Кипрская Церковь и английское завоевание (1878 – 1960) 11.5. Развитие Кипрской Православной Церкви с 1960 г. по настоящее время Раздел V. Православие в Греции и Албании Глава 12. Элладская Православная Церковь 12.1. Элладская Православная Церковь до образования независимого Греческого королевства 12.2. Элладская Православная Церковь в XIX в. 12.3. Элладская Православная Церковь в XX в. 12.4. Греческая «Церковь истинных православных христиан» Глава 13. Албанская Православная Церковь 13.1. Христианство на территории современной Албании до начала ХХ в. 13.2. Борьба православных албанцев за церковную независимость 13.3. Автокефальная Албанская Церковь Раздел VI. Автокефальные Православные Церкви второй половины ХХ в. Глава 14. Польская Православная Церковь 14.1. Христианство в Польше до принятия Городельской унии 14.2. Положение православных в Польше после Городельского сейма до конца XVIII в. 14.3. Православие в Польше после присоединения её к России 14.4. Православная Церковь в Польше в 1918 – 1948 гг. 14.5. Автокефальная Польская Церковь и ее современное состояние Глава 15. Православная Церковь Чешских Земель и Словакии 15.1. Православие на территории Чехии и Словакии до XIX в. 15.2. Православие в Чехии в XIX-haчaлo XX в. 15.3. Положение Православия в Восточной Словакии: краткий обзор 15.4. Православная Церковь Чехии и Словакии в 1918 – 1951 гг. 15.5. Автокефальная Чехословацкая Православная Церковь во второй половине ХХ в. и ее современное состояние Глава 16. Православная Церковь в Америке 16.1. Основание Американской миссии. Деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова). Учреждение Алеутской и Аляскинской епархии 16.2. Православная Церковь в Америке в 1917 – 1970 гг. 16.3. Православная Церковь в Америке с 1970 г. и ее современное состояние Библиография     Введение Глава 1. Церковь Христова и ее природа. Автокефальные Поместные Церкви 1.1. Единство Церкви Христовой. Деление в Православии на Поместные Церкви Святая Соборная и Апостольская Церковь является Церковью Единой, представляющей собой целостный мистический организм – Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рамках этой повестки остается нерешенным порядок подписания томоса. Правмир Кроме того, в ходе работы над проектом документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» была учтена критика РПЦ. И теперь в проекте документа Всеправославного Собора говорится о том, что отношения Православной Церкви с инославными церквами «должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом». Подготовка к Всеправославному Собору проходила 21 по 28 января 2016 года в Шамбези близ Женевы на Собрании Предстоятелей Православных автокефальных Церквей. Проект решения Собора по теме Таинство брака и препятствия к нему подписали главы делегаций всех Поместных Церквей за исключением Грузинской Православной Церкви и Антиохийской Православной Церкви. Глава последней выразил письменное несогласие с документом. Для вынесения на Всеправославный Собор утверждены темы: Православная диаспора, Автономия и способ её провозглашения, Значение поста и соблюдение его сегодня, Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром. Согласно решению Собрания Предстоятелей, все одобренные тексты были опубликованы. Кроме этого Предстоятели обсудили и приняли решения об учреждении Всеправославного секретариата, об участии инославных наблюдателей при начале и завершении работ Собора. Предстоятели выразили поддержку гонимым христианам Ближнего Востока и непрекращающуюся обеспокоенность по поводу похищения двух митрополитов: Павла (Язиджи) из Антиохийского Патриархата и Григория Иоанна Ибрагима из Сирийской Ортодоксальной Церкви. Всеправославный Собор состоится летом на греческом острове Крит. Это событие может стать историческим для всего православного мира. На Всеправославный собор должны прибыть по 24 архиерея от каждой из православных церквей. Поместных или автокефальных православных церквей – независимых друг от друга, но связанных единым литургическим общением – в мире насчитывается 15: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия), Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Польская православные церкви, а также Церкви Чешских земель и Словакии и в Америке. Из них самая масштабная – Русская Православная Церковь – объединяет не менее 50 миллионов человек.

http://pravmir.ru/dostizheniya-v-shambez...

