Кому нужен Поместный собор? Статья Сергея Чапнина о Поместном соборе, написанная им десять лет назад. 14 августа, 2010 Статья Сергея Чапнина о Поместном соборе, написанная им десять лет назад. Сергей Чапнин Статья Сергея Чапнина о Поместном Соборе, написанная им десять лет назад. Двенадцать лет назад, в год 1000-летия Крещения Руси, был принят новый Устав об управлении Русской Православной Церковью. В нем провозглашается, что «высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда» принадлежит Поместному Собору. К участию в нем привлекаются представители всех церковных «сословий»: епископы, священники, диаконы, монахи и миряне. Этот своеобразный церковный парламент созывается решением Патриарха и Священного Синода по мере надобности, но не реже одного раза в пять лет. Так написано в Уставе, но на практике все обстоит иначе. Поместный собор не созывается вот уже десять лет. Почему? Прошлым летом, сообщая о новом перенесении сроков созыва Поместного собора, Патриарх Алексий II назвал главной причиной отсутствие необходимых средств на проведение собора и времени на его подготовку из-за загруженности заботами Юбилейного 2000 года. Что касается финансов, они, на наш взгляд, не играют решающей роли. Опыт показывает, что деньги на церковные нужды можно найти практически всегда. Ведь на Рождественские чтения — ставшие за это время суррогатом Поместного собора — средства находятся ежегодно вот уже восемь лет. В сере-дине августа только из государственного бюджета на проведение сопутствующих Архиерейскому собору мероприятий будет потрачено около 400 тысяч долларов. Немало будет получено и от спонсоров. Отсутствие времени на подготовку собора — более серьезная проблема, и она непосредственно связана с глубоким кризисом административного управления в Московской Патриархии. Из-за отсутствия эффективного аппарата Патриарху приходится лично решать многие вопросы, а времени на подготовку Поместного собора требуется немало. За десять лет положение Церкви изменилось, накопилось немало вопросов для соборного обсуждения. Некоторые решения Архиерейских соборов 90-х годов требуют окончательного утверждения на Поместном соборе. Они могут быть пересмотрены или отменены. Есть и такие проблемы, решение которых по силам только Поместному Собору, например, «украинский вопрос».

http://pravmir.ru/komu-nuzhen-pomestnyj-...

Русская Православная Церковь ХХ век 8 июня В июне 1917 год – В Москве открылся Всероссийский съезд духовенства и мирян. Единственным архиереем на съезде был епископ Уфимский Андрей (Ухтомский). Главная тема съезда — Всероссийский церковный Собор, скорейшего созыва которого ждала вся Церковь. На съезде много говорилось о необходимости радикальных перемен в Церкви, о демократизации церковного управления, о нововведениях в богослужении. Делегаты поддержали либеральное направление новой редакции «Всероссийского церковно-общественного вестника» (1917–1918), созданного вместо бывшего «охранительного» «Церковного вестника». Депутаты от юго-западных епархий внесли на рассмотрение съезда декларацию с требованием автокефалии Украинской Православной Церкви. Съезд решительно высказался против замысла Временного правительства отнять у Православной Церкви приходские школы. Прославление св. блаженной Ксении Петербургской на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой лавре. Июнь 1988 г. 1988 год – Поместный Собор Русской Православной Церкви продолжил свою работу. Перед началом утреннего заседания председательствующий – митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) сообщил Собору об имевшем место накануне в Киеве вручении ему документа Совета министров Украинской ССР о передаче Русской Православной Церкви части Киево-Печерской Лавры. С докладом на тему «Духовное образование Русской Православной Церкви» выступил архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев), ректор Московских духовных академии и семинарии, председатель Учебного комитета. Доклад председателя Хозяйственного управления, митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) «Хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви от древности до наших дней (988–1988)» ввиду болезни владыки зачитал секретарь Хозяйственного управления протоиерей Леонид Кузьминов. Центральным событием вечернего заседания явилось обсуждение и принятие нового Устава Русской Православной Церкви. Проект Устава, разработанный по решению президиума Юбилейной комиссии архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым), был рассмотрен и одобрен постоянными членами Священного Синода (22 января 1988 г .), Редакционной комиссией и президиумом Юбилейной комиссии (14 марта 1988 г .), пленумом Юбилейной комиссии (26 марта 1988 г .) и Архиерейским предсоборным совещанием (28–31 марта 1988 г .). Проект Устава был также представлен в Совет по делам религий при Совете министров СССР для выяснения его соответствия действующему законодательству о культах. Совет констатировал, что проект Устава не противоречит нормам гражданского законодательства и может использоваться на территории СССР.

