П. В. Кузенков В православном богослужении В древнем К-поле Н. торжественно праздновали 1 сент. Впрочем, в Типиконе Великой церкви IX-X вв. «начало Нового года» (τ νον τος) отмечено под 23 сент. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 42), что является наследием языческих традиций Римской империи, где указанная дата почиталась как день рождения Октавиана Августа. В Типиконе Великой ц. имя Августа уже не упоминается, однако намек на связь этой даты с идеей имп. власти можно усмотреть в праздновании 23 сент. Зачатия св. Иоанна Предтечи, почитаемая десница которого использовалась в чине коронации визант. императоров (ср.: «рука · Ioah(h)a Кр(е)ст(ите)ля · правая · ï тою ц(еса)ря поставляют(ь) на ц(ар)ство» - Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в кон. XII ст./Предисл. и примеч.: П. И. Савваитов. СПб., 1872. Стб. 30). След празднования Н. 23 сент. можно усмотреть также в том, что с Недели по Воздвижении (воскресенье после 14 сент.) начинался новый ряд евангельских и апостольских чтений, что в правосл. богослужении сохраняется вплоть до наст. времени: в Неделю по Воздвижении завершается ряд чтений из Мф и с понедельника читается уже Лк. В к-польском Патриаршем Евангелии XI в. НБУВ ИР. Ф. 301 23Л (по классификации Грегори-Аланда, l1380; см. Nelson. 2016) указанный понедельник назван «понедельником нового лета», а чтение этого дня сопровождается комментарием: «Следует знать, что Луку начинают читать от Недели по Воздвижении, ибо тогда и равноденствие бывает, которое называется новое лето» ( Иванов. 1886. С. 113) - т. о., дата 23 сент. (или близкие к ней) получает чисто астрономическое обоснование. Как бы то ни было, уже к X-XI вв. жители К-поля считали началом года не 23, а 1 сент. Под этой датой в к-польском Синаксаре помещен историко-богословский комментарий о содержании понятия «индикт», а 1 сент. отождествлено с тем самым днем, когда, согласно Евангелию (Лк 4. 16-22), Господь Иисус Христос пришел в синагогу в Назарете и прочел пророчество Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис 61. 1-2; SynCP. Col. 1-2). Собственно, именно это чтение из Евангелия от Луки и указывается в визант. богослужебных книгах как чтение на Н. 1 сент.

http://pravenc.ru/text/2577837.html

Церковь Сент-Мэри-ле-Странд. 1714–1717 гг. Офорт Д. Локли (ГЭ) Церковь Сент-Мэри-ле-Странд. 1714–1717 гг. Офорт Д. Локли (ГЭ) Сменивший пуританский стиль революции Кромвеля классицизм Стюартов наиболее ярко проявил себя в архитектуре К. Рена, спроектировавшего 52 церкви Лондона. Среди них - выделяющаяся красивой прямоугольной колокольней ц. Сент-Мэри-ле-Боу, «зальные» церкви Сент-Стивен, Сент-Джеймс, наконец, одно из главных строений англ. классицизма - собор св. Павла (Сент-Пол) (1675-1711). В том же стиле были построены церкви последователя Рена Дж. Гиббса: Сент-Мэри-ле-Странд в Лондоне (1714-1717), Сент-Николас в Абердине (Шотландия, 1751-1755) и др. В XIX в. главными направлениями в архитектуре В. стали неоклассика и неоготика. первое, связанное с успехами археологии в Италии и Греции, представлено зданиями ц. Сент-Панкрас (1819-1822, архитекторы У. и Х. Инвуд) и Британского музея в Лондоне (1823-1847). Периодически возрождающийся интерес к готическим формам в Англии (gothic revival) у Рена, Н. Хоксмора, Х. Уолпола, Дж. Уайета и др. делает эту традицию почти непрерывной и приводит к доминированию неоготики в сер.- 2-й пол. XIX в. (здание парламента в Лондоне, 1840-1852). В церковной архитектуре этому стилю принадлежат храмы У. Баттерфилда (ц. Олл-Сентс в Лондоне, 1849-1859), Дж. Скотта (ц. Сент-Мэри в Эдинбурге, 1874-1879), Дж. Брукса, Дж. Пирсона (собор в Труро, графство Корнуолл, 1880-1910) и др. Построенный на рубеже XIX-XX вв. Вестминстерский собор в Лондоне (1895-1903, архит. Дж. Бентли) своими формами, напоминающими визант. и романское зодчество, указывает на многогранность англ. эклектики, развивавшейся одновременно с активными поисками нового стиля (модерн, рационализм, конструктивизм), к-рый в церковном зодчестве не привел к заметным успехам. Лит.: Turner T. H. Some account of domestic architecture in England from the conquest to the end of the 13th Cent. Oxf., 1851-1853. 2 vol.; Allen R. The early Christian monuments of Scotland. Edinb., 1903; Brown B. C.

