В Уставе отсутствует четкое определение статуса и понятия «Киевская Митрополия», что вносит дополнительное смущение и неразбериху. Более того, данное понятие должно иметь четкое определение, так как на регистрации Киевской Митрополии, как религиозного управления и центра Украинской Православной Церкви, строится вся система правовых взаимоотношений Украинской Православной Церкви и украинского государства. Наконец, если следовать нормам Устава Русской Православной Церкви 2000 года, принятом полнотой епископата Московского Патриархата, Устав об управлении Украинской Православной Церкви 2007 войдет в силу только после того, как будет одобрен Священным Синодом Русской Православной Церкви и утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Несколько странно, что об этом факте не упомянуто ни в самом Уставе об управлении Украинской Православной Церкви, ни в одном из материалов Собора епископов Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года. К большому сожалению, новая редакция Устава об управлении Украинской Православной Церкви имеет вид достаточно «сырого» документа. И уж во всяком случае не стоит говорить о его «новизне». Вообще очень странно, что при работе над новой редакцией Устава об управлении Украинской Православной Церкви авторы не взяли за основу действующий Устав Русской Православной Церкви - в таком случае большинства перечисленных выше казусов удалось бы избежать. А качественный Устав об управлении Украинской Православной Церкви мог бы послужить великую службу в нынешние дни церковного возрождения и преодоления раскола на Украине. И.В. Гаслов мирянин, основатель LJ-cooбщecmba " Церковный устав во всей его полноте "     Полный текст Статута опубликован на официальном сайте Украинской Православной Церкви: http://orthodox.org.ua/uk/node/2485 Определения Поместного Собора Русской Православной Церкви, Журнал Московской Патриархии. М., 1990. 9, стр. 6-9 Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 25-27 октября 1990 года). Определение об Украинской Православной Церкви. Журнал Московской Патриархии. М., 1991. 2, стр. 2

http://bogoslov.ru/article/269165

32.2.Экзархаты В 1989 г. в составе Московского Патриархата были упразднены зарубежные Экзархаты и образован Белорусский Экзархат. «Устав об управлении Русской Православной Церковью» на Архиерейском Соборе, состоявшемся в январе 1990 г., был дополнен главой 7 («Экзархаты»). В 1990 г. статус Украинской Церкви изменился на основании Патриаршего томоса. И с тех пор положения этой главы касались только Белорусского Экзархата. В Уставе 2000 г. статусу Экзархатов посвящена 9 глава. В ней говорится, что в основе объединения епархий Русской Церкви в Экзархаты лежит национально-религиозный принцип. Решения о создании и наименовании Экзархатов, об их территориальных границах, а также об их роспуске принимаются Архиерейским Собором. «Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Экзархатов. Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются для Экзархата церковными судами высшей инстанции» (9, 3). Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть в Экзархате принадлежит его Синоду во главе с экзархом. Синод Экзархата подотчетен Священному Синоду Русской Православной Церкви. Синод принимает Устав, регламентирующий управление Экзархатом, который подлежит одобрению Священного Синода и утверждению Патриархом Московским и всея Руси. «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси» (9, 8). Экзарх избирается Священным Синодом Московского Патриархата и назначается Указом патриарха. Его имя возносится в храмах Экзархата после имени патриарха. Правящие и викарные епископы Экзархата избираются и назначаются Священным Синодом по представлению Синода Экзархата. «Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Экзархат, и об определении их территориальных границ принимается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Синода Экзархата. Святое миро Экзархат получает от Патриарха Московского и всея Руси» (9, 13). В настоящее время в состав Русской Православной Церкви входит единственный Экзархат – Белорусский, который находится на территории Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  ... Разумеется, мы рассмотрели лишь малую часть определений Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1917-1990 годов, но и этого достаточно, чтобы сформулировать несколько выводов относительно путей их рецепции: - понимая под рецепцией не только «принятие» церковным организмом соборных определений и постановлений, но и реальную возможность их исполнения, приходится признать, что большая часть определений Собора 1917-1918 гг. заведомо не была приспособлена для своего исполнения в тех условиях, которые уже были известны соборянам; - приведение внутреннего церковного законодательства с внешним гражданским правом стало главным условием рецепции определений Поместных Соборов 1945, 1988 и 1990 годов в области высшего, епархиального и приходского управления; только при этом условии такая рецепция вообще могла состояться; - опыт рецепции определений Поместных Соборов XX века должен предостеречь церковного законодателя как от воспроизведения правовых механизмов, мешающих исполнению соборных постановлений, так и от «скованности» авторитетом прошлой соборной практики в правовом решении проблем сегодняшнего дня. Возвращаясь к поставленному в начале вопросу о понимании неисполнения соборных постановлений и, тем самым, сегодняшнем статусе самих этих определений, можно сказать следующее. Для сторонников «социологического подхода» в юриспруденции ответить на этот вопрос было бы легче всего, ведь для этого взгляда правовой нормой является лишь та, что действительно выполняется в настоящий момент и, соответственно, основана на актуальном источнике. Однако, как мы убедились, при таком подходе целый ряд принятых, но не выполняемых сегодня постановлений Соборов Русской Церкви окажется вне действующего канонического права. При этом речь идет не об отмененных или замененных впоследствии определениях, а именно таких, которые по разным причинам остаются пока невостребованными. «Невостребованность» не означает «ненужности». Определения одной Поместной Церкви, также как и каноны Вселенских Соборов и святых отцов, не становятся «мертвым грузом» оттого, что в данный исторический период нет церковного внимания к их нормам. Изменить направленность церковного взгляда, пояснить необходимость этой новой и в то же время постоянной канонической интенции - одна из задач дальнейшего церковного законодательства.

