м. земельный участок (не более 15 соток на каждую сестру), разрешить инокиням заниматься хозяйством, промыслами, организовывать мастерские. К тому времени в мон-ре проживали 47 насельниц, но к 1947 г. из-за закрытия др. жен. обителей их число возросло до 78. В 1946 г. в О. м. переселили сестер житомирской Успенской Подольской общины, а также насельниц Любарского Георгиевского монастыря (15 монахинь), настоятельницей которого являлась мон. Иннокентия (Олейник). В 1947 г. О. м. получил в пользование 9 га земли. В том же году монахини добились передачи им Васильевской ц. До этого храм числился за приходской общиной. Настоятельницами обители были Магдалина (Дубинович) - в 1943-1946 гг., Флавиана (Проценко; 1886-?) - в 1946-1949 гг., Лукия (Дмитренко) - вторично в 1950-1955 гг., Анастасия (Жуковская) - в 1955-1958 гг., Нина (Ребенкова) - в 1958 г. и вновь Анастасия - в 1958-1959 гг. Первым духовником обители и настоятелем приходской общины Васильевского собора (действовавшей одновременно с общиной мон-ря) с 1942 г. являлся прот. Елеазар Юзепчук, к-рый, овдовев, принял монашество с именем Пимен в 1954 г.; из-за давления властей в нач. 50-х гг. переведен на должность 2-го священника собора. В 1952-1954 гг. настоятелем соборной общины и духовником обители являлся свящ. Иоанн Хряков, в 1954-1956 гг.- свящ. Стефан Голубовский, в 1956-1959 гг.- свящ. Александр Азарченко. Несмотря на сложные условия, священноначалие стремилось сохранить обитель; в 1955 г. на 50 тыс. р., пожертвованных патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским), реставрировали фрески Васильевского собора. В 1957 г. на средства еп. Житомирского и Овручского Венедикта (Полякова) в подвале собора был устроен Макариевский храм. Согласно постановлению СМ СССР от 16 окт. 1958 г. «О монастырях в СССР» и постановлению СМ УССР от 1 нояб. 1958 г. «О монастырях в УССР», предусматривалось сократить количество мон-рей на Украине. Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по УССР Г. П. Пинчук предложил закрыть 19 обителей, в т.

http://pravenc.ru/text/2578159.html

Изяслав Ярославич Вел. Кн. Окт. 3. Иконы: образ нерукотвор. Спаса. Окт. 18. Авг. 16. – Живоначальныя Троицы. Дек. 7. – Владимирской Богоматери. Мая 21. Июня 23. Авг. 1. 26. Знамения Богоматери. Ноября 26. – Одигитрии Богомат. Авг. 1. 15. Марта 29. 31. Июля 11. – Олонецкия Богоматери. Июля 10. – Казанской Богоматери. Июля 8. – Смоленской Богоматери. Июля 28. Ноября 21. – Тихвинской Богоматери. Июля 11. Икона Колочской Богоматери. Июля 11. – Феодоровской Богоматери. Авг. 15. – Николая Чудотворца Зарайского. Июля 29. Иноческое житие: – Устав. Авг. 19. Марта. 11. Окт. 21. Грамота Преп. Иосифа. – О иноческом и монастырском устроении. Сент. 30. – Келейное правило иноков . Сент. 30. Ипполит Папа Римский. Марта 31. Ирод и младенцев избиение. Дек. 29. Исаак Праотец. Окт. 9. Исидор Митропол. Марта 30. Исихий пресвитер; его слово на Сретение Господне. Февраля 2. О искушениях и напастях, находящих на Святых. Дек. 17. Иоанн Златоуст ; его слова. Генв. 6. Сент. 1. Дек. 20, 23; его житие. См. Жития. Иоанн Патриарх Антиохийский. Дек. 4. Иоанн Даниилович Вел. Кн. Марта 31. Иоанн Еп. Евхаитский. Генваря 30. Иосиф игум. Волоцкий; его грамота. Сент. 30. Иосиф прекрасный. Марта 29,31. 31. Иона Архиеписк. Новгородский. Ноября 5. Февр. 29. Иустиниана Царя законы. Сентября 30. Казанская икона Богоматери, см. Иконы. Казань город. Апр. 7. Канон Св. Духу. Июня 30. Келейное правило иноков. Сент. 30. Кирилл философ. Генв.27. Кирилл Архиеп. Александрийский. Марта 14. Апр. 22. Авг. 6. Дек. 17. Июля 16, Кирилл Архиеп. Иерусалимский. Февр. 2. Киевопечерская церковь . См. Печерск. монастырь. Мая 3. Климент Папа Римский. Ноября 25. Генв. 30. Колочский монастырь. Июня 11. Константин Митропол. Киевский. Чудо о преставлении его. Марта 14. Константинополь. Авг. 7. Кончина Мира. Марта 31. Креста Господень. Сент. 14. Мая 7. Крещение Господне. Генв. 4.6. Косма Веститор. Генв. 27.. Космы игум. видение. Окт. 5. Лазарь друг Божий. Слово о нем. Окт. 17. О Латинах. Мая 3. Леонтий Епископ Кипрский. Ноября 12. Леонтий пресвит. чернориз. Ноября 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

