Возникшее в недрах нашей Церкви течение единовери я на протяжении столетий претерпевало периоды взлётов и падений и всегда, будучи на передовой линии по уврачеванию церковного раскола, оставалось точкой напряжения, о чём свидетельствует следующее высказывание, появившееся в 1900 году, когда старообрядные приходы Русской Православной Церкви отмечали свой вековой юбилей: «В старо­обрядчестве чутко и верно понимают смысл и значение Единоверия, как угрозу вековой силе раскола… К сожалению, не достаёт такой же чуткости в нашем просвещённом, православном обществе в отношении к Единоверию, как лучшей надежды миссии Церкви, как главного оплота и орудия в борьбе с вековым злом раскола… Столетняя судьба Единоверия страдальческая: его ненавидит и травит, старается стереть с лица земли… раскол, его не любит, не ценит, не поддерживает православный мир, смотрящий на Единоверие или безучастно, или безнадёжно, как на нечто мертворожденное, или же свысока, как на нечто низшее, переходное» (Юбилейное торжество православного старообрядчества (Единоверия)//Миссионерское обозрение. — М., 1900. — С. 600-601). В современном церковном сознании понятие «единоверие» пред­ставляется ещё более расплывчатым и неопределённым, чем сто лет назад, а секулярное общество посредством появившихся за последнее время недобросовестных публицистов пытается усвоить единоверию и эзотеризм, и попытку сочетать синкретически различные христианские традиции, что отнюдь никогда не соответствовало действительности. Кратко и ёмко отразил сущность понятия «единоверие» Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов в своём Определении от 22 фев­раля (7 марта), зафиксировав, что: «Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которые с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по богослужебным книгам, изданным при первых пяти русских Патриархах, при строгом сохранении древнерусского бытового уклада» (Собрание Определений и Постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1017-1918 гг. — М., 1994. Вып. 1-4. — С. 3-5).

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (память 27 сентября по старому стилю) М естоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился 28 июня 1862 года в селе Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье священника. У о. Федора было три сына: Александр, Василий и Петр. Александр уехал в Петербург и служил государственным чиновником. Василий готовился к принятию сана священника. Младший, Петр, учился в Московской Духовной академии, которую окончил в 1892 году и был оставлен при ней помощником инспектора. За диссертацию на тему»О Пастырских посланиях»ему была присуждена степень магистра богословия. В 1896 году Петр Федорович был назначен смотрителем духовного училища в Жировицах. С 1906 года он вошел в Учебный комитет при Святейшем Синоде и исполнял обязанности ревизора духовных учебных заведений. Переехав в Петербург, Петр Федорович близко познакомился со многими выдающимися церковными деятелями, которые стали часто бывать у него на квартире. Среди других и архиепископ Литовский Тихон (Белавин). Петр Федорович был живым и жизнерадостным человеком, всех поражала его природная безунывность. Не было, казалось, таких обстоятельств, которые могли заставить его безутешно скорбеть и унывать. Господь изобильно одарил его нравственным и физическим здоровьем и огромным душевным тактом, так что, узнав его, невозможно было не полюбить. В 1918 году большевики закрыли все духовные учебные заведения, был упразднен и Учебный комитет; Петр Федорович переехал в Москву и здесь принял участие в Поместном Соборе 1917/18 годов. В 1920 году Патриарх Тихон предложил ему принять монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению Православной Церковью. Предложение Патриарха было сделано тогда, когда уже широко разливалось гонение на Православную Церковь. Некоторые епископы были убиты — имена мучеников входили в самою летопись Поместного Собора. Убивали и тех, кого Собор посылал для выяснения обстоятельств убийств архиереев. Были зверски убиты митрополит Киевский Владимир, архиепископ Пермский Андроник, епископ Тобольский Гермоген, архиепископ Черниговский Василий и с ними многие священнослужители и миряне. Не почет и комфорт сулило в то время архиерейство, а многие страдания, а часто и мученическую кончину. Петр Федорович принял предложение Патриарха как волю Божию, как прозвучавший через Патриарха Божий призыв — послужить Богу и Церкви.