Но если праздник архангела Михаила был для осажденных днем плача и сетования, то следующий день, 9 ноября, во исполнение возвещенного преподобным Сергием архимандриту Иоасафу, что Божия Матерь молится о них, был для них днем величайшей радости и ликования, ибо в этот день Господь даровал им великое одоление Поляков. Решено было рано утром в этот день сделать вылазку, и именно тремя отрядами. Первый отряд вышел в потайные ворота, ведшие в ров, с тем чтобы сделать нападение на Поляков, находившихся под Красной горой у подкопного рва; второй отряд вышел с Пивного двора и через луковый огород, или нынешний Пафнутьев сад, и по плотине Красного пруда, который находился ниже Келарского пруда, между ним и Пятницкою церковию, пошел на Поляков, стоявших на горе Волкуше; третий отряд вышел Конюшенными воротами и направился (как должно думать) на Польские заставы, стоявшие на северной стороне монастыря. Когда из монастыря тремя ударами в осадный колокол дали знать отрядам начинать нападение, то третий отряд, «крикнувши многими гласы, нарекши ясак Сергиево имя», стремительно бросился на Поляков, которые не выдержали и обратились в бегство. Второй отряд вступил в битву с Поляками, находившимися на горе Волкуше. Первый отряд, напав на Поляков, стоявших у подкопного рва, сбил их на Нижний монастырь и за мельницу и – что всего важнее – нашел устье подкопа. Выискались мужественные и самоотверженные люди, которые решились взорвать подкоп и которые это и сделали, пожертвовав своею жизнию: «и благодатию Божиею, – пишет Палицын, – тогда обретоша устие подкопа, вскочше же тогда во глубину подкопа ради творимаго промысла (т. е. для дела, которое нужно было сделать) крестьяне Клементьевские Никон, зовомый Шилов, да Слота и егда зажгоша в подкопе зелие и скалы и смолу, заткнувши устие подкопа, и взорва(-ло) подкоп, Слота же и Никон ту в подкопе сгореша». Второй отряд, напавший на Поляков, находившихся на горе Волкуше, был отбит последними и прогнан до Нижнего монастыря; тогда первый отряд, прогнав Поляков, стоявших у подкопного рва, соединился со вторым, и общими силами они прогнали сейчас указанных Поляков в Терентьевскую рощу и на Волкушу.

http://sedmitza.ru/lib/text/438603/

Отдел по культуре много лет плодотворно сотрудничает с гос. учреждениями культуры, творческими коллективами и подразделениями культуры Новосибирской обл. Среди них - Новосибирская гос. филармония, областной Центр фольклора и этнографии, Новосибирский центр белорусской культуры, Новосибирский областной украинский культурный центр, Новосибирский гос. художественный музей, Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж), Новосибирский областной колледж культуры и искусств, Государственная публичная научно-техническая б-ка СО РАН, Централизованная библиотечная система Октябрьского р-на. В ходе совместной деятельности проводятся концерты, организуются выставки, осуществляются сценические постановки. Архиереи Викарный епископ: Новониколаевский еп. Софроний (Арефьев; 20 февр.