Поэтому одним из актов Деяний юбилейного Поместного Собора Русской Православной Церкви стало прославление блаженной Ксении Петербургской. Из Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного юбилею 1000–летия Крещения Руси, проходившего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 6 – 9 июня 1988 года, о канонизации святых: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Тысячу лет назад Русская земля просветилась светом Христова Евангелия. С тех пор и доныне Благая Весть продолжает возвещаться в ней и вести ко спасению верных чад Божиих через Русскую Православную Церковь . Неисчислимые сонмы святых угодников Божиих, прославленных и непрославленных, явленных миру и неизвестных ему, спасавшихся в разные эпохи этой 1000-летней истории, как плод красный Божественного сеяния в земле нашей, являются молитвенными предстателями о своих земных сродниках и родном Отечестве. Ныне Русская Церковь всей своей полнотой – живых и усопших, спасающихся сегодня и ликом прославившихся до наших дней святых – благочестно возвещает и провозглашает радостное духовное торжество своего благодатного служения. ...Бесценно благо спасения человеческого, которое является целью его земной жизни, и великое духовное вдохновение дает созерцание подвигов праведников. Посему, дабы преумножилась радость чад церковных и явилась им сила и слава Божия, Освященный Собор Русской Православной Церкви, изучив жития, чудеса, труды и подвиги нижепоименованных подвижников благочестия во время русской церковной истории, выносит свое решение об их канонизации. Итак, в полном убеждении об истинности и достоверности чудес, по молитвам этих подвижников совершающихся, отмечая всевозможные виды их христианской добродетели, высокой духовной жизни и церковного служения, Собор определяет: изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия: ...Блаженную Ксению Петербургскую (XVIII – нач. XIX в.), бывшую юродивой, почитавшуюся еще при жизни, и на протяжении XIX–XX веков – скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевания со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище С.-Петербурга была испещрена благодарениями за соделанные чудеса по ее молитвенному предстательству.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Начиная с Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г., совершившего торжественную канонизацию сонма новомучеников и исповедников Российских во главе со святыми царственными страстотерпцами с. 285–300], отношения между РПЦ и РПЦЗ все более стали приобретать характер диалога, пронизанного взаимным уважением. Избрание нового Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлы) взамен ушедшего на покой митрополита Виталия (Устинова) (+2006) также во многом определило новый вектор в отношениях между двумя частями Русской Церкви. На протяжении 2000-х гг. иерархи и клирики обеих Церквей участвовали в различных мероприятиях, предпринятых для сближения, обмена мнениями и переговоров по поиску церковного единства, состоялось несколько обменов делегациями и официальных паломничеств. «Важным этапом в деле восстановления канонического общения стала работа комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом» с. 10]. В 2006 г. в Сан-Франциско состоялся IV Всезарубежный Собор, который в ходе непростых и горячих прений в конечном счете принял и одобрил путь к каноническому единству РПЦЗ и РПЦ, подчеркнув, что дело Всезарубежного Собора заключается в восстановлении «чаемого всеми нами единства Поместной Русской Церкви» с. 376]. Как уже было сказано выше, Акт о каноническом общении был подписан 17 мая 2007 г. в Храме Христа Спасителя в Москве, после чего состоялось первое торжественное богослужение с участием клира и иерархии РПЦЗ и РПЦЗ, увенчавшееся общим причастием из единой чаши с Телом и Кровью Христовыми. В память об этом событии все участники торжеств в сане пресвитера и епископа получили в подарок памятные кресты и панагии, на которых «было выгравировано: " В память о восстановлении канонического общения внутри Поместной Русской Православной Церкви 4/17 мая 2007 года, г. Москва " . И слово " внутри " выражает суть сложного длительного пути и большой кропотливой работы по преодолению этого разделения» с. 11].

http://bogoslov.ru/article/6177518

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат он участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ; во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной Конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной Конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и Устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Исполняя поручения Священноначалия Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции. Святейший Патриарх Кирилл был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором. Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 года, а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта - 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября - 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.. Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года. Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 года и октября 1993 года.

