Человечество в Ней приготовилось, доросло до принятия Бога, дало в Ней все, что могло дать: всю веру, все смирение, всю любовь к Богу, все совершенства свои принесло Богу в дар. Больше этого оно не могло дать. После этого могло быть только сошествие Божества на почву, устроенную, приготовленную. И Бог усматривает на земле красоту человека и именно в Ней, и в Ней находит Себе место, чтобы соединить земное и небесное. Золотая чаша для Манны небесной была готова и скиния, в которой Бог мог обитать, была устроена, ковчег для Слова Божия, новой скрижали, был сделан. Дева Мария, это – цель ветхозаветной Церкви. Если род человеческий приготовлялся к принятию Спасителя, к пришествию Бога на землю, то приготовился в Ней, чтобы дать Ее. Она есть Та, Кем можно было принять Христа на землю. Вся праведность ветхозаветной Церкви сосредоточилась в Ней. Она есть все высшее и святое, до чего мог дорасти Ветхий Завет в ожидании Мессии. Род человеческий должен был дать из себя новую Еву, новую матерь человечества, спасающую и верную, вместо неверной и согрешающей. Таким образом, Пресвятая Дева есть представительница и олицетворение, прежде всего, ветхозаветной Церкви. Послушание Отрока Иисуса Своей Матери Пресвятая Дева и Иосиф «с великою скорбью искали» Отрока Иисуса в течение трех дней, пока наконец не нашли Его в храме Иерусалимском «среди учителей». Какой скорбью, кротостью и нежностью звучат слова упрека Пресвятой Девы: «Чадо! что Ты сделал с нами?» Такую боль причинил, столько страданий доставил, так измучил этим поступком! «Вот отец Твой и Я...» Что Ты сделал с нами? «Зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Конечно, знали отлично, что не Иосиф отец Его. «Но они не поняли сказанных Им слов»: в чем, именно, принадлежащем Отцу Его небесному Он должен быть. «И Мария сохранила все слова сии в сердце Своем»: драгоценные, любимые, примечательные, но до времени не понятные. Во что разовьется деятельность Этого Отрока, в чем она будет проявляться, как будет совершаться спасение людей – все это еще было сокрыто от Матери Господа. Не поняла, но верит и сохраняет слова Его с любовью и смирением. Но Отрок не отверг, не отклонил требования родительского о послушании. Имея все высшие права и уже сознавая Свои обязанности, Он не пренебрег и низкими человеческими обязанностями, принял к сердцу «великую скорбь» и заботы родных по плоти. «И был в повиновении у них»; больше не ослушался и не огорчил Матери Своей. Под Ее покровом, в повиновении у Нее, в таком укладе именно жизни семейной Он «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». Быть в повиновении у плотских родителей и именно у единственной по плоти Матери не только не препятствовало подготовке Его к служению среди людей, но и входило в Божественный план и содействовало этому служению. Принял Господь послушание Отцу Небесному и Матери земной в первые же дни сознательной отроческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Что пользы, если мы сами, сделавшиеся и называющиеся Храмом Божиим ( 2Кор. 6, 16 ), стали непотребны и омерзительны в очах Божиих, а внешнее управление себе получили. Пусть же мы не будем иметь никогда никакого управления, а будем скитаться, даже не имея где главу приклонить, по образу тех, о которых некогда сказано: «Скитались в овечьих и козьих кожах, терпели лишения и озлобления. Те, коих не достоин был весь мир, блуждали по горам и пустыням, в пещерах и ущельях земли» ( Евр. 11, 37–38 ). Но пусть путём таких страданий сохраняться души православные в благодати спасения, которой лишаются все, уловленные диаволом подобными внешними предлогами. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам»; каждой душе предстоит быть испытанной и каждому месту просеяну, чтобы от соломы отделилось зерно хотя и в небольшом количестве, т. к. мало избранных, – сказал Господь; «но горе тому человеку, от которого соблазн приходит» ( Мф. 18, 7 ). Мы же, други мои, не будем подавать соблазна Церкви Божией, чтобы нам не быть осуждёнными Судом Господним. «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим…и многих прельстят», предупреждает Господь ( Лк. 21, 8 ), а св. Апостол, попечительствуя о нас, говорит: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» ( Еф. 5, 15–16 ). Да не ожесточит Господь и сердца, подписавших воззвание, но да покаются и обратятся и да очистятся грехи их. Если же не так, то будем беречь