Arhiva La Seminarul teologic din Minsk a avut loc cel de-al XVIII-lea Seminar al studenilor de la universitile din Belarus 17 decembrie 2019 13:18 13-14 декабря 2019 года в Минской духовной семинарии по благословению ректора архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия проходил XVIII Ceмuhap студентов высших учебных заведений Беларуси «Православие и цивилизационный выбор Беларуси (К 180-летию Полоцкого Собора 1839 года)», ориентированный на осмысление роли Православия в определении вектора цивилизационного развития белорусского государства и общества. Выбор тематики форума был обусловлен тем, что по решению Синода Белорусской Православной Церкви  в 2019 году отмечалось 180-летие возвращения белорусско-литовских униатов к православному исповеданию, состоявшегося на основании решений Полоцкого Собора 1839 года. В нынешнем году оргкомитет семинара впервые принимал заявки участников и тезисы их докладов на конкурсной основе, стремясь к повышению научного уровня форума. По результатам работы конкурсной комиссии к участию в семинаре были приглашены 70 студентов, представивших 27 белорусских вузов. В частности, программа мероприятия включала выступления представителей Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Барановичского государственного университета, Белорусской государственной академии авиации, Белорусской государственной академии связи, Белорусской государственной сельскохозяйственной академии,  Белорусского государственного аграрного технического университета, Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Белорусского государственного университета культуры и искусств, Белорусского национального технического университета, Белорусского государственного университета транспорта, Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина, Брестского государственного технического университета, Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, Гомельского филиала Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, Гродненского государственного аграрного университета, Гродненского государственного медицинского университета, Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Института менеджмента, спорта и туризма, Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова, Минской духовной академии , Минской духовной семинарии, Минского инновационного университета, Могилевского государственного университета продовольствия, Полоцкого государственного университета, Республиканского института высшей школы, Университета гражданской защиты МЧС Беларуси.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5549228...

Таковым по моему мнению представляется протоиерей и благочинный Лепельского собора Иоаким Копаевич, который, при честном поведении, при достаточном образовании и многолетней опытности, отдается необыкновенною ревностью и усердием к исполнению своих обязанностей. Если Святейшему Синоду благоугодно будет утвердить протоиерея Копаевича в звании члена Полоцкой дух. консистории, с перемещением его к Витебскому кафедральному собору в качестве настоятеля оного, то на его место полагал бы я перевесть протоиерея Онуфрия Никоновича. Послужный список протоиерея Иоакима Копаевича при сем препровождается». В тот же день т. е. 9-го февраля писал я и обер-прокурору Св. Синода графу Димитрию Андреевичу Толстому: «Позвольте обратить внимание Вашего Сиятельства на положение приходского духовенства Полоцкой епархии, в особенности низшего клира. Несовершенно обеспечено положение и священников, хотя жалованье им, сравнительно с священниками других внутренних епархий, довольно значительно (300–400 р.) но положение причетников особенно семейных, при жаловании около 60 р. в год, и при отсутствии всяких почти других доходов, поистине жаркое при крайней притом в здешнем крае дороговизне и проч. От того многие причетнические места долгое время оставались и остаются вовсе незанятыми, или занимались людьми безграмотными (по крайней мере, пономарские места) и неблагонадежными; и между тем, как на священнические места есть немало желающих поступить из других соседних епархий, на причетнические вовсе нет охотников. Посему не изволите ли признать удобным употребить ваше ходатайство пред Св. Синодом о возможном улучшении положения причетников Полоцкой епархии, чтобы таким образом можно было привлекать к занятию причетнических должностей людей, более или менее способных и благонадежных. В настоящее время, при повсюдном открытии приходских школ, тем благопотребнее иметь способных и благонравных причетников, которые могут служить (как действительно инде служат) ближайшими и необходимыми помощниками для священников в деле обучения грамоте крестьянских детей в помянутых школах».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