- лето 1922). Архиереи самостоятельной епархии: митр. Никифор (Асташевский; 25 сент. 1924 - май 1935; с 1924 епископ, с 1927 архиепископ, с 18 апр. 1932 митрополит), архиеп. Сергий (Васильков; 8 мая 1935 - 29 июля 1937), митр. Варфоломей (Городцов; 26 июля 1943 - 1 июня 1956; первоначально в сане архиепископа, с 24 апр. 1949 в сане митрополита), митр. Нестор (Анисимов; 18 июля 1956 - 8 сент. 1958), еп. Донат (Щёголев; 8 сент. 1958 - 5 мая 1961), еп. Леонтий (Бондарь; 5 мая 1961 - 14 мая 1963), архиеп. Кассиан (Ярославский; 14 мая 1963 - 20 мая 1964), архиеп. Павел (Голышев; 23 июня 1964 - 2 февр. 1972), митр. Гедеон (Докукин; 2 февр. 1972 - 25 янв. 1990; первоначально в сане епископа, с 9 сент. 1977 в сане архиепископа, с 9 сент. 1987 в сане митрополита), Иркутский еп. Вадим (Лазебный; 26 янв.- 19 авг. 1990, в. у.), митр. Тихон (Емельянов; 19 авг. 1990 - 16 июля 1995 в сане епископа, вторично - с 28 дек. 2000 - 28 дек. 2018 (в сане архиепископа, с 8 янв. 2012 в сане митрополита)), еп. Сергий (Соколов; 10 дек. 1995 - 20 окт. 2000); митр. Никодим (Чибисов; 28 дек. 2018). Действующие монастыри Александро-Невский Покровский (женский, в пос. Колывань, учрежден 19 июля 1992), во имя арх. Михаила (мужской, в с. Козиха, учрежден 19 июля 1997), новосибирский во имя святого Иоанна Предтечи (мужской, в Новосибирске, учрежден 6 окт. 1999 во имя мч. Евгения, решением Синода от 27 марта 2007 переименован во имя св. Иоанна Предтечи), новосибирский во имя Новомучеников и исповедников Российских (мужской, в Новосибирске, учрежден 6 окт. 1999).

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Макарий (Оксиюк; 22 апр. 1945 - 7 июля 1951; впосл. митрополит), архиеп. Фотий (Топиро; 27 дек. 1951 - 20 авг. 1952), архиеп. Панкратий (Кашперук; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), архиеп. Палладий (Каминский; 23 июля 1956 - 31 мая 1960), архиеп. Григорий (Закаляк; 15 сент. 1960 - 15 окт. 1964), архиеп. Дамиан (Марчук; 15 окт. 1964 - 8 окт. 1965, до 10 сент. 1965 епископ), митр. Николай (Юрик; 31 окт. 1965 - 23 нояб. 1983, до 18 апр. 1966 епископ, до 17 июня 1971 архиепископ), митр. Никодим (Руснак; 23 нояб. 1983 - 13 сент. 1989, до 9 апр. 1985 архиепископ), архиеп. Ириней (Середний; 13 сент. 1989 - 10 апр. 1990, в наст. время митрополит), еп. Андрей (Горак; 18 апр. 1990 - июль 1992, перешел в неканоническую УПЦ КП), Тернопольский еп. Сергий (Генсицкий; июль-сентябрь 1992, в. у., в наст. время митрополит), архиеп. Августин (Маркевич; 20 сент. 1992 - 20 июля 2012, до 28 июля 1998 епископ, в наст. время митрополит), еп. Филарет (Кучеров; с 20 июля 2012, с 28 июля 2017 в сане архиепископа, с 17 авг. 2019 в сане митрополита). Монастыри Действующие: Межигорский Онуфриевский (мужской; основан в 1993, в 2007 зарегистрирован в с. Мельничном Турковского р-на, в 2010 переведен в с. Межигорье того же района), львовский в честь Преображения Господня (женский; основан в 2003 в с. Сопошин Жолковского р-на, с 2004 во Львове). Упраздненные: Богородице-Рождественский Синеводский (мужской, в бывш. г. Синеводск (или Синеволодск), ныне урочище Монастырище близ пос. В. Синевидное Сколевского р-на; упом. под 1240), Юрьевский (мужской, во Львове; основан после 1269 (1280?), сожжен в 1340, вновь упом. с 1493, с 1700 униатский), Михайловский (мужской, во Львове; упом. под 1250, упразднен до XVI в.), Созанский Михайловский (мужской, в с. Созань совр. Старосамборского р-на; упом. под 1291), Полонинский Задеревачский (мужской, близ совр. с. Задеревач Стрыйского р-на; упом. в XIII в.), Смольницкий Успенский (мужской, в с. Смольница совр. Старосамборского р-на; упом. с 1407, с 1691 униатский), Подгородищенский Онуфриевский (мужской, с.