История моего старообрядчества/Публ. и коммент.: А. В. Знатнов//Наш современник. 2007. 1. С. 192-228). Архиеп. Андрей (Ухтомский) совершал тайные хиротонии епископов, в т. ч. единоверческих. Отдельные общины единоверцев-катакомбников (андреевцев и климентовцев) уцелели, хотя их число, равно как и число их членов, в лит-ре многократно преувеличивается. В 20-30-х гг. почти все единоверческие общины, в к-рых не было ни одного случая присоединения к обновленчеству , были разгромлены. В 1922 г. власти закрыли оба московских единоверческих мон-ря (Никольский муж. и Всехсвятский жен.), в 1931 г. прекратилось богослужение в Троицком и Введенском московских единоверческих храмах. В 1927 г. была упразднена петроградская единоверческая община на Волковом кладбище, в 1932 г. закрыт Никольский единоверческий собор, старостой которого являлся акад. А. А. Ухтомский, брат архиеп. Андрея. В наст. время канонизированы священномученики-единоверцы Иоанн (Бороздин) , служивший в Никольской единоверческой ц. на Рогожском кладбище, и Петр (Озерецковский) , в последние годы жизни служивший в подмосковном с. Михайловская Слобода. Е. в 1971-2007 гг. В 1971 г. произошло событие, ставшее поворотным пунктом в отношении священноначалия к православно верующим людям, придерживающимся старых церковных обрядов, в особенности к тем из них, кто находится в лоне РПЦ, т. е. к единоверцам. Поместный Собор РПЦ, подтверждая постановления Временного Свящ. Синода от 23 апр. 1929 г., после доклада Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) «Об отмене клятв на старые обряды» признал клятвенные запреты, наложенные Соборами 1656 и 1666-1667 гг. на древние рус. богослужебные обряды и на придерживающихся их, «яко не бывшие», засвидетельствовал спасительность старых рус. обрядов, отверг порицательные о них выражения и подтвердил православие рус. богослужебных книг, употреблявшихся до патриарха Никона. В деянии от 2 июня 1971 г. Собор утвердил равночестность старых и новых церковных обрядов. Реабилитация дониконовского богослужебного уклада была подтверждена на Поместном Соборе 1988 г.

http://pravenc.ru/text/Единоверие.html

поиск:   разделы   рассылка Мониторинг СМИ Игумен Максимилиан (Клюев) О Поместном Соборе Источник:  Пресс-служба Иркутской епархии Недавно Русская Православная Церковь пережила жизненно важное для нее событие – избрание нового Патриарха. В храмах на Литургиях читались специальные молитвы о том, чтобы благополучно прошел предстоявший Поместный собор. В состав делегации от Иркутской епархии входил секретарь епархиального управления игумен Максимилиан (Клюев). О.Максимилиан рассказал о том, как проходил Поместный собор. – Что такое вообще Поместный Собор? – По Уставу РПЦ, высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному собору. Поместный Собор, как высшее церковное собрание был проведен впервые в 1917-1918 году. До этого были Архиерейские Соборы – собрания архиереев, как людей, от Бога поставленных управлять Церковью, людей грамотных, образованных, знающих друг друга, состояние Церкви, то есть компетентных. По Уставу Архиерейский Собор собирается раз в четыре года, а созыв Поместного Собора определяется Архиерейским. В крайнем случае, Поместный Собор может созвать Святейший Патриарх и Священный Синод. – Когда в последний раз был Поместный Собор? – Последние Поместные Соборы были собраны в год празднования Тысячелетие Крещения Руси в 1988 году и на выборы Святейшего Патриарха в 1990 году. Само создание Поместного Собора как верховного церковного органа в начале XX века было скорее веянием наступавшей " демократии " , после долгого перерыва, когда в период более двухсот лет не было Патриарха на Руси. Перед проведением Собора былоПоместныйСоборПоместныйСобор предсоборное присутствие, когда люди в церковных комиссиях думали, как все устроить, как воссоздавать патриаршество и устраивать дальнейшую жизнь Церкви. Было принято решение созывать именно Поместный Собор как собрание иерархов, мирян, клириков и монашествующих. То есть Поместный Собор – это веяние 20-го века. Прошедший 27-28 января 2009 года Поместный Собор собирался во-первых, чтобы выбрать нового Патриарха Московского и Всея Руси, а во-вторых, чтобы утвердить Церковный устав, который был принят в 2000 году Архиерейским Собором с поправками 2008 года.

