и хиротонисанных в довоенные и военные годы. На смену им пришли архиереи, родившиеся в ХХ в. и хиротонисанные в послевоенные годы. Одним из ближайших помощников А. в эти годы был митр. Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) (с 1990 г. Патриарх Алексий II ), ставший в дек. 1964 г. постоянным членом Свящ. Синода и управляющим делами Московской Патриархии. Межправославные связи РПЦ в Патриаршество Алексия I Празднование 500-летия автокефалии РПЦ. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Москва. Июль 1948 г. Празднование 500-летия автокефалии РПЦ. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Москва. Июль 1948 г. Осенью 1944 г. А. начал переговоры с Патриархом К-польским Вениамином по вопросу снятия с Болгарской Православной Церкви схизмы, наложенной Патриархом К-польским Анфимом VII в 1872 г. (см. Схизма Болгарской Церкви ). Прибытие в Москву в янв. 1945 г. на Поместный Собор представителя Патриарха К-польского митр. Фиатирского Германа позволило благополучно закончить переговоры. В февр. 1945 г. этот вопрос был окончательно разрешен приездом в Стамбул митр. Софийского Стефана. В июне 1945 г. Экзарх Болгарии митр. Стефан во главе делегации своей Церкви посетил Москву. В апр. 1945 г. А. направил еп. Кировоградского Сергия (Ларина) в Югославию для переговоров со священноначалием Сербской Православной Церкви о передаче РПЦ Мукачевско-Пряшевской епархии в связи с переходом после войны большей части территории епархии в Советский Союз. Ранее, 7 дек. 1944 г., этот вопрос подняла побывавшая в Москве делегация Мукачевско-Пряшевской епархии. 22 окт. 1945 г. на заседании Свящ. Синода, куда был приглашен еп. Мукачевский Владимир (Райич), была оформлена передача Сербской Православной Церковью Мукачевско-Пряшевской епархии в каноническое ведение РПЦ. В мае - июне 1945 г. А. совершил паломничество в Св. землю, к-рое было одновременно и ответным визитом на пребывание глав и представителей Вост. Патриархатов на Поместном Соборе в Москве в янв.-февр. 1945 г. Это было первым в истории РПЦ посещением ее Первосвятителем св.

http://pravenc.ru/text/64694.html

18 июля 1961 года в Троице-Сергиевой лавре состоялся Архиерейский Собор, главной темой которого был вопрос «о приходском управлении». При жестком давлении со стороны советской власти Собор принял антиконституционное, но выгодное для властей решение. Суть его заключалась в том, что «настоятель вместе с прочими клириками устранялись от участия в управлении приходом». После Собора началось вызванное властями массовое закрытие приходов и монастырей. Если в 1959 году РПЦ насчитывала 14000 приходов, то в 1961 году их стало около 8000. Если в 1958 году было 47 монастырей, то к середине 1960-х их осталось 16, а число монашествующих сократилось вдвое. После отставки Н.С. Хрущева в 1964 году к управлению страной пришло более трезвомыслящее руководство, которое прекратило массовое закрытие религиозных общин. Но противостояние в отношениях между Церковью и государством продолжалось до 1988 года. Церковь и государство после 1988 года Коренной перелом в отношениях между РПЦ и государством произошел в 1988 году в канун 1000-летия крещения Руси, когда состоялась встреча М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и постоянными членами Синода РПЦ. Если к моменту созыва Юбилейного Поместного Собора 1988 года Церковь имела 22 монастыря, то с 1988 года стал наблюдаться существенный рост числа регистрируемых религиозных организаций, в том числе и монастырей РПЦ. В 1989 году было открыто девять новых монастырей. 1 октября 1990 года Верховный Совет СССР принял закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», вслед за ним и Верховный Совет РСФСР принял аналогичный закон на своей территории и отменил действие ранее принятых законов 1918 и 1929 годов . Стало возрождаться монашество и одновременно увеличиваться количество монастырей. Ко времени открытия Архиерейского Юбилейного собора 2000 года число монастырей составило уже около 545. В 2000 году был принят новый Устав РПЦ, где монастырям посвящена 12-я глава. В ней говорится, что «монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры».

