Подготовка после кончины Патриарха Алексия I Поместного Собора РПЦ 1971 г. вызвала новые обращения в адрес высшей церковной власти. На Поместный Собор поступило обращение, подписанное свящ. Николаем Гайдановым и мирянами Регельсоном, Капитанчуком и Карелиным. В подготовке обращения также участвовал и свящ. Г. Якунин, к-рый, находясь под запрещением, в соответствии с нормами канонического права не мог обращаться ни с какими заявлениями, кроме относящихся к его делу. Обращение касалось вопросов богословской деятельности Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) , обвинявшегося в апологии экуменизма и социального христианства. Однако в диссидентской литературе это обращение восприняли в основном как выступление лично против митр. Никодима, к-рый в публичных выступлениях за рубежом был вынужден отрицать гонения на верующих в СССР. Авторами 2-го обращения к Поместному Собору стали свящ. Георгий Петухов, иеродиак. Варсонофий (Хайбулин) и мирянин П. Фомин, предложившие ряд практических мер по «установлению здоровых и искренних отношений между Церковью и Государством», наподобие тех, что сложились в социалистических странах Вост. Европы. Авторы обращения предлагали Собору ходатайствовать перед высшими органами СССР о предоставлении РПЦ и ее учреждениям прав юридического лица, о регламентации полномочий сотрудников Совета по делам религий, о разрешении факультативного преподавания детям Закона Божия, об открытии ранее закрытых мон-рей и духовных учебных заведений, об учреждении типографий при Патриархии и некоторых епархиальных управлениях. Особое значение имело выступление на Крестопоклонной неделе 1972 г. писателя А. И. Солженицына с открытым письмом к Патриарху Пимену («Великопостное письмо»), в котором он напоминал о Якунине и Эшлимане, «двенадцати вятичах» (Борисе Талантове и его единомышленниках) и архиеп. Ермогене, констатируя, что за истекшее с их выступлений время бедственное положение Церкви в СССР не улучшилось - большинство храмов закрыто, церковное управление находится под контролем Совета по делам религий, священники бесправны в своих приходах. По мнению Солженицына, выход из такого состояния Церкви был лишь в ее жертвенности.

http://pravenc.ru/text/178554.html

Вадим К. Ивану С. 17 апреля 2019, 11:41 Прошу прощения, но становится все труднее продолжать беседу, ведь Вы не слышите, что Вам говорит собеседник. Я Вам, например, говорю, что свт. Василий называет еретиками тех, кто совершенно отчуждился от веры, а других называет кого раскольниками, кого самочинно собирающимися и даже подлинный текст привел, а Вы мне говорите, что это мной придуманное мнение и что это противоречит утверждению Вселенского собора, а потому я плохой человек. Опять же, когда свт. Василий приводит мнение св. Киприана о том, что крестить надо всех потому, что и раскольник лишен благодати и поэтому всего лишь мирянин, если и был когда священником, и этому мнению выражает симпатию, но говорит, что у нас другой обычай Иван С. Вадиму 16 апреля 2019, 17:41 " Иначе: она имеет свободу крещение одних из них не признавать, других - признавать и возвращать сразу им все их права " Вадим, Вселенский Собор запечатлел согласием крестить всех и любых еретиков в Поместной Карфагенской Церкви, и вопрос о действительности " таинств " еретиков снимается Вселенским Собором. Церковь не противоречит Сама Себе, Своему учению и Символу веры. К сожалению, вы это отвергаете. Но с этим вы отвергаетесь и Церкви. Разные чиноприемы - икономия. " до конца жизни держать в поражении и ожидании милости, как Вы говорите " Извините, не смог понять... Иван С. Вадиму 16 апреля 2019, 16:52 В-третьих, и это самое ужасное, - вы опять пытаетесь убедить, что Церковь не Свята. Повторю, 6-й Всел. Собор во 2-м пр. запечатлел согласием крещение всех и любых еретиков в одной из Поместных Церквей, а именно, в Поместной Карфагенской Церкви. Не мог 6-й Всел. Собор водимый Святым Духом запечатлеть согласием осмеивание и повторное распятие Христа, чем является повторное крещение истинно крещенных. Наша Православная Церковь не кощунствует когда соборно постановила крестить латинян: на Московском соборе 1620 г., на Константинопольском Соборе в 1756 г., на Соборе РПЦЗ (теперь самоуправляемой части РПЦ) в 1971 г. и т.д. Если вы считаете, Вадим, что Церковь крестит крещеных, то вы кощунствуете.

