Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЗИЙ Гозий [лат. Hosius; польск. Hozjusz] Станислав (5.05.1504, Краков - 5.08.1579, Капраника, близ Рима), кард., деятель католич. Контрреформации . В 1519-1520 гг. учился на фак-те свободных искусств Краковского ун-та. В 1530-1533 гг. изучал юриспруденцию в Падуанском и Болонском ун-тах в Италии. Д-р канонического и гражданского права (1534). Сначала был сторонником реформы католич. Церкви в духе Эразма Роттердамского , принадлежал к краковскому кружку гуманистов. В 1523-1527 гг. принимал участие в издании сочинений Эразма; в 1528 г. перевел на латынь и издал вместе с греч. текстом одну из гомилий свт. Иоанна Златоуста. Позднее Г. встал на позиции католич. Контрреформации. Был секретарем еп. Кракова П. Томицкого, служил в польск. королевской канцелярии. C 1538 г. секретарь польск. кор. Сигизмунда I . Был пожалован церковными бенефициями в Вильно, Троках, Велюне, Вислице и Кракове. Каноник Варминского (1538), Краковского (1540) и Сандомирского (1542) капитулов. Рукоположен во пресвитера в 1543 г. 3 февр. 1549 г. стал епископом Хелминским (Кульмским), официально назначен 12 июля 1549 г. В 1550 г. назначен инквизитором в Померанской епископии. Был послом польск. кор. Сигизмунда II Августа при дворах папы Римского Юлия III , герм. имп. Карла V и его брата кор. Фердинанда. 11 мая 1551 г. стал епископом Варминским (Эрмландским). Формально не принадлежа к польск. католич. иерархии (Варминское еп-ство подчинялось Рижскому архиеп-ству, а после ликвидации последнего в марте 1562 - непосредственно папе), Г. активно участвовал в делах католич. Церкви в Польше. Составленное им «Исповедание христианской католической веры» (Confessio fidei catholicae Christiana) было принято в 1551 г. провинциальным Петроковским Собором (1-я ч. издана в 1553 в Кракове; впосл. переведено на все европ. языки и выдержало 39 изд.). Под влиянием Г. было запрещено распространение книг польск. гуманиста А. Фрич-Моджевского, выступавшего за церковную реформу, светское образование и создание национальной польск. Церкви. В 1551-1552 гг. Г. принял участие в работе Тридентского Собора как представитель польск. короля и польск. епископата. Вместе с папским нунцием А. Липпомано выступал за проведение репрессий против иноверцев.

http://pravenc.ru/text/165237.html

Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Польской Православных Церквей 25 июля 2013 г. 16:21 25 июля 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом ставропигиальном монастыре  состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой . Святейший Патриарх Кирилл приветствовал гостя в крестовом храме резиденции, освященном в честь Всех святых, в земле Русской просиявших: «Мы рады видеть Вас не только как человека, близкого нам по взглядам на церковную жизнь, на миссию Церкви в современном мире, но и как собрата, столь много сделавшего для процветания  Польской Церкви , которая является Дочерью Церкви Русской и с которой у нас сохраняются самые тесные связи — не только официальные, но и сердечные, человеческие, в том числе взаимные паломничества, поездки молодежи. Несколько дней тому назад я  встретился  с группой православной молодежи из Польши, и меня просто обдало атмосферой Грабарки. Я увидел светлые лица, горящие глаза, и самое главное — людей с большим энтузиазмом, с большим потенциалом. Все это снимает существующие человеческие границы, в том числе и между Поместными Православными Церквами, создает атмосферу единодушия и братства». Поблагодарив за сердечные слова, Блаженнейший Митрополит Савва отметил, в частности, большую значимость  визита  Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу в прошлом году. Далее Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей прошли в Тронный зал резиденции, где состоялась братская беседа, в которой также приняли участие со стороны Московского Патриархата — председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  епископ Смоленский и Вяземский Исидор , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, а со стороны Польской Церкви — архиепископ Лодзинский и Познаньский Симон, настоятель прихода преподобного Иоанна Лествичника в Варшаве протоиерей Николай Ленчевский, референт Блаженнейшего Митрополита архидиакон Павел Токанюк.