—669— 1867 г. Посему, для устранения дальнейших беспорядков по делам Консистории и для приведения в лучший порядок дел по Кафедральному собору, представляется необходимым удалить протоиерея Никоновича как от присутствования в Консистории, так и от заведывания кафедральным собором и на его место определить более способного и благонадежного человека. Таковым по моему мнению представляется протоиерей и благочинный Лепельского собора Иоаким Копаевич, который, при честном поведении, при достаточном образовании и многолетней опытности, отличается необыкновенною ревностью и усердием к исполнению своих обязанностей. Если Святейшему Синоду благоугодно будет утвердить протоиерея Копаевича в звании члена Полоцкой дух. консистории, с перемещением его к Витебскому кафедральному собору в качестве настоятеля оного, то на его место полагал бы я перевесть протоиерея Онуфрия Никоновича. Послужный список протоиерея Иоакима Копаевича при сем препровождается». В тот же день, т.е. 9-го февраля писал я и обер-прокурору Св. Синода графу Димитрию Андреевичу Толстому: «Позвольте обратить внимание Вашего Сиятельства на положение приходского духовенства Полоцкой епархии, в особенности низшего клира. Несовершенно обеспечено положение и священников, хотя жалованье им, сравнительно с священниками других внутренних епархий, довольно значительно (300–400 р.), но положение причетников, особенно семейных, при жаловании около 60 р. в год, и при отсутствии всяких почти других доходов, поистине жалкое при крайней притом в здешнем крае дороговизне и проч. От того многие причетнические места долгое время оставались и остаются вовсе незанятыми, или занимались людьми безграмотными (по крайней мере, пономарские места) и неблагонадежными; и между тем, как на священнические места есть немало желающих поступить из других соседних епархий, на причетнические вовсе нет охотников. Посему не изволите ли признать удобным употребить ваше ходатайство пред Св. Синодом о возможном улучшении положения причетников Полоцкой епархии, что-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не желая унижать пред высшим начальством протоиерея Никоновича, я предлагал ему самому просить об увольнении его от кафедрального собора и от Консистории, но он, под разными предлогами, уклонялся от такого предложения. Посему я решился донести (и вместе с сим доношу) Св. Синоду об удалении прот. Никоновича от присутствования в Консистории, а равно и от кафедрального собора, представляя на его место рекомендованного мне вашим высокопреосвященством протоиерея Иоакима Копаевича, которого я не раз уже видел и относительно кото- —668— 1867 г. рого имел случай убедиться в его способности и благонамеренности. Что же касается до архимандрита А., то я не решился писать о нем, не испросив предварительно вашего, милостивейший архипастырь, совета и наставления. В бытность мою в Петербурге вы изволили говорить мне, что, в случае нужды, архиман. А. можно будет перевесть в другую епархию. Такое распоряжение было бы благодетельно и для него и полезно для Полоцкой епархии. Он сам желал бы, как слышно, переместиться на свою родину, в Литовскую епархию». Вместе с письмом к Новгородскому владыке послал я в Св. Синод формальное донесение за 472. В нем излагал я следующее: «В течение пяти месяцев, со времени вступления моего в управление Полоцкою епархией, много усмотрено мною опущений и беспорядков по делам Полоцкой дух. консистории. Опущения и беспорядки сии зависят частью от неспособности и неопытности чиновников канцелярии, а частью и от невнимательности и также неспособности членов консистории. Более опущения и крайняя медлительность в делах замечаются в особенности по 1-му столу Канцелярии, состоящему в заведывании кафедрального протоиерея Онуфрия Никоновича. Это объясняется, между прочим, тем, что протоиерей Никонович не имеет достаточного образования, потребного к правильному и ясному пониманию дел и основательному суждению о них. Протоиерей Никонович не отличается также особенным усердием и внимательностью к службе в качестве настоятеля кафедрального собора. По прибытии моем в Витебск, кафедральный собор найден был мною не в должной чистоте и благообразии; ризница оказалась в совершенном беспорядке; многие, вновь прибылые вещи, не внесены были в опись; некоторые из значащихся в описи, по донесению членов назначенной мною для составления описи комиссии, оказываются не в совершенной целости. В членах соборного клира, равно как и в самом протоиерее, не усматривается достаточного знания церковного устава и порядков Богослужебных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На это дружеское послание я отвечал немедленно. 