Торжества состоялись в единственном ныне в Холме православном храме – кафедральной церкви св. Иоанна Богослова. Празднования начались всенощным бдением, которое возглавил митрополит Савва. После всенощной отслужили последнюю панихиду по прославленным Церковью мученикам Холмским и Подляшским. Затем митрополит Савва сказал проповедь о значении прославления святых для православного христианина, подчеркнул, что День Прославления – это Пасха для Холмщины. Во время богослужения, которое продолжалось всю ночь, был отслужен акафист перед Холмской иконой Божией Матери и панихида с заупокойным акафистом. В шестом часу утра в храме св. Иоанна Богослова была отслужена ранняя Божественная Литургия. Официальные воскресные торжества начались в половине десятого у престола, сооруженного на площади возле храма. После встречи архиереев, всех присутствующих приветствовал своим словом на украинском, польском и русском языках местный архиерей – архиепископ Люблинский и Холмский Авель. С этой минуты начался чин прославления новомучеников Холмских и Подляшских. Секретарь Священного Собора Епископов Автокефальной Православной Церкви Польши архиепископ Лодзинский и Познанский Симон огласил на церковно-славянском языке Деяние Священного Собора Польской Церкви о причислении к лику святых Мучеников Холмских и Подляшских. Затем хор семинаристов Варшавской Духовной Семинарии и студентов Христианской Богословской Академии под управлением Владимира Волосюка впервые исполнил тропарь, кондак и величание новопрославленным святым. Одновременно из Свято-Иоанно-Богословского храма была торжественно вынесена икона Собора свв. Мучеников Холмских и Подляшских и мощи новопрославленных святых. Митрополит Савва благословил народ иконой Собора свв. Мучеников Холмских и Подляшских со словами: «Христос Воскресе!». Пока присутствовавшие архиереи и народ прикладывались к иконе и мощам, хор исполнил написанный специально для торжества кант Мученикам Холмским и Подляшским, слова которого принадлежат холмскому поэту Тадею Карабовичу, а музыка – молодому композитору Юрию Волосюку.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Храмы в Крупе и Бончи были единственными действующими православными церквями в красноставском уезде. Открытие постоянного прихода в Бончи стало возможным благодаря усилиям декана хелмского преподобного Олимпа Денисевича, а также священников Владимира Матвейчука и преподобного подполковника Юзефа Тыкько-Никольского. В 1928 году число прихожан оценивалось в 3179 человек, при этом данные полиции указывали на меньшее число – 3090 человек, посещавших церкви в Бончи и в Крупе. В сентябре 1932 года церковь посетил в рамках канонического визита архиепископ Савва (в миру Георгий Евгеньевич Советов). Церковь оставалась активной во время Второй мировой войны, в то время ее посещали более 450 человек. В 1945 или 1946 году приходской священник и 70% верующих уехали в СССР. Остальные верующие были выселены из Бончи в рамках акции " Висла " . После вывоза украинского населения церковь была закрыта. Несмотря на то, что объект не был разрушен, его оборудование сохранилось. Усилия по ее открытию предпринял в 1954 году Алексей Баранов (священник Польской Автокефальной Православной Церкви, украинец по происхождению), который во время визита в деревню убедился, что в ней все еще оставалось около 700 человек православного вероисповедания. Эту инициативу поддержал митрополит Варшавский и всея Польши Макарий, который получил разрешение на возобновление прихода, несмотря на первоначальное нежелание Управления по делам религий, в первой половине 1956 году. Однако регулярные богослужения в церкви проводились только с 1958 г.; затем в 1974-1989 гг. в храме проводились лишь редкие религиозные церемонии, проводимые священниками прихода Святого Иоанна Богослова в Хелме. Согласно другому источнику, церковь имела постоянного администратора в 1956-1989 годах, и только позже из-за небольшого числа верующих она стала обслуживаться духовенством из Люблина, Хелма или Грубешова, а постоянный пастор вернулся в Бончи в 2007 году. В 1965 году произошел пожар. Согласно различным исследованиям, в период с 1968 по 1970 год в Бончи проживало от 136 до 292 православных, однако де-факто большинство из них посещали местную церковь Святого Станислава. Последовательное снижение числа посещающих церковь было результатом миграции в Люблин, Хелм и Красногостав, а также давления со стороны католического большинства жителей.

