21-24 августа 2017 года Россию посетит кардинал Пьетро Паролин, государственный секретарь (глава правительства) Ватикана, второе лицо в иерархии Римско-Католической Церкви после Папы Римского. Согласно заявлению службы Святого Престола, целью визита являются встречи с руководством РФ и высшим духовенством Русской Православной Церкви. Это первый визит Пьетро Паролина в Россию. До него государственные секретари Ватикана приезжали в нашу страну дважды. Агостино Казароли (1979-1990) Первый визит главы ватиканского правительства в Россию за всю историю отношений между государствами состоялся 10-13 июня 1988 года. Тогда делегацию на мероприятиях, приуроченных к празднованию 1000-летия крещения Руси, возглавил кардинал Агостино Казароли. На торжественной церемонии в Большом театре он зачитал поздравление папы Иоанна Павла II, затем присутствовал на богослужении в Троице-Сергиевой лавре и на открытии Поместного юбилейного Собора РПЦ. Кроме того, госсекретарь Ватикана был принят лидером СССР, генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым в Кремле. Это была первая встреча советского руководителя со столь высоким представителем католической церкви. Подчеркнув важность этого обстоятельства, Казароли сказал, что оно «вызывает надежды на то, что новый дух оживит весь комплекс отношений советского государства с религией в целом», и добавил по-русски, что для него «эта встреча - честь». Одной из тем переговоров стали вопросы обеспечения свободы вероисповедания в Советском Союзе. Кардинал передал Горбачеву послание папы, в котором говорилось «о вере в новый политический курс советского руководства». В документе указывались конкретные проблемы, существовавшие между двумя сторонами, в частности Ватикан хотел получить возможность открыть дополнительные католические учебные заведения. Другая проблема касалась Украинской грекокатолической церкви под юрисдикцией Ватикана, запрещенной на территории Западной Украины в 1946 году. 10 июня кардинал встретился с украинскими грекокатолическими епископами для обсуждения перспектив легализации этой церкви в СССР (запрет был снят в 1990 году).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Непосредственным поводом для этой статьи явилась публикация в издании «Православие в Украине» главного редактора «Церковной православной газеты» ( http://cpg-ru.in.ua/ ), официального печатного издания Украинской Православной Церкви (УПЦ) архимандрита Лонгина (Чернухи), являющейся, в свою очередь, ответом на мнение протодиакона Андрея Кураева о церковной журналистике http://diak-kuraev.livejournal.com/489688.html . Ключевым абзацем статьи отца Кураева, определившим решимость архим. Лонгина высказаться по теме, явился, по-видимому, этот: « Признак истинно церковного журналиста: не замечать даже самых очевидных, кричащих проблем. Реагировать - так последними. «Мудро и взвешенно». И это при бесконечных заверениях в том, что мы находимся на фронте объявленной нам информационной войны. Но коли так, то на войне надо вести себя как на войне и, значит, соизволить заметить: танки Гудериана уже под Минском (или в данном случае - Киевом), а наша «Правда» все еще говорит о мирном советском небе и нерушимых границах» . Понятно, что протодиакон Кураев иронично характеризует образ «истинно церковного журналиста». Итак, самый публикуемый и известный дьякон в России, отличающийся нередко своими нестандартными и спорными высказываниями, в этом случае просто констатирует, что в Украине в силу подозрительно странного молчания в отношении целой вереницы событий принято вообще не высказываться о самой УПЦ, ее рядовых священниках и, тем более, архиереях. В основе главной надвигающейся беды на территории православной Украины лежит явно обозначенный крен в сторону раскола. А именно отделение УПЦ от юрисдикции Русской Православной Церкви (РПЦ). Наметившаяся тенденция к одностороннему достижению автокефалии в свете происходящих событий вызывают тревогу среди огромного числа верующих, монахов, священников УПЦ. Напомню, что в постановлении Поместного Собора РПЦ 6-12 июня 1990 года, было подчеркнуто, что «наша многонациональная Церковь благословляет национально-культурное возрождение входящих в нее народов, но отвергает шовинизм, сепаратизм и национальную рознь» . При предоставлении УПЦ независимости и самостоятельности в ее управлении отмечено: « Образование независимой УПЦ открывает возможность избежать раскола и изоляции от Вселенского Православия, осуществлять дальнейшее совершенствование своей самостоятельности, не погрешая при этом против священных канонов и сохраняя любовь и мир между чадами церковными» http://www.bogoslov.ru/text/269165.html#_ftn2

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/19/...