http://pravoslavie.ru/37254.html

Архив Пн Местоблюститель Патриаршего престола рассказал о развитии церковно-государственных отношений в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви 27 января 2009 г. 14:01 С изменениями в политической жизни в начале 1990-х годов мощный импульс получило развитие церковно-государственных отношений, сообщил Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , подчеркнув: «С нашей точки зрения, эти отношения должны строиться на основе взаимного невмешательства церковных и государственных институций в дела друг друга и одновременно — широкого партнерства Церкви и государства в различных областях». В докладе на Поместном Соборе, который открылся в Москве 27 января 2009 года , митрополит Кирилл отметил, что в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви постепенно создается новая правовая база, позволяющая выстраивать конструктивное сотрудничество Церкви и государства. «Сложились и совершенствуются весьма конструктивные отношения с государственной властью Российской Федерации, равно как и большинства других стран нашего канонического пространства. В Белоруссии заключено Соглашение о сотрудничестве между властью и Церковью. В Латвии принят закон " О Латвийской Православной Церкви " , которым, в частности, закрепляются невмешательство государства в церковные дела и особые гарантии священнослужителям. Высокий уровень церковно-государственных отношений достигнут в Литве, где Церкви переданы 95 процентов храмовых зданий, а в школах преподаются учебные предметы, посвященные знакомству с Православием», — рассказал Патриарший Местоблюститель. В то же время было отмечено, что остаются нерешенными многие вопросы в данной области. Так, в России  до сих пор не удается поставить на прочную правовую основу практику преподавания в светских школах «Основ православной культуры», а также систематической работы военного духовенства. Ждет окончательного урегулирования проблема возврата церковного имущества. Несмотря на многие усилия, в Эстонии продолжает оставаться открытым вопрос о церковной недвижимости. Многие трудности связаны с последствиями вмешательства светской власти во внутренние дела Церкви на Украине. Кроме того, не решенной остается проблема получения Украинской Православной Церковью в совокупности ее епархий, монастырей и приходов статуса юридического лица.

http://patriarchia.ru/db/text/541347.htm...

