Например, российскую историю ХХ века наши соотечественники все еще знают очень плохо, фрагментарно, подчас из тенденциозных источников, и зачастую интерпретируют ее в угоду идеологическим установкам. Кстати, идеологическая интерпретация истории, как бы ее ни порицали, является фактом совершенно очевидным, — история всегда интерпретировалась с какой-то идеологической точки зрения. Возможно, у кого-то вызовет удивление, что полная история Русской Православной Церкви ХХ века еще не написана. Мы только приближаемся к ее написанию, собираем материалы, обобщаем, пытаемся изучить, осмыслить. Большую работу проводит коллектив «Православной энциклопедии» , и по моему благословению сейчас готовится издание всех документов Поместного Собора 1917-1918 гг. Открываются очень интересные факты и особенности того периода. Не все однозначно, не буду об этом долго говорить, — нам еще предстоит ввести в научный оборот множество документов 30-х и 40-х годов прошлого века. Предстоит большая скрупулезная работа. Более того, если мы хотим понять историю Церкви, мы должны объективно изучить документы, касающиеся деятельности катакомбных, зарубежных, обновленческих церковных и околоцерковных групп, понять мотивацию тех или иных действий, и только тогда возникнет диалог с историей, восполняющий пробелы и исцеляющий исторические раны. Очень просто накладывать на конфликты XX века, связанные с отношениями Церкви и государства, идеологические штампы. Например, часто говорят такую банальную, хотя и правдивую вещь, что обновленчество было инспирировано государственной властью. Да, было инспирировано, но почему оно захватило сознание определенной части епископата, духовенства, мирян, интеллигенции? Ведь если бы это была совершенно чуждая интерпретация, она бы не была воспринята общественным сознанием. Думаю, мы можем разбираться более досконально в этих сложных эпизодах отечественной истории, поскольку уже отделены от них достаточным временем; и эмоциональный уровень обсуждения сегодня более спокойный, что позволяет делать более объективные выводы.

http://patriarchia.ru/db/text/5438424.ht...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Антихрист в Москве», выпуск 4, 1997 г. 13.02.2013 Рубрика: Архив , Общество Содержание · Предисловие С большой надеждой православные люди и вся патриотическая общественность восприняли решение Архиерейского собора Русской Православной Церкви о необходимости вести борьбу с растлением народа. Опасность, далеко превосходящая все, что было в нашей истории и истории всего человечества, о которой давно говорил наш Комитет, сейчас для всех очевидна. · Не узаконивать индустрию разврата! Обращение общественности к депутатам Государственной Думы РФ Уважаемые народные представители! На ваше рассмотрение внесен законопроект с благонамеренным названием — «Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в Российской Федерации». Его представляет известный кинорежиссер, деятель НПСР, который многими продолжает ассоциироваться с патриотизмом и нравственной оппозицией, и это может ввести в заблуждение относительно содержания закона. Между тем этот законопроект — одна из «законодательных диверсий», возможность принятия которых вызывает особую озабоченность православной и патриотической общественности. Все они тесно связаны и преследуют одну цель: разрушение духовно-нравственных, религиозных и культурных устоев русской нации, ведущее к ее необратимому духовному и физическому вырождению. · Остановить духовную колонизацию России! Обращение к депутатам Государственной Думы РФ в связи с рассмотрением во 2-м чтении проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»» · Обращение Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества» к депутатам Государственной Думы РФ по поводу законопроекта «О свободе вероисповеданий» В последнее время Россия сталкивается с единым мощным натиском стран НАТО, поставивших цель — дополнить готовящийся геополитический разгром Российской Федерации разрушением Русской Православной Церкви. В связи с этим особую тревогу вызывают три разрушительных процесса — отторжение от Московского Патриархата его канонических частей в пользу тесно связанных с США и Германией новостильных церковных центров; сектантское нашествие на Россию, никак не сдерживаемое нынешними властями; попытки государства вмешиваться во внутрицерковные дела с помощью так называемого Совета по взаимодействию с религиозными объединениями. Последнее, по сути закулисное новообразование, не подотчетное ни Государственной Думе как высшему законодательному органу, ни Поместному Собору Русской Церкви, по всем признакам собирается возродить худшие времена печально известного «совета по делам религий» (органа КГБ СССР).

http://moral.ru/антихрист-в-москве-выпус...