21 апр. 1988 г. на богословском фак-те ун-та им. М. Лютера в Галле защитил докт. дис. «Из истории храма равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре». В дек. 1988 г. М. был назначен на должность инспектора МДА и утвержден в звании доцента. В сент. 1989 г. назначен ректором в новооткрытую Тобольскую ДС. В Тобольске был избран в депутаты городского совета. Принимал участие в работе Поместного Собора 1990 г., избравшего на Первосвятительский престол патриарха Московского и всея Руси Алексия II . В июле 1990 г. назначен ректором новооткрытой Ставропольской ДС. Через год М. вернулся в Троице-Сергиеву лавру. В сент. 1992 г. восстановлен в штате МДАиС на кафедре истории Русской Церкви. В 1994 г., в день Покрова Пресв. Богородицы, утвержден в должности первого проректора МДАиС. 14 марта 1996 г. М. защитил в МДА магист. дис. «Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси», за к-рую в 1997 г. был удостоен Макариевской премии. В 2004 г. утвержден в звании профессора. С июня 2001 по март 2010 г. был заведующим регентской школой при МДА. В 2014 г. ему присвоено ученое звание д-ра церковной истории. М. готовил материалы для канонизации митр. Московского свт. Макария к 1000-летию Крещения Руси в 1988 г. Он постоянный участник ежегодных Макариевских чтений в Можайске, занимался подготовкой изд. «История Русской Церкви» митр. Макария (Булгакова) (1994-1996). В качестве докладчика принимал участие в различных международных, всероссийских и региональных конференциях. Награжден орденами РПЦ во имя прп. Сергия Радонежского 2-й и 3-й степени, блгв. кн. Даниила Московского 2-й и 3-й степени, свт. Макария 3-й степени и другими наградами. С 1989 г. М.- член Синодальной литургической комиссии, с начала издания «Православной энциклопедии» - член ее Научно-редакционного совета, экспертного совета по Макарьевским премиям. Библиография насчитывает более 750 публикаций. Соч. (избр.): Свт. Макарий, митр. Московский и всея Руси (1482-1563). М., 1996; Свт. Макарий, митр. Московский: Служба, акафист и Житие/Сост.: архим. Макарий (Веретенников). М., 2000; Жизнь и труды свт. Макария, митр. Московского и всея Руси. М., 2002; Св. Русь: Агиография. История. Иерархия. М., 2005; Из истории рус. иерархии XVI в. М., 2006; О Церкви земной и Церкви Небесной. М., 2006; Иконография митр. Макария. Можайск, 2007; Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007; К 90-летию со дня рождения архим. Кирилла (Павлова). М., 2010; Московские митрополиты XVI в. Серг. П., 2010; Свт. Макарий, митр. Московский: Очерки о жизни и деятельности. СПб., 2010; Честнии друзи Божии. М., 2011; Заметки православного историка. Вельск, 2012; Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). М., 2013; Св. митр. Иона. М., 2013; Св. митр. Киприан. М., 2013; Св. митр. Фотий. М., 2014; Св. митр. Макарий. М., 2015; Митрополиты Древней Руси. М., 2016. 2 т. (в печати).