http://pravoslavie.ru/5476.html

Интересен статус данной грамоты. Согласно сложившейся традиции, дарование автономии или автокефалии сопровождается Патриаршим Томосом. Так было и в случаях с Православной Церковью в Америке и Японской Православной Церковью, получившими такие Томосы 10 апреля 1970 года. Так потом было и с Эстонской Православной Церковью, получившей Томос об автономии 26 апреля 1993 года. Но в ситуации с дарованием автономии Украинской Православной Церкви данный документ был совмещен с Благословенной грамотой предстоятелю самоуправляемой Церкви. В последствии это породило путаницу, дав некоторым «горячим головам» возможность заявлять, что самого Томоса не существует - и, следовательно, не существует и самостоятельности Украинской Православной Церкви. Но дальнейшая однозначная рецепция этого документа, как соборными органами Украинской Православной Церкви, так и соборными органами Русской Православной Церкви позволяет нам заявить, что Благословенная грамота от 28 октября 1990 года и является тем самым необходимым Томосом о самоуправлении Украинской Православной Церкви. Первоначальная редакция Устава об управлении была принята на первом же Соборе Украинской Православной Церкви 25-27 ноября 1990 года, последующие изменения в данный Устав были внесены Собором епископов Украинской Православной Церкви 27 мая 1992 года в Харькове и утверждены Собором Украинской Православной Церкви 26 июня 1992 года в Киеве. 28 июля 2000 года Собор епископов Украинской Православной Церкви принял Обращение к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, в котором, в частности, говорилось: Движимые искренним желанием скорейшего урегулирования создавшегося положения в Церкви обращаемся к Вам, Ваше Святейшество, вынести на обсуждение Юбилейного Архиерейского Собора в Москве вопрос уточнения того канонического статуса Украинской Православной Церкви, который был определен для нее Исповедником, Молитвенником и Святителем Патриархом Тихоном на историческом Поместном Соборе 1918 года. Обдуманный, взвешенный подход к решению этого вопроса, осведомление о нем всех Предстоятелей Поместных Православных Церквей и всей Полноты Православии, станет конкретным, конструктивным шагом к решению проблемы раскола в Украинском Православии. Укрепляем себя верой в то, что Православная Церковь в Украине будет единой и достойной своего канонического устроения, если на то будет воля Божия.

http://bogoslov.ru/article/269165

Справка: В 1977 году Определением Священного Синода был прославлен святитель Иннокентий (Вениаминов; + 1879), на Поместном Соборе 1988 года — святитель Московский Макарий (+1563), на Архиерейском Соборе 1989 года — святители Иов (+1607) и Тихон (+1925), на Архиерейском Соборе 1994 года — святитель Филарет (Дроздов; +1867), на Архиерейском Соборе 1997 года — священномученик Петр (Полянский; +1937), Местоблюститель Патриаршего престола, на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года — святитель Макарий (Невский; +1926), просветитель Алтая. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить в Собор Московских святителей, празднуемый 5/18 октября, имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви Патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра. 2. Поручить Синодальной Богослужебной Комиссии внести дополнения в службу Собору Московских святителей. ЖУРНАЛ ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О приближающейся дате 20-летия Чернобыльской катастрофы (26 апреля 2006 года). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Памятуя о скорбной дате, считать важным воздать долг памяти жертвам Чернобыльской катастрофы и тем, кто ценой своей жизни преодолевал ее последствия. Призвать общество к помощи ныне живущим жертвам и ветеранам Чернобыля. 2. Совершить в Фомину неделю 30 апреля 2006 года (ближайшее воскресенье после 26 апреля) в храмах Русской Православной Церкви сугубую молитву о почивших ликвидаторах и жертвах аварии, о здравии ныне живущих участников ликвидации ее последствий, о тех, кто пострадал из-за нее. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о деятельности Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия» по изданию многотомной «Православной энциклопедии» и распространению этого издания в епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Издание «Православной энциклопедии» начато в 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ознаменование 2000-летия Рождества Христова специально созданным Церковно-научным центром — учреждением Русской Православной Церкви. Издание Православной энциклопедии» осуществляется под общей редакцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под личным патронатом Президента Российской Федерации В.В. Путина.