себя от общения с ними, зная, что общение с увлечёнными есть наше собственное отречение от Христа Господа. Други мои, если мы истинно веруем, что вне Церкви Православной нет спасения человеку, то когда извращается истина Её, не можем оставаться мы безразличными ночными почитателями Её, но должны пред всеми исповедовать истинность Церкви. А что другие, хотя бы и в бесчисленном множестве, и хотя бы начальные иерархи, остаются равнодушными и даже могут употреблять в отношении нас свои прещения, то здесь ничего нет удивительного. Ведь и раньше нередко бывало, и четыре года тому назад так было, что отпадшие от истины составляли соборы, и Церковью Божией себя называли и, по-видимому заботясь о правилах, делали запрещения неподчинившимся их безумию, но всё сие делали на свой позор и на вечную погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

I. 2. ГОСПОДИ, ГОСПОДЬ наш, яко чудно имя Твое по всей земли! яко взятся великолепие Твое превыше небес! 2. Господи, Господь наш! (Как) чудно имя Твое по всей земле! Вознеслось великолепие Твое – превыше небес! 3. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушите врага и местника. 3. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, врагов Твоих ради, дабы сокрушить врага и мстителя. 4. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси, – 4. (Как) только воззрю я на небеса, творение перстов Твоих, на луну и звезды, которые Ты утвердил, – (так восклицаю:) II. 5. Что есть человек, яко помниши его?! или сын человеч, яко посещавши его? 5. Что есть человек, что Ты помнишь о нем, или сын человеческий, что (Ты) посещаешь его?! 6. Умалил-еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал-еси его: 6. Малым чем пред ангелами умалил Ты его, славою и честию увенчал его, – 7. И поставил-еси его над делы руку Твоею, – вся покорил-еси под нозе его. 7. И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его: 8. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, – 8. Овец и волов всех, еще же и скотов полевых. 9. Птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския! 9. Птиц небесных, и рыб морских, ходящих стезями морскими... 10. ГОСПОДИ, ГОСПОДЬ наш! яко чудно имя Твое – по всей земли! 10. Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое – по всей земле! Третья слава 1-й кафизмы. Примечания к псалму VIII-мy Ст. 1. Точилами назывались сосуды, в которые вливался сок из виноградных ягод. Толковники видят указание на осенний праздник сбора винограда, а отцы Церкви – на „приносимые в Христианской Церкви плоды преуспевающих во благочестии (Юнгеров). – В русском переводе: на Гефском орудии. (Арх. Ириней – Татифиф). Ст. 2. „Аки бы сказал Пророк: Боже Самобытный (Егова), Источнике существа Своего, от Которого проистекают вся существующая, – Ты еси Господь наш, и вместе – всей твари... „Великолепие есть величие, приличное великим государям, которые великим иждивением созидают дома и грады, содержат превеликое число рабов, устрояют флоты, вооружают воинства, и прочая сим подобная, великая дела творят: но все сие – ничто в отношении к величию Бога (Арх. Ириней).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Вспомним о католических судах, предавших костру Яна Гуса и других и казнивших множество христиан из числа реформаторов. Вспомним религиозные войны, французскую «кровавую баню в Васси» (март 1562 года), страшную Варфоломеевскую ночь 1572 года и многое другое. Можно вспомнить также нашего Афанасия Брестского, казненного по приговору польского духовного (католического) суда в 1648 году. В своей нетерпимости и жестокости католикам никогда не уступали и протестанты, разрушавшие католические монастыри и убивавшие католических священников (например, гибель на корабле сорока иезуитов под ножами кальвинистов около 1560 года). И эта братская христианская кровь кощунственно проливалась «во имя служения Христу», часто по благословению и распоряжению пап, по постановлениям духовных трибуналов и судов. Замечательно, однако, что не кровь только, пролитая в религиозных распрях, ставится в вину блуднице. Откровение говорит, что в Вавилоне (в мнимой церкви Христовой) была «найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» ( Откр.18:24 ). Итак, вся кровь земли ставится в вину христианским Церквам. И действительно, если бы христианские правители и их советники были действительно учениками Христа, то давно бы ужасы войны были изжиты