В Положении определяются права и обязанности епархиальных архиереев относительно их епархий, высшей церковной власти и гос. власти. Епархиальный архиерей стоит во главе епархии; он «является ответственным главою вверенной ему епархии» (Положение об управлении РПЦ. С. 4). В епархии ему принадлежит вся полнота власти, в частности право обращаться с архипастырскими посланиями к своей пастве; он назначает должностных лиц епархии и настоятелей храмов, дает им указания, получает от них отчеты за каждое полугодие, награждает должностных лиц и клириков; наблюдает за целесообразным распределением храмов и приходов на территории епархии. Епархиальный архиерей является полноправным членом высших учреждений РПЦ - Поместного Собора, Архиерейского Собора и Свящ. Синода «для присутствия на одной сессии, согласно списку архиереев, по старшинству хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются все епархии» (Там же. С. 3). В то же время епископ подотчетен всем этим органам и возглавляющему их Патриарху. На епархиальных архиереев Положение возлагало обязанность представлять Патриарху ежегодный отчет по епархии согласно установленной форме. Епархиальный архиерей в соответствии с Положением является единственным лицом, к-рое может сноситься по епархиальным делам с местными представителями гражданской власти, в частности по вопросам об открытии в епархии духовно-учебных заведений, о предоставлении храма или молитвенного дома приходской общине (ст. 32). Как единственный представитель епархии перед гражданской властью он имеет должностные штамп и печать, зарегистрированные надлежащей гражданской властью. Благодаря этому его акты получают публично-правовое значение. Вместо епархиальных собраний и епархиальных советов, предусмотренных «Определением об епархиальном управлении» 1918 г., согласно Положению, при епархиальном архиерее состоит лишь 1 коллегиальный орган - епархиальный совет, учреждение к-рого зависело от воли архиерея (Там же). Е. у. по «Уставу об управлении Русской Православной Церкви» 1988 г.

http://pravenc.ru/text/189999.html

У многих, если не у большинства, архипастырей это решение вызывало тяжелые чувства. Навязанная Церкви реформа приходского управления, по замыслу ее действительных инициаторов, должна была привести к развалу приходской жизни и подорвать влияние Церкви в об-ве, чего опасались как участники А. С., так и все почти духовенство и сознательные миряне. Однако в сложившихся тогда условиях открытое неповиновение властям могло бы повлечь за собой разгром церковной орг-ции, появление при поддержке властей раскольнических группировок. Рисковать легальным статусом канонической Церкви священноначалие не могло, в этом оно следовало по пути, на к-рый Русская Церковь вступила в 1923 г. при Святейшем Патриархе Тихоне . Попытки неск. архиереев из зарубежных епархий РПЦ оспорить решение А. С. на Поместном Соборе 1971 г . не имели успеха, оно было отменено на Поместном Соборе 1988 г . в связи с принятием нового «Устава об управлении Русской Православной Церкви» . На А. С. Патриарх сказал также о необходимости увеличить число постоянных членов Синода за счет включения в него по должности Управляющего делами Московской Патриархии и председателя ОВЦС для более оперативного решения вопросов высшего церковного управления. Решение об увеличении числа постоянных членов Синода было принято на заседании Синода от 16 марта 1961 г. и было вызвано, в числе проч., тем обстоятельством, что после освобождения от обязанностей председателя ОВЦС митр. Крутицкого Николая (Ярушевича), постоянного члена Свящ. Синода по занимаемой кафедре, и утверждения в этой должности архим. Никодима (Ротова), с возведением в сан епископа Подольского, викария Московской епархии, возникла необходимость закрепить за должностью председателя ОВЦС постоянное членство в Свящ. Синоде. Управляющий делами архиеп. Пимен (Извеков) на том же заседании Синода был переведен с Дмитровского вик-ства Московской епархии на самостоятельную Тульскую кафедру. Это решение было связано с исключительно широким кругом обязанностей Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя ОВЦС, предполагавших постоянную рабочую связь со Святейшим Патриархом и высокое служебное положение. Доклад по этому вопросу на А. С. делал Крутицкий митр. Питирим, в прениях выступил Ленинградский митр. Гурий (Егоров) . А. С. утвердил решение Свящ. Синода, и такой состав Синода сохранился в последующие десятилетия.