При этом было отмечено, что лица, лишенные епископского и пресвитерского сана, не могут быть лидерами в установлении мира в Православной Церкви Украины, так как их действия становятся причиной еще большего беспорядка и соблазна. «Лишь только соблюдение догматических и канонических норм Церкви, а также сохранение многовековых традиций защитит Православие от сложных церковных последствий в международном масштабе», — подчеркнули участники Архиерейского Собора. Собор запретил клиру Польской Православной Церкви входить в литургическое и молитвенное общение с «клиром» так называемых Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, «которые в предшествующих действиях причинили много зла». «Так называемый " объединительный собор " , который состоялся 15 декабря 2018 года в Киеве, не устранил проблему, но, наоборот, усугубил ее, привнеся в жизнь общества многие болезненные явления не только церковные, но и социально-политические. Это касается и Польши», — констатировал в своем послании Митрополит Савва. Его Блаженство указал на то, что участие в «объединительном соборе» приняли представители раскольнических церковных групп, лишенные священнического и епископского сана. «Главный " герой " , Филарет Денисенко, был лишен сана и сведен к мирскому положению. Затем он " рукополагал " своих новых последователей, — напомнил Митрополит Варшавский и всей Польши Савва в письме Патриарху Константинопольскому Варфоломею. — Это люди без благодати таинства. Мы — Ваше Всесвятейшество и все Предстоятели Поместных Православных Церквей — признали это». Его Блаженство также отметил, что «в соответствии с древней церковной традицией запрещение снимает тот, кто его применил». «Во всяком случае, у Филарета и его последователей мы не видели раскаяния, покаяния, смирения, которые обычно предшествуют снятию запрещений, — подчеркнул Предстоятель Польской Православной Церкви. — Этого не было. И здесь проблема. Поэтому их нельзя признать настоящими душепастырями, которые могут совершать святые таинства. Для так называемого " митрополита Епифания " , в действительности светского человека, сделан вред». Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва выразил уверенность, что предпринятые Константинопольским Патриархатом действия относительно церковной ситуации на Украине требуют всеправославного обсуждения, и в очередной раз обратился к Святейшему Патриарху Варфоломею с просьбой изменить свою позицию относительно предложений о созыве собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей. «Преклоняясь пред значением Константинопольского Престола и выражая свою любовь к Вашему Всесвятейшеству, мы хотим слышать, что Ваши действия объединяют Православие, а не разделяют его. Ибо такому положению дел радуется сатана и наши " друзья " », — подчеркнул Предстоятель Польской Православной Церкви. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5337261...

