С 25 нояб. 1965 г. епископ Калужский и Боровский. В эти годы Церковь хотя и не подвергалась явным гонениям, как ранее, но установленный в гос-ве режим не давал возможности для нормальной церковной деятельности. В Калуге была снесена часовня у Каменного моста, а Никитская ц. (кафедральный собор до XIX в.) была снята с учета памятников архитектуры и превращена в кинотеатр. К кон. 70-х гг. Калужская епархия считалась одной из наименьших по количеству действующих храмов в РПЦ. Д. продолжил начатую архиеп. Ермогеном (Голубевым) деятельность по восстановлению церковной жизни в епархии, часто служил на приходах, принимал в штат молодых священников, имевших духовное образование. Член Поместного Собора РПЦ 1971 г. 9 сент. 1971 г. возведен в сан архиепископа. С 17 апр. 1975 г. пребывал на покое по болезни в Москве. Посещал храм св. мч. Иоанна Воина. В этом же храме Волоколамский архиеп. Питирим (Нечаев) совершил отпевание Д. при участии клириков и мирян Калужской епархии. Погребен на Ваганьковском кладбище Москвы, близ храма в честь Воскресения словущего. Соч.: Речь при наречении во епископа Бийского//ЖМП. 1956. 7. С. 22-23. Лит.: Определения Свящ. Синода: [Назначение еп. Бийским, вик. Новосибирской еп.]//ЖМП. 1956. 7. С. 13; Наречение и хиротония архим. Доната//Там же. С. 22-23; Определения Свящ. Синода: [Назначение еп. Свердловским и Ирбитским]//Там же. 1957. 4. С. 7; [Перемещение на каф. Великолукскую и Торопецкую]//Там же. 8. С. 5; [Назначение еп. Балтским, вик. Одесской епархии]//Там же. 1958. 1. С. 24; [Назначение еп. Новосибирским и Барнаульским]//Там же. 11. С. 8; [Увольнение на покой]//Там же. 1961. 6. С. 4; [Назначение еп. Калужским и Боровским]//Там же. 1965. 12. С. 3; Поместный собор РПЦ 30 мая-2 июня 1971 г.: [Мат-лы]. М., 1972. С. 17, 116, 311; Награждение архиереев: [Возведен в сан архиепископа]//Там же. 10. С. 1; Определения Свящ. Синода: [Назначение еп. Костромским и Галичским]//Там же. 1975. 6. С. 5; Стабров Б. , прот. , Донат (Петенков), иером. Высокопреосв. Донат: (Некролог)//Там же. 1980. 1. С. 22-23; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 91; Цыпин. История РЦ. С. 392, 393, 442, 736, 801; 75 лет Новосибирской епархии. Новосиб., 2006.

http://pravenc.ru/text/178921.html

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года постановил отменить клятвы (анафематствования), наложенные в XVII столетии на старые обряды и на придерживающихся их. Старые русские обряды были признаны спасительными и равно-честными новым. Говоря точнее, Собор 1971 г. утвердил решение Священного Синода, принятое ещё в 1929 году, основанное, в свою очередь, на материалах многолетней дискуссии по старому обряду. Вот как это выражено в соборном определении: «1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) Апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равно-честными им. 2 . Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) Апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они не встречались и кем бы они не изрекались. 3 . Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) Апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие». 965 В докладе, зачитанном на Поместном Соборе, Никонова реформа была охарактеризована как «крутая и поспешная ломка русской церковной обрядности». Основания для замены двуперстия на троеперстие объявлены более чем сомнительными. Деяния Поместного Собора 1971 г. в отношении старого обряда подтвердил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1988 г. в специальном обращении к старообрядцам с призывом к братскому диалогу для достижения единства Церкви. Но для достижения единства Церкви, для «умиротворения и уничтожения вековой распри между старообрядцами и новообрядцами; чтобы Русская Церковь по-прежнему стала единой, какою она была до патриаршества Никона» ( Н.Ф. Каптерев ), явно недостаточно решения Собора 1971 г. И вот почему. Вспомним возникновение обновленческого движения на заре советской власти. Вспомним, опять же, что это движение поначалу нашло сторонников среди чуть ли не половины иерархов РПЦ. Советская власть также оказывала всяческое покровительство обновленцам, а каноническую поддержку они получили от Константинопольского Патриарха. И это немудрено. В своё время Восточные Патриархи одобрили и реформы Патриарха Никона , и реформы Петра I (благо у них был стимул...). Иначе говоря – отношения с обновленцами у Патриаршей Церкви были приблизительно такие, как когда-то у ревнителей древнего благочестия с возобладавшими сторонниками Патриарха Никона .