http://pravenc.ru/text/150119.html

В Палестино-грузинском календаре X в. (Sinait. iber. 34) память П., Н., Патермуфия и Илии помещена под двумя датами: помимо традиц. дня памяти 19 сент. под 11 сент. содержится память П. и пострадавших с ним ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 89, 91, 328, 334). Память П., Н., Патермуфия и Илии с др. 150 мучениками отмечена под 19 сент. в Иеронимовом Мартирологе (MartHieron. P. 516; MartHieron. Comment. P. 517). Под этим же числом она вошла в зап. «исторические» мартирологи IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда). В Мартирологе Флора по имени названы только епископы П. и Н., число пострадавших с ними не уточняется, но говорится, что они были клириками. Это указание, вероятно, было заимствовано из лат. перевода «Церковной истории» Евсевия, выполненного Руфином Аквилейским ( Rufin. Hist. eccl. VIII 14). В Римском Мартирологе (80-е гг. XVI в.) кард. Ц. Барония под этим же числом содержится краткая заметка о П., Н. и Илии, который ошибочно назван епископом Египта (MartRom. P. 405). В совр. редакции Римского Мартиролога сан Илии исправлен на пресвитера (MartRom. (Vat.). P. 495). В слав. Прологе краткой редакции, переведенном с греч. языка в кон. XI или нач. XII в., память П., Н., не названных здесь епископами, Патермуфия, Илии, не названного пресвитером, а также 150 мучеников указана под 19 сент.; в остальном сказание соответствует заметке из Синаксаря К-польской ц. (славянский и греческий текст см.: Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 92-94). В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., память святых смещена на 17 сент.; здесь отдельно поминаются 100 мучеников, пострадавших в Египте, 46 мучеников, сожженных огнем, Патермуфий и Илия, также пострадавшие в огне. В краткой заметке, относящейся к 46 мученикам, упоминаются 2 епископа П. и Н. и 2 «славных мужа» Патермуфий и Илия. Они и еще 100 христиан происходили из Египта, 50 других, пострадавших с ними,- из Палестины; далее приводятся сведения из сказаний визант. синаксарей ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 69-70). В ВМЧ митр. Макария память святых, как и в визант. календарях, содержится под 19 сент.; имя Патермуфий передано как Петремуфий, П. и Н. не названы епископами, а Илия - пресвитером, в остальном заметка повторяет сказание из Синаксаря К-польской ц. (ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1253-1254). В «Книге житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского, краткое сказание о святых содержится под 17 сент.; в нем повествуется, что 156 мучеников пострадали за Христа в г. Тир, в Финикии, при имп. Диоклетиане и воеводе Ветурине. Среди них было 2 епископа из Египта - П. и Н., свящ. Зинон, 2 славных мужа - Патермуфий и Илия ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 89 об.). В современной редакции «Житий святых» Димитрия Ростовского под 17 сент. говорится, что мученики пострадали ок. 310 г., во время гонений имп. Максимиана, по именам упоминаются только П. и Н.

