Необоснованность суждений Соборов 1656 и 1667 гг. о старых обрядах дониконовских времен, как о якобы содержащих еретический смысл, давала повод усматривать в клятвенных запретах и определениях этих Соборов осуждение старых обрядов самих по себе. Между тем из неоднократных разъяснений, сделанных авторитетными иерархами Русской Православной Церкви и ее Святейшим Синодом, вполне очевидно, что подлинная цель соборных прещений Соборов 1656, 1666 и 1667 гг. заключалась в противодействии тем вождям раскола, которые, осуждая исправленные при Патриархе Никоне книги, чины и обряды, проявили свое противление Церкви, порицая содержимые ею обряды и употребляя исключительно обряды старые (см. " Изъяснение " Святейшего Синода от 1886 г.). Наиболее просвещенные иерархи Русской Православной Церкви, предпринимавшие возможные действия для устранения препятствий к уврачеванию раскола, понимали, что средостение, возникшее в связи с клятвенными определениями Соборов 1656 и 1667 гг., должно быть устранено. В известном " Увещании Православной Кафолической Церкви " , увидевшем свет в 1765 году, говорилось о признании православности старых обрядов и спасительности употребления их. VI Отдел Предсоборного Присутствия 1906 года вынес постановление - ходатайствовать перед будущим Поместным Собором Русской Православной Церкви об отмене этих клятв. Об этом же говорило постановление Отдела по единоверию и старообрядчеству Поместного Собора 1917/18 г. В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде Русской Православной Церкви Патриарший Священный Синод под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященного Митрополита Нижегородского Сергия 23(10) апреля 1929 года подтвердил православие богослужебных книг, напечатанных при первых пяти Российских патриархах. Старые русские обряды были засвидетельствованы как спасительные. Порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты. Клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 гг. отменены, яко не бывшие.

http://drevo-info.ru/articles/26676.html

14. Собрание Священного Синода и Высшего Церковного Со­вета, каждого в отдельности, равно как и соединенное их заседание считаются состоявшимися, когда присутствуют, кроме Председателя, не менее половины членов каждого учреждения. 15. Дела в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов, или большинством голосов. При равенстве го­лосов голос Председателя дает перевес. 16. Никто из присутствующих в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете не может воздерживаться от го­лосования. 17. Каждый из членов Священного Синода и Высшего Цер­ковного Совета в случае несогласия с принятым решение может подать отдельное мнение, каковое должен заявить в том же заседании, с изложением оснований его, и представить в письменной форме не позднее трех дней со дня заседания, не считая дня самого заявления. Отдельные мнения прилагаются к делу, не останавливая решения его. 18. Дела, подлежащие разрешению Священного Синода и Выс­шего Церковного Совета, а равно и соединенного их присутствия, вносятся на рассмотрение сих установлений по распоряжению или почину Патриарха. Право возбуждения вопросов принадлежит так­же и каждому отдельному члену Синода и Совета, по принадлеж­ности, причем соответствующие заявления в письменной форме подаются чрез Патриарха. 19. Поступившие на разрешение указанных учреждений дела Патриарх не в праве своею властью ни снимать с обсуждения, ни препятствовать постановлению по ним решений, ни приостанавливать приведение сих решений в исполнение. 20. В тех случаях, когда Патриархом будет признано, что постановленные решения не соответствуют пользе и благу Церкви, ему предоставляется право протеста, который должен быть заявлен Патриархом в том же заседании и затем изложен в трехдневный со дня постановления решения срок в письменной форме, после чего дело не позднее семидневного сро­ка со дня поступления протеста передается на новое рассмотрение Священного Синода и Высшего Церковного Совета, или соединен­ного присутствия сих учреждений, по принадлежности, причем в разрешении его обязательно принимают участие все наличные при­сутствующие в данную сессию члены означенных учреждений. Ес­ли Патриарх, однако, не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то таковое или приостанавливается производством, или передается им на окончательное разрешение ближайшего Всероссийского Поместного Собора, или по этому де­лу Патриарх принимает самостоятельное решение и приводит его в исполнение; принятое в таком порядке решение вносится на рассмотрение ближайшего Собора – очередного или чрезвычайного, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Святейший Патриарх довел до сведения президента СССР критическое отношение