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Доныне среди православных Тверской епархии сохраняется память о жизни и подвиге священномученика. 6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Суздальский (память 27 ноября по старому стилю) С вященномученик Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) родился 21 ноября 1861 года в селе Игнатовка Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника. В 1881 году Николай Павлович окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1885 году — Московскую Духовную академию и стал преподавать богословие и Священное Писание в Вифанской Духовной семинарии. Женился. Был рукоположен в сан священника, служил в храме Александровского военного училища и преподавал Закон Божий в 7–й московской мужской гимназии, в гимназии Поливановой и в гимназии Арсеньевой. После революции 1917 года и закрытия Александровского военного училища отец Николай был переведен в храм Всех Святых на Кулишках. Он был одним из активнейших участников Поместного Собора 1917/18 годов. Летом 1918 года власти приняли решение арестовать священника. 19 августа сотрудники ЧК во главе с комиссаром Реденсом пришли ко храму Всех Святых, чтобы произвести обыск. Церковь была закрыта, и чекисты, придя к настоятелю храма протоиерею Николаю, потребовали, чтоб он выдал им ключи. Отец Николай ответил, что при обыске храма необходимо присутствие председателя приходского совета. После такого ответа священник был арестован и отвезен в тюрьму ЧК на Лубянке. На допросе следователь спросил, у кого находятся ключи от храма, и отец Николай ответил, что у церковного старосты. Во время обыска чекисты обнаружили дневники священника с краткими заметками, касающимися, в частности, восстания большевиков 3–5 июля 1917 года в Петрограде, а также сопротивления юнкеров большевикам в ноябре 1917 года.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право авторитетного решения этого вопроса остается за государством. Государство не должно вмешиваться в духовную жизнь Церкви, в ее вероучение, литургическую жизнь и духовническую практику, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех ее сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь вправе ожидать от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям. II. Церковная иерархия и ее представительство в государственных органах На Юбилейном Архиерейском Соборе, состоявшемся в августе 2000 года, был принят новый Устав Русской православной Церкви. За период с 1988 г. - времени принятия первого Устава - произошли значительные изменения в жизни Церкви и государства. Поскольку Устав регулирует как церковно-государственные отношения, так и внутреннее каноническое устройство Церкви, мне бы и хотелось остановиться на нескольких главных аспектах этого документа: регламентирование контактов Церкви с органами государственной власти и управления и имущественно-правовая проблематика. Принятию и одобрению Устава предшествовало краткое соборное обсуждение, были внесены значительные поправки в различные разделы, но все же многие положение Устава требуют дальнейшего осмысления и уточнения. Данный Устав конкретизируют сфера взаимодействия органов церковного управления (от Святейшего Патриарха и поместного Собора до настоятеля прихода, клириков и мирян) с государством, определяет компетенцию и ответственность, наделяет канонические подразделения Церкви соответствующими полномочиями. В силу того, что Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру (п. I.6. Устава), то и церковно-государственные отношения входят в сферу деятельности всех уровней церковного управления. При этом впервые в современной канонической практике подчеркивается, что " должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность " . Тем самым подтверждается незыблемость святых канонов, воспрещающих священнослужителям обращаться к государственной власти без дозволения церковного начальства (2 правило Сардикийского Собора).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/1...