Далее священник Прилуцкий перечисляет и другие расхождения с Уставом: в области группировки служб, в области строя службы (хотя в этом разделе он пишет о несовершении «богослужений с Аллилуиа» и молитвою Ефрема Сирина в будние дни Филиппова и Петровского постов), в области добавочных частей (о которых он отзывается негативно) и, конечно, в области сокращений богослужения 560 . Главной особенностью этого доклада является подробный обзор всех расхождений и то, что профессор не предлагает никаких решений по данной проблеме, а лишь обозначает её, что, в принципе, и служит целью его доклада: «...прежде чем применять те или иные средства, необходимо бывает предварительно распознать самую болезнь, или, выражаясь языком медицинским, поставить диагноз болезни» 561 . Третьим прозвучал доклад профессора Б.А. Тураева . В нём автор говорит об исторических фактах обоснования сокращения богослужения, большая часть которых уже была представлена архипастырями в «Отзывах», и представляет свой проект «руководственных указаний для применения Церковного Устава к практике приходских храмов» 562 . Но прежде чем рассмотреть проект, нужно отметить одно интересное замечание Тураева по поводу Поместного Собора: «В чине Молебного пения о спасении Державы Российской, совершенном его членами, в его присутствии и всенародном на Лобном месте в день Воздвижения Честнаго Креста, мы впервые вместо канона не только услыхали, но и увидали напечатанными запевы. Этим как бы получил санкцию укоренившийся у нас непохвальный обычай ограничиваться на молебнах вместо канона запевами. Нельзя не скорбеть об этом уже и ввиду того, что в этой же палате перед тем было принято предложение об уставности богослужений, совершаемых от имени Собора, причём были особенно подчёркнуты каноны на молебнах» 563 . Этот случай ярко отражает ту эпоху и то укоренение сокращений не только в традиции, но и в головах всех совершителей богослужения, не исключая самих предстоятелей Церкви. И этот факт профессор Тураев, хоть он и не говорит об этом прямо, приводит как доказательство необходимости сокращения Устава.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Митрополит Элпидофор: Чем больше сложностей — тем острее необходимость преодолеть их Интервью с иерархом Константинопольского патриархата 4 июля, 2018 Интервью с иерархом Константинопольского патриархата Интервью представителя Константинопольского патриархата митрополита Прусского Элпидофора. Вопрос о предоставлении Вселенским Патриархатом томоса об автокефалии Единой Поместной Украинской Православной Церкви, возбужденный несколько месяцев назад властями и политиками Украины, остается в центре внимания православного мира. Об этом много говорят аналитики, эксперты, политики, церковные иерархи — как на Украине, так и в Росиии. Меньше всего слышен голос самого Константинополя, чья позиция по украинскому вопросу остается не вполне ясной. Вопреки ожиданиям и прогнозам, Синод Константинопольской Церкви на заседании 30 мая не принял томос об автокефалии Украинской Церкви. Комментарии представителей Вселенского Патриархата в СМИ носят обтекаемый характер. Чтобы прояснить позицию Константинополя греческий журналист Афанасий Авгеринос взял интервью у одного из самых авторитетных иерархов Вселенского Патриархата — митрополита Прусского Элпидофора. Мы публикуем перевод интервью  — в надежде, что это поможет разобраться в крайне сложной и больной теме украинской автокефалии, а также вызовет дискуссию. «Правмир» готов стать площадкой для такой дискуссии. Надеемся, что дискуссия будет содержательной и конструктивной. Пожалуйста, присылайте ваши отзывы и суждения. Митрополит Прусский Элпидофор считается одним из влиятельнейших иерархов Константинопольского патриархата и одним из наиболее ревностных защитников его традиций, хотя практически никогда не выступавшим в российских СМИ. Очевидно, такого рода  контакты осложняются тем обстоятельством, что видный архиерей не скрывает своей безоговорочной поддержки предоставлению автокефалии Украинской церкви, считая наиболее вероятным развитием ситуации в ближайшем будущем провозглашение ее автокефалии Вселенским патриархатом. Наша встреча с митрополитом Прусским состоялась в Салониках на недавней международной богословской конференции, посвященной в том числе еще одному вопросу, осложнившему отношения между Фанаром и Москвой, а именно проведению Критского собора около двух лет назад. Какими бы непреклонными ни казались позиции митрополита Элпидофора, сама по себе редкая возможность беседы с ним специально для «Православия и мира» имеет свое значение в наше время, когда на кону стоит вопрос единства мирового православия.

http://pravmir.ru/mitropolit-elpidofor-c...