http://sedmitza.ru/text/428182.html

   Протоиерей Илия Карлинов критиковал Издательский отдел Патриархии за то, что не печатаются книги на чувашском языке: «Изданные до 1917 г. книги пришли почти в полную негодность, и верующие чуваши вынуждены их переписывать. Одним словом, у нас есть насущная необходимость переиздать хотя бы часть книг на чувашском языке для общего употребления как в храме, так и дома».    Заключительное слово на Соборе произнес Патриарх Пимен. Возблагодарив Господа, «благословившего успехом деяния... юбилейного Поместного Собора», и поблагодарив членов и гостей Собора, он объявил Поместный Собор Православной Церкви закрытым.    10 июня в Большом театре состоялся торжественный акт, посвященный 1000-летию Крещения Руси. В президиуме разместились Святейший Патриарх, постоянные и временные члены Священного Синода, предстоятели поместных православных Церквей, главы инославных Церквей, другие высокие гости из-за рубежа, государственные и общественные деятели. Доклад о 1000-летнем пути Русской Церкви был зачитан митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, который, касаясь последних 70 лет церковной истории, сказал, что «складывающиеся между государством и Церковью отношения не были однозначными. Это было вызвано различными причинами. Среди тех, кто подвергся массовым репрессиям, были и священнослужители, и верующие. Церковь разделила с народом тяготы выпавших на его долю испытаний». Характеризуя современное состояние Церкви докладчик сообщил следующие сведения: «В настоящее время в лоне Русской Православной Церкви находятся десятки миллионов верующих. Достаточно указать на то, что со времени Поместного Собора 1971 г. святое крещение приняло свыше 30 млн. человек. Средний возраст духовенства Русской Православной Церкви составляет 47 лет». В тот же день в Екатерининском зале Большого Кремлевского дворца группа архипастырей во главе со Святейшим Патриархом Пименом была награждена государственными орденами.    В неделю всех святых, в земле Российской просиявших, в Даниловом монастыре было совершено торжественное богослужение. Божественную литургию служили Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, архиепископ Кипрский Хризостом. Молитвы и возгласы произносились на греческом, арабском, славянском, грузинском и румынском языках. За литургией молились почетные гости и десятки тысяч православных людей, собравшихся в древней обители на великое торжество.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Поскольку исторически большинство украинцев – православные, а униатство, несмотря на все свое влияние, остается специфической религией галичан, " киевская влада " приняла решение: в юбилейном 2000 году форсировать создание единой Украинской поместной православной церкви. Запустить, так сказать, спутник к седьмому ноября. Самостийной державе – самостийную церковь Материал, из которого Киеву предстоит собрать единую национальную православную церковь, неоднороден по нескольким параметрам: национальному, политическому и каноническому. Из трех украинских церквей две – УПЦ КП и УАПЦ – не имеют канонического статуса. За каноничной церковью – УПЦ – прочно закреплен имидж " москальской " , несмотря на то, что проповеди, как правило, произносятся по-украински, богослужение на украинском легализовано, а славянское богослужение совершается " с галицким акцентом " . На процесс объединения стремятся оказать влияние греко-католики (УГКЦ), Вселенский патриархат, Московский патриархат и Ватикан. Косвенное воздействие гипотетически могут оказывать исламские организации крымских татар и мощнейший украинский протестантизм (26,5 % от общего числа религиозных общин на Украине). У каждого из фигурантов свои интересы, которые не может не учитывать главный идеолог Леонида Кучмы по религиозно-политическим делам профессор Виктор Бондаренко, председатель Госкомрелигии Украины, считающий, что народ " устал от распрей " , мечтает о единении всех церквей и только строптивые амбициозные архиереи препятствуют процессу, исходя из корыстных или политических интересов. Однако журнал " Национальна безпека и оборона " , за нынешний год приводит следующие результаты опроса. За создание национальной поместной церкви высказалось 39,9 % респондентов, против – 42,8 %. Судя по этим цифрам, можно предположить, что на первом этапе власть не сможет достичь положительного результата, но вполне вероятно, что ей удастся создать две православные церкви вместо трех, причем обе будут каноничными. В этом случае процесс может быть продолжен. Какая же из трех церквей может быть " взята за основу " ?