Поместного Собора к проекту нового закона «О свободе совести и религиозных организациях», и тогда была достигнута договоренность об участии представителей Православной Церкви и других религиозных общин в дальнейшей работе над законопроектом. Это благоприятно отразилось на содержании закона, принятого 1 октября 1990 г. и утвердившего за отдельными приходами, церковными учреждениями, в том числе и Патриархией, права юридического лица. Исключительно важное положение нового закона содержалось в статье 6-й, которая, хотя и подтверждала принцип отделения школы от Церкви, тем не менее открывала юридическую возможность для религиозного обучения детей. Новый закон сохранял прежний Совет по делам религий, но менял его функции, лишал его властных полномочий по отношению к религиозным организациям, превращая его в информационный, консультативный и экспертный центр. Спустя месяц после издания союзного закона был принят российский закон «О свободе вероисповеданий». Он не предусматривал уже правительственного учреждения, подобного Совету по делам религий; вместо него в Верховном Совете была образована Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям. Положение об отделении школы от Церкви формулировалось в более деликатной форме: «Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». При этом, однако, преподавание вероучения на факультативной основе допускалось «в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях». Преподавание же «религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин» могло, в соответствии с законом, «входить в учебную программу государственных учебных заведений». Радикальные перемены в правовом статусе Русской Православной Церкви, рост ее влияния и авторитета в сфере государственной и общественной не вызывали всеобщего энтузиазма. Серия убийств священников, ни одно из которых не было раскрыто, убеждала верующих в том, что в определенных кругах к Церкви сохраняется враждебное отношение. 9 сентября 1990 г. неподалеку от своего дома был убит широко известный на Западе и пользовавшийся большим авторитетом в среде церковной и околоцерковной интеллигенции, особенно у новообращенных, протоиерей Александр Мень. Церковный народ и вся российская общественность были потрясены злодеянием, совершенным в Оптиной пустыни на Пасху 1993 г. – зверским убийством иеромонаха Василия (Рослякова) и монахов Трофима и Ферапонта. Схваченный вскоре убийца признался в содеянном и назвал себя сатанистом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Несколько иначе обстоит дело с разнородным правовым материалом, который был включен в " Кормчую Книгу " . Поскольку некоторые из законов византийских императоров вошли через " Кормчую Книгу " в русское право и сохранили силу не в результате зависимости Руси от издавшей их государственной власти, а по причине собственно церковных нужд и благодаря церковной традиции, то, по меньшей мере, относительную важность следует признавать даже за государственными законами византийского происхождения, включенными в " Кормчую " , в частности, по такому ее отделу, как церковное брачное право, которое сравнительно мало регламентировано канонами. Поэтому в некоторых случаях приходится ссылаться на византийские новеллы, освященные многовековой церковной традицией. Источники церковного права на западе Ввиду обилия и разнообразия церковно-правового материала встает вопрос об иерархии разных источников действующего ныне права Русской Православной Церкви. Первое место по авторитетности, бесспорно, принадлежит каноническому кодексу Вселенской Православной ЦерквиПравилам Святых Апостолов, Соборов и Отцов, которые включены в " Пидалион " , " Афинскую Синтагму " и, в переводе на славяно-российский язык, в нашу " Книгу правил " . Эти правила не подлежат отмене, по меньшей мере, властью поместной Церкви. Следом за канонами по важности надо поставить " Устав Русской Православной Церкви " , принятый на Соборе 1988 г. и вполне заменивший " Положение о Русской Православной Церкви " , изданное Собором 1945 г. Определения Собора 1917-1918 гг. сохранили законную силу в той их части, которая не отменена формально, не заменена новыми нормами " Устава " и не противоречит существующим условиям церковной жизни. Источником действующего церковного права являются также Определения Священного Синода и Указы Святейших Патриархов, Патриарших Местоблюстителей и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя — те из них, которые опять-таки не отменены и не устарели. Церковное законодательство собственно церковного происхождения синодальной и досинодальной эпохи сохранило свою силу настолько, насколько оно не отменено, не изменено и не устарело. Что же касается государственных законов о Церкви дореволюционного периода, не авторизованных высшей церковной властью, то они утратили силу. В новых государственно-правовых условиях внешнее положение Церкви в государстве определяется современным государственным законодательством; а право прежней государственной власти законодательствовать по внутрицерковным делам с самого начала не имело достаточных канонических оснований.