12 апреля (по ст. ст.) 1918 г. управляющий Костромской епархией архиепископ Евдоким (Мещерский)  доложил Священному Синоду и Поместному Собору Православной Российской Церкви  об обстоятельствах гибели священнослужителей и мирян Солигалича. На заупокойной литургии, совершенной  Святейшим  Патриархом  Тихоном в храме Московской духовной семинарии 31 марта 1918 г. (1-й службе, посвященной новомученикам), были помянуты солигаличские новомученики , которые были причислены к лику святых на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 году .  Память их совершается в день казни – 7 марта по новому стилю. Солигаличский расстрел не был трагическим исключением. Беззаконие, уничижительное отношение к человеческой личности и жизни превратилось в практику. С середины июля 1919 года происходили антибольшевистские волнения в с. Красном на Волге. При подавлении восстания было убито 400 человек, наложена контрибуция в 500 тыс. рублей, сожжены три деревни: Даниловское, Ивановское, Конищеево . 14 июля 1919 года среди расстрелянных прилюдно 53-х заложников были убиты два священнослужителя: настоятель Богоявленской церкви А.М. Горицкий и диакон Б.А. Чижов . По воспоминаниям свидетельницы беззакония Смирновой М.И., «тех заложников, за кого был заплачен выкуп, выпускали» . Святейший Патриарх Тихон, молясь за мучеников Церкви, утешал пастырей: «Много скорбей и страданий послал Господь на землю нашу, любовию наказуя нас и призывая к покаянию. Тяжко особливо духовенству нашему, близкому к народу, любящему его и терзающемуся за него, а часто и терпящему от него незаслуженные обиды и гонения. Но и прежде были среди нас исповедники и мученики, переносившие страдания за служение Христу и за обличение сильных беззаконников. Этот славный сонм мучеников и исповедников возглавил Сам Божественный Страдалец, Господь наш Иисус Христос, предрекший и нам, пастырям, страдания и гонения от людей, по Его примеру: если Меня гнали, будут гнать и вас, и: если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15: 20, 18) .

http://bogoslov.ru/article/5350471

ЖУРНАЛ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года 27 грудня 2005 р. 13:34 В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о внесении в Собор Московских святителей, празднуемый 5/18 октября, имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви, прославленных за период с 1977 по 2000 годы. Справка: В 1977 году Определением Священного Синода был прославлен святитель Иннокентий (Вениаминов; + 1879), на Поместном Соборе 1988 года — святитель Московский Макарий (+1563), на Архиерейском Соборе 1989 года — святители Иов (+1607) и Тихон (+1925), на Архиерейском Соборе 1994 года — святитель Филарет (Дроздов; +1867), на Архиерейском Соборе 1997 года — священномученик Петр (Полянский; +1937), Местоблюститель Патриаршего престола, на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года — святитель Макарий (Невский; +1926), просветитель Алтая. ПОСТАНОВИЛИ:   1. Включить в Собор Московских святителей, празднуемых 5/18 октября, имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра. 2. Поручить Синодальной Богослужебной Комиссии внести дополнения в службу Собору Московских святителей. Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Киевский и всея Украины Владимир , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир , митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , митрополит  Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей , митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава , архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил , архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин , епископ Липецкий и Елецкий Никон , епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт,  митрополит  Калужский и Боровский Климент , управляющий делами Московской Патриархии. Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202467...

