Третье понятие – «restitutio» (как возвращение или возмещение) – появляется в православных сочинениях, как правило, в двух контекстах: или в контексте толкования заповедей Декалога, или как одно из непременных условий получения кающимся отпущения грехов. В первом контексте понятие «restitutio» встречается у Симеона Полоцкого : в толковании заповеди «Не лжесвидетельствуй» (здесь речь идет о возмещении ущерба репутации и имени другого человека) и заповеди «Не укради» (возмещение материального ущерба); во втором контексте – в трактате «Мир с Богом» («Яко грех не отпущается, аще восхищенное не возвращается». С. 495). Православные авторы цитировали в данном случае 153-е послание Августина 420 . Закономерно задаться вопросом, каким образом эти три дефиниции из Августина попали в интересующие нас памятники. Велика вероятность, что напрямую к текстам Августина никто из названных авторов не обращался. To, что хронологически более поздние работы могли заимствовать данные дефиниции из более ранних сочинений, вполне возможно, хотя и не всегда очевидно. Гораздо более очевидным представляется обращение православных книжников к каким-то источникам западного (в первую очередь католического) происхождения. И виленская «Наука о таинствах», и «Мир с Богом» Гизеля, и названные рукописные трактаты Симеона Полоцкого – это расширенные переводы или переделки католических памятников: «Наука о таинствах» компилировалась из целого ряда трактатов по сакраментологии, в том числе и из «Агенды» познаньского каноника Иеронима Поводовского; «Мир с Богом» составлялся на основе трех сочинений польского доминиканца Миколая Мосциского 421 ; a Симеон Полоцкий использовал для своих катехизисов разделы из трактата бельгийца Жака Маршана «Hostus pastorum» 422 . Соответственно данные католические памятники могли быть источником приведенных выше дефиниций Августина. Источником мог быть и составленный по решению Тридентского собора «Римский катехизис». Это предположение подтверждается не только тем, что и в «Римском катехизисе», и в анализируемых православных источниках мы находим данные дефиниции Августина, но тот факт, что они приводятся в одинаковых контекстах, обрамлены совершенно идентичной аргументацией. Третьим источником для книжников Киевской митрополии была, без сомнения, «Сумма теологии» Фомы Аквинского. В пользу активного использования сочинения Аквината в качестве своеобразного цитатника говорит и тот факт, что Иннокентий Гизель приводит большую часть выдержек из греческих отцов именно на основе «Суммы теологии».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Получив из Министерства Внутренних Дел ассигнованную, по ходатайству Помпея Николаевича Батюшкова, на моей домовой церкви сумму, в количестве 2900 рублей, я долгом почел принести Г. Батюшкову мою искреннюю благодарность за его благосклонное содействие к удовлетворению одной из важнейших потребностей. «Обновление и приведение в приличный вид моей домовой церкви, – писал я ему от 13-го февраля, – тем благопотребнее, что, по поводу предполагаемой перестройки кафедрального собора, придется, в течении нескольких годов совершать в этой церкви праздничные богослужения». Священник Витебской единоверческой церкви Василий Волков составил и в 1866 г. напечатал небольшую книжку под заглавием: «Сведения о начале, распространении и разделении раскола и о расколе в Витебской губернии» – По прибытии моем в Витебск, он представил мне несколько экземпляров своего произведения и просил препроводить один экземпляр в Москву к высокопреосвященному митрополиту Филарету. Препровождая книгу к Московскому Архипастырю, я вместе с тем писал его высокопреосвященству от 13-го февраля: «Имею честь представить благосклонному вниманию вашего высокопреосвященства скромное произведение Витебской духовной литературы. Препровождаемое при сем сочинение о расколе Витебской губернии есть труд священника и Благочинного Витебской единоверческой