как источник анализа русского религиозного кризиса» подчеркнул, что в канун великих потрясений Русская Церковь, по данным статистики, находилась в крайне сложном положении. «Общее количество священников и приходских храмов явно не успевало за темпами роста православного населения империи, прихожане в географическом отношении отдалялись от своих храмов, миллионы людей, в том числе миллионы детей, не имели возможности получить как общее начальное образование, так и начальные представления о Боге, Библии, таинствах и молитвах», подчеркнул он. «С большой вероятностью, эти люди и эти дети в скором времени станут довольно легкой добычей агитаторов-популистов, воспользовавшихся ситуацией войны и обострения внутриполитического положения в России после февраля 1917 г. Именно эти обстоятельство должно было стать предметом обсуждения на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Однако очевидно, что статистическая записка, о которой сегодня шла речь, на Соборе уже не могла быть обсуждена. События стремительно развивались, и скоро представленная на Соборе статистика становится уже неактуальной», резюмировал протоиерей Георгий Ореханов. В свою очередь, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН, доцент НИЯУ МИФИ Алексей Беглов в своем докладе обратил внимание на то, что Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. регулярно обращался к наследию предшествующих дискуссий, прежде всего Предсоборного присутствия 1906 года. Докладчик выделил три ключевых экклезиологических модели, вошедших в интеллектуальный багаж Российской Церкви, к которому обращался Священный Собор 1917-1918 гг. «По терминологии современников, речь шла об " общественной " модели, в которой акцент делался на обществе верующих, и " институтной " , в которой доминировал иерархический принцип, и о попытке их синтеза, предпринятой Николаем Дмитриевичем Кузнецовым. Последний видел Церковь только в единстве этих двух начал, так как это единство несет на себе отпечаток сущностного для Церкви религиозного процесса встречи Бога и человека. Экклезиологическая программа, начертанная Николаем Дмитриевичем, оказалась той парадигмой, в рамках которой действовал Собор 1917-1918 гг., как это следует из результатов его работы», отметил Алексей Беглов.

http://patriarchia.ru/db/text/5060567.ht...

Окончив магистерский курс в православном богословском Свято–Сергиевском институте в Париже (2001–2003), о. Иакинф два года жил в Петербурге, где защитил кандидатскую диссертацию на философском факультете Санкт–Петербургского государственного университета. С 2005 года о. Иакинф является директором научно–церковного центра «Истина» в Париже, специализирующегося в православно–католическом диалоге, а также главным редактором одноименного журнала. Он преподает экклезиологию на богословском факультете Парижского университета и состоит в православно–католическом богословском комитете Франции. Священник Илья Соловьев   Вступительное слово Поместный Собор 1917–1918 годов является, без сомнения, важнейшим событием истории Русской Православной Церкви. По времени Собор совпал с одним из самых трагических периодов в истории России – с эпохой падения монархии и перехода власти в руки безбожников. Собор открылся 15(28) августа 1917 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. У власти еще находилось Временное правительство, однако дни его были сочтены. После того, как в октябре 1917 года власть в России захватили большевики, Собор продолжал работу еще в течение десяти с половиной месяцев. Собор 1917–1918 годов был самым многочисленным, самым продолжительным и одним из самых плодотворных за всю историю Русской Церкви. В ходе Собора были приняты решения по многим ключевым вопросам церковной жизни. Первый церковный Собор после 1667 года, Поместный Собор 1917–1918 годов с удивительной смелостью затронул весь спектр вопросов, поставленных перед Церковью общественными переменами. Речь на Соборе шла и о реформе церковного управления, и о миссии, проповеди , литургии, и о проблемах монашеской и приходской жизни. Многие из рассмотренных на Соборе тем актуальны по сей день. Некоторые из соборных решений позволили Церкви выжить в трудные годы гонений и заложили основы ее нынешнего расцвета. Судьбоносным для Русской Церкви стало решение Собора о восстановлении патриаршества, упраздненного в ходе петровских реформ начала 18 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Законодательные постановления Собора. Только после восстановления патриаршества Поместный Собор определил обязанности и права патриарха, а также порядок его избрания в будущем. Первой теме посвящено «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», принятое 8(21) декабря 1917 года 349 , которое пополняет «Определение о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», принятое 7(20) декабря 1917 года 350 . Кроме того, особое определение от 28 июля (10 августа) 1918 года касается Местоблюстителя патриаршего престола 351 , а определение от 31 июля (13 августа) 1918 года назначает порядок избрания патриарха 352 . На последнем своем заседании 7(20) сентября 1918 года Поместный Собор даровал патриарху особые полномочия для противостояния большевистским гонениям 353 . Права и обязанности патриарха: «первоиерарх» и председатель органов церковного управления. Поместный Собор 1917–1918 годов определяет патриарха «первоиерархом» Российской Церкви 354 . Это определение основывается на предписании 34–го Апостольского правила епископам каждого народа знать первого из них, о котором в правиле не сказано, должен ли он просто быть предстоятелем или же обладать реальной личной властью. Патриарха Московского Собор наделяет двумя литургическими прерогативами: возношение его имени за литургией (вместо поминовения Святейшего Синода) 355 и предоставление ему права мироварения 356 . Последнее, как атрибут юрисдикции, принадлежащей одним только главам Церквей, который также сохраняется за митрополитом Киевским 357 , является символом патриаршей независимости 358 . Патриарх пользуется также моральными правами, распространяющимися на всех православных верующих России: правом обращаться ко всей Российской Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями 359 , преподавать особое благословение духовным и светским лицам за их служение Церкви 360 , правом помилования 361 и, особенно, правом печалования о Церкви перед государственными властями 362 . Это древнее право, не раз использовавшееся в русской истории (в частности, митрополитом Филиппом и патриархом Адрианом), делает патриарха настоящим защитником верующего народа перед светской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