http://patriarchia.ru/db/text/3128052.ht...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Россия и Польша должны сгладить взаимные обиды и перезагрузить отношения 15 августа 2012 г. 18:17 О предстоящем визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу рассказал в интервью ИТАР-ТАСС председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . — В середине августа ожидается эпохальное событие: впервые в истории Предстоятель Русской Православной Церкви посещает Польшу — страну с преобладающим католическим населением. Какова цель этого визита? — Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится по приглашению Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Саввы . Это так называемый мирный визит, то есть первое официальное посещение Его Святейшеством Польской Православной Церкви с момента избрания на Патриарший престол. Святейший Патриарх Кирилл уже посетил ряд Поместных Православных Церквей: в 2009 году — Константинопольский , в 2010 году — Александрийский , а в 2011 году — Антиохийский Патриархаты. В апреле сего года состоялся визит Его Святейшества в Болгарский Патриархат , а в июне — в Кипрскую Православную Церковь . Патриарх встретится с Предстоятелем и иерархами Польской Православной Церкви, посетит крупнейшие православные храмы и монастыри, а в праздник Преображения Господня вместе с Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой совершит Божественную литургию на Святой Горе Грабарке. Запланированы также встречи с Президентом Польской Республики Брониславом Коморовским и с Маршалом Сената Богданом Борусевичем. Поскольку Польша является страной с преобладающим католическим населением, в программу визита вошли встречи со священноначалием Римско-Католической Церкви. Вместе с председателем Католической Епископской Конференции Польши митрополитом Юзефом Михаликом Предстоятель Русской Православной Церкви подпишет Совместное послание народам России и Польши. Это послание станет свидетельством о благом намерении христиан России и Польши жить в мире, сообща утверждая непреложную ценность христианской веры словами и делами.

http://patriarchia.ru/db/text/2404306.ht...

Архимандрит Ианнуарий (Недачин), Протопресвитер Михаил Польский – исповедник и свидетель мученического и исповеднического подвига православного духовенства на Соловках «21 мая скончался в Сан-Франциско исключительно выдающийся пастырь Русской Зарубежной Церкви, замечательный церковно-политический деятель, высокоталантливый духовный писатель и прекрасной души человек, протопресвитер отец Михаил Польский », – сообщила в 1960 г. русская зарубежная печать о смерти человека, бывшего за пределами советского государства, наверное, самым известным православным священнослужителем, который, пройдя тюрьмы, лагеря и ссылки, смог покинуть пределы СССР и рассказать миру о том, каким гонениям подвергаются там и какой совершают подвиг тысячи православных пастырей и мирян 44 . Собранные и опубликованные им два тома материалов «Новые мученики Российские» 45 являлись до времени крушения советского строя самым полным и авторитетным источником сведений о мучениках и исповедниках Русской Церкви XX века, из которого черпали бесценный духовный опыт несколько поколений верующих на Родине и за рубежом. Одно из самых ярких мест книги – описание пребывания отца Михаила Польского в Соловецком лагере особого назначения и о его встречах с замечательными православными пастырями, находившимися на Соловках в заключении. Михаил Афанасьевич Польский родился 6 ноября 1891 г. в станице Новотроицкой Кубанской области в семье псаломщика, его деды и прадеды были служителями Церкви, родственники по материнской линии – военными. В 1914 г. он закончил Ставропольскую духовную семинарию, и уже на Кубани проявились его миссионерские дарования: молодого выпускника назначают противосектантским миссионером. В 1916 г. его призывают в действующую армию, 4 месяца он обучается в военном училище в Тифлисе и затем до Февральской революции 1917 г. в чине поручика служит в 894-м Барнаульском пехотном полку, после чего возвращается в Краснодар. Во время пребывания в Краснодаре Деникина работает в кооперации, от призыва в Деникинскую армию ему помогает уклоняться, как укажет он позднее на допросе в ГПУ, удостоверение учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предстоятель Церкви: Ми хочемо чути, що Константинопольського об " Православ " я, а не його 5 2019 р. 15:30 В ответном послании Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва изложил позицию Польской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине. Подчеркнув, что сложившаяся в этой стране ситуация в церковной сфере «более двадцати лет требовала и требует сегодня серьезного отношения, чтобы она служила к примирению, а не к разделению», Его Блаженство с сожалением констатировал, что в настоящее время общество Украины разделено. Блаженнейший Митрополит Савва, в частности, упомянул о разрушительной работе, которую более двух десятилетий ведет в стране бывший митрополит Филарет (Денисенко). Как известно, в 1992 году решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове митрополит Филарет (Денисенко) за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении. Архиерейский Собор Русской Церкви определением от 11 июня 1992 года подтвердил это решение и изверг Филарета Денисенко из сана, лишив всех степеней священства. Несмотря на неоднократные призывы к покаянию, после лишения архиерейского сана Филарет Денисенко продолжал раскольническую деятельность. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1997 году он был предан анафеме. Блаженнейший Владыка напомнил, что решения относительно этого раскольнического лидера были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской. «Его деятельность в вышеуказанное время способствовала не единству, а разделению людей веры, — отметил Предстоятель Польской Православной Церкви в послании Патриарху Варфоломею. — Она перешла также и в соседние страны, в том числе, в Польшу». Излагая позицию Польской Православной Церкви по ситуации на Украине, Блаженнейший Митрополит Савва привел решения Архиерейского Собора этой Церкви от 9 мая 2018 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5337261...