http://pravoslavie.ru/30995.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Зворский Поместный собор остается на месте Источник:  Коммерсант Вчера стало известно, что поместный собор Русской православной церкви подтвердил самоуправление Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) с правами широкой автономии, которое она получила в 1990 году. При этом поместный собор даже не рассматривал поступившее за несколько дней до начала собора обращение патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета, в котором он просил предоставить УПЦ МП статус автокефалии. В Московском патриархате заявили, что и не собирались рассматривать " рекомендации отлученного от церкви священника " . Предстоятель УПЦ МП митрополит Киевский Владимир (Сабодан) вчера сообщил, что поместный собор Русской православной церкви (РПЦ) подтвердил самоуправление УПЦ МП с правами широкой автономии. Этот статус был предоставлен УПЦ МП архиерейским собором РПЦ в 1990 году, а затем закреплен в уставе РПЦ, который был принят юбилейным архиерейским собором в 2000 году и одобрен поместным собором на минувшей неделе. В частности, УПЦ МП формирует свой Священный синод, самостоятельно собирает соборы, принимает решения об открытии новых епархий, смене их границ, а также назначает епископов. Кроме того, по словам митрополита Владимира, при Священном синоде УПЦ МП действует целый ряд отделов, которые отвечают за различные направления церковной деятельности. Напомним, поместный собор, на котором был избран новый патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), состоялся 27-28 января в Москве (см. Ъ от 28 января). Перед собором предстоятель УПЦ КП, патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (Денисенко) направил официальное обращение к делегатам поместного собора РПЦ с просьбой признать автокефалию УПЦ МП. В своем обращении Филарет, в частности, указал, что для автокефалии УПЦ МП существуют весомые основания, поскольку история Киевской митрополии насчитывает более тысячи лет, а украинская церковь имеет богатый богословский опыт. Предстоятель УПЦ КП также напомнил делегатам собора о том, что Русская православная церковь признала автокефальными православные церкви в Польше, Чехословакии и Америке, каждая из которых имеет намного меньшую паству, чем УПЦ МП.

http://religare.ru/2_62055.html

«Многие из дискуссионных вопросов того времени сохраняют для Церкви свою актуальность. В то же время очевидно, что решения Поместного Собора 1917-1918 гг. необходимо адаптировать к современности», -- пишет в предисловии к изданию митрополит Иларион. Он подчеркивает, что опыт Предсоборного присутствия был положен в основу работы Межсоборного присутствия РПЦ, учрежденного в 2009 г. На презентации выступили также: научный руководитель издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. Александр Мраморнов, заведующий кафедрой Истории Церкви Исторического факультета МГУ игумен Филипп (Симонов), член Научно-редакционного совета серии «Материалы по истории Церкви» Александр Кравецкий. Последний подчеркнул, что на начальном этапе работы над переизданием соборных материалов начала ХХ века (а она длится уже не первое десятилетие) российским издателям оказали большую поддержку зарубежные организации, среди которых – Международный благотворительный фонд «Помощь Церкви в нужде» («Kirche in Not»), итальянский фонд «Христианская Россия», и выразил им сердечную благодарность. Президент «Христианской России» Джованна Парравичини отметила, что, поддержав в 1990-е гг. издание документов Поместного Собора 1917-1918 гг., итальянцы хотели «сделать подарок Русской Церкви, которая тогда начинала восстанавливаться». Однако серия изданий имеет большое значение и для христиан на Западе. «Для нашей Церкви очень важно, что в этих документах отражена идея возрождения. Церковная дискуссия в России в начале ХХ века свидетельствует, что Церковь всегда молода, что она всегда ищет новые способы того, как направить людей к Богу», -- заключила Дж. Парравичини. Справка. В первом томе издания представлены журналы заседаний первых четырех отделов (секций) Предсоборного присутствия: I. О составе Поместного Собора, порядке рассмотрения и решения дел на Соборе и о преобразовании центрального церковного управления; II. О разделении России на церковные округа и организации их, а также о преобразовании местного церковного управления; III. Об организации церковного суда и пересмотре законов по делам брачным вообще и о смешанных браках; IV. О благоустроении прихода, о церковной школе, о порядке приобретения церковной собственности, об епархиальных съездах н участии священнослужителей в общественных и сословных учреждениях.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Прещение за это действие Правило устанавливает для пресвитеров и епископов " должно совершенно лишить его всякой степени священства, если только он будет обличен в этом беззаконии " . В нашем случае Синод РПЦ на основании конкретно именно этого Правила обличает не собственно священников или епископов, но весь феофаниевский собор УПЦ обличается в этом беззаконии, а именно (согласно букве Правила) в учинении раскола. Иными словами УПЦ уже находится в расколе с РПЦ. Именно на этом основании, мною сделан вывод, что молиться за них нужно не как за членов моей Церкви, а как за тех, кто (сознательно или нет) раздирает Её расколом. Пока идет время до Поместного Собора РПЦ и у них есть время: или пересмотреть свои решения, или утвердится в них. В последнем случае у Поместного Собора РПЦ не будет иных вариантов, как только официально закрепить за ними статус раскольников. 92. Ответ на 91, Алекс: не объявила, именно как окончательное решение. Да. И может быть, что не объявит никогда. 15 правило, при условии если нарушение публично (а оно публично), предписывает даже и до суда устраняться от молитвенного общения с таковыми. С каковыми? Давайте посмотрим правило и не будем прибавлять к нему наших домыслов. Правило оправдывает тех, кто " отделяется от общения со своим предстоятелем из-за какой-нибудь ереси, осужденной святыми Соборами или отцами (если тот всенародно проповедует ересь и открыто учит ей в церквах) " . " Выразить поддержку всем архиереям, священнослужителям, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, которые, осознавая необходимость соблюдения канонического строя, стремятся придерживаться порядка, определенного Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года, и канонической нормы поминовения за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси (см. Двукр. 15) " . И где здесь хоть слово о запрете молиться за кого-то? Сейчас многие " чада УПЦ " воюют против нас с оружием в руках и, как говорил Глеб Жеглов: " вина их не требует доказательств " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/09/ta...