В новом Уставе положения, регламентирующие порядок распоряжения церковным имуществом, сформулированы с учетом ныне действующего гражданского законодательства. В 1988 г., когда принималась предыдущая редакция Устава, еще только решался вопрос о признании за церковными учреждениями прав юридических лиц. В последней главе Устава констатируется, что «с момента принятия настоящего Устава утрачивает силу Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый Поместным Собором 8 июня 1988 г.». Право внесения поправок к Уставу предоставляется здесь Архиерейскому Собору. Ранее такой компетенцией обладал Поместный Собор. Поэтому, чтобы не войти в противоречие с положениями прежнего Устава, Архиерейский Собор 2000 г., по предложению митрополита Крутицкого Ювеналия, внес в определение положение о том, что настоящий Устав будет рассматриваться и утверждаться на следующем Поместном Соборе, после чего эта важнейшая законодательная функция – принятие Устава и внесение в него изменений окончательно станет исключительной компетенцией Архиерейского Собора. После принятия Устава Собор принял «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви», «Определение об Украинской Православной Церкви», в котором устанавливается ее статус самоуправляемой Церкви с широкой автономией, «Определение о положении Православной Церкви в Эстонии» и «Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Участники Собора направили президенту Российской Федерации В. В. Путину письмо, в котором был поставлен вопрос о возврате церковной собственности. Работа Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви завершилась вечером 16 августа. Выступая при закрытии Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в частности, сказал: «Собор подвел итог церковной жизни за три года, истекших со времени последнего Архиерейского Собора. Нашей работе благоприятствовала атмосфера храма Христа Спасителя, под сводами и в стенах которого проходили дискуссии и принимались решения. Каждого благодарю за вклад в общую дискуссию, а также за единомыслие и единодушие, ибо нами руководило стремление ко благу Святой Православной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИЕВСКИЙ СОБОР 2011 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Заседание юбилейного Собора Украинской Православной Церкви, 2011 год. Фотография с сайта fotolitopys.in.ua Юбилейный Поместный Собор Украинской Православной Церкви Собор проходил 8 июля 2011 года в Трапезной палате храма преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской Лавры . Поместному Собору предшествовал Архиерейский Собор, состоявшийся в тот же день там же. По данным мандатной комиссии: всего присутствовали — 228 участников. Из них: архиереев — 66, белого духовенства — 47, монашествующих — 67, мирян — 49. Отсутствовало — 4. Собор утвердил изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви в редакции от 21 декабря 2007 года. Изменения в частности коснулись увеличения количества постоянных членов Священного Синода УПЦ, образования новых епархий и синодальных учреждений. Подводя итоги деятельности Украинской Православной Церкви за период со времени последнего Собора Украинской Православной Церкви, состоявшегося 26 июня 1992 года, Собор вознес благодарность Богу за Его милость, проявившуюся в возрождении полноценной церковной жизни после десятилетий атеистических гонений ХХ столетия, и утвердил ранее принятые решения Священного Синода и Соборов епископов Украинской Православной Церкви, а также одобрил деятельность синодальных учреждений, епархиальных архиереев, духовенства, монашества и мирян Украинской Православной Церкви, которая была направлена на возрождение храмов и монастырей, развитие миссионерской, просветительской, воспитательной и образовательной деятельности, социальное служение ближнему и доброделание. Члены Собора еще раз подтвердили молитвенное и каноническое единство с Русской Православной Церковью , через которую Украинская Православная Церковь соединена со всеми Поместными Православными Церквами. Собор засвидетельствовал, что нынешний канонический статус Украинской Православной Церкви как самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии является залогом сохранения ее внутреннего единства и фундаментом для восстановления единства украинского Православия. Редакция текста от: 09.07.2011 19:19:23 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/18015.html

24 декабря 1911 года лаврское начальство сообщило С.Г. Рункевичу , что Духовный собор, «с благословения и утверждения его Высокопреосвященства покорнейше просит вас принять на себя лично авторский труд по составлению истории Лавры, с тем, чтобы имя ваше, как автора Истории, значилось на предположенной к напечатанию книге» 482 . Митрополит Антоний, при встрече с С.Г. Рункевичем в Синоде, считая вопрос решенным, сказал, что очень рад его согласию писать историю Лавры. Так вопрос этот получил свое завершение, и С.Г. Рункевич , по сути, помимо своей воли, так сказать «за послушание», принялся за работу и при том за весьма умеренное вознаграждение. Условия о гонораре для него, человека в то время достаточно обеспеченного, вообще были второстепенными и не могли влиять на его решение. Кроме написания истории Лавры С.Г. Рункевич по просьбе Духовного собора взялся также за редактирование юбилейной брошюры – «Святой благоверный великий князь Александр Невский и Александро-Невская лавра» 483 . В начале 1912 года в литературе и обществе снова заметно оживилась мысль о Поместном Соборе и ожидание возможности скорого его созыва. Вновь усилившаяся мысль о Соборе заставила заинтересованные круги обратить внимание на техническую неподготовленность к этому значительному и сложному событию. Как уже говорилось выше, Предсоборное Присутствие 1906 года по важнейшим вопросам реформы церковного управления и суда, подлежащим разрешению Собора, выработало лишь общие положения. Отсутствие кодификационных законоположений для высшего органа церковного управления и суда и при общепризнанной устарелости и неполноте «Устава Духовных Консисторий», являвшегося единственным в то время кодексом для управления и суда епархиального, не могло не создавать для предстоящего Собора серьезного затруднения. Выработка же на самом Соборе новых законопроектов явилась бы делом весьма трудоемким. Собору предстояло бы или потратить много драгоценного времени на изготовление законопроектов, или же, санкционировав новые формы церковного управления и суда, представить им, до выработки новых кодексов, действовать по старым, то есть по тому же «Уставу Духовных Консисторий». Но это, естественно, было бы ненормальным и нежелательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Интересен статус данной грамоты. Согласно сложившейся традиции, дарование автономии или автокефалии сопровождается Патриаршим Томосом. Так было и в случаях с Православной Церковью в Америке и Японской Православной Церковью, получившими такие Томосы 10 апреля 1970 года. Так потом было и с Эстонской Православной Церковью, получившей Томос об автономии 26 апреля 1993 года. Но в ситуации с дарованием автономии Украинской Православной Церкви данный документ был совмещен с Благословенной грамотой предстоятелю самоуправляемой Церкви. В последствии это породило путаницу, дав некоторым «горячим головам» возможность заявлять, что самого Томоса не существует - и, следовательно, не существует и самостоятельности Украинской Православной Церкви. Но дальнейшая однозначная рецепция этого документа, как соборными органами Украинской Православной Церкви, так и соборными органами Русской Православной Церкви позволяет нам заявить, что Благословенная грамота от 28 октября 1990 года и является тем самым необходимым Томосом о самоуправлении Украинской Православной Церкви. Первоначальная редакция Устава об управлении была принята на первом же Соборе Украинской Православной Церкви 25-27 ноября 1990 года, последующие изменения в данный Устав были внесены Собором епископов Украинской Православной Церкви 27 мая 1992 года в Харькове и утверждены Собором Украинской Православной Церкви 26 июня 1992 года в Киеве. 28 июля 2000 года Собор епископов Украинской Православной Церкви принял Обращение к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, в котором, в частности, говорилось: Движимые искренним желанием скорейшего урегулирования создавшегося положения в Церкви обращаемся к Вам, Ваше Святейшество, вынести на обсуждение Юбилейного Архиерейского Собора в Москве вопрос уточнения того канонического статуса Украинской Православной Церкви, который был определен для нее Исповедником, Молитвенником и Святителем Патриархом Тихоном на историческом Поместном Соборе 1918 года. Обдуманный, взвешенный подход к решению этого вопроса, осведомление о нем всех Предстоятелей Поместных Православных Церквей и всей Полноты Православии, станет конкретным, конструктивным шагом к решению проблемы раскола в Украинском Православии. Укрепляем себя верой в то, что Православная Церковь в Украине будет единой и достойной своего канонического устроения, если на то будет воля Божия.