41. Православный приход в Тегеране (Иран) 42. Свято-Георгиевский храм при Посольстве Российской Федерации в Праге (Чехия) 43. Православный приход на Кипре 23. 418 Статьи общей тематики о жизни прихода… 23. 419 Лавры, монастыри и храмы РПЦ 23. 419–1 Лавры 23. 419–2 Монастыри… 23. 419–3 Храмы 23. 419–4 Сельские Церкви 23. 419–5 Часовни. 23. 419–6 Передвижные церкви 23. 5 Духовное просвещение и образование, включая православные школы и гимназии 23. 51 Учебные заведения РПЦ. Общие вопросы 23. 51–1 Духовные академии и семинарии 23. 51–2 Аспирантура при Московской духовной академии 23. 51–3 Регентские классы (отделения). 23. 51–4 Духовные училища… 23. 51–5 Пастырские курсы 23. 51–6 Православные ВУЗы 23. 52 Защита магистерских и докторских диссертаций 23. 53 Приветственные слова и речи в учебных заведениях 23. 54 Правила приема в учебные заведения. 23. 55 Архиереи и другие видные деятели РПЦ 23. 55–1 Архиереи. 23. 55–2 Монашествующие 23. 55–3 Белое духовенство 23. 55–4 Миряне 23. 6 Церковь и общество 23. 61 Церковь и школа (детские сады, средние и высшие учебные заведения) 23. 62 Церковь и исправительные учреждения. 23. 63 Церковь и культура, включая СМИ 23. 64 Церковь и медицина; борьба с алкоголизмом и наркоманией. 23. 65 Благотворительная деятельность РПЦ 23. 66 Патриотическая деятельность РПЦ, включая все периоды истории, а также трагедию на ЧАЭС… 23. 67 Миротворческая деятельность РПЦ… 23. 68 Церковь и государство. 23. 7 Расколы в РПЦ 23. 71 Внутренние расколы 23. 72 Зарубежные расколы (Карловацкий и др. ); иерархия РПЦЗ. 23. 8 Другие стороны жизни РПЦ 23. 81 Молодежные организации и движения РПЦ; православные братства и сестричества 23. 82 Ордена и медали РПЦ 23. 83 Фонд премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария 23. 84 Участие РПЦ в различных приемах; хроника и др… История русского старообрядчества] История славянских церквей] 25. Общие вопросы истории Славянских Церквей 25. 1 Сербская Православная Церковь 25. 2 Болгарская Православная Церковь 25. 3 Польская Православная Церковь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1958-1959 гг. в регионе действовали 58 храмов, из них 15 - в Ленинграде (из Л. о. в состав обл. центра перешли церкви в Красном Селе, Парголове, Покровском (ныне Динамо) и на ст. Лисий Нос). В это число не вошли кладбищенская Ксениевская часовня и храм св. Иоанна Богослова при ЛДАиС в Ленинграде, не имевшие статуса приходов, и приписные кладбищенские храмы в Л. о. Были зарегистрированы 205 священнослужителей: 2 архиерея, 138 священников, 36 диаконов и 29 псаломщиков; из них в Л. о.- 59 священников, 9 диаконов и 15 псаломщиков. Начало антирелиг. кампании в кон. 50-х гг. XX в. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) в Л. о. было положено закрытием часовен и сносом нек-рых из них. В числе первых была разрушена часовня вмч. Георгия, устроенная на месте явления святого в дер. Ложголово (ныне Сланцевского р-на). В авг. 1958 г. священники Сидоров и Н. И. Недремский пытались возобновить часовню, чтобы, по мнению уполномоченного, превратить ее в место паломничества; в ответ местные власти снесли здание. В 1958 г. были закрыты часовни в дер. Скворицы Гатчинского р-на, в дер. Петровская Горка Лужского р-на, в деревнях Сойкино и Стремление, а также в дер. Ручьи Кингисеппского р-на. В 1958-1959 гг. были сняты с регистрации все заштатные клирики, имевшие право служить,- более 20 чел. В 1960 г. общины в Нов. Ладоге и в Парголове, использовавшие по 2 храма - летний и зимний, лишились по одному храму. Власти поощряли отречение от Церкви клириков. В 1958 г. о снятии сана заявил свящ. Павел Дарманский из Иовлевской ц. на Волковском кладбище, в 1960 г.