Варшава, 23 ноября 1939 г. Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыко, Возлюбленный о Христе Брат. Прекращение существования независимого Польского государства, с существованием которого было связано существование независимой автокефальной православной церкви в Польше, лишает эту церковь возможности дальнейшего автокефального существования. 86 Новый государственный порядок, установленный на бывшей польской территории, ныне включенной в область германских государственных интересов, вызывает необходимость соединения автокефальной православной церкви в Польше с церковной организацией, представленной Вашим Высокопреосвященством. В связи с этим прошу Ваше Высокопреосвяшенство в возможно кратчайший срок прибыть в Варшаву, дабы принять в свое ведение и управление ту часть б. автокефальной православной церкви в Польше, которая находится на территории, включенной в область германских государственных интересов. В связи с вышеизложенным, я сообщаю Вам, что со дня вступления Вашего в управление я отказываюсь от дальнейшего управления названной церковью. Вашего Высокопреосвященства любящий брат во Христе Митрополит Дионисий 31 87 . Письмо начальника отдела церковных дел в правительстве генерал-губернатора занятых польских территорий представителю МИД при генерал-губернаторе Краков, 13 января 1940 г. Я почтительно пересылаю Вам копию письма рейхсминистра церковных дел 4083/39 от 5 января 1940 г. в МИД с просьбой о любезном принятии к сведению. С осуществлением дела с церковным управлением при помощи архиепископа Серафима здесь [в правительстве генерал-губернатора] еще не полностью согласились. Однако я присоединяюсь к содержанию этого [пересылаемого] письма. Уже известный Вам вотум от 8 декабря прошлого года одобрен господином генерал-губернатором 88 . Дополнительно я прошу учесть следующее: 1. Серафим сообщил, что он намерен назначить украинского православного священника администратором Холмщины; перед назначением он направит в службу генерал-губернатора официальный запрос, приемлем ли возможный администратор господину генерал-губернатору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Далее Серафим сообщил, что он собирается уволить русских служащих православной консистории в Варшаве; он подаст список этих служащих и попросит их устроить на другие должности в Генерал-губернаторстве, что было бы возможно без всяких затруднений. 3. Наконец, Серафим сразу после вступления в управление станет считаться с украинскими интересами посредством упомянутых в письме рейхсминистра церковных дел мероприятий (украинские приходы с украинскими священниками, украинская проповедь , литургия с украинским выговором). Каким образом ввиду этих фактов о Серафиме, который является не русским, а немцем, можно судить как об однобоком стороннике русских эмигрантов, для меня не понятно. Следует добавить, что представители Украины, особенно доцент университета д-р Кубиович и православный священник Мартин Волков (профессор и бывший депутат сейма) заявили, что православные украинцы с Серафимом согласны. Также и подразделение СД в Варшаве оценивает позицию Серафима в отношении украинцев как полностью лояльную. Насколько мне известно, это мнение, к которому я присоединяюсь, разделяет и гестапо в Берлине. Поэтому я сожалею, что не могу согласиться с доставленной мне любезным образом заметкой Pol.V.12 413 [из МИД], которую я прилагаю " ». Копию этого письма я пересылаю господину рейхсминистру церковных дел. Подпись Из письма министра церковных дел Керла в МИД по вопросу судьбы Православной Церкви в бывшей Польше. 89 Берлин, 5 января 1940 г. Православная церковь в Польше является автокефальной, то есть самостоятельной, и не подчиняется никакому чужому Синоду. Ее бывший митрополит Дионисий из Варшавы был русским. В отношении украинцев в своей церкви, которые его не признавали, он опирался на бывшее польское правительство. Так как сейчас из 242 200 православных Генерал-губернаторства – 227 300 украинцы, его положение оказалось непрочным. Поэтому он отказался от руководства этой церковью и попросил взять на себя управление ею архиепископа православной епархии Берлинской и Германской Серафима (из Берлина). В связи с этим Серафим и принял церковное управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих…» (34 Ап. пр.), «….распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку» (17 пр. IV Вс. Собора). Именно на эти нормы часто ссылаются сторонники создания новых автокефальных Церквей. Суть их такова: церковные границы следуют за политическими. Однако на самом деле ни в одном церковном каноне нет определения слов как «автокефалия», «автономия», «самоуправление», «экзархат». То есть, каноническое право определяет необходимость создания церковной структуры в каждом государстве, но не определяет должна ли она быть автокефальной, автономной, самоуправляемой или митрополией. Наглядно нам об этом свидетельствует и история Церквей, также, как и их современность. В составе Константинопольской Церкви есть три автономные Церкви (в США, Финляндии и Эстонии) и многочисленные митрополии в разных странах. Также, как и в составе РПЦ есть различные структуры с разной степенью самостоятельности в Японии, Китае, Средней Азии, Украине, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литве и т.д. Именно поэтому в 1918 году, после возникновения независимой Польши, Московский Патриархат провозглашает автономию Польской Церкви. Однако польские власти взяли курс на отделение Польской Церкви от РПЦ, а вместе с тем и на притеснение Православия. Православные храмы захватывались и отдавались под католические. В январе 1922 г. состоялся первый польский Собор епископов, в мае – второй, а в середине июня того же года – третий Собор. «Собор этот, был открыт речью министра-президента Польши, который выразил пожелание правительства о необходимости иерархического устройства Православной Церкви в Польше и безотлагательного принятия, ввиду устранения в Москве канонической власти Православной Церкви, решения о самостоятельности Православной Церкви в Польше на началах автокефалии», – писали епископы Православной Митрополии в Польше Патриарху Тихону 16 августа 1924 года.