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Посему церковное, внутреннее, каноническое, принадлежащее высшей церковной власти законодательство не должно восходить на обсуждение Государственной Думы и Государственного Совета. IX. Церковное значение эти каноны имеют для Церкви в силу своего источника. Для придания же им государственного значения необходимо только утверждение Верховной Самодержавной власти, которая, по ст. 4 Основных Законов, принадлежит единственно Государю Императору, обязательно исповедующему, по ст. 62 Основных законов, святую православную веру. Церковное законодательство по внутренним делам должно стоять в непосредственном отношении к Самодержавному Монарху, без посредства Государственной Думы и Государственного Совета. Российский Самодержец Государь Император, по сим основным законам, есть первый сын православной русской Церкви, защитник и хранитель догматов её и блюститель всякого в ней благочиния, и посему Он есть Первый Миссионер Православной Веры и Церкви, как носитель идеалов православного русского народа, по самому своему мировому положению, имеющего миссионерское призвание в деле хранения и распространения православной истины. В возможности всего этого утверждают нас правила о созыве предстоящего поместного собора, утвержденные только Высочайшею милостью, минуя Государственную Думу и Государственный Совет, и засим самые постановления собора будут поднесены на утверждение только Государя Императора. Необходимо просить Святейший Синод повергнуть в сем смысле верноподданническое усерднейшее ходатайство от лица миссионерского съезда пред Его Императорским Величеством Государем Императором. Тезисы II. Г. Айвазова. I. С половины 1905 года Русское государство при разработке и издании вероисповедных законов изменило свои отношения к первенствующей и господствующей в ней Православной Церкви. Оно стало блюсти и охранять интересы только государства, понимая их по-новому; интересы православной Церкви оно перестало считать в прежней мере своими и перестало обусловливать min появление того или другого вероисповедного закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Таким образом, в русском богословии ко времени завершения работы Поместного Собора все без исключения разделяли мнение о том, что секты были религиозными по своей природе, а их учения – еретическими; причиной обращения в секту в подавляющем большинстве случаев были не внешние обстоятельства, а стремление к спасению, несмотря на то, что ложь и обман были в числе методов сектантской пропаганды. Залог эффективности церковной миссии, в том числе и противосектантской, видели в ее опоре на свои силы, а не на поддержку государства, за исключением борьбы с изуверскими сектами. 1.7. Использование терминов ересь и секта в документах святейшего синода православной греко-российской церкви и в государственных законах российской империи. Особенности употребления терминов ересь и секта в богословии отразились в период с середины XVIII в. до начала XX в. и в текстах официальных церковных документов. В определении Святейшего Синода Православной Греко-Российской Церкви от 31 мая 1735 г. о деятельности сект хлыстов они прямо именуются ересью. Однако в последующих документах слова секта и ересь применительно к хлыстам и другим сектам встречаются и вместе, и порознь. В документах канцелярии Синода термин ересь использовался, в частности, применительно к прыгунам («ересь прыгунов» 691 ) – одному из толков молоканства, к штундизму, 692 который в Отчете Обер-прокурора Святейшего Синода назван «новой ересью», 693 а в Определении Синода – еретическим учением. 694 В «Послании» к народу Киевского Собора архиереев Юго-Западного края, состоявшегося в 1884 г. и выработавшего меры борьбы с штундою, говорится о необходимости критического изучения вероучения в семинариях края местных ересей (т. е. распространенных там сект). 695 Но в некоторых официальных церковных текстах употреблялся только термин секта. Так, Священным Синодом в 1884 г. осуждены как сектантские брошюры пашковцев, извращающих христианское учение. 696 В «Правилах об устройстве миссии и о способе действия миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам», утвержденных Синодом 25 мая 1888 г., 697 и в многочисленных документах об организации противосектантской работы используется слово секта. 698