3-го числа писал я Сергею Константиновичу: «… В Вашем приветствии я вижу новое доказательство Вашего неизменного ко мне благорасположения. Вполне ценю Вашу любовь и расположение. Очень сожалею, что я не имел возможности, в бытность мою в Лавре, побеседовать с Вами наедине и искренно, как привык беседовать с Вами. Напечатанная в газете «Москва» статья о возвращении моём в Витебск приятно удивила меня. Действительно, я много утешен был той любовью, с какой встретила меня, после продолжительной разлуки, моя паства. Но, к прискорбию, между добрыми овцами немало есть и козлищ, от которых приходится испытывать много, очень много огорчений. В настоящую пору, сверх обычных занятий, мне предстоит новое дело – распределение по церквам приношений, в изобилии собранных мной в благословенном граде Москве. Впрочем, для этой операции составлен мною Комитет. Москва удивила меня своей любовью ко мне и сочувствием к моим церковным нуждам; да воздаст ей за сие Небесный Мздовоздаятель! Петербург, напротив, поразил меня своей холодностью и равнодушием». 6-го числа вошёл я в Св. Синод с представлением 2842 следующего содержания: «Член Полоцкой д. Консистории, Витебского Успенского Собора священник Александр Хруцкий, вошёл ко мне прошением, в котором изъяснил, что он, по семейным обстоятельствам своим, не может долее оста- —773— 1867 г. ваться Членом Консистории, и потому просит уволить его от сей должности. 233 К увольнению священника Хруцкого от звания Члена Консистории препятствий не усматривается. Если Св. Синоду благоугодно будет священника Хруцкого от службы по Полоцкой Консистории уволить, то на его место признаётся способным и благонадёжным Ключарь Витебского Кафедрального Собора, священник Андрей Альбицкий. Священник Альбицкий, по окончании курса наук во Владимирской Семинарии со званием студента, рукоположен был во священника в марте 1845 г.; с 24-го октября 1857 г. по настоящий 1867 г. проходил должность Благочинного; в минувшем марте, по прошению, перемещён в Полоцкую епархию и определён к Витебскому Кафедральному Собору на священническую вакансию, с поручением ему должности Ключаря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«...В Вашем приветствии я вижу новое доказательство Вашего неизменого кто мне благорасположения. Вполне ценю Вашу любовь и расположение. Очень сожалею, что я не имел возможности, в бытность мою в Лавре, побеседовать с Вами наедине и искренно, как привык беседовать с Вами. Напечатанная в газете «Москва» статья о возвращении моем в Витебск приятно удивила меня. Действительно, я много утешен был тою любовью, с какою встретила меня, после продолжительной разлуки, моя паства. Но, к прискорбию между добрыми овцами немало есть и козлишь, от которых приходится испытывать много, очень много огорчений. В настоящую пору, сверх обычных занятий, мне предстоит новое дело – распределение по церквам приношений в изобилии собранных мною в благословенном граде Москве. Впрочем, для этой операции составлен, мною Комитет. Москва удивила меня своею любовью ко мне и сочувствием к моим церковным нуждам; да воздаст ей за сие Небесный Мздовоздаятель! Петербург, напротив, поразил меня своею холодностью и равнодушием». 6-го числа вошел я в Св. Синод с представлением 2842 следуюшего содержания: «Член Полоцкой д. Консистории Витебского Успенского Собора священник Александр Хруцкий, вошел ко мне прошением в котором изъяснил, что он, по семейным обстоятельствам своим не может долее оставаться Членом Консистории, и потому просить уволить его от сей должности 842 . К увольнению священника Хруцкого от звания Члена Консистории препятствий не усматривается. Если Св. Синоду благоугодно будет священника Хруцкого от службы по Полоцкой Консистории уволить, то на его место признается способным и благонадежным Ключарь Витебского Кафедрального Собора, священник Андрей Альбицкий. Священник Альбицкий, по окончании курса наук во Владимирской Семинарии с званием студента рукоположен был во священника в Марте 1845 г.; с 24-го Октября 1857 г. по настоящий 1867 г. проходил должность Благочинного; в минувшем Марте, по прошению перемшен в Полоцкую епархию и определен к Витебскому Кафедральному Собору на священническую вакансию, с поручением ему должности Ключаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