http://pravoslavie.ru/135607.html

Благодаря этому Ватикан уже не первое столетие имеет прямое влияние на Индонезийский и Тихоокеанский регионы. А также проводит успешную политику католизации стран Азии, включая в том числе Китай, в котором счет новоявленных католиков идет уже на десятки миллионов (на протяжении столетий такая католизация обычно предшествовала и способствовала европейской колонизации-вестернизации). Англосаксы, как островные, так и заокеанские, исходят из того, что уже в ближайшем будущем континентальная Европа и Африка могут быть максимально исламизированы. В том числе благодаря усилиям их структур, изо всех сил поощряющими соответствующую миграционную политику, которая, помимо прочего, позволяет британцам и американцам устранять из мировой политики и экономики конкурентов в лице немцев и французов. Ватикан также рассматривает такой вариант развития событий и поэтому ведет борьбу за максимально комфортный для себя перенос центра католицизма в Восточную Европу – Польшу, Венгрию, Хорватию, Украину, Белоруссию, Прибалтику. Ситуативным союзником для него в настоящее время выступает Фанар – Константинопольский патриархат, пытающийся освоить канонические земли Русской православной церкви с опорой на исламистов-пантюркистов (Фанар находится на контролируемой ими территории) и всевозможных крипто-католиков, изображающих из себя разномастных «греко-униатов». В рамках этой политики в марте прошлого года Ватикан и Фанар заключили соответствующие соглашения, реанимирующие в прибалтийской и белорусской частях Балто-Черноморского региона деятельность т. н. униатской церкви, а власти Литвы зарегистрировали в этом году т. н. православную церковь, независимую от РПЦ. На начало февраля эта новая религиозная община насчитывала лишь 10 рясоносцев и тем не менее вознамерилась сформировать руководящие органы уже в самое в ближайшее время. Сей «экзархат», который с благословения Ватикана будет подчиняться Фанару и Константинопольскому патриархату, возглавил бывший эстонский священник Юстинус Кивилоо. Остальные бывшие священники ранее служили в православной церкви Московского патриархата: шестеро в Литве, двое в Белоруссии и один в России. Все они вступили в конфликт с руководством Русской православной церкви якобы из-за поддержки СВО патриархом Кириллом. В 2022 году митрополит Виленский и Литовский Иннокентий отстранил пятерых из них от служения и священства. Вселенский патриарх Варфоломей восстановил их в сане и принял в свою юрисдикцию. Параллельно с этим некоторые их коллеги без лишней огласки перешли из РПЦ в юрисдикцию Польской православной (автокефальной) церкви.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/13/kak_i_...