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следом за ней выступил священноиерей Петр Чубаров , настоятель единоверческого (старообрядные приходы РПЦ) Никольского храма , с докладом: " Старый обряд в РПЦ " , в котором он изложил единоверческую точку зрения на историю разделения церкви. Старообрядцы-единоверцы сохраняют древние традиции, находясь в каноническом подчинении Патриарха Московского и всея Руси. Последним докладчиком стал гость из Москвы, Евгений Юферев, аспирант исторического факультета СПбГУ, литературный редактор ПТК " Истина " с докладом: " К вопросу о преемственности Белокринницкой иерархии. Личность митрополита Амвросия " . Ключевым тезисом его доклада стало утверждение, что на сегодняшний день нет никаких документов, свидетельствующих о запрещении митрополита Амвросия в служении до или после его присоединения к старообрядчеству. Этот доклад особенно удивил о.Геннадия своей научной трезвостью и непредвзятостью подхода к проблеме. Вместе с мнением церкви, выраженным митрополитом Никодимом (Ротовым) на Поместном соборе РПЦ 1971 года: " Беспристрастный голос русской церковной истории к тому же свидетельствует, что двуперстное крестное знамение у православных русских людей, включая единоверцев и старообрядцев, всегда было, есть и, несомненно, будет церковным обрядом, выражающим православное учение веры " можно резюмировать, что нет канонических препятствий для более близкого общения со старообрядцами после Собора 1971 года. К участию в конференции были приглашены, но не смогли присутствовать представители новозыбковской старообрядческой церкви и поморских согласий. Затем последовало получасовое выступление мужского и женского хора Покровской старообрядческой общины, в котором чтения Евангелия иллюстрировались молитвенными песнопениями. Присутствующие вживую смогли ощутить духовный настрой старообрядческой молитвы. На всех слушателей это выступление произвело глубокое впечатление. За последние 300 лет это может быть первые звуки старообрядческой молитвы в стенах Лавры. В заключительном слове о.Георгий Иоффе , заместитель председателя Миссионерского отдела процитировал заявление Собора Русской Православной Церкви Заграницей с просьбой о прощении со стороны братьев-старообрядцев и не вменении грехов и гонений против них, совершенных предыдущими поколениями новообрядцев.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=182...

Новости В храме Христа Спасителя открылся Поместный собор Русской Православной Церкви 27.01.2009 12:34 Москва, 27 января, Благовест-инфо. О начале работы Поместного собора Русской Православной Церкви (РПЦ), призванного избрать шестнадцатого предстоятеля РПЦ, возвестили колокола соборного храма Христа Спасителя. Заседание проходит в верхнем храме соборного комплекса храма Христа Спасителя. В 12 часов дня архиереи, члены собора, прошествовали из заалтарного пространства в середину храма через боковые галереи и заняли свои места за столами, установленными в подкупольном пространстве. Митрополиты облачены в голубые мантии и белые клобуки, архиепископы и епископы - в сиреневые мантии и черные клобуки. Места для архиереев расположены в центре храма, слева и справа расположены места для духовенства и мирян. Работа собора началась с совершения молебна, который возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Были совершены молитвы – Святой Троице, Богородице и святителям Московским. После чтения Евангелия и сугубой ектении митрополит Кирилл прочитал молитву о помощи Божией в избрании нового патриарха, а также зачитал грамоту Архиерейского собора о созыве собора Поместного. После этого члены собора спели «Символ веры». Затем состоялось обсуждение состава рабочих органов собора и были зачитаны приветствия от представителей государственной  власти. В списке делегатов Поместного собора значатся более 700 человек. Открывшийся Поместный собор – шестой в новейшей истории России XX-XXI веков. Первый Поместный собор, ознаменовавшийся восстановлением патриаршества, состоялся в 1917-1918 гг в Успенском соборе Московского Кремля,  второй и третий – в 1945 и 1971 в храме Воскресения Христова в Сокольниках, четвертый в 1988 и пятый в 1990 году -- в Троице-Сергиевой лавре. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