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Неотъемлемой частью проводимой большевиками политики по созданию светского государства являлось проведение мероприятий по отделению школы от церкви. В последнем разделе сборника приведены материалы Священного Собора, его отделов и комиссий, связанные с противодействием захватам зданий и имущества духовных академий, семинарий, училищ и церковно-приходских школ, ликвидации домовых церквей при учебных заведениях, роспуску духовных учебных заведений VII.15, VII.17.3, приложение 2 к VI 1.17.7, VI 1.29.4, VII.44). Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет поручили члену Поместного Собора и Комиссии по переговорам с СНК протоиерею К. М. Аггееву довести точку зрения Православной Российской Церкви по этому вопросу до советского правительства VI 1.22). Доклады и письма церковного посланца в адрес управделами СНК В.Д. Бонч-Бруевича публикуются в настоящем сборнике VII.11-VII.14, VII.17.1). Большевистскими решениями об отделении школы от Церкви и последовавшим их претворением в жизнь были недовольны духовенство, педагоги духовных учебных заведений и прихожане Московской, Орловской, Пермской, Олонецкой, Воронежской, Казанской и многих других епархий VII.I6.3–VI1.16.5, VII.17.4, VII.17.6, VII.18, VII.19, V1I.21, VII.35, VI1.49, VII.57, VII.60). Представлены в сборнике исторические источники, освещающие попытки профессорско-преподавательской корпорации Петроградской духовной академии путем переговоров с НКП решить проблему ее существования в новых условиях, соединив академию с Петроградским университетом VII.7.1, VII.7.2, VII.7.5, VII.59). Эта идея была поддержана в Российской академии наук, о чем свидетельствует письмо ее непременного секретаря академика С.Ф. Ольденбурга, направленное в СНК (приложение к VII.7.4). С. Г. Петров, канд. ист. наук (Новосибирск) 111 См.. например: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 35. С. 322. 440, 497, 575; Т. 37. С. 185–187; Декреты Октябрьской революции (Правительственные акты, подписанные или утвержденные Лениным как председателем Совнаркома). М., 1933. Т. 1: От Октябрьского переворота до роспуска Учредительного собрания. С. 1–2, 7–14, 28–31, 333–340; Декреты Советской власти. М., 1957–1968. Т. 1–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государь Император 13 марта Высочайше повелел: «изъять вопрос из совещания (Министров) и передать на рассмотрение Святейшего Синода» 1064 . Святейший Синод, обсудив величайшей важности вопрос о желательных преобразованиях в Православной Русской Церкви, признал существенно необходимым пересмотреть нынешнее государственное положение Церкви в России и преобразовать ее управление ввиду новых прав и свобод, дарованных инославным исповеданиям, «старообрядцам» и всяким сектантам. Повергая свои соображения на благоусмотрение Государя Императора, Святейший Синод испрашивал Высочайшего соизволения на созвание в Москве Поместного Собора всех епархиальных епископов Православной Российской Церкви для лучшего устроения Синодального управления, для избрания Всероссийского Патриарха и разрешения других вопросов, имеющих быть предварительно разобранными в Святейшем Синоде. И на собрании Св. Синода 18 марта в квартире Митрополита С.-Петербургского, решено было ходатайствовать о созыве Собора в лето 1905 г. Время же то было такое, когда все враги и предатели России, внешние и внутренние, с яростью и лукавством нападали на отечество наше. На войне Японской подготовлялся разгром всех морских сил России, а на суше терпелись страшные поражения в Манчжурии и шли позорные отступления... Внутри России происходили грозные явления смуты и подпольной крамолы, разражавшиеся разными революционными демонстрациями, аграрными безпорядками, буйными постановлениями на повсеместных всяких съездах (даже медицинских), которые довели до вооруженного восстания в Москве и до гражданской войны в Прибалтийском крае и на Кавказе... В такое-то страшное бурное время Витте стремился провести важные церковные реформы с особенной поспешностью, наподобие политического переворота, совсем изолированно от православно-русского народа и без опроса даже епископов Церкви Русской, игнорируя тяготу и разбитость смутного общественного положения православных Русских граждан в то время... И вот Православный Верховный Защитник христианской Церкви в России явился спасителем от великой разрушительной опасности, которая грозила Русской Церкви, подобно Дальне-Восточным и земско-аграрным Виттевским замыслам: 31 марта Государь ИМПЕРАТОР положил на упомянутый доклад Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В ПСТГУ подведены итоги Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры и Многопрофильной олимпиады «Аксиос» 21 марта 2017 г. 11:44 19 марта 2017 