http://pravoslavie.ru/120312.html

Инал 27 марта 2013, 12:34 Ясно, что и Степана Разина, и Емельяна Пугачева анафематствовали по политическим мотивам. Давайте будем последовательны и политическую преступницу и нединастическую правительцу Катьку 2, убившую законного царя и отстранившую от власти наследника, тоже анафематствуем. Хотя, строго говоря, провозглашать анафему должно только еретикам. Андрей 26 марта 2013, 04:47 В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного Собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не Таким образом, Поместный Собор засвидетельствовал старые русские обряды как спасительные, порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменены, «яко не бывшие». Василий (2) 25 марта 2013, 23:04 Владимир, полностью с вами согласен. читатель Владимиру 25 марта 2013, 20:44 Пункт 11 -- это политика. И я думаю, что те, кто этот пункт придумал, будут отвечать за своё беззаконие на Суде Божием. Анафематствуют еретиков, анафематствуют тех, кто отвергает догматы веры. Нет вообще никакого догмата про монархию, и нет такого особого таинства как " венчание на царство " . Истинный Помазанник и Царь -- Христос. Пункт 11 -- это беззаконие. Владимир 25 марта 2013, 07:29 Пункт 11 оказался в этом списке по политическим мотивам??? Смущается душа от противоречия , что на царей " дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них изливаются " и тем, как некоторые эти цари царствовали. Царь Петр был инициатором анафемы предателя Мазепы. Предательство конечно мерзко, а чего заслуживает сам Петр хотя бы за упразднение Патриаршества? А насколько кощуннее его " всепьянейшие соборы " чем корчи наших бешеных бабенок в прошлом году?

http://pravoslavie.ru/60279.html

1957. ГУНДЯЕВА Н. Начало дела-молитва. – 1992, 4, 61. 1958. Е.К. Поездка Святейшего Патриарха Алексия в Санкт-Петербург. – 1992, 7, V. 1959. АНТОНОВ В. Помощь страждущим. – 1992, 9, 61. 1960. СЕМАШКО Е. “Православная Русь” (выставка в Санкт-Петербурге). – 1995, 11, 21. 1961. БЕСЕДА с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. – 1996, 3, 28. 1962. “ПРАВОСЛАВНАЯ Русь”. Вторая Всероссийская выставка-ярмарка. – 1996, 11, 45. 1963. ГЕННАДЬЕВА О. Освящение храма на станции Любань. – 1999, 11, 31. 1964. ИЗ ЖИЗНИ епархии: 1984, 1, 34. 1985, 1, 27. 1986, 1, 25; 12, 30; 12, 34. 1987, 7, 33. 1988, 2, 24; 2, 28. 1989, 7, 26; 9, 29; 10, 29; 12, 29. 50. Саранская и Мордовская 1965. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священног Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: О назначении епископа на Саранскую кафедру (епархия образована определением Поместного Собора РПЦ в 1990 году). – 1991, 5, 9. 1966. ВЕСЕЛКИНА Т. “Просвещая сущия во тьме”. (Очерк епархиальной жизни ). – 1992, 7, 37. 1967. ЖИЛКИНА М. Пастырский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Саранскую епархию. –2000, 9, 84. 51. Саратовская и Вольская (до 1991 г. – Саратовская и Волгоградская) 1968. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: Об именовании Преосвященных Саратовской епархии “Саратовский и Вольский”. – 1991, 5, 10. 1969. ЯКОВЛЕВ А. Храм за колючей проволокой. – 1992, 11–12, 46. 1970. ИЗ ЖИЗНИ епархии: 1984, 3, 30;8, 29;12, 37. 1985, 6, 22;7, 29. 1986, 5, 21;9, 24. 1988, 2, 28;8, 40. 1989, 4, 23. 1990, 6, 33;8, 39. 1991, 5, 37. 52. Смоленская и Калининградская (до 1989 г. – Смоленская и Вяземская) 1971. ФЕОДОСИЙ, архиеп. Освящение храма в честь Собора Смоленских святых. – 1984, 10, 5. 1972. ПИМЕН, архиеп. Из истории Смоленской епархии. – 1984, 10, 6. 1973. ИННОКЕНТИЙ, иером. Праздник в Смоленской епархии. – 1987, 12, 31. 1974. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 10–11 апреля 1989 года: Об именовании Преосвященных Смоленской епархии “Смоленский и Калининградский”. – 1989, 7, 11. 1975. ПРАЗДНИК Славянской письменности. – 1991, 9, 50.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