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Константин Булычев 04.10.1911 18.06.1914 11.07.1914 15.05.1917 22.01(04.02)1919 21.11(04.12)1919 23.09(06.10)1923 23.09(06.10).1923 02.1925 19.06(02.07)1927 Нектарий Трезвинский 02.1928 04.1928 22.04(05.05)1928 13(26)07.1932 07(20)10.1932 29.07(11.08)1933 29.07(11.08)1933 09(22)11.1933 09(22)11.1933 10(23)07.1935 17(30)09.1935 19.11(02.12).1935 08(21)04.1937 10(23)05.1937 08.1937 Феодосий II Кирика 19.08(01.09)1937 30.09(13.10)1937 31.12.1946 13.01.1947) 31.12.1946 13.01.1947) 21.05(03.06)1948 21.05(03.06)1948 18.09(01.10)1951 08(21)12.1951 25.01(07.02)1956 25.01(07.02)1956 26.04(09.05)1956 26.04(09.05)1956 26.11(09.12)1958 Иннокентий II Зельницкий, паки 26.11(09.12)1958 08(21)05.1959 Роман Танг 29.05(11.06)1959 27.03(09.04)1962 Леонид Поляков 27.03(09.04)1962 31.05(13.06)1962 25.06(08.07)1962 12(25)06.1971 12(25)06.1971 14(27)07.1971 в/у Орест Бычковский 15(28)07.1971 21.08(03.09)1974 Николай Бычковский 21.08(03.09)1974 04(17)12.1984 04(17)12.1984 04(17)08.2004 04(17)08.2004 Курская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Белгородская, Рыльская, Шадринская, Льговская. 1922 03.1923 Иннокентий Пустынский " 03.1923 17(30)03.1924 Василий Ратмиров 11.1924 27.09(10.10)1925 01(14)05.1924 07(20)02.1925 Петр Сергеев 05(18)06.1924 12(25)01.1925 27.09(10.10)1925 18(31)08.1926 18(31)08.1926 13(26)01.1928 Гервасий Малинин 26.03(08.04)1927 07.1927(?) 07.1927 01.1928 в/у (?) Павел Масленников 01.1928 09.1928 14(27)01.1932 18(31)01.1932 09(22)03.1934 Георгий II Константиновский 21.03(03.04)1937 2341 Митрополит Крутицкий. «...Определен в октябре 1657 г. митр. Белгородским (указ 9 ноября), но вскоре оставлен Сарским (указ 23 ноября)...» (Н.Д. Иерархия... С. 545, со ссылкой на рукописное собрание Московской Патриаршей Библиотеки). 2342 Бывший митрополит Вершецкий («Вршачки»; Сава, епископ Српски jepapcn оддеветогдо двадесетог века. Београд, Подгорица, 1996. С. 488), выходец из Печской Патриархии. Титулярный митрополит бывший Сербский и Архангельский (Архангельского собора Московского Кремля).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казанской, 8 июля, 22 окт. Киевопечерской, 3 мая. Колочской, 9 июля. Коневской, 10 июля. Миасинской, 1 сент. Неопалимой Купины, 4 сент. Ржевской, 11 июля. Смоленской Одигитрии, 28 июля. Страстной, 13 авг. Тихвинской, 26 июня. Тодгской, 8 авг. Утоли моя печали, 25 янв. Фидермской, 12 окт. Феодоровской, 14 марта. Соборы вселенские события: Никейский 1,325 г. 29 мая и 7 неделя по Пасхе. Константинопольский 1, 381 г. 22 мая. Ефесский 431 г. 9 сент. Халкидонский 451 г. июля 16 (все 6 соборов). Константинопольский 2, 553 г. 25 июля. Константинопольский 3, 681 г. 23 янв. Никейский 2, 787 г. 11 окт. Возобновление иконопочитании при импер. Михаиле и матери его Феодоре, первая неделя великого поста. Обновление Царяграда в 330 г. 11 мая. Падание праха из воздуха, 6 нояб. Трусы 26 янв., 17 марта, 25 сентября, 26 окт. Избавление от врагов, акафист в субботу 5 недели Великого поста. Пожар в Царьграде, 1 сент. Чудо в Вирите, 11 окт. Полтавская победа, 27 июня. Избавление Церкви и Державы российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык в 1812 г. 25 дек. Святые Аввакум (обнятие т. е. любовь Божия. евр.) пророк, 2 дек. Аввакум муч. римский, 6 июля. Августа (священная, лат.) царица мученица, 24 нояб. Авда (слуга, хадд.) еп. персидск. 31 марта. Авделай (Абдалаикла) пресв. муч. персидск. 17 апр. Авдикий диак. муч. персидск. 