http://pravenc.ru/text/2561380.html

108 По Уставу на литургии Великой Субботы песнопение «Ангел вопияше…» не поется. Здесь имеется в виду «Воскресни, Боже», которое полагается вместо «Аллилуия» после чтения Апостола. По лаврской традиции, это песнопение исполняет трио на музыку протоиерея П. Турчанинова. Для своего песнопения Турчанинов взял иные стихи, отличающиеся от тех, которые указаны в Уставе; в эти стихи композитор включил и «Ангел вопияше…». 110 Афанасий (Сахаров ; 1887–1962; память 15/28 октября и в Соборе новомучеников Российских), епископ Ковровский, святитель, исповедник. С 1899 начал прислуживать в алтаре. Окончил Владимирскую ДС, МДА (1912) и тогда же был пострижен в монашество, посвящен в иеродиакона и иеромонаха. Преподавал в Полтавской и Владимирской ДС. Член Поместного собора РПЦ 1917–1918. С 1920 архимандрит. С 1921 архиепископ Ковровский. Аресты, заключения, ссылки: 1922 (3 раза), 1922–1925, 1925, 1925–1926, 1927–1929, 1929–1930, 1930–1932, 1933–1935, 1936–1942, 1943–1944, 1944–1946, 1946–1954. Из автобиографии: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца». Афанасий (Сахаров) , епископ. Даты и этапы моей жизни//О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 3–6. Святитель Афанасий является автором замечательной Службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Он был в числе так называемых «непоминающих» клириков, но после избрания Патриарха Алексия I просил принять его в общение. Причислен к лику святых в 2000. 112 В 1985 году (1982–1990) ректором МДА был архиепископ Александр (Тимофеев; 1941–2003). Окончил МДС. После службы в армии окончил МДА (кандидат богословия). В 1971 принял монашеский постриг, рукоположен в иеродиакона, в иеромонаха, назначен преподавателем МДС и помощником инспектора МДАиС. С 1972 игумен и инспектор МДАиС. С 1973 преподаватель МДА. С 1973 архимандрит. В 1982–1990 ректор МДАиС. Архиерейская хиротония в 1982. С 1986 архиепископ. В 1992–1994 за штатом. С 1994 архиепископ Майкопский и Армавирский. В 1995–2003 архиепископ Саратовский и Вольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Иосифом во главе, но этот план не был исполнен (Там же. Оп. 7. Д. 158. Л. 11). В нояб.-дек. 1981 г. архиеп. Иосиф совершил последнюю поездку по епархии, посетив Рогатинское, Тлумачское и Снятынское благочиния. Решением Свящ. Синода 12 окт. 1982 г. на Ивано-Франковскую кафедру был назначен архиеп. Макарий (Свистун) , возглавлявший епархию с небольшим перерывом до марта 1990 г. При архиеп. Макарии на Ивано-Франковщине началась подготовка к празднованию Тысячелетия Крещения Руси . ЕУ выделило значительные средства на ремонт приходских храмов и кафедрального Воскресенского собора в Ивано-Франковске. Праздничные мероприятия в И.-Ф. е. начались в июле 1988 г. и продолжались до конца года. Архиеп. Макарий по возвращении из Москвы, где он 6-9 июня принимал участие в работе Поместного Собора РПЦ, совершил поездку по всем благочиниям епархии. В 70-80-х гг. XX в. для И.-Ф. е. были характерны сокращение количества приходов и одновременно рост числа священнослужителей. В 1970 г. в И.-Ф. е. было зарегистрировано 374 прихода и 208 священнослужителей, в 1980 г.- 357 приходов и 210 священнослужителей, в 1986 г.- 333 прихода и 455 священнослужителей (Там же. Оп. 6. Д. 307. Л. 79-80, 84; Д. 1963. Л. 84, 87-88; Д. 3135. Л. 120, 130-131). Насильственное закрытие приходов на территории УССР в 70-80-х гг. ХХ в., более интенсивное в сравнении с др. союзными республиками, шло по инициативе ЦК Компартии Украины. Спецификой Зап. Украины было вынужденное пребывание мн. клириков за штатом. Источником материального обеспечения таких священнослужителей было почти исключительно совершение треб, они не скрывали униат. настроений и в большинстве своем в кон. 80-х гг. ХХ в. перешли в униатство. 1989-2009 гг. 20 авг. 1989 г. в Ивано-Франковске начался многодневный крестный ход в Гошевский мон-рь на Ясной горе (близ с. Гошев Долинского р-на), в к-ром силами И.-Ф. е. осуществлялись реставрационные работы. Гошевский мон-рь, известный с кон. XVI в. и принадлежавший с XVIII в. униатам, был закрыт после Великой Отечественной войны, в 1988 г. возродился как правосл. Спасо-Преображенский муж. мон-рь, его наместником стал игум. Серафим (Демьянов). Для участия в крестном ходе на площади перед Воскресенским собором Ивано-Франковска собралось ок. 15 тыс. верующих. Архиеп. Макарий освятил Гошевскую икону Божией Матери (копию утраченного в годы войны чудотворного образа).