50 . Протоколы АРК (19221923)=Протоколы 1–19 заседаний Комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК ВКП (б) с 27 сентября 1922 г. по 10 апреля 1923 г. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 443а. 51 . Протоколы АРК (19261927)=Протоколы 6975, 7793 заседаний Комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК ВКП (б) с февраля 1926 г по 12 ноября 1927 г. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 353. 52 . Протоколы АРК (19281929)=Протоколы 91118 заседаний Комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства (антирелигиозной комиссии) при ЦК ВКП (б) с 8 января 1928 по 4 ноября 1929 г. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 871. 53 . Протоколы о проповедничестве=Священный Собор Православной Российской Церкви. Отдел о проповедничестве, богослужении и храме. Протоколы и стенограммы заседаний Отдела. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. 54 . Протоколы отдела=Отдел о внутренней и внешней миссии. Протоколы заседаний Отдела. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 337. 55 . Сведения о составе=Канцелярия Патриарха Тихона. Сведения о составе, состоянии, материальном положении миссии и о характере деятельности миссионеров. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 65. 56 . Секретные циркулярные=Совет по делам РПЦ при Совете министров СССР. Секретные циркулярные и инструктивные письма Совета уполномоченным при С. М. союзных республик, обл. (край) исполкомов (подлинники). ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. 288. 57 . Сеульская миссия=Дело по передаче Сеульской миссии из ведения Приморского и Владивостокского епископа в ведение Японской миссии; проект положения и постановление Собора. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 355. 58 . Собор 1971=Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Дело материалов Поместного Собора Русской Православной Церкви. Доклады, списки. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 443. 59 . Совершенно секретная=Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР. Совершенно секретная и секретная переписка с правительством СССР и ЦК ВКП(б). ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 451. 60 . Справка ФСБ=Справка УФСБ по Краснодарскому краю 115-П–2978 от 05.05.1998 о В.И. Адаменко. Ксерокопия. Архив автора. 1736