церкви В. Волкова, который вместе с тем и член Полоцкой консистории. Священник Волков из окончивших курс Черниговской семинарии с степенью студента – способный и благонамеренный человек, один из лучших моих сотрудников. Если бы этот первый опыт литературных трудов по части русского раскола свящ. Волква заслужил одобрение вашего высокопреосвященства, то это послужило бы для сочинителя самою лучшею наградою и поощрением па дальнейшие труды. При сем случае, приемлю смелость обратиться к вашему высокопреосвященству с ходатайством об оказании помощи имеющимся в вверенной мне епархии 6-ти единоверческим церквам. При общей бедности здешнего народонаселения, как все вообще приходские церкви Полоцкой епархии, так и в особенности Единоверческие нуждаются в самых необходимых принадлежностях Богослужения. Но первые церкви получали и получают иногда приношения от посторонних благотворителей; последние же лишены этих пособий. – Посему не благоволите ли, ваше высокопреосвященство, признать возможным от избытков Единоверческих церквей уделить хотя что либо в пользу таких же здешних бедствующих церквей. Мне помнится, что многие священные утвари ризничные и другие церковные вещи, отбираемые от раскольников, по распоряжению епархиального начальства отсылались для хранения в ту или другую из .Московских единоверческих церквей. Если бы вашему высокопреосвященству, из сих утварей и ризничных вещей, благоугодно было повелеть отделить те, которые остаются без всякого употребления и, может быть, составляют излишнее бремя и переслать в здешние единоверческие церкви, то чрез сие удовлетворены были бы самые насущные потребности сих церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Ещё больше затруднение всякого рода встречалось при осуществлении главной миссии о восстановлении православной истины в крае и о привлечении к ней униатов, насильственно отторгнутых. Прежде всего, был крайне унижен авторитет православия, которое прямо звали «верой жидовской» 225 , и кощунственно издевались над «русскими дурачками» 226 , которые держатся «холопского» исповедания 227 , почему православных и даже униатов в награду переводили в католичество 228 . С другой стороны, «друзья его католики и униаты», «добрые приятели полячки», «злобные полячишки» всячески тормозили дело, распространяя «разные гнусные клеветы и вредные в политическом отношении мысли»: сочинялись «злейшие жалобы на Греко-Российское Епархиальное начальство», а «в Полоцке уже прямо писали Государю ябеднические бумаги»; так «в особенности пред встречным и поперечным поносили имя Смарагда и честь его чернили страшными вымышленными клеветами» 229 . Богатые и влиятельные помещики ставили всякие препоны, агитаторы поддерживались 230 , чиновники в большинстве действовали против православия 231 , готовые с радостью продать его за грош 232 и причинить ему прямой вред 233 . Где мы хотели только возвратить себе исконное наследие православия, – там попустительство дошло до того, что митр. Филарет 6 марта 1834 г. писал С.Д. Нечаеву: «с безумной дерзостью нападают паписты на православие, и уверены, что пред Российским правительством и дерзость их им не опасна, и безумное их им не постыдно» 234 . При недостатке помощников Полоцкому архиерею приходилось всё выносить на своих плечах, но тут возникали новые преграды и осложнения. Обязав Смарагда повидаться на пути в Полоцк и столковаться с Могилёвским епископом и Витебским гражданским начальством 235 , в Петербурге надавали ему чиновничьих инструкций, стеснявших свободу и энергию, а иногда прямо противных его натуре, когда внушалось действовать «неприметным образом» 236 , т. е. каким-то явно неестественным способом. Разумеется, Смарагд не мог этого исполнить и вызывал к себе сверху подозрение вместо помощи. Атмосфера везде была до крайности тягостная, – и «в сей стране иноверной и упоенной духом иезуитским» 237 Смарагд чувствовал себя «находящимся в гнездилище лукавых и враждебных воспитанников иезуитских, все коварные взгляды свои на него преимущественно обращающих» 238 и заставлявших с тревогой охранять и православных и униатов от католических козней 239 . Отсюда создавались иногда такие трагические коллизии, что в казённом имении Езерище (Городищенского уезда Витебской губернии) якобы хотели утопить в озере губернатора Н.