Что такое… Информационная подборка к «Теме номера». Ил.: «Пятидесятница». Картина Елены Черкасовой; Рисунки Юлии Кузенковой//Фома. - – февраль 2009. – С.15,17,19. – (рубрика « Тема номера: Церковная иерархия »). Приводятся сведения о том, что такое… … Церковь …апостольское преемство …Таинства . – С.15; … чины церковные (Черное духовенство. Епископы. Представители белого духовенства: Священники. Диаконы). – С.17; …облачения …посох …митра …панагия …дикарий и трикарий. – С.19. Священник Георгий Рябых , и. о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, кандидат политических наук, член Комиссии по подготовке Поместного Собора. Парламентаризм и соборность. Фото предоставлено пресс-службой Московской Патриархии//Фома. - – февраль 2009. – С.20-21. – ( рубрика «Тема номера: Церковная иерархия »). В качестве врезки – « Цитата » (Из интервью Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Кирилла «Российской газете» 23 января 2009 года) – С.20. Патриархи Русской Православной Церкви (ХХ–ХХ I вв.). Подборка биографических справок//Фома. - – февраль 2009. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера. Церковная иерархия »). По срокам правления представлены: Патриарх Тихон (1918-1925). Фото из архива ПСТГУ. – С.22; Патриарх Сергий (1943-1944). Фото предоставлено Издательским советом РПЦ. – С.22; Патриарх Алексий I (1945-1970).           Фото предоставлено Издательским советом РПЦ. – С.22; Патриарх Пимен (1971-1990). Фото предоставлено Издательским советом РПЦ. – С.23; Патриарх Алексий II (1990-2008). Фото Виктора Корнюшина. – С.23; Патриарх Кирилл (2009-). – С.23. О роли Патриарха. О том, как личные качества того или иного из русских Патриархов последнего столетия отражались на жизни и судьбе Церкви, рассказывает известный специалист по истории Церкви, член комиссии по подготовке Поместного Собора профессор протоиерей Владислав Цыпин . Записал Алексей Соколов //Фома. - – февраль 2009. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера. Церковная иерархия »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-70-f...