http://pravenc.ru/text/76504.html

Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. своим «Определением об епархиальном управлении» ввел новый порядок устройства Б. о.: его границы определялись епархиальными собраниями (V 66), к-рые ранее не существовали. В Б. о. были включены и мон-ри (V 71). Собор ввел новые коллегиальные органы управления в Б. о.: пастырские и общие окружные благочиннические собрания (V 67-77) и благочиннические советы (V 77-82). В пастырских благочиннических собраниях должны были участвовать священники в обязательном порядке, а др. клирики - по желанию. В общие благочиннические собрания входили настоятели муж. мон-рей (V 71. Примеч. 1). Благочиннический совет являлся исполнительным органом благочиннических собраний. В условиях гонений, к-рые обрушились на Церковь в революционную эпоху, порядок управления в Б. о., установленный Поместным Собором 1917-1918 гг., был разрушен. Учитывая обстоятельства времени, Поместный Собор 1945 г. в целом вернулся к практике единоличного управления Б. о., существовавшей до 1918 г. В «Положении об управлении Русской Православной Церкви» , принятом Собором, ничего не говорится ни о благочиннических собраниях, ни о благочиннических советах, ни о выборности благочинных. В соответствии с Положением благочинные назначаются епархиальным архиереем (III 29). Ввиду малочисленности приходов в нек-рых епархиях в послевоенные годы Б. о. были образованы не во всех епархиях. После масштабной кампании закрытия приходов в эпоху хрущёвских гонений на Церковь (рубеж 50-60-х гг.) в отдельных епархиях Б. о. были упразднены. Устав об управлении Русской Православной Церкви , принятый Поместным Собором РПЦ 1988 г., не внес существенных изменений в порядок управления на уровне Б. о., но более детально регламентировал его. Устав предусматривал разделение епархии на Б. о., возглавляемые благочинными, к-рых назначал правящий архиерей (VII 55). Устав не ввел постоянно действующие коллегиальные органы управления в Б. о., но по благословению правящего архиерея благочинный мог созывать священников своего округа на братские совещания (VII 60).

http://pravenc.ru/text/149341.html

Журнал внес заметный вклад и в развитие современной богословской мысли, опубликовав ряд статей, посвященных православной догматике (230 статей, из них 129 - по экклезиологии), литургике (169), нравственному и пастырскому богословию (73), агиологии (56), канонике (48). Именно ЖМП начал знакомить читателей СССР с работами богослова В. Н. Лосского («Образ и подобие» (1958. 3. С. 53-64)). Здесь же начали публиковаться работы свящ. Павла Флоренского , которые в России после 20-х гг. не издавались («Дух и плоть» (1969. 4. С. 72-77)). В 1977-1993 гг. в постоянной рубрике «Из богослужебной практики» выходили статьи (всего 237) по вопросам богослужебного устава, историческим и богословским основам правосл. богослужения, совершения чинопоследований церковных таинств (применительно к практическим особенностям совр. приходской жизни). Постоянными авторами этой рубрики были протоиереи А. Сложеникин, В. Войнаков, В. Ригин, Г. Нефёдов. ЖМП часто обращается к вопросам церковной истории, как всеобщей, так и Русской Церкви. Во мн. статьях рассматриваются проблемы христ. искусства: иконописи, церковного пения, храмовой архитектуры. В 1988-1995 гг. в рубрике «Из духовной поэзии» печатались правосл. стихи русских поэтов XVIII-XX вв. Неизменно важной темой для ЖМП являются межправосл. отношения: журнал систематически знакомит читателей с историей, с агиологией, с духовным опытом, со служением и с богословием Поместных Православных Церквей, с их святынями. Среди освещающих эту тему авторов - Предстоятели, иерархи и богословы различных православных Церквей, настоятели их подворий в России. В журнале публиковались материалы о Болгарской (267 статей), о Сербской (193), о К-польской (131), о Румынской (124), о Чехословацкой (106), об Американской (99), об Элладской (93) и др. Поместных Православных Церквах, о РПЦЗ (54). Освещаются участие РПЦ в межрелиг. диалоге, ее миротворческие инициативы. Важной частью ЖМП является библиографический разд., в к-ром печатаются рецензии на вышедшие правосл. издания, публикуемые в России и за рубежом, в т. ч. на зарубежную правосл. периодику. Выходили обзоры содержания таких журналов, как болгарские «Църковен вестник» (20 рецензий) и «Духовная культура» (11), румынские «Богословские исследования» (15), «Православие» (15) и «Румынская Православная Церковь» (5), чешский «Православная мысль» (9), серб. «Гласник» (6), польск. «Церковный вестник» (6), а также греч., канад., нем., венг. и др. журналов.