И. Шредера и Смарагда 240 , а ревностные помощники последнего и действительно пострадали, даже поплатились жизнью 241 : так, ключарь Полоцкого кафедрального собора о. Стефан Петрашень 20 июля 1834 г. чуть ли не был отравлен 242 и священник Станиславовской, Полоцкого уезда, церкви Сщеснович убит в ночь с 27 на 28 ноября 1836 г. 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В помещениях собственно храма основное место отведено традиционным сюжетам: на южной и северной стенах расположились евангельские композиции, на западной стене - грандиозная картина Страшного суда, на столбах - фигуры святых, мучеников и воинов. Фрески опоясывают все стены храма сплошным ярким ковром, располагаясь в несколько горизонтальных ярусов без вертикальных разгранок. Причём конструктивные детали интерьера - окна, арки, столбы - включены в живописную поверхность в качестве реалистически обыгранных элементов повествования. Большинство изображений комментируется пространными надписями, в которых использованы не только тексты Священного писания, но и вирши Симеона Полоцкого - знаменитого церковного писателя XVII века. В соборе сохранился резной иконостас с древними иконами, киоты со скульптурами ангелов, расположенными на углах главных четырёх столбов храма, и окованная металлическими листами огромная солея (XVII в.). Достопримечательность собора - обилие деревянной резной скульптуры: подножия ктиторских мест в виде лежащих львов, резные скамьи, напрестольная сень и киот со скульптурой Николы Можайского, деревянное резное Распятие. Ансамбль Воскресенского собора дополняют современные храму Святые ворота и колокольня. Они расположены к югу-востоку от собора, на пути главного подхода к нему со стороны города. Колокольня стоит в некотором отдалении от храма, на высоком береговом спуске за алтарями, придавая всему собоному комплексу ещё большую живописность и выразительность общего силуэта. Святые ворота, включённые в каменную ограду собора, представляют собой простой объём, прорезанный аркой входа, увенчанный постепенно уменьшающимися вверх ярусами восьмериков. На верху последнего из них поставлена совершенно игрушечная по размерам луковичная главка на вытянутой шейке. Считается, что архитектурные формы Святых ворот предвосхищают идеи зодчества петровского времени. Из брошюры-путеводителя: " Тутаев " (по заказу Тутаевского бюро путешествий и экскурсий). - Москва: " Внешторгиздат " , 1977 От Императорской Археологической Комиссии.

http://sobory.ru/article/?object=00221

При этом униатское духовенство всемерно поощрялось к отдаче своих детей в духовные училища, а комиссией духовных училищ в Петербурге подарено было униатским училищам более тысячи экземпляров учебных и других книг. За точным приведением в исполнение всех этих правительственных распоряжений неутомимый Иосиф повсюду наблюдал лично, после того как посвящен был в сан епископа и впервые обозревал вверенную ему белорусскую епархию. Он в это время «неоднократно делал поездки, чтобы видеть монастыри, в которых предполагалось открыть духовные училища» (69 стр.). После этой первой поездки Иосиф представил донесение в греко-униатскую коллегию о сделанных им или требовавшихся еще распоряжениях по семинариям и училищам. Благодаря этому последнему донесению для улучшения состояния полоцкой семинарии и для заведения в ней академических классов Высочайше назначено было 28.000 руб. ассигнациями (стр. 70). Заботы Иосифа относительно образования униатского духовного юношества не прекращались и после того, как он сделан был литовским епископом. В