В то время из-за нежелания выпускников академий и семинарий избрать себе духовную стезю возникла острая нехватка священников в епархиях. Св. Синод принял решение организовать в Москве, Житомире и Оренбурге специальные пастырские курсы для дьяконов и лиц с незаконченным семинарским образованием; окончившие эти курсы сразу рукополагались в священники 159 . В 1914 г. в Государственную думу был внесен проект об учреждении в Томске пятой православной духовной академии. Дума одобрила проект, но начавшаяся мировая война помешала его осуществлению. После Февральской революции 1917 г. Комиссия из представителей духовных академий выработала проект нового устава духовных учебных заведений и представила его на рассмотрение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Предусматривалось восстановление принципа выборности, открытый характер преподавания, более детальной специализации, а также допущения в духовные академии женщин на положении «вольнослушальниц». С установлением советской власти и во исполнение декрета 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» духовные учебные заведения были закрыты. Однако в начале 20-х годов предпринимались попытки возродить высшую духовную школу. В 1920 г. в Петрограде был открыт Богословский институт, просуществовавший до мая 1923 г., а спустя два года – Высшие богословские курсы, закрытые властями через три года. Несмотря на неблагоприятные явления в жизни православной духовной школы, обусловленные изменениями в политическом курсе российского самодержавия, заслуги ее в развитии культуры и вообще в духовной жизни страны были несомненны. Наиболее значительными успехи были в высшем духовном образовании, представленном духовными академиями. За исследуемое столетие численность студентов достигла свыше 900 человек (т.е. утроилась). Академии превратились в крупные центры подготовки педагогических кадров для системы духовного просвещения и развития русского богословия. Они являлись важными (и фактически единственными) центрами разработки богословских наук в России, публиковали фундаментальные исследования, имели свои периодические издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интереснейший комплекс церковных документов за 1917–1925 гг. хранится в Российском государственном историческом архиве. Подробные сведения о первых столкновениях органов советской власти с Православной Церковью – конфискации синодальной типографии, попытке захвата Александро-Невской Лавры, занятии синодальных зданий и др., содержатся в фондах Канцелярии Святейшего Синода (ф. 796), Учебного комитета Священного Синода (ф. 802), Петроградской Синодальной типографии (ф. 800). Уникальную ценность имеют недавно рассекреченные материалы Канцелярии Патриарха Тихона (ф. 831) и Поместного Собора 1917–1918 гг. (ф. 833). В них в основном присутствует общероссийская или московская тематика. Автором использовались также некоторые документы из фонда Александро-Невской Лавры (ф. 815) и письма, отчеты бывшего директора департамента по делам Русской Православной Церкви В. И. Яцкевича из его личного фонда (ф. 1579). Ряд неопубликованных подборок документов по новейшей истории Русской Церкви и биографическая картотека петербургского духовенства были изучены в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии. Некоторые неизвестные прежде диссертанту документы найдены в фонде Русской Православной Церкви Архива Института восточных религий в Мюнстере (Германия). Подводя итог характеристике источников по избранной теме, можно сделать вывод, что нам удалось обнаружить и изучить следующие группы документов: законодательные, нормативные акты, определявшие задачи, формы, методы проведения государственной религиозной политики в масштабах страны и роль при этом различных партийно-государственных структур; документы, освещавшие роль репрессивных органов в проведении курса властей по отношению к религиозным организациям, формы, масштабы и последствия репрессий; материалы, характеризующие конкретную деятельность на различных уровнях органов госбезопасности, КПСС, государства по реализации общей политики и всех составляющих ее элементов; церковные документы, показывавшие реакцию Московской Патриархии на действия государственных органов, ее внутреннюю жизнь; материалы основных движений церковного сопротивления; нарративные источники, содержащие разносторонний материал о чувствах, мыслях, настроениях и поведении священнослужителей и верующих различных религиозных течений. Отметим, что большая часть этих источников стала доступной для работы с ними лишь в последние годы в связи с проводимой работой по рассекречиванию архивных фондов на основе ряда постановлений и указа Президента РФ от 17 марта 1994 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI.2 Основные акты советского правительства о взаимоотношениях государства и церкви. Реакция на них Поместного собора ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ (I) ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ (II) ПРИЛОЖЕНИЯ I. Документы и материалы по истории Русской православной церкви – Указатель церковных соборов, съездов и собраний к Приложению I – Перечень документов, опубликованных в Приложении I II. Хронология основных событий истории России и Русской православной церкви (начало XX в. – конец 1918 г.) III. Статистическое приложение (таблицы) – Список таблиц Статистического приложения IV. Карты епархиально-административного деления РПЦ накануне 1917 г. V. Сводный перечень епархий и викариатств, епархиальных и викариальных архиереев РПЦ (по состоянию на 1 марта 1917 г.) VI. Список иерархов РПЦ (на 1 марта 1917 г.) VII. Список членов Св. синода зимней (1916/1917 гг.) и летней (1917 г.) сессий VIII. Избранные биографические сведения о членах Святейшего правительствующего синода состава зимней сессии 1916/1917 гг. IX. Хронологический перечень обер-прокуроров Св. синода (конец XIX в. – 1917 г.) X. План зала заседаний Св. синода XI. Члены Государственного совета от православного духовенства (1917 г.) XII. Поимённый список духовенства РПЦ – членов IV Государственной думы XIII. Члены IV Государственной думы – священники РПЦ – участники Февральской революции XIV. Отдельные молитвословия некоторым праздникам РПЦ (тексты периода империи, «послефевральской» 1917 г. и современной редакций) XV. Отдельные богослужебные молитвословия РПЦ (тексты периода империи, «послефевральской» 1917 г. и современной редакций) XVI. Общие формулы поминовений церковных властей на ектениях и великом входе в XIX–XXI вв. (По материалам иерейских «Служебников») XVII. Общие формулы поминовений церковных властей на литургиях в XVIII–XXI вв. (По материалам «Чиновников архиерейского священнослужения») XVIII. «Светские» (внебогослужебные) титулования священнослужителей XIX. Даты основных переходящих праздников Православной российской церкви (1894–1927 гг.)