http://bogoslov.ru/article/269165

Где-то к концу 1987 года резко изменил тон и журнал «Наука и религия»: из злобно антирелигиозной агитки он преобразился в форум верующих и неверующих. В нем появились материалы о современных православных священниках, беседы с ними, из жадных обманщиков они вдруг превратились в интеллигентных, вдумчивых и отзывчивых людей, старающихся помочь людям в беде. Публиковалась, к примеру, беседа с несколькими молодыми священниками об исповеди, о том, как и с чем люди обращаются к священнику и что от него ждут, и тут же положительный комментарий советского психиатра, говорящий о «психотерапевтической функции исповеди и пастырства». Или очерк о бездомных, которые не могут после заключения найти ни работу, ни кров, ни пенсию, и обретают крышу над головой и кусок хлеба в кладбищенской церкви. А еще в 1987-88 годах прошли три международные богословские конференции. Первая — в Киеве — была исключительно внутрицерковным событием. Вторая — в Москве — с участием ученых из  Академии наук и университетов, причем, по словам самих участников, многие из них открыто подходили под благословение к священникам. То же самое было и на третьей, ленинградской конференции, в январе — феврале 1988 года, где доклад на тему «Богословие иконы» сделал академик Раушенбах. Эта конференция, в отличие от предыдущих, широко освещалась в прессе — с большим интервью Раушенбаха и его портретом. Еще за год до этого такое было невозможно: Церковь разрешалось изображать только как пристанище темных и убогих стариков. Но важнейшим преддверием к юбилейному Поместному Собору была встреча Горбачева с патриархом и Синодом 29 апреля 1988 года. В результате в Советском Союзе празднование 1000-летия Крещения Руси прошло почти на государственном уровне: с торжественным заседанием и концертом в Большом театре, в присутствии всего московского бомонда и представителей всех религиозных конфессий. Сам Горбачев как генеральный секретарь ЦК КПСС по идеологическому этикету там быть не мог, зато была его жена — как представитель Фонда культуры, возглавляемого академиком Лихачевым.

http://foma.ru/zhizn-v-epoxu-peremen.htm...