http://pravenc.ru/text/2579930.html

13 сент. последование предпразднства соединяется с последованием сщмч. Корнилия. На утрене поется «Бог Господь» (однако составитель Типикона К-польский Патриарх Алексий отмечает, что в Студийском мон-ре 13 сент. на утрене пели «Аллилуия») с тропарем предпразднства 1-го гласа «            » (ныне 2-й седален после 1-й кафизмы на утрене 14 сент.); каноны предпразднства и святого; светилен «Свят Господь» ; седальны и стихиры Октоиха и праздника. На литургии служба Креста: прокимен из Пс 146; Кол 2. 13-20 (в ркп. ГИМ. Син. 330 ошибочно указано надписание: Гал); аллилуиарий со стихом из Пс 30; Ин 12. 25-36a; причастен Пс 148. 1. Вечером 13 сент. совершается праздничная вечерня с «Блажен муж» и тропарем 2-го гласа «        » в конце. На утрене (с тем же тропарем на «Бог Господь») стихословятся 2 кафизмы (седальны по кафизмах заимствованы из крестных песнопений Октоиха) и поются степенны 4-го гласа (за исключением воскресений); затем - прокимен 4-го гласа из Пс 97, «Всякое дыхание» и Евангелие Ин 12. 28-36a, после к-рого поются «Воскресение Христово видевше», Пс 50 и канон праздника. По 3-й песни канона крестный седален Октоиха, по 6-й - кондак В., по 9-й - «Свят Господь». Хвалитных стихир нет; стиховные заимствованы из крестных песнопений Октоиха. После стихир, «Благо есть» и Трисвятого сразу начинают петь «      », св. Крест полагается перед алтарем, и начинается поклонение ему с пением стихир, с прибавлением троекратного «      » к концу каждой стихиры. После окончания целования в главе Типикона о службе 14 сент. указаны сугубая ектения и окончание утрени, а чин воздвижения не упомянут, однако в конце Типикона (Там же. С. 408-409) этот чин выписан. На литургии указаны изобразительные антифоны с тропарями 3-й и 6-й песней праздничного канона на блаженнах . В день попразднства 15 сент. отменяется стихословие Псалтири; последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты; тропарь 1-го гласа «    (  )      ». На утрене - 2 канона праздника (прп. Космы (тот же, что 14 сент.), а также прп. Андрея) и вмч. Никиты. Служба на литургии та же, что и в праздник. Составитель Типикона подчеркивает, что 15 сент., строго говоря, не является попразднством В.; праздничные особенности службы в этот день вызваны только необходимостью дать отдых братии. Свое отношение к попразднству В. Патриарх Алексий объясняет практикой Св. Софии к-польской, где, как он отмечает, св. Древо Креста полагается для поклонения уже 10 сент. и где праздник прекращается 14 сент. с возвращением Креста во дворец после литургии.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Исидор Борецкий — род. в 1911 г., ум. в 2003 г. Уроженец Галиции. С 1938 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1948 г. — титулярный епископ Амафунта, экзарх для украинских греко-католиков Восточной Канады. С 1956 г. — греко-католический епископ Торонто. С 1998 г. — на покое. Блажейовський Д. Церкви. Льbib, 1996. С. 348–353. I. Icmopiя Римських Вселенських Ч. 3. Рим, 1979. С. 426–431. Андрей Роборецкий — род. в 1910 г., ум. в 1982 г. Уроженец Галиции. С 1934 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1948 г. — титулярный епископ Танаиса, помощник экзарха для украинских греко-католиков Центральной Канады (Виннипег). С 1951 г. — экзарх для украинских греко-католиков Саскатуна. В 1956—1982 