10 апр. Авдифакс персиянин, муч. рим. 6 июля. Авдиес (слуга Иисуса, евр.) муч. персидский, 9 апр. Авдий (слуга Господень, евр.) пророк, 19 ноября. Авдий , или Авид , мучен. персидский, 5 сент. Авдон , (слуга, евр.) князь персидский, муч. римский, 30 июля. Авенир , царь индийский, отец св. Иоасафа царевича, 19 ноября. Аверкий (удерживающий, удадяющий, дат.), 26 мая. Аверкий , еписк. иерапольский, 22 окт. Авив , (колос, евр.) сын Гамалиила, 2 авг. Авив , диакон, муч. александрийский, 6 сент. Авив , муч. едесский, 15 ноября. Авив , муч. персидский, 28 марта. Авив , (у грек. Авип) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Авив , муч. самосатский, 29 янв. Авид , или Авдий , муч. персидский, 5 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Поскольку изначально И. возник как налоговый период, он был приурочен к подведению итогов хозяйственной деятельности. В большинстве провинций сбор урожая основных культур заканчивался осенью. Однако традиция, по к-рой датой начала И. стало 1 сент., сложилась не сразу. Так, из памятников V в. следует, что на Востоке империи И. начинался позднее. Надпись 452 г. в Халкидоне с датой 22 сент., «по истечении 5-го индиктиона», предполагает начало И. не ранее 23 сент. ( Duchesne L. Inscription chrétienne de Bithynie//BCHell. 1878. T. 2. P. 289-299). Дата землетрясения 458 г. в Антиохии указана у Евагрия Схоластика как «14 сентября, воскресенье, 11-й индикт» ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 12); т. о., 12-й И. начался не 1 сент., а позднее. Древняя памятная надпись, датированная «месяцем октябрем, началом индиктиона», была найдена во Фракии близ древнего Паниона ( Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Αρχαιτητες κα πιγραφα τς Θρκης κα Μακεδονας//Ελληνικς Θιλολογικς Σλλογος. Εν Κωνσταντινουπλει, 1886. Τ. 17. Παρρτημα. Σ. 94). По-видимому, начало И. совпадало с началом нового года в различных календарях, имевших хождение на территории империи ( Kubitschek. 1928). Так, в Антиохии началом года в I-V вв. было 1 гиперберетайоса (тишрина), т. е. 1 окт.; не ранее 483 г. было перенесено на 1 сент. ( Downey G. The Calendar Reform at Antioch in the 5th Cent.//Byz. 1940/1941. Vol. 15. P. 39-48). Во мн. календарях греч. Востока начало года было совмещено с осенним равноденствием, т. е. с 23 сент.- днем рождения имп. Августа (Асия, Вифиния, Памфилия, о-в Крит, Смирна, Пафос на Кипре, Иераполь (сир. Маббуг) - Grumel. 1958. P. 193-203). В Египте, где полевые работы оканчиваются в июне с разливом Нила, наряду с И., приуроченным к началу егип. года (1 тоута - 29 августа), применялись и «александрийские» И. с началом в мае (Ibid. P. 193; Bagnall, Worp. 2004. P. 22-35; Blackburn, Holford-Strevens. 1999. P. 770). Они отражены, в частности, в датировках актов «Разбойничьего» Эфесского Собора (август 449 г. обозначен как 3-й И. вместо принятого 2-го - ACO. T. 2. Fasc. 1. P. 1, 77; Perry S. G. F., ed. The Second Synod of Ephesus. Dartford, 1881. P. 13, 401). 1 сент. было признано началом И. во 2-й пол. V в. (древнейший пример - дата кончины прп. Симеона Столпника, 2 сент. 459 г., «в конце 12-го и начале 13-го индиктиона», в его сир. Житии, написанном в 474 г.- Lietzmann H., Bearb. Das Leben des heiligen Symeon Stylites. Lpz., 1908. S. 228-229). По мнению В. Грюмеля, переход на «сентябрьский стиль» И. произошел с 462/3 г. ( Grumel. 1958. P. 202).