- священники Павел Кузин и Александр Осипов, в 1961 г.- иером. Давид (Попиков). В 1958-1959 гг. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Ленинграду и области И. В. Чернов вел борьбу с паломничеством как к действующим, так и к уже закрытым храмам. В рамках этой кампании были взорваны в 1961 г. Успенская ц. на Сенной пл. в Ленинграде и собор Троице-Сергиевой пуст. в Стрельне. Уполномоченный рекомендовал снести другие почитаемые недействующие святыни города: Иоанновский (Иоанна Рильского) мон-рь на Карповке (место погребения св. прав. Иоанна Кронштадтского) и Воскресенский храм (храм Спаса на Крови). В 1959 г. уполномоченный писал, что необходимо уничтожить на Смоленском кладбище могилу блж. Анны, к-рую начинают почитать наравне с блж. Ксенией; решено было убрать со склепа семьи Слепухиных-Волковых на том же кладбище мозаическую икону Христа Спасителя, привлекавшую молящихся. В 1958 г. уполномоченный принял меры к прекращению паломничества к заштатному архим. Серафиму (Проценко; † 28 дек. 1960), жившему в Вырице; из села была выдворена его келейница схим. Таисия (Коржавина) (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1670. Л. 39).

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Введение I Глава. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1943–1958 гг. § 1. Кризис церковно-государственных отношений в России к 1943 году. § 2. Церковно-государственные отношения в 1943–1958 гг. § 3. Особенности развития внутрицерковной жизни в 1943–1958 гг. Таблица 1 II Глава. Гонения на Церковь в СССР В 1958–1964 гг.: роль в них государства и общества § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. § 2. Реформа приходского управления. Закрытие храмов, как одно из важнейших направлений хрущевской антицерковной политики. Таблица 1. Закрытие храмов в Костромской области в 1961–1964 годах Таблица 2. Закрытие храмов в Ивановской области в 1961–1964 годах Таблица 3. Количество православных церквей, молитвенных домов и священников в некоторых областях РСФСР (на 01.01.1958) Таблица 4. Закрытые храмы Владимирской епархии (на 01.01.1962 г.) § 3. Общественная реакция на антицерковную компанию в России в 1958–1964 гг. Жизнь православного духовенства в этот период. III Глава. Отражение атеистической политики советского государства на внутрицерковной жизни и реакция советского общества на государственный атеизм в 1964–1988 гг. Таблица 1. Количество треб, совершенных в Ивановской, Костромской и Владимирской епархиях в 1960-е годы Таблица 2. Сведения о численном составе духовенства Владимирской епархии в 1962–1984 годах Таблица 3. Сведения о численном составе духовенства Ивановской епархии в 1977–1987 годах § 2. Русская Православная Церковь и религиозные диссиденты в 60–80-е годы ХХ века § 3. Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 года и его роль в изменениях во внутрицерковной жизни. § 4. Общественное сопротивление в России советской атеистической политике. IV Глава. Русская Православная Церковь в постсоветской России § 2.Церковно-государственные отношения в условиях постсоветской России. § 3. Постсоветское общество в России и Русская Православная Церковь § 4. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года – важнейший этап истории Российского Православия. V Глава. Проблемы духовного образования в России в 1943–2000 ГГ. § 1. Православные духовные школы до революции 1917 года и в СССР до 1988 года. Таблица 1. Наличие богословских степеней у духовенства Владимирской епархии в 1970-е годы § 2. Духовное образование в России в 1990–2003 гг. § 3. Особенности становления некоторых провинциальных Российских духовных учебных заведений в 1990–2003 годах. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евдоким (Мещерский; 18 марта - 21 окт. 1918 временно управлял епархией), еп. Филарет (Никольский; 23 авг. 1918 - 13 мая 1919 временно управлял епархией), архиеп. Серафим (Мещеряков; 13 мая 1919 - 16 июня 1922), архиеп. Севастиан (Вести; июль-сент. 1923, 1924 - 8 дек. 1929), еп. сщмч. Августин (Беляев; 22 сент. 1923 - 16 февр. 1924), еп. Сильвестр II (Братановский; 1924), архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов; 13 янв. 1930 - 13 мая 1932), еп. Гурий (Степанов; 25 июня - 13 авг. 1930), архиеп. сщмч. Никодим (Кротков; 10 июня 1932 - 3 дек. 1936), еп. Феодосий (Кирика; авг. 1937), архиеп. Антоний (Кротевич; 1946 - 16 нояб. 1953), еп. Иоанн (Разумов; 30 нояб. 1953 - 11 нояб. 1954), еп. Арсений (Крылов; 11 нояб. 1954 - 17 сент. 1956), еп. Сергий II (Костин; 17 сент. 1956 - 15 июня 1959), архиеп. Пимен (Извеков; 1 нояб. 1959 - 16 марта 1961 временно управлял епархией (впосл. патриарх Московский и всея Руси)); архиеп. Иоанн II (Лавриненко; 16 марта - 5 мая 1961), еп. Донат (Щёголев; 5 мая - 5 июля 1961), еп. Никодим II (Руснак; 10 авг. 1961 - 21 апр. 1964), архиеп. Кассиан (Ярославский; 20 мая 1964 - 30 нояб. 1988), архиеп. Иов (Тывонюк; 30 нояб. 1988 - 13 сент. 1989), архиеп. Александр (Могилёв; 13 сент. 1989 - 5 марта 2010), архиеп. Алексий (Фролов; 5 марта 2010 - 3 дек. 2013), еп Ферапонт (Кашин; с 25-26 дек. 2013; 13 мая - 25-26 дек. 2013 временно управлял епархией). Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 25, 26, 27, 28, 31, 130, 131, 132, 242, 360, 701, 1146, Р-2102; ГАИО. Ф. Р-2953. Ист.: Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1861. Т. 12: Костромская губерния. С. 191-192, 450-480; Диев М., прот. Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губернии. М., 1892; Мат-лы для истории Костромской епархии. Кострома, 1895-1912. 5 вып.; Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери//ВАИ. 1909. Вып. 19. С. 187-260; Дозорная книга г. Солигалича 1614 года//Костромская земля: Краевед. альм. Кострома, 1992. Вып. 2. С. 36-38; Переписная книга Солигалича 1628 г.//Там же.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

После смерти Патриарха Тимофея, в 1956 г. греко-араб. конфликт в ИПЦ возобновился. 23 марта 1956 г. в Иерусалиме состоялся 4-й конгресс правосл. арабов, к-рый потребовал от Правительства Иордании издать новый Устав для ИПЦ, где были бы зафиксированы право участия смешанного церковного совета с араб. большинством во всех делах Церкви, не касающихся напрямую вероучения и богослужения, право Смешанного совета участвовать в выборе кандидатур на Патриарший престол, а также введение арабов в состав Святогробского братства. В 1956 г. продолжалось противостояние, в к-ром Свящ. Синод ИПЦ неоднократно получал от Правительства Иордании во главе с Сулейманом ан-Набусли разрешение созвать Собор для выборов Патриарха, но под давлением араб. паствы эти решения всякий раз отменялись. Наконец правительство настояло на изменении Устава Церкви. 23 дек. 1956 г. был опубликован новый Устав ИПЦ, согласно к-рому должен был быть сформирован Смешанный церковный совет из 6 членов клира и 12 светских представителей, треть доходов Патриархата передавалась под контроль паствы, а также избирались 2 епископа-араба - для общин Вост. Иерусалима и Аммана. 