http://bogoslov.ru/book/1610746

Интереснейший комплекс церковных документов за 1917–1925 гг. хранится в Российском государственном историческом архиве. Подробные сведения о первых столкновениях органов советской власти с Православной Церковью – конфискации синодальной типографии, попытке захвата Александро-Невской Лавры, занятии синодальных зданий и др., содержатся в фондах Канцелярии Святейшего Синода (ф.796), Учебного комитета Священного Синода (ф.802), Петроградской Синодальной типографии (ф.800). Уникальную ценность имеют недавно рассекреченные материалы Канцелярии Патриарха Тихона (ф.831) и Поместного Собора 1917–1918 гг. (ф.833). В них в основном присутствует общероссийская или московская тематика. Автором использовались также некоторые документы из фонда Александро-Невской Лавры (ф.815) и письма, отчеты бывшего директора департамента по делам Русской Православной Церкви В.И. Яцкевича из его личного фонда (ф.1579). Ряд неопубликованных подборок документов по новейшей истории Русской Церкви и биографическая картотека петербугского духовенства были изучены в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии. Некоторые, неизвестные прежде диссертанту документы оказались найдены в фонде Русской Православной Церкви Архива Института восточных религий в Мюнстере (Германия). Подводя итог характеристике источников по избранной теме, можно сделать вывод, что нам удалось обнаружить и изучить следующие группы документов: законодательные, нормативные акты, определявшие задачи, формы, методы проведения государственной религиозной политики в масштабах страны и роль при этом различных партийно-государственных структур; документы, освещавшие роль репрессивных органов в проведении курса властей по отношению к религиозным организациям, формы, масштабы и последствия репрессий; материалы, характеризующие конкретную деятельность органов госбезопасности, КПСС, государства различных уровней по реализации общей политики и всех составляющих ее элементов; церковные документы, показывавшие реакцию Московской Патриархии на действия государственных органов, ее внутреннюю жизнь; материалы основных движений церковного сопротивления; нарративные источники, содержащие разносторонний материал о чувствах, мыслях, настроениях и поведении священнослужителей и верующих различных течений Русской Церкви. Отметим, что большая часть этих источников стала доступной для работы с ними лишь в последние годы в связи с проводимой работой по рассекречиванию архивных фондов на основе ряда постановлений и указа Президента РФ от 17 марта 1994 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послереволюционный период жизни и церковного служения митрополита Кирилла Казанского и вовсе оставался до недавнего времени не исследованным, представляя собой даже не совокупность известных разрозненных фактов, а собрание широко распространившихся мифологем и исторических лакун, вкупе способных составить подобие устойчивого историографического мнения, которое тем труднее бывает опровергнуть, что ему усвояется значение предания. Вместе с тем оставались не исследованными не только послереволюционная жизнь и деятельность митрополита Кирилла в качестве митрополита Тифлисского, а затем Казанского, но и его взгляды на сложнейшие вопросы общественной и церковной действительности. До сих пор не вполне выявлено и влияние святителя на современных ему иерархов. Разноречивые мнения высказываются о роли владыки в церковно-исторических процессах XX века и разделениях, имевших место в 20 – 30-е годы. В частности, почти противоположные суждения встречаются в церковно-научной литературе об отношении митрополита Кирилла в последний период его жизни к благодатности таинств иерархов, не отделившихся от митрополита Сергия (Страгородского). Да и сама церковно-каноническая и экклезиологическая полемика этих двух выдающихся иерархов не была глубоко осмыслена, хотя, по-прежнему, остается ключевым проблемным вопросом, отношение к которому определяет подход конкретного исследователя к интерпретации всей истории Русской Церкви XX века. Поставив целью изучить жизнь и деятельность митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) в контексте общественно-политических процессов начала XX века и церковных разделений 1920 – 1930-х годов, автор определил и задачи исследования: оценить миссионерское служение митрополита Кирилла в бытность его начальником православной Урмийской Миссии в Персии; изучить его деятельность на Гдовской и Тамбовской кафедрах в условиях российской монархии и его взгляды на важнейшие церковные и общественно-политические проблемы российской действительности начала XX века; определить вклад святителя Кирилла в деятельность Поместного Собора 1917 – 1918 годов; выявить " тифлисский " период его служения; исследовать и проанализировать на основе архивных материалов т. н. " тайные выборы патриарха " 1926 года; определить историческую роль митрополита Кирилла в послереволюционной истории Русской Церкви и исследовать его воззрения на характер церковных разделений 1920 – 1930-х годов.