http://pravenc.ru/text/389569.html

мучеников засвидетельствовано в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.), где под 7 сент. упоминается о кончине И., а под 13 апр.- о перенесении его мощей. Память И. и его спутников неоднократно встречается в Мартирологе под разными датами и в разной последовательности: 23 сент.- Соссий в Мисене, 16 окт.- он же в Байях, 18 окт.- Евтихий в Путеолах, 19 окт.- Соссий, И., Акутий, Фест, Дезидерий в Неаполе, Прокул и Евтихий в Путеолах, 20 окт.- Прокл и Евтихий в Путеолах, 5 дек.- Соссий в Мисене. Столь серьезная путаница, по всей вероятности, была вызвана неоднократными ошибками переписчиков и редакторов Мартиролога. В Карфагенском календаре нач. VI в. под 19 сент. отмечена память И., а под 23 сент.- Соссия, что свидетельствует о проникновении почитания этих святых в Африку. Почитание Путеольских мучеников, вероятно, было принесено в Африку италийскими пленными, захваченными вандалами во время пиратских набегов на Кампанию. Почитание И. в англосакс. Британии зафиксировано в Линдисфарнском Евангелиарии, где в честь мученика установлены евангельские чтения и празднество с вигилией (повечерием). Подобный характер носит и 1-е свидетельство почитания И. в Германии, к-рое содержится в Евангелиарии св. Бурхарда Вюрцбургского (VIII в.). В ирландско-англосакс. Календаре св. Виллиброрда из мон-ря Эхтернах (между 702 и 706) значится только память Соссия под 23 сент. В заметке в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.), возможно восходящем к Мартирологу Беды Достопочтенного, указывается память И. и его спутников под 19 сент., одного Соссия - под 23 сент. В Неаполитанском мраморном календаре (сер. IX в.) у каждого мученика особый день памяти: И.- 19 сент., Соссию - 23 сент., Евтихию и Акутию - 18 окт., Фесту и Дезидерию - 7 сент. О почитании И. было известно свт. Григорию Турскому , к-рый приводит сообщение Урания о явлении мученика свт. Павлину Ноланскому ( Greg. Turon. Glor. conf. 108). Примерно в сер. V в. о почитании св. Соссия упоминал Карфагенский еп. Кводвультдей († 453/4), живший в изгнании в Неаполе (De promissionibus et praedictionibus Dei//PL. 51. Col. 843). В честь св. Соссия папа Римский Симмах (498-514) устроил ораторий в ротонде св. Андрея на Ватиканском холме (LP. Vol. 1. P. 261), что положило начало почитанию Путеольских мучеников в Риме. В IX в. центром почитания святых в Германии стал мон-рь Райхенау на Боденском оз. Настоятель мон-ря Валафрид Страбон в 839 г. составил гимн во славу мучеников. Три богослужебных гимна в честь Путеольских мучеников были написаны в XI в. св. Петром Дамиани .