Не меньшее значение имеет основа перевода – греческий, церковнославянский, русский, польский или латинский текст. Разнообразие переводов, их положительные и отрицательные стороны актуализируют тему переводов Священного Писания. Историю современных переводов можно проследить с начала ХХ в. Однако тогда еще не было общепризнанной грамматики и лексики белорусского языка. К концу ХХ в. филологические споры начали утихать и сам язык переводов стал лучше. Примерно с 1988 по 1998 гг. в Канаде были сделаны переводы под руководством предстоятеля Белорусской автокефальной православной церкви митрополита Николая (Мацукевича). Было переведено Евангелие (1992–1995), Апостол и сборник из 285 паремий (1998) [Аудзяюк, 2014]. По мнению доктора филологических наук профессора Ивана Чароты, лексика данного перевода содержит слова, характерные только для закрытой эмигрантской среды, поэтому он плохо понятен для современных читателей в Белоруссии [Чарота, 2006]. Довольно популярный перевод всех библейских книг берет свое начало в 1994 г., когда вышел в свет перевод книги Песнь Песней Василия Семухи. Первоначально В. Семуха сотрудничал с библейской комиссией Белорусской Православной Церкви, однако, не удовлетворенный затяжкой в работе комиссии, он покинул ее и стал издавать собственные труды. В 1995 г. вышел его перевод Нового Завета и Псалтири [Бокун, 2011, 32]. В 2002 г. появился полный перевод Священного Писания, сделанный в содействии с канадской организацией «Глобальное миссионерское служение». Первое издание вышло в Минске под редакцией канадского пастора Юрия Рапецкого и с благословением митрополита Белорусской автокефальной православной церкви Николая (Мацукевича) [Родау, 2010]. В соответствии с протестантским представлением о каноне книг Священного Писания издание состояло из 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Антоний Бокун, один из современных переводчиков Священного Писания, характеризует его как новый стилистический опыт в библейском переводе. К отрицательным сторонам относится его вольность при переводе сложных мест в Писании, диалектное написание библейских наименований, иногда с полной потерей их этимологии, и использование орфографии, не соответствующей нормам современного белорусского языка [Родау, 2010]. В. Семуха использовал классическое белорусское правописание, или тарашкевицу 1 , хотя сейчас принята другая орфография.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Приходы Антиохийского Патриархата в В. являются частью Епархии Зап. и Центр. Европы и объединяют в основном арабов-христиан. Также в В. действуют общины неканонических деноминаций: Белорусская православная автокефальная церковь (3 прихода), Украинская православная автокефальная церковь (17 приходов), Польская православная церковь за границей (7 приходов), Украинская православная церковь (Киевский Патриархат, 36 приходов). Римско-католическая Церковь в В. разделена на 7 митрополий (Бирмингем, Кардифф, Глазго, Ливерпуль, Сент-Андрус и Эдинбург, Саутуарк, Вестминстер) и состоит из 23 епархий, 1 военного ординариата, 1 апостолического Экзархата для украинцев визант. обряда (всего 3191 приход, 5 млн 653 тыс. чел.). В стране существуют также 30 приходов Армянской Апостольской Церкви, 7 - Коптской Православной Церкви, 10 - Эфиопской Православной Церкви, 6 - Сиро-Малабарской Церкви, 7 - Древней Ассирийской Церкви Востока. Протестантские церкви, деноминации и секты. Англикан. Церкви в В. представлены Церковью Англии - 16 110 приходов, к-рая является гос. Церковью, Епископальной Церковью Шотландии - 312 приходов, Церковью Уэльса - 1500 приходов, Церковью Ирландии - 457 приходов (всего ок. 26 млн чел.). Среди пресвитерианских церквей В. ведущее место занимает также имеющая гос. статус Церковь Шотландии - 1593 прихода. Пресвитерианская церковь Ирландии включает 600 приходов, Объединенная реформированная церковь - 1700 приходов и Пресвитерианская церковь Уэльса - 1013 приходов (ок. 1,5 млн чел.). Методистские церкви представлены конгрегациями различных направлений, наиболее крупной является Методистская церковь Великобритании - 8222 прихода. Баптистские общины объединены в Союз баптистов Великобритании (550 тыс. чел.), Союз баптистов Шотландии (38 тыс. чел.) Союз баптистов Уэльса (60 тыс. чел.), Союз баптистов Ирландии (22 тыс. чел.); кроме того, существуют и независимые баптистские церкви. В стране также есть общины братьев (Христианские братья (Открытые) - крупнейшая орг-ция, 124 тыс. чел.), конгрегационалистов, пятидесятников (крупнейшая орг-ция - Ассамблеи Бога, 135 тыс. чел.), квакеров (17 тыс. чел.), Армии Спасения (272 тыс. чел.) а также адвентистов седьмого дня (23 тыс. чел.), мормонов (174 тыс. чел.), свидетелей Иеговы (250 тыс. чел.), унитариев (28 тыс. чел.), сведенборгиан (т. н. Церковь Нового Иерусалима - 140 чел.), сайентистов (т. н. Христианская наука - 21 800 чел.), кристодельфиан (17 900 чел.). В последние годы в В. появилось большое количество харизматических общин, созданных выходцами из Африки и стран Карибского бассейна, поли- и моноэтнических. Законодательство В. о религии