того же года он был гостем в Троице-Сергиевой лавре по случаю празднования 85-летия Патриарха Алексия I. В сент. 1963 г. Патриарх Алексий I нанес ответный визит ГПЦ. В мае 1968 г. Католикос-Патриарх Ефрем II принял участие в торжествах, посвященных празднованию 50-летнего юбилея восстановления Патриаршества РПЦ. 21 апр. 1970 г. он присутствовал при погребении в Троице-Сергиевой лавре Патриарха Московского и всея Руси Алексия I ( Ефрем II (Сидамонидзе), Католикос-Патриарх всей Грузии. Надгробное слово//ЖМП. 1970. 6. С. 49-50; Его Святейшество Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II в Москве//Там же. 1970. 8. С. 51). На Поместном Соборе РПЦ 1971 г. (30 мая - 2 июня), избравшем Патриархом Московским и всея Руси Крутицкого митр. Пимена (Извекова) , Патриарх Ефрем присутствовал в числе почетных гостей (Приветствия гостей Собора Патриарху//ЖМП. 1971. 12. С. 15-17). Католикос-Патриарх Ефрем выступал против испытаний ядерного оружия и дискриминации народов; он состоял в Республиканском и Всесоюзном комитетах мира, Об-ве солидарности стран Азии и Африки, был членом президиума Грузинского комитета Об-ва по охране памятников древности. После кончины Католикоса-Патриарха Ефрема в 1972 г. на XI Церковном Соборе 1 июня того же года на Патриарший престол был избран митр. Урбнисский Давид (Девдариани; 1972-1977). На Церковном Соборе и на интронизации Католикоса-Патриарха присутствовала делегация РПЦ во главе с Управляющим делами Московской Патриархии митр. Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером ; в наст. время Патриарх Московский и всея Руси), приветствие Собору направил Патриарх Московский и всея Руси Пимен ( Пимен (Извеков), Патриарх Московский. Послание//ЖМП. 1972. 8. С. 48; Алексий (Ридигер), митр. Речь//Там же. С. 49-51). Преподаватели и ученики Мцхетской духовной семинарии. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Преподаватели и ученики Мцхетской духовной семинарии. Фотография. 60-е гг. ХХ в. В нояб. 1972 г. Патриарх Пимен посетил Католикоса-Патриарха Давида V (VI) в Тбилиси ( Пономаренко В.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Вел встречу духовник клуба, священник храма преподобномученика Андрея Критского в поселке Володарский иерей Алексий Володин. Встреча носила название «Старообрядцы и " никониане " : история раскола и современная жизнь». В начале вечера состоялся просмотр фильма «Распечатанные алтари». Эта кинолента была снята в 2005 году. Именно в этом году Русская Православная Старообрядческая церковь отмечала 100-летие подписания царского манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» и, как следствие, распечатывание алтарей. В фильме была показана история раскола XVII века глазами старообрядцев. Отправной точкой для дискуссии стало высказывание отца Геннадия Чунина: «Русская Православная Старообрядческая Церковь, безусловно, является единственной Церковью, сохранившей полноту древнего благочестия». Особенный резонанс вызвало сообщение отца Геннадия о том, что Старообрядческая Церковь признает Крещение свершившимся лишь при условии, что состоялось полное погружение человека в воду. «Крещение воздухо-капельным путем, по нашему мнению, это несостоявшееся таинство», - сказал отец Геннадий. Далее последовали вопросы об отношениях между РПЦ и РПСЦ на современном этапе. По просьбе слушателей отец Геннадий прокомментировал решения Поместного Собора РПЦ 1971 года, на котором был принято решение об «отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их». Напомним, что в соборном постановлении было сказано: «Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино...», что явилось значительным шагом со стороны РПЦ навстречу РПСЦ. Положительно оценив это явление, отец Геннадий в то же время подчеркнул, что ответного шага со стороны РПСЦ в ближайшее время не последует. «Действительно, взаимодействие наших Церквей пока «несимметрично», нас принимают в РПЦ, но мы не можем сделать ответный жест, - сказал он. - Чтобы можно было говорить о воссоединении Церквей, нам вместе необходимо вернуться ко времени раскола и пересмотреть все решения, принятые в РПЦ начиная с XVII века. Конечно, пересмотрены должны быть и решения Синодальной комиссии по канонизации святых».