Наряду с развитием духовных семинарий и академий – учебных заведений закрытого типа, нацеленных на подготовку кандидатов в священство, за период, прошедший после Поместного Собора 1990 года, появились и активно развивались церковные высшие учебные заведения открытого типа, ориентированные преимущественно на подготовку мирян – богословские институты и университеты, рассказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «Получило значительное развитие также и светское православное теологическое образование, – отметил Местоблюститель Патриаршего Престола. – В результате многолетней кропотливой работы был достигнут определенный прогресс на пути к государственному признанию системы духовного образования Русской Православной Церкви». Миссионерское служение Митрополит Кирилл напомнил слова Святейшего Патриарха Алексия II, который не раз подчеркивал, что главной задачей, стоящей перед Русской Церковью сегодня, является возрождение человеческих душ, очищение человеческих сердец, приобщение людей к вечным духовным ценностям Православия. Особое внимание уделялось свидетельству о Православии в молодежной среде, подчеркнул Владыка. Стали традиционными ежегодные мероприятия – Молодежные Рождественские чтения, фестиваль молодежи и студентов «Обретенное поколение», всероссийский молодежный лагерь «Феодоровский городок», фестиваль авторской песни «Исповедь сердца», Георгиевский парад Братства православных следопытов. Митрополит Кирилл также рассказал о миссии и пастырской работе в среде военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также в местах заключения. В 2008 году число пастырей, несущих это служение, превысило 2 тысячи человек. Во многих войсковых частях и подразделениях построено более тысячи храмов, часовен и молитвенных комнат. Преодоление церковных расколов Говоря о проблеме преодоления церковных расколов, не теряющей и доныне своей остроты, митрополит Кирилл подчеркнул, что «дело тут вовсе не в нахождении подходящей компромиссной модели, как иногда думают люди с нецерковным мировоззрением», и привел слова святителя Марка Эфесского: «Никогда то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы, ибо нет ничего среднего между истиной и ложью».

http://pravmir.ru/izbrannyj-patriarxom-m...

Нужно также упомянуть инициативы на локальном уровне. Например, создание Православного братства в Западной Европе (это было " первое " братство) в 1960 г., Координационного комитета православной молодежи в 1964 г., создание Молодежного православного объединения Юга Франции организации ( Jeunesse orthodoxe du Midi – JOM) в 1968 г., проведение конгрессов в Анси в 1971 г., в Дижоне в 1974 г., в Амьене в 1977 г., а также создание в 1975 г. нынешнего Православного братства в Западной Европе в результате слияния с Координационным комитетом православной молодежи и другие события, стоявшие у истоков нашего конгресса. Инициативы, вышедшие за пределы Франции, воссоединили православных из разных стран, которые стремились к объединению, открытости, доверию и взаимному признанию общин, слишком часто замкнутых на себе. Братство инициировало также различные службы, которые функционировали благодаря сотрудничеству верующих разных " юрисдикций " . Так было в случае с бюллетенем SOP , катехизацией, переводом литургических текстов, заочным богословским образованием, которое уже с 1981 года проводит Свято-Сергиевский богословский институт. В то же время имело место и активное участие в предсоборном процессе, давно начатом в православии, но активизировавшемся в 1970-е годы. Так, например, совет Православного братства издает обращение к первому предсоборному совещанию, которое должно была состояться 21 ноября 1976 г. в Женеве. Там говорится: " Множество юрисдикций является сегодня препятствием действенному пастырскому служению; приходы сосуществуют в одном и том же городе, но игнорируют друг друга; несмотря на рассеянность они не лишены пастырского окормления; имеющиеся силы рассредоточены; подготовка священников связана с серьезными проблемами, а православная проповедь не вызывает доверия " . В конце концов, благодаря общим стараниям, проблема диаспоры переместилась с последнего на первое место в списке приоритетных вопросов Собора и предсоборной дискуссии. Как известно, было проведено несколько подготовительных предсоборных совещаний. Некоторые из них предложили Церквам возможные решения по организации Диаспоры. Межправославная подготовительная комиссия, собравшаяся в Шамбези (Швейцария) в 1990 г., а затем в 1993 г., достигла единодушного согласия всех Церквей о необходимости организации новых поместных Церквей по традиционному территориальному принципу, определив на настоящий момент географические зоны, в которых должны быть созданы епископские ассамблеи, объединяющие все епархии данной территории.