http://religare.ru/2_26683_1_21.html

Ст. 4, 7, 8 Определения от 7 декабря 1917 г. «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете»//Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 1. С. 7–8. Ст. 10 Определения от 8 декабря 1917 г. «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России»//Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 1. С. 6. В тексте Определения говорится о «Всероссийском Соборе епископов». Это явная юридико-техническая ошибка или опечатка, ибо законодательство Поместного Собора 1917–1918 гг. в принципе не предусматривает созыва церковных Соборов из одних архиереев без участия клира и мирян. Текст Устава опубликован: Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. С. 561–575. О подготовке и обсуждении данного проекта на Соборе см.: Там же. С. 150–192. Ст. 1, примеч. 2 к ст. 3 Определения от 31 июля (13 августа) 1918 г. «О порядке избрания Святейшего Патриарха»//Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 4. С. 3. См. аналогичный вывод о статусе Патриарха: Цыпин В., прот. Курс церковного права: Учеб. пособие. Клин, 2004. С. 350. П. 1, 5–7 разд. II Устава об управлении Русской Православной Церкви от 8 июня 1988 г. П. 3 разд. XV Устава об управлении Русской Православной Церкви от 8 июня 1988 г. П. 2, подп. «б» п. 7 разд. IV, п. 2 разд. VI Устава об управлении Русской Православной Церкви от 8 июня 1988 г. П. 12 разд. IV Устава об управлении Русской Православной Церкви от 8 июня 1988 г. См.: Определение от 31 июля (13 августа) 1918 г. «О порядке избрания Святейшего Патриарха»//Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Вып. 4. С. 3–6. См. о нем, напр.: Klutschewsky A., Nemeth Th., Synek E. M. Das Statut der Russischen Orthodoxen Kirche//Kanon: Jahrbuch der Gesellschaft für das Recht der Ostkirchen. Bd. 19: Kirchenverfassungen. 2006. S. 58–72. Архиерейский Собор 2000 г., принимая новый Устав, официально определил его как «исправленный и дополненный Устав» РПЦ (п. 1 Определения Юбилейного Архиерейского Собора по Уставу Русской Православной Церкви//ЖМП. 2000. 10. С. 21).