http://pravenc.ru/text/182369.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Деятельность Учебного Комитета Священного Синода в 1946–1955 годах: к 70-летию основания К 70-летию Учебного Комитета Священного Синода Русской Православной Церкви портал Богослов.Ru публикует статью, рассказывающую об основании этого церковного учреждения в 1946 г. и первых годах его деятельности (1946–1955 гг.). Материал основан на дневниковых записях первого председателя Учебного Комитета митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) и документах этого периода. Статья «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Памяти учивших и учившихся… Вопрос о необходимости создания Учебного Комитета Священного Синода Русской Православной Церкви, так же, как и других отделов (Миссионерского, ОВЦС, Издательского), был поставлен архиепископом Псковским и Порховским Григорием (Чуковым) при подготовке «Положения об управлении Русской Православной Церкви» – основополагающего документа, регламентировавшего деятельность Русской Православной Церкви. Документ был принят Поместным Собором 31 января 1945 г. Параграф 22 документа гласит: «Для заведывания отдельными отраслями управления Патриархии при Священном Синоде могут быть организованы особые отделы (учебный, издательский, хозяйственный и другие)». Взамен «Положения об управлении Русской Православной Церкви 1945 г.», Поместный Собор 1988 г. принял «Устав Русской Православной Церкви», в котором существование Учебного Комитета регламентировано в главе VI – «Синодальные учреждения». Восстановление духовно-учебных заведений началось раньше – непосредственно после Поместного Церковного Собора РПЦ 1943 года, когда Святейшим Патриархом Сергием было поручено тогдашнему архиепископу Саратовскому и Сталинградскому Григорию составить проект «Положения о духовно-учебных заведениях». Проект был представлен в 1 октября того же 1943 года, утвержден Святейшим Патриархом Сергием и Священным Синодом. Проект без преткновений был утвержден Советом по делам Русской Православной Церкви, поскольку он был тождествен уже утвержденному ВЦИК в 1929 г. (и неосуществленному тогда) проекту прот.Н.Чукова и профессоров б.Высших Богословских курсов (1925–1928 гг.) о Богословском институте всесоюзного значения . 14 июня 1944 года в Москве был открыт Богословский Институт и Богословско-пастырские курсы. Постановлением СНК СССР 511-147/с от 22 марта 1945 г. Московской Патриархии разрешалось открыть Богословско-пастырские курсы в Киеве, Ленинграде, Львове, Луцке, Минске, Одессе и Ставрополе .