гг. — греко-католический епископ Саскатуна. Амвросий Сенишин — род. в 1903 г., ум. в 1976 г. Уроженец Галиции. С 1931 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1942 г. — титулярный епископ Майны, помощник экзарха для украинских греко-католиков в Филадельфии (США). С 1956 г. — экзарх для украинских греко-католиков в Стемфорде (США). В 1958—1961 гг. — греко-католический епископ Стемфорда. В 1961—1976 гг. — греко-католический митрополит Филадельфии. Максим Германюк — род. в 1911 г., ум. в 1996 г. Уроженец Галиции. Монах ордена Редемптористов. С 1938 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1951 г. — титулярный епископ Синны, помощник (с 1955 г. — коадъютор) экзарха для украинских греко-католиков Центральной Канады (Виннипег). С 1956 г. — греко-католический митрополит Виннипега. С 1992 г. — на покое. Иоанн Прашко — род. в 1914 г. Уроженец Галиции. С 1939 г. — священник Греко-католической Церкви. В 1958—1993 гг. — титулярный епископ Зигрийский, экзарх для украинских греко-католиков в Австралии, Новой, Зеландии и Океании. Иосиф Мартынец — род. в 1903 г., ум. в 1989 г. Уроженец г. Львова. С 1928 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1958 г. — титулярный епископ Солдайи, помощник архиепископа Рио-де-Жанейро. С 1962 г. — экзарх для украинских греко-католиков в Бразилии (с центром в г. Куритиба). С 1971 г. — епископ греко-католической епархии св. Иоанна Крестителя в Куритибе. В 1978 г. ушел на покой.

http://bogoslov.ru/article/374275

Повесть о празднике Обновления храма Христа Спасителя во Иерусалим. Сентября 13. Повесть некоего монаха о непослушании. Дек. 30. Повесть о Сисинии Еп. Александрийском. Сент. 14. Повесть о некоем любящем нищих и живущем блудно и так умершем. Сент. 14. Повесть о Сисое авве. Июл. 6. Повесть о иноке некоем, изгнанном из Рима Папою Григорием. Сент. 14. Повесть о авве Сергие старейшине блудницам. Апреля 13. Повесть о попе некоем, иже крещая жены соблазняшеся. Чудо И. Предтечи. Мая 25. Повесть о Феодосие Царе, зело полезна. Апрел. 13. Покаяние. Притча Евангельская. Ноября 19. – Поучение. Дек. 30. – Иоанна Лествичн. Март. 30. – Покаяние Киприана. Октября 2. Покров Пресв. Богородицы. Октября 1. Полувий Еписк., повесть. Мая 12. Послание Еписк. Симона Владимирского к Поликарпу черноризцу Печер. Мая 3. Послание Авгаря Царя к И. Христу. Авг. 16. Послание Нила черноризца. Авг. 10. 19. Похвальныя слова; см. Слова. Пояса Ир. Богородицы праздник Авг. 31. Преображение Господне. Августа 6. Песни Печерской Богоматери. Августа 31. Пяток и среда. Слово Св. Пахомия. Мая 15. Риза Господня. Март. 27. Риза Богородицына. Июл. 2. Рождество Христово, слово. Дек. 23. Рождество Богородицы, слово. Сентября 8. Рождество И. Предтечи, слово. Июн. 24. Россия. Повесть о земле Русской. Июл. 15. Генв. 19. Руфина мать мучен. Маманта. Сент. 2. Серапиона Архиеп. Новгородского послание к Митроп. Симону. Апр. 7. Сергий авва старейшина блудницам. Повесть. Апрел. 13. Симеон Мстиславич Князь Вяземский. Сент. 14. Симона Еп. Владимир, сказание о Печерск. иноках. Мая 3. Симоновский монаст. Сент. 25. Сисиний Еп. Александрийск. Повесть. Сент. 14. Сисой авва. Повесть. Июл. 6. Слова – поучительные проповеди : Сент. 1,5,8,22,23. Окт 1. Ноября 25. Дек. 16, 17, 20, 23, 29. Генвар. 6, 30. Февр. 29. Март. 4, 10, 14, 25. Апрел. 16, 22. Мая 28. Авг. 4, 6, 13, 15, 19, 29. Надгробные: Апр. 3. Похвальныя: Сент. 5, 8, 14. Окт. 1, 5. Авг. 31.