Благодарю всех, кто потрудился в деле собирания нашего общего наследия. Бог да благословит наши совместные труды, которые предстоит еще совершать во славу Божию, на благо нашего многострадального народа. Выставка приурочена к подписанию Акта о каноническом общении и восстановлению единства в Поместной Русской Православной Церкви. Подготовлена она по благословению Святейшего Патриарха Алексия и при поддержке Правительства Москвы и Комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Московской городской думы. Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru Среди организаторов выставки — Издательский Совет Русской Православной Церкви и Музейное объединение «Музей истории Москвы». В экспозицию выставки включены документы и материалы из собраний Синодальных отделов Московского Патриархата, Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле (США), включая документы, иллюстрирующие работу комиссий по переговорам Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата. Выставка состоит из трех основных разделов. Первый раздел посвящен новомученикам и исповедникам Российским XX века и их прославлению на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году, а также хронике духовного возрождения России. Среди экспонатов этого раздела выставки: омофор Святителя Тихона (Белавина), в котором он совершал богослужения в сане архиепископа Северо-Американского; завещание Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского; Казанская икона Божией Матери из храма св. Георгия Победоносца в Зарядье, расстрелянная богоборцами в 1917 году; фрагмент камня, на котором молился прп. Серафим Саровский, расписанный сщмч. Серафимом (Чичаговым); а также богослужебные предметы и документы, связанные с подвигами новомучеников и исповедников Российских. Второй раздел выставки составлен на основе собрания музейной экспозиции Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле (США), дополненного документами и материалами из жизни Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке, Европе и Австралии. Третий раздел целиком посвящен основным этапам работы комиссий по переговорам Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/36747.html

Новости Выставка, посвященная жизни Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом, открылась в храме Христа Спасителя 17.05.2007 17:55 Москва, 17 мая, Благовест-инфо. Выставка, посвященная жизни Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом открылась в храме Христа Спасителя в Москве. Экспозиция приурочена к подписанию Акта о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ. От «красного террора» до наших дней – такова основная суть выставки «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках». Визуально экспозиция поделена на три части. Первая повествует о российских новомучениках и исповедниках, а также их прославлении на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году. Вторая часть представляет собой документальные свидетельства о жизни Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке, Европе и Австралии. Здесь рассказывается, как создавались первые приходы вновь образованной Церкви, о ее деяниях, Архиерейских соборах, священниках, которые в те или иные годы внесли свой вклад в развитие русского зарубежного православия. Экспозицию дополняют иконы, личные вещи священников, а также предметы церковного культа, которыми пользовались в середине XX века различные заграничные и отечественные православные приходы. Отдельный стенд посвящен переговорному процессу Церквей и встречам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. Как известно, итогом этих длительных и тяжелых переговоров стало заключение документа о воссоединении Церквей. А главным экспонатом здесь стал Акт о каноническом общении между Московским патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. Посетители также смогут увидеть набор евхаристических сосудов, который в день восстановления единства в Поместной Русской Православной Церкви передал в дар митрополиту Лавру Патриарх Алексий II. Открывая выставку, предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул важность значения этой экспозиции не только для россиян, но и для наших соотечественников за рубежом. «Подвиг бесчисленных новомучеников и их предстательство пред Господом сделали возможным возрождение России. И вот настал день, который поистине можно назвать историческим. Впервые за долгие десятилетия мы, архипастыри – пастыри Единой Русской Церкви, совместно принесли Бескровную Жертву. О наступлении этого дня молились православные люди в России и во всем мире. Однако и в годы преодоленного теперь разобщения Русская Церковь в Отечестве и за границей жила жизнью, исполненной духовными свершениями, служением Богу и людям».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви освятил домовый храм святого равноапостольного Владимира в Московском епархиальном доме 26 июля 2015 г. 16:10 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира широко отмечается в России как церковно-государственный праздник. Важнейшие мероприятия юбилейного года в столице проходят 26-28 июля 2015 года. 26 июля, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Московский епархиальный дом в Лиховом переулке. Реставрация исторического комплекса была осуществлена в рамках Президентской программы по празднованию 1000-летия преставления святого князя Владимира. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения верхнего домового храма равноапостольного князя Владимира в Московском епархиальном доме и Божественную литургию в новоосвященном храме. Также был освящен нижний храм в честь святителя Тихона и отцов Всероссийского Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., прославленных в лике святых. Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион , председатель Оргкомитета празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира; митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ; протоиерей Димитрий Смирнов , председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства ; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС; протоиерей Леонид Калинин, древлехранитель Московской городской епархии , куратор художественных работ по воссозданию Московского епархиального дома; игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря , ректор Российского православного университета ; духовенство г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4174462.ht...