Глава VIII. Польская Православная Церковь Содержание Исторический очерк Польской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Церкви: распространение христианства на польских землях; епархии в Галицком и Волынском княжествах; усиление католической пропаганды в XIV в. (брак королевы Ядвиги с князем Ягайло. Городельский сейм) 2. Положение православных после Люблинской унии до конца XVIII в.: правление Сигизмунда III; поборники Православия; роль православных братств; Четырехлетний сейм; монастыри как очаги Православия 3. Возрождение Православия вслед за присоединением польских земель к России: возвращение униатов в Православие; учреждение Варшавской епархии 4. Польская Православная Церковь в первой половинеХХ в.: стремление польского правительства оторвать епархии Польши от Москвы; объявление «автокефалии»;отношение к этому акту заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия, а также Православных Церквей Сербской и Болгарской; ревиндикация православных храмов; объединение православных перед опасностью наступления католицизма; полонизация Церкви; учреждение должности апокрисария Вселенского Патриарха при Варшавском Митрополите; движение «по возвращению православных к вере отцов»; преследование православных на Холмщине и на Подляшье; протест Собора православных епископов; декрет «Об отношении государства к Польской Православной Церкви»; кульминация полонизации Православной Церкви в последние годы перед Второй мировой войной 5. Общее состояние Православной Церкви в Польше накануне Второй мировой войны 6. Церковь Польши на территории, отошедшей к Советскому Союзу в 1939 г., и в так называемом «Генерал-губернаторстве» 7. Украинские Автономная и «Автокефальная» Церкви на оккупированной немцами территории во время Второй мировой войны 8. Белорусская Церковь 9. Судьба украинских и белорусских эмигрантов 10. Православная Церковь в ПНР после Второй мировой войны: обращение Польской Церкви к Матери-Русской Церкви с просьбой о даровании законной автокефалии; удовлетворение просьбы; покаянное письмо Митрополита Дионисия и решение о нем Синода Русской Православной Церкви; обмен посланиями между Константинопольскими Московским Патриархами по данному вопросу; отпущение по просьбе Польской Церкви в ее юрисдикцию архиепископа Макария

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

ЦВ 3 (400) февраль 2009 /  12 февраля 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 1-6 февраля 2009 1 февраля, по окончании торжественного приема по случаю Патриаршей интронизации, Святейший Патриарх Московский и вся Руси Кирилл принял глав Евангелической Церкви в Германии и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии епископа Вольфганга Хубера и епископа Юкку Парму, а также представителей Армянской Апостольской и Коптской Церквей, католической миротворческой организации «Община святого Эгидия», присутствовавших на торжествах. В ходе встреч Предстоятелю Русской Православной Церкви были высказаны поздравления в связи с избранием и поставлением на Московский Патриарший престол. Выразив благодарность за поздравления и благопожелания, Святейший Патриарх обсудил с гостями перспективы отношений Русской Православной Церкви с представляемыми ими Церквами и общинами. 1 февраля в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с официальной делегацией Польской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всея Польши Саввой. Во встрече также приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк, епископ Красногорский Савва и секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил особую близость Русской и Польской Православных Церквей, их тесное сотрудничество и поблагодарил Предстоятеля Польской Православной Церкви за участие в своей Патриаршей интронизации. 2 февраля в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Предстоятелем Албанской Православной Церкви Блаженнейшим Архиепископом Анастасием, прибывшим в Москву для участия в интронизации новоизбранного Предстоятеля Русской Церкви. Святейший Патриарх Кирилл тепло приветствовал Блаженнейшего Архиепископа Анастасия и сопровождающую его делегацию.

http://e-vestnik.ru/news/patriarha_kiril...

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Представительстве Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, США. ПОСТАНОВИЛИ: Протоиерея Сергия Киприяновича, сотрудника Отдела внешних церковных сношений, назначить вторым священником Свято-Николаевского собора при Представительстве Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, США. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Представительстве Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве, Швейцария. ПОСТАНОВИЛИ: В связи с истечением срока командировки освободить архимандрита Нестора (Жиляева) от обязанностей Представителя Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве и направить в распоряжение Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. СЛУШАЛИ: Сообщение Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о кончине 11 февраля 1997 года Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Варашавского и всей Польши Василия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Василия, много потрудившегося на благо Святой Христовой Церкви. 2. Выразить братскую поддержку клиру и мирянам Польской Православной Церкви в связи с постигшей утратой и свидетельствовать о нерушимых узах братства и любви, связывающих Русскую и Польскую Православные Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Конференции «Духовно-историческая и православная тема в современной художественной литературе», проведенной 5-6 февраля в Московском Свято-Даниловом монастыре по инициативе Всемирного русского народного собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971742...

