Устав Архиепископии. В Уставе Архиепископии содержится прямая ссылка на Собор 1917–1918 годов. Целью Архиепископии является «осуществление и координация богослужения, строго соответствующего православному греко–русскому обряду и определениям Всероссийского Собора 1917–1918 годов, совершаемого входящими в него сообществами, а также, в общем, удовлетворение духовных и религиозных нужд членов этих ассоциаций в соответствии с учением и каноническим правом Православной Церкви» 900 . Собор 1917–1918 годов упоминается также в числе канонических основ деятельности Архиепископии сразу после правил святых Отцов: «Архиепископия и входящие в нее сообщества руководствуются в литургической, пастырской, канонической и духовной деятельности правилами Православной Церкви в русском их предании, содержащимися в канонах святых апостолов, святых Вселенских Соборов, Поместных Соборов и Отцов Церкви, а также в деяниях и постановлениях Московского Собора 1917–1918 годов 901 ». Устав Архиепископии руководствуется «соборным принципом», введенным Собором 1917–1918 годов во все области церковной деятельности. Собор учредил в каждой епархии собрание и совет, состоящие равно из священнослужителей и мирян. Оба органа позволяли епископу управлять епархией соборно: «Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых Апостолов, есть предстоятель местной Церкви, управляющий епархиею при соборном содействии клира и мирян 902 ». Устав Архиепископии перенимает изложенное определение: «Архиепископ является ex–officio предстоятелем архиепископии и управляет ею согласно принципу коллегиальности православной экклезиологии» 903 . Употребление термина коллегиальность в данном контексте является, однако, непонятным, так как на Соборе 1917–1918 годов он противопоставлялся понятию соборности и считался секулярным новшеством, навязанным Церкви императором Петром I 904 . Устав Архиепископии не только применяет соборный принцип к составу и функционированию Епархиального собрания и Совета, но в некоторых аспектах уходит даже дальше Собора 1917–1918 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Епископ Воскресенский Савва: Публикация документов Поместного Собора 1917-18 годов — жизненно важная задача 14 июня 2012 г. 13:12 В 2012 году Новоспасский монастырь объявил о начале работы над большим издательским проектом — публикацией материалов Поместного Собора 1917-1918 годов. Новое фундаментальное издание введет в научный оборот уникальные, зачастую еще совершенно не исследованные материалы. Эта публикация может стать существенной вехой в изучении истории Русской Православной Церкви и Российского государства XX века, а также позволит осмыслить происходящие сейчас в Русской Церкви преобразования, источником которых послужили, в том числе, и решения Поместного Собора. Об этом проекте в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , председатель Научно-редакционного совета по изданию трудов Поместного Собора 1917-1918 годов епископ Воскресенский Савва . — Ваше Преосвященство, в 2012 году Новоспасский монастырь объявил о начале работы над большим издательским проектом — публикацией материалов исторического Московского Собора 1917-1918 годов. Мы хорошо помним, что несколько лет назад монастырь уже осуществил подобное издание. С чем связано ваше решение вернуться к материалам Поместного Собора? — Действительно, в 1994-2000 годах Новоспасский монастырь выпустил в свет издание материалов Собора 1917-1918 годов, которое вышло по благословению покойного Святейшего Патриарха Алексия II. Первое издание состояло из 12 томов, 11 из них — соборные Деяния и один том — определения и постановления Собора. Часть соборных Деяний была выпущена репринтом по изданию, предпринятому еще в годы революции самим Собором. Уже через несколько лет эти тома стали библиографической редкостью и потому даже их репринтное воспроизведение было бы весьма ценно. К сожалению, Собор не смог завершить свою работу. Из-за последовавших гонений издание его Деяний также не удалось завершить. Поэтому выпуск неизданных Собором 1917-1918 годов Деяний Новоспасский монастырь осуществлял уже по архивным материалам, хранящимся в Государственном архиве Российской Федерации в Москве. Первое издание Деяний Собора, предпринятое в 1994-2000 годах, имеет целый ряд недостатков, восполнить которые призвано наше новое издание.

http://patriarchia.ru/db/text/2285600.ht...