http://pravenc.ru/text/150119.html

– А что сказать о состоянии нашей Церкви, когда у нас была революция? – Даже можно говорить раньше, не только про время революции. Мы знаем, что во времена Петра I было упразднено Патриаршество. Восточные Патриархи реагировали на это изменение Русской Церкви так: оставили пятое место не за Предстоятелем Церкви, которого не стало, а за коллективным главой Церкви: у нас появился Святейший правительствующий синод. Ему было усвоено пятое место, которое перешло к Святейшему Патриарху, когда Патриаршество было восстановлено в 1917 г. Шестое место в диптихе занимает Грузинская Православная Церковь. Она одна из древнейших, создана в IV веке, имеет автокефальный статус, правда, не сохранилось документов, свидетельствующих, каким образом она его получила. Здесь мы опираемся на церковное предание, знаем, что автокефальный статус ей предоставила Мать – Церковь, а таковой для нее является Антиохийская Православная Церковь. Седьмое место занимает Сербская Православная Церковь. Восьмое – Румынская, тоже Патриархат. Девятое – Болгарский Патриархат. Следующие Церкви не имеют статуса Патриархатов, поэтому далее следуют Епископии Кипра и Эллады, десятое место занимает Кипрская, одиннадцатое – Элладская, двенадцатое – Албанская Православная Церковь, тринадцатое – Польская, четырнадцатое – Православная Церковь Чешских земель и Словакии, и пятнадцатое – Православная Церковь Америки. Вот последние из перечисленных получили свои места в диптихе по хронологическому принципу: кто раньше получил автокефалию – тот выше стоит, кто позже – тот ниже. Последней получила автокефалию Православная Церковь Америки в 1970 г. При определении места Церкви в диптихе совершенно не важны ее размеры: сколько приходов, епархий, сколько верующих окормляются, и т.д. Т.е. учитываются самые разные обстоятельства – исторические, фактические, хронологические. Т.М.– Отец Игорь, а как влияет на взаимоотношения внутри сообщества Православных Церквей их положение в диптихе? – Как я уже говорил, из православной экклесиологии следует: все эти Поместные Церкви абсолютно равны между собой, равночестны и равноправны. Этот порядок, который я перечислил, носит условный характер. Но есть поползновения со стороны первой из этих Церквей, Константинопольской, трактовать эту привилегию быть первой в расширительном смысле. Это искушение побороло первую Римскую Церковь в свое время. К сожалению, с ним столкнулись и наши константинопольские братья. Пока эти попытки не вышли за рамки дозволенного и не нарушили православного единства.

http://pravoslavie.ru/50217.html

Стал одним из главных идеологов укр. церковного сепаратизма. В кн. «Основание автокефалии Украинской Православной Церкви» (Тарнов, 1922) делал выводы о якобы неканоничности присоединения к Московскому Патриархату в 1686 г. Киевской митрополии, которая, по утверждению И., фактически являлась автокефальной Церковью со «староукраинским» языком богослужения. Ректор Украинского народного ун-та, открытого для обучения интернированных солдат армии УНР, читал лекции в лагерях. Был избран почетным членом Братств им. святых Кирилла и Мефодия и Свято-Покровского, к-рые были созданы в этих лагерях. Стал действительным членом Научного товарищества им. Т. Шевченко. В сент. 1922 г. переехал во Львов. Преподавал укр. язык и лит-ру в Львовской гимназии (1922-1923), Львовской учительской семинарии (с 1923-1926). С мая 1926 г. профессор церковнослав. языка и кириллической палеографии на Православном богословском фак-те Варшавского ун-та. В 1931 г. возглавил Просветительскую комиссию Предсоборного Присутствия Польской автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). Проявил себя в комиссии приверженцем украинизации церковной жизни. В 1932 г. уволен с профессорской должности Мин-вом образования Польши как активный сторонник укр. церковной автокефалии. Ушел с поста главы Просветительской комиссии, неоднократно выступал в светской печати с резкой критикой Предстоятеля ПАПЦ митр. Варшавского Дионисия (Валединского) и хиротонисанного в 1932 г. Луцкого еп. Поликарпа (Сикорского) как ставленников польских властей. После увольнения из Варшавского ун-та И. издавал популярные культурологические журналы «Piдha мова» (1933-1939) и «Наша культура» (1935-1937) и брошюры, которые способствовали популяризации украинской культуры и языка среди украинцев, живших за пределами УССР. В 1931 г. за труд «Украïнська лimepamypha мова 16-го ст. i Kpexibcьkuй Апостол» удостоен степени доктора философии в чеш. ун-те Брно им. Т. Масарика. В 1939 г., после захвата Польши Германией, организовал Украинский церковный совет Варшавы.