http://religare.ru/2_2476.html

– Иногда пишут о сложной церковной ситуации в Южной Осетии, о том, что там существуют некие раскольнические организации… – Это застарелая проблема, истоки которой уходят по крайней мере в советское время. До 1990-х годов в Южной Осетии не было ни одного действующего храма. Являясь частью Грузинской Советской Социалистической Республики и входя в канонические границы Грузинской Церкви, Южная Осетия фактически оставалась вне церковного окормления. Правда, большинство жителей были крещеными – детей крестили в близлежащих грузинских храмах. Но «своих» церквей не было. Начавшееся в конце 1980-х годов возрождение Православия по всей территории Советского Союза, в том числе и в Грузии, к сожалению, совпало по времени с межнациональным конфликтом в Южной Осетии. И в Цхинвали, и в грузинских селах Южной Осетии появились действующие храмы, но православные осетины отказались признавать себя частью Грузинского Патриархата. Первый священник-осетин появился в Южной Осетии уже после начала трагического противостояния с Грузией и не имел никакого отношения к Грузинской Церкви – он был рукоположен в Русской Зарубежной Церкви. Потом ситуация стала еще сложнее. Когда произошел инцидент с митрополитом Виталием, Первоиерархом РПЦЗ, сперва ушедшим на покой, а затем попытавшимся пересмотреть свое решение, связь Южной Осетии с РПЦЗ прервалась. Настоятель храма в Цхинвали перешел в так называемый «Синод противостоящих» (одна из юрисдикций греческих старостильников, разорвавших отношения со всеми Поместными Православными Церквями), где и состоит по сей день. – Он по-прежнему единственный священник в Южной Осетии? – Нет, теперь под его началом служат несколько клириков, а сам он не удержался от того, чтобы стать епископом. Конечно, появление на территории Южной Осетии «Аланской епархии» (так она именуется), не имеющей общения ни с одной канонической Поместной Православной Церковью), сделало ситуацию еще более запутанной. – А какова позиция Русской Православной Церкви в отношении Аланской епархии?