Иерархия иерархов Административная церковная иерархия лаконична и стройна: первичная ячейка — это приходское собрание, районная — благочиние, областная — епархия, Архиерейский собор — своего рода пленум, Поместный собор — съезд. Примечательно, что после 1990 года, когда патриархом был избран Алексий II, Поместный собор не проводился. Устав РПЦ 1988 года определял необходимость его созыва не реже одного раза в пять лет, но в нынешней редакции устава, принятой в 2000 году, такой нормы нет. Данное обстоятельство в последние годы было одним из главных поводов для критики в адрес руководства Московской патриархии. Внутри РПЦ за это время сформировались «партии», которые активно требовали созыва собора, поскольку только этот формат предусматривает решение основных вопросов церковной жизни. Поместный собор в числе прочего может истолковывать учение церкви, определять характер ее отношений с государством и даже выражать «в необходимых случаях озабоченность проблемами современности». Кроме того, это наиболее демократичный формат управления Церковью, дающий право голоса не только архиереям, но и обычному духовенству, и мирянам. Любопытно, что за созыв высшего собрания выступали как православные «консерваторы», так и «либералы-реформаторы». При этом последние ставили в пример деяния Всероссийского поместного собора 1917-1918 годов, который принял историческое решение о восстановлении патриаршества в России. Между тем, по мнению некоторых высших церковных функционеров, участие в делах РПЦ широких кругов православной общественности — пережиток революционно-демократических традиций начала ХХ века. Они ссылаются на определения стародавних Вселенских и Поместных соборов, однозначно отдающих управление Церковью одним только архиереям. Так, 37-е правило святых апостолов гласит: «Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия». На I Вселенском соборе было установлено, что «Поместный собор есть собор епископов какой-либо области». Этот же епископский состав Поместного собора был подтвержден на IV и VI Вселенских соборах. Если священники, монашествующие или миряне и присутствовали на прежних соборах, то без права голоса и только в качестве свидетелей, консультантов и помощников архиереев. Их подписей под постановлениями церковных съездов не было.

http://pravmir.ru/sobornaya-demokratiya/

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь всегда верна Божественному Откровению Беседовал корреспондент «Столичных новостей» Валентин Ковальский 25.02.2009 323 Время на чтение 5 минут Предстоятель Украинс кой православной церкви (УПЦ), Блаженнейший митрополит Владимир — личность, известная во всем православном мире. Почти четверть века назад (в марте 1984?года) он стал патриаршим экзархом Западной Европы. В конце 1987-го — управляющим делами Московского Патриархата и постоянным членом Священного Синода Русской православной церкви (РПЦ). В 1990-м — одним из наиболее вероятных кандидатов на Патриарший Престол РПЦ (занял второе место, первое тогда получил ныне покойный владыка Алексий II). В преддверии недавнего Поместного Собора РПЦ украинские архиереи обратились к владыке Владимиру со словами: «Вы способны стать тем образцом слова, жизни, любви, духа, веры, чистоты, которого ищут сегодня верующие нашей Церкви». В ответ Блаженнейший поблагодарил за доверие и... снял свою кандидатуру. — Ваше Блаженство, можете объяснить, чем же был вызван такой отказ? — Ко мне обращались и епископы, и священники, и простые верующие. Приходили целыми группами, просили, чтобы я баллотировался (в патриархи). Но я отказался даже от местоблюстительства Патриаршего Престола (т. е. от исполнения обязанностей предстоятеля РПЦ до выборов Патриарха). Об этом было сказано и на предсоборном собрании делегатов собора в Киеве, и на Поместном Соборе РПЦ (в котором приняли участие 192 человека из Украины). Считаю, что Патриарх нужен, прежде всего, в Москве . Время такое: надо не только проводить богослужения, но и вести дела со всем миром, со всеми странами. Поэтому я полушутя сказал: лучше перед Богом явиться 121-м митрополитом Киевским, чем 16-м Патриархом всея Руси. — Мы, конечно же, понимаем, что ваше призвание — проповедовать Евангелие, а не выступать в роли комментатора текущих событий. Как подметил известный богослов, отец Андрей Кураев, «православный епископ — образ Вечности, а не «зеркало недели». Однако сегодня речь идет о проблеме, которую замалчивать не стоит. На повестке дня снова и снова встает главный (гамлетовский) вопрос: быть или не быть нашей автокефалии после избрания нового Патриарха?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