http://pravenc.ru/text/200517.html

Новоизбранный Патриарх понимал: «Никто не рождается готовым епископом, и нет такого, кто родился готовым Патриархом. Я такой же, как все, я также сформировался в советское время. Но сейчас главное - не почивать на лаврах, не чувствовать себя князем Церкви, а неустанно трудиться» (Беседы с Патриархом Алексием II). В том, что собирался осуществить новый Предстоятель Русской Церкви, было и немало риска: за советский период был практически утрачен опыт монашеской жизни (в 1988 действовал всего 21 мон-рь), была утрачена система духовного образования мирян, никто не знал, как проповедовать в армии, как вести работу в местах заключения. Однако необходимость такого служения становилась все очевиднее. Незадолго до Поместного Собора к А., тогда митр. Ленинградскому, обратилась администрация одной из колоний с письмом, где сообщала, что в колонии решили построить церковь, что проект готов и даже собрана большая часть средств, и просили освятить место закладки храма. А. вспоминал, что поехал туда, опасаясь, что не сможет найти общий язык с заключенными. Встреча состоялась и укрепила А. в сознании необходимости вести планомерную работу в местах лишения свободы. Он пообещал приехать освятить храм, когда тот будет построен; через полтора года, уже будучи Патриархом, А. выполнил свое обещание, на литургии после освящения он причастил 72 чел. Через неск. дней после интронизации, 14 июня, А. отправился в Ленинград, для того чтобы совершить прославление св. прав. Иоанна Кронштадтского. Торжество прославления совершилось в Иоанновском мон-ре, где погребен угодник Божий. Вернувшись в Москву, 27 июня Патриарх встретился с московским духовенством в Свято-Даниловом мон-ре. На этой встрече он говорил о том, что новый Устав об управлении РПЦ позволяет возрождать соборность на всех уровнях церковной жизни и что начинать надо с прихода. Первое выступление Предстоятеля перед московским духовенством содержало емкую и конкретную программу преобразований в церковной жизни, направленных на то, чтобы нормализовать ее в условиях существенного расширения свободы Церкви. 16-20 июля 1990 г. под председательством А. состоялось заседание Свящ. Синода. В отличие от прежних заседаний, на к-рых по преимуществу рассматривались вопросы, связанные с внешней церковной деятельностью, на этот раз в центре внимания стояли темы внутренней жизни Церкви. При А. Свящ. Синод стал заседать значительно чаще, чем раньше: раз в месяц или в 2 месяца. Этим обеспечивалось соблюдение канонической соборности в церковном управлении.

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

митрополит Иларион (Алфеев) (24.07.1966) Догматическое богословие История религий История Церкви Литургика Основы православия Патрология Педагогика Проповеди Священное Писание Нового Завета Статьи Церковное искусство Аудиокниги митрополит Иларион (Алфеев) Биография Молодые годы Митрополит Волоколамский Иларион (мирское имя: Григорий Валерьевич Алфеев) родился в Москве, 24 июля 1966 года. В период с 1973 по 1984 года проходил обучение в Московской музыкальной школе имени Гнесиных. В возрасте 15 лет исполнял обязанности чтеца в Московской церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. С 1983 года служил иподиаконом под началом владыки Питирима (Нечаева), митрополита Волоколамского и Юрьевского; трудился при Издательском отделе Московского Патриархата в статусе внештатного сотрудника. Закончив школу в 1984 году, поступил в Московскую государственную консерваторию, на композиторский факультет. В период с 1984 по 1986 год проходил срочную службу в рядах ВС СССР. В начале 1987 года, оставив (по собственному желанию) учёбу в консерватории, поступил в Виленскую Свято-Духову обитель. 19 июня 1987 года принял монашеский постриг с наречением имени Иларион. Священническое служение 21 июня 1987 года возведён в сан иеродиакона, а два месяца спустя, 19 августа, — в сан иеромонаха. В период с 1988 по 1989 год служил настоятелем нескольких храмов Виленской епархии (в городе Тельшяй, селах Колайняй и Титувенай). В 1989 году заочно закончил курс обучения в Московской Духовной семинарии. В 1990 году принимал участие в деятельности Поместного Собора РПЦ, представляя Виленскую и Литовскую епархию. В 1991 году окончил Московскую Духовную академию, трудился преподавателем в МДАиС (читал лекции по дисциплинам: Священное Писание Нового Завета, Гомилетика, Греческий язык, Православное Догматическое Богословие). С 1992 по 1993 год преподавал в Православном Свято-Тихоновском богословским институте и Российском православном университете св. апостола Иоанна Богослова Новый Завет и Патрологию соответственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Первый канал выпустил два документальных фильма памяти Патриарха Алексия 05.06.2009 13:14 Версия для печати Москва, 5 июня. Полгода со дня кончины Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ОАО «Первый канал» и ЗАО «Первая видеокомпания» отметили выпуском на DVD двух документальных фильмов памяти покойного предстоятеля, сообщает " Патриархия.Ру " . Фильм «Другого пути я не ведал…» — это взгляд со стороны на жизнь Патриарха Алексия II, посвятившего свое служение возрождению великих традиций, это рассказы близких ему людей и кадры одного из последних больших интервью предстоятеля РПЦ. Кроме того, в фильм вошли уникальные кадры Поместного собора Русской Православной Церкви 1990 года, на котором митрополит Ленинградский Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси. В фильме снимались Елена Камзол —  двоюродная сестра Патриарха Алексия II, игумения Варвара — настоятельница Пюхтицкого монастыря, епископ Тихвинский Константин (ныне архиепископ Курганский и Шадринский), один из старейших насельников Псково-Печерского монастыря архимандрит Нафанаил, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, В.В. Путин. Режиссеры и авторы сценария фильма — Глеб Пунинский и Виктор Грачев, операторы — Александр Ковалев и Сергей Гаврилов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