Читинскому кафедральному собору передан образ священномученика Ефрема Селенгинского 5 сентября 2008 г. 14:37 5 сентября исполняется 90 лет со дня убиения священномученика Ефрема епископа Селенгинского — первого Забайкальского святого, прославленного Русской Православной Церковью. Ко дню памяти святого Ефрема Селенгинского православными москвичами Забайкальской епархии был сделан подарок — написан первый образ святителя Ефрема, сообщает пресс-служба Читинской епархии . Икона написана в древнерусском стиле и изображает помимо св. Ефрема еще двух святых: священномученика Иоанна (Восторгова) и мученика Николая (Воржанского), убиенных  вместе со святым. Икона передана в Казанский кафедральный собор, где 5 сентября епископ Читинский и Забайкальский Евстафий с духовенством Читы перед подаренным образом совершил молебен священномученику Ефрему. Священномученик Ефрем Селенгинский (1876-1918), в миру Епифаний Андреевич Кузнецов — сын забайкальского казака. За несколько лет он прошел путь от деревенского священника до викарного епископа. Основной сферой деятельности молодого владыки было миссионерство среди инородцев — бурятов, китайцев и корейцев. Для успешной деятельности епископ Ефрем организовал миссионерское училище в г. Чите (ныне Спасо-Преображенский храм). В 1917-1918 гг. святой принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве, после которого был арестован и расстрелян. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. «Православие на Дальнем Востоке» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/455621.htm...

Итак, изготовив юбилейной атрибутики в десятки и сотни раз больше намеченного комиссией, я затоварил ею помещения Хозу, никому ничего не объясняя. Потому что в какой-то степени рисковал. Но это спасло ситуацию. Когда изделий, изготовленных юбилейной комиссией, стало недоставать, и все, в том числе и члены Синода увидели, что в Хозу появилась совершенно новая продукция, стали просить именно ее. Таким образом, вся тайно изготовленная атрибутика разошлась на празднование 1000-летия Крещения Руси " . К этому времени стало очевидно, что структура Хозяйственного управления набрала обороты. Об этом стали говорить откровенно и с восторгом, что, однако, вызывало зависть. За труды, понесенные по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси, архиепископ Мефодий был возведен в сан митрополита. В августе 1988 года он возглавил делегацию Русской Православной Церкви по празднованию 1000-летия Крещения Руси в США. Но прошли годы, в стране сформировался совершенно иной духовный климат, поменялось отношение к Церкви, которая в настоящее время не ограничена ни в издательской, ни в хозяйственной деятельности. Выходит в свет большое количество духовной литературы, проводятся исследования Новейшей истории Церкви, составляются исторические труды, отражающие жизнь Церкви в советский период. Среди таких изданий осуществляется выпуск многотомника " Православная Энциклопедия " , задача которого состоит в том, чтобы вобрать в себя все основные вехи истории Православной Церкви. " Будучи председателем Макариевского фонда, - рассказывает митрополит Мефодий, - в 2001 году я открыл том, посвященный жизни Русской Православной Церкви в советское время, и с величайшим для себя удивлением прочитал опубликованную в нем, статью историка и профессора, протоиерея Владимира Цыпина, посвященную празднованию 1000-летия Крещения Руси. Читаю о прошедшем в 1988 году Поместном соборе, о деятельности отделов Московской Патриархии по подготовке к юбилейным торжествам, об их проведении. О работе в этот период Издательского отдела, отдела Внешних церковных сношений, Управления делами... А о Хозяйственном управлении вообще не сказано ни слова. Не сказано ни о том, как подготовилось Управление к юбилею, какую работу проделали его сотрудники, не сказано о докладе, зачитанном на Соборе, ни о тех проблемах, которые в нем поднимались. Вообще не упоминается о существовании Хозу в структуре Церкви. И, надо сказать, что, прежде всего, это является искажением самой истории Русской Церкви, ее деятельности в то сложное время " .

http://ruskline.ru/analitika/2009/02/16/...

г) «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим.3:7 ); д) иметь возраст не моложе 40лет; е) являться гражданином СССР». Б) «Устав Церкви 2000»: «Ст. 4. 17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям: а) быть архиереем Русской Православной Церкви; б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку; в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа; г) «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим.3:7 ); д) иметь возраст не моложе 40лет». 5. Православный приход 5.1. Предварительные замечания Чтобы правильно определить понятие «приход», необходимо сделать ряд предварительных замечаний. В науке не принято одно понятие определять другим, тождественным ему по названию и смыслу, понятием. В современных документах стало обычным смешение понятий «община» и Приход, например, «приходская община» – это или некорректное удвоение определений (если есть понятие Приход, то для чего – община, и наоборот), либо ошибочное отождествление разных сущностей (приход – тело церковное, а община – форма социализации человека, то есть особый вид совместной жизнедеятельности). В Уставе об управлении Русской Православной Церкви, принятом на Юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году, можно вычитать следующее: «Приходом является община православных христиан...», а далее используется выражение «приходская община». Чтобы понять нелогичность таких определений, приведем пример. Если скажем, что Триодь – это книга, то будет бессмысленно говорить – «триодная книга», и наоборот – нелепо говорить «книжная Триодь». Это недоразумение исправлено в новом Уставе Русской Православной Церкви, принятом на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году (см. Приложение 17); в данном Уставе понятие «община» употреблено только один раз, и именно при формулировке понятия «приход»: «Ст. 11. 1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010