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в рамках Дня открытых дверей состоялось подведение итогов IX Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры «Русь святая, храни веру православную» и XII Многопрофильной олимпиады «Аксиос». В олимпиаде «Аксиос» приняли участие более 3000 учащихся 5-11 классов из различных регионов страны от Хабаровска до Калининграда. Олимпиада проводилась на основе общеобразовательных школьных программ и включала два тура: очный и заочный. По словам организатора олимпиады Ирины Артамкиной, призерами и победителями олимпиады «Аксиос» стали около 300 школьников. «Победители и призеры профилей " Литература " и " Обществознание " , входящих в Перечень Российского совета олимпиад школьников (РСОШ), получат льготы при поступлении в вузы. Участие в олимпиаде учитывается и при поступлении в ПСТГУ», — подчеркнула И. Артамкина. IX олимпиада по Основам православной культуры для учащихся 5-11 классов проходила в 3 этапа: школьный, муниципальный (отборочный) и региональный (заключительный). Основная тема олимпиады: «Русь уходящая: русская культура перед лицом гонений». В задания олимпиады были включены материалы, связанные с подвигом новомучеников и исповедников российских, а также памятными событиями Отечественной истории: 100-летием Поместного Собора Русской Православной Церкви и 100-летием восстановления Патриаршества. «Вот уже девятый год наш университет проводит олимпиаду " Основы православной культуры " . В этом году в олимпиаде участвовало около 300 тысяч школьников из более чем 10 тысяч школ 83-х регионов России, а также участники из Литвы и посольских школ Мальты, Италии, Таиланда, — рассказала организатор олимпиады Виктория Туфрина. — Мы рады видеть среди участников нашей олимпиады и четвероклассников, обучающихся не только по модулю " Основы православной культуры " , но и по модулю " Светская этика " ».

http://patriarchia.ru/db/text/4841179.ht...

С 1868 по 1917 годы было издано 11 томов другого фундаментального собрания: «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода». Как видно из названия, в этом издании сами документы не опубликованы, а содержится только их описание. Указы по Ведомству Православного Исповедания помещены также в «Полном собрании законов Российской Империи» в хронологическом порядке. В кодифицированном собрании – «Своде законов Российской Империи» – законы и указы, касающиеся Церкви, помещены в I томе (основные законы, в которых провозглашается исповедания Православия Императором); «Устав о службе гражданской», где говорится и о духовных лицах в связи с общими правилами о наградах, окладах и пенсиях, – в III томе; «Устав о повинностях», отдельные статьи которого относятся к духовенству, его имуществу и церковному имуществу, – в IV томе; «Лесной устав» – о лесах, принадлежащих церковным учреждениям, и «Счётный устав» – о контроле при Святейшем Синоде – в VIII томе; в IX томе («Законы о состоянии») изложены права белого и монашествующего духовенства; в XIII томе («Устав общественного призрения и врачебный устав») собраны законы, касающиеся епархиальных попечительств о бедных духовного звания; XIV том («Устав о содержании под стражей и устав о предупреждении и пресечении преступлений») включает в себя законы о тюремных церквах, о преступлениях против веры и Церкви; в XVI томе («Уставы судопроизводства») собраны законы о судопроизводстве по делам о преступлениях против Церкви и по гражданским делам церковных учреждений. 15.4. Церковное законодательство начала XX века В 1905 году государственный строй Российской Империи подвергся радикальным преобразованиям. Высшими законодательными органами, помимо Императора, стали Государственная Дума и Государственный Совет. В их состав входили, естественно, не только православные лица. Тем не менее, законы, касающиеся Православной Церкви, например, о финансовых сметах Синода, рассматривались Государственным Советом и Думой. В церковной среде, а также в правительственных сферах, был поднят вопрос созыве Поместного Собора. Подготовка к нему продолжалась с перерывами до августа 1917 года. Документы, связанные с подготовкой Собора, хотя и не имели никогда обязательного значения, тем не менее, представляют собой важные церковно-исторические и, в некотором смысле, церковно-правовые памятники, поскольку в них отражено каноническое сознание епископата, духовенства и мирян. Особенно интересны «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», изданные в 1906 году, и «Журналы и протоколы Предсоборного Присутствия», опубликованные в «Церковных Ведомостях» в 1906 – 1907 годах, а также отдельным изданием в 1906 – 1909 годах. 16. Источники церковного права новейшей эпохи

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010