Во встрече приняли участие также Предстоятели Иерусалимской, Сербской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Румынская Православная Церковь была представлена делегацией во главе с митрополитом Тырговиштским Нифоном, Польская Православная Церковь — делегацией во главе с архиепископом Люблинским и Холмским Авелем. По итогам встречи ее участниками был согласован пресс-релиз. В тот же день Предстоятели и делегации Поместных Церквей встретились с Королем Иордании Абдаллой II ибн Хусейном аль-Хашими. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение состоявшимся братским обсуждением проблем, волнующих мировое Православие. 2. Считать полезным продолжение общеправославных дискуссий, открытых для участия всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей.   ЖУРНАЛ 2 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности Межсоборного Присутствия. Справка: Президиум Межсоборного Присутствия под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в заседании от 30 января 2020 года одобрил и постановил направить на утверждение Священного Синода: проект новой редакции Положения о Межсоборном Присутствии и предложения относительно повестки дня комиссий Межсоборного Присутствия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить  новую редакцию  Положения о Межсоборном Присутствии Русской Православной Церкви. 2. Утвердить  обновленную повестку дня  комиссий Межсоборного Присутствия.   ЖУРНАЛ 3 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, об итогах Чтений «Великая Победа: наследие и наследники» и VIII Рождественских Парламентских встречах. Справка: С 26 по 29 января 2020 года в Москве прошли XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения на тему «Великая Победа: наследие и наследники». На форум приехали архиереи из большинства епархий Русской Православной Церкви, представители ближнего и дальнего зарубежья. Участники из более чем 170 вузов и научных институтов Беларуси, Казахстана, России и других стран выступили с докладами на Чтениях. Восемнадцать направлений форума объединили 156 мероприятий, а также более 30 выставок икон, фотографий, творческих работ, изданий. В Чтениях приняли участие около 17 000 человек из стран канонической территории Русской Православной Церкви, а также из Аргентины, Великобритании, Венгрии, Германии, Израиля, Иордании, Кубы, Польши, Португалии, Сербии, Сирии, Соединенных Штатов Америки, Франции, Швейцарии и Швеции.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5605044...

Данная претензия Константинопольского Патриархата на Америку до сих пор, спустя почти сто лет после ее появления, не признана Антиохийской, Грузинской, Русской, Сербской, Румынской, Болгарской, Польской Церквями. Признали ее лишь Церкви Греческие. Причем процесс этот шел трудно даже в Греческих Церквях: они ранее имели свои приходы в диаспоре и не спешили отдавать их Константинополю, который и не претендовал на них до 1923 года. Как мы знаем, до геноцида греков в Турции и их выселения, у Константинопольской Церкви хватало своих прихожан. И судьбы греков, сербов, грузин, болгар, румын и других православных христиан, оказавшихся в западной Европе или в Америке, не особо беспокоили фанариотов. Вспомнили о них лишь тогда, когда количество православных в самой Турции было резко сокращено в результате геноцида и переселения, а православные епархии за ее пределами, в бывших османских владениях, либо получили автокефалию, либо сами провозгласили ее. Так, например, Иерусалимский Патриархат приходы своего Викариата Палестинско-Иорданских общин в США согласился передать Константинополю лишь в 2008 году. Албанская диаспора в Америке также не признала прав Константинополя, предпочитая юрисдикцию сначала Русской Церкви, а в итоге – автокефальной Православной Церкви в Америке (не признанной Константинополем). Антиохийская Церковь сохраняет свою юрисдикцию в Америке и по сей день, так же как многие другие Православные Церкви. Более того, с уверенностью можно сказать, что даже автор этих «древних прав» Константинопольский Патриарх Мелетий признавал их лишь тогда, когда это было ему выгодно, отрицая их в других случаях. В том числе, уже после их заявления… Многие Церкви имеют там сейчас свои епархии и приходы, часть Церквей признали автокефалию Православной Церкви в Америке, вопреки позиции Константинополя… Если оценивать практическую последовательность, то можно сказать, что за примерно сто лет с момента заявления претензий Фанара на Америку, ему удалось достигнуть реальной солидарности лишь четырех из четырнадцати Поместных Церквей. Пять Церквей (вместе с РПЦ) признают автокефалию ПЦА. А еще четыре, хоть и считают ПЦА частью РПЦ, не признавая ее автокефалии, но при этом не признают и особых прав Константинопольской Церкви «на окормление диаспоры в варварских землях», имея в Америке свои собственные приходы, или передав их в состав той же ПЦА, а вовсе не Константинополя. То есть, мнение Константинополя не принято полнотой Вселенской Православной Церкви, как бы обратное не утверждали на Фанаре.