Июн. 12, 23. Мая 8.Авг.2, 9, 24.Фев. 12. Мая 2, 3, 20. Генв. 18. О смерти и о втором пришествии Христове слово Кирилла Архиеп. Александрийского. Март. 14. Апр. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Изданий конца XVII века и прологов XVIII века мы не сравнивали между собою, но сравнили издание 1685 года сентябрьское полугодие и издание 1689 года мартовское полугодие с последним изданием настоящего столетия1856 года. Оказалось, что исправления, по всей вероятности, совершенные в конце XVII века и в начале XVIII, касаются более замены слов одних другими: продолжалось очищение славянского языка там, где по недосмотру прежних издателей сего не сделано, исправления же исторических неправильностей ничтожны, прибавлены весьма немногие памяти русских святых, заменены немногие слова и поучения другими; одним словом в продолжение более полутораста лет сделано гораздо менее, чем в 50 лет после первого издания пролога. Перейдем опять к частностям. I. Грамматические исправления в прологе 1856 года в сравнении с прологами 1685 и 1689 годов: сент. 2 вместо о юноши совлачившем мертвеца – обнажающем мертвецы, сент. 3 вместо ввоини – сотвори мя воина, вместо назнаменану – запечатану, сент. 4 вместо тиган – сковраду, вместо сжалив си – сокрушався, сент. 11 вместо студению – мразом, сент. 14 вместо именитыми – христолюбивыми, вместо жератком – углием, сент. 23 вместо бесприличны временем – не возрастны летами, 25 сент. вместо начасте – часто, 26 вместо поливчия – водолива, окт. 1 вместо похабство – юродство, ноября 9 вместо монашица – монахиня, 14 ноября вместо делесем – делом, вместо простыню – прощение, дек. 3 вместо инославный – иноверный, дек. 10 вместо отнюдь – весьма, вместо окольнии – окрестнии, страде монастырской – трудом монастырским, дек. 19 вместо рассочники – подзиратели, янв. 3 вместо лечат о прор. Малахии – лепотен, янв. 4 о Клеопе вместо сыновец – брат, янв. 8 о св. Илии вместо гордо чудо – страшно чудо, янв. 14 молитвы отнюдныя – всегдашния, февр. 18 вспятися – возвратися, февр. 23 огненного падежа – паления, 29 прозвищи – именованьми, мар. 7 глас свой растла – распростре, 8 мар. монастырь лежим стоящь, пек – зной, клувия – клетка, мая 5 клича – молвы, 9 жидове – иудеи, мая 10 работяги – работники, 23 лзе – мощно, мая 25 коргчию – скудельнику, июня 1 вборзе – вскоре, июня 6 отдоену – воспитану, июня 10 проскудити – осквернити, июня 15 пожалиша – оскорбишася, 5 июля здец – здатель, органы – орудии, июля 12 проскудливым – блудником, 16 июля кошута – елень, 26 опаш – оклеветан, авг. 16 гбежи – сгибы, 18 каменостружцы – каменосечцы, 26 авг. кротяше – увещаше, 30 правило обходя – соблюдая, и немногие другие; более общие исправления: двойственное число заменено множественным, дательные падежи ставятся с усеченным окончанием, напр. 5 сент. о мучч. Фифаиле и Фивее сия христиана суща – сии христиане суще и так все сказание исправлено, вместо Христови – Христу, Глебови – Глебу; частица иже часто опускается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Дию (19 июля). Без 2-й песни: 15 сщмч. Вассу (18 сент.); 16 на перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна (28 июня); 17 мученикам Флору и Лавру (18 авг.). Еще для 11 канонов, опубликованных в этом издании, атрибуция Г. ненадежна. Каноны со 2-й песнью: 18 