первые годы своего служения здесь он исходатайствовал, чтобы имения, предназначенные на содержание полоцкой семинарии и собора, отделены были от имений архиерейских и переданы в ведение правления семинарии, точно также поручены были ведению правления и имения литовской семинарии, управлявшиеся прежде административной комиссией. По инициативе Иосифа в это же время учреждены были уездные приходские духовные училища при пяти монастырях и на их же иждивении с обязанностью содержать от 10 до 20 казенных учеников. К беднейшим из этих монастырей причисляемы были имения других упраздняемых монастырей. Так шло дело обособления униатской церкви от католической зависимости и упрочения твердой самостоятельности этой церкви в первые годы епископского служения Иосифа. Мы не перечисляем здесь целого ряда мелких мер, которые предпринимались Иосифом во время обозрения вверенных ему для управления епархий с целью обеспечения самостоятельности униатской церкви, не указываем на множество отписок и проектов Иосифа с места этих обозрений частью исполнившихся, частью оставшихся без выполнения, писанных с той же целью, потому что перечень их нарушил бы целостность взгляда на деятельность Иосифа по указанному вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Что скажу Вам о себе? Благодарение Господу, пока все у меня благополучно. Дела служебные идут небезуспешно. Веду жизнь, по крайней мере, в настоящие дни Четыредесятницы, почти затворническую, – ни сам никуда не выезжаю, ни у себя почти никого не вижу. Недавно вызывали меня на довольно далекое путешествие – приглашали на погребение Преосвящ. Волынского, Архиеп. Агафангела 436 , моего земляка и даже почти родственника, но я не мог решиться на эту поездку. А вот, если Бог благословит, после праздника вскоре думаю переселиться в загородный дом: это ближе и удобнее. И у нас, наконец, весна, погода теплая и ясная; появляется зелень и начинают распускаться деревья». 4-го ч. Командующий войсками граф Сумароков-Эльстон пригласил меня, вместе с некоторыми другими начальствующими лицами, к обеденному столу. Отправляясь на обед, я уверен был, что гостеприимный хозяин, как человек, зарекомендовавший себя пред Харьковом со стороны набожности и благочестия, сохранит на этот раз уважение к уставам Православной Церкви и соблюдет приличие в отношении к православному архиерею, т. е. предложит трапезу, соответствующую, по возможности, значению настоящих дней Св. Четыредесятницы. Ничего не бывало: для светских гостей приготовлен был стол мясной к крайнему моему удивлению и оскорблению. Если бы я заранее знал о такой бестактности сиятельного хозяина, я никак не решился бы ехать на его обед. Такое неприличие и неуважение к архиерейскому сану возможно только между русской православной «интеллигенцией». Ничего подобного православный архиерей не встретит даже у иноверцев. По моему приказанию, препровождены были моим секретарем М. Зверинским, по экземпляру, книги о моем прощании с Полоцкой паствой, двум Полоцким Прото- —281— 1875 г. иереям – настоятелю Софийского собора Феодору Иваницкому и законоучителю военной гимназии А. Добрадину. И вот что писал, по этому случаю, первый из них, т. е. о. Иваницкий Зверинскому от 5-го числа: «Вы чрезвычайно обрадовали меня немощного, чающего утешения, присылкой драгоценной книги «Прощание незабвеннейшего нами Архипастыря с Полоцкой паствой», за которую приношу Вам мою искреннейшую, чистосердечную благодарность. Меня просил благодарить Вас за эту книгу и о. Протоиерей Алексей Михайлович Добрадин. В душе моей, поколеблемой лютейшей болезнью, коей жестокие последствия приходится испытывать преимущественно в последние дни и недели, Вы подарком своим подкрепили тот несравненный образ, который глубоко отпечатлен в ней и никогда уже не изгладится.