http://pravoslavie.ru/136993.html

На момент раскола 1054 г. между Римом и Константинополем в состав восточной Православной Церкви входили церкви Ближнего Востока, Балкан и России, центр же ее находился в Константинополе, который именовался также «новым Римом» и осознавался столицей христианской цивилизации. Превратности истории сильно изменили внутреннюю структуру Православной Церкви, но вплоть до сегодняшнего дня большая часть ее членов проживает на тех же самых территориях. Однако вследствие миссионерской активности в Азии и эмиграции на Запад значение Православия в общемировом контексте возросло. Общая численность Православной Церкви на сегодняшний день составляет, по разным оценкам, от ста до ста пятидесяти миллионов человек 30 . Норма церковного устройства Православная церковь – это содружество «автокефальных» церквей (возглавляемых их собственными епископами-предстоятелями), руководимое Вселенским Константинопольским патриархом, имеющим первенство по титулу, или по чести. Число этих автокефальных церквей менялось в течение истории. Сейчас их 15: Константинопольская церковь (Стамбул, Турция), Александрийская церковь (Египет), Антиохийская церковь (с центром в Дамаске, Сирия), Иерусалимская церковь, Русская церковь, Грузинская церковь, Сербская церковь, Румынская церковь, Болгарская церковь, Кипрская церковь, Греческая (Элладская) церковь, Албанская церковь, Польская церковь, Чехословацкая церковь и Американская церковь. Кроме того, существуют «автономные» церкви (сохраняющие формальную каноническую зависимость от материнской церкви) на Крите, в Финляндии и в Японии. Среди автокефальных церквей первые пять возглавляются «патриархами», остальные архиепископами или митрополитами. Эти титулы строго отражают только первенство по чести. Порядок старшинства, в котором эти автокефальные церкви перечисляются, никак не отражает их реальное влияние или численность. Например, от древних патриархатов Константинополя, Александрии и Антиохии сейчас осталась лишь тень их былой славы. Однако существует консенсус, согласно которому первенство патриарха Константинополя, признанное древними канонами ввиду того, что Константинополь являлся столицей древней империи, должно сохраняться как символ и инструмент церковного единства и взаимодействия. Именно поэтому недавние всеправославные совещания собирались Вселенским Константинопольским патриархом. Некоторые из этих автокефальных церквей – фактически национальные церкви, наибольшая из которых – Русская, однако нормой церковного устройства является не национальный критерий, но территориальный признак.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Осталось две темы, по которым позиции еще не вполне согласованы: предоставление автокефалии и диптихи. Для широкой публики все эти темы могут показаться «техническими», далекими от реальной жизни людей. Что такое предоставление автокефалии? Это вопрос о том, кто и каким способом предоставляет самостоятельность той или иной Церкви. На самом деле, в истории Православия никогда не было четко прописанной процедуры предоставления автокефалии. Как правило, автокефалия вообще не предоставлялась — та или иная Церковь ее объявляла, а потом, задним числом, иногда несколько десятков лет спустя, эта автокефалия признавалась Константинопольским Патриархатом и другими Поместными Православными Церквами. Кроме того, существовало представление о том, что одна Церковь может предоставить автокефалию другой. Так, например, Константинопольский Патриархат предоставил автокефалию Элладской, Болгарской, Сербской и другим Церквам, а Московский Патриархат — Церкви Чешских земель и Словакии и Православной Церкви в Америке. Польской Православной Церкви автокефалия была предоставлена дважды: сначала Константинополем, а потом Московским Патриархатом. Таким образом, этот вопрос оставался неурегулированным. Сейчас достигнута принципиальная договоренность о том, что в дальнейшем автокефалия будет предоставляться с согласия всех Поместных Православных Церквей, то есть отдельно взятая Церковь не сможет предоставить автокефалию другой или своей собственной части. Для того, чтобы появилась новая автокефальная Церковь, должно быть межправославное согласие. Осталось договориться только по ряду технических вопросов, а именно о том, как будет подписываться томос об автокефалии. По этому вопросу пока не удалось договориться, хотя в феврале текущего года межправославная подготовительная комиссия в течение нескольких дней пыталась его решить. Ну и, наконец, вопрос диптихов. Диптихи — это порядок следования Церквей в официальных списках. Здесь есть определенные различия. Все Церкви признают первые пять мест в диптихах — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский Патриархаты. Дальше имеются различия. Например, в диптихах Константинопольской Церкви за Русской следуют Сербская, Румынская и Болгарская Церкви, на девятом месте — Грузинская; в диптихах Русской Православной Церкви Грузинская стоит на шестом месте, а далее следуют Сербская, Румынская и Болгарская. По этой теме пока не удалось достичь консенсуса.

http://patriarchia.ru/db/text/1619245.ht...