http://sedmitza.ru/lib/text/429892/

Митрополит Кирилл приглашался для чтения лекций в университеты разных стран мира. Митрополит Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. В составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви. Митрополит Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций, в контактах с Церквами разных стран мира. Митрополит Кирилл был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск) и автором проекта Устава Русской Православной Церкви. Являлся участником Архиерейских Соборов с 1989 по 2009 гг. Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года. Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 году. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г. Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 году. С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии, в миротворческих акциях по Югославии. Митрополит Кирилл удостоен орденов Поместных Православных Церквей. Также награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени); святителя Алексия, митрополита Московского (II степени); святого благоверного князя Даниила Московского (I степени); преподобного Сергия Радонежского (I и II степени); святителя Иннокентия, митрополита Московского (II степени). Среди государственных наград — орден Дружбы Народов (1988 г.); орден Дружбы (1996 г.); орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени; 2000 г.); орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени; 2006 г.).

http://e-vestnik.ru/docs/biografiya_xvi_...

В тот же день состоялось третье заседание Поместного Собора. Оно было посвящено прославлению новоканонизуемых святых Русской Православной Церкви. После общей молитвы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил Собору доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», являющийся плодом семилетних ученых изысканий Историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии и активной помощи представителей духовных школ Московского Патриархата. Для прославления в лике святых были предложены: благоверный князь Московский Димитрий Донской, преп. Андрей Рублев, преп. Максим Грек, святитель Макарий Московский, преп. Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, святитель Игнатий (Брянчанинов), преп. Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник. По решению Поместного Собора чин канонизации был совершен.  Это событие стало одним из важнейших в современной жизни Церкви. За канонизацией новоявленных угодников Божиих последует длительный процесс подготовки к канонизации и самой канонизации новомучеников ХХ в. В заключительной части соборного Деяния о канонизации святых Собор повелел: 1. Честные их останки считать св. мощами. 2. Составить особые службы новым святым. 3. Память им  праздновать: благоверному князю Димитрию Донскому – 19 мая, преп. Андрею Рублеву – 4 июля,  преп. Максиму Греку – 21 января, святителю Макарию – 30 декабря, преп. Паисию (Величковскому) – 15 ноября, блаженной Ксении Петербургской – 24 января, святителю Игнатию (Брянчанинову) – 30 апреля, преп. Амвросию Оптинскому – 10 октября, святителю Феофану Затворнику – 10 января (все даты – по старому стилю). 1990 год – В Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор. Предстояло обсудить программу Поместного Собора. Были избраны три кандидата на патриарший престол и постановлено, что Поместный Собор может увеличить их число. Из 92 архиереев Русской Православной Церкви патриархом могли быть выбраны 75: Устав не допускал избрания епископа моложе 40 лет, а также лица, не являющегося гражданином СССР. Каждый архиерей мог голосовать за одного, двух или трех архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием были избраны митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (37 голосов), митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (34 голоса). Второй тур состоялся потому, что митрополит Киевский и Галицкий Филарет и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий получили равное число голосов – по 25. По результатам второго тура перевес в один голос (34 против 33) получил митрополит Филарет.