http://sobory.ru/article/?object=61085

Благодаря действию конкордата, подписанного 28 июля 1993 г. между Ватиканом и Республикой Польша (ратифицирован Польским сеймом 8 января 1998 г.) с. 57], практически все богословские (теологические) факультеты и вузы в Польше имеют государственное признание, «а некоторые из них, например, Краковскую теологическую академию, Люблинский католический университет и еще ряд теологических факультетов, спонсирует государство» Действующее ранее Соглашение между представителями Республики Польша и Польским епископатом Католической Церкви от 14 апреля 1950 г. также среди всего прочего касалось деятельности Люблинского католического университета (KUL), которому гарантировалось продолжение деятельности и в реалиях польского социализма с. 142–145]. История присуждения степени доктора богословия (теологии) уходит в средние века, когда в XIII веке Парижский университет впервые присвоил степень «доктора богословия». Конечно же, в национальной системе аттестации научных кадров Республики Польша степени доктора теологических наук (т. е. кандидат теологии в отечественной классификации ВАК) и хабилитированного доктора теологических наук (doktor habilitowany nauk teologicznych) входят в реестр государственных ученых степеней. Качество представленных к защите работ и материалов и порядок их защиты регулируется Центральной комиссией по присуждению ученых степеней и званий (Centralna Komisja do Spraw Stopni i Tytuów) при Министерстве науки и высшего образования. Данная Комиссия действует с 1951 г. и, по сути, выполняет те же функции, что и отечественная ВАК. Теологическое образование в Польше конфессионально. Для религиозных меньшинств, действующих в стране, существует Христианская богословская академия в Варшаве (Chrzecijaska Akademia Teologiczna w Warszawie (ChAT). В ее составе два факультета – теологический и социальных наук. При этом обучение на факультетах подразделяется на конфессиональные секции: православную, евангелическую и старокатолическую. Соответственно, православная секция удовлетворяет нужды по подготовке кадров духовенства Польской Автокефальной Православной Церкви. Евангелическая – нужды группы польских протестантских деноминаций. Это: Евангелическо-Аугсбургская церковь в Польше, Евангелическая реформатская церковь в Польше, Евангелическо-методистская церковь в Республике Польша, Пятидесятническая церковь в Польше, Церковь адвентистов седьмого дня и Баптистская христианская церковь. Старокатолическая – Польская католическая церковь в Польше, Старокатолическая церковь мариавитов в Польше и Католическая Мариавитская церковь в Польше

http://bogoslov.ru/article/6177608

О дальнейшей церковной истории Л. сведения отрывочны. Известны в основном лишь имена епископов Л., участвовавших во Вселенских и в др. крупных Соборах К-польской Церкви. В 381 г. еп. Маркиан участвовал во II Вселенском Соборе в К-поле, где примкнул к осужденной партии македониан. В 20-х гг. IX в., в период правления визант. императора-иконоборца Михаила II Травла , епископ Л. свт. Евсхимон выступал как сторонник иконопочитания и был отправлен в ссылку. В списках (нотициях) епархий К-польского Патриархата Л. упоминается до XII-XIII вв. В 1235 г. в Л., к-рый в то время входил в состав Никейской империи , состоялся Всеправославный Собор, на к-ром был официально возвращен автокефальный статус Тырновской Патриархии Болгарской Православной Церкви. В нач. XIV в. в Л. известна ц. Богородицы Панагнос, которую посещал прп. Максим Кавсокаливит до своего монашеского пострига на Св. Горе Афон. Л. перешел под управление турок-османов в 1356 г. В 1847 г. близ Л. тур. крестьянами случайно был обнаружен т. н. Лампсакский клад - коллекция из 28 серебряных литургических и бытовых предметов визант. производства VI-VII вв. (среди них - подсвечник, паникадило и др.). В наст. время большинство вещей из клада хранится в Британском музее. Известные епископы Л.: свт. Парфений (до 337), Маркиан (50-е гг.- 381), Даниил (451), Гармоний (458), Константин (681), Иоанн (787), свт. Евсхимон (20-е гг. IX в.), Никита (X в.), Фома (XI-XII вв.). Лит.: Dalton М. Catalogue of Early Christian Antiquities and Objects from the Christian East in the Department of British and Mediaeval Antiquities and Ethnography of the British Museum. L., 1901; Pauly, Wissowa. Bd. 8. Sp. 588-592; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1. P. 974-976; Janin. Grands centres. P. 206; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 144; EEC. P. 472; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 85; Baratte F. Vaiselle d " argent, souvenirs littéraires et manières de table: l " example des cuillers de Lampsaque//Cah. Arch. 1992. T. 40. P. 5-20; Карташев. Соборы. C. 80-81; Hobbs R. Late Roman Precious Metal Deposits, c. AD 200-700: Changes Over Time and Space. Oxf., 2006.