http://religare.ru/2_62654.html

Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. своим «Определением об епархиальном управлении» ввел новый порядок устройства Б. о.: его границы определялись епархиальными собраниями (V 66), к-рые ранее не существовали. В Б. о. были включены и мон-ри (V 71). Собор ввел новые коллегиальные органы управления в Б. о.: пастырские и общие окружные благочиннические собрания (V 67-77) и благочиннические советы (V 77-82). В пастырских благочиннических собраниях должны были участвовать священники в обязательном порядке, а др. клирики - по желанию. В общие благочиннические собрания входили настоятели муж. мон-рей (V 71. Примеч. 1). Благочиннический совет являлся исполнительным органом благочиннических собраний. В условиях гонений, к-рые обрушились на Церковь в революционную эпоху, порядок управления в Б. о., установленный Поместным Собором 1917-1918 гг., был разрушен. Учитывая обстоятельства времени, Поместный Собор 1945 г. в целом вернулся к практике единоличного управления Б. о., существовавшей до 1918 г. В «Положении об управлении Русской Православной Церкви» , принятом Собором, ничего не говорится ни о благочиннических собраниях, ни о благочиннических советах, ни о выборности благочинных. В соответствии с Положением благочинные назначаются епархиальным архиереем (III 29). Ввиду малочисленности приходов в нек-рых епархиях в послевоенные годы Б. о. были образованы не во всех епархиях. После масштабной кампании закрытия приходов в эпоху хрущёвских гонений на Церковь (рубеж 50-60-х гг.) в отдельных епархиях Б. о. были упразднены. Устав об управлении Русской Православной Церкви , принятый Поместным Собором РПЦ 1988 г., не внес существенных изменений в порядок управления на уровне Б. о., но более детально регламентировал его. Устав предусматривал разделение епархии на Б. о., возглавляемые благочинными, к-рых назначал правящий архиерей (VII 55). Устав не ввел постоянно действующие коллегиальные органы управления в Б. о., но по благословению правящего архиерея благочинный мог созывать священников своего округа на братские совещания (VII 60).

http://pravenc.ru/text/149341.html

Журнал внес заметный вклад и в развитие современной богословской мысли, опубликовав ряд статей, посвященных православной догматике (230 статей, из них 129 - по экклезиологии), литургике (169), нравственному и пастырскому богословию (73), агиологии (56), канонике (48). Именно ЖМП начал знакомить читателей СССР с работами богослова В. Н. Лосского («Образ и подобие» (1958. 3. С. 53-64)). Здесь же начали публиковаться работы свящ. Павла Флоренского , которые в России после 20-х гг. не издавались («Дух и плоть» (1969. 4. С. 72-77)). В 1977-1993 гг. в постоянной рубрике «Из богослужебной практики» выходили статьи (всего 237) по вопросам богослужебного устава, историческим и богословским основам правосл. богослужения, совершения чинопоследований церковных таинств (применительно к практическим особенностям совр. приходской жизни). Постоянными авторами этой рубрики были протоиереи А. Сложеникин, В. Войнаков, В. Ригин, Г. Нефёдов. ЖМП часто обращается к вопросам церковной истории, как всеобщей, так и Русской Церкви. Во мн. статьях рассматриваются проблемы христ. искусства: иконописи, церковного пения, храмовой архитектуры. В 1988-1995 гг. в рубрике «Из духовной поэзии» печатались правосл. стихи русских поэтов XVIII-XX вв. Неизменно важной темой для ЖМП являются межправосл. отношения: журнал систематически знакомит читателей с историей, с агиологией, с духовным опытом, со служением и с богословием Поместных Православных Церквей, с их святынями. Среди освещающих эту тему авторов - Предстоятели, иерархи и богословы различных православных Церквей, настоятели их подворий в России. В журнале публиковались материалы о Болгарской (267 статей), о Сербской (193), о К-польской (131), о Румынской (124), о Чехословацкой (106), об Американской (99), об Элладской (93) и др. Поместных Православных Церквах, о РПЦЗ (54). Освещаются участие РПЦ в межрелиг. диалоге, ее миротворческие инициативы. Важной частью ЖМП является библиографический разд., в к-ром печатаются рецензии на вышедшие правосл. издания, публикуемые в России и за рубежом, в т. ч. на зарубежную правосл. периодику. Выходили обзоры содержания таких журналов, как болгарские «Църковен вестник» (20 рецензий) и «Духовная культура» (11), румынские «Богословские исследования» (15), «Православие» (15) и «Румынская Православная Церковь» (5), чешский «Православная мысль» (9), серб. «Гласник» (6), польск. «Церковный вестник» (6), а также греч., канад., нем., венг. и др. журналов.