свт. Григорию, Просветителю Армении, и мц. Рипсимии и проч. (30 сент.); 19 сщмч. Дионисию Ареопагиту (3 окт.); 20 ап. Луке (13 окт.); 21 мученикам Маркиану и Мартирию нотариям (25 окт.); 22 свт. Григорию Нисскому (10 янв.; в рукописях канон атрибутируется Г., Феофану; возможно авторство прп. Андрея Критского); 23 св. Исаакию, пресвитеру, исповеднику (30 мая; канон в рукописях атрибутируется Г. или Агиополиту); 24 мученикам Мануилу, Савелу и Измаилу (17 июня; в рукописях канон атрибутируется Г. или Андрею Пирру); 25 мученикам Трофиму, Феофилу и проч. (23 июля; в рукописях канон атрибутируется Г., Андрею, Игнатию, прп. Феодору Студиту). Каноны без 2-й песни: 26 равноап. Аверкию, еп. Иерапольскому (22 окт.); 27 святителям Афанасию и Кириллу Александрийским (18 янв.; возможно авторство прп. Андрея Критского); 28 прп. Онуфрию Египетскому (12 июня; в рукописях канон атрибутируется Г., Феофану, Иоанну, Иосифу). 29 канонов Г. известны только по рукописям и до сих пор не опубликованы. Каноны со 2-й песнью: 1 прп. Иоанну Постнику (2 сент.); 2 сщмч. Анфиму, мц. Василисе, мч. Зотику и прп. Феоктисту (3 сент.); 3 на Рождество Пресв. Богородицы (8 сент.); 4 на Воздвижение Креста (14 сент.); 5 мц. Евфимии (16 сент.); 6 мученикам Евлампию и Евлампии (10 окт.); 7 свт. Григорию Неокесарийскому (17 нояб.); 8 на попразднство Рождества Христова (28 дек.); 9 свт. Василию Великому (1 янв.); 10 прп. Авксентию (14 февр.); 11 прп. Алексию, человеку Божию (17 марта); 12 на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня); 13 на перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна (28 июня); 14 мученикам Кирику и Иулитте, матери его (15 июля); 15) пророкам Илии и Елисею (20 июля); 16 преподобным Олимпиаде и Евпраксии (25 июля); 17 вмч. Пантелеимону (27 июля); 18 на обновление храма Богородицы во Влахернах (31 июля).

http://pravenc.ru/text/164781.html

V. T. Istavridis. Orthodoxy and Anglicanism, 25. London: SPCK, 1966.  The Rev’d Canon Hugh Wybrew. “Anglican-Orthodox and Anglican-Roman Catholic Theological Dialogue”. In Theoforum 39:2 (2008) 218. An Appeal To All Christian People from the Bishops Assembled in the Lambeth Conference of 1920.  “Terms of Intercommunion suggested between the Church of England and the Churches in Communion with her and the Eastern Orthodox Churches”. In G. K. A. Bell. Documents on Christian Unity, First Series, 77–87. London, 1924.  Мелетий (Метаксакис) был единственным в истории Православной Церкви лицом, последовательно возглавлявшим три различные Поместные Православные Церкви: Архиепископ Афинский и всея Эллады (1918—1920 как Мелетий III), Константинопольский Патриарх (1921—1923 как Мелетий IV), Папа и Патриарх Александрийский (1926—1935 как Мелетий II).  The Christian East . 16 (1936): 16–19; СкуратК. Е. История Поместных Православных Церквей. Т. 1. М., 1994. С. 228.  Резолюция Московского совещания 1948 г. по вопросу «Об англиканской иерархии»//ЖМП. Специальный номер. 1948. С. 28-29.  Резюме собеседований русских православных и английских богословов, принятых на заседаниях 1623 июля 1956 г.//ЖМП. 9 1956. С. 36.  H. M. Waddams, ed., Anglo-Russian Theological Conference (Moscow, July 1956), xvii–xviii. London: Faith, 1958.  