270 За исключением постановления «о церковном единстве», см.: Schulz G. Das Landeskonzil der Orthodoxen Kirche in RuBland 1917/18 – ein unbekanntes Reformpotential. S. 197. 271 Например, монография Wuyts A. Le patriarcat russe au concile de Moscou de 1917–1918. Roma, 1941. (Основана только на первом томе). 272 Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Выпуск 1–4. Изданно в 1918 году издательством Соборного Совета, переиздано в Москве в 1994 году издательством Новоспасского монастыря. 273 См.: Schulz G. Das Landeskonzil der Orthodoxen Kirche in Rußland 1917/18 – ein unbekanntes Reformpotential. S. 88–100. 274 Например, определения о приходе, которые мы поместили в главе о церковном устроении, могли быть отнесены к области пастырской деятельности. Однако нам показалось, что в организации прихода члены Собора руководствовались теми же самыми принципами, что и в устроении высшего церковного и епархиального управления. То же можно сказать и о проблеме приходских школ, которая, конечно, относится к пастырству, но которую мы предпочли поместить в область отношений Церкви и государства ввиду политического контекста. 277 В отличие от остальных томов, первый по своему построению характеризует соборное понимание устроения Церкви: первое определение утверждает первенство Поместных Соборов, второе место отведено роли Патриарха, а третье – Священному Синоду и Высшему Церковному Совету. В последнюю очередь рассматривается епархия. 278 «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси»//Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. М., 1994. Вып. 1. Определение 2. Статья 2 б. С. 4. 280 О роли этого расширенного Собора ничего не сказано. («О созыве очередного Собора и о полномочиях членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета»//Там же. Вып. 4 Определение 4. Статья 1. С. 10.). 282 «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси»//Там же. Вып. 1. Определение 2. Статья 10. С. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исходя из анализа полномочий и детализации компетенции Патриарха, можно с уверенностью сказать, что восстановление патриаршества, вызвавшее широкую дискуссию уходящую своими корнями к периоду работы предсоборных органов,  не было механическим копированием допетровского института патриаршей власти, но явилось результатом напряженной деятельности церковного законодателя определившего роль и место Патриарха в целой системе высшего церковного управления. С.А. Котляревский на пленарном заседании Поместного собора 18 октября 1917 г. заявлял: «Патриарха XVII века мы не восстановим. Грядущий патриарх будет нечто другое» [xiii] . Патриарх в нормах соборных определений 1917-1918 гг. отличается от Патриарха допетровской эпохи. Принадлежность высшей власти Поместному собору Российской Церкви, созданная Собором 1917-1918 гг. система органов высшего церковного управления возглавляемая Патриархом, детализация полномочий Патриарха, Священного Синода, Высшего Церковного Совета - обусловили новый особый статус Первоиерарха Русской Церкви. Отныне Патриарх не единовластный правитель Церкви, созывающий соборы епископов для решения наиболее важных церковных дел, а один из двух столпов соборно-патриаршего управления Российской Церкви, организованного в  единую систему. . Четко обозначен круг прав и обязанностей Патриарха,  соотнесенный с  полномочиями органов высшего церковного управления. Кроме того, Собором 1917-1918 гг. была создана целая система  патриаршегоуправления, которой не было в допетровской Руси. Епископ Астраханский Митрофан в своем докладе на пленарном заседании Собора, рассуждая о значении патриаршества в истории Русской Церкви, отмечал: «за столь короткий (допетровский - С.З.) период существования патриаршество у нас, несомненно, не успело еще сложиться в определенную систему патриаршего управления. Были лица, были имена, иногда более сильные, иногда менее сильные, но не было системы патриаршего управления» [xiv] .   Определение от 4 ноября 1917 года не упоминает Священный Синод и Высший Церковный Совет ни в качестве органов, которым принадлежит высшая церковная власть, ни персонифицирует  ассоциирует их с органами высшего церковного управления. Однако, уже соборное определение «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» от 7 декабря 1917 г. закрепило статус Священного Синода и Высшего Церковного Совета как органов высшего церковного управления. В качестве нормативного документа регулирующего компетенцию Священного Синода и Высшего Церковного Совета, а также совместных заседаний указанных органов, Собор 1917-1918 гг. принял определение «О круге дел, подлежащих ведению органов Высшего Церковного Управления» от 8 декабря 1917 г.