человечеством. Но так как громадное большинство правителей были лишь номинальными христианами и их благословляли и покровительствовали им также мнимо-христианские представители Церкви, то войны и заливали землю кровью на протяжении всей новозаветной истории. Вот почему, согласно тексту Откровения, святой апостол Иоанн «дивился удивлением великим» ( Откр.17:6 ). Власть зверя была так велика, что уверенность в правильности мерзких действий, творимых «во имя Христа», господствовала в целых поколениях. Зверь умело скрывал свою «тайну» ( Откр.17:5 ), и сатана «правил свой бал» руками мнимых учеников Христовых и представителей официальных Церквей. В главе 18 Откровения продолжаются гневные обличения великой блудницы. «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным видом блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» ( Откр.18:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Если они имели на земле сострадание к людям, непрестанное желание им спасения и молитву за нас к Богу, здесь слышали и принимали просьбы о молитвах, знали человеческие нужды и деяния, даже сокровенные и тайные, и могли помогать людям данными им от Бога благодатными силами и своими молитвами пред Богом, то ни одно из этих свойств они не могли потерять, «выйдя из тела и водворившись у Господа». Напротив, если, «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» и «отчасти знаем», то когда «настанет совершенное, то тогда то, что отчасти, прекратится» ( 1Кор.13:9–10 ). Святые имеют на небе полноту благодатных дарований и ведения, и всегда готовы на помощь, и имеют на это больше возможностей, чем имели на земле. Что все на земле приобретенное остается с человеком и по смерти его с его душею и служит залогом его будущей судьбы и самого блаженства Рая, видно из того несомненного факта Слова Божия, что земная жизнь есть подготовка к Царству Божию. Каждый получит соответственно тому, «что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). «Что посеет человек, то и пожнет... сеющий в духе, от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал.6:7–8 ). «Мы перешли из смерти в жизни, – говорит апостол, – потому что любим братьев». Всякий любящий брата уже имеет жизнь вечную, в нем пребывающую, уже вкушает блаженство будущего века ( 1Ин.3:14–15 ). Отсюда «Царство Божие внутрь нас есть» ( Лк.17:21 ). Таким образом, деятельная любовь внедренная в души святых здесь на земле, пребывает с ними вечно на небесах. Многоразличные благодатные дарования святых нужны исключительно для Церкви земной. И коль скоро святые, «выйдя из тела и водворившись у Господа» ( 2Кор.5:8 ), не могли потерять и лишиться этих дарований, то они продолжают их иметь исключительно на пользу Церкви земной, то есть они ей неизменно помогают этими же дарами своими. Доколе существует Церковь земная, святые не могут остаться без забот о ней и их дарования имеют смысл только в этом. Церковь земная и Небесная Мы видим, что Церковь , во всем Ее земном и небесном составе, есть подлинно живое тело Христово, и только в том случае оно и есть тело, когда все члены Ее, небесные и земные, находятся в полноте взаимной связи и живого сочувствия и содействия друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

" И слово стало плотью... " Миниатюра из Евангелия еп. Бернварда Хильдесхаймского. 993 - 1022 гг. (Б-ка собора в Хильдесхайме. Hs. 18 Fol. 174r) О том, какая природа человека соединилась с Богом Словом, в Свящ. Писании существуют прямые свидетельства. Так, в момент Благовещения арх. Гавриил говорит Пресв. Богородице: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1. 35). Описывая совершенное И. Х. спасение человека, ап. Павел указывает, что Бог Отец «не знавшего греха... сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5. 21). Ап. Петр наставляет верных: «...