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (в 1-м ряду в центре), Каталикос – Патриарх всея Грузии Ефрем II (1-й в 1-м ряду), Святейший Патриарх Александрийский Кирилл VI (3-й в 1-м ряду), митрополит Никодим (Ротов) (3-й во 2-м ряду) с группой архиереев Фото из архива архиепископа Василия (Кривошеина) . 1960-е гг. Владыка многократно приезжал в Россию, служил в монастырях и храмах, участвовал в богословских конференциях духовных академий. За издание серии «Огласительных слов прп. Симеона Нового Богослова » постановлением Совета Ленинградской Духовной Академии от 6 октября 1964 года архиепископ Василий был удостоен степени доктора богословия. 14 октября 1964 года, в праздник Покрова Божией Матери, ему был вручён докторский диплом. 28 мая 1971 года в Москве архиепископ Василий участвовал в Архиерейском предсоборном совещании РПЦ и высказался там за тайное голосование при избрании Патриарха, а также выступил против одобрения постановления о приходах, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18 июля 1961 года, передающего хозяйственно-финансовые обязанности от духовенства к мирянам. Он напомнил, что постановление нарушает каноны, по которым попечение обо всех церковных делах должен иметь епископ. На Поместном Соборе РПЦ, состоявшемся в Троице-Сергиевой Лавре с 30 мая по 2 июня 1971 года, на котором был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), архиепископ Василий подал письменное заявление, подтверждающее его отношение к постановлению о приходах 1961 года, и выступил против политизации «Обращения Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира». Епископ Василий в библиотеке ЛДА. 1960-е гг. Владыку возмущало угнетённое положение РПЦ в СССР и политическое давление, оказываемое на неё органами власти. Вот что он писал на Афон иеродиакону Давиду в декабре 1975 года: « Церковь в России подлинная, духовно сильная Церковь, и русский народ в значительной части глубоко верующий благочестивый народ, но правительство, весь вообще советский режим враждебен вере, борется с Церковью, притесняет её. О какой свободе веры можно говорить, когда верующему негде купить Евангелие, Новый Завет , не говоря уже о Библии. Правда, Церковь может печатать их, но в ничтожном количестве сравнительно с миллионами верующих».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский В воспоминаниях архиепископа Василия о Поместном Соборе 1971 года описан эпизод его беседы с архиепископом Вениамином (Новицким): «Далее мы разговорились о его записке в Предсоборную Комиссию. Архиепископ Вениамин сказал, что охотно даст её мне. “Если можете, вывезите её за границу. Пусть там знают, что здесь происходит. Можете её показывать другим, но ни в коем случае не печатайте, даже без моего имени. Догадаются! А посылать документы за границу — это у нас считается изменой Родине”». Владыка Василий получил эти документы и сдержал слово. Записка председателю Комиссии по подготовке Поместного Собора, написанная архиепископом Вениамином в 1970 году, с тремя приложениями, была впервые опубликована в Вестнике РСХД в 1977 году и лишь после кончины владыки Вениамина вместе со статьей в память о нём, которая приведена выше. Стоит привести эти документы целиком. В России они не известны и опубликованы впервые в книге «Церковь владыки Василия (Кривошеина)». Составитель книги А. Мусин (2004 г., издательство Братства во имя св. Князя Александра Невского). Приложение Записка Председателю комиссии по подготовке Поместного Собора Деянием Архиерейского Собора 1961 года была установлена схема управления приходами Русской Православной Церкви. Данной схемой разграничивались обязанности приходского клира и исполнительных органов прихода. Так как означенным деянием Архиерейского Собора изменялось «Положение об управлении» Русской Православной Церковью, принятое Поместным Собором РПЦ 1945 года и касающееся раздела IV — «О приходах», в решении Архиерейского Собора отмечается, что схема управления приходами устанавливается «впредь до созыва очередного Поместного Собора Русской Православной Церкви». Имея в виду предстоящий Поместный Собор 1971 года, мною, в порядке предложения, представляется проект peдakцuu IV раздела «Положения об управлении Русской Православной Церкви» на благоусмотрение Комиссии по подготовке к Поместному Собору, возглавляемой Вашим Высокопреосвященством.