http://pravoslavie.ru/37384.html

По поводу СПИДа и других болезней. Насколько я помню, подобные пункты появились в определениях Поместного Собора 1918 года, где речь шла о сифилисе и туберкулезе. Упоминание о СПИДе есть и в Социальной концепции: думаю, что оно появилось на фоне испуга перед «новой неизлечимой болезнью» в 1990-х годах. Но ведь действительно, бывают ситуации, когда человек приобретает эти болезни не в результате противоестественных пороков или измены (что само по себе является причиной для развода), а в каких-то ситуациях, от него не зависящих. Что же касается неизлечимой душевной болезни, то здесь нельзя не согласиться, что это основание для расторжения брака, потому что жить с таким человеком совершенно невозможно. Хотя, опять-таки, хочу подчеркнуть, указанные причины для возможного расторжения брака - это не руководство к действию. Со священником Максимом Первозванским беседовала Анастасия Рахлина «Всякое сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке не признается Церковью в качестве брака и, по отношению к православным христианам, квалифицируется как блудное сожительство с вытекающими из этого каноническими последствиями»// Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)» http://www.pravoslavie.ru/put/65084.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Чебоксарах около многоэтажки нашли труп молодой девушки Кадров нашел нового куратора в Российский университет спецназа В России женщина сделала около 30 абортов:к чему привело Видео «голого прыжка» девушки с моста в Петербурге: смотреть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В то же время Послание сообщало о неопровержимых доказательствах другого рода давления, которое исходило от митрополита Филарета: «В адрес Патриарха и Синода поступили документальные свидетельства, подтверждающие тот факт, что Управлением делами Украинской митрополии был разослан циркуляр о необходимости проведения собраний духовенства «в поддержку решения Собора УПЦ о предоставлении ей независимости» с указанием: «списки духовенства и личные подписи привести в канцелярию». Из ряда украинских епархий поступили сведения о том, что сбору этих подписей предшествовало соотвествующее давление на духовенство и что многие поставили свои подписи, опасаясь канонических прещений» В связи с этим в Послании рекомендовалось Украинскому Синоду незамедлительно пересмотреть свое решение от 23 января о мерах против епископов, не подписавших Обращение о даровании автокефалии. Кроме того, в Послании говорилось о том, что множество клириков, монашествующих и мирян хотело бы оставаться в лоне Московского Патриархата. Тем самым подтверждалась крайняя сложность и неоднозначность вопроса об автокефалии и необходимость его скрупулезного соборного изучения Послание Патриарха и Синода, таким образом, свидетельствовало о том, что священноначалие Русской Церкви в полной мере осознавало, что проблема канонической автокефалии УПЦ в данный момент могла быть связана отнюдь не с насущной и объективной ее потребностью во благо Православия на Украине, а с честолюбивыми и корыстными амбициями митрополита Киевского, всецело совпадающими с церковной политикой нового руководства Украины, которое стремилось распространить свой универсальный политический принцип национализма и сепаратизма в том числе и на религиозную жизнь. И если в октябре 1990 года Московский Патриархат шел навстречу автономизации Украинской Церкви, так как представлялось, что она благотворно скажется на жизни УПЦ, то теперь поведение митрополита Филарета заставляло усомниться в благородных мотивах кампании по предоставлению автокефалии, а равно и в ее позитивном влиянии на уврачевание раскола. Уверенность ли в успехе своей затеи или безвыходность ситуации, в которую попал Филарет как политический игрок, сделав ставку на союз с Кравчуком, повлияли на деятельность Блаженнейшего, но он неуклонно шел по пути достижения поставленной цели бесконтрольной власти в получающей самостоятельность Поместной Украинской Церкви. О том, что митрополит Филарет уже практически не сомневался в успехе своих планов, свидетельствовала и его неявка митрополита Киевского на чрезвычайно важное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 18-19 февраля 1992 года в связи с очередной дипломатической «болезнью»

http://sedmitza.ru/lib/text/440073/

Определение об Украинской Православной Церкви 14 января 2009 г. 12:50 Архиерейский Собор под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в составе 91 иерарха (6 отсутствовали по болезни) рассмотрел и всесторонне обсудил Обращение Украинской Православной Церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении. Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заседании 20 июля 1990 года (журнал 112) ознакомился с Постановлением Синода Украинской Православной Церкви от 10 июля 1990 года о мерах, направленных на расширение ее самостоятельности, принятых в духе Определений Поместного Собора Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года, и имел соответствующее суждение. Принимая во внимание принципиальную значимость упомянутых постановлений Синода Украинской Православной Церкви для будущего церковной жизни на Украине, Священный Синод постановил: рассмотреть их на внеочередном Архиерейском Соборе 25-27 октября 1990 года.  Для подготовки Архиерейского Собора Священным Синодом тогда была же образована Комиссия под председательством Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия . Комиссии поручалось тщательно изучить предложения Синода Украинской Православной Церкви в их связи с широким кругом исторических, канонических, пастырских и межнациональных проблем, при решении которых надлежит иметь в виду каноническое претворение в жизнь Определений Поместного Собора Русской Православной Церкви от 7-8 июня 1990 года, касающихся Украинской Православной Церкви. 1 октября 1990 года (журнал 116) Священный Синод одобрил деятельность вышеозначенной Комиссии. Материалы и предложения по данному вопросу были направлены всем Преосвященным Русской Православной Церкви и вынесены на обсуждение и утверждение настоящего Архиерейского Собора. Тщательно изучив и всесторонне обсудив просьбу Синода и епископата Украинской Православной Церкви, Архиерейский Собор определяет:  Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/525408.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010