http://bogoslov.ru/article/4888315

Чудесная помощь блаженной Ксении в наши дни Истории из редакционной почты портала Православие.Ru Накануне дня памяти блаженной Ксении мы попросили читателей поделиться своими историями о чудесной помощи святой петербурженки. Святая блаженная Ксения Петербургская      Марина Захарчук «Пройдёт десять лет – и ей будут молебны служить» В конце 1970-х, в годы учёбы в Ленинградском Государственном Университете (ЛГУ), я поставила себе целью посетить все действующие храмы Ленинграда. Так однажды приехала на Смоленское кладбище, названное по имени расположенной здесь церкви. Во время службы и, особенно на панихиде, поразило повторяющееся в каждой записке имя: «Блаженная Ксения». Выйдя из храма, отправилась бродить по заснеженному кладбищу и вскоре остановилась у заколоченной наглухо часовни. Вокруг не было ни души. Я уже собиралась уходить, как вдруг из-за часовенки (которую я только что обошла!) вышла старушка в очень бедной одежде. – Что это за часовня, бабушка? – обратилась я к ней. – Тут, деточка, лежит святая блаженная Ксения, помолись ей. – Святая? Почему же её поминают за упокой? Ведь святым служат молебны. – А вот пройдёт десять лет – и ей будут молебны служить, – сказала старушка и, пока я разглядывала часовню, исчезла так же внезапно, как появилась. Стояла зима 1978 года. Вспомнила я об этой встрече десять лет спустя, когда в преддверии 1000-летия Крещения Руси Поместный Собор РПЦ, проходивший летом 1988 года, причислил к лику святых блаженную Ксению Петербургскую. Любовь «Только прочитала акафист – звонок: новый клиент обратился!» Хочу рассказать тоже об одном случае. В 2007 году мы начинали своё дело в сфере юриспруденции. Шли к вере одновременно. Было много тяжелых месяцев, когда хватало денег только на аренду офиса, на еду приходилось подрабатывать частными уроками. К блаженной Ксении не обращалась, так как считала, что она Петербургская, поэтому москвичам не поможет. Такое вот неофитство. В один очень тяжелый день, когда стоял вопрос закрывать офис, который мы так тяжело тянули долгое время, прощаться с мечтами и планами, и возвращаться на поиски работы, решила почитать от сердца акафист матушке Ксении. Читала, плакала и даже не верила, поможет ли.

http://pravoslavie.ru/62013.html

С окт. 1937 г. в связи с финансовыми трудностями изд-ва журнал выходил 2 раза в месяц в сокращенном объеме и без некоторых рубрик. В мае 1940 г. из-за немецкой оккупации издание было приостановлено. В 1941-1942 гг. стараниями главного редактора «D. C.» пресв. Ф. Пти были напечатаны и разосланы подписчикам 8 брошюр, заменивших регулярные выпуски журнала. В авг. 1944 г., после освобождения Парижа, издание «D. C.» было возобновлено и с сент. стало еженедельным. В возрожденном журнале, печатавшемся на 16 страницах, существовали рубрики «Католическое действие», «Насущные вопросы», «Досье», «Законодательство и судебная практика», «События и информация». С февр. 1945 г. «D. C.» стал выходить в довоенном формате дважды в месяц. В янв. 1962 г. ввиду предстоявшего открытия Ватиканского II Собора объем журнала был увеличен до 48 страниц, с 4 нояб. 1962 по 6 февр. 1966 г. в нем помещалась рубрика «Деяния Собора», в к-рой подробно освещались работа Собора, дискуссии, выступления, публиковались итоговые тексты документов. В 1987 г. вышел пробный (нулевой) номер англоязычного аналога «D. C.», озаглавленный «Catholic International», к-рый подготовил амер. ассумпционист пресв. Р. Фортин. В наст. время «D. C.» выпускается изд-вом ассумпционистов «Bayard-Presse» дважды в месяц. Тираж каждого номера, выходящего на 48 страницах, составляет 14 тыс. экз. В журнале имеются рубрики «Документы пап», «Документы Святого престола», «Досье», «Церковь во Франции», «Церковь в мире», «События». Помимо статей, затрагивавших вопросы внешней и внутренней жизни Римско-католической Церкви в мире и во Франции, в «D. C.» публиковались материалы, касавшиеся событий из жизни др. христ. конфессий, в т. ч. РПЦ. Одной из первых таких публикаций стала большая статья П. М. Волконского о Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и восстановлении Патриаршества (номер от 27 авг. 1921). Много документов было посвящено темам отделения Церкви от государства в Советской России и гонений на христиан в СССР. В 1988 г. в 5 номерах журнала 1953, 1960, 1963, 1964, 1966) печатались материалы, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