культов при СНК СССР восстановить в правах Всероссийскую старообрядческую церковь, не имеющую духовной иерархии, утвердить ее устав и руководство. Надежды на объединение поморцев в СССР во главе с ВСС не оправдались. Власти воспрепятствовали объединению беспоповцев, запретили председателю ВСС И. Романову посещать старообрядческие общины за пределами Литвы, вскоре руководство ВСС и свыше 10 наставников были арестованы и отправлены в лагеря и ссылку. По закону от 19 июня 1948 г. имущество старообрядческих орг-ций было национализировано, здания храмов переданы общинам в долгосрочную аренду. В кон. 40-х гг. в ведении ВСС в Литовской ССР состояли 74 общины с 66,72 тыс. верующих (по др. сведениям, до 88 тыс. чел.), к 1953 г. осталось 58 общин, окормлявшихся 51 наставником. 14 окт. 1966 г. в Вильнюсе прошел собор, посвященный 300-летию старообрядчества, в к-ром участвовали поморские общины из Латвии, Эстонии, Белоруссии, с Украины и из России. Решения о незыблемости устоев «древлеправославия» были приняты на поморском соборе 14 июля 1974 г. в Вильнюсе, на к-ром присутствовали 116 наставников и ок. 400 представителей поморских общин СССР. В одном из постановлений этого собора выражалась признательность Русской Церкви за снятие на Поместном Соборе в 1971 г. клятв на старые обряды. В 70-х гг. остро встала проблема подготовки наставников для поморских общин. Несмотря на попытки ВСС получить разрешение властей на открытие духовной школы, этот вопрос тогда не был решен. 31 июля 1988 г. в Вильнюсе прошел собор поморцев, посвященный 1000-летию Крещения Руси, в нем участвовали 40 наставников и большое число делегатов из разных регионов СССР, на соборе было избрано руководство ВСС. В 1968-1993 гг. председателем ВСС был И. И. Егоров , неизменно выступавший за поддержание братских отношений с РПЦ. После провозглашения 11 марта 1990 г. независимости Литвы начался новый период в истории ДПЦ в этом регионе. По закону, принятому в нояб. 1989 г., ДПЦ получила статус юридического лица. Конституция Литовской Республики (1992), законы о религ.

http://pravenc.ru/text/180417.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) МЕЛЕКЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола «НЕПОМИНАЮЩИЕ» движение внутри РПЦ, оппозиционное заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) НИКИТА (Прибытков Николай Григорьевич; 1859 (по др. данным, 1857) - 1857), еп. Белёвский, сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Алтайских святых, в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_22.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010