http://pravenc.ru/text/2462599.html

После подавления восстания 1863-1864 гг. рус. правительство приняло меры для поддержки и координации строительства правосл. храмов в Польше, был открыт ежегодный церковно-строительный кредит в 25 тыс. р., на эти средства должны были строиться 2 храма в год. В 1866 г. Комитет по делам Царства Польского принял решение о выделении на строительство правосл. храмов в Польше по 100 тыс. р. ежегодно в течение 8 лет. За счет церковно-строительного кредита были возведены: совр. кафедральный собор Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) - храм св. равноап. Марии Магдалины в варшавском предместье Прага (заложен в 1867, освящен в 1869), Свято-Духовский храм в г. Седлеце (освящен в 1869), Вознесенский храм в Кельцах (освящен в 1870), храм во имя Всех святых в Петрокове (освящен в 1870), Свято-Троицкий храм в г. Рава Петроковской губ. (освящен в 1870), ц. во имя св. равноап. Кирилла и Мефодия в Ченстохове (освящена в 1872), ц. во имя св. Александра Невского в Кибартах (1870). К 1874 г.- времени окончания кредита - вместо предполагавшихся 37 храмовых зданий были возведены лишь 8 и начата постройка еще 3. По ходатайству архиеп. Иоанникия Гос. совет Российской империи обязал Мин-во внутренних дел продолжать ежегодные выплаты в размере 100 тыс. р. на строительство правосл. храмов в Привислинском крае. Помимо реализации церковно-строительного кредита храмы в В. е. строились и на средства, выделяемые как гос-вом, так и частными жертвователями. Т. о. были возведены правосл. храмы в городах Люблинской губ. Тарногрод (1864), Грубешов (1867) и Бела (1867). В 1868 г. в здании бывш. католич. Свято-Духовского костела в Холме устроили правосл. собор в честь Сошествия Св. Духа (освящен в 1870). В Плоцке были освящены Преображенская (1867) и кладбищенская Михаило-Архангельская (1871) церкви. Кроме того, количество храмов В. е. увеличивалось за счет церквей, переданных епархии Военным мин-вом: в 1864 г. Иоанно-Богословский храм в Холме (построен в 1852), в 1867 г.- крепостная ц. в г. Замостье, в 1868 г.- госпитальный храм в Ловиче. К 1875 г. число правосл. храмов в епархии достигло 60. С 1874 г. Синод выделял по 2 тыс. р. ежегодно на окормление клириками епархии паствы в районах, где не было храмов.