29 янв. 1957 г. новым Патриархом был избран Венедикт (Пападопулос). Однако большинство норм Устава 1956 г. не было воплощено в жизнь. В апр. 1957 г., в ходе внутриполитической борьбы в Иордании, правительство ан-Набусли ушло в отставку, а кабинет Самира ар-Рифаи 1 июля 1958 г. издал новый Устав ИПЦ. Состав Смешанного совета был изменен: 5 представителей клира и 8 светских при обязательном утверждении всех членов совета патриархом. Бюджет Церкви вновь перешел под исключительный контроль Свящ. Синода; Святогробское братство осталось закрытым для лиц негреч. происхождения. Были подтверждены права собственности Святогробского братства на св. места в храме Гроба Господня, Вифлееме и др. Новое законодательство оставило в силе прежнее положение в ИПЦ с исключительными прерогативами греч. клира и епископата и отсутствием участия араб. паствы в делах Церкви. Вместе с тем новое законодательство устранило неопределенность в положении ИПЦ и позволило Иерусалимской Патриархии в последующие десятилетия активизировать деятельность по ряду важных направлений.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Иоанн менюжский, 24 июня. Иоанн московский юродивый, 3 июля. Иоанн псковский, 24 окт. Иоанн ростовский, 3 сент. Иоанн суздальский епископ, 15 окт. Иоанн яренский, 3 июля. Иов почаевский, 28 окт. Иоасаф , митр. моск., 27 июля. Иоасаф псковский прап., 4 мая. Иона климецкий, 6 июня. Иона пермский епископ, 29 янв. Иона псковский, 29 мар. Иона соловецкий, 12 июня. Иосиф алавердский, 15 сент. Иосиф заоникиевский, 23 июня. Иосиф печерский, 28 авг. Иосиф грузин муч., 16 сент. Иулианиа , княгиня вяземская, 21 дек. Иулиания лазаревская, 2 янв. Калужской иконы Божией Матери, 8 сент. и 12 окт. Кассиан преподобный авнежский, 15 июня. Кассиан печерский, 28 авг. Кассиан угдицкий, 2 окт. Кассиан спасокаменский, † 1463. Кетевань , царица кахетинская, 13 сент. Киккской иконы Божией Матери, 26 дек. Киприан увотский юродивый, 2 окт. Киприан устюжский, 29 сент. Киприан стороженский на Ладожском озер. Кипрской иконы Божией Матери, 20 апр. и 9 июля. Кипяжской иконы Божией Матери, 20 апр. Кирилл Алйанов, 17 июня. Кирилл важский, 9 июня. Кирилл челнский, 8 дек. Кириак преподобный, 28 апр. Климент , еп. Белицы, 27 июля. Климент Алфанов и братья его, 17 июня. Колайцев 9 бр. мучч. грузин, 22 февр. Коломенской иконы Божией Матери, 9 июня. Константин косинский, 29 июля. Константин князь грузинский, 10 нояб. Константин князь аргветский, 2 окт. Коприй печенгский, 4 февр. Корнилий палеостровский, 21 авг. Корнилий переяславский, 22 июля. Корнилий псковский, 20 февр. Корнилий , ученик Александра свирского . Корсунской иконы Божией Матери, 9 окт. Косма пр. яхронский, 18 февр. Косма ученик Варлаама хутынского. Ксенофонт преподобный робейский, 28 июня. Купятицкой иконы Божией Матери, 15 нояб. Лаврентий калужский юродивый, 10 авг. Лаврентий затворник, 28 авг. Лазарь авва мурманский, 8 мар. Лазарь князь сербский, 15 июня. Левкий , преподобный волоколамский, 7 апр. Леонид преподобный устьнедумский, 17 июля. Леонид , ученик Александра свирского . Леонтий печерский, 28 авг. Лидской иконы Божией Матери, 27 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Послесловие писателя Минеи-четии за месяц Август, л. 1543–1546. Алфавитный указатель имен святых, писателей и сочинений, заключающихся в четиих-минеях священника И. Милютина Авгарь царь Едесский. Августа 16. Окт. 18. Авраам праотец. Октября 9. Аммоний монах. Генв. 14. Андрей Боголюбский Вел. Кн. Июн. 29. Андрей Нижегородский Вел. Кн. Март. 28. Андрониевский монастырь. Сентября 25. Аркадий, Архиеп. Кипрский. Сент. 15. Арефа черноризец. Мая 3. Архипп Преподобн. Его повесть о чудесах Архистратига Михаила. Сент. 6. Афанасий Архиеп. Александр. Мая 21. Батый царь. Февр. 29. Благовещение. Слова па этот день. Март. 23. Богородица, Св. Дева Мария. Авг. 13, 31. Окт. 17. Болгары. Июн. 21. Василий Димитриевич Вел. Кн. Вон. 2. Василий Иванович Вел. Кн. Дек. 23. Василий и Константин, Вел. Кн. Ярославские. Июн. 8. Виталий старец. Ноябр. 