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

108 По Уставу на литургии Великой Субботы песнопение «Ангел вопияше…» не поется. Здесь имеется в виду «Воскресни, Боже», которое полагается вместо «Аллилуия» после чтения Апостола. По лаврской традиции, это песнопение исполняет трио на музыку протоиерея П. Турчанинова. Для своего песнопения Турчанинов взял иные стихи, отличающиеся от тех, которые указаны в Уставе; в эти стихи композитор включил и «Ангел вопияше…». 110 Афанасий (Сахаров ; 1887–1962; память 15/28 октября и в Соборе новомучеников Российских), епископ Ковровский, святитель, исповедник. С 1899 начал прислуживать в алтаре. Окончил Владимирскую ДС, МДА (1912) и тогда же был пострижен в монашество, посвящен в иеродиакона и иеромонаха. Преподавал в Полтавской и Владимирской ДС. Член Поместного собора РПЦ 1917–1918. С 1920 архимандрит. С 1921 архиепископ Ковровский. Аресты, заключения, ссылки: 1922 (3 раза), 1922–1925, 1925, 1925–1926, 1927–1929, 1929–1930, 1930–1932, 1933–1935, 1936–1942, 1943–1944, 1944–1946, 1946–1954. Из автобиографии: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца». Афанасий (Сахаров) , епископ. Даты и этапы моей жизни//О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 3–6. Святитель Афанасий является автором замечательной Службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Он был в числе так называемых «непоминающих» клириков, но после избрания Патриарха Алексия I просил принять его в общение. Причислен к лику святых в 2000. 112 В 1985 году (1982–1990) ректором МДА был архиепископ Александр (Тимофеев; 1941–2003). Окончил МДС. После службы в армии окончил МДА (кандидат богословия). В 1971 принял монашеский постриг, рукоположен в иеродиакона, в иеромонаха, назначен преподавателем МДС и помощником инспектора МДАиС. С 1972 игумен и инспектор МДАиС. С 1973 преподаватель МДА. С 1973 архимандрит. В 1982–1990 ректор МДАиС. Архиерейская хиротония в 1982. С 1986 архиепископ. В 1992–1994 за штатом. С 1994 архиепископ Майкопский и Армавирский. В 1995–2003 архиепископ Саратовский и Вольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Архив: Послужным список о. А. Ребиндера (19331981). АЕУА. Лит.: Кончина о. А. Ребиндера. SOP. 1981. 64 Прот. А. Ребиндер (некролог). ЦВ. 1982. 2 Памяти о. А. Ребиндера. РМ. 1984. 3547. Рейнгарт Сергий Георгиевич (1932, Брюссель, Бельгия 27.8.2006, Брюссель, Бельгия), протодиакон. Из семьи русских беженцев, поселившихся в Бельгии, по матери внук ген. Романовского. Среднее и высшее образование получил в Бельгии, работал инженером-агрономом, в молодости прислуживал в Св.-Николаевской церкви в Брюсселе, состоял в юрисдикции МП, руководитель летних юношеских лагерей прихода, диакон (10.11.1968), рукоположение совершил архиеп. Василий (Кривошеин) в Брюсселе, диакон Св.-Николаевской церкви (19682004), часто посещал СССР, член Поместного собора РПЦ в качестве делегата от духовенства Бельгийской епархии (1971), протодиакон (1972), вышел за штат но болезни. Лит.: Василий (Кривошеин) , архиеп. Церковь владыки Василия. Статьи, письма и воспоминания. Нижний Новгород, 2004 Некролог на сайте Бельгийской епархии МП (2006). Рейтлингер Юлия Николаевна см. Иоанна, монахиня. Решетников Иаков (дата рождения не установлена – 14.9.1939, Монфермей, Франция), священник. В конце Гражданской войны эмигрировал в Сербию, где принял священнический сан (1938), рукоположение совершил митр. Анастасий (Грибановский) в Белграде, состоял в юрисдикции РЗЦ, переселился во Францию, настоятель Св.-Серафимовской церкви в Шелле (1.8.193814.9.1939), больше сведений о нем не имеется. Лит.: Отец Иаков Решетников (некролог). Возрождение. 22.9.1939. 4202. Рклицкий Николай Павлович см. Никон, архиепископ . Рогов Феодор Николаевич (6.6.1896, с. Бозня Смоленск, губ. – 6.5.1977, Муазенэ-ле-Гран, Франция), протоиерей. Из крестьянской семьи. Окончил Вяземское городское училище, работал народным учителем, призван в действующую армию, окончил Чугуевское военное училище в чине прапорщика, участвовал в 1-й мировой войне, подпоручик русского экспедиционного корпуса на Салоникском фронте (19161917), затем на Французском фронте, был произведен в чин поручика, после окончания войны остался во Франции, работал на заводах Лотарингии (1.1.1924), псаломщик Троице-Николаевской церкви в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игумен Тихон, В. Никитин. Экуменизм в 1945-1961 годах и вступление Русской Православной Церкви в ВСЦ.  Журнал Московской патриархии.1984. 2. С. 59. Митрополит Минский Филарет. Межправославные отношения и экуменическое движение на современном этапе. Журнал Московской патриархии. 1990. 2. С. 15. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ. М.: Издание Московской патриархии, 1949. Т. 2. Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придержащихся их.//Журнал Московской Патриархии. 6, 1971. См.: Материалы международного симпозиума «Поместная Церковь и каноническая территория: канонический, юридический и межконфессиональный аспекты». 1 декабря 2007. М. 2007. Марченко М. Н. Критерии классификации правовых норм.//Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: Проспект, 2009. С. 621 – 627. См.: Материалы научно-практического семинара «Таинство Брака: богословские, литургические, канонические и церковно-практические аспекты» 6 марта 2007 г. ПСТГУ. М. 2007; Ведяев А. Проблемы кодификации брачного права Русской Православной Церкви. Дипломная работа. СПбПДА. СПб. 2008. Икономия (от греч. οικονομια — устроение дома, дел) — в христианстве принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Икономия — способ отношения к поступкам христиан, когда смысл пастырского действия переносится на возможные последствия и ради их «исправления» отменяется епитимия за проступок. Это даёт пастырю возможность принимать решение, нарушающее букву церковного канона, но не противоречащее его духу. Утверждено на конференции «Святые места», прошедшей в г. Тронхейме в Норвегии 27-28 июля 2009. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»//Глава IV. Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Устав Русской Православной Церкви. Принят Юбилейным  Архиерейским  Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 г. М.: Издательство Московской патриархии, 2000.