http://pravoslavie.ru/5474.html

В апр. 1982 г. в составе паломнической делегации РПЦ посетил Св. землю. Участвовал в экуменических и миротворческих встречах в Нидерландах, Чехословакии (1983-1985). В сент. 1984 г. сопровождал Патриарха Пимена (Извекова) в офиц. поездке в Югославию. В марте 1985 г. пострижен в монашество с именем Евгений и возведен в сан архимандрита митр. Антонием. В мае 1985 г. в составе делегации РПЦ принял участие в экуменическом богослужении в Вестминстерском аббатстве (Великобритания), посвященном 40-летию окончания второй мировой войны. В 1986 г. как преподаватель Ленинградской ДС участвовал в богословском собеседовании представителей РПЦ и Евангелическо-лютеранской церкви в Финляндии. 31 мая 1987 г. Ленинградский и Новгородский митр. Алексий возглавил хиротонию Е. во епископа Тамбовского и Мичуринского в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Е. участвовал в Поместном юбилейном Соборе РПЦ 1988 г. Был членом мандатной комиссии на Поместном Соборе РПЦ 1990 г. по избранию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В 1990-1993 гг. с разрешения Свящ. Синода избирался депутатом облсовета и членом Малого Совета народных депутатов Тамбовской обл. 25 февр. 1991 г. возведен в сан архиепископа. С 25 марта 1991 г. председатель Комиссии Свящ. Синода по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты работающих в РПЦ. 23 июня 1988 г. по ходатайству Е. Церкви были возвращены мощи свт. Питирима Тамбовского, а впосл. мн. церковные ценности, хранившиеся в музеях области. В дек. 1991 г. он был в составе Комиссии Свящ. Синода по освидетельствованию мощей прп. Серафима Саровского . Под его рук. восстанавливали разрушенные и строили новые храмы, количество к-рых возросло в епархии с 38 до 120, началось возрождение мон-рей. В 1988 г. Е. провел повторную после 1987 г. реставрацию Покровского кафедрального собора Тамбова, в росписях храма появилась тема Тамбовских святых. Под рук. Е. осуществлялся сбор сведений о подвижниках Тамбовской земли. На основе собранных данных была написана икона «Собор Тамбовских святых». 16 февр. 1988 г. по ходатайству Е. Патриарх Пимен установил празднование Собору Тамбовских святых 10 авг. ежегодно. В Тамбове было вновь открыто ДУ. С 1994 г. в епархии ежегодно стали проводить Питиримовские образовательные чтения.

http://pravenc.ru/text/186973.html

1988 год – В Москве состоялось Архиерейское предсоборное совещание Русской Православной Церкви (28 - 31 марта). Для участия в Совещании были приглашены все епископы Русской Православной Церкви. В своем слове Святейший Патриарх Пимен отметил, что включенные в повестку дня Совещания вопросы разработаны комиссией Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси, образованной в 1980 г . Патриарх остановился на программе Поместного Собора, выделив ее основные пункты. Участники заседания приняли повестку дня Совещания: 1. Обсуждение вопросов о ходе подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси и рассмотрение программы Поместного Собора Русской Православной Церкви, имеющего быть 6 - 9 июня 1988 г . в Троице-Сергиевой Лавре. 2. Рассмотрение материалов по канонизации на предстоящем Поместном Соборе новопрославляемых святых. 3. Обсуждение проекта Устава об управлении Русской Православной Церкви. 4. Слушание и обсуждение докладов преосвященных, возглавляющих отдельные участки подготовительной к юбилейному празднованию работы. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил доклад на тему «О канонизации святых в Русской Православной Церкви», а также материалы по причислению к лику святых следующих девяти подвижников веры и благочестия: — великого князя Московского Димитрия Донского (1350 - 1389); — преп. Андрея Рублева (1360 - 1-я пол. XV в.); — преп. Максима Грека (1470 - 1556); — митрополита Московского Макария (1482 - 1563); — схиархимандрита Паисия (Величковского; 1722 - 1794); — блаженной Ксении Петербургской (1732 - нач. XIX в.); — епископа Игнатия (Брянчанинова; 1807 - 1867); — иеросхимонаха Амвросия Оптинского (1812 - 1891); — епископа Феофана Затворника (1815 - 1894). Всесторонне обсудив представленные материалы, Архиерейское совещание приняло для канонизации имена предложенных подвижников веры и благочестия. Совещание определило передать материалы Поместному Собору для рассмотрения и причисления к лику святых названных подвижников благочестия.