С 1 сентября 1950 года по 4 августа 2003 года — настоятель Успенской церкви Патриаршего прихода в Лондоне, с 7 января 1954 года — игумен, с 9 мая 1956 года — архимандрит. 30 ноября 1957 года хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата с местопребыванием в Лондоне. Архиерейскую хиротонию возглавил митрополит Николай (Ерёмин) в храме Трёхсвятительского подворья в Париже. В 1961 году в составе делегации РПЦ участвовал в работе съезда Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Нью-Дели. В 1962 году возведён в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учреждённой 10 октября 1962 года Сурожской епархии РПЦ в Великобритании. Его проповеди привлекли в лоно православной Церкви сотни англичан. С 1968 по 1975 года — член Центрального комитета ВСЦ. 3 декабря 1965 г. возведён в сан митрополита и назначен Патриаршим экзархом Западной Европы. 5 апреля 1974 года заменён на посту экзарха митрополитом Никодимом (Ротовым). На Поместном Соборе РПЦ в июне 1990 года был предварительно выдвинут в качестве дополнительного кандидата на Патриарший престол; кандидатура была отведена председательствовавшим в первый день Собора митрополитом Филаретом (Денисенко) ввиду того, что у предложенного кандидата не было советского гражданства (что было требованием Устава к кандидату в Патриархи). Был председателем счётной комиссии на Соборе, избравшем митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера). 1 февраля 2003 года подал прошение об уходе на покой по состоянию здоровья, а 30 июля 2003 года постановлением Священного Синода РПЦ освобождён от управления Сурожской епархией и уволен на покой. Скончался 4 августа 2003 года в Лондоне. Автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности, почётный доктор наук Абердинского университета (1973), Кембриджского университета (1996), Московской Духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999). „Um uns herum, in unserer Kirche und überall lebt eine Unmenge von Menschen, deren geistige Augen erloschen sind oder die nie zu sehen vermochten. Lasst uns sie mit Liebe und Mitleid bei uns aufnehmen und gemeinsam für sie beten! Doch das reicht noch nicht aus: Wir müssen es lernen, unseren Glauben so zu leben, dass dieser sie begeistert. Wir müssen sie an dem teilhaben lassen, was wir haben. Dazu bedarf es nur eines: Liebe.“ – aus einer Predigt zur Heilung des Blindgeborenen von Metropolit Antonij von Sourozh

http://bogoslov.ru/person/193953

889. Поместный Собор РПЦ. 1990, июнь. Послание.//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 48–53. 890. Священный Синод РПЦ. Заявление в связи со складывающейся ситуацией в отношениях с Католической Церковью //ХЧ. 1991. 1. С. 5–9. 891. Священный Синод РПЦ. 1990, апр. Заявление...//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 40–48. 892. Цыпин В. , прот. Львовский собор 1946 г. и его последствия//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 261–267. Межправославные и межцерковные отношения См. также: Вселенское Православие и Поместные Православные Церкви 573–649). 893. Его Блаженство патриарх Московский и всея Руси кир Алексий в Патриархии [Константинопольской]//ВРЗЕПЭ. 1960. 36. С. 35–40. 894. Религиозная конференция мира: [ТСЛ, 8–12 мая 1952 г.]//ВРЗЕПЭ. 1952. 12. С. 24. Празднование Тысячелетия Крещения Руси (1988 г.) 895. Владимир (Сабодан), митр. Киевский и Галицкий. [Обращение экзарха по поводу празднования 1000-летия Крещения Руси]/Владимир, митр. Ростовский и Новочеркасский//ВРЗЕПЭ. 1988. 116. С. 81. 896. Денисенко М. А. Тысячелетие Крещения Руси: [Вступ. слово на Междунар. церк.-ист. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 г.]/Филарет (Денисенко), митр. Киевский и Галицкий//БТ. 1987. Сб. 28. С. 8–16. 897. Депманн Х. Д. Духовные импульсы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 г.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 329–335. 898. Коммюнике [Междунар. церк.-ист. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 г.]//БТ. 1987. Сб. 28. С. 26–32. 899. Пимен (Извеков), патр. Московский и всея Руси. Приветственное послание [Междунар. церк.-ист. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 г.]//БТ. 1987. Сб. 28. С 7. 900. Питирим (Нечаев) , митр. Волоколамский и Юрьевский. Приветственное слово [Междунар. церк.-ист. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 г.]/Архиеп. Питирим//БТ. 1987. Сб. 28. С. 17–20. 901. Священный Синод Русской Православной Церкви. Постановление от 23 декабря 1980 г.: О предстоящей 1000летней годовщине в 1988 г. Крещения Руси//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 209–211.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010