http://bogoslov.ru/article/1632261

Ко времени Поместного Собора 1971 г. Русская Церковь имела 67 внутренних и 14 зарубежных Е. При этом правящих архиереев внутри страны было только 58. В этом отношении почти ничего не изменилось и за последующие два десятилетия. В канун перемен, в 1987 г., Русская Православная Церковь насчитывала 64 Е. в СССР, из к-рых 18 были в составе Украинского экзархата, а также 9 зарубежных Е. помимо Японской автономной Церкви. Поместный Собор 1988 г. принял «Устав об управлении Русской Православной Церкви». В Уставе Е. определяются как «местные церкви, возглавляемые архиереем и состоящие из приходов, объединенных в благочиния, и находящихся на данной территории монастырей» (Устав РПЦ, 1989. VII 1). О границах Е. в Уставе сказано, что внутри СССР они определяются с учетом административно-территориального деления областей, краев или республик, а за рубежом устанавливаются особым решением Свящ. Синода. «Епархиальный архиерей,- говорится в ст. 5 гл. VII Устава,- по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви - епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян». Он избирается и назначается Свящ. Синодом. При необходимости в помощь ему назначается викарный епископ, круг обязанностей к-рого устанавливается по усмотрению правящего архиерея. Е. разделяется на благочиннические округа, возглавляемые благочинными , к-рых назначает правящий архиерей. Границы и названия округов определяются архиереем совместно с епархиальным советом. Аналогичные положения содержатся и в «Уставе Русской Церкви», принятом Архиерейским Собором 2000 г. Радикальные перемены в церковной жизни произошли после празднования 1000-летия Крещения Руси. В связи с изменением гос. строя в нашей стране Церковь обрела свободу. В 90-х гг. были замещены правящими архиереями Е., не имевшие их в течение неск. десятилетий, высшей церковной властью учреждены новые Е., в ряде Е. открыты викариатские кафедры. В 1997 г. Русская Православная Церковь имела 117 Е. на своей канонической территории, в т.

http://pravenc.ru/text/190005.html

культов при СНК СССР восстановить в правах Всероссийскую старообрядческую церковь, не имеющую духовной иерархии, утвердить ее устав и руководство. Надежды на объединение поморцев в СССР во главе с ВСС не оправдались. Власти воспрепятствовали объединению беспоповцев, запретили председателю ВСС И. Романову посещать старообрядческие общины за пределами Литвы, вскоре руководство ВСС и свыше 10 наставников были арестованы и отправлены в лагеря и ссылку. По закону от 19 июня 1948 г. имущество старообрядческих орг-ций было национализировано, здания храмов переданы общинам в долгосрочную аренду. В кон. 40-х гг. в ведении ВСС в Литовской ССР состояли 74 общины с 66,72 тыс. верующих (по др. сведениям, до 88 тыс. чел.), к 1953 г. осталось 58 общин, окормлявшихся 51 наставником. 14 окт. 1966 г. в Вильнюсе прошел собор, посвященный 300-летию старообрядчества, в к-ром участвовали поморские общины из Латвии, Эстонии, Белоруссии, с Украины и из России. Решения о незыблемости устоев «древлеправославия» были приняты на поморском соборе 14 июля 1974 г. в Вильнюсе, на к-ром присутствовали 116 наставников и ок. 400 представителей поморских общин СССР. В одном из постановлений этого собора выражалась признательность Русской Церкви за снятие на Поместном Соборе в 1971 г. клятв на старые обряды. В 70-х гг. остро встала проблема подготовки наставников для поморских общин. Несмотря на попытки ВСС получить разрешение властей на открытие духовной школы, этот вопрос тогда не был решен. 31 июля 1988 г. в Вильнюсе прошел собор поморцев, посвященный 1000-летию Крещения Руси, в нем участвовали 40 наставников и большое число делегатов из разных регионов СССР, на соборе было избрано руководство ВСС. В 1968-1993 гг. председателем ВСС был И. И. Егоров , неизменно выступавший за поддержание братских отношений с РПЦ. После провозглашения 11 марта 1990 г. независимости Литвы начался новый период в истории ДПЦ в этом регионе. По закону, принятому в нояб. 1989 г., ДПЦ получила статус юридического лица. Конституция Литовской Республики (1992), законы о религ.

http://pravenc.ru/text/180417.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010