http://pravenc.ru/text/182369.html

У многих, если не у большинства, архипастырей это решение вызывало тяжелые чувства. Навязанная Церкви реформа приходского управления, по замыслу ее действительных инициаторов, должна была привести к развалу приходской жизни и подорвать влияние Церкви в об-ве, чего опасались как участники А. С., так и все почти духовенство и сознательные миряне. Однако в сложившихся тогда условиях открытое неповиновение властям могло бы повлечь за собой разгром церковной орг-ции, появление при поддержке властей раскольнических группировок. Рисковать легальным статусом канонической Церкви священноначалие не могло, в этом оно следовало по пути, на к-рый Русская Церковь вступила в 1923 г. при Святейшем Патриархе Тихоне . Попытки неск. архиереев из зарубежных епархий РПЦ оспорить решение А. С. на Поместном Соборе 1971 г . не имели успеха, оно было отменено на Поместном Соборе 1988 г . в связи с принятием нового «Устава об управлении Русской Православной Церкви» . На А. С. Патриарх сказал также о необходимости увеличить число постоянных членов Синода за счет включения в него по должности Управляющего делами Московской Патриархии и председателя ОВЦС для более оперативного решения вопросов высшего церковного управления. Решение об увеличении числа постоянных членов Синода было принято на заседании Синода от 16 марта 1961 г. и было вызвано, в числе проч., тем обстоятельством, что после освобождения от обязанностей председателя ОВЦС митр. Крутицкого Николая (Ярушевича), постоянного члена Свящ. Синода по занимаемой кафедре, и утверждения в этой должности архим. Никодима (Ротова), с возведением в сан епископа Подольского, викария Московской епархии, возникла необходимость закрепить за должностью председателя ОВЦС постоянное членство в Свящ. Синоде. Управляющий делами архиеп. Пимен (Извеков) на том же заседании Синода был переведен с Дмитровского вик-ства Московской епархии на самостоятельную Тульскую кафедру. Это решение было связано с исключительно широким кругом обязанностей Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя ОВЦС, предполагавших постоянную рабочую связь со Святейшим Патриархом и высокое служебное положение. Доклад по этому вопросу на А. С. делал Крутицкий митр. Питирим, в прениях выступил Ленинградский митр. Гурий (Егоров) . А. С. утвердил решение Свящ. Синода, и такой состав Синода сохранился в последующие десятилетия.

http://pravenc.ru/text/76504.html

Чудесная помощь блаженной Ксении в наши дни Истории из редакционной почты портала Православие.Ru Накануне дня памяти блаженной Ксении мы попросили читателей поделиться своими историями о чудесной помощи святой петербурженки. Святая блаженная Ксения Петербургская      Марина Захарчук «Пройдёт десять лет – и ей будут молебны служить» В конце 1970-х, в годы учёбы в Ленинградском Государственном Университете (ЛГУ), я поставила себе целью посетить все действующие храмы Ленинграда. Так однажды приехала на Смоленское кладбище, названное по имени расположенной здесь церкви. Во время службы и, особенно на панихиде, поразило повторяющееся в каждой записке имя: «Блаженная Ксения». Выйдя из храма, отправилась бродить по заснеженному кладбищу и вскоре остановилась у заколоченной наглухо часовни. Вокруг не было ни души. Я уже собиралась уходить, как вдруг из-за часовенки (которую я только что обошла!) вышла старушка в очень бедной одежде. – Что это за часовня, бабушка? – обратилась я к ней. – Тут, деточка, лежит святая блаженная Ксения, помолись ей. – Святая? Почему же её поминают за упокой? Ведь святым служат молебны. – А вот пройдёт десять лет – и ей будут молебны служить, – сказала старушка и, пока я разглядывала часовню, исчезла так же внезапно, как появилась. Стояла зима 1978 года. Вспомнила я об этой встрече десять лет спустя, когда в преддверии 1000-летия Крещения Руси Поместный Собор РПЦ, проходивший летом 1988 года, причислил к лику святых блаженную Ксению Петербургскую. Любовь «Только прочитала акафист – звонок: новый клиент обратился!» Хочу рассказать тоже об одном случае. В 2007 году мы начинали своё дело в сфере юриспруденции. Шли к вере одновременно. Было много тяжелых месяцев, когда хватало денег только на аренду офиса, на еду приходилось подрабатывать частными уроками. К блаженной Ксении не обращалась, так как считала, что она Петербургская, поэтому москвичам не поможет. Такое вот неофитство. В один очень тяжелый день, когда стоял вопрос закрывать офис, который мы так тяжело тянули долгое время, прощаться с мечтами и планами, и возвращаться на поиски работы, решила почитать от сердца акафист матушке Ксении. Читала, плакала и даже не верила, поможет ли.