http://religare.ru/2_9430.html

1 . Сидоров А.И. Курс патрологии. 2 . Сухова Н. Ю. Реформа духовной школы 1808–1814 гг. и начало русской патристики//Русское богословие: традиция и современность. Сборник научных статей. М., 2011. С. 55–74. 3 . Попов Иван Васильевич (17 января 1867 г. – 08 февраля 1938 г.) – доктор церковной истории. Родился в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы. Из Смоленской семинарии. 1-й магистрант XLVII курса (1888–1892), оставлен профессорским стипендиатом. С 1893 исполнял должность доцента по кафедре Патристики. В 1897 удостоен степени магистр богословия за работу «Естественный нравственный закон». (Сергиев Посад, 1897). Утвержден в звании доцента. С 1898 профессор, а с 1917 ординарный профессор по 1-й кафедре Патрологии. В 1903–1906 редактировал журнал «Богословский вестник». В 1917 стал доктором церковной истории, защитив в Петроградской Духовной Академии диссертацию: «Личность и учение блаженного Августина ». Т. 1, Ч. 1 «Личность блаженного Августина», Ч. 2 «Гносеология и онтология блаженного Августина ». (Сергиев Посад, 1916). В 1917–1918 член Поместного собора Российской Православной Церкви. 1917–1918 от МДА. В 1917 был профессором Высших женских богословско-педагогических курсов. После прекращения деятельности МДА в 1919, читал лекции на неофициальных богословских академических курсах в Москве. Одновременно с педагогической деятельностью в МДА преподавал в Московском Университете: где с 1907 был приват-доцентом. Первоначально читал факультативный курс «Происхождение современного церковного сознания», а в 1909–­1915 – курс «Философия средних веков». В 1918–1923 он продолжал читать лекции в Московском университете на кафедре философии (средних веков). 4 . ЖЗС МДА за 1901 г. С. 60; РГИА. Ф. 796. (Канцелярия Синода). Оп. 182. Д. 429. Л. 1–8. О командировании проф. МДА Ивана Попова за границу для научных целей и об отпуске ему пособия на поездку. 11 мая 1901 г. 5 . Гарнак (Harnack) Адольф фон (1851–1930), нем. историк Церкви, богослов, представитель либерально-протестантской школы экзегезы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010