XVII век Восстановление православной иерархии в Литве После Брестского Собора 1596 года большинство православных епископов Юго-Западной Руси и Литвы приняли унию с Римом. Только двое из них остались верны Восточной Церкви и продолжали окормлять православную паству на всей территории Польско-Литовского государства. Видя, что униатские храмы стоят пустыми, а простой люд не желает принимать союза с Римской Церковью, правительство стало вводить унию насильственными методами. Сначала оно действовало только экономическими ограничениями, налогами и лишением гражданских прав «схизматиков» – так называли католики исповедующих Православие. Однако эти методы были мало результативны. Тогда к делу унии были привлечены войска. Начались гонения, которые еще более усилились со смертью последнего православного епископа. «Дикий фанатизм короля Сигизмунда и иезуитов, – писал один из современников этих событий, – не уступал в свирепости языческим гонителям христианства». Православных силой сгоняли в униатские храмы, заставляя совершать молебствия о здравии римского папы. Чтобы еще более унизить чувства верующих, латинское духовенство переезжало от храма к храму в повозках, в которые вместо лошадей впрягали до 20 и более «схизматиков». Сопротивляющихся избивали, бросали в тюрьмы и лишали жизни как государственных преступников. Оставшись без своих архипастырей, православные, чтобы хоть как-то противостать гонениям, стали объединяться в братства. Главной же опорой Восточной Церкви на территории Польско-Литовского государства в это тяжелое время стало казачество. Именно благодаря его силе, сдерживающей порой безумный фанатизм униатов, Православие сумело выжить в Польше, Литве, Белоруссии и Украине. В 1620 году, возвращаясь из Москвы в Святую Землю, по территории Западнорусской митрополии проезжал Иерусалимский патриарх Феофан. Он получил разрешение от польского правительства посетить православные монастыри, церкви и временно остановился в Киево-Печерской обители – сердце казачьей республики. Ее глава – казачий гетман гарантировал патриарху защиту и свободу. Сюда же под предлогом празднования престольного праздника монастыря – Успения Божией Матери, собрались делегаты от православных союзов и братств со всех районов Польско-Литовского государства. Тайно, под покровом ночи в Киево-Печерском монастыре состоялся собор Западнорусской митрополии. На нем патриарх Феофан восстановил православную иерархию. Были избраны, а затем рукоположены митрополит и несколько епископов. Православные люди радовались восстановлению законной церковной власти. Многие приходы в разных областях Польского королевства, узнав, что для их епархии поставлен православный епископ, письменно заявляли о своей поддержке новому архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Сима. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского , Всех Святых , Зинаиды Тарсийской Год постройки:1775. Адрес: Россия, Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Сима, ул. Советская, 39 Координаты: 56.685677, 39.552841 Проезд: Северный выезд из райцентра Юрьев-Польский направлением на Симу 19 км, указатель. Асфальтированный проезд. Непосредственно к церкви можно подъехать повернув на разъезде в центре села Сима направо и проехав 0,5км до Торговой площади (Администрация, почта, сбербанк). Если на разъезде повернуть налево ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Северный выезд из райцентра Юрьев-Польский направлением на Симу 19 км, указатель. Асфальтированный проезд. Непосредственно к церкви можно подъехать повернув на разъезде в центре села Сима направо и проехав 0,5км до Торговой площади (Администрация, почта, сбербанк). Если на разъезде повернуть налево и двигаться направлением через спиртозавод на Переславль-Залесский, то до церкви можно добраться от трассы через мост. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В селе сохранился храм – Димитрия Солунского, построенный в 1775 году. Позднее к храму пристроили теплый придел Всех Святых, а в 1845 году – еще один придел мученицы Зенаиды, устроенный и украшенный на средства графа Толя, в память о его супруге Зинаиде Голицыной, умершей вскоре после свадьбы. Из-за позднейших перестроек храм приобрел черты псевдорусской архитектуры, хотя поначалу строился в стиле классицизм. В советское время храм был закрыт и разорен, разрушена его глава. В 1990-х годах храм одним из первых во Владимирской области вернули верующим. http://www.juriev.ru/Arhitect/simy.htm Сима находится от Юрьева в 22 верстах и от Владимира в 84 верстах, при речке Симке. В XVII ст. село Сима было государевым дворцовым имением; в 1708 г. император Петр I пожаловал село Сима генерал-фельдмаршалу князю Мих. Мих. Голицыну за победу над генералом Левенгауптом под Лесным в присутствии самого государя. В роду князей Голицыных Сима оставалась до освобождения крестьян в 1861 г. Время первоначального основания в селе церкви неизвестно, но в начале XVII ст. она записана в окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г.: «церковь Богоявленье Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в государеве дворцовом селе Симе…» и значится в тех же окладных книгах под 1654 г. До второй половины XVIII ст. Богоявленская церковь зданием была деревянная.

http://sobory.ru/article/?object=02539

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010