не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 18-19). Этот вопрос раскрывается в Свящ. Предании: соборных решениях, писаниях св. отцов и учителей Церкви. В определении IV Вселенского Собора исповедуется вера в И. Х., «совершенного в божестве и совершенного в человечестве (τλειον τν ατν ν νθρωπτητι), истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха (κατ πντα μοιον μν χωρς μαρτας)...» (ДВС. Т. 3. С. 48). Смысл выражений «совершенного в человечестве» и «во всем подобного нам кроме греха» получают ясное толкование в Томосе папы св. Льва Великого, его послании к архиеп. К-польскому Флавиану, одобренном Собором: «Истинный Бог родился в подлинном и совершенном естестве истинного человека: всецел в Своем, всецел в нашем. Нашим же называем то, что Творец положил в нас в начале и что Он восхотел возвратить нам. Ибо в Спасителе не было и следа того, что привнес в человека искуситель, и что прельщенный человек допустил в себя» (ДВС. Т. 2. С. 233). В отношении тех, «которые стараются извратить таинство домостроительства», IV Вселенский Собор «принял... соборные послания блаженного Кирилла, бывшего пастыря Александрийской Церкви, к Несторию и к восточным...» (ДВС. Т. 3. С. 47).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Но как бы мне не была чужда такая мораль, мне от увещаний моих друзей, от моего одиночества среди них было так тяжело, что при мысли – если пройдет года два, а, может быть, и меньше, и я не выдержу, паду, сдамся, стану на их путь единения с безбожниками – я решил бежать во что бы то ни стало, из этого общества, для спасения своей собственной души. Я не пророк, а худший из православных русских священников Божиих, но понимал в те дни и переживал слова пророка, говорившего Богу: … сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. ( 3Цар. 19, 10 ) 37 . Я был не один. Я был один только в моей обстановке и бежал от нее, как слабейший из моих единомышленников, разбросанных и также одиноких, но оставшихся в России. Поистине, Господь оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его ( 3Цар. 19–18 ). Православная Церковь в России есть, осталась. Она не с митр. Сергием, как и он не с Нею. Тихоновская патриаршая Церковь в России, как ранее, до митр. Сергия, существовала, так и ныне существует, на нелегальном положении. Она стала невелика по своему составу. Число Ее членов и нельзя твердо установить, оно колеблется, за него нельзя ручаться ни сегодня, ни завтра, ибо одни падают, отступают, не могут устоять по множеству причин, другие приходят, разочарованные путем лжи и прозревшие. Кто вожди этой Церкви Христовой? Сколько их и где они? Мало. Считают по пальцам. Они в лагерях, тюрьмах, ссылках и неизвестно где. У остатка верных всегда тревога за них: устоят ли эти? не сдадутся ли? не падут? не посрамятся ли надежды и на них? подкрепи их Господи! Один лишь только Бог сохранить может. У врага столько искусства в обмане и лжи, что при слабости человеческих сил и пасть не трудно. Ни у кого в себе уверенности нет, как бы ты поступил в положении так искушенных. Многим кажется, что скоро под напором противника все сплошь падут, сделаются бесчестными людьми. Уж и так, как будто, нет кругом честных и твердых в христианстве людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Но мы взираем в будущее с верой и надеждой на Возлюбившего ее Господа Иисуса. В своем историческом шествии Церковь всегда вдохновлялась пророческими словами ветхозаветного евангелиста — пророка Божия Исаии, обращенными к ней — Новому Израилю — и звучащими сегодня на удивление современно и ободряюще. Прислушаемся и мы к этим словам: «Ныне же так говорит Господь: Не бойся, ибо Я искупил тебя Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя, ибо Я Господь, Бог твой, Спаситель твой. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя. Не бойся, ибо Я с тобою!» (Ис. 43:1-5). Благодарю всех за внимание и приглашаю всех к обсуждению как тех вопросов, которые я сегодня уже успел затронуть, так и иных, волнующих вас и вашу паству. Да благословит Господь наши труды — во славу Его имени и на благо Его Церкви! 1 — Письма были направлены: Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну; Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу; Святейшему Патриарху Грузинскому Илии; Святейшему Патриарху Сербскому Порфирию; Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу; Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту; Блаженнейшему Архиепископу Албанскому Анастасию; Блаженнейшему Митрополиту Польскому Савве; Блаженнейшему Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу; Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону; Блаженнейшему Митрополиту Охридскому и Македонскому Стефану; Папе Римскому Франциску; Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Марии Шмид, генеральному секретарю Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