http://pravenc.ru/text/178767.html

Определения Поместных соборов, касающиеся епархиального и приходского управления, знаменуются теми же вехами, что и нормы относительно высшего церковного управления: определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., «Положение об управлении» Поместного Собора 1945 года, «Устав об управлении» 1988 года. Согласно пятнадцатой статье Определения Собора 1917-1918 гг. «Об епархиальном управлении», «Епархиальный Архиерей, по преемству власти от святых Апостолов, есть предстоятель местной Церкви, управляющий епархиею при соборном содействии клира и мирян» . Это «соборное содействие» предполагалось оказывать через участие в работе епархиального собрания, которое согласно 31 пункту того же Определения являлось высшим органом епархиального управления. В данном случае «содействие» в управлении прямо противополагалось полноправному «участию» в нём, лишившему бы высшее епархиальное управление всяких канонических оснований. Требования, предъявляемые к кандидату в епархиальные епископы, в Определении указываются следующие: «Кандидаты в епархиальные Архиереи из лиц, не имеющих епископского сана, избираются в возрасте не моложе 35 лет из монашествующих или не обязанных браком лиц белого духовенства и мирян, при чем для тех и других обязательно облечение в рясофор, если они не принимают пострижения в монашество. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию Епископа по образованию, богословским знаниям и нравственным качествам» . При сравнении этих требований с теми, что содержатся в последующих уставных документах Русской Церкви (за исключением «Положения» 1945 года, в котором они полностью не раскрыты), сразу бросается в глаза более высокий возрастной ценз (35 лет против устанавливаемых ныне действующим Уставом 30-ти), а также возможность для епископа рясофора вместо однозначного пострижения в монашество нынешней нормы. Кроме того, в ныне действующем Уставе речь идет о «кандидате в архиереи» вообще, в том числе викарные, а не в специально «епархиальные Архиереи», как то предполагает Определение 1918 года. Последнее также в 18 пункте специально оговаривает тот факт, что «Архиерей пребывает на кафедре пожизненно и оставляет ее только по церковному суду или по постановлению высшей церковной власти, в случаях, указанных выше, в примечаниях к ст. 16» . Упомянутые примечания говорят о назначении, а не выборах, епархиального архиерея высшей церковной властью для «миссионерской» епархии и заграничных миссий, а также «в исключительных и чрезвычайных случаях ради блага церковного». Нынешний Устав говорит о назначении епархиального архиерея Священным Синодом и обязательной подаче им по достижении 75-летнего возраста «на имя Патриарха Московского и всея Руси прошения об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом» (Устав РПЦ. X. 26) .