30-го числа, часа в три пополудни, пожаловал ко мне, согласно своему обещанию, вожделенный гость, Преосвященнейший архиепископ Евсевий. Я встретил его не только с искренней радостью, как дорогого гостя, но и с чувством глубокого почтения, как бывшего начальника по Московской Академии. Во время трапезы, которую я предложил моему достопочтимому гостю, и часа полтора после трапезы, много беседовали мы с ним о разных предметах; между прочим, Преосвященнейший рассказывал мне о своём пребывании, в 1863 или 1864 году, в Петербурге для присутствования в Св. Синоде, о порядке производства дела по Синоду, о взаимных между собой отношениях членов Синода, о характере отношений к —723— 1867 г. своим Сочленам первенствующего Члена Синода, об отношениях к Синоду Обер-Прокурора, и пр. Обо всём этом немного утешительного услышал я из уст своего гостя. – Часов в 6-ть я должен был проститься со своим дорогим гостем. Посещение это надолго оставило во мне самое приятное впечатление. Полоцкий благочинный, протоиерей Юркевич частыми, и большей частью неосновательными, доносами на ближайшего сослуживца своего, свящ. Пясковского, до того наскучил мне, что я решился, при первом удобном случае, удалить его от благочиннической должности. И случай к сему не замедлил доставить мне сам же Юркевич. Он донёс мне о свящ. Пясковском, что тот, во время отлучек его, Юркевича, из города по обязанностям благочинного, не совершает за него в соборе служб и не исправляет приходских треб. Но Пясковский против сего объяснил, что он, по обязанности законоучителя в нескольких городских училищах, не может один совершать богослужение и требы по собору, притом прот. Юркевич не всегда отлучается из города по обязанностям служебным, но нередко, ради посещения только родственников и друзей, и в последнем случае Юркевич был в отлучке не по делам службы, а ездил в гости в местечко Сиротино к свящ. Можайскому. Вследствие такого объяснения, на донесении благочинного Юркевича дана была мной 11-го июля такая резолюция: «В Полоцком Софийском соборе, где, по штату, полагается два священника, на основании 33 ст. Уст. Д. Консисторий, богослужение должно быть совершаемо ежедневно. Как протоиерей собора Андрей Юркевич, по должности благочинного, имеет надобность по делам службы иногда отлучаться из города, и, следовательно, оставлять служение в соборе и исправление мирских треб; а священник того же собора Василий Пясковский, занятый преподаванием Закона Божия в разных учебных заведениях, обременяется каждый раз совершать богослужение и исполнять требы вместо прот. Юркевича, то, для устранения препятствий к ежедневному совершению богослужения в Полоцком Софийском соборе и неопустительному исправлению приходских треб, признаю необходимым уволить от должности благочинного прот. А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Восточное исповедание, которое приняла Белая Русь во время правления св.Владимира, настолько сроднилось с самим духом народным, что его не могла вытравить никакая католическая миссия. За переход в католичество польские правители давали привилегии и должности, монахи-иезуиты готовы были давать бесплатное образование, но они смогли увлечь таким образом только знать. Горожане, мелкая шляхта, простой народ оставались верны Православию. Тогда было испробовано другое средство к обращению в католичество - уния. Православным было предложено сохранить привычные обряды и язык богослужения, но вероисповедание их должно было стать католическим. Самое печальное то, что именно высшее духовенство - епископы - большей своей частью согласились на церковную унию с Римом в 1595 г. Они действовали самовластно, скрывая свои приготовления. Польское правительство обмануло их, обещая сенаторские должности, польское латинское духовенство с презрением смотрело на них, а паства отвернулась от своих неверных пастырей. До сих пор там, где появляется уния - это мнимое согласие и союз, - начинаются споры, стычки, обвинения. То же случилось на белорусской земле. Более двух веков уния разъединяла людей, говорящих на одном языке и имеющих общее этническое