http://bogoslov.ru/article/377177

После структурных преобразований в Румянцевском музее и создания Б-ки им. В. И. Ленина (ГБЛ) Г. в 1925 г. возглавил Отдел старых рукописей б-ки. В 1935 г. он был освобожден от должности главного хранителя, а затем и хранителя, оставаясь консультантом отдела до конца жизни. В 1938 г. ему присвоили ученое звание профессора книговедения. При участии Г. был издан альбом «Древнерусская миниатюра» (М., 1933), в к-ром воспроизводились фрагменты лицевых рукописей XV-XVI вв. из фондов ГБЛ. В 1942 г. на юбилейной сессии Ученого совета ГБЛ, посвященной 80-летию б-ки, Г. выступил с докладом «Рукописные книги библиотеки как исторические памятники русской культуры». Г. с кон. 20-х гг. XX в. был прихожанином Богоявления Господня собора в Елохове . С 1942 г. состоял в редакционной коллегии по изданию кн. «Правда о религии в России» (М., 1942), с 1943 г. был постоянным сотрудником «Журнала Московской Патриархии» , опубликовал в нем ряд статей, в частности в 1944 г. после смерти Патриарха Сергия (Страгородского) писал о необходимости Патриаршего правления. Воспоминания о встречах с Патриархом вошли в кн. «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (М., 1947). Г. был членом Поместного Собора 31 янв. - 2 февр. 1945 г. и участвовал в избрании Патриарха Алексия I . В 1945 г. награжден орденом «Знак Почета». Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. Арх.: РГБ ОР. Ф. 217; РГБ. Архив. Оп. 199. Д. 34. Т. 1-2; РГАЛИ. Ф. 345. Соч.: Христианство в понимании рус. людей в домонг. период. М., 1893; Завет прп. Сергия. М., 1893; Москва, ее святыни и памятники. М., 1894, 19044; Никон - Святейший Патриарх Всероссийский, и основанный им Новый Иерусалим. М., 1895; Коронование рус. государей. М., 1896; Праздничные службы и церк. торжества в старой Москве. М., 1896; В старой Москве: Великий пост и Пасха//РВ. 1900. 4. С. 554-569; Смутное время: Очерки и рассказы. М., 1903; Моск. Александровский ин-т. М., 1905; Отд-ние рукописей Имп. Моск. и Румянцевского музея//50-летие Румянцевского музея в Москве: 1862-1912: Ист. очерк. М., 1913. С. 41-78; Собрание Н. С. Тихонравова. М., 1913; Рукописи Т. Ф. Большакова, хранящиеся в Моск. и Румянцевском музее. Пг., 1915; Очерки по истории Красной Гвардии. М., 1919; Рукописи с летописями (датированные)//Путев. по Гос. Румянцевскому музею. М., 1923; Рукописи Н. В. Гоголя: Кат. М., 1940; Первый Патриарх Московский//ЖМП. 1944. 8. С. 12-16; Патриархи Московские: 1589-1944 гг.//Там же. 9. С. 11-16; О составе Поместного Собора//Там же. 10. С. 10-14; Предстоящий юбилей (1448-1948)//Там же. 1946. 10. С. 52-56.

http://pravenc.ru/text/162163.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Глава ОВЦС Украинской Церкви опровергают слухи о попытках использовать Поместный Собор для достижения автокефалии 16.01.2009 В Украинской Церкви отсутствуют попытки в преддверии Поместного Собора отделиться от Московского Патриархата, заверил руководитель Отдела внешних церковных связей УПЦ архимандрит Кирилл (Говорун). " Ни в коем случае! Это все политизация процесса, совершенно неправильная информация, которая распространяется с целью дестабилизировать ситуацию " , — заявил архимандрит Кирилл 16 января. Так он прокомментировал слова лидера общественной организации " Единое Отечество " Валерия Каурова о том, что в преддверии Поместного Собора ряд лиц в Украинской Церкви якобы планируют выдвинуть общую кандидатуру на Патриаршество от епископата Украины. По мнению Каурова, если этот кандидат не пройдет на Поместном Соборе, это будет представлено это как оскорбление Украины, что вызовет у людей чувство обиды и на этой эмоциональной почве можно будет развязать очередную автокефальную кампанию. Кауров также указал на идею разработки общего документа от лица украинских делегатов на Поместный Собор — " Юбилейной декларации " . По информации В.Каурова ее якобы готовят для одобрения делегатами от Украинской Церкви, которые 17 января проведут собрание в Софийском соборе Киева. В ней, как заявил он, " предлагается, по сути, исключение Украины из канонической территории Московского Патриархата путем утверждения мысли о необходимости привлечения всех Поместных Церквей к решению вопроса о статусе Церкви на Украине " . Между тем архимандрит Кирилл (Говорун)заявляет, что " речи о принятии какой-либо декларации не идет " . По словам отца Кирилла, 17 января в Киево-Печерской лавре действительно пройдет предсоборное совещание делегатов Украинской Православной Церкви на Поместный Собор. В ходе мероприятия предполагается встреча участников будущего Собора с Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, который обратится к ним с приветствием и напутственными словами.