http://bogoslov.ru/article/378040

В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. В 1990-е и 2000-е годы ряду зданий была возвращена первоначальная окраска стен, отремонтированы кровли храмов, восстановлены росписи; масштабной реставрации подвергалась колокольня. Весной 2004 года на колокольню был поднят заново отлитый Царь-колокол, звон которого прихожане впервые услышали 30 мая того же года, в праздник Пятидесятницы. Религиозная жизнь [ править править код ] Начало возрождения монашеской жизни Лавры относится к началу 1946 года. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь. В воспоминаниях архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) указано, что главу преподобного Сергия Радонежского, сокрытую на период закрытия Лавры, вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил её в период с 1941 по 1945 год в алтарецеркви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Мощи преподобного Сергия были переданы наместнику по акту вечером 20 апреля 1946 года и перенесены в Успенский собор, возвращённый в том же году Патриархии. Первая литургия была совершена в Успенском соборе в ночь на Пасху, 21 апреля 1946 года. В воспоминаниях одного из очевидцев возрождения Лавры, протодиакона Сергия Боскина встречается много упоминаний об отце Иларионе, возглавившем вместе с архимандритом Гурием первые богослужения после 26-летнего отсутствия в обители монашеской жизни. По свидетельству протоиерея Владимира Жаворонкова, первый богослужебный возглас после открытия Лавры был сделан отцом Иларионом. В августе 1946 года наместником стал архимандрит Иоанн (Разумов). 21 ноября 1946 года Патриарх Алексий I освятил заново трапезный храм прп. Сергия Радонежского, бывший закрытым для богослужения с 1921 года. В конце 1946 года Лавра была показана сыну президента США Франклина Рузвельта — Эллиотту Рузвельту (Elliott Roosevelt) с супругой, которых встречал наместник архимандрит Иоанн с братией. В последующие годы до распада СССР подобные демонстрации свободы религии в СССР стали обычной практикой. В 1949 году в стенах Лавры возобновила деятельность Духовная академия, воссозданная в 1946 году) 15 ноября 1959 года Патриархом Алексием I был благословлён новый Устав Троице-Сергиевой Лавры. В Лавре проходили Поместные Соборы РПЦ 1971, 1988, 1990 годов. В пещерном храме под Успенским собором погребены Митрополит Макарий (Невский) († 1926), Патриархи Алексий I († 1970) и Пимен (Извеков) († 1990).

http://azbyka.ru/palomnik/История_Свято-...

Но, признавая греховность, точнее, способность согрешать, своих членов, Церковь склонна замалчивать, а по возможности и оправдывать поступки тех же отдельных лиц, когда они совершаются в порядке исполнения ими церковно-служебных, церковно-административных обязанностей. Так, канонизируя в 1988 г. Максима Грека , РПЦ одновременно канонизировала и митрополита Московского Макария , который отказал Максиму в ходатайстве перед царем об освобождении из тяжких условий монастырского заключения. «Узы твои целуем яко во святых», – ответил митрополит несчастному узнику, одному из самых просвещенных православных деятелей того времени, неутомимому «правщику» богослужебных славянских книг, но ходатайствовать за него отказался и ничего не сделал, чтобы облегчить участь ученого благочестивого страдальца. Но бессердечие, проявленное к Максиму Греку , – ничто по сравнению с кострами, на которых сжигали в Москве и Новгороде еретиков сразу же после Собора 1504 г Протесты против этого зверства, звучавшие из глубины приволжских лесов со стороны «заволжских старцев», в т.ч. Вассиана Косого (из рода бояр Патрикеевых) и святого Нила Сорского , были оставлены без внимания, и в истории нашей Церкви появилась страница такая же печальная, как и та, где записаны деяния инквизиции на Западе. Полтора столетия спустя количество таких страниц умножилось – на костер повели уже не еретиков, а православных людей, коими были старообрядцы. Но и заглядывая в глубь веков, мы находим подвергшихся запоздалому прославлению великих страдальцев, принявших гонения отнюдь не от язычников, а от своей же Церкви. Такова судьба святого Иоанна Златоуста , который, будучи осужден Поместным Собором в Дубе, при пособничестве церковных властей (архиепископ Александрийский Феофил и др.) был византийским императором Аркадием дважды отправлен в ссылку. Великий подвижник скончался на Кавказе в конце 407 г. после тяжелейших испытаний. Можно ли считать, что Церковь не несет ответственности за все эти и многие другие злодеяния? Допустимо ли, как это обычно бывает в церковных кругах, все объяснять «ошибками», заблуждениями и хотя бы даже грехами отдельных церковных деятелей? Ведь, наверное, принятие соответствующих решений и приговоров сопровождалось традиционными для соборов словами: «Изволися Духу Святому и нам!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010