http://bogoslov.ru/article/221155

Иоаким (Левицкий Иван Акимович ; 1855–1918), архиепископ. Член Собора по должности как архиепископ Нижегородский и Арзамасский, а по увольнении 22 марта (4 апреля) 1918 г. на покой по особому постановлению Собора. В 1879 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1896 г. хиротонисан во епископа. С 1910 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1916 г. архиепископ. В 1918 г. уволен согласно прошению на покой, настоятель Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Осенью 1918 г. уехал к родственникам в Крым, где был повешен местными большевиками на даче под Севастополем. Иоанн (Поммер Иван Андреевич ; 1876–1934), священномученик, архиепископ. Член Собора как епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, с 22 апреля 1918 г. епископ Пензенский и Саранский. Председатель Отдела о духовно-учебных заведениях. В 1904 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1912 г. хиротонисан во епископа. С 1917 г. епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, с 1918 г. епископ Пензенский и Саранский. В 1919 г. арестован, приговорен к расстрелу, но помилован. В 1918–1919 гг. в заключении. С июля 1921 г. архиепископ Рижский и Митавский. По его ходатайству Латвийская Православная Церковь получила автономию в составе Российской Православной Церкви: данное решение было утверждено в 1921 г. Патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом. В 1926–1931 гг. депутат латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы Православной Церкви. Был убит на своей пригородной даче. В 2001 г. внесен в поименный список новомучеников и исповедников Российских. Иоанн I (Смирнов Иван Ксенофонтович; 1844–1919), архиепископ. Член Собора по должности как архиепископ Рижский и Митавский, а затем Рязанский и Зарайский. В 1867 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1902 г. хиротонисан во епископа. С 1910 г. епископ Рижский и Митавский. С 1912 г. архиепископ. С апреля 1917 г. архиепископ Рязанский и Зарайский. Скончался в Рязани. Иоанникий (Сперанский Иван Никанорович; 1885–1969), епископ. Член Собора по избранию как клирик (псаломщик) от Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010