715 По этому вопросу см.: Балашов Николай, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. Destivelle Н. La liturgie au Concile local de Moscou de 1917–1918: un processus inacheve//Les mouvements liturgiques. Correlations entre pratiques et recherches (Свято–Сергиевские чтения, 50–я Неделя по исследовании литургии, Париж, 2003 год). Rome, 2004. Р. 239–254. Деяния коммисии по богослужебному языку были опубликованы: Богослужебный язык Русской Церкви: История. Попытки реформации. М., 1999; деяния комиссии по богослужебному пению: Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 года. О церковном пении. Сборник протоколов и докладов. М., 2002. По вопросу о богослужебном языке см. также: Pletneva А. А. 2 problema della lingua liturgica//2 concilio di Mosca. P. 233–245. 719 Собор принял также совместное решение отдела по богослужению и отдела по юридическому положению Церкви о сохранении юлианского календаря. Это постановление отсутствует в Сборнике. См.: Деяния... Т. 4. С. 186–188, Балашов Н., протоиерей. Указ. соч. С. 330–334. 721 Там же. Статья 2. В настоящее время праздник этот совершается во второе воскресенье после Пятидесятницы (в первое воскресенье празднуются все святые). 723 Об эволюции процедуры канонизации и о критериях святости см.: Behr–Sigel Е. Priere et saintete dans l’Eglise russe. P. 24–35; а также Deicha S., Kniazeff A. Cours d’hagiologie. Paris, 1983. P. 16. 728 Обязательность нетленности мощей – одна из причин столь малого числа канонизаций в синодальный период. Отголосок споров по этому вопросу слышен в «Братьях Карамазовых» Достоевского в описании кончины старца Зосимы. 735 Об отношениях между Церковью и государством в России в начале 20 века см.: Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890–1918 гг.); Curtiss J. S. Указ, соч.; Рожков В. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., 2004; Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917–1922). М., 2005. Более подробно о 1917–1918 годах: Карташев А. В. Революция и Собор 1917–1918 гг.; Кашеваров А.//. Il concilio е la rivoluzione. La relazione tra chiesa e stato nell’elaborazione conciliare//Il concilio di Mosca. P. 85–117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

250 Лекции о патриаршестве архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) читал также в Семинарии, 27 августа 1917 г. в Ново-Иерусалимском монастыре во время поездки соборян на могилу Патриарха Никона по случаю годовщины его кончины и др. В защиту патриаршества на Соборе архиепископ Антоний выступил 18 октября 1917 г. (Деяние 26-е) (См.: Деяния... Т. 2. С. 288–291). Интересные воспоминания епископа Арсения о патриаршестве и архиепископе Антонии см.: Дневник. Т. 3. С. 56–57. – Примечание. 251 На Предсоборном совещании было разработано «Правовое положение о православной Церкви в России», которое легло в основу работы соборного Отдела (См.: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. 2 кн. Предсоборная работа 1917 года М.: Новоспасский монастырь, 2012. Кн. 2. С. 836–839). – Примечание. 252 Московский женский монастырь во имя Страстной иконы Божией Матери был построен в 1654 г. г. царем Алексеем Михайловичем во имя Страстной иконы Божией Матери, от которой он и получил свое название, у стоявшего с 1646 г. храма Страстной Богоматери. – Примечание. 254 Стихотворные песнопения, исполняемые на вечерне, посвященные празднуемым событиям и предваряющиеся избранными стихами псалмов (отсюда название стиховны). – Примечание. 255 1 сентября 1917 г. по приказу Керенского генерал М. В. Алексеев произвел арест генерала Корнилова и его сподвижников (генералов Романовского, Лукомского и ряда старших офицеров), взятых под следствие и помещенных в г. Быхове в здании монастыря в Ставке. Арестованным грозила смертная казнь. С 1 сентября по ноябрь 1917 г. они находились под арестом в Могилеве и Быхове. Когда пало Временное правительство и не оставалось уже более никаких правовых оснований оставаться в роли его пленников, быховские узники ушли на Дон, где приступили к формированию Добровольческой армии для борьбы с большевиками. Во время заключения Верховного главнокомандующего в Быховской тюрьме Керенский сказал фразу, характеризующую как морально-этические аспекты ведения политики министра-председателя, так и его планы в отношении арестованного генерала: «Корнилов должен быть казнен; но когда это случится, приду на могилу, принесу цветы и преклоню колена перед русским патриотом» (Деникин А. И. Очерки Русской Смуты. Борьба генерала Корнилова. Август 1917 г. – апрель 1918 г. (Репринтное воспроизведение издания: Париж. 1922). М.: Наука, 1991. С. 3). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Конференция «Уроки столетия: Поместный Собор 1917-1918 гг.» состоялась в Москве 23.08.2017 Конференция «Уроки столетия: Поместный Собор 1917-1918 гг. в истории и современной жизни Русской Церкви » состоялась 22 августа в Москве, в Выставочном центре «Сокольники», в рамках православного фестиваля «Артос». Мероприятие носило просветительский характер и было посвящено столетию Поместного Собора Российской Церкви 1917-1918 гг. Фестиваль открыл епископ Воскресенский Савва, викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, председатель научно-редакционного совета по изданию документов Священного Собора 1917-1918 гг. На конференции прозвучал ряд докладов, в которых были раскрыты различные аспекты значения и деятельности Поместного Собора 1917-1918 гг. – беспрецедентного события в новой истории Русской Православной Церкви – по числу участников, составу, продолжительности и количеству рассмотренных вопросов. Священник Дмитрий Сафонов, кандидат богословия и кандидат исторических наук, в докладе «Значение Поместного собора 1917-1918 годов и возрождения патриаршества» сосредоточил свое внимание на единственном решении Собора, которое удалось реализовать и которое действовало в течение столетия: это восстановление патриаршества. Церковный историк рассказал о том, какие дискуссии предшествовали этому соборному решению (многие опасались «папизма», разрушения соборности и т.д.). Однако патриаршество было восстановлено, и в деятельности Патриарха Тихона, в сложных условиях революционной России, реализовалось «сочетание патриаршего единоначалия и соборной коллегиальности». О. Димитрий кратко представил свою книгу «Святитель Тихон Патриарх Московский и всея России и его время», в которой он восстановил по дням и даже по часам служение предстоятеля в 1921-1925 гг. Рассказав о давлении большевистской власти на Патриарха Тихона, он подчеркнул, что «сломить его не удалось». Автор книги уверен, что и кончина первосвятителя «не была естественной».

http://drevo-info.ru/news/22688.html

В нач. XX в. в епархии действовали 4 странноприимных дома и 12 богаделен для призрения вдов и сирот священно- и церковнослужителей.В с. Сергееве Шуйского у. при Феодоровском жен. мон-ре действовал детский приют (основан в 1889).В Суздале работало благотворительное об-во равноап. кн. Владимира (основано в 1892), организовавшеев 1905 г. богадельню, в 1909 г. сиротский учебно-ремесленный детский приют. В 1900 г. во В. е. существовали 34 церковноприходских попечительства, собиравшие пожертвования на нужды церковноприходских школ, храмов и причтов, а также занимавшиеся устройством богаделен, чайных-читален, благотворительных об-в. А. В. Маштафаров 1917 - 1-я пол. 40-х гг. XX в. 29 апр. 1917 г. Святейший Синод ввел выборное начало для всех уровней церковного управления. По России прошли чрезвычайные епархиальные съезды духовенства и мирян, на к-рых были рассмотрены вопросы избрания епархиальных советов, введения выборного порядка замещения всех должностей епархиального управления. 3-6 мая 1917 г. владимирский епархиальный съезд сместил с кафедры архиеп. Алексия (Дородницына), обвинив его в «деспотизме» и в связях с Г. Е. Распутиным . Временно управляющим епархией был назначен викарный Юрьевский еп. Евгений (Мерцалов). 9 авг. того же года чрезвычайный епархиальный съезд в присутствии Московского архиеп. св. Тихона (Белавина) постановил избрать управляющим В. е. Финляндского архиеп. Сергия (Страгородского) , 28 нояб. 1917 г. он был утвержден на кафедре Патриархом Тихоном с возведением в сан митрополита; в кон. 1917-1918 г. митр. Сергий находился в Москве, принимая активное участие в Поместном Соборе Православной Российской Церкви . В авг. 1917 г. епархиальный училищный совет получил циркуляр о передаче церковных школ в ведение Мин-ва народного просвещения. Передача школ в условиях революции и войны на практике свеласьк их закрытию. 23 янв. 1918 г. Владимирский губисполком получил определение НКВД о необходимости принять имущество Церкви «под строжайший контроль». В 1918-1919 гг. все храмы В. е. были переданы в ведение городских или уездных исполкомов или милиции. Успенский собор перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, в 1918 г. власти разрешили проведение в нем богослужений (соответствующее соглашение между властями и приходом было заключено 1 нояб. 1920). В авг. 1918 г. закрылись ДС и жен. епархиальное уч-ще во Владимире, в 1920 г.- епархиальное управление. Одной из форм проявления протеста верующих против гонений на Церковь стало проведение крестных ходов, во время к-рых случались столкновения с красноармейцами (напр., в 1918). В июне-июле 1918 г. во Владимире прошел епархиальный съезд духовенства и мирян под председательством митр. Сергия. В повестку дня были включены вопросы положения Церкви в новых условиях, церковного управления, духовной школы и др.