На юбилейном Поместном Соборе 1988 года совершилось прославление в лике святых многих подвижников, а спустя год началось прославление новомучеников и исповедников российских. Скончался на 80м году жизни в своей рабочей резиденции в Чистом переулке. Погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I. Семененко Феодор Никанорович (23.09.1902–11.01.1975), протоиерей. Окончил Одесскую гимназию и педагогический факультет 2го Московского государственного педагогического университета. В марте 1935 года рукоположен во диакона, а затем во пресвитера епископом Афанасием (Сахаровым) . В 1948 году по приглашению Владыки Гурия приехал в Ташкент, где был назначен священником Успенского кафедрального собора, а в январе 1949 года – его ключарем. В июне 1951 года стал настоятелем Александро-Невского храма города Ташкента, а с марта 1953 года – секретарь Епархиального управления. Эти два служения совмещал до конца жизни. Серафим (Романцов Иван Романович, 28.06.1885–01.01.1976), схиархимандрит. Окончил церковно-приходскую школу. После смерти родителей поступил послушником в Глинскую пустынь. Участвовал в Первой мировой войне, был ранен, возвратился в обитель. В 1919 году принял монашеский постриг. После закрытия пустыни переехал в Сухумскую епархию, был рукоположен в иеромонаха и пострижен в схиму. Два года жил в окрестностях АлмаАты, после ареста выслан на строительство Беломорканала. С 1934 по 1946 год в горах Киргизии вел жизнь монаха-отшельника. В 1946 году Владыка Гурий пригласил его в Ташкентскую епархию, где он был духовником при кафедральном соборе. В 1947 году вернулся в Глинскую пустынь, а после ее закрытия опять уехал в Сухуми. До конца своей долгой жизни сохранял бодрость духа и ясность ума. Имел дар непрестанной умной Иисусовой молитвы. Похоронен в Сухуми. Серафим (Суторихин Сергей Михайлович, 29.07.1901–21.02.1979), архимандрит. Родился в Вятской губернии в семье священника. С юного возраста служил псаломщиком. Обучался на Высших Богословских курсах в Ленинграде. В 1929 году архимандрит Лев (Егоров) постриг его в монашество с именем Серафим. Был рукоположен в иеродиакона, служил на Федоровском подворье. В 1931 году рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем Тихвинской церкви в Лесном (Ленинград). Вскоре арестован и осужден. Несколько лет провел в лагерях Свирских и Коми АССР. Освобожден по состоянию здоровья досрочно (на лесоразработках на него упало дерево). В 1948 году Владыка Гурий приглашает его в Среднюю Азию. В Георгиевском молитвенном доме в Самарканде организует монашескую общину. Скончался и похоронен в Самарканде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Архив Пн Завершился Поместный Собор Русской Православной Церкви 28 января 2009 г. 18:16 28 января 2009 года в Москве завершился Поместный Собор Русской Православной Церкви. Главным деянием Собора было избрание Патриарха Московского и всея Руси. Вечером 27 января делегаты Поместного Собора тайно избрали на вдовствующий Московский Патриарший престол митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла . Свои голоса за его кандидатуру отдали 508 из 702 участвовавших в выборах. Во второй день работы Собора делегаты обсуждали вопрос об утверждении изменений и дополнений, внесенных в Устав  Русской Православной Церкви. Новый устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. В июне 2008 года Архиерейский Собор внес в документ изменения, обусловленные состоявшимся воссоединением Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. В Определении «Об Уставе Русской Православной Церкви» участники Поместного Собора утвердили исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27 июня 2008 года. Были также приняты Определение «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» и Послание Поместного Собора возлюбленным о Господе пастырям, честным инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви . Делегаты поставили свои подписи под Грамотой об избрании Патриарха Московского и всея Руси. В перерыве между пленарными заседаниями избранный Патриарх совершил освящение нового оклада чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы — исторический оклад был утрачен в годы богоборчества. В завершение работы Поместного Собора Русской Православной Церкви митрополит Кирилл, избранный и нареченный Патриархом Московским и всея Руси, обратился к делегатам Собора со словом . Пресс-служба Поместного Собора Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/543718.htm...

назад Участие в Соборах Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принимал участие в качестве участника и председателя в следующих Соборах Русской Церкви: Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором. С 1989 г. по 2008 г. был председателем редакционной комиссии на всех Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви. Участник Поместного Собора 6-10 июня 1990 г. Участник Архиерейских Соборов: На всех Архиерейских Соборах представлял также доклады о деятельности ОВЦС. В качестве Местоблюстителя Патриаршего престола был председателем Архиерейского Собора 25-26 января 2009 г. Председатель Поместного Собора 27-29 января 2009 г. Председатель Архиерейских Соборов: 2-4 февраля 2011 г.; 2-5 февраля 2013 г.; 2-3 февраля 2016 г.; 29 ноября — 2 декабря 2017 г. Patriarchia.ru - официальный сайт Московской патриархии © «Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси» © Сделано в ТО Парсуна

http://patriarch.patriarchia.ru/uchastie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010