http://pravoslavie.ru/5400.html

совпадают с положениями и текстом предыдущего Устава, поэтому до известной степени ныне действующий Устав можно рассматривать не как новый документ, но как новую редакцию прежнего. В последней главе Устава констатируется, что «с момента принятия настоящего Устава утрачивает силу Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый Поместным Собором 8 июня 1988 года». Право внесения поправок к Уставу предоставляется здесь Архиерейскому Собору, ранее такой компетенцией обладал Поместный Собор. Поэтому, чтобы не войти в противоречие с положениями прежнего Устава, Архиерейский юбилейный Собор по предложению митрополита Крутицкого Ювеналия внес в определение положение о том, что настоящий Устав будет рассматриваться и утверждаться на следующем Поместном Соборе, после чего эта важнейшая законодательная функция — принятие Устава и внесение в него изменений — окончательно станет исключительной прерогативой Архиерейского Собора. Собор обсудил и принял «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви», «Определение об Украинской Право-славной Церкви», в котором был установлен ее статус самоуправляемой Церкви с широкой автономией, «Определение о положении Православной Церкви в Эстонии» и «Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Участники Собора направили Президенту РФ В. В. Путину письмо, в котором была поставлена проблема возврата церковной собственности. Работа Архиерейского юбилейного Собора завершилась вечером 16 августа. Во время деяний Архиерейского юбилейного Собора поступила трагическая весть о катастрофе российской подводной лодки «Курск» в Баренцевом море. В связи с этим отцами Собора во главе со Святейшим Патриархом была вознесена молитва о спасении экипажа лодки. 18 августа в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя состоялся торжественный акт, посвященный 2000-летию Рождества Христова, на котором присутствовали участники Собора, духовенство и миряне Москвы, высокие гости, представлявшие Поместные православные Церкви, в т.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

сослужил Патриарху. Др. тип иконографии И. также восходит к его фотографиям, но более камерного характера. Святой изображается погрудно, иногда вполоборота, в темно-лиловой архиерейской мантии и черном клобуке с крестом, на груди панагия, десницей благословляет, в левой руке держит развернутый вверх свиток с текстом: «Без церкви несть спасения». Он показан не только как архиерей, но и как ученый богослов, защитник Церкви и правосл. вероучения. Одна из таких икон находится в храме Покрова Пресв. Богородицы в Бутырской тюрьме, где особо почитаются новомученики. На иконе «Собор новомучеников и исповедников Российских» (2000, храм Христа Спасителя), созданной ведущими иконописцами ПСТБИ к юбилейному Архиерейскому Собору РПЦ, И. написан в богослужебном облачении в левой группе святителей 2-м от центра во 2-м ряду (списки образа - в храме Воскресения Христова в Кадашах, в ц. Казанской иконы Божией Матери в Реутове и др.). Он включен в группу святителей (между священномучениками Серафимом (Чичаговым) и Агафангелом (Преображенским)) в композиции Собора Российских новомучеников из храма свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, в г. Московском Московской обл. (2002, Масюкова). Примером изображения И. в монументальной живописи является роспись над входом в притвор собора Сретенского мон-ря (2005): в углублении представлены 3 медальона, окруженные побегами растений, с образами Спасителя (вверху), прп. Марии Египетской и И. в молении, в красном облачении, без головного убора (внизу). Существуют также живописные портреты И. Лит.: Созыкина Н. Н. Образ нмч. Илариона (Троицкого): Формирование иконографии//Начала. СПб., 2008. 18. С. 136-140. С. Н. Липатова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)

http://pravenc.ru/text/Иларион ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010