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Значение и роль архиерейского Собора как органа церковного управления в 2000 году 889 сильно возросло по сравнению с 1917 годом, когда он рассматривался только как орган суда над патриархом. Отныне архиерейский Собор должен созываться каждые четыре года. Между тем, на Соборе 2000 года никак не упоминалось о Высшем Церковном Совете, установленном в 1917 году для управления церковным имуществом с привлечением мирян. В уставе 2000 года обязанности этого Совета распределены между различными синодальными и патриархийными структурами 890 . Епархия определяется как «местная Церковь » 891 , а не как «часть православной Российской Церкви» 892 , хотя точкой отсчета все–таки остается Русская Православная Церковь , «разделенная на епархии». Что касается роли мирян в церковном управлении, то в этом отношении Устав 2000 года является шагом назад по сравнению с Собором 1917–1918 годов. Конечно. Поместный Собор продолжает состоять из «архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян», но «в количестве и порядке, определяемых архиерейским Собором» 893 . Ограниченным оказалось и выборное начало на всех уровнях церковной жизни: благочинные, например, назначаются теперь архиереем 894 , а не избираются благочинническим собранием, как определял Собор 1917–1918 годов 895 . Настоятели приходов также назначаются непосредственно епископом, тогда как в 1917 году архиерею было рекомендовано при назначении принимать во внимание кандидатов, выставленных приходским собранием 896 . Следует отметить также появление контрольных комиссий на приходах, занимающихся проверкой счетов и управления приходским имуществом. Что следует сказать в заключение о значении Собора 1917–1918 годов в последующей жизни Русской Православной Церкви после сделанного нами краткого обзора положений и уставов Русской Православной Церкви? Во–первых, то, что благодаря восстановлению патриаршества Русская Церковь смогла сохранить хотя бы свою видимость – и патриарх был зримым символом ее – несмотря на преследования со стороны светских властей и катастрофическое положение накануне Второй мировой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. 3 тома и доп. СПб., 1906. Переиздание: Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе: в 2 т. М., 2004. Т. 1. С. 807–825. 17 Журналы и протоколы Высочайше утвержденного Предсоборного присутствия: в 4 т. СПб., 1906–1907. Переиздание: Журналы и протоколы Высочайше утвержденного Предсоборного присутствия: в 4 т. М., 2014. 18 Смолич И. Предсоборное присутствие 1906 г. К предыстории Московского Поместного Собора 1917–1918 гг.//Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Т. 2. М., 1997. С. 693–719. 21 Михаил Александрович Романов (1878–1918), великий князь, брат Императора Николая II. В 1917 г. после отречения Императора Николая II отказался от прав на Престол до решения Учредительного собрания. Расстрелян в г. Перми. 23 Новгородские епархиальные ведомости. 1917. 1–15 апреля. Ч. неоф. С. 323–326. Полный текст обращения архиепископа Арсения см: Наст. изд. С. 315–318, а также док. 1–3 в приложении 1. С. 201–204. 26 Документы Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 1. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок Созыва и проведения Собора. М., 2012. С. 10. 29 Предсоборная работа. Кн. 1. С. 12. Краткое описание работы каждого из Отделов см.: Там же. С. 11–20, 24, 25. 31 Предсоборная работа. Кн. 1. С. 21–22. Полное выступление архиепископа Арсения на Общем собрании Предсоборного Совета и предложенный законопроект 8-го отдела см.: Там же. С. 985–989. 42 Рункевич С. Г. Священный Собор Православной Российской Церкви в Москве 1917–1918 гг.//Дело великого строительства церковного. С. 36. В данной статье приводятся все постановления Собора, перечисление его Отделов с указанием круга дел, рассматриваемых на них. 45 Карташев А. В. Революция и Собор 1917–1918 гг.//Дело великого строительства церковного. С. 503. 50 Ломако Григорий, свящ. Письма с Собора. Письмо 2-е//Дело великого строительства церковного. С. 118–119. 