http://drevo-info.ru/news/6060.html

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие во втором заседании оргкомитета по подготовке мероприятий, посвященных 100-летию Революции 1917 года 15 сентября 2017 г. 15:11 14 сентября 2017 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда принял участие во втором заседании организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, связанных со 100-летием Революции 1917 года в России, которое состоялось в Центральном государственном информационном агентстве России «ТАСС». Заседание возглавил директор Службы внешней разведки России, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин. После вступительного слова С.Е. Нарышкина к участникам заседания обратился сопредседатель Российского исторического общества, ректор Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации А.В. Торкунов, который, в частности, сообщил о реализации ранее принятого организационным комитетом плана мероприятий. В ходе заседания прозвучал доклад директора Института российской истории Российской академии наук Ю.А. Петрова «100-летие со дня провозглашения России республикой». Затем последовало обсуждение детальных планов крупнейших мероприятий. В частности, научный руководитель Института всеобщей истории Российской академии наук, сопредседатель Российского исторического общества А.О. Чубарьян сообщил о подготовке к проведению международной научной конференции «Российская революция 1917 г. и ее место в истории» и заседания Генеральной ассамблеи Международного комитета исторических наук. Выступление В.Р. Легойды было посвящено деятельности церковных организационных комитетов по подготовке и проведению мероприятий в связи со 100-летием Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., восстановлением Патриаршества и началом гонений на православных верующих в России. Представитель Церкви, в частности, сообщил о состоявшемся в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2017 года, в годовщину открытия Поместного Собора 1917-1918 гг., торжественном богослужении, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также о запланированных на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы праздничных мероприятиях и богослужениях по случаю юбилейной годовщины интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского . В завершение заседания директор Мультимедиа-Арт музея О.Л. Свиблова сообщила о мультимедийных проектах, посвященных 100-летию Революции в России. В состоявшейся дискуссии участники поделились мнениями и концептуальными предложениями по реализации государственного и церковных планов юбилейных мероприятий, а также их информационной поддержке. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5009922.ht...

В двух следующих статьях, ранее опубликованных в журналах «Новый часовой» (1994, 2) и «Церковно-исторический вестник» (1998, 1), речь идет о финансовых проблемах. В первом случае рассматривается вопрос о материальном положении священно- и церковнослужителей русской армии и флота конца XIX–haчaлa ХХ веков. Во втором – финансовое положение Церкви в 1907–1917 гг. Материал, который следует далее, посвящен истории подготовки Поместного Собора, и поискам новых взаимоотношений между Церковью и обществом. Несмотря на то, что в статье рассматриваются проблемы, освященные в первом очерке, я все же решил включить ее в книгу (тем более, что статья аналитическая, а обзор только фактографичен). Ранее статья о Соборе была опубликована в научно-богословском и церковно-общественном журнале « Церковь и время» (2003 г., 4 (25)). Завершает сборник работа о революции 1917 г. и попытках «демократизации» Церкви, изданная в 6–7 за 2000 г. в журнале «Церковно-исторический вестник». 1 Дальнейшая история Церкви – история ее выживания в годы гонений на религию, и борьба власти с верующими. Это отдельная трагическая страница Русского Православия. И все же, убежден, ее понимание невозможно без осознания того, чем была, и что могла делать Церковь перед революцией. Понимание эпохи гонений без знания церковной истории последнего царствования затруднительно и потому, что Новомученики и Исповедники Российские, причисленные к лику святых на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., были воспитаны и сформировались как православные христиане именно конца XIX–haчaлe ХХ веков. Чтобы осознать их религиозный подвиг необходимо знать, что такое церковная жизнь николаевской России. Надеюсь, что в некоторой степени решение этой простой задачи будет способствовать и настоящая книга. Июль 2007 г. Краткий обзор истории Православной Российской Церкви в 1901–1917 гг. Начало ХХ столетия стало для Православной Российской Церкви временем исключительным. Именно тогда, впервые за Синодальный период, были практически поставлены вопросы о созыве Поместного Собора и изменении структуры высшего церковного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010