http://bogoslov.ru/article/2579719

965 В протокольной записи выступление приводится в изложении. Выступление епископа Анатолия было заключительным на заседании Подотдела. 967 В период, прошедший после Поместного собора 19171918 гг. до написания «Записки» Сергия (Страгородского) , состоялся «Второй Поместный собор» РПЦ, начавший работу в конце апреля 1923 г. «Третий Поместный собор» проходил в октябре 1925 г. Два последних упомянутых собора являлись так называемыми «обновленческими». В церковной традиции за ними утвердились название «разбойничьих соборов». Следующий Поместный собор РПЦ состоялся лишь в 1971 г. (см. подробнее: Фирсов С.Л. Указ. соч. С. 566570). На них, а также на последующих соборах вопросы о присяге, обозначенные в настоящей «Записке» митрополита Сергия, остались неразрешенными. 968 По-видимому, речь об одном из посланий, выпущенных патриархом Тихоном: к духовенству от 15 (28) июня 1923 пик верующим «Об отмежевании Церкви от контрреволюции», датированном августом того же года (Акты святейшего Тихона... С. 283285, 296297, 361363). См. также заявление Тихона в Верховный Суд РСФСР от 3 (16) июня 1923 Г., интервью Российскому Телеграфному агентству, опубликованном 15 (28) июня 1923 г., а также послание «Об отношении к существующей государственной власти» от 25 марта (7 апреля) 1925 г. (Там же. С. 280283). Во всех названных документах заявлялось о признании Российской церковью Советской власти, отмежевании духовенства от контрреволюции, о его лояльности к новому политическому и социальному строю и проч. 974 Владимир Востоков священник кафедрального собора г. Уфы, член Поместного собора по избранию от Уфимской епархии (Деяния Священного Собора... С. 66). 975 Накануне, 21 января (3 февраля) 1918 г. в печати был обнародован декрет Советской власти «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», известный также под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет был принят 20 января (2 февраля) 1918г. Его появление практически совпало по времени с обнародованием послания патриарха Тихона «Об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной» от 19 (1 февраля) (Известия. Пг., 1918. 16 (280). С. 2; Церковные ведомости. Пг, 1918. Прибавления к 2. С. 9899; Декреты Советской власти. М., Издательство политической литературы. 1957. Т. 1. 25 октября16 марта 1918 г. С. 371374; Деяния Священного Собора... Т. 6. Деяние 66. М., 1996. С. 45; Акты святейшего Тихона... С. 8285).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История и современное положение старообрядчества в Санкт-Петербурге января 2007 Первая в Санкт-Петербурге конференция с участием представителей РПЦ и старообрядческих церквей. 19 апреля 2007 в Святодуховском корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского прошла конференция " История и современное положение старообрядчества в Санкт-Петербурге " . Конференция началась в 14.00 и продолжалась пять часов. С докладами выступили представители РПСЦ, РПЦ (в том числе единоверия), академической науки в лице ученых из Пушкинского дома, Русского музея и СПб Консерватории. Конференция была организована миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии . Приветственное слово к участникам и слушателям конференции произнес Председатель Миссионерского отдела, протоиерей Александр Будников , настоятель храма Святого пророка Илии на Пороховых. Основная задача конференции состояла в том, чтобы дать возможность увидеть и услышать друг друга представителям различных ветвей русского Православия, древнего и нового обряда. Ключевой доклад по теме сделал священник Геннадий Чунин, настоятель Громовской старообрядческой общины г.Санкт-Петербурга (Белокринницкое согласие). Он кратко обрисовал старообрядческую точку зрения на историю разделения церкви. Привел наиболее характерные примеры ошибок, совершенных в процессе реформ и уже исправленных в новообрядных богослужебных книгах. О.Геннадий процитировал постановления Поместного Собора РПЦ 1971 года об отмене клятв на старый обряд и лиц его исповедующих. Он напомнил о том, что данные постановления, а также ряд других, принятых в последнее время Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом РПЦ не только не исполняются, но и вообще неизвестны широкой массе прихожан и священнослужителей, что приводит к повторению и усугубления неприязни и непонимания двух православных русских церквей. В своем докладе о.Геннадий также напомнил историю старообрядческих белокринницких общин Санкт-Петербурга, рассказал о восстановлении храма в Транспортном переулке, недавно переданного городскими властями старообрядцам. Он выразил надежду, что данная конференцию улучшит осведомленность рядовых верующих о древних корнях русской церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=182...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010