http://pravenc.ru/text/200381.html

17 окт. 2007 г. в Шуе возле Воскресенского собора состоялось открытие скульптурного памятника, посвященного шуйским событиям 1922 г. (скульптор И. М. Рукавишников). Рака с мощами блж. Алексия (Введенский мон-рь в Иванове) В Николо-Шартомском мон-ре находится список кон. XVII в. Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери. Во Введенском соборе Свято-Введенского жен. мон-ря в Иванове почивают мощи блж. Алексия и еп. св. Василия (Преображенского). В Богоявленской (Симоновской) ц. в Юрьевце под спудом покоятся мощи блж. Симона Юрьевецкого, Христа ради юродивого. В Михаило-Архангельском храме в с. Михайловском покоятся мощи архим. преподобноисп. Леонтия (Стасевича), Михайловского чудотворца. Архиереи митр. сщмч. Павел (Гальковский; 31 марта (13 нояб.?) 1929 - 8 марта 1936), архиеп. Николай (Покровский; дек. 1930-1931, в. у.), еп. сщмч. Борис (Воскобойников; 8 марта - 1 июля 1936, в. у., 1 июля 1936 - 23 апр. 1937), архиеп. Алексий (Сергеев; 1 сент. 1937-1939), архиеп. Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин; 20 мая 1942 - 8 марта 1943, в. у.), архиеп. Ярославский и Ростовский Иоанн (Соколов; 8 марта 1943 - 12 февр. 1944, в. у.), еп. Владимирский и Суздальский Онисим (Фестинатов; 24 апр. 1946 - 20 июня 1946, в. у.), еп. Кирилл (Поспелов; 20 июня 1946 - 27 янв. 1947), еп. Михаил (Постников; 27 янв.- 19 июня 1947), еп. Паисий (Образцов; 19 июня 1947 - 3 июня 1948), архиеп. Венедикт (Поляков; 3 июня 1948 - 23 июля 1956, в сане архиепископа с 25 февр. 1953), еп. Роман (Танг; 23 июля 1956 - 9 дек. 1958), архиеп. Иларион (Прохоров; 9 дек. 1958 - 29 мая 1963), архиеп. Леонид (Лобачёв; 29 мая 1963 - 30 марта 1964), митр. Антоний (Кротевич; 30 марта 1964 - 27 янв. 1966), еп. Поликарп (Приймак; 27 янв. 1966 - 30 июля 1968), архиеп. Феодосий (Погорский; 30 июля 1968 - 16 окт. 1973), архиеп. Иов (Кресович; 16 окт. 1973 - 6 окт. 1977), архиеп. Амвросий (Щуров; 6-18 окт. 1977, в. у.,18 окт. 1977 - 19 июля 2006, в сане архиепископа с 25 февр. 1991), еп. Иосиф (Македонов; с 19 июля 2006; с 18 июля 2012 митрополит).