http://pravenc.ru/text/150457.html

Синод ИПЦ обратился к предстоятелям правосл. Церквей с просьбой исключить И. из диптихов. В офиц. обращении Синода ИПЦ объяснялись причины отстранения И. и предлагалось прекратить поминовение его имени. Однако И. не признал правомочности решений Синода и заявил о своем намерении избрать новых членов Синода, из-за чего в ИПЦ сложилась кризисная ситуация. Синод обратился за содействием в ее урегулировании ко всей правосл. Полноте. 24 мая 2005 г. в К-поле по приглашению К-польского Патриарха Варфоломея I был созван Собор глав и представителей автокефальных правосл. Церквей для обсуждения ситуации, сложившейся в Иерусалимском Патриархате. В Соборе приняли участие как И., так и представители выступившего против него большинства Синода. В итоге слушаний Собор обратился к И. «с братской просьбой добровольно уйти в отставку», которая станет «жертвенным деянием ради умиротворения Церкви» (Ibid. Σ. 280-281). Поскольку И. отверг это предложение, Собор (при 2 воздержавшихся и проголосовавшей против Грузинской Православной Церкви) постановил признать решение Синода ИПЦ об отстранении И. и об исключении его имени из диптихов. И. не подчинился постановлению Собора, создал собственный Синод и совершал богослужение патриаршим чином. В связи с этим 16 июня 2005 г. архиерейский суд Иерусалимского Патриархата приговорил И. к лишению архиерейского сана и низведению в разряд монахов. 22 авг. 2005 г. Синод ИПЦ избрал Патриархом Феофила III , бывш. архиеп. Фаворского. Интронизация Патриарха состоялась 22 нояб. 2005 г. Правительства Иордании и Палестинской автономии одобрили решения ИПЦ, однако израильское правительство продолжало поддерживать И., затворившегося в патриарших покоях, и официально признало интронизацию Патриарха Феофила III лишь 17 дек. 2007 г. Лит.: Биография Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины, Сирии, Аравии, Заиорданья, Каны Галилейской и Святого Сиона Иринея I//ЖМП. 2001. 10. C. 80; Интронизация Блаженнейшего Иринея I, Патриарха Св. Града Иерусалима и всей Палестины//Там же. С. 76-78; Определения Священного Синода//Там же. 2005. 8. С. 8-9; Σγκλησις ν Θαναρ πανορθοδξου γας κα ερς Συνδου πρς ξτασην τν δυσαρεστν κκλησιαστικν ξελξεων ν τος κλποις το Πατριαρχεου Ιεροσολμων//Ορθοδοξα. 2005. Τ. 2: Απρλιος - Ιονιος. Σ. 263-281.

http://pravenc.ru/text/673995.html

Спустя две недели после событий, происшедших в Почаеве, все иерархи снова были приглашены в Варшаву, где их присутствие неожиданно объявили иерархическим Собором. На этом Соборе польский премьер-министр прочел правительственную декларацию, в которой предложил иерархам учредить автокефалию Православной Церкви в Польше. Вопреки протестам Преосвященных Елевферия и Владимира, автокефалия была принята как бы волей Собора, а на другой день автокефалисты из своего же состава образовали Синод. Недолго возглавлял митр. Георгий автокефальную Польскую Церковь . 8 февраля 1923 года он был убит Смарагдом, архимандритом-фанатиком. Труды: «Соборное послание Св. Ап. Иакова». Магистерская диссертация. Киев, 1901. «Стигматизация» (Богословско-психологический очерк) Харьков, 1905 «Избрание епископов в древней Церкви». Харьков, 1906. «Теория проф. А.П.Лебедева – о братиях Господних». Харьков, 1907. «Индивидуалистическое миросозерцание». Леонида Андреева. Харьков, 1909. Речь при отпевании Высокопреосв. Антония, митрополита С.Петербургского. «Приб. к «ЦВ» 1912, 45, стр.1825. Речь при вступлении на паству. «Приб. к «ЦВ» 1913, 28, стр.1305. Поучение новопостриженному иноку Иннокентию, студенту 2-го курса СПБ духовной академии (в мире Борису Димитриевичу Тихонову). «Рус.Инок», 1913, II,cmp.696–699. Слова, поучения и речи. Калуга, 1914. Отзыв проф. С.Зарина о словах и речах см. «Приб. к «ЦВ” 1914 , 34, стр. 1532. «Демонические болезни» (Богословско-психологический очерк). Калуга, 1914, см.также «Христ. Чтен.» 1912, июль-авг., стр.774. «Глоссолалия» ( I Kop.14:1–40 ). Богословско-психологический очерк. Калуга, 1915. Отзыв проф.С.Зарина об этом очерке см. «Приб. к «ЦВ» 1915, 44, стр.2279. Литература: «Церк.Вед.» 1906, 24, стр.323. -«- 1908, 6, стр.32. -»- 1910, 48, стр.441, 443. -«- 1911, 50, стр.416. -»- 1913, 21, стр.307. -«- 1917, 2, стр.13. -»- 1918, 17–18, стр.104. «Ж.М.П.» 1952, 2, стр.5 -«- 1953, 4, стр.35–36. -»- 1957, 9, стр.67–68. -«- 1960, 5, стр.47. «Изв. Каз. Еп.» 1913, 10, стр.341–342.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