Тем временем патриарх Варфоломей, еще до подписания томоса, обратился к Предстоятелям поместных Православных Церквей с призывом поддержать предоставление автокефалии новосозданной «церкви Украины». В послании сообщалось, что 6 января «мы намерены даровать томос об автокефалии и проводить совместную службу с предстоятелем автокефальной православной церкви (Украины)», а иерархи поместных Православных церквей должны изучить детали письма, чтобы, в свою очередь, приступить к признанию новой «церкви». А еще патриарх Варфоломей подчеркнул, что если главы Церквей будут игнорировать братьев на Украине, «у нас не будет никакого оправдания ... в Судный день». То малозначительное обстоятельство, что само «Божественное Всесвятейшество» совершенно бестрепетно игнорирует братьев на Украине – митрополита Онуфрия, архипастырей, пастырей и всех верных чад Украинской Православной Церкви – в послании патриарха Варфоломея оставлено без упоминания. Видимо, он почему-то уверен, что оправдания в Судный день у него найдутся. Святейший Патриарх Кирилл ответил Варфоломею, что теперь, когда планы Константинопольской Церкви по легализации раскола на Украине в значительной степени реализованы, «возможно, в последний раз обращаюсь к Вам пред лицом всей Православной Церкви ... Если Вы поступите в соответствии с намерениями, изложенными в Вашем письме, то … причиненные Вами страдания православных украинцев последуют за Вами на Страшный суд нелицеприятного Господа нашего и будут свидетельствовать перед Ним против Вас». Это что касается оправданий в Судный день. Остальные Предстоятели поместных Церквей, впрочем, так до сих пор и не изъявили никакого желания поддерживать Варфоломея в его усилиях легализовать новый раскол. Патриарх Антиохийский Иоанн X призвал патриарха Варфоломея «не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус Автокефальных Православных Церквей, ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира». Кипрский первоиерарх заявил, что ни поминать легализованного Варфоломеем раскольника, ни принимать его у себя и сослужить с ним не будет. Иерусалимский Патриарх на попытку Порошенко продолжить томос-тур уже в Святой земле сообщил, что не сможет с ним встретиться по приключившемуся нездоровью – потому, что украинский лидер рассчитывал взять с собой и раскольничьих иерархов, чтоб они сослужили с православным Патриархом. На следующий день Патриарх Филофей принял представителей канонической Украинской Церкви и передал свое благословение всем ее чадам. Сербская и Польская Церкви ясно выразили свое отрицательное отношение к действиям Варфоломея. В Грузинской Патриархии выражают тревогу в связи с попытками политиков и общественных деятелей давить на Грузинскую Церковь, чтобы она поддержала Стамбул. Никто из представителей Православных Церквей не собирается присутствовать на интронизации «предстоятеля» нового раскола. Шалость, короче говоря, не удалась.

http://radonezh.ru/2019/01/28/o-tomose-i...

Ранее, в связи с рассмотрением деятельности Патриарха Тихона и его сподвижников и течения Русской Церковной жизни в начале 20-х годов, нами уже затрагивался вопрос об устроении Церковном в Русских епархиях за рубежом. Отмечалось, что некоторые из них оказались на территории новообразованных государств. При этом основная масса входящих в них Православных или хотя бы значительная их часть была не Русского происхождения и относилась к народности, составляющей данное государство. В интересах более успешного их Церковного развития Высшее Управление Русской Церкви предоставляло этим епархиям автономию. Так, в Феврале 1921 года такая автономия была предоставлена Православной Церкви в Финляндии, фактически управлявшейся на автономных началах ещё с 1919 года. 843 Тогда же, в 1921 году получили автономию Православные Церкви в Латвии и Эстонии. 844 Сложнее оказалось с решением Церковного Православного вопроса в Польше, где и в более благополучные времена отношения с католицизмом складывались напряжённо. Польское государство включало тогда в себя также территории Западной Белоруссии и Волыни, где большинство населения являлось Православным. Кроме того, некоторое число Православных проживало в Вильне, центральной Польше и Галиции. Всего в Польше оказалось тогда до 5 миллионов Православных, а на ее территории продолжали существовать следующие епархии Русской Церкви: Виленская (частично), Волынская (большая часть), Гродненская, Брестская, Варшавская и Холмская. Между тем, в связи с невозможностью епископу Варшавскому Серафиму (Чичагову) выехать в Польшу, Патриаршим указом от 11 Октября 1921 года экзархом там был назначен архиепископ Георгий (Ярошевский), с возведением его в сан митрополита. Ещё ранее Польские власти требовали от Преосвященного Георгия и Русских церковных деятелей перехода Православной Церкви в Польше к автокефальному бытию, т.е. полному разрыву канонической зависимости от Московского Патриарха. Известно, что в Сентябре 1921 года Патриарх Тихон и Синод ради исключительности положения, в котором оказалось Православное Церковное управление в Польше, предоставили ему широкую автономию. Однако, на просьбу об автокефалии они должны были ответить отказом. 845 Для последней не было оснований – проживавшие в Польше Православные не были Поляками, а наиболее крупные епархии исторически принадлежали к Русской Церкви. Всё же, хотя и не совсем каноничным путём Православная Церковь в Польше пришла к автокефалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010