67 Любинский Петр Васильевич (ок. 1872–?), юрист, мировой судья, член Собора по избранию как мирянин Подольской епархии, секретарь Отдела Собора о правовом положении Церкви в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Учение об отношениях Церкви и государства является одной из слабых сторон Собора. Несмотря на то, что вопрос этот был одним из мотивов созыва Собора, предсоборные комиссии, увлеченные преобразованием внутренних структур Церкви, не оказали проблеме должного внимания. Хотя Церковь была более подготовлена к революции, нежели государство, Собор 1917–1918 годов, как подчеркивает прот. И. Мейендорф , не стал рассматривать проблему церковно–государственных отношений по существу. Собор только защищался от некоторых инициатив нового правительства и, требуя независимости, сопротивлялся отделению Церкви от государства. Поскольку цель настоящей работы состояла в том, чтобы представить применение на Соборе 1917–1918 годов принципа соборности, рассмотрению постановлений и их восприятия предшествуют две главы, в которых мы попытались представить истоки Собора с его замечательной подготовительной работой, объяснить на основании устава его состав и функционирование, в частности, относительно процедуры принятия решений. Собор невозможно оценить вне минимального знания его исторического контекста, который позволяет понять причины его созыва. Положение Российской Церкви в начале 20 века оказалось парадоксальным: несмотря на административные тиски навязанной ей синодальной системы, она переживала во всех областях небывалый расцвет, одним из плодов которого – и немалым – стало учение о соборности. Собор 1917–1918 годов является не столько попыткой выйти из паралича, сколько результатом возрождения церковной жизни. Собору предшествовали двенадцать лет подготовительных работ. Собор 1917–1918 годов начинается на самом деле в 1905 году вслед за Кровавым воскресеньем и Указом о религиозной веротерпимости, принятым по совместной инициативе представителей Церкви и первого конституционного правительства. Анализ трех меморандумов, положивших начало соборному процессу, показывает, что мотивы у каждого из авторов были разные. В 1906 году, после проведения опроса среди архиереев, Предсоборное Присутствие выставило первые предложения, обобщенные в 1912 году «расширенным предсоборным советом». Однако для окончательного вступления на путь созыва Собора пришлось ждать революционные муки 1917 года, когда Церковь оказалась в беспрецедентном положении после отречения императора от своего престола. При поддержке Временного Правительства предсоборный совет подготовил совместно со Святейшим Синодом Собор, открывшийся, наконец, 15(28) августа 1917 года. Собор нельзя полностью понять в отрыве от этих двенадцати лет подготовки, которые позволили соборным комиссиям представить в короткие сроки проекты, задолго до этого продуманные и подготовленные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятница. 19-е января. Ездил с визитом к своим друзьям Комаровским и в Марфо-Мариинскую обитель. У настоятельницы много мистического в настроении ее; у сестры 640 ее, конечно, больше, – до болезненности. Газеты тяжело читать: так все тяжело и безнадежно! «Бывшая империя», сжавшаяся до пределов Великой России, стала страною подлинного настоящего голода. Царь-голод наступил и стал «бытовым явлением» нашей кошмарной действительности. Суббота. 20-е января. Сегодня, в десять утра, в храме при Соборной палате отслужен был мною молебен пред возобновлением соборных занятий, в присутствии Патриарха и собравшихся соборян, около ста. h6C Священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) h6C Митрополит Московский Филарет (Дроздов) Портрет приложен к дневнику митрополита Арсения ГА РФ h6C Епископ Серпуховской, викарий Московской епархии Арсений (Жадановский) , настоятель Чудова монастыря в Кремле h6C Чудов монастырь в Кремле h6C Стена церкви Двенадцати Апостолов в Кремле после обстрела h6C Чудов монастырь после обстрела h6C Красная площадь в Москве в октябрьские дни 1917 г. h6C Патриаршая ризница после обстрела Кремля h6C Успенский собор в Кремле после обстрела h6C Архиепископ Анастасий (Грибановский) Член Собора, Председатель соборной комиссии, выработавшей чин интронизации Патриарха Всероссийского h6C Черновик разработки чина поставления на Патриарший Престол Патриарха Тихона. Из книги «Православная Москва в 1917 – 1921 годах» h6C Крестный ход во время интронизации Патриарха Тихона 21 ноября 1917 г. Из книги «Православная Москва в 1917–1921 годах» h6C Святейший Тихон, Патриарх Московский н всея России, Успенском соборе Кремля в день возведения на Патриарший Престол 21 ноября 1917 г. ЦИА ПСТГУ в Святейший Патриарх Тихон возглавляет заседания Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. в Соборной палате Московского епархиального дома Ноябрь 1917 г. На нижнем снимке: слева от Патриарха митрополит Арсений, слева от него протопресвитер Н. А. Любимов; справа от Патриарха митрополит Антоний(Храповицкий), справа от него митрополит Платон (Рождественский), во втором ряду между ними митрополит Агафангел (Преображенский)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010