http://pravenc.ru/text/200499.html

166. Для каждого встречного у него было приветливое слово: из воспоминаний профессора И. М. Андреевского//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 123. 167. Житие исповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Изд. Св.-Троицкого женского монастыря Вятской епархии. Люберцы: Изд-во храма Преображения Господня, 2000. 47 с. 168. Кожевников, И. Е. Священноисповедник Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии//Сборник студенческих научных работ/под ред. А. К. Светозарского; Каф. Церк. истории МПДА. Сергиев Посад, 2010. С. 59–79. 169. Кожевников, И. Е. Неизвестные страницы биографии святителя Виктора (Остро- видова). Вступление епископа Виктора на Ижевскую кафедру//Материалы II историко-крае- ведческой конференции «Обретение святых». Вятка: Буквица, 2010. С. 32–50. 170. Кожевников. И. Святой Виктор (Островидов) – первый епископ Уржумский//Вятский епархиальный вестник. 2009. 8 (262), авг. С. 9. 171. Поляков А. Г., Кожевников И. Е. Виктор (Островидов) – епископ Ижевский и Вотский. Киров, 2009.160 с. 172. Поляков, А. Г. Личность епископа Виктора Островидова в системе церковно-государ- ственных отношений в Вятской губернии (1920 – лето 1922 гг.)//Самобытная Вятка: история и культура: сб. науч. трудов/отв. ред. А. Г. Поляков. Киров, 2008. С. 138–147. 173. Поляков, А. Г. Позиция епископа Виктора (Островидова) по отношению к церковнополитическому курсу митрополита Сергия (Страгородского) //КЛИО: журнал для учёных. 2011. 1(52). С. 43–47. 174. Поляков, А. Г. Религиозно-политические взгляды епископа Виктора Островидова в 1920–1927 гг.//Религии народов Вятского края: учеб.-справ. пособие/отв. ред. А. Г. Поляков. Киров, 2009. С. 80–89. 175. Поляков, А. Г. Русская православная церковь и светская власть в 1917 – середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии). Киров, 2007. 203 с. 176. Шишкин, М. С. Вятские епархиальные архиереи в 1920–1923 годах//Европейский Север в культурно-историческом процессе (к 625-летию г. Кирова): материалы междунар. конф. Киров, 1999. С. 265–271.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 окт. 1958 г. Совет министров СССР принял постановление «О монастырях в СССР». Это постановление запрещало использовать наемный труд, предусматривало значительное уменьшение земельных монастырских наделов, а также сокращение числа мон-рей; были повышены налоги на монастырские земли, вновь введены налог со строений и земельная рента, отмененные в 1945 г. Совет министров БССР установил с 1 окт. 1958 г. ставку сельскохозяйственного налога для исчисления подоходного налога с земельных участков, находившихся в пользовании мон-рей, в размере 15 р. с гектара и признал утратившим силу постановление СНК БССР от 16 окт. 1945 г. об освобождении мон-рей от уплаты налога со строений и от земельной ренты. Просьбы отсрочить введение новых налогов до янв. 1959 г. были отклонены. В дек. 1958 г. Жировицкий мон-рь вынужден был отказаться от земельного участка площадью 38 га и хозяйственных построек. В это время в БССР кроме муж. Жировицкого мон-ря были 2 женских - в Гродно в честь Рождества Пресв. Богородицы и в Полоцке во имя прп. Евфросинии. В Гродненском мон-ре в 1958 г. проживали 55 монашествующих. Земельный участок 3,5 га Гродненского мон-ря был в 1958 г. передан под городской парк. В Полоцком женском мон-ре в 1958 г. проживали 45 монахинь и 6 послушниц, мон-рь находился на территории военного городка и не имел огорода. В нач. февр. 1960 г. руководство республики разработало план мероприятий по закрытию Гродненского и Полоцкого мон-рей. В 1958-1960 гг. численность монашествующих в 3 монастырях уменьшилась на 16 чел. В 1960 г. оба жен. мон-ря были закрыты и их насельницы переведены в Жировицкий мон-рь. В 1959 г. Министерство финансов СССР произвело переоценку строений, переданных религ. объединениям в аренду или пользование на иных началах, в результате страховая оценка молитвенных зданий повысилась в 3-4 раза. Это в основном коснулось Жировицкого мон-ря и сельских приходов, где имелись большие церковные здания, а доход был незначительным. В 1958 г. в прессе прошла кампания против продажи в храмах свечей, после чего налог на доход свечных мастерских был повышен более чем в 20 раз, было также запрещено продавать свечи выше их закупочной цены. Все попытки организовать сбор средств для покрытия задолженности с помощью подворовых обходов пресекались жесточайшим образом: священников снимали с регистрации, отправляли за штат.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010