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ефим Спажинский родился около 1778-го года в Полоцке, учился живописи у профессора Виленского университета Франциска Смуглевича (польский художник, основоположник литовской национальной школы живописи), затем продолжил своё образование в Академии художеств в Санкт-Петербурге, после чего стал преподавать живописное ремесло в Полоцком иезуитском коллегиуме. Обладая большим мастерством в портретном жанре, художник выполнял заказы местного и заезжего дворянства. Одними из таких именитых заказчиков в Полоцком уезде были Повалишины. В знак памяти и глубокого уважения погибшему экипажу шхуны «Полоцк» и всем, кто служил в военно-морском флоте, в древнем городе Полоцке на историческом месте у Софийского собора членом патриотического проекта «Памяти предков будем достойны», членом Союза краеведов России Алексем Буховецким был развернул Андреевский флаг Военно-морского флота России. По архивным данным. Упоминание о шхуне у историка флота Р. Скаловского в книге «ЖИЗНЬ АДМИРАЛА ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА УШАКОВА»: «Полоцк». Российский государственный архив военно-морского флота, Парусные корабли. Алексей Геннадьевич Буховецкий , член Союза краеведов России, член Российского общественного патриотического проекта «Памяти предков будем достойны» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В РФ рассматривают проект о миграционном режиме высылки: СМИ Эксперты рассказали на каком уровне будет курс валют в мае: график В Саранске за дорогую аферу арестован директор «Спецсервис» УЖАС: Молодая жена Петросяна рассказала в СМИ о тяжелой болезни Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/10/po...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Борисов камень из дер. Болотки (ГМЗК) Памятники древнерус. лапидарной эпиграфики и иконографии, сохранившиеся на территории Беларуси (в пределах Полоцкого княжества). Это крупные валуны (высота 1,8-3 м, до 8 м в окружности) с тщательно резанными вглубь шестиконечными крестами и надписями, призывающими помощь Божию. Самое большое число Б. к. обнаружено на отмелях в русле Зап. Двины ниже Полоцка (у с. Подкостельцы в 5 км от Полоцка), у пос. Друя Браславского р-на, у г. Дисна (2 - у бывш. дер. Болотки Миорского р-на, один - возле бывш. дер. Наковники Верхнедвинского р-на), 2 известны на суше (у дер. Дятлово Оршанского р-на, т. н. Рогволодов камень, и около с. Высокий Городец Толочинского р-на); в лит-ре упоминались и др., позже утраченные, валуны с надписями, к-рые не удалось прочесть, а также камни с крестами, но без надписей. Большинство крестов на валунах высечено, по-видимому, по приказу полоцкого кн. Бориса Всеславовича (княжил с кон. 1127 по нач. 1129), о чем свидетельствует повторяющийся текст их надписей: «Господи, помози рабу своему Борису». В одном случае назван сын кн. Бориса Василий-Рогволод и поставлена дата (7 мая 1171); известны также кресты с надписями неких Сулибора и Воротиши («Сулиборь хрьст» и «Воротишин хрьст»). Формула надписи для выражения благочестия князя является стандартной и повторяется как в офиц. документах (на печатях, монетах и т. п.), так и в памятных знаках (моленные граффити на стенах храмов и т. п.). Конкретные функции не до конца ясны, возможно, надписи высекались в голодные годы в надежде на помощь Божию, могли предназначаться для освящения древних языческих фетишей, служить путевыми или пограничными знаками и т. п. В народе Б. к., с к-рыми связан целый ряд преданий, известны под названиями: Борис, Борис-Хлебник, Борис-Глеб, Борисоглебский, Писарь, Писаник и др. Открытие Б. к. сыграло значительную роль в становлении науки о церковных древностях в России в XVIII-XIX вв., однако большинство их было уничтожено при инженерных работах. Сохранились 2 Б. к.: из дер. Болотки (самый маленький, с надписью «Сулиборь хрьст», в 1887-1888 был поднят со дна реки и отправлен в Москву, в наст. время находится в Музее-заповеднике «Коломенское»); из с. Подкостельцы (в 1981 поднят со дна реки и установлен возле Софийского собора в Полоцке).