12. Владимирская икона Богородицы. См. Иконы. Введение Богородицы. Сент. 8. Ноябр. 21. Воздвижение честного и животворящего креста Господня. Сент. 14. Вознесенский монастырь, о начале и поставлены его. Июн. 7. Вера православная. Прение Григория Омиритского с иудеями. Февр. 29. Георгий авва. Повесть от Патерика. Март. 30. Голутвин монаст. Сент. 25. Грамота духовная Митроп. Киприана. Сент. 16. Григорий монах и пресвитер. Дек. 17. Григорий Цамблак. Окт. 14. Даниил авва. Июн. 7. Апр. 27. Давид Кн. Смоленский. Март. 5. Сент. 19. Давид Святославич Вел. Кн. Окт. 14. Димитрий Александрович Кн. Переяславский. Мая 20. Димитрий Иоаннович Донский Вел. Кн. Мая 19. Димитрий Юрьевич Красный. Септ. 22. Домант Вел. Кн. Литовский. Мая 20. Домиан авва. Февр. 29. Духу Святому Утешителю канон Максима Грека . Июн. 30. О душах человеческих и Ангелах. Март. 27. Евагрий монах. Мая 3. Евдокия Вел. Княгиня, во иночестве Евфросиния. Июн. 7. Евсевий Памфилий ский. Дек. 30. Евтихий Патриарх Цареградский. Апр. 6. Евфимий Патриарх Терновский. Сент. 13. Еретики Новгородские. Грамота Преп. Иосифа Волотского. Сент. 30. Епитимии. Слово Св. Григория Папы Римского. Март. 11. Епифаний иеромонах; его слово о житии Пресвятой Богородицы. Авг. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Он говорит, что Жеребцов разбранил сидельцев за простоту, с которою они делали вылазки на Поляков, и хотел показать им, как нужно делать их по всем правилам военного искусства, но что несколько опытов его вылазок окончились самым печальным образом, так что его должны были выручать те же сидельцы со своей простотой и так что «Немецкая мудрость» (которую, подразумевается, Жеребцов позаимствовал у шведов, союзников Шуйского) оказалась совершенно посрамленною перед этою Русскою простотою, подкрепляемою упованием на Бога и на преподобного Сергия. 4 января 1610 года князь Шуйский прислал в Троицкий монастырь для нападения на Поляков воеводу Григория Валуева с пятьюстами солдатами. Валуев вместе с Жеребцовым и со старыми монастырскими сидельцами в тот же день вышел против Поляков из монастыря и имел с ними жаркий бой; победа осталась нерешенною, но хотя с обеих сторон было много убитых, однако со стороны Поляков более, чем с нашей, и наши если не совсем выжгли, то полувыжгли стан, или лагерь, Сапегин. На девятый день после битвы с Валуевым, 12 января 1610 года, Поляки, как нужно думать, получив ложную весть о движении к монастырю князя Михаила Шуйского со всем войском, чего у Троицы ждали, внезапно снялись из-под монастыря и с беспорядочной быстротой побежали по направлению к Дмитрову. Так кончилась шестнадцатимесячная знаменитая осада Троицкого монастыря Поляками. До сих пор она воспоминается в Лавре тем, что 12 января, в день отступления от нее Поляков, бывает крестный ход кругом нее по сохранившей ее от Поляков стене. XIV. Царские богомольные походы к Троице Преподобный Сергий воссиял в Московской Руси как величайший ее святой, естественно, что он начал быть и чтим в этой Руси исключительным образом. Таким исключительным образом стало чтить его все население нашей Руси; таким исключительным образом стали чтить его и ее государи. Государи признали в преподобном Сергии нарочитого патрона, или покровителя, Русской земли и своего собственного и нарочитого ходатая за землю и за себя перед Богом, признали в нем, как говорит один старый сказатель, «Богом даннаго помощника всему государству и всюду и везде царем и великим князем помощника во бранех, получившаго от Бога благодать всю Российскую землю заступати от находящих врагов христианских, от безбожных Татар, и Немец, и Литвы, и прочих язык, не чтущих по истине Бога Господа нашего Иисуса Христа и хотящих разорити православное христианство».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010