http://pravenc.ru/text/389195.html

«Он (Московский Патриархат) принял более половины христианства из Польши» Сложная манера кира Хризостома излагать обвинения снова ставит в тупик. Лишь методом исключения можно предположить, что речь идет о событиях 1939 года, когда сталинский СССР присоединил к себе земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Вслед за этим, на этих территориях были созданы и епархии РПЦ. Для каких-то других версий обвинений кипрского предстоятеля исторических предпосылок просто не существует. Начать, пожалуй, стоит с того, что Польская Православная Церковь никаких претензий по данному вопросу к РПЦ не имеет и не выражает. Также стоит задать вопрос архиепископу Хризостому: раз теперь вы вместе с патриархом Варфоломеем признаете «Православную церковь Украины» и считаете, что вся Украина входит именно в ее юрисдикцию, то может быть вы убедите «вернуть» Польской Церкви западноукраинские епархии? Исходя из вашего же мнения, что они «были отобраны» у Польской Церкви? Или теперь, по традиции, вы сошлетесь на 34-е Апостольское правило, на которое любят ссылаться в ПЦУ – что в «каждом независимом государстве должна быть своя Церковь»? Так на основании этого же правила, после включения данных территорий в состав СССР, и была восстановлена на них юрисдикция Русской Церкви. Впрочем, все дело в том, что в существование в 1939 году автокефальной Польской Православной Церкви верят только в Константинополе. В Русской Церкви, как и в самой Польской Церкви, считают, что в этом время имел место неканонический раскол. То есть, говоря другими словами, никакой автокефальной Польской Церкви не существовало. Немного истории: С 1918 года польские власти (националистический режим Пилсудского) блокируют доступ в Польшу архиереев из СССР. В это время Русская Церковь принимает решение о создании в Польше автономной Церкви из расположенных на ее территории епархий. И вот здесь уместно вспомнить про 34-е Апостольское правило, а также 17-е правило IV Вселенского Собора, на которое любит ссылаться Фанар. Оба эти правила гласят в вопросе устройства церковных границ:

http://pravoslavie.ru/135607.html

С началом второй мировой войны и присоединением Зап. Украины и Зап. Белоруссии к СССР П. вступил в права управляющего приходами Гродненской епархии (прежний Гродненский еп. автокефальной Польской Церкви Савва (Советов) в сент. 1939 бежал со своей кафедры в Германию). 17 окт. 1939 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) утвердил прежний титул П. как архиепископа Пинского и Новогрудского с присвоением права ношения на клобуке бриллиантового креста и назначил его экзархом Московской Патриархии по епархиям зап. областей Белоруссии и Украины (при этом архиеп. Пинский и Полесский Александр (Иноземцев) сохранял свою кафедру до июня 1941). П. продолжал пребывать в Жировицком мон-ре, где было устроено временное управление экзархатом и приходами Гродненской епархии. В своем послании к епископам западноукраинских и западнобелорусских епархий П. запретил поминать за богослужением имя Варшавского митр. Дионисия (Валединского) и предложил письменно подтвердить признание канонической власти митр. Сергия. В качестве экзарха П. признал только Острожский еп. Симон (Ивановский). Епископ Пинский Александр (Иноземцев) и архиеп. Волынский Алексий (Громадский ; впосл. митрополит) в ответ на обращение П. самочинно учредили собственный синод, претендовавший на управление приходами Зап. Белоруссии и Зап. Украины. 24 июня 1940 г. митр. Сергий назначил П. архиепископом Гродненским и Вилейским и одновременно освободил его от обязанностей патриаршего экзарха зап. областей Украины и Белоруссии (эту должность занял в окт. того же года архиеп. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит)). 24 марта 1941 г. в Гродненской епархии было учреждено Брестское викариатство , в которое вошли приходы, ранее составлявшие зап. часть Пинской епархии. Брестским епископом по ходатайству П. был избран его соратник по борьбе за правосл. веру в Зап. Белоруссии настоятель Жировицкого мон-ря Венедикт (Бобковский ; впосл. архиепископ). Во время Великой Отечественной войны П. остался на территории, оккупированной нем. войсками (кроме него на архиерейских кафедрах в Белоруссии в начале оккупации оставался только еп. Венедикт). В июле 1941 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский) назначил П. экзархом Белоруссии. Нем. власти выразили готовность признать П. главой правосл. Церкви в Белоруссии. 3 окт. 1941 г. П. и еп. Венедикту были переданы требования руководства оккупационного округа «Белоруссия», при условии выполнения к-рых церковная деятельность могла быть разрешена: Белорусская Церковь должна была именоваться автокефальной и не могла иметь никаких связей ни с Московским Патриархатом, ни с Православной Церковью в Польше, ни с Берлинской епархией РПЦЗ. 6 окт. П. и еп. Венедикт согласились с требованиями нем. властей, оговорив, что автокефальный статус Белорусской Церкви имеет временный характер и что в дальнейшем необходимо его признание др. Церквами в каноническом порядке.

http://pravenc.ru/text/2578866.html

Следующая, вторая по счету, УАПЦ возникла как результат совместных антиканонических действий епископа Луцкого Поликарпа (Сикорского) и Варшавского митрополита Дионисия (Валединского), который был предстоятелем Польской Православной Церкви, самочинно провозгласившей свою автокефалию. Московский Патриархат не признал ее, но Константинопольский томосом 1924 года «даровал» Польской Церкви автокефалию. Лишь после II Мировой войны, когда митрополит Дионисий принес покаяние, Русская Церковь признала Польскую автокефальной т.2, с.183]. В юрисдикции митрополита Дионисия до 1939 года находились, главным образом, православные бывших губерний Российской империи, отошедших в послереволюционные годы к Польше. После того, как по Пакту Молотова-Риббентроппа эти земли вошли в состав СССР, все пять епископов епархий, расположенных на территории Западной Украины и Белоруссии, возвратились в юрисдикцию Москвы. Они подали письменные прошения о воссоединении. В числе вошедших в состав Московского Патриархата был и епископ Луцкий Поликарп (Сикорский), викарный архиерей Волынской епархии, ранее бывший чиновником петлюровской Директории с.9; 181, с.118]. Он был известен своими националистическими взглядами и большой симпатией к Липкивскому и его «самосвятам». Один из архиереев, перешедших из Польской Церкви в Русскую Православную Церковь, епископ Александр (Иноземцев) вскоре вышел за штат, но остальные вошли в состав Экзархата, который возглавил митрополит Николай (Ярушевич). Епископ Поликарп определенно признавал московскую юрисдикцию, о чем свидетельствует его участие вместе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) в хиротонии епископа Вениамина (Новицкого) с.11]. После начала II Мировой войны и оккупации Украины гитлеровцами на ее территории была образована автономная Украинская Православная Церковь (УПЦ), канонически пребывавшая в юрисдикции Московского Патриархата. Она была создана в соответствии с правом на самоуправление, предоставленным в 1920 году святителем Тихоном, патриархом Всероссийским, зарубежным епархиям Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440058/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010