http://pravenc.ru/text/153183.html

Даров и кратко изложена история флорентийского собора с целью показать, что московские хлебопоклонники ложно говорят, будто латиняне переспорили греков на этом соборе по вопросу о времени пресуществления Даров; Беседа, подтверждавшая православное мнение по этому вопросу свидетельствами из древних литургий Иакова и Марка, из сочинений св. отцов и различных писателей, также и из русских служебников 377 ; Краткие замечания и опровержения на сочинения Сим. Полоцкого (Венец веры, Обед и Вечерю) 378 – все это труды Евфимия и других ревнителей православия, трудившихся под руководством Иоакима и пользовавшихся творениями, присланными тогда с Востока и из Молдавии. «Акос» братьев Лихудов, написанный на греческом языке и переведенный их учениками. Он имеет форму диалога между учеником и учителем, состоит из предисловия и послесловия, из 21 вопроса и стольких же ответов. После предварительных рассуждений о таинствах вообще, здесь доказывается несостоятельность мнения хлебопоклонников и истинность православного – относительно времени пресуществления; так же, как в «Обличении», представлены опровержения на «Выклад» и краткая история флорентийского собора; разобрана еще католическая формула крещения («крещаю», а не окрещается) и решаются некоторые частные вопросы относительно крещения (можно ли крестить нескольким одного, нескольких в одной купели и себя самого) 379 . Показание истины – ответ Лихудов на бранную против них тетрадь Медведева; их же Диалоги грека учителя с некоторым иезуитом относительно различий между Восточной и Западной Церквами 380 ; их же Мечец духовный в защиту православия и в опровержение католичества 381 . Остен – сборник, содержащий в себе рассуждение о времени пресуществления, историю московских споров по этому вопросу, о флорент. соборе, униатах и Filioque, о заблуждениях Полоцкого, Белободского, Медведева, Долгого и др., о браке в 3 и 4 степенях родства, о лютеранских и римских заблуждениях, о стрижении бороды и т. д. Сюда вошли «Обличение» на «Выклад», Лихудов «Акос», Покаянные исповедания Медведева и Долгого и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Это было в присутствии ключаря и некоторых других членов причта. Ключарь, назначенный в эту должность назад тому два года, до сих пор не принимал ризницы и потому не знал, всё ли цело соборное имущество; между тем описи сего имущества хранились под замком у Протоиерея и никому не показывались. Когда я, истребовав от него эти описи, приказал учредить особую комиссию для обревизования соборного имущества и составления новой описи, —674— 1867 г. комиссия эта, при пересмотре соборного имущества и сличения оного с описями, между прочим, открыла, что на одной из митр, значащейся по описи 1837 г. под 1 украшенною жемчугом и драгоценными камнями, в настоящее время недостает нескольких изумрудов; другая митра, значащаяся по описи 1854 г. под 2 и также украшенная жемчугом и драгоценными камнями, в настоящее время сохраняет на себе только незначительную часть жемчуга. О сем производится исследование. О недостаточном знании Протоиереем Никоновичем церковного устава, кроме многих других опытов, ясно свидетельствует следующий случай. Однажды, присутствуя при праздничном всенощном бдении, я слышу, что псаломщик не ту читает кафизму, какая положена на этот день по уставу. Подозвавши Протоиерея, я спросил его, какие положено сегодня читать кафизмы; он отвечал, что не знает. Если настоятель кафедрального собора, около 30-ти лет служащий в священническом сане, не знает церковного устава и порядков богослужебных, что сказать о других младших членах причта? И действительно, в первые дни моего здесь служения, меня крайне поражало совершенное незнание порядков церковного богослужения, какое видел я во всех членах кафедрального клира. Если же нет чинного богослужения в кафедральном соборе, что сказать о приходских, и в особенности сельских церквах? Из всего вышеизложенного Ваше Высокопреосвященство изволите усмотреть, может ли и должен ли оставаться Протоиерей Никонович настоятелем кафедрального собора. III. Перемещение Протоиерея Копаевича от собора, хотя и уездного города, к приходской, хотя бы и губернского города, церкви будет для него не наградою и поощрением, а скорее оскорблением, ничем им незаслуженным. Притом, в Витебске нет ни одной церкви, кроме единоверческой Благовещенской, которая была бы не из воссоединенных. Наконец, назначение Копаевича членом консистории, несоединенное с настоятельством кафедрального собора, после того как он был уже в звании члена консистории при Полоцкой кафедре, составило бы для него не почет, а только подвиг с его стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010