происхождение. И достойно замечания то, что именно священство, ответственное за духовную жизнь своих прихожан, почти единогласно согласилось вернуться в Православие. Впрочем, речь шла не о присоединении некоего стоящего особняком церковного общества. Речь шла о том, чтобы открыто назвать свое исповедание, хранимое под коркой латинства, его настоящим именем. Униатам нужно было, как говорилось в Соборном Акте, не столько восстановить, сколько выразить свое единство с Восточной Церковью и, прежде всего, с Церковью Русской. Дело воссоединения велось не формальным образом с помощью указов и распоряжений российского правительства, в действительности готового и далее терпеть унию, лишь бы не было возмущения в крае. К успешному завершению его вели самые образованные и авторитетные униатские пастыри во главе с еп. Иосифом (Семашко). Их подлинное отеческое отношение, учреждение для униатских клириков семинарий и духовных училищ, восстановление в унии православного богослужения с 1834 г. стали прологом Полоцкого Собора. Кротость, умеренность, постепенность, по собственному признанию преосвященного Иосифа (Семашко), были его постоянными принципами. В книге Деяний приводятся слова иудейского учителя Гамалиила: «Если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5: 38- 39).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

И действительно, через двадцать пять лет в ходе польского восстания 1863 г. мятежники вновь позвали в унию бывших униатских священников. За приверженность Православию и русскому правительству рассылались угрозы, случались расправы над православными пастырями. Но уния не возродилась. Не смогла восстать она и в 1921-1939 гг. в Западной Белоруссии при покровительстве польского правительства и всех усилиях католических миссионеров. Тогда католики предъявили свои притязания на многие храмы, но широко привлечь православных в унию им не удалось. С 90-х годов в Беларуси вновь стали известны униаты, но у них нет никакой преемственности от униатов былого времени. Деяние Полоцкого Собора 1839 г. стало поворотным событием в церковной истории Белой Руси. Тогда это было обращение к своим духовным истокам, осмысление своей истории. Все это нужно нам и сейчас. Священник Алексий Хотеев Газета «Воскресение» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Академии, но его нравственный характер таков, что лишал его права на какое-бы то ни было доврие со стороны епархиального начальства. Эта личность составляла в среде Полоцкого духовенства какое-то особенное, необычное нравственное явление. Юркевич был женат на родной племяннице архиепископа Василия, и в этом, по моему мнению заключалась главная причина его нравственной испорченности. Приняв Юркевича из Минской епархии, к которой он принадлежал по своему происхождению и где был священником, преосвящ. Василий тотчас же сделал его настоятелем Полоцкого Софийского собора с возведением в сан протоиерея, назначил благочинным и членом Духовного Правления представил ему должность смотрителя в Полоцкому Д. училище, и возлагал на него, как на особо доверенное лицо, разные более или менее важные поручения; осыпал его всякого рода милостями и наградами; воспринимал у него при крещении детей, коих у Юркевича было более 10-ти человек, и при этом каждый раз жаловал ему, как говорят, не менее тысячи рублей; почти ежегодно или представлял его к наградам, или сам объявлял ему за самые маловажные заслуги, в самых изысканных выражениях, свою архипастырскую признательность со внесением разумеется в послужной список. В 1858 г. преосвященный усиленно домогался, чрез своего клеврета Сербиновича, наградить Юркевича орденом св. Анны 2-й степени, хотя в это время Юркевич находился под каким-то делом, и потому секретарь консистории Квятковский 548 отказался подписать формулярный его список. Орден Юркевичу, разумеется, был дан. При таких отношениях родственника – архипастыря к протоиерею Юркевичу, последний не знал меры своему величию и, в надежде на своего великого патрона, позволял себе всякого рода злоупотребления по службе и тяжкие обиды и оскорбления в отношении к подчиненным. Если бы собрать вместе все жалобы на Юркевича со стороны подчиненных его, то составился бы очень, очень длинный список. Не мало возникло по консистории и официальных дел о злоупотреблениях Юркевича, но все эти дела до поры до времени прикрывались милостью благосердого архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010