http://pravoslavie.ru/62013.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_84447.html 21 марта 2011 Православно-католические отношения: 20 лет после падения Берлинской стены. Выступление митрополита Волоколамского Илариона на IV Международном конгрессе " Место встречи Вселенская Церковь " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1433291.html Официальный сайт РПЦ МП 19 марта 2011 года в городе Вюрцбург (Германия) председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял участие в IV Международном конгрессе " Место встречи Вселенская Церковь " . За последние 20 лет отношения между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью прошли серьезные испытания, обусловленные новой политической ситуацией. Падение Берлинской стены в 1989 году символизировало конец противостояния двух социально-политических систем и начало формирования единого европейского пространства. Новые процессы не могли не отразиться на жизни Церквей, обнажив давние противоречия между православием и католичеством и одновременно поставив новые задачи, потребовавшие совместного поиска их решения. Богословский диалог между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, начатый в рамках Смешанной международной комиссии в 1979 году, согласно его программе, должен был " отправляться от элементов, которые объединяют Православную и Римско-Католическую Церкви " с тем, чтобы развиваться в положительном ключе. Как отмечали составители программы диалога, " можно надеяться, что таким образом станет возможно последовательно и преемственно устранить определенные препятствия, которые противостоят возобновлению совместной жизни двух наших Церквей " . В период с 1980 по 1988 годы работа Смешанной комиссии была действительно посвящена последовательному разбору вопросов таинств и сакраментальной природы Церкви. Хотя изучение данных вопросов проходило еще в достаточно спокойной атмосфере и напоминало скорее академическое исследование, уже на первых этапах диалога вскрылось противоречие между православной " евхаристической экклезиологией " , сосредоточенной на понятии Поместной Церкви, и католической экклезиологией, носящей универсалистский характер.

http://religare.ru/2_84447_1_21.html

Позднее избирали епископа уже в присутствии народа. Ещё позднее участие народа начинают ограничивать. От избрания устраняется «της οκλοις» - чернь, толпа, сборище. Допускаются к участию «знатные граждане». Целостность церковного Тела разрушается, разделяя общину по нецерковным признакам: происхождению, имущественному и социальному положению и проч., внося в Церковь «надмение мирския власти». Местная церковь как целостность потеряла возможность участвовать в избрании епископов. 123 новелла Юстиниана устанавливает двухстепенные выборы. Местная церковь предлагает трёх кандидатов, из которых собор выбирает епископа. Новелла вошла в «Базилики» и оставалась действующей до прекращения существования Византии. Избрание епископов местной церковью имело место в России. Например, в Новгороде до 1478 г. епископов избирали на вече. После избрания они поставлялись митрополитом Киевским, а позднее Московским. В синодальный период поставление епископов определяла воля царя. «Послание Восточных Патриархов» 1723 г. поддерживало идею народного избрания епископа. Эта идея осталась декларативной. Традиция назначений епископа высшей церковной властью не только победила и окончательно упразднила первоначальную практику избрания епископов местной церковью. Она получила авторитет апостольского установления. «Как обычно бывает, новый обычай, получивший права гражданства, принимается за подлинно апостольское установление, а древний, постепенно исчезающий, рассматривается как отступление от нормы». Попытка Поместного Собора 1917-18 гг. восстановить древнюю практику избрания епископа местной церковью не осуществилась. Уставы РПЦ 1988, 2000 и 2013 годов закрепили практику централизованных назначений. Местная церковь не получила права участвовать в решении своей судьбы. Ни права выбора, ни права отвода, ни права оценки местная церковь не имеет: «Епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси». Устав не предоставляет местной церкви ни возможность, ни право высказать своё мнение. В епархиальном устройстве не предусмотрен орган, который мог бы высказать суждение общины, независимое от правящего архиерея. Только епископ выражает значимое мнение епархии.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010