Вера в спасение, совершенное для нас Господом, это – одно и всеми приемлемое дело. А уверенность в своем спасении – дело совсем другое, которое естественно только после доброго подвига в явлении всякой добродетели в течении всей жизни, уже пред кончиной и у людей святейшей жизни. Пример сему дает св. ап. Павел, который говорит о себе: «я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды» ( 2Тим.4:6–8 ). Это сознание исполненного долга и обязанности «доброго подвига» ради спасения, чуждо древне-фарисейской похвальбы праведностью от своих дел и ново-фарисейского самохвальства праведностью от одной своей веры. Церковь Христова оберегает от такого ложного душевного устроения и пустосвятства тех, кто «выказывает себя праведниками пред людьми» и «уверены о себе, что они праведны и уничижают других» ( Лк.16:15; 18:9 ) и предлагает всем, начиная с наибольших подвижников своих, всегда пребывать в мытаревом состоянии духа – «Боже! будь милостив ко мне грешнику»! – чтобы быть оправданными пред Богом ( Лк.18:13–14 ). Да и свою праведность от Бога, по вере, через какую благодать Божию и когда члены протестантских сект получают? Если исповедь, крещение и причащение не подают благодати очищения грехов и освящения человека, и есть не действительное и реальное действие её, а только назидательные символы и обряды – хлеб и вино без Тела и Крови Христовых, вода без Духа Святого и исповедь без благодатного отпущения от пастырей, – то тогда по вере вашей да будет вам: вы не в Церкви Христовой, благодати Божией нет на вас и грехи ваши не прощены и остались на вас. А спасены вы в одной своей фантазии, только думая, что вы прощены и очищены от грехов, веруя в воображаемую благодать и сами себя удостаивая Царствия Божия. Не признавая добродетели обязательной для спасения, не имея благодати для подлинного очищения и освящения, все спасение баптистов и прочих самосвятов проходит в постоянном самовнушении в своей спасенности. Но, находясь в тяжком заблуждении ни на чем не основанной уверенности в своем спасении, сектанты яростно нападают на Православие и с видом чрезвычайной духовности особенно усердно отрицают, например, церковные их святыни – иконы, крест и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Виноградник сторожит Суламита, но и сама она уподобляется саду-винограднику. ( Песн.1:5, 8:12, 4:12–16, 5:1 ). Под виноградником же разумеется народ Божий Израиль ( Ис.5:1–7, 27:2–6 ; Иер.2:21, 12:10 ; Мф.21:35–41 ). Суламита – «нарцисс Саронский, лилия долин» ( Песн.2:1 ), а царь, как пастырь народа всего ( Иез.34:23, 37:24 ), «пасет между лилиями». Соломон и Суламита – царь и народ, и от лица народа Суламита говорит: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему». ( Песн.2:16, 6:3 ). Соломон царь созерцает и любит в Суламите Израиль. Описывая Суламиту, он описывает и олицетворяет в ней народ свой и страну. Суламита прекрасна, как Израиль, и Израиль прекрасен, как Суламита. В красоте Суламиты видна красота Израиля, и в её красоте физической и внешней видна красота духовно-нравственная и благодатная Церкви, народа Божия. Царь любит Израиль – народ свой, – как любит эту девицу. Он видит и соединяет в ней самое идеальное и лучшее, что есть в Израиле. Она – истинная представительница Израиля. Именем «дщери Сиона» ( Ис.62:11–12 ; Зах.2:10 ), «девы Израилевой» ( Иер.31:1–4 ) обозначается целый народ избранный. Под Суламитой и надо разуметь последний. «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» ( Песн.2:2 ) – говорит царь о народе своем, сравнивая его с другими народами. Таково слово Писания. Бог «поставил тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии» ( Втор.26:19 ). «Ты народ святой у Господа Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным народом из всех народов, которые на земле» ( Втор.7:6 ), ибо «благословятся в нем все народы земли» ( Быт.12:3, 18:18, 22:18 ), когда через него «придет желаемый всеми народами» ( Агг.2:7 ) Мессия – Христос. – «Оглянись, оглянись, Суламита: оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя. Что нам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?» ( Песн.7:1 ). Странный образ, Манаим или Маханаим – место, где патриарха Иакова «встретили ангелы Божии, и Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие». ( Быт.32:1–2 ). Вот какой небесный «хоровод» надо вспоминать, глядя на красоту Суламиты, или на страну народа Божия. 6. Вторая идея аллегории – Христос и Церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010