172-173 173-174 174-178 ГАБРА МАСИХ (1419-1522), эфиоп. св. (пам. эфиоп. 3 маскарама (31 авг., в год, предшествующий високосному, - 1 сент.)) 178-179 179-180 ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) 180-185 ГАВВАФА [арам. , - возвышение; греч. Γαββαθ], место в Иерусалиме, где Иисус Христос предстал на суд перед Понтием Пилатом 185-186 186-187 187-191 ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 191-193 ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) 193-195 195-197 ГАВРИИЛ Иванович Архангельский (1890-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ Михайлович Масленников (1871-1937), свящ., сщмч., (пам. 5 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) 197-198 ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский, (1878-1919), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) 198-199 ГАВРИИЛ (Владимиров Григорий Петрович; 1873-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 199-200 ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток))

http://pravenc.ru/vol/x.html

196-198 ЗЛАТОУСТ древнерус. учительный сборник устойчивого состава, в к-рый входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения 198-200 200-205 ЗЛО характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага 205-265 265-266 266-268 ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого 268-271 271-277 277-278 ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. 285-297 297-300 ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон 301-313 ЗОГРАФСКИЕ (АФОНСКИЕ) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф, которые были сожжены в башне обители за отказ заключить унию с католич. Церковью 313-315 ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности 315-316 ЗОДЕН Герман Фрайгерр фон (в крещении Ханс Карл Герман) (1852 - 1914), нем. лютеран. теолог, исследователь истории текста НЗ 316-317 317-318 [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель 318-319 319-321 321-323 ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ термин, к-рым в Свящ. Писании ВЗ обозначаются литые идолы, воздвигнутые в разное время представителями евр. народа и посвященные Яхве, но затем ставшие символом идолопоклонства 323-325 ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (К-поля)

http://pravenc.ru/vol/xx.html

   Но все же давайте обратимся к истории: в течение XIV — первой половины XV века много раз пытались разделить русскую церковь, создать на территории захваченных — тогда Польшей и Литвой — русских земель отдельную митрополию. Наконец разделение было достигнуто по указу Папы Римского Каллиста III в 1458 году. Тогда польский король Казимир, воспользовавшись сложившейся политической ситуацией, по приказу Папы отнял западные православные епархии у находящегося в Москве митрополита всея Руси Ионы. Так единая русская церковь была разделена на две митрополии — Московскую и Киево-Литовскую. Сразу же началась активная работа по подчинению православной церкви Риму. Тогда это было только начало. А в XVI веке, с 1590 года, стали созываться ежегодные православные соборы в Бресте. Официально на них громогласно провозглашались идеи торжества и чистоты православия, а тайно готовилось принятие унии. Через пять лет, в 1595 году, епископы—сторонники унии в Риме присягают Папе. И уже через год, в 1596-м, на соборе в Бресте уния провозглашается официально. Пять из семи тогдашних православных епископов Западной Руси принимают власть Папы, и только двое, несмотря на гонения, остаются верны православию. Король Польши Сигизмунд III не только утвердил все решения униатского собора, но и придал церковному событию государственный характер: выступления против унии сразу стали рассматриваться как антигосударственные выступления, начались ужасные кровавые гонения на православных христиан, которые периодически, как это ни печально, вспыхивают и по сей день.    Прошедший ХХ век. Снова ослабление и кризис в России, снова попытки отделения Украины. И снова в действии автокефалистский проект. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) создается в 1921 году по приказу большевиков для раскола с московской патриаршей церковью, а в 1930 году по их же приказу за ненадобностью «самоликвидируется», но вновь появляется, теперь уже при поддержке германских нацистов, во время фашистской оккупации, и, наконец, значительная часть сотрудничавших с захватчиками самостийных «иерархов», уже находясь в эмиграции, завершают свой путь в полном соответствии с историческими прецедентами, приняв католицизм и став униатами.

http://pravoslavie.ru/36691.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010