Так, в 1943 году архиепископ Йоркский Сирил Гарбетт (Cyril Forster Garbett, 1875—1955) и англиканские каноники присутствовали в своих облачениях на торжественном богослужении в Патриаршем соборе в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы; в 1945 году во время своего пребывания в Англии митрополит Николай (Ярушевич) в архиерейском облачении, по предложению архиепископа Кентерберийского, благословлял множество собравшихся верующих; в 1956 году 18 июля — в день празднования памяти преп. Сергия Радонежского — англиканские епископы в полных облачениях, сопровождаемые канониками, также облаченными, торжественной процессией проследовали в Троицкий собор, где молились за Литургией, находясь на отведенных им местах возле раки преп. Сергия, а в день праздника в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы (21 июля) присутствовали за Божественной Литургией в Патриаршем Богоявленском соборе, снова в полном облачении, и, находясь в алтаре, были свидетелями архиерейской хиротонии, которую совершил Святейший Патриарх Алексий с сослужившими ему архиереями. Приветствуя гостей после Литургии в помещении Патриархии, Святейший Патриарх Алексий возложил на архиепископа Йоркского Майкла Рамсея золотой крест, драгоценные кресты были также возложены на епископа Дерби Альфреда Роулинсона и епископа Оксфордского Гарри Карпентера.

http://bogoslov.ru/article/3065447

В 1953-1954 гг. настоятель Рождество-Богородичного кафедрального собора Кировограда прот. Петр Тарановский провел реставрацию росписей в соборе. В 1953 г. еп. Иларион (Прохоров) сделал пристройку к зданию Кировоградского ЕУ при соборе, расширенную в 1958-1959 гг. С того времени при Рождество-Богородичном соборе находилась не только епархиальная канцелярия, но и резиденция правящего архиерея. В 1955-1956 гг. еп. Иннокентий (Леоферов) получил нарекания со стороны уполномоченных Совета по делам РПЦ по Кировоградской и Николаевской областям за то, что он зачислял в штат епархии десятки вернувшихся из мест заключения клириков; выговор также получил секретарь К. е. прот. Иоанн Крыжановский. Церковь во имя св. Троицы Живоначальной в пос. Кетрисановка (Громоклея). 1907 г. Фотография. 2010 г. Церковь во имя св. Троицы Живоначальной в пос. Кетрисановка (Громоклея). 1907 г. Фотография. 2010 г. В 1950 г. насчитывалось 162 зарегистрированные общины в Кировоградской обл. и 69 общин в Николаевской обл. В 1954 г. к Николаевской обл. из соседней Одесской обл. были присоединены Доманевский, Врадиевский, Кривоозерский, Лысогорский, Мостовской и Первомайский районы. В связи с этим, несмотря на закрытие церквей, их количество в Николаевской обл. значительно увеличилось. К нач. 1956 г. в Кировоградской обл. действовали 155 храмов, в Николаевской обл.- 101 храм. Почти столько же церквей было в 1958 г.: в Кировоградской обл.- 155 храмов, в Николаевской обл.- 100 храмов (1 церковь была закрыта в 1956). В 1957 г. за «незаконное» возведение нового молитвенного помещения был снят с регистрации свящ. Мирослав Вдодович из с. Ровного Кировоградской обл., проводивший миссионерскую деятельность среди молодежи. В 1957 г. государство начало принимать меры по охране памятников культуры. В Николаевской обл. 6 храмов были признаны памятниками архитектуры (3 республиканского, 3 областного значения). Антирелиг. кампания 1958-1964 гг. привела к массовому закрытию церквей. В 1958 г. в